Вы здесь

Менеджмент. Лекция 2 (А. А. Журавлев, 2008)

Лекция 2

Организация как обособленный целостный объект (существительное).

Система как объект:

– воспринимается внешней средой для целенаправленного воздействия или информационного отражения (рейтинг ВУЗов, банков).

– воспринимается менеджером как объект оценки деятельности (деловой, финансовой и т. д.)

Тема 2.1. Внешняя среда организации (предприятия)

Внешняя среда – множество юридических и физических лиц, непосредственно влияющих на поведение предприятия (государственные органы и организации, покупатели, продавцы, конкуренты, криминальные структуры и т. п.)

Внешняя среда организации.

Мировой рынок – совокупность ресурсов, предъявленных к обмену (продаже)




Внешняя среда косвенного воздействия:

Сфера косвенного воздействия или мега среда – это общие условия и тенденции, существующие в обществе, в котором функционирует организация. Эта сфера включает следующие сектора:

– экономический,

– политико-юридический,

– местной власти,

– технологический,

– социокультурный,

– международный.

Экономический сектор включает в себя систему производства, распределения и потребления ресурсов на уровне всего общества. Он характеризуется такими макроэкономическими показателями, как: валовой внутренний продукт, численность населения, ВВП на душу населения, среднегодовые темпы инфляции, безработица, ставка процента, дефицит бюджета страны. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны, структура экспорта и внешнеторговые тенденции, уровень жизни населения и структура распределения доходов, показатели государственной финансовой системы.

Политико-юридический сектор связан с деятельностью государственных органов власти и управления, и охватывает политическую и законодательную систему, в рамках которой функционирует организация. Он характеризуется: тенденциями в развитии законодательства, настрой правительства, политиков, органов администрации и судов в отношении бизнеса, систему лоббирования, криминальную обстановку в стране, политический режим и политические партии.

Пример, до перестройки предпринимательская деятельность и частная собственность на средства производства была запрещена.

Сектор местной власти. Включает городские, районные и муниципальные органы власти, общественные организации местного самоуправления. Характеризуется отношением органов власти к конкретной организации. Основой отношений является владение земельными и административными ресурсам, а также реальные и декларируемые общественные цели. Помимо налоговых отчислений в местный бюджеты от организаций ждут проведения таких мероприятия, как: финансирование школ, колледжей и университетов; пожертвований благотворительным организациям и фондам, участия в реализации собственных целевых программ, направленных на развитие региона.

Под технологическим сегментом внешней среды понимается современный уровень знаний и состояния технологий относительно производства обмениваемых ресурсов.

Сегмент характеризуется такими параметрами как: удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества, удельный вес докторов наук, профессоров в численности работающих страны, уровень автоматизации производства, показатели износа основных производственных фондов в стране, система информации и уровень компьютеризации.

Социокультурный сектор. Под социокультурной средой общества принято понимать ценности, нормы, убеждения, традиции, верования и стереотипы поведения, существующие в нем.

Вопрос о социокультурных различиях часто возникает при сравнении одной нации с другой. Его особенно необходимо принимать в расчет многонациональным компаниям. Например, Макдоналдс требует от иностранного обладателя лицензией строгого выполнения всех процедур и правил, в то же время, позволяя использовать различные маркетинговые методы и даже изменять меню. В Бразилии он дополнительно продает газированный напиток из Амазонских ягод, а в Малайзии – молочный коктейль из отвратительно пахнущего южноазиатского фрукта, запах которого там считается возбуждающим.

Международный сектор включает в себя все перечисленные выше факторы, относящиеся к другим странам и имеющие потенциальное влияние на организацию. К международным факторам, характеризующим этот сектор, также относится положение страны (экономическое, техническое, культурное) в мировом сообществе. Этот сектор особенно важен для организаций, ведущих экспортно-импортную деятельность или имеющих совместные предприятия или дочерние компании в зарубежных странах.


Внешняя среда прямого воздействия.




Внешняя среда прямого воздействия – это совокупность всех организаций, с которыми организация вступает в ресурсообменные или конкурентные отношения. К ним относятся: государственные органы и организации, партнеры (продавцы и покупатели), явные и неявные конкуренты.

Организации внешней среды создают факторы воздействия на предприятие, которые делятся на активные и пассивные, на зависимые и независимые от предприятия.


Факторы влияния, создаваемые организациями


Воздействие является положительным, если оно способствует внутренней деятельности предприятия и ресурсному обмену, и отрицательным, если препятствует. Воздействие проявляется в формах:

– Ограничений,

– Предоставления возможностей,

– Установления явных управленческих связей.

Например, закон разрешает заниматься предпринимательством, но не обязывает; запрещает продавать наркотики, но за руки не держит. Но если воспользоваться разрешением и создать организацию, то между государством и организацией возникает активная управляющая связь – платить налоги.

Многие отрицательные воздействия внешней среды на предприятие – это, в конечном итоге, действия конкурентов (отдельно взятых компаний или различного рода объединений – ассоциаций, обществ, государства) или некачественное государственное управление.

Заключенные договора создают явные управленческие отношения (связи).

На характер и последствия воздействия внешней среды прямого действия существенное влияние оказывает тип организации, к которой организация сама себя относит (позиционирует).

Для партнеров организации позиционирует себя по видам изготавливаемых ресурсов.

Типы организаций:

1. Производственные

2. Торговые

3. Обслуживающие

4. Образовательные

5. Лечебные

6. Культурные

7. Управленческие

8. Научные, проектные

Для государства организации позиционируют себя как юридические лица.

Все допустимые юридические лица, их права и обязанности описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Создание организации.

Выделим и определим следующие категории активных субъектов, участвующих в деятельности предприятия:

Собственник – физическое или юридическое лицо, обменивающее риск утраты своих личных ресурсов на возможность получения дополнительных ресурсов путем передачи их во временное пользование организации.

Работник – индивид, добровольно входящий (и покидающий) организацию для обмена личностных ресурсов на жизненные.

Менеджер – работник, которому собственника дает право единолично управлять организацией, ее ресурсами (капиталом) с целью получения дополнительного капитала, путем привлечения личностных ресурсов работников.

Одно и то же физическое лицо может одновременно выступать в различных комбинациях указанных категорий.

Например, такая комбинация может носить следующие названия:

менеджер + собственник = бизнесмен,

менеджер + собственник + работник = предприниматель (в том числе торговый агент),

работник + собственник = акционер своей организации.


Порядок создания организации как юридического лица.

Инициативные собственники – называемые учредителями:

1. Создают неформальную организацию путем заключения учредительного договора между собой.

2. Изготавливают устав организации, придумывают ей имя.

3. Регистрируют его в государственных органах. С этого момента родилась новая организация – юридическое лицо.

4. Передают организации свои личные ресурсы (на расчетный счет или в физически обособленное пространство), тем самым формируют начальный (стартовый) капитал.

5. Нанимают менеджера и заключают с ним договор на управление капиталом в интересах собственника.

6. Менеджер получает права и обязанности по распоряжению ресурсами и олицетворяет организацию перед внешней и внутренней средой

7. Менеджер от имени организации нанимает работников и приобретает ресурсы.

После регистрации организация живет и развивается по общим законам живых организмов.


Жизненный цикл организации


Организация под влиянием внешних и внутренних сил может погибнуть на любом этапе. Внешняя среда изначально стремится к уничтожению организации.

Разрушительные внутренние силы возникают, в подавляющем большинстве случаев, из-за различного понимания внутренних и внешних процессов и результатов ресурсного обмена всеми участниками организации.

Организация собственников – общее собрание собственников (ОСС) и высший орган управления всей организацией как обособленного объекта. Размер ОСС может увеличиваться за счет приема новых собственников или выхода старых.

Права собственника зависят от размера его доли в объеме уставного капитала (описываются количеством и качеством акций) и от условий вхождения в состав учредителей. Акции классифицируются в зависимости от наличия права голоса и права на получения доли дохода (например, акции бывают простые – голосующие, привилегированные – не голосующие).

В общем случае, но не всегда, ОСС может только ликвидировать юридическое лицо или поменять менеджера, но не может им непосредственно управлять организацией.


Внутренние процессы ресурсного обмена между участниками бизнеса.

Получив от собственников ресурсы, организация как обособленная система владеет и распоряжается ими. Но как? Эффективно или нет.

Что будет, если организация имеет долги, а отдавать нечем (банкротство)?

Возникает существенная задача регулирования ресурсообменных операций между всеми участниками организации: собственниками, работниками, партнерами, государством.

Частично она решается в уставе юридического лица, в остальных случаях регулируется внешней средой – государством.

Для государства типология организаций задается Гражданским кодексом РФ.

Цель типизации состоит в регулировании ресурсообменных отношений между собственниками организации и организацией (обществом) и партнерами.

1. КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (цель: получение прибыли).

1.1. Хозяйственные товарищества и общества – уставный капитал разделен на доли, паи.

1.1.1. Полное товарищество – товарищи несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

1.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – кроме товарищей есть один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

1.2. Обществом с ограниченной ответственностью – уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

1.3. Общество с дополнительной ответственностью – уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

1.4. Акционерное общество – уставный капитал разделен на определенное число акций; аналогичен ООО, но имеют право выпускать дополнительные акции.

1.5. Дочернее хозяйственное общество – другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

1.6. Зависимое хозяйственное общество – другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Обязано информировать от этом общественность.

1.7. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

1.8. Унитарное предприятие – организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.


2. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (нет цели получения прибыли)

2.1. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников за счет имущественных паевых взносов.

2.2. Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

2.3. Учреждение – созданная собственником организация для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

3. ОБЪЕДИНЕНИЯ в форме ассоциаций или союзов – некоммерческие организации, создаваемые коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.