Вы здесь

Мемуары гидростроителя. Воспоминания о детстве, юности, учебе, работе в тресте «Гидромеханизация» Минэнерго (1928—2017 гг.). Розы и шипы (Н. Н. Кожевников)

Розы и шипы

Организация треста «Гидромеханизация»

Широкое использование способа гидромеханизации земляных работ в энергетическом строительстве связано со стремительным развитием энергетики и созданием крупных энергосистем в послевоенный период, когда развернулось сооружение крупных ГЭС и ТЭС во многих регионах страны.

В состав проектируемых гидроузлов на равнинных реках входили протяженные земляные плотины больших объемов, перекрывающие широкие поймы и русла рек. Материалом для их строительства во многих случаях служил песчаный грунт обводненных карьеров.

Сооружение водоемов-охладителей и каналов для крупных тепловых электростанций было связано с проведением дноуглубительных работ и могло выполняться только с помощью земснарядов. В этих условиях доминирующей технологией выполнения больших объемов земляных работ должна была стать гидромеханизация.

Приказом Министра Электростанций СССР Дмитрия Георгиевича Жимерина от 29 июня 1946 г. №112 в составе Главгидроэнергостроя был организован Всесоюзный трест «Гидромеханизация» для производства земляных работ способом гидромеханизации на строящихся и эксплуатируемых гидравлических и тепловых электростанциях, проектирования земляных сооружений, конструирования, монтажа и изготовления оборудования для гидромеханизации.

В приказе отмечалось, что в 1946—1950 гг. на строительстве ГЭС и ТЭС предстоит выполнить до 95 млн. м3 земляных работ, и что такой объём трудоемких работ можно освоить только при широком применении гидромеханизации.

К этому времени положительный опыт использования гидромеханизации в стране уже имелся. При добыче золота на сибирских приисках гидромониторный способ размыва грунта использовался еще в дореволюционной России.

Инженер Р. Э. Классон в 1914 г разработал гидравлический способ добычи торфа, который широко применялся до 1950 г.

С 1930 г., начиная с Днепростроя, способом гидромеханизации до войны было выполнено 45 млн. м3 земляных работ, из них около половины на строительстве канала Москва-Волга и верхневолжских гидроузлов. Незадолго до начала войны были намыты первые плотины, в том числе Иваньковская и Угличская на Волге, Шекснинские дамбы.

Основателями отечественной гидромеханизации по праву считают талантливых инженеров и инициативных руководителей профессора Николая Дмитриевича Холина, Бориса Марковича Шкундина, Михаила Андреевича Горина, Николая Ивановича Зайцева, а в гидромеханизации транспортного строительства – П. П. Дьякова.

В приказе отмечалось, что в 1946—1950 гг. на строительстве ГЭС и ТЭС предстоит выполнить до 95 млн. м3 земляных работ, и что такой объём трудоемких работ можно освоить только при широком применении гидромеханизации.

К этому времени положительный опыт использования гидромеханизации в стране уже имелся. При добыче золота на сибирских приисках гидромониторный способ размыва грунта использовался еще в дореволюционной России.

Инженер Р. Э. Классон в 1914 г разработал гидравлический способ добычи торфа, который широко применялся до 1950 г.

С 1930 г., начиная с Днепростроя, способом гидромеханизации до войны было выполнено 45 млн. м3 земляных работ, из них около половины на строительстве канала Москва-Волга и верхневолжских гидроузлов. Незадолго до начала войны были намыты первые плотины, в том числе Иваньковская и Угличская на Волге, Шекснинские дамбы.

Основателями отечественной гидромеханизации по праву считают талантливых инженеров и инициативных руководителей профессора Николая Дмитриевича Холина, Бориса Марковича Шкундина, Михаила Андреевича Горина, Николая Ивановича Зайцева, а в гидромеханизации транспортного строительства – П. П. Дьякова.

Большой научный вклад в развитие гидротранспорта в внес профессор А. П. Юфин.

Правительство поддерживало развитие гидромеханизации в стране, еще до войны Председателем Совмина СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым было подписано постановление о развитии гидромеханизации.

Первичной организацией треста «Гидромеханизация» занимался главный инженер Владимир Александрович Платонов, руководивший до войны намывом площадки под строительство комбината «Азовсталь» в Мариуполе.

В. А. Платонов был талантливым высокообразованным инженером, сочетавшим глубокие теоретические знания с практической работой.

В числе основателей треста необходимо назвать работников довоенного Волгостроя технолога-гидростроителя Степана Исааковича Александрова, механика Григория Борисовича Вишняка, инженеров с глубокими теоретическими и практическими познаниями, Анатолия Семеновича Каретникова, работавшего ранее в тресте «Союзэкскавация» вместе с В. А. Платоновым, и инженера с сибирских гидравлических приисков Сергея Петровича Владимирцева.

Он обладал редким изобретательским даром, богатым производственным опытом и технически возглавил группу проектировщиков треста – контору «Гидромехпроект».

Впоследствии группа инженеров в составе В. А. Платонова, А. С. Каретникова и С. П. Владимирцева стали изобретателями безэстакадного способа намыва, который позволил полностью механизировать укладку грунта на карте намыва и отказаться от строительства высоких намывных эстакад.

Этот способ позволил сэкономить тысячи кубометров лесоматериала, оставляемого в теле сооружений, и снизить себестоимость работ гидромеханизации не менее чем на 15—20%. За несколько лет этот способ нашел самое широкое применение, и эстакадный способ намыва сооружений был навсегда похоронен.

По существу это была техническая революция в гидромеханизации, позволившая ликвидировать тяжелый ручной труд на карте намыва.

Среди организаторов треста нельзя забыть инженера-гидротехника Георгия Дмитриевича Курдюмова, энергичного заместителя управляющего-хозяйственника Александра Яковлевича Лившица, экономиста Леонида Семеновича Волчек, первых руководителей строительных управлений: Ивана Алексеевича Михеева, Олега Митрофановича Веневитинова, Анатолия Леонидовича Успенского, Петра Еремеевича Черкасова, Авдея АвдеевичаЗвонцова.

Они, вместе с другими немногочисленными работниками, составили кадровое звено треста, связав всю свою жизнь с гидромеханизацией.

Организаторы треста видели и создавали долговременную программу развития способа.

Даже из приказа Министра виден комплексный подход к организации работ, когда под единым управлением сосредоточивались проектно-конструкторские работы, возведение сооружений и завод-изготовитель оборудования – Рыбинский завод гидромеханизации.

Впоследствии он стал самым крупным отечественным заводом, поставлявшим земснаряды для всех ведомственных организаций гидромеханизации и за рубеж.

Такой комплексный подход отвечает структуре лучших современных фирм и способствует быстрому совершенствованию техники и технологии. Следует заметить, что эта структура была впоследствии частично утрачена: проектирование конструкции земляных сооружений было передано головным институтам, а Рыбинский завод выведен из состава треста, что не способствовало обновлению продукции. Ошибочность таких решений по разрушению законченных комплексных структур под предлогом специализации или приватизации очевидна.

В октябре 1947 г. был назначен первый управляющий трестом Сергей Борисович Фогельсон (1911—1960), очень яркий человек, талантливый и жесткий администратор в сочетании с гуманным отношением с подчиненными, вместе с этим он был и выдающимся инженером, поддерживающим все новое и прогрессивное.

С первых дней войны он добровольцем ушел на фронт, был трижды ранен и потерял кисть правой руки. До перевода в трест он работал в Ленгидропроекте заместителем директора и начальником техотдела. В тресте ему удалось реализовать способности крупного руководителя.

По приходу в трест он организовал хорошую техническую библиотеку, подписались на зарубежные технические журналы, которые переводили на русский язык, стали издавать информационные сборники, освещающие передовой опыт работ гидромеханизации.

Фогельсон лично контролировал посещение библиотеки и чтение технической литературы сотрудниками треста.

Был установлен тесный контакт треста с ведущими научно-исследовательскими и учебными институтами по профилю гидромеханизации.

В эти годы гидротехники настороженно относились к сооружению высоких намывных земляных плотин.

В США еще в 30-х годах произошло ряд аварий на плотинах, сооружаемых способом гидромеханизации, в частности на плотине Форт-Пек в 1938 г. Нужно было доказать устойчивость намывных сооружений при соответствующей их конструкции, правильном подборе грунтов и необходимой плотности их укладки.

С этой целью ведущими институтами были проработаны теории расчета устойчивости намывных плотин, на каждую проектируемую плотину создавались технические условия производства работ.

В тресте была организована грунтовая лаборатория, которую возглавил инженер-гидротехник Виктор Васильевич Ерофеев, а впоследствии Семен Тимофеевич Розиноер.

На местах производства работ при намыве ответственных сооружений создавались геотехнические посты, контролирующие качество намываемых грунтов. Эти посты, вместе с авторским надзором групп рабочего проектирования от Проектной конторы «Гидромехпроект», были наделены широкими полномочиями, вплоть до остановки работ в случае нарушения ТУ.

Такой научный и инженерный подход к качеству намываемых сооружений, поставленный С. Б. Фогельсоном и В. А. Платоновым, позволил тресту возводить уникальные земляные плотины в СССР (Мингечаурская плотина на р. Куре высотой 81 м) и за рубежом (Асуанская высотная плотина на р. Нил и др.).

К каким последствиям может привести беспечное отношение к намыву высоких сооружений, свидетельствует авария в Киеве на гидроотвале «Бабий Яр» с трагическими последствиями и большими человеческими жертвами, где работы вел трест «Укргидромеханизация» Минмонтажспецстроя.

С. Б. Фогельсон бережно относился к воспитанию кадров, при направлении молодых специалистов он всегда проводил собеседования и лично следил за продвижением инициативных и грамотных молодых инженеров.

Он заботился об улучшении жилищных и бытовых условий работников. По эго личной инициативе были построены собственными силами жилые дома в Москве.

С целью ускорения разработки и использования новой техники в тресте был организован отдел новой техники, который возглавил первоначально инженер Г. Д. Курдюмов, а с 1979 г. Н. Н. Кожевников.

Отдел активно сотрудничал с ведущими проектными и научными организациями. Для изготовления опытных образцов новой техники вблизи Перервинской плотины в Москве был построен завод «Промгидромеханизация» с научно-исследовательской лабораторией, которой руководил профессор Леонид Семенович Животовский.

Организационный вклад С. Б. Фогельсона в развитие новой техники и новых технологий гидромеханизации работает и сегодня, завод «Промгидромеханизация» в 2000 г. продолжает выпускать современные образцы малых земснарядов, в которых используются последние достижения техники.

Работа подразделений треста в 60-х годах

Приоритетное строительство ТЭС в конце 50-х годов сказалось на снижении темпов земляных работ в гидроэнергетическом строительстве, хотя строительство каскада ГЭС на Днепре продолжалось, в Литве началось строительство Каунасской ГЭС на р. Неман, а затем Плявиньской ГЭС в Латвии на р. Даугава.

С 1960 г.г. становится характерным увеличение количества объектов энергетического строительства со сравнительно небольшими объемами земляных работ на ТЭС, повышалась мобильность подразделений. Это требовало сохранения базовых СУ с целью сохранения опытных кадров для комплектации бригад земснарядов на новых объектах.

В этот период по инициативе С. Б. Фогельсона организуются работы гидромеханизации по намыву заболоченных прибрежных территорий в Ленинграде из карьеров в устье р. Невы с помощью обычных речных земснарядов.

В условиях морского ветра и частых штормов это было довольно рискованным решением. Кроме этого грунт карьеров состоял из мелких супесей и суглинков, стабилизация которых на карте намыва происходила только в течение 2—3 лет.

Однако эти организационно и технически сложные работы земснарядов в море со временем были освоены.

Первоначально эти работы вел Ленинградский участок от Московского СУ, впоследствии, с 1975 г, преобразованного в самостоятельное СУ.

Необходимо отметить большой вклад в организацию этих работ инженеров А. С. Серых, Е. А. Левиновского, А. И. Пахомова, начальников земснарядов: И. Кулинича, М. И. Нелюбовича, Харитонова, Рукина и др.

Всего с 1960 г по 1990 г было намыто в прибрежные территории 80 млн. м3 грунта на площади 3 тыс. га, на которой после застройки проживают около 500 тыс. ленинградцев.

Впоследствии работы по планировке территорий для городской и промышленной застройки выполнялись во многих городах России, Украины и в Болгарии.

В 1957 г. в соответствии с решением Правительства были начаты крупные горно-вскрышные работы на Лебединском карьере Курской магнитной аномалии (КМА), которые продолжались потом на Южно-Лебединском, а затем на Стойленском и Михайловском карьерах в течение 30 лет с глубиной выемки до 90—110 м.

В составе треста было создано Губкинское СУ. Первым начальником СУ был назначен уже опытный гидромеханизатор Иван Алексеевич Кузнецов, главным инженером – горный инженер Серафима Ивановна Полежаева.

Вскрыша карьеров первоначально выполнялась в обводненных грунтах с помощью земснарядов 500—60 (рис. 4), а потом гидромониторно-землесосными установками с помощью самых мощных гидромониторов с дистанционным управлением с расходом воды через один ствол до 4000 м3/ч.

Эти работы не имели более ни отечественных, ни зарубежных аналогов.

Годовая производительность комплекса гидромеханизации составляла 9 —18 млн. м3 в год, до 1970 г. было выполнено свыше 100 млн. м3 горно-вскрышных работ.

За разработку уникальной технологии горно-вскрышных работ группа инженеров, в том числе С. И. Полежаева, была удостоена Государственной премии. В 1971 г. она была назначена заместителем управляющего трестом, где проявила себя энергичным организатором-хозяйственником.


Дражно-шлюзовой земснаряд 300—100 ДШ Братского СУ гидромеханизации на расчистке нижнего бъефа Зейской ГЭС


В 1960 г. скончался организатор треста С. Б. Фогельсон. Его заменил Николай Алексеевич Лопатин, ранее работавшим на строительстве Мингечаурской ГЭС, а затем начальником СУ гидромеханизации на Сталинградской ГЭС. Н. А. Лопатин достойно продолжил традиции треста по четкому выполнению заданий Министерства и производственных планов.

Его назначение совпало с организацией работ гидромеханизации на первом зарубежном объекте строительства, самого значительного в мире гидроэнергетического сооружения – Высотной Асуанской плотины на р. Нил в Египте.

Главным специалистом подразделения гидромеханизации на этот объект был командирован в 1959 г. Георгий Михайлович Масляков, прошедшим большую школу на Куйбышевгидрострое как проектировщик и приобретший производственный опыт на строительстве Саратовской ГЭС в должности главного инженера и начальника участка гидромеханизации.

Технический проект работ гидромеханизации выполнили инженеры ПК «Гидромехпроект» Н. К. Несмачный и Н. Н. Маслов. Плотина высотой 111м возводилась в водохранилище ранее построенной английскими инженерами ГЭС при глубине воды в створе до 37 м.

Конструкция плотины предусматривала высокую степень надежности, исключающую возможность разрушения при взрыве, и минимальными фильтрационными потерями, поэтому к качеству работ и их контролю предъявлялись самые высокие требования.

Главным советским экспертом строительства первоначально был И. В. Комзин, которого затем сменил известный гидростроитель А. П. Александров, ставший впоследствии заместителем Министра Энергетики.

Все работы на строительстве выполнялись составом арабских и советских специалистов и рабочих под техническим руководством советских инженеров.

В пик работ на участке гидромеханизации работало до 150 человек командированных советских инженеров и рабочих гидромеханизаторов и до 1000 человек арабских рабочих. Трестом направлялись на стройку наиболее опытные кадры, что обеспечило успех работы.

На строительстве Асуанской плотины был реализован целый спектр новых технических решений в гидромеханизации, которые определялись необычными местными условиями и своеобразием проекта.

К таким нетрадиционным решениям можно отнести:

– «сбор» дюнного песка из локальных месторождений с поверхности каменистой пустыни с помощью гидромониторно-землесосных установок с укладкой в резерв у створа плотины;

– обогащение в гидроклассификаторах привозного крупного песка, который после укладки в центральную зону плотины должен был инъектироваться цементно-глинистым раствором; – подводный послойный (до 17 м) намыв плотины через плавучий пульпопровод с концевым стреловым понтоном, позволяющим опускать торец выбросной трубы на глубину до 20 м со строгим его перемещением по створу, поскольку намывались разные по фильтрационным свойствам пески;

– уплотнение намытого под воду мелкозернистого дюнного песка с помощью специально спроектированной институтом «Гидропроект» плавучей вибрационной установки с шестью глубинными вибраторами. С помощью этой установки было уплотнено 3,4 млн. м3 песка.;

– самотечный размыв водой по канавам резерва дюнного песка, это обеспечило интенсивность намыва в тело плотины до 80 тыс. м3 в сутки;

– намыв из щебня слоя 1 м на подводных откосах плотины;

– замыв глиной и илом каменных призм для создания противофильтрационного экрана, а также замыв песком упорных каменных призм.

Намыв проводился по уплотненному, четко совмещенному с другими смежниками графику на узком фронте работ, они были закончены в 1966 г., всего было выполнено 22,5 млн. м3 земляных работ способом гидромеханизации.

За успешное выполнение работ на строительстве Высотной Асуанской плотины Г. М. Масляков был награжден правительством ОАР орденом Республики I степени. Среди советских специалистов-гидромеханизаторов самоотверженно трудились Г. Д. Фомин, Н. Н. Маслов, А. Ушаков, Ю. Бруякин, Л. Н. Булаков, А. Конев, А. В. Родионов, Алоян, Акимов, Калинкин, Б. Штохов, Е. М. Замковой и многие другие.

Успешное строительство Высотной Асуанской плотины стало мировым признанием высокой квалификации советских гидроэнергетиков.

С этой первой зарубежной стройки началось широкое привлечение советских гидростроителей и специалистов треста «Гидромеханизация» к зарубежному гидростроительству. С оказанием технической помощи специалистами треста были впоследствии сооружены крупные гидроузлы Табка и Тишрин на р. Евфрат в Сирии, ГЭС Хадита на р. Евфрат в Ираке, ГЭС Хоабинь на р. Да во Вьетнаме, ГЭС Костешты – Стынков на р. Днестр в Румынии.

К сожалению, в соответствии с действующим положением все эти зарубежные работы выполнялись через Технопромэкспорт и Загранэнерго и на финансовой деятельности треста не отражались.

Направляемые на эти зарубежные стройки специалисты получали зарплату через Загранэнерго, она была в несколько раз выше отечественной, но много ниже мирового уровня для специалистов.

Большое значение в успешной работе гидромеханизаторов за рубежом имели сплоченность коллектива и товарищеское отношение в быту и на работе. Часто, особенно на первом этапе длительных командировок специалисты находились без семьи, и вдали от родины коллектив был их «родным домом».

С начала 1960-х годов складывается территориальная структура строительных управлений треста с обслуживанием многочисленных энергетических строек по принадлежности к данному региону.

В составе треста в начале этого периода входили следующие производственные подразделения, первоначально размещаемые на площадках строительства крупных ГЭС: Братское СУ, Волгоградское СУ, Губкинское СУ, Днепродзержинское СУ, Киевское СУ, Красноярское СУ, Куйбышевское СУ, Камское СУ, Московское СУ, Среднеазиатское СУ, Уральское СУ. Эти же СУ выполняли гидромеханизированные земляные работы на строительстве крупных ТЭС и АЭС (рис. 3).

Несколько позже из состава Московского СУ были выделены Закавказское СУ для строительства Ингурской ГЭС и Ленинградское СУ. В 80-х годах были дополнительно образованы Чебоксарское СУ для строительства Чебоксарской ГЭС и Нижненовгородское СУ на Волге, Нижневартовское СУ для обеспечения добычи нефти и газа в Западной Сибири и строительства крупных ГРЭС в этом регионе.

Этими СУ были выполнены гидромеханизированные работы (до 2000 г.) на строительстве 53 ГЭС, 60 ТЭС, 17 АЭС, 3-х ГАЭС на территории всех республик Советского Союза. На объектах водоснабжения были отрыты каналы Днепр – Кривой Рог, Днепр – Донбасс, в Средней Азии – Южный и Центральный Голодностепский каналы, Большой Каршинский канал, Тахиаташский канал, каналы орошения Джизакской степи, намыта плотина Талимарджанского водохранилища.

В 30 городах на заболоченных территориях и оврагах были намыты площади под жилищную и гражданскую застройку, на них проживают не менее 3 млн. человек.

Для добычи полезных ископаемых произведена гидровскрыша на 7 крупных рудниках, а добыча и сортировка песка и гравия выполнялась на 30 объектах энергетического и промышленного строительства.

Всего подразделениями треста до 2000 г. было выполнено около 4 млд. м3 земляных работ, в середине 80-х годов выполнялось до 170 млн. кубометров земляных работ, численность работающих доходила до 9 тыс. чел.

Технический вклад в гидротехническое строительство

Конечно, в рамках одной статьи невозможно описать работу всех СУ на столь многочисленных объектах более чем за 50 лет, некоторые из них описаны выше, но на ряде инженерно интересных работ и общей организации работ следует остановиться дополнительно

Во-первых, следует отметить большой вклад проектировщиков и производственников – гидромеханизаторов в сооружение земляных плотин, в том числе высоконапорных.

Было намыто более 200 плотин из различных грунтов различной конструкции, при их строительстве и эксплуатации не было ни одной аварии, в том числе плотина Кайраккумской ГЭС на р. Сырдарье выдержала сильное землетрясение, разрушившее рядом находящиеся городские дома. Выше приводилось примеры намыва конструктивно сложных плотин Мингечаурской ГЭС и Высотной Асуанской плотины.

Этот перечень можно продолжить примером намыва плотины Плявиньской ГЭС высотой 46 м на р. Даугава, возводимой из двух карьеров: мелкопесчаного, грунт которого за 15 км подавался гидромониторно-землесосным способом и гравийно-галечникого грунта, завозимого в резерв сухим способом и перерабатываемого в боковые призмы плотины гидромониторным способом.

Плотина состояла из 8 зон различных грунтов, из которых 4 зоны намывались и 4 зоны параллельно с намывом отсыпались. Эта сложная по намыву грунтов работа выполнялась под руководством одного из гидромеханизаторов старшего поколения Н. П. Беловым, впоследствии он работал начальником Закавказского СУ на строительстве Ингурской ГЭС, а затем руководил учебным комбинатом гидромеханизаторов.

При сооружении плотин Головной ГЭС на р. Вахш и Капчагайской на р. Или пески были настолько мелкими с плохой водоотдачей, что гусеничные краны не могли передвигаться в процессе намыва. Для осуществления намыва пришлось предварительно поярусно отсыпать дамбы обвалования из гравийной массы и с них наращивать намывной пульпопровод. Эти работы выполнялись под руководством начальника Среднеазиатского СУ М. И. Зобнина и главного инженера А. П. Телегина.

Намыв территорий в Санкт-Петербурге производился из суглинков, при этом намыв выполнялся из выпусков пульпопровода, предварительно проложенного по деревянной эстакаде высотой до 3 м.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно описать работу всех СУ на столь многочисленных объектах более чем за 50 лет, некоторые из них описаны выше, но на ряде инженерно интересных работ и общей организации работ следует остановиться дополнительно.

Во-первых, следует отметить большой вклад проектировщиков и производственников – гидромеханизаторов в сооружение земляных плотин, в том числе высоконапорных.

Было намыто более 200 плотин из различных грунтов различной конструкции, при их строительстве и эксплуатации не было ни одной аварии, в том числе плотина Кайраккумской ГЭС на р. Сырдарье выдержала сильное землетрясение, разрушившее рядом находящиеся городские дома. Выше приводилось примеры намыва конструктивно сложных плотин Мингечаурской ГЭС и Высотной Асуанской плотины.

Этот перечень можно продолжить примером намыва плотины Плявиньской ГЭС высотой 46 м на р. Даугава, возводимой из двух карьеров: мелкопесчаного, грунт которого за 15 км подавался гидромониторно-землесосным способом и гравийно-галечникого грунта, завозимого в резерв сухим способом и перерабатываемого в боковые призмы плотины гидромониторным способом.

Плотина состояла из 8 зон различных грунтов, из которых 4 зоны намывались и 4 зоны параллельно с намывом отсыпались. Эта сложная по намыву грунтов работа выполнялась под руководством одного из гидромеханизаторов старшего поколения Н. П. Беловым, впоследствии он работал начальником Закавказского СУ на строительстве Ингурской ГЭС, а затем руководил учебным комбинатом гидромеханизаторов.

При сооружении плотин Головной ГЭС на р. Вахш и Капчагайской на р. Или пески были настолько мелкими с плохой водоотдачей, что гусеничные краны не могли передвигаться в процессе намыва. Для осуществления намыва пришлось предварительно поярусно отсыпать дамбы обвалования из гравийной массы и с них наращивать намывной пульпопровод. Эти работы выполнялись под руководством начальника Среднеазиатского СУ М. И. Зобнина и главного инженера А. П. Телегина.

Намыв территорий в Санкт-Петербурге производился из суглинков, при этом намыв выполнялся из выпусков пульпопровода, предварительно проложенного по деревянной эстакаде высотой до 3 м.

Сваи эстакады забивались с помощью копровой установки с дизель-молотом. Дамбы обвалования отсыпались на высоту 3 – 4 м сухим способом.

Руководили этими работами инженеры А. В. Серых, И. А. Михеев, Е. А. Левиновский, О. М. Веневитинов, А. И. Пахомов и другие.

Для защиты земель и сооружений от затопления при наполнении водохранилищ ГЭС сооружались протяженные ограждающие дамбы.

Так при сооружении Киевской ГЭС потребовалось намыть плотины и дамбы протяженностью 58,9 км. Кременчугское СУ выполнило по генподряду весь комплекс защитных сооружений г. Черкассы и еще трех больших подтопляемых массивов.

Протяженность дамб составили 40 км, дренажных устройств – свыше 20 км, были построены постоянные насосные станции, водосбросные сооружения, каменно-набросное крепление откосов.

Эти работы выполнялись под руководством инженера Б. Г. Гурьева, который впоследствии, после выхода на пенсию В. А. Платонова в 1968 г., был переведен в Москву и назначен главным инженером треста.

Аналогичные работы были осуществлены по защите от затопления г. Абакан водохранилищем Красноярской ГЭС.

Строительство инженерной защиты на водохранилищах Нижнекамской и Чебоксарской ГЭС выполнялось в полном комплексе сооружений, включая подготовку основания, намыва или сухой отсыпки дамб, крепления откосов, устройства дренажа и водоотвода.

Столь крупные гидротехнические работы, часто выходящие за профиль работ гидромеханизации, потребовало привлечения к работам четырех строительных управлений: Камского, Куйбышевского, Чебоксарского и Горьковского.

Объекты инженерной защиты были растянуты на десятки километров по заболоченным территориям в условиях бездорожья и удаленности от баз управлений. Управления столкнулись с большими организационными и техническими трудностями.

На строительстве Каневсой ГЭС было впервые осуществлено безбанкетное перекрытие русла Днепра намывом песка при расходе реки 700 м3/ч, на Астраханском вододелителе на Нижней Волге безбанкетное перекрытие было осуществлено при расходе 2150 м3/ч. Это позволило отказаться от отсыпки каменных банкетов и существенно снизить стоимость строительства.

С середины 80-х кодов находят широкое распространение намывных низконапорных ограждающих плотин на водохранилищах-охладителях атомных и тепловых электростанций и защитных дамб на водохранилищах с пляжными волногасящими динамическими откосами. Этот способ гашения волны на мелководье взят по природному аналогу морских песчаных пляжей.

Такая конструкция намывных дамб из песчаных или песчано-гравийных грунтов с заложением верхового откоса 1:30 – 1:40 при высоте дамб до 5 м оказывалась более экономичной, чем с традиционным заложением 1:3 – 1:5 с креплением откоса камнем или бетоном, при этом увеличение объема намыва по стоимости компенсировалось отказом от крепления при упрощении технологии намыва

.Характерным примером применения намывных дамб с пляжным волногасящим откосом было сооружение ограждающей дамбы Запорожской АЭС на Каховском водохранилище.

Первоначальным проектом была предусмотрена отсыпка в воду каменного банкета объемом 1,7 млн. м3. Решение о замене каменного банкета намывом песчаных дамб с заложением надводного откоса 1:50 и подводного откоса с заложением 1:7 было принято после проведенных исследований и острых дебатов в Минэнерго при поддержке главного инженера института «Гидропроект» Т. П. Доценко и главного гидротехника Атомтеплоэлектропроекта Р. Г. Миносяна.

Реальная экономия от исполнения этого решения составила около 30 млн. $ US, многолетняя эксплуатация намывной дамбы подтвердила надежность этого решения.

Возведение песчаных дамб с пляжным волноустойчивым откосом стало возможным только благодаря применению гидромеханизации, это было крупным достижением отечественной гидротехники.

Другим примером творческого подхода к устоявшимся в гидротехнике традиции повсеместной выторфовке грунтов основания при строительстве земляных низконапорных дамб может служить сооружение ограждающей дамбы Печорской ГРЭС.

В основании ограждающей водоем-охладитель дамбы залегал мощный до 8 м слой торфа. Ввиду обводненности торфа его выемка представляла сложную и дорогостоящую работу.

По инициативе гидромеханизаторов, с помощью гидротехника Рижского ТЭПа Красновой и при поддержке начальника Главка Юрия Николаевича Корсуна было принято решение об уширении дамбы и стадийном её возведении для постепенной нагрузки на торф основания для его уплотнения.

Это смелое решение прошло проверку временем и оказалось оправданным, при намыве дамб с пляжным откосом требования к подготовке основания впоследствии существенно снижались, и это способствовало сокращению сроков строительства, особенно при заболоченности основания, где поверхность становится непроходимой для сухоройной техники.

Как известно, энергетическое строительство связано непосредственно с природными условиями, которые отличаются большим многообразием, строительство любой ГЭС и ТЭС несет свои присущие ей особенности, поэтому и работы гидромеханизации по своему неповторимы на каждом крупном объекте и требуют всегда творческого подхода. Одним из этапов работы треста был массовый переход на строительстве тепловых электростанций.

Отличительной особенностью строительства ТЭС было сокращение сроков строительства, и, следовательно, мобильности кадров и техники. Крупные ТЭС строились преимущественно с изолированными водоемами – охладителями, хотя ряд крупных ТЭС часто строились с непосредственным забором и сбросом теплой водя в естественные водоемы и даже реки.

«Грошовая» экономия стоимости строительства на сокращении затрат на сооружение водоемов-охладителей и погоня за повышением КПД электростанции часто оборачивалась при эксплуатации нарушением экологии озер и рек. Но все же на многих строящихся ТЭС, особенно атомных, объем земляных работ для сооружения изолированных водоемов был достаточно велик.

В строительстве ТЭС участвовали все СУ треста в зависимости от их размещения. Выполнялись работы гидромеханизации на расчистке водоемов, выемки подводящих каналов к насосным станциям ТЭС, сбросных каналов, намыву площадок под сооружения ТЭС на слабых грунтах и выемки котлованов, сооружению ограждающих и струенаправляющих дамб водоемов. Характерным отличием от плотин ГЭС были сравнительно небольшие напоры дамб системы водоснабжения ТЭС.

Сокращение сроков строительства ТЭС потребовало мобильности коллектива бригад земснарядов, и самих земснарядов. Земснаряды типа 300—50 с цельносварными корпусами обычно демонтировались, корпус судна разрезался газовой резкой, детали перевозились обычно по железной дороге, на новом объекте секции корпуса соединялись с помощью электросварки. Этот процесс перебазирования земснаряда обычно продолжался около 6 месяцев, хотя опытные бригады Днепродзержинского СУ производили перебазирование земснаряда за 3 месяца.

В том случае, когда было возможно перебазировать земснаряд водным путем, такая возможность всегда использовалась. В Московском СУ использовалась даже возможность буксировки речных земснарядов по Балтийскому морю на строительства Каунасской ГЭС, Кайшядорской ГАЭС, по Белому и Баренцеву морю на строительство Печорской ГРЭС, хотя такая транспортировка морем всегда связана с риском потопления земснаряда при шторме, и такие случаи в практике треста были.

Институтом «Гидропроект» (конструктор Т. В. Марголин) в 80-е годы был спроектирован разборный земснаряд среднего класса 200—50 БР, блоки земснаряда были приспособлены для перевозки автотранспортом. Этот земснаряд мог быть разобран, перевезен по автодороге и собран на новом объекте в течение одной недели. Однако таких земснарядов было построено на Рыбинском заводе немного.

Гидромеханизация на освоении месторождений нефти и газа в Западной Сибири

Возрастающее потребление топлива и сокращение запасов в традиционных районах добычи к середине 1960 гг. определили задачу срочного освоения разведанных крупных месторождений нефти и газа в Западной Сибири.

Инициатором освоения этих месторождений был Председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин, своевременность этого решения подтверждает история, когда нефть и газ с начала 1990-х годов становится основным топливом для ТЭС и почти единственным продуктом экспорта страны. Без газа и нефти Западной Сибири Россия сегодня вообще не могла бы существовать как самостоятельное государство.

Но освоение топливных запасов Западной Сибири было исключительно сложным делом ввиду того, что эти месторождения располагались в необжитых таежно-болотистых районах и тундре северной климатической зоны с обводненной поверхностью, с периодом положительной температуры не более 5 месяцев в году и зимними морозами до минус 40 0 С.

Для добычи топлива нужно было связать месторождения с «большой землей» железными и автомобильными дорогами; поднять из болота промплощадки для бурения скважин и насыпи под дороги, газопроводы, ЛЭП, произвести подсыпку грунта территории городов, поселков, построить мощные ТЭЦ для добычи и транспортировки топлива.

Для развития инфраструктуры этих районов потребовалась выполнить более 2 млд. м3 насыпи песчаного грунта, выполнить который в условиях обводненности поверхности можно было только с помощью земснарядов. Без гидромеханизаторов эта задача вообще не могла быть решена, и они были «пионерами» освоения этого региона.

Сооружение насыпей под железную дорогу Тюмень – Сургут – Нижневартовск, автомобильных и промысловых дорог было начато в 1966 г. объединением «Трансгидротеханизация», впоследствии в Западной Сибири от этого объединения было организовано три производственных треста гидромеханизированных работ.

Для обеспечения электроэнергией добычи и транспортировки газа в сжатые сроки строятся Сургутская ГРЭС-1, Нижневартовская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-2 и Уренгойская ГРЭС.

В 1972 г. Уральское СУ треста «Гидромеханизация» (начальник СУ Л. Беренцвейг, главный инженер Б. А. Кашилов) организует в Нефтеюганске базовый участок гидромеханизации (начальник участка Л. А. Тарасенко) для выполнения работ по намыву основания буровых площадок и насосных станций, полотна промысловых дорог и коммуникаций (рис. 4). С Рыбинского завода было поставлено в Нефтеюганск 7 земснарядов типа 380—56.


Намыв автодороги близ г. Нефтеюганска земснарядом №328 Уральского СУ гидромеханизации


В 1981 г. трест организует Нижневартовское СУ гидромеханизации с отдельным участком в Уренгое для намыва площадок и строительства систем водоснабжения вышеупомянутых ГРЭС.

В управление было поставлено 15 земснарядов типа 380—56. Организаторами СУ были опытные гидромеханизаторы: И. А. Кузнецов, В. В. Терещенков, С. П. Михайленко, Е. Д. Денисюк, В. М. Алыпов, Х. Х. Шарипов, командированные из других СУ треста. Рабочие кадры земснарядов также комплектовались из всех подразделений треста.

Конец ознакомительного фрагмента.