Вы здесь

Менеджмент. Глава 1. Общая характеристика менеджмента (Г. Б. Казначевская)

Глава 1. Общая характеристика менеджмента

1.1. Общая теория управления

Слово «управление» мы слышим очень часто, да и само управление присутствует во всех сферах нашей жизни. Управляют машинами и другими техническими устройствами, учебным процессом, страной и т. д. И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем тождественны. Рассмотрим сначала понятие «управление».

1.1.1. Управление и его характеристики

Управление многообразно. Можно выделить следующие его виды в соответствии с тремя сферами объективной действительности:

управление в неживой природе;

управление в биологических системах (организмах);

управление в человеческом обществе (социальное управление).

Все эти виды управления имеют нечто общее: это законы, принципы, правила.

Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, обработки информации и т. д. Всеобщими принципами управления являются:

системность;

детерминированность;

управляющий параметр;

обратная связь;

направленность.

Логику управления, предполагающую понимание целей, ориентиров, способов их достижения, называют методологией. Ее содержание составляют подходы, приоритеты, ориентиры, критерии, процедуры выбора, средства и методы управления.

Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей.

1.1.2. Управление различными системами и его элементы

Существует огромное разнообразие систем. Их классифицируют по различным признакам. Так, по происхождению различают системы:

1) естественные, например, Солнечная система, материки, океаны и т. п.;

2) искусственные, т. е. созданные людьми, например города, предприятия и т. д.

Искусственные системы в свою очередь подразделяются: на технические, технологические, информационные, социальные, экономические. К последним относятся – народное хозяйство, отрасли, регионы, предприятия, цехи, участки и т. п.

С точки зрения объективности существования системы могут быть:

1) материальными (существуют объективно, т. е. независимо от сознания человека);

2) идеальными («сконструированы» в сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и т. п.).

По степени связи с окружающей средой системы бывают:

1) открытыми;

2) относительно обособленными.

С точки зрения обусловленности действия системы бывают:

1) детерминированными, т. е. одной и той же причине всегда соответствует однозначное следствие;

2) вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать одно из нескольких возможных следствий.

Несмотря на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими особенностями. В связи с этим необходимо отметить специфичность социального управления или управления социально-экономическими системами.

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной задачи, планомерное их применение. Человек есть общественное существо. Вот почему управление (и самоуправление) прежде всего должно быть определено как социальная функция [1].

Социально-экономические системы весьма разнообразны. Участниками таких систем являются люди с их интересами и видами деятельности. Каждая из них индивидуальна. Но все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Они:

• искусственны (созданы людьми);

• материальны (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);

• открыты (существуют обменные процессы с внешней средой);

• динамичны (развиваются);

• вероятностны.

В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, или системой управления.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

Управляемая система – это объект управления, или сфера управленческой деятельности. Связь управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления осуществляется через информационную систему, представленную в виде информационных потоков. Именно информация обеспечивает возможное воздействие управляющей системы на управляемую. Сообщения от объекта управления к субъекту управления называются обратной связью. На рисунке 1.1 представлена упрощенная схема взаимосвязи субъекта и объекта управления с помощью информационной системы. Стрелками показаны информационные потоки.


Рис. 1.1. Упрощенная схема взаимосвязи субъекта и объекта управления [2]


Учитывая сказанное, управление представляет собой процесс перевода управляемой системы в заранее заданное состояние с помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, а наука об управлении определяется как область знаний об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах. Содержанием науки управления являются законы и закономерности целенаправленной деятельности в процессе управления.

Управление можно представить как управленческое взаимодействие двух субъектов, между которыми существует управленская связь. Это связи между людьми, сложившиеся исходя из полномочий управления, из соподчиненности друг другу в процессе совместной трудовой деятельности. Связь между субъектами существует в силу имеющихся между ними отношений управления. Эти отношения базируются на более глубинных отношениях – экономических. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями.

Учитывая это, рассмотрим управление в разных типах экономических систем – централизованно планируемой и рыночной.

1.1.3. Особенности управления в централизованно планируемой экономической системе

В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т. е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую экономику часто называют командной.

В нашей стране эта система действовала на протяжении более шестидесяти лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по единому народнохозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения принимались экономическим центром.

Управляющее воздействие центра осуществлялось через решение следующих задач:

1) установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из центра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции. Планы разрабатывались для всех предприятий и отраслей экономики;

2) установление хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продавать свой товар и у кого покупать необходимые для производства ресурсы;

3) регулирование потребления товаров. Центр устанавливал цены на товары и услуги, а также размер заработной платы работающих в народном хозяйстве.

Роль экономического центра выполняли в нашей стране два главных экономических органа – Госплан и Госснаб. Госплан устанавливал всем отраслям планы по производству, а Госснаб контролировал все хозяйственные связи между предприятиями. К составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центров – каждый для своей отрасли. При составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центров на своих территориях.

Таким образом, решение всех задач экономического развития в командной экономике сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управляется централизованно.

Такое управление порождает множество проблем, как для самого центра, так и для производителей и потребителей. Какие же это проблемы?

В экономике производится огромное количество наименований товаров. Центру каждый раз необходимо знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые задания множеству производителей. Для этого также нужно владеть информацией о количестве ресурсов, имеющихся для производства всех товаров, и количестве ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требует переработки огромного объема информации, что предопределяет ошибки в планировании. В советской экономике между планами и реальностью образовался большой «разрыв», который проявился во всеобщем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции – с другой.

Планы в существовавшей централизованной системе были негибкими, они не успевали за изменениями, происходившими в реальной жизни. Планы составлялись на длительные промежутки времени – пять лет, вносить какие-либо изменения в план было практически невозможно. Любое изобретение, не «попавшее в план», не могло широко использоваться в экономике.

В плановой экономике отсутствовала экономическая свобода у производителей. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось к реализации главной цели – выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономическая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.

1.1.4. Управление в рыночной экономике

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип – экономическая свобода, согласно которой субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто никого не принуждает заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг.

Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения – возможная потеря собственности. Поскольку фирмам никто не навязывает плановых заданий, управление в этих условиях решает следующие проблемы:

• происходит ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;

• осуществляется производство только тех товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;

• обеспечивается эффективная деятельность.

«Эффективность» – одно из важных понятий в экономике. Оно происходит от слова «эффект» – конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Эффективность может выражаться в виде прироста прибыли, или суммы сэкономленных средств, или сокращении продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии.

Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то мы получим формулу эффективности:


Эффективность = Эффект / Затраты.


Эффективное управление должно вести к эффективности работы всей фирмы и отдельных ее подразделений.

Все сказанное выше не означает, что государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую и социальную политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству и др. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и таким образом государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок является регулируемым, называется смешанной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий.

Управление организациями бизнеса называют менеджментом. Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» соотносятся друг с другом как общее и особенное.

1.2. Менеджмент как особый вид управления

Всякому свое. Святой Франциск Ассизский сказал: «Каждый святой сумеет сотворить чудо, но не каждый сможет прилично управлять гостиницей».

Марк Твен

Менеджмент – понятие очень емкое. Мы определили его как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству организациями. Менеджмент существует лишь в условиях рыночной экономики, поэтому в России он появился лишь в годы проведения рыночных преобразований. Строго говоря, управление государственными предприятиями, учреждениями правильнее называть не менеджментом, а администрированием, как это делается на Западе.

Самым известным определением менеджмента является следующее – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В данном определении «скрыто» содержание этой деятельности. Разберем это определение.

Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. Этому можно научиться, менеджмент является наукой.

Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять.

Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и сформулированы верно, иначе вся предварительная работа теряет смысл. Основатель научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это прежде всего люди, поэтому менеджмент является деятельностью по организации работы коллектива. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе должны получать новое звучание. Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и наличия, и развития определенных личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством.

Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент нередко идентифицируют с менеджерами – определенной категорией людей.

Также термином «менеджмент» обозначают аппарат управления организации. В любой компании имеется такой аппарат, т. е. существует руководство, или менеджмент. Руководство данной организации представляет ее в обществе; ее успехи и неудачи – это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента.

Таким образом, менеджмент – это:

вид деятельности;

наука и искусство;

категория людей;

аппарат управления.

В дальнейшем понятия «управление» и «менеджмент» мы будем употреблять как равнозначные.

Следует иметь в виду, что менеджмент занимается как функционально-технологической структурой предприятия, так и организационно-человеческим аспектом. В свете современных концепций менеджмента в центре его внимания находится человек.

Менеджмент является прикладной наукой; он непосредственно связан с реальной экономической практикой, вооружая ее научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как:

психология личности и социальная психология;

инженерная социология;

психофизиология;

эргономика и др.

Как уже отмечалось, основоположником менеджмента как науки считается американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор, а лидером по числу научных разработок и достижений в этой сфере – Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультационных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу.

1.3. Роль менеджмента в современном обществе

Хотя считается, что интерес к менеджменту возник в конце XIX в., его роль была осознана только начиная с 1930-х гг. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний – самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с возросшей востребованностью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Их роль приобрела особое значение с появлением корпораций-гигантов, которые стали обладать огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. Как правило, правительства стран и власти целых регионов находятся в зависимости от функционирования крупнейших корпораций. Крупнейшие корпорации имеют во всем мире свои филиалы, в которых устанавливают свои правила распределения материальных благ, а также владеют колоссальным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.

Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для большинства населения – это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе таким предприятиям невозможно без эффективного менеджмента.

Роль менеджмента сложно переоценить. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации – это результат продуманной деятельности ее руководства и персонала. В наши дни ключом к эффективной экономике являются способности людей, их талант, образование и приобретенная квалификация, а также все, что имеет отношение к организации – ее структура, система управления, коммуникации, информационные технологии. Все это обеспечивает менеджмент, который делает работу организации продуктивной.

По данным Американского института экономики, до 70 % прибыли организации получают за счет умелого управления и подготовки (отбора) кадров соответствующей квалификации.

1.4. Функциональные виды менеджмента

Знакомясь с понятием «менеджмент», мы выяснили, что оно трактуется широко и многообразно:

как процесс управления хозяйственной деятельностью организации;

как процесс управления производством товаров и услуг;

как функции управления организацией (целеполагание, планирование, организация, координирование, учет, контроль, анализ);

подразумевает персонал (аппарат) управления организацией.

Таким образом, менеджмент – это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности, который разворачивается в разных аспектах:

техническом (управление операциями в организации);

социальном (управление трудовыми операциями);

рыночном (управление маркетингом);

информационном (управление коммуникациями).

В настоящее время в научный оборот входит термин «стратегический, глобальный менеджмент», обозначающий процессы управления в транснациональных корпорациях; интенсивно развиваются инновационный, экологический и антикризисный менеджмент.

Управление предпринимательской фирмой предполагает разграничение функциональных видов менеджмента.

Каждый из обозначенных видов менеджмента имеет свое содержание. Дадим краткую характеристику функциональным видам менеджмента.

1.4.1. Управление производством [3]

Управление производством – это управление объектами или процессами, которые производят товары или предоставляют услуги.

Управление производством и услугами является ключевой функцией общего процесса управления. Оно обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и осуществляет планирование, координацию, контроль процесса преобразования ресурсов организации в конечный продукт.

В российских условиях перед управлением производством стоят следующие задачи:

оптимальная организация производственных процессов;

выбор для производства максимально востребованной на рынке продукции;

внедрение инноваций;

жесткий контроль качества.

При принятии управленческих решений необходимо учитывать, что ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются качество, надежность, цена товара, скорость и надежность поставки.

Управление производством осуществляется на основе плана изготовления продукции на период.

1.4.2. Управление финансами (финансовый менеджмент) [4]

Управление финансами – это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Цель – получение финансовых средств и эффективное их использование – может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансового планирования (бюджетирования). Финансовое планирование предполагает разработку финансового плана, который включает в себя:

план доходов и расходов;

расчет точки безубыточности;

прогноз движения наличности.

Задача плана доходов и расходов – показать, как будет формироваться и изменяться прибыль. Используя план, можно установить, приносит ли фирме прибыль тот или иной товар, спрогнозировать ее финансовое положение на заданный период.

Безубыточность бизнеса – это уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от продажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации.

Точка безубыточности – это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточности – величина подвижная, она зависит от изменения цены изделия и затрат на его изготовление. Для повышения уровня безубыточности необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, использование в производстве новой технологии и техники, улучшать и модернизировать производимые товары.

Важным вопросом управления финансами является планирование и управление движением наличности, сущность которого состоит в том, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принять меры.

Для успешного ведения бизнеса большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Он включает анализ рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что организация:

может погасить все текущие долги после получения денег от покупателей и заказчиков;

в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

имеет достаточные средства для вложения в основной капитал;

имеет средства для покрытия непредвиденных расходов.

Современные требования к менеджменту ставят организации перед необходимостью раскрывать информацию о себе для потенциальных инвесторов, акционеров. Инвесторов интересуют результаты финансовой и операционной деятельности, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвестициях в другие компании.

1.4.3. Менеджмент персонала

Менеджмент персонала – это целенаправленная деятельность руководства фирмы, включающая разработку кадровой политики и решений по управлению персоналом. Человеческий фактор менеджмента наиболее ярко проявляется в проблеме управления персоналом.

Сущность управления человеческими ресурсами состоит в том, что люди рассматриваются как достояние компании, которое добыто в конкурентной борьбе и которое нужно развивать и укреплять наравне с другими ресурсами для достижения стратегических целей компании.

Система работы с персоналом во всем комплексе своих характеристик направлена на формирование особых качеств человека и его деятельности в организации, на побуждение работников к действию с целью достижения результатов.

От качества решений в системе подбора, обучения, формирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации.

В любой фирме, даже самой маленькой, есть бухгалтер, секретарь, различные специалисты. Поэтому формированию коллектива необходимо уделить немало внимания, причем штат сотрудников должен представлять собой не просто набор необходимых для работы специалистов, а команду, слаженный коллектив. Работа в этом направлении включает в себя:

оценку потребностей и определение критериев подбора кадров;

подбор кадров и прием на работу;

обучение персонала;

руководство и оценку качества работы персонала.

Коносукэ Мацусита – глава одноименной компании и теоретик менеджмента говорил следующее: «Matsushita Electric производит людей, а заодно и электротовары».

Современная наука широко разрабатывает понятие «человеческий капитал», который и определяет успех экономической деятельности и составляет основное богатство современного общества. По оценкам специалистов, в общем богатстве США до 50 % приходится на человеческий капитал.

Главную роль в формировании человеческого капитала играет менеджмент персонала (разумеется, если его принципами являются сознательность, последовательность и целенаправленность).

1.4.4. Логистика [5]

В Древнем Риме логистика обозначала правило распределения продовольствия. Сегодня логистика – это наука о планировании, контроле, управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика обеспечивает производство нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Цель управления логистикой – обеспечить выпуск продукции в соответствии с производственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и контроль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логистического цикла. Поясним эти термины:

1) точность и срок поставки – соблюдение поставщиком согласованных сроков поставки сырья и материалов;

2) готовность к поставке – способность поставщика выполнить заявку в согласованное время;

3) гибкость предприятия – готовность оперативно выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ;

4) качество поставки – доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика;

5) логистический цикл – интервал между оформлением заказа и поставкой продукции.

Объектом управления в логистике являются материальные объекты (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты).

По этапам производственно-сбытового процесса различают логистику снабжения, производства, транспортную, складскую.

Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказа для заказа материалов. При этом решаются задачи уменьшения средств в запасах, минимизирования расходов на доставку, обеспечения своевременности доставки.

Основными параметрами логистики производства являются:

время процесса производства (от поступления заказа до вручения готовой продукции покупателю);

время изготовления продукции (от поступления материалов в производство до передачи готовой продукции на склад).

Итак, рассмотрев различные функциональные виды менеджмента, отметим, что важнейшей функцией управления является интеграция, объединение всех сторон и аспектов деятельности организации и всех ее участников в единое целое.

1.5. Труд менеджера и его особенности

Менеджер – центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников, и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни профессиональные кадры – она может лишиться и того и другого.

Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Поскольку организация – это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий ее работников объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические, социальные – он решает, воздействуя на людей.

Труд менеджера (чем бы он ни занимался в фирме: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: постановке целей и задач, разработке плана действий, организации работы; развитии заинтересованности у людей в результатах их труда, проверке и контроле, все ли идет как следует, прогнозировании последствий своих решений.

Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко – менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.

Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Поэтому в некотором роде работа менеджера является искусством управления. Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.

Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80 % проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором.

В любой организации вся управленческая работа осуществляется по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления.

Вне зависимости от количества уровней управления всех руководителей можно условно классифицировать по трем категориям: руководители низового (или операционные управляющие), среднего и высшего звена.

Руководители низового звена – младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными и совсем мало со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне являются мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями (например, по разработке новой продукции). Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев. Бо#льшая часть времени затрачивается руководителем среднего звена на устное общение с другими руководителями – среднего и низового звеньев.

Высший уровень управления гораздо малочисленнее. Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь ее облик. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве – это министры, в университетах – ректоры, проректоры.

Руководители высшего уровня выполняют огромный объем работы, которая является органической составной частью их жизни. До 70 % их времени занято запланированными (а также незапланированными) заседаниями и всевозможными встречами, около 22 % приходится на работу с бумагами, 6 % занимают телефонные разговоры и 2 % – поездки и осмотры.

Специфические особенности управленческого труда:

управленческий труд – это умственный труд, состоящий из организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической работы;

участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

предметом труда являются люди и информация;

средством труда – организационная и вычислительная техника;

результат труда – управленческие решения.

Социолог Талкотт Парсонс выделяет три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. Работники, задействованные на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями. Сотрудники управленческого уровня согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, составляют долгосрочные планы.

1.6. Цикл менеджмента

Всю многообразную деятельность по управлению организацией как социотехнической системой можно представить в виде процесса выполнения определенных функций, а именно:

планирования;

организации деятельности;

мотивации деятельности;

осуществления контроля.

Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Римский философ Сенека однажды сказал: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным». Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели.

Организация – осуществляется с целью претворения намеченных планов в жизнь. Она предполагает формирование структуры организации или определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также обеспечение всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием, заданиями, денежными средствами и др.

Мотивация – для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям менеджер должен побуждать людей эффективно трудиться. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование, создаются условия для проявления активности работников и их саморазвития.

Контроль – управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными. Данная функция осуществляется через наблюдения, проверку всех сторон деятельности, учет и анализ. По данным контроля корректируются ранее принятые решения.

Все функции закрепляются действиями менеджера по принятию управленческих решений и коммуникациями. Функции находятся в определенном круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляются в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией рабочего процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы к планированию и коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически все функции являются взаимопроникающими: в любом плане всегда имеется стадия организации, т. е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором и т. д.

Схематично цикл менеджмента изображен на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Цикл менеджмента

1.7. Принципы менеджмента

Беда, конечно, не в нехватке принципов: если бы вслед за провозглашением сразу наступало их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить.

Анри Файоль

Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Итак, принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Главный принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация данного принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.

Из этого принципа вытекают другие:

принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, обоснованность принимаемых решений;

принцип научной обоснованности управления – управление должно осуществляться на основе использования научных разработок. Современный менеджмент все в большей степени нуждается в исследовательском подходе, повышении профессионализма в принятии решений, в научности управления. Исследования в области менеджмента осуществляются с использованием различных методов, таких как анализ, проектирование, диагностика, наблюдение, оценка, проведение эксперимента и др. Все это обеспечивает высокий уровень творческой деятельности, необходимый для решения непростых задач;

принцип плановости – деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться. В современном менеджменте в планировании все бо#льшую роль играет предвидение и прогнозирование. Сегодня составлять прогнозы на основании интуиции или простой экстраполяции немыслимо. «Увидеть» будущее можно, лишь понимая тенденции настоящего. Успешное и надежное прогнозирование кризисов, внезапных изменений, оценка вероятности успеха невозможны без проведения экономического исследования, которое становится функцией современного менеджмента;

принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т. е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые находятся в сфере предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);

принцип демократизации управления – в современной экономике исполнители отличаются высоким профессионализмом, образованностью и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.

Принципы управления 1990-х гг. базируются на социальном аспекте управления: менеджмент был направлен на человека, на то, чтобы сделать усилия людей более эффективными. К концу XX в. практика выработала новые принципы. Вот некоторые из них:

динамизм формирования и развития инноваций;

целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости;

гуманизация процессов труда;

ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;

самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;

качество работы и продукции обеспечивается принципами добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

эффективность менеджмента обеспечивается соединением факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;

человек (сотрудник компании) является не только средством для достижения цели, он сам есть цель менеджмента.

Принципы управления реализуются через его методы. Рассмотрим их далее.

1.8. Методы менеджмента

Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию активности других людей.

Ли Яккока

Любой руководитель в своей управленческой деятельности использует целый арсенал всевозможных методов.

Слово «метод» греческого происхождения и имеет два значения: 1) способ исследования, путь научного познания и установления истины; 2) прием, способ и образ действия.

Под методами менеджмента понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Все методы менеджмента можно условно разделить на четыре группы:

1) организационно-административные;

2) экономические;

3) социальные;

4) психологические.

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения, базирующиеся на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, наличие положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетентность руководителей и специалистов. Любой руководитель использует те методы, в соответствии с которыми осуществляется функция организации деятельности. Именно они обеспечивают порядок, который является необходимым условием совместной деятельности сотрудников организации.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение приказов, распоряжений (письменных или устных) влечет за собой определенное взыскание (наказание).

В России еще нередки случаи безответственности и безнаказанности руководителей и исполнителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами управления и организационно-административные.

Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента, работников следует ориентировать на постоянный рост результативности и инициативу. Административные методы такую инициативность сковывают – в этом проявляется их ограниченный характер. Используя в своей деятельности административно-распорядительные методы, руководитель должен понимать, что подчиненные по-разному реагируют на них. Существуют три типа подчинения:

1. Вынужденное. В этом случае подчиненный чувствует свою зависимость, выполняет приказы или указания только потому, что не хочет иметь неприятностей. Подчиненным движет страх наказания, а данный вид методов воспринимается им негативно, как ограничение его свободы.

2. Пассивное. Подчинение сопровождается чувством удовлетворения от того, что подчиненному не нужно принимать самостоятельное решение, он лишь пассивно его выполняет.

3. Осознанное. Это высший тип подчинения (внутренне обоснованное), к которому нужно стремиться. В этом случае подчиненный осознает решение, согласен с ним и не испытывает чувства ограничения личной свободы, выполняя его.

В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они наиболее адекватны производственным отношениям рыночной экономики, так как непосредственно связаны с реализацией экономических интересов людей. Они в отличие от административных методов предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

Эти методы базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности.

На сегодняшний день в России существует множество проблем в использовании экономических методов. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда бывает адекватным (соответствует личному вкладу работника), так как фонды ограничены в средствах, и распределение премий часто происходит согласно окладу. Сегодня отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата в коллективе, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения.

Экономические методы управления адекватны рыночной экономике, однако и они не являются универсальными. Особенно отчетливо это проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостояния населения. Социологические исследования показывают, что для многих людей, живущих на Западе, деньги уже не являются главным стимулом работы. С помощью чего тогда можно пробудить их творческую активность? Посредством использования социальных и психологических методов, которые начали появляться еще в 1920-х гг. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что успех деятельности руководителя на 85 % зависит от его способности и умений работать с людьми и лишь на 15 % – от его профессиональных знаний.

Социальные методы. Удовлетворяя социальные потребности своих сотрудников, организация может претендовать на определенные успехи и высокие темпы развития, что является главной управленческой задачей.

Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должностей и заслуг) при получении различных социальных благ; организацию и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. В этой связи необходимо остановиться на социальной поддержке в современной организации. Она нацелена на решение ряда социальных задач: регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений; разработку и реализацию системы оплаты и мотивации труда; обеспечение безопасности и охраны труда; повышение качества условий труда и жизни работников и их семей; оздоровление, спорт, физкультуру и организацию отдыха; жилищную политику; корпоративное социальное обеспечение и страхование.

Исследования менеджмента персонала российских предприятий показывают, что сегодня руководители организаций склонны рассматривать социальные программы как большие, но неизбежные расходы, а не как инвестиции в персонал. В то же время руководители осознают всю важность присутствия социальных программ в работе предприятия.

Социальную программу нужно отличать от социальной помощи, определяемой российским законодательством как государственное содействие нуждающимся в помощи гражданам в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

К социальным методам можно отнести ту социальную политику, которая разрабатывается и проводится фирмой и представляет собой комплекс мер по улучшению жизнедеятельности сотрудников. Основные ее положения регламентированы государством, и сотрудники хорошо осведомлены о возможных социальных гарантиях. Так, для сотрудников важна «белая» система выплаты заработной платы (с указанием страховых и пенсионных отчислений со всей суммы заработка, а также гарантированных отпускных и выплат по больничным листам).

Одним из наиболее важных результатов работы организации в направлении социальной политики является наличие социального пакета как визитной карточки организации. Часто социальный пакет делает компанию привлекательным рабочим местом. Социальный пакет – важный инструмент управления людьми.

В минимальный компенсационный пакет входит медицинская страховка, часто – бесплатное питание или оплата спортивных мероприятий и транспортных услуг. Но есть организации с развитой социальной политикой, в которых социальный пакет – предмет гордости сотрудников за свою компанию. В него включены помимо указанных пунктов образование за счет организации; всевозможные виды обучения внутри организации; комфортные условия труда (оборудованное удобное рабочее место), возможность карьерного роста, стабильность положения сотрудников и уверенность в завтрашнем дне и др. Все это способствует появлению лояльности к своей организации и формирует внутреннюю мотивацию у сотрудников. Вызывает у них ощущение востребованности и заботы.

Другими формами проявления социальных методов являются обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, проведение различных праздников, торжественных вечеров и собраний, профессиональных конкурсов и т. д.

Одним из важнейших социальных методов является аттестация кадров (оценка персонала с точки зрения соответствия занимаемой должности), которая позволяет оценить вклад в функционирование организации или выявить существующие проблемы и по итогам поощрить или разработать программу коррекционных работ с целью преодоления недочетов в работе.

Способности людей могут реализоваться наиболее полно, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существуют творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку.

Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Они основаны на понимании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь руководителю не обойтись без помощи психологической науки, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности работников, социально-психологические особенности отдельных групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов – это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Конкретными формами проявления использования психологического воздействия являются просьба, беседа (в том числе доверительная), критика и самокритика, авторитет руководителя, личный пример, убеждение, внушение и др. Они наиболее сложны в применении, но и наиболее действенны.

В работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, но и их согласованность между собой, комплексное использование всех групп методов.

1.9. Каким должен быть современный руководитель

Главное различие между процветающими и терпящими неудачи организациями состоит в том, что в первых есть кому заботиться об организации как таковой.

Лафайет Рон Хаббард

Чтобы успешно выполнять свои профессиональные функции, менеджер должен:

обладать определенными знаниями и умениями;

соответствующими личными качествами;

руководствоваться этическими нормами;

иметь навыки и способности эффективно управлять.

Но непременным условием всех перечисленных характеристик является хорошее здоровье менеджера – как физическое, так и психическое и нравственное. Замечено, что более образованные люди более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, разумнее пользуются медицинскими услугами и т. д.

Рассмотрим выделенные составляющие успешной деятельности менеджера подробнее.

Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого ему необходимо усвоить закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер обязан знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска.

Необходимые личные качества менеджера для успешной работы:

• широкий кругозор;

• инициативность, изобретательность;

• уверенность в себе, целеустремленность;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе и с коллективом;

• высокая степень самообладания, стрессоустойчивость;

• психологическая способность влиять на людей;

• ответственность, моральная надежность;

• внутренняя потребность в саморазвитии;

• вера в свои способности и успех;

• следование этическим нормам.

Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:

• пользоваться методами только честной конкуренции;

• выполнять данные обещания и держать слово;

• не манипулировать людьми;

• быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

• проявлять воспитанность, иметь хорошие манеры.

Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние [6]:

• умение управлять собой;

• постоянный личностный рост;

• навыки и проявление упорства в решении проблем;

• способность оказывать влияние на окружающих;

• умение обучать и развивать подчиненных.

Современная экономическая жизнь характеризуется усложнением происходящих в ней процессов, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «размыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. Чтобы быть успешным в своей работе, менеджер должен уметь управлять собой (своими эмоциями, поведением, жизнью) и своим временем, ясно мыслить, четко осознавать свои личные ценности и цели, заниматься своим саморазвитием, уметь быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы, формировать и совершенствовать группы людей, быть изобретательным и результативным в работе.

1.10. Социальная ответственность руководителя

Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь себе цену.

Гегель

Выполняя управленческую работу, решая задачи экономического, правового, технологического, социально-психологического, воспитательного характера, руководитель несет ответственность за свою работу и работу подчиненных. Что это значит?

Ответственность – это обязательство по выполнению заданий и обеспечению их удовлетворительного завершения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т. е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью – осознание и переживание ответственности, т. е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать.

Социальная ответственность выходит за пределы определяемых законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями.

Например, пожертвования в целях помощи инвалидам не регулируются юридическими законами и являются добровольными. Но это пример социально ответственного поведения.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком в результате его взросления и жизнедеятельности. Они формируются в процессе социализации начиная с раннего детства и постепенно из требований общества становятся внутренними, психологическими.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (самоконтроля), т. е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно [7].

В организации руководитель является основным носителем социально ответственного поведения и выполняет различные социальные роли:

• устанавливает смыслы происходящих в коллективе процессов;

• способствует развитию отношений между членами группы;

• направляет действия подчиненных с тем, чтобы избежать излишней напряженности внутри группы;

• транслирует коллективу социально ответственное поведение, а также активность и широкий спектр умений, навыков.

Руководитель является ответственным не только за действия, совершаемые в настоящем, но и за возможные последствия в будущем: за выполнение своих обязанностей и за результаты собственных действий. Более того, руководитель должен чувствовать себя ответственным не только за любое принятое им решение, но и за то, чего он не сделал, хотя был обязан. В таких случаях речь идет об ответственности за бездействие. Руководитель обязан думать о возможных последствиях за несовершение необходимых действий и быть готовым нести ответственность за это. Например, в результате того, что ответственный менеджер не принял решение о проведении проверки техники безопасности (соответствующая проверка не была проведена), на производстве погибли люди.

Принятие ответственности непосредственно связано с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается руководителем лично, то на него ложится весь груз ответственности. В группе же ответственность девальвируется. Как показывает практика, некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

Следует помнить, что именно ответственность руководителя требует от него постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий и бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

Ключевые термины и понятия

Искусство менеджмента – умение применять теорию менеджмента, использовать накопленный опыт, творчески управлять организацией.

Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, для чего необходимо управление.

2. Проанализируйте управленческие процессы, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, – насколько они эффективны.

3. Как вы думаете, можно ли считать работу преподавателя управленческой деятельностью?

4. Какая зависимость существует между объектом управления и субъектом управления?

5. В чем состоит суть управленческого воздействия?

6. Что такое менеджмент? Какие задачи он решает?

7. В чем состоит отличие управленческого труда от других его видов?

8. Сопоставьте труд управленца, изобретателя, рабочего; обозначьте их сходства и различия.

9. Дайте определение понятию «менеджер» как субъекту профессиональной деятельности.

10. Сравните понятия «предприниматель», «менеджер», «бизнесмен».

11. В чем заключаются особенности менеджмента как науки?

12. Прочитайте высказывание о менеджменте известного американского теоретика по организационным проблемам Питера Друкера и ответьте на приведенные ниже вопросы.


Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент в сущности является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, стал толчком самому значительному социальному феномену: взрыву образования.

Вопросы

Какое словосочетание выражает главную идею автора?

Каково отношение автора к менеджменту?

Как, по вашему мнению, будет развиваться менеджмент в ближайшие десятилетия?


13. Ознакомьтесь с ситуацией [8] и проанализируйте ее.


История менеджмента хранит имена выдающихся менеджеров. Эти люди, обладая незаурядными способностями, талантом и энергией, добивались значительных результатов в организации компаний и управления ими.

Одним из таких менеджеров является Ли Якокка. Руководя автомобилестроительной компанией Ford, он во многом способствовал ее процветанию, однако в итоге был безосновательно уволен владельцем этого предприятия Генри Фордом, который завидовал авторитету Ли Якокки и не мог терпеть рядом с собой такую сильную личность.

Ли Якокка болезненно переживал свое увольнение и лишь через некоторое время, успокоившись, принял предложение руководства компании «Крайслер» возглавить ее.

Между тем финансово-экономическое положение этой компании было катастрофическим. Chrysler по всем статьям уступал своим основным конкурентам на автомобильном рынке США: фирмам General Motors и Ford.

Обладая богатым опытом, незаурядными способностями, энергией и другими присущими современному менеджеру качествами, Ли Якокка принялся за, казалось бы, безнадежное дело.

Были проведены мероприятия по совершенствованию системы управления производством, поиску необходимых финансовых средств, усилению взаимодействия сбытовых служб компании с производственными подразделениями, ужесточен контроль работы.

Ли Якокка установил себе символическую заработную плату в 1 дол., которую он намеревался получать вплоть до момента стабилизации положения компании, которое, в свою очередь, в итоге через несколько месяцев действительно выправилось, и Chrysler вновь заняла лидирующие позиции на автомобильном рынке.

Вопросы

• В чем вы видите заслугу Ли Якокка как менеджера, благодаря усилиям которого положение компании Chrysler стабилизировалось?

• Как можно оценить действия Ли Якокка по установлению себе символической оплаты труда:

а) красивый жест;

б) недостаточно продуманное решение;

в) хорошо просчитанный шаг менеджера?

Аргументируйте свои ответы.


14. Расскажите о нормах, которые представляют структуру этики бизнеса.

15. Какова этическая роль менеджеров в организации?

16. Назовите нравственные эталоны и образцы поведения менеджера.

17. Назовите черты, присущие хорошим подчиненным.

18. Какие мероприятия, направленные на повышение этичности поведения руководителей и подчиненных, следует разрабатывать в организации?

19. Сопоставьте понятия «экономическая» и «социальная» ответственность.

20. Объясните, что такое «социальная ответственность менеджмента» и имеет ли место это явление сегодня в России?

21. Ознакомьтесь с ситуацией[9] и ответьте на приведенные ниже вопросы.


В одной из московских строительных компаний был объявлен прием рабочих различных специальностей. Желающих оказалось много. При приеме на работу с претендентами беседовал менеджер по кадрам, а также руководитель соответствующего участка работы. Будущим работникам предложили зарплату, которая по нынешним временам была не такой уж и плохой. Их заверили, что через три месяца зарплата им будет повышена. Они стали добросовестно работать. Прошло уже не три месяца, а гораздо больше, но зарплату рабочим никто повышать не собирался. Самые активные поинтересовались, почему им не прибавляют обещанную надбавку. Разговор руководителя с ними был не из приятных. Менеджер говорил отрывисто, недоброжелательно, да еще и пригрозил, что если они поднимут еще раз данный вопрос, их здесь больше не будет.

Таковы на данный момент “волчьи” законы нашего рынка труда.

Вопросы

• В чем состоит ошибка поступивших на работу?

• Почему была нарушена социальная ответственность работодателя?

• Понесет ли руководитель ответственность за свои действия?

• Как нужно было действовать будущим работникам еще на стадии поступления на работу в эту фирму, чтобы избежать подобного развития событий?

• Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Каким образом?


22. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы, приведенные ниже.


Главная задача менеджера – максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.

В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес – только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям), и другим отрицательным последствиям.

Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.

Вопросы

• Чью позицию вы разделяете и почему?

• Должен ли, по вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной? И если да, то в какой форме?

• Будет ли ему в конечном счете это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?

• В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом в масштабах:

а) фирмы;

б) региона, страны?