Вы здесь

Менеджмент. Лекция 4 (А. А. Журавлев, 2008)

Лекция 4

Менеджмент не может быть наукой, поскольку он касается управления людьми, то есть объектами, имеющими свой орган управления и исполнительный механизм. Научными могут быть знания по управлению массами – теория массового обслуживания.

Иными словами, научными являются рекомендации, справедливые всегда.

Научную часть менеджмента надо рассматривать как обобщение опыта. Его использование не обязательно приведет к успеху, но его незнание приведет к неудаче.

Одно из общих определений звучит так:

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

При этом человек – это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации.

Тема 4.1. Функции менеджмента

Управление – процесс целенаправленного информационного воздействия субъекта на объект (другую систему) с целью изменения его поведения или состояния для достижения некоторой цели.

Алгоритм действий субъекта в отношении объекта управления.

1. Построить образ конечной цели, т. е. описать состояние, в которое должен перейти объект по замыслу субъекта.

2. Описать начальное состояние объекта, найти отклонение цели от факта, выбрать управляемые параметры.

3. Генерировать (придумать, найти) возможные управляющие воздействия.

4. Выбрать рациональное управляющее воздействие.

5. Принять решение и осуществить управляющее воздействие.

6. Проверить, достигнута ли поставленная цель.

– цель достигнута – конец управляющего цикла.

– цель не достигнута – перейти к п. 1.

Функция (лат.) – деятельность, обязанность, работа, назначение.

Функции управления (виды деятельности менеджера) по Файолю:

Планирование, включающее:

– Целеполагание,

– оценку текущего состояния,

– прогнозирование,

– принятие решений.

Организация, включающая:

– организовывание (подбор, обучение и расстановка кадров),

– мотивацию деятельности работников,

– коммуникации (движение информационных потоков),

– распределение ресурсов,

– координацию.

Контроль, включающий:

– учет,

– анализ,

– синтез

Регулирование – оперативное реагирование на случайные внешние и внутренние возмущения.

Тема 4.2. Планирование

Планирование – процесс практического воплощения стратегии организации. Ключевое слово стратегия – многозначное понятие:

Стратегия – как рамка для инноваций; как формирование квалификации и способностей необходимых людей; как политическое планирование; как исследование будущего; как идея; как система способов управления; как совокупность ориентиров; как комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей.

Стратегия – это план или курс деятельности по распределению ресурсов во времени для достижения целей организации.

Стратегия предприятия включает в себя следующие составляющие:

– Стратегия роста.

– Стратегия франчайзинга.

– Стратегия строительства производственных мощностей.

– Стратегия ассортимента.

– Стратегия производства.

– Стратегия продвижения товаров.

– Стратегия подбора и подготовки персонала.

– Социальная стратегия.

Основная цель существования предприятия определяется как устойчивое длительное существование на рынке товаров и услуг. Элементы стратегического плана:

– Предположения о характере будущих изменений окружающей среды;

– Миссия и важнейшие цели организации;

– Общая стратегия;

– План действий по созданию конкурентных преимуществ;

– Функциональные стратегии;

– Стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

План – официальный документ, содержащий:

1. прогноз развития организации;

2. перечень работ с указанием:

– содержания,

– объема,

– методов их выполнения;

– последовательность,

– сроки выполнения,

– координационных механизмов,

– приоритеты распределения ресурсов,

– стратегию на случай чрезвычайных обстоятельств;

3. описание промежуточных целей и задач;

4. описание конечной цели.

Существует великое множество видов планов и их классификации по объектам, срокам долгосрочные (больше 5 лет), среднесрочные (1 – 5), краткосрочные (до года) и т. д.

Все ли планы могут и должны быть выполнены в рыночных условиях агрессивной внешней среды? Нет не все.

Классификация планов по их влиянию на существование организации:

Планы-направления – миссия, стратегия – возможно невыполнение без серьезных последствий для организации.

Планы-проекты – бизнес-планы, план технического перевооружения, невыполнение чревато отрицательными последствиями для главного менеджера.

Планы-законы – договора купли-продажи (обмен ресурсами с внешней средой) – невыполнение грозит гибелью потерей ресурсов (банкротством).

Целеполагание – формирование достижимой цели управления и описание образа конечной цели.

Имманентная (внутренне присущая) цель деятельности организации — регулярный и бесконечный обмен ресурсами.

Чтобы достичь цели собственника, менеджер разрабатывает и задает множество конкретных целей.

Глобальная цель организации называется миссией.

Из нее вытекают все остальные цели и планы.

Миссия – это смысл существования организации.

Миссия – это глобальная цель существования организации на период времени, соизмеримый со временем ее существования организации. Миссия – описание ценностей организации, ее устремления и причину ее создания.

Длительность существования организации определяется собственником и / или менеджером в период образования или в “переломные периоды”.

Обычный срок предприятия соизмерим со сроком жизни человека – лет 100.

Описание цели на десятилетия является уникальной для каждой организации и является предметом искусства менеджмента. Она должна отразить особенности поведения и устремлений фирмы, отличающие ее от конкурентов сегодняшнего и будущего дня.

Неопределенность в будущих условиях не может служить препятствием в составлении миссии.

Существуют два вида описания миссии: кратко и полное.

Краткая формулировка – это первое крупное выделение области деятельности организации из бесконечного количества возможностей.

Лаконичная формулировка миссии (девиз) – это распространяемое для PR компаний определение основной сферы бизнеса и операций, которое отличает данную организацию от других организаций подобного типа.

Примеры:

Ювелирная фирма: Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком.

Инвестиционная компания: Мы готовы инвестировать капитал в любую отрасль, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста.

Девиз фирмы КСЕРОС “Мы научили мир копировать”.

Полное определение – это база для реального планирования.

Технология формирования миссии (шесть шагов):

– Выбор сферы деятельности.

– Определение состояния фирмы на рынке.

– Выбор новизны продукции.

– Выбор стратегии конкурентной борьбы.

– Формулировка меморандума миссии.

– Доведение философии фирмы до персонала.

1. Выбор сферы деятельности, которая планируется на перспективу:

• Товары – вид, для населения, для промышленных предприятий;

• Работы;

• Услуги.

2. Определение состояния фирмы на рынке:

• На отечественном рынке (сегментирование, доля продаж);

• На международном рынке (сегментирование – развитые страны, СНГ, развивающиеся страны и т. д.; доля на рынках).

3. Новизна продукции:

• Абсолютно новая, пионерская;

• Известная, но с новыми характеристиками, отличающимися от конкурентов (технические, ценовые, эстетические, экономические);

• Старая продукция в новом качестве (применение вакуумных приборов в упаковке пищевых продуктов, применение лазеров в рекламе и т. д.).

4. Стратегия конкурентной борьбы:

• Массовый выпуск стандартной продукции (виолентная стратегия);

• Особая, необычная продукция для узкого круга потребителей (патиентная стратегия);

• Первооткрывательская деятельность (эксплерантная стратегия);

• Мелкое, неспециализированное производство – для удовлетворения сиюминутных локальных потребностей рынка. Заполнение пустот между другими типами товаров (коммутантная стратегия).

5. Выбранные глобальные решения оформляются в виде меморандума – философии фирмы, то есть текста, доступного для членов организации. Цель: настройка деятельности работников на достижение общей цели. Философия постоянно проповедуется на всех уровнях и для всех работников. (Опыт Японии, Московская кондитерская фабрика – Красный Октябрь и др. Фирмы, имеющие столетний и более возраст).

6. Миссия предприятия декомпозируется на стратегические планы.




Миссия фирмы декомпозируется на стратегические цели различного горизонта планирования (50, 30, 20, 10, 5 лет).


На базе миссии разрабатывается множество целей. Для повышения качества целеполагания необходимо вырабатывать общие методы, для чего цели классифицируют по следующим основаниям:

1. Период установления: стратегические, тактические, оперативные;

2. Содержание: экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические;

3. Структурные:

Маркетинг – доля товара на выбранном сегменте,

Производство – объем, качество, номенклатура,

НИР (инновационной) – уровень автоматизации, виды сырья,

Финансы – прибыль, уровень капитализации,

Персонал – количество, качество, уровень квалификации,

Менеджмент – состояние предприятия во внешней среде, критические области управления, качество управления.

4. Среда: внутренние, внешние;

5. Приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

6. Измеряемость: количественные, качественные;

7. Повторяемость: постоянные (повторяющиеся), разовые;

8. Иерархия: организация, подразделение;

7. Стадии жизненного цикла объекта: проектирование и создание, рост, зрелость, завершение жизненного цикла

Формирование целей осуществляется с помощью инструмента – построение дерева целей в виде древовидного графа.

Конец ознакомительного фрагмента.