Вы здесь

Международный финансовый центр (на примере лондонского Сити). Глава вторая. Международный финансовый центр – комплекс взаимосвязанных услуг (М. К. Беляев, 2010)

Глава вторая

Международный финансовый центр – комплекс взаимосвязанных услуг

Сити, как и любой другой финансовый центр, предоставляет такой набор операций и услуг, которые не только тесно взаимосвязаны между собой, но и взаимно дополняют друг друга. Иными словами, финансовый центр является не просто площадкой, где сосредоточены финансовые компании, предоставляющие финансовые услуги клиентам, а, вместе с тем, отражает особенность своей деятельности, специфика которой заключается в том, что в финансовом центре сосредоточен комплекс услуг, дополняющих друг друга. По сути дела, это место, где клиент может получить практически весь набор услуг, необходимых для его деятельности. Во многом такое взаимное дополнение услуг, сопутствующих «основному» бизнесу в финансовой сфере и характеризуют финансовый центр, и, более того, отличает его от крупной площадки, где проводятся финансовые операции.

Экономический смысл заключается в том, что клиент в случае необходимости может получить весь комплекс услуг, необходимых для осуществления операции или ведения бизнеса на долгосрочной основе, в пределах компактного пространства. Для компаний, предоставляющих такие услуги и обосновавшихся в центре, преимущество заключается в том, что они хорошо осведомлены о деятельности друг друга. Такой контакт, не исключающий и даже предопределяющий борьбу за клиента, повышает надежность их работы и качество оказываемых услуг, а именно:

• Во-первых, они стремятся превзойти конкурента.

• Во-вторых, тесный контакт позволяет быстро воспринимать новейшие тенденции и выстраивать свой бизнес соответствующим образом.

• В-третьих, близость конкурента позволяет оперативно воспринимать и внедрять все новации собственного бизнеса.

Для функционирования полномасштабного финансового центра все более настоятельным становится обязательное наличие дополнительных или поддерживающих услуг или услуг «второго ряда», которые на сегодняшний момент востребованы и необходимы. Более того, спрос на них во многом обусловливается именно их «встроенностью» в механизм центра, а также, экономической нецелесообразностью, а, нередко, и практической невозможностью осуществлять операции вне такого механизма.

2.1. «Матрица услуг» Сити

Взаимопереплетенность и взамообусловленность услуг, то есть, то положение вещей, при котором один вид деятельности обусловливает обязательное наличие другого, дополнительного, позволяет говорить о своеобразной «матрице» услуг. Финансовый центр, в таком случае, выступает в качестве некоего консолидированного и, в известной мере, автономного и внутренне самодостаточного экономического образования.

В целом, комплекс услуг, который предоставляется в финансовом центре, можно разделить, с известной долей условности, на три группы.

Первая группа. Основные услуги, которые составляют ядро финансового центра. Речь идет о биржах: фондовой, товарной, валютной и других; банках; страховых компаниях; в, определенной мере, брокерских и дилерских компаниях, то есть, о тех компаниях и институтах, которые непосредственно участвуют в осуществлении операций от своего имени или от имени клиентов. Их деятельность является определяющей для финансового центра, так как именно эти институты выполняют главную функцию финансового центра – превращение временно свободных средств в производительный капитал.

Трансформационными операциями занимаются непосредственно два института: банки, через механизмы кредитования и финансовые рынки, где реализуются ценные бумаги. Страховые компании и брокерские фирмы, теоретически, в таких операциях могут участия не принимать, но, на практике, без них механизм не работает хотя бы потому, что на фондовом рынке должны присутствовать профессиональные участники рынка, и никто не хочет брать на себя дополнительные риски.

Вторая группа. Услуги, которые можно назвать связанными, дополнительными или профессиональными. Это услуги, которые оказываются компаниям и институтам, осуществляющим основные операции в связи с их основной деятельностью. В число таких компаний включаются бухгалтерские, аудиторские, юридические, консалтинговые фирмы, а также, занятые в сфере информационных технологий. Следует отметить основную тенденцию, ту, которая говорит о том, что к таким услугам «основные» компании прибегают на постоянной основе и такие компании функционально выступают в роли их структурных подразделений. Разница только в том, что компании, занятые осуществлением «основных» операций, передают эти функции, на принципах аутсорсинга, сторонним организациям, сосредоточившись на главном направлении своей непосредственной деятельности. Вместе с тем, существует практика, в соответствии с которой, часть таких функций некоторые компании, особенно крупные, могут сохранять в своей собственной структуре.

Такие профессиональные компании обслуживают не только и даже не столько «основные» компании, сколько фирмы, которые прибегают к услугам финансового центра или ведут на его площадке бизнес на постоянной основе.

Третья группа услуг может быть названа «сателлитными» услугами или сопутствующими, так как потребность в них возникает периодически и функционально деятельность таких компаний с основной деятельностью финансового центра практически не связана, хотя в современных условиях без их услуг обойтись крайне сложно. Эта группа весьма обширна и неоднородна. В нее могут входить компании по подбору персонала (рекрутинговые компании, хэд-хантерство), оказанию услуг в области PR («паблик рилейшнз»), а также IT-технологий, определенного вида консалтинга, оказанию издательско-полиграфических услуг, организации конференций и деловых встреч и многие другие, которые связаны с текущим обслуживанием бизнеса.

В особую группу целесообразно выделить информационно-аналитические услуги, поскольку они отличаются существенной спецификой. С одной стороны, они являются неотъемлемым компонентом основной деятельности и только с учетом их «продукции» принимаются деловые решения и осуществляются сделки. С усложнением инструментов, операций, ростом числа участников, а также глобализацией, их значение неуклонно возрастает, потому что продукты информационно-аналитических служб или компаний уже давно не относятся к разряду справочных материалов, а выступают в качестве компонентов основной деятельности, ложась в основу ее стратегии. Но, с другой стороны, сфера, охватывающая информационно-аналитическую деятельность, отличается обширностью и многофункциональностью, так как в нее входят издательские компании, включая периодические деловые издания, учебные центры, постоянно действующие семинары и регулярные конференции, собственно аналитические компании, новостные агентства и многие другие. Специфика этой сферы заключается в том, что она является и неотъемлемым компонентом основной деятельности и, одновременно, вполне самостоятельна, поскольку, в принципе, может функционировать в отрыве от финансового центра, обслуживая других клиентов, хотя, в конкретных условиях, ориентирована на удовлетворение спроса со стороны центра и во многом своим существованием обязана центру как поставщику информации и как потребителю информации переработанной. В этом ее принципиальное отличие от «дополнительных» и «сателлитных» услуг, которые в таком виде и в таком объеме существуют только в привязке к финансовому центру.

И, наконец, неправомерно оставлять в стороне услуги и товары, которые потребляет Сити как интегрированный хозяйственный комплекс, в процессе своей деятельности. Такие услуги, поддерживающие и обеспечивающие деятельность Сити как международного финансового центра, можно назвать «инфраструктурными». К ним относятся те услуги, которые не связаны непосредственно с выполнением финансовым центром его основных функций (биржевых, банковских, страховых), но обеспечивают жизнедеятельность этого специфического образования. Инфраструктурные отрасли в теории экономики сравнивают с «тылами производства». Сравнение представляется весьма точным, ибо инфраструктурные отрасли, а также, компании в них занятые, снабжают всем необходимым (товарами и услугами, включая жилищно-коммунальные и рекреационные), но сами остаются за «чертой финансовых операций».

2.1.1. Основные услуги

В составе основных услуг, теоретически, главенство принадлежит биржевым структурам и, прежде всего, фондовой бирже. Именно на биржевой площадке реализуются ценные бумаги, на ней ведется основная деятельность, ценные бумаги являются предметом сделок, которые привлекают клиентов и вокруг которых строится вся остальная деятельность финансового центра. В то же время, если отойти от чистой теории и принять во внимание практический аспект, то сложно не признать существенную роль банков. Теоретически, банки обслуживают биржевой оборот, осуществляя расчеты, предоставляя кредиты и т. д. и, вместе с тем, их роль настолько существенна и специфична, что правильнее говорить о дуумвирате двух «равновесных» секторов. Дискуссии, типа «что или кто главнее» рискуют перейти в категорию схоластики без перспективы получить завершение в виде аргументированной победы одной из сторон. В практических же целях целесообразнее более подробно ознакомиться с функционированием двух ведущих секторов в рамках финансового центра, рассмотреть их роль и место в этом экономическом образовании[28].

Первая группа, «основные услуги», представляющая компании сектора финансовых и коммерческих услуг, включает следующие виды деятельности.

1. Инвестиционная банковская деятельность и сделки с ценными бумагами (компании выступают в роли продавцов услуг).

2. Инвестиционная банковская деятельность и сделки с ценными бумагами (компании выступают в качестве покупателей услуг).

3. Банковская деятельность.

4. Страховая деятельность.

5. Сопутствующие, то есть, поддерживающие услуги: юридические, бухгалтерские, кадровые, информационные технологии, паблик рилэйшнз.

6. Грузоперевозки, в том числе и морские, а также товарная торговля.

Финансовые рынки в условиях современных технических средств коммуникаций и компьютерной техники разделились на два вида или типа:

1. Те, которые требуют формально закрепленного членства, установленных и утвержденных правил и регламентов, а также наличия физического места осуществления бизнеса, то есть – традиционные рынки.

2. Рынки, не имеющие определенного физического места – внебиржевая торговля (over-the-counter – OTC).

В Лондоне в настоящее время существует несколько традиционных и формально организованных рынков, опирающихся в своей деятельности на законодательные нормы и определенную институциональную структуру. Они получили международное признание, а отдельные биржи являются мировыми лидерами. К числу основных рынков относятся:

• Лондонская фондовая биржа: торговля акциями крупных компаний и государственными облигациями (долговыми обязательствами). London Stock Exchange (LSE).

• Альтернативный инвестиционный рынок: торговля акциями небольших компаний. Alternative Investment Market (AIM).

• Юронекст Лайфф: торговля финансовыми деривативами. Euronext.liffe (London International Financial Futures and Option Exchange).

• Торговля финансовыми деривативами. EDX London.

• Торговля акциями европейских компаний. Virt-X Exchange.

• Торговля акциями. PLUS Markets.

Страховой бизнес представлен такой всемирно известной компанией, как Ллойдс оф Ландн.

Товарная торговля, перевозки (включая морские), сделки с золотом осуществляются на следующих площадках:

• Лондонская биржа металла: торговля минеральными товарами и деривативами. London Metal Exchange.

• Торговля контрактами какао-бобами, кофе, зерном, картофелем и сахаром (в дополнение к финансовым деривативам). Euronext.liffe.

• Торговля деривативами на энергоносители. ICE Futures.

• Болтик Иксчейндж – морские перевозки, грузы, фрахт воздушных судов и воздушных грузов. Baltic Exchange.

• Золото. Gold market.

К рынкам второго типа, представляющим внебиржевую торговлю в Лондоне, относятся:

• Рынок иностранных валют.

• Рынок Евробондов.

• Денежный рынок.

• Межбанковский рынок кредитов.

• Рынок деривативов внебиржевой.

На финансовом рынке, оснащенном современными средствами коммуникаций (внебиржевая торговля), торговля осуществляется путем переговоров между сторонами о сделке. Поскольку, в этом случае, отсутствует физическое место, переговоры ведутся по телефону или с помощью компьютера. Одним из крупнейших мировых учреждений такого типа является Лондонский клиринговый дом, который играет неоценимую роль в операциях рынков Сити, так как выполняет функцию центрального партнера в контрактах участников биржевых сделок, осуществляя централизованные расчеты по финансовым обязательствам, возникающим между контрагентами в результате осуществляемых сделок. Наличие структуры, выполняющей такую функцию, повышает эффективность совершаемых операций, а также, функционирования рынков в целом. При этом важно следующее обстоятельство, заключающееся в том, что наличие расчетного центра обеспечивает единство рынков, которые он обслуживает (практически все биржевые рынки) и разнообразие продуктов и услуг, предоставляемых вне формализованных структур.

2.2. Дополнительные профессиональные услуги

Конгломерат взаимодополняющих и взаимосвязанных услуг (матрица) дает возможность клиенту получить практически любые услуги в области финансовых сделок в одном месте. Характерно, что наличие одних услуг неизбежно генерирует спрос на другие. «Основные» услуги, непосредственно связанные с предоставлением финансовых услуг, требуют наличия дополнительных профессиональных услуг, функционально связанных с основной деятельностью. Они не являются непосредственно финансовыми услугами, однако создают условия для комфортной бизнес-среды и позволяют клиенту эффективно осуществить какую-либо финансовую операцию или поддерживать свой бизнес в области финансов на должном уровне. Наличие кластера высококонцентрированных масштабных оптовых финансовых операций обеспечивает регулярность проведения операций, наличия клиентов, а значит, и устойчивый спрос на большинство финансовых услуг, которые в иных условиях не могли бы быть реализованы.

Деятельность лондонских фирм в области оптовых финансовых услуг генерирует спрос на дополнительные или «связанные услуги, а также, «сателлитные», которым будет посвящен специальный раздел. Соответственно, спрос обусловил наличие структур, которые предоставляют услуги в сопутствующих, смежных областях. Так, в 2005 году, в Лондоне работали в сфере правовых, бухгалтерских услуг и консультационных фирмах 77 000 человек, что есть, почти, четверть всех занятых в Сити оказанием финансовых услуг.

Другие поддерживающие услуги включают специалистов по Паблик рилейшнз в области финансов, найма рабочей силы, обучения, а также, организации публикаций и предоставления деловой информации, компаний, предоставляющих экономические консультации, а также, профессиональных ассоциаций. Есть даже специалисты, которые могут отпечатать в течение часа проспекты эмиссии, дизайнеры, которые могут разработать и отпечатать в готовом виде образцы офисных бланков, ценных бумаг, сертификатов, удостоверений и других документов.

Специфика центра заключается в том, что он является не просто площадкой осуществления ряда основных финансовых операций оптового характера. Характерной его чертой является их диверсифицированный и комплексный характер. Значимо, что, при наличии таких условий, достигаются эффекты масштаба и сферы деятельности, что создает экономическую и функциональную привлекательность центра для клиентов. В условиях конкуренции, наличия соперничества, в том числе и между финансовыми центрами, клиентам необходимо создать конкурентное преимущество, например, в области налогов, регулирования, качества услуг, деловой среды, безопасности. Поэтому, любой фактор имеет значение для положительного или отрицательного решения в отношении выбора места для осуществления бизнеса, еще чаще, решающую роль играет их сочетание, что особенно ярко видно на примере истории деятельности Лондонского Сити. Здесь необходимо отметить, что Лондон является международным финансовым центром не в силу исторических традиций и, при наличии других международных центров, клиенты могут переместиться на другие площадки, которые сформировались и оснащены самой передовой техникой, а также, обладают штатом квалифицированных экспертов и активно работают. Однако, при всем при этом, современный Лондон пока удерживает лидирующие позиции, и не только удерживает, но и предполагает не сдавать их и в перспективе.

Юридические услуги. Лондон является ведущим центром по оказанию юридических услуг в области финансов и международного права. Особый спрос на данный вид услуг возрос в последние годы в связи с расширением активности Сити и ростом глобализации. Услуги предоставляются несколькими крупными международными фирмами, расположенными в Лондоне, и, приблизительно, 200 иностранными фирмами, которые имеют офисы и представительства в Лондоне. Международным коммерческим правом в Лондоне занимаются 1200 членов Ассоциации коммерческого права (Commercial Bar Association). Отдельные проблемы или споры, возникающие в ходе выполнения международных сделок, рассматриваются в Коммерческом суде, в котором процедуры адаптированы к требованиям международного бизнеса. При этом, в силу высокого авторитета Коммерческого суда, в него направляют споры по сделкам, которые осуществляются и вне Сити. Около 80 % рассматриваемых дел имеют в качестве одной из сторон зарубежного представителя, а половина из этих дел вообще не имеет делового отношения к Лондону кроме стремления рассмотреть дело именно в Лондонском суде как гаранте соблюдения международного коммерческого права.

Число и квалификация английских юристов дает уверенность, что услуги могут быть предоставлены по всем отраслям права: банковское право, корпоративные финансы, корпоративное и финансовое законодательство, проектное финансирование, рынок международных капиталов, страхование, морские перевозки, налоги, регулирование, а также, ими обеспечивается судебная процедура решения споров. Вследствие разработанности английского законодательства в области бизнеса, наличия соответствующих фирм, судебной системы, свободной от политического влияния и пользующейся доверием в международных деловых кругах, зарубежные фирмы предпочитают при решении деловых споров иметь дело с Лондоном. Немаловажно также, что помимо юридического аспекта, гарантирующего надежность и непредвзятость судебного разбирательства, рассмотрение международных споров в Лондоне связано с меньшими издержками. В силу этих причин в Лондоне ежегодно рассматривается не менее 90 тысяч дел и споров.

Процессом урегулирования споров в Лондоне заняты около 50 компаний, включая профессиональные ассоциации и профессиональные институты, которые пытаются решить споры, возникающие в связи с контрактами.

Назовем ведущие специализированные организации, работающие в правовой сфере:

1. Лондонский арбитражный суд (London Court of International Arbitration – ICIA) оказывает арбитражные услуги в области международных операций, наблюдение за процессами.

2. Центр решения споров (Centre for Dispute Resolution – CEDR), специализируется на решении международных коммерческих споров путем посредничества в контексте урегулирования. Данный центр один из главных регуляторов в мире, которые предоставляют услуги по поиску альтернативного пути решения международных коммерческих споров.

3. Институт арбитров (Chartered Institute of Arbitrators) – крупнейшее профессиональное учебное заведение по обучению специалистов по арбитражу.

4. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce – ICC), осуществляющая международные арбитражные услуги и являющаяся мировым лидером в этой области, стремительно наращивающая эффект своего присутствия в Лондоне.

В результате такой высокой репутации, Британские юридические компании принесли за десять лет в платежный баланс страны чистого дохода на уровне 2,1 млрд. фунтов стерлингов, увеличившись за этот период в 4 раза.

Юридические услуги являются высокодоходной областью. Например, 50 крупнейших лондонских компаний в 2006 году заработали 5,6 млрд. фунтов стерлингов. Основная часть, 2 млрд. (или 35 %), пришлась на 5 ведущих компаний, которые известны как «Магический круг» – Эллен энд Овери, Клиффорд Чанс, Фрэшфилдс Брукхаус Деринджер, Линклайтерз, Слотер энд Мэй. По сравнению, расположенные в Лондоне американские компании заработали 680 млн. ф. ст., то есть всего 12 % всех доходов по этому виду деятельности, а остальная сумма доходов пришлась на другие компании[29].

Крупные доходы американских компаний объясняются их тесными связями с американскими инвестиционными фирмами на Уолл-стрите, которые являются крупными игроками на лондонской площадке и которым постоянно требуется юридическая помощь.

Заработная плата сотрудников юридических компаний отличается высоким уровнем. Например, заработки партнеров компаний «Магического круга» достигают 2 млн. ф. ст. в год, и даже заработки руководителей каждой из 200 более мелких компаний составляют не менее 1 млн. ф. ст.

Растущий спрос на юридические услуги был обусловлен расширением и глобализацией деятельности Сити и концентрацией европейского бизнеса по предоставлению оптовых финансовых услуг в Лондоне. В ответ на тенденцию, некоторое число ведущих лондонских юридических фирм, осуществила трансграничные слияния с компаниями в Европе и Америке, чтобы получить международный масштаб, как бы, повторяя тенденции с международными инвестиционными банками, которые являются их крупнейшими клиентами.

Среди крупных международных английских фирм Сити почти половина сотрудников работает за пределами страны и этот показатель выше, чем в США. Среди иностранных фирм, присутствующих в Лондоне, половина – американцы, остальные из Европы, Австралии и Канады. В американских фирмах в Лондоне работают около 3 000 человек.

В 2007 году обзор 50 крупнейших мировых компаний, проведенный профессиональной газетой «Лигал Бизнесс», показал, что пять из шести крупнейших компаний по обороту (продажам) были международными компаниями, головные офисы которых расположены в Лондоне. На такие позиции их вывело обслуживание коммерческих банков, инвестиционных банков, страховых компаний и компаний по управлению активами.

Бухгалтерские услуги. Лондон является крупнейшим центром по предоставлению бухгалтерских услуг банкам, корпорациям и финансовым компаниям.

Бухгалтерские услуги Сити предоставляют четыре крупнейшие компании – Прайсуотерхаус Куперс, КПМГ, Делойт Туш Томацуэ. Эти компании имеют английское происхождение и даже в названии каждой сохранились названия предшественников, например, Эрнст энд Янг, четвертый участник группы, американского происхождения, но имеющий связи с Сити с 20‑х годов прошлого века. В настоящее время эти компании, бесспорно, многонациональные и международные с огромным штатом сотрудников в офисах, размещенных по всему миру: Прайсуотерхаус Куперс имеет 140 тысяч служащих и 771 офис в 149 странах, а Делойт Туш Томацуэ – 135 тысяч в 150 странах. Они доминируют в доле прибыли, которую получают в этом виде бизнеса. В 2005 году Прайсуотерхаус Куперс получил 1,8 млрд. ф. ст., Делойт Туш Томацуэ – 1,35 млрд. КПМГ немногим более 1 млрд. Для сравнения, замыкающая десятку Тенон Груп, получила 95 млн. ф. ст. Концентрация доходов весьма высока – на большую четверку компаний приходится 72 % доходов, полученных первой полусотней компаний.

Большая четверка в основном занята обслуживанием корпораций из списка «Форчун-1000», то есть, крупнейших мировых корпораций. Одновременно обслуживание этих компаний составляет значительную часть их бизнеса. Каждая компания имеет солидное присутствие в Сити: в Прайсуотерхаус Куперс работают 6 000 лондонских служащих, Делойт Туш Томацуэ и КПМГ – по 5 000, Эрнст энд Янг – 3 000. Они предоставляют широкий спектр наиболее востребованных услуг, к которым относятся: аудит, налоги, работа с несостоятельными должниками, корпоративные финансы и консультационные услуги. Большая часть услуг, оказываемых этими компаниями – это трансграничные услуги, а многие клиенты являются международными компаниями. Масштаб таких услуг возрастает ускоренными темпами в последнее десятилетие, что отражается в доходах, полученных от зарубежных клиентов (считается как чистый экспорт) – с 1996 по 2006 год они возросли с 50 млн. ф. ст. до 936 млн. ф. ст. или в 18 раз[30].

Аудит и налоговые консультации – основной источник доходов. Консультационные услуги в последнее время росли быстрыми темпами и вышли на второе место по значимости в Лондонском Сити. Вместе с тем, конфликт интересов между аудитом и консультированием, заключающейся в том, что аудит подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, а консультирование, нередко, направлено на поиск «законных» лазеек, заставил такие структуры, как Прайсуотерхаус Куперс, КПМГ и Эрнст энд Янг, отказаться от консультирования. Аналогичным образом поступила компания Артур Андерсен – пятая крупнейшая компания. Однако, недавно компании вновь возобновили свою консультационную практику, но не исключили возможность совмещения аудиторских и консультационных услуг для одной и той же компании.

Традиционно компании руководствуются правилами бухгалтерского учета страны происхождения, но, с начала 2000–х годов, Международная комиссия по стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board), являющаяся ведущим международным институтом в области бухгалтерского учета, разработала новые правила бухгалтерского учета – Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которыми все европейские компании руководствуются с 2005 года, причем, Европейские страны, а также Австралия и Южноафриканская Республика, дали импульс для распространения этих стандартов по всему миру. Вторая волна захватила уже 70 стран, которые взяли на вооружение стандарты международной отчетности в 2007 году.

Показательны источники доходов 20 крупнейших компаний, предоставляющие услуги в области бухгалтерского учета[31]:

Аудит и подтверждение отчетности – 39%

Налоговые консультации – 28%

Корпоративные финансы – 16%

Консультационные услуги – 8%

Неплатежеспособность и восстановление

платежеспособности – 4%

Управление личным состоянием – 4%

Другие – 1%

ВСЕГО – 100%

По ходу изложения данного вопроса, необходимо отметить, что от принятия МСФО воздержались американские компании, которые ориентируются на свой национальный стандарт – ГААП. Компаниям, имеющим бизнес как в США, так и в других странах, это обстоятельство принесло двойное бремя, в виде необходимости ведения двойной отчетности. Однако, для консалтинговых компаний такое положение является дополнительным источником доходов, правда, в настоящее время, в США работают над сближением стандартов, и, одновременно, прорабатывается вопрос о возможности предоставления европейскими компаниями, действующим в США, отчетности и ведения бухгалтерского учета по стандартам МСФО.

Традиционно бухгалтерские и юридические фирмы образовывались в форме партнерства, но, в 2001 году, в Англии возникла новая форма партнерства – партнерство с ограниченной ответственностью, означающее факт того, что фирма своими обязательствами перед партнерами сохраняет гибкость и налоговый статус партнерства, но предоставляет партнерам защиту в виде ограниченной ответственности по обязательствам. Ведущая четверка, а также другие крупнейшие компании, немедленно зарегистрировались в таком статусе.

Консультационные услуги в области управления. Сфера финансовых услуг – крупный потребитель услуг в области консалтинга по проблемам управления в широком смысле: так, в 2005 году, банки, страховые компании и другие «поставщики» финансовых услуг потратили 1,4 млрд. ф. ст. на услуги консультантов или 12 % всех доходов отрасли.

В 1990‑х годах прошлого века консалтинговые услуги предоставлялись, в основном, Большой пятеркой фирм по бухгалтерскому учету, так как они тогда были лидерами на этом сегменте рынка. Но, в начале 2000‑х XXI века, на первые роли выдвинулись или независимые компании, или, специально внедрившиеся с этим видом услуг на рынок, консалтинговые компании. Отметим, что выдвижение этих компаний на рынок дало возможность избежать конфликта интересов между консультированием и аудитом и, также, позволило компаниям обратиться к внешним источникам капитала, чтобы фондировать расширение бизнеса.

В ряде случаев консалтинговая деятельность приобрела самостоятельность, отделившись от фирм, работающих в области бухгалтерского учета: так, Артур Андерсен стал Ассентюр, независимой компанией со штатом в 75 тысяч человек и деятельностью в 47 странах, консалтинговый бизнес Прайс Уотерхаус был куплен ИБМ в 2002 году и на базе 30 тысяч сотрудников и офисов в 52 странах в сочетании с собственными возможностями ИБМ, была сформирована компания ИБМ – Глобал Сервисез, которая сейчас и является ведущим мировым провайдером.

Доходы компаний от консультирования в области управления в 2004 году составили заметные суммы, что свидетельствует о востребованности данного бизнеса и о емкости его рынка: Ассентюр (Англия) получил 1 256 млн. ф. ст. дохода, КСК Компьютер Сайенсес Корп. – 966 млн., Гэп Джемини Эрнст энд Янг – 875 млн., Атос ориджин – 829 млн., всего доход 10 ведущих компаний в том году превысил 6 млрд. ф. ст.

В консалтинге по проблемам управления (менеджмента) доминирует несколько компаний, в которых ведущие позиции занимают два типа компаний: компании США или те компании, основным видим деятельности которых являются информационные технологии. Английские компании в этом виде бизнеса не являются безусловными лидерами, но занимают заметные позиции, так как на них приходится 10 % доходов. Также, Английские компании имеют разветвленную международную деятельность и вклад в платежный баланс, то есть, чистый экспорт консультационных услуг по менеджменту, в 2006 году составил 2,4 млрд. ф. ст.[32]

Наряду с общими услугами в области информационных технологий, которые оказывают консалтинговые компании, существуют и более узкоспециализированные компании, например, написание программ по оценке спроса, дизайн и поддержание WEB – сайта, обслуживание (по современной терминологии «поддержка») по вопросам информационных технологий во всех необходимых случаях, включая помощь в чрезвычайных ситуациях и др. Многие из этих компаний расположены в, так называемом, «Окружении Сити» – бывшем районе базирования предприятий легкой промышленности на севере и востоке от Квадратной мили.

Несмотря на развитость этого вида услуг, многие компании, особенно банки, располагают собственным штатом специалистов по информационным технологиям, которые занимаются разработкой новых систем, необходимых компании, а также, решением текущих проблем, что связано с конкретными решаемыми задачами, необходимостью постоянной поддержки информационных технологий в актуальном состоянии, а также, повышенными требованиями к конфиденциальности.

Консалтинговая деятельность в «классическом» виде переживает противоречивый период. С одной стороны, доходы от традиционной консалтинговой деятельности постепенно снижаются и в настоящее время занимают только 7 % в общих доходах. Сами такие услуги нередко служат объектом самоиронии. В деловом мире даже бытует афористичное определение деятельности консультантов: «Берут у вас часы, чтобы потом сообщать вам который сейчас час». Очевиден прозрачный намек на их бесполезность и склонность к констатации общих и очевидных вещей хотя и, по сути, правильных. Но существует и еще одно правило, гласящее, что «игнорирование банальных вещей обходится слишком дорого».

Доля правды в этом, разумеется, присутствует, но, одновременно, открываются возможности по «модификации» консультационной деятельности, например, перенесения их в область аутсорсинга. Наиболее востребованы услуги, основанные на принципах аутсорсинга, в области информационных технологий, которые генерируют почти 2/3 доходов консалтинговых компаний, также занятых проблемами управления.

Аутсорсинг получил бурное развитие в последние годы, поскольку многие компании сосредоточились на основном бизнесе и предпочитают отдавать «сопутствующие» виды деятельности специалистам «на стороне». В результате, значительная часть рутинных процессов делегируется компаниями сторонним фирмам в форме аутсорсинга.

Аутсорсинг поднялся в тандеме с ростом значения информационных технологий. Эта тенденция вызвала необходимость в экспертах, которые не могут числиться в постоянном штате, так как их рабочая загрузка не требует полного рабочего дня, а требования по заработной плате весьма высоки.

Формирование трудовых коллективов команды специалистов – еще одна расширяющаяся область консалтинга, где определяющее значение имеет стремление компаний к сокращению издержек. Основные расходы компаний в этой области связаны с поисками квалифицированных специалистов, так как, для некоторых небольших фирм, без преувеличения, одна-две ключевые фигуры составляют основу бизнеса, в то время, как кадровые агентства облегчают решение этой проблемы.

2.3. «Сателлитные» услуги

Современный бизнес, финансовые операции, особенно международного уровня, требуют высокой профессиональной диверсификации с привлечением специалистов высшего класса. В рамках одной компании, даже самой крупной, такой разветвленный штат сотрудников не только экономически нецелесообразен, но, нередко, физически невозможен. В этой связи укрепляется тенденция к организации компаний на принципах аутсорсинга, в ходе которого сторонним фирмам отдаются поддерживающие виды деятельности, которые связаны с основными операциями и без которых их осуществление практически нереально. В еще большей степени это относится к «сателлитным» услугам, то есть, тем, которые непосредственно или функционально не связаны с основной деятельностью, но без которых современный бизнес в области финансов неосуществим.

Общественные связи в финансовой сфере. Впервые они привлекли к себе серьезное внимание, как представители влиятельной силы, в период слияний и поглощений середины 80‑х годов прошлого столетия. С тех пор крупные корпорации предпочитают иметь собственные подразделения PR, чтобы профессионально выстраивать диалог с общественностью и средствами массовой информации, а также, в известной мере, и с регулятором. Примером может служить компания «Корпорэйт энд Файэншл Груп», специализированное подразделение «Инститьют оф паблик Рилейшнз», организованного в 1989 году, которое имеет дело, по крайней мере, с 400 ведущими партнерами в Сити.

Лондон, в роли мирового финансового центра, поддерживает определенное число специалистов в области PR, готовых предоставить квалифицированные и предметные консультации. Сосредоточение операций по слияниям и поглощениям в Сити также определяет необходимость наличия PR, поскольку ежегодно рассматривается около 300 предложений по слияниям и поглощениям.

Особенно PR играет заметную роль на Альтернативном инвестиционном рынке. Поскольку рынок сформировался недавно и его регулирование не получило окончательного оформления, общественное мнение здесь играет существенную роль.

Несмотря на то, что авторитетный английский журнал «Экономист» сравнил компании, специализирующиеся на PR в области финансов с «ленивыми ящерицами финансового мира», к ним предъявляются весьма высокие профессиональные требования. Рамки, в которых действуют английские PR компании, жесткие и не допускают появление вводящей в заблуждение информации. Однако, даже эти требования показались недостаточными, ибо, без преувеличения, шоковый эффект имело заявление Управления по регулированию рынка финансовых услуг, являвшегося главным регулятором финансового рынка, в первый же год своей деятельности, что недостоверная и вводящая в заблуждение информация грозит безлимитными штрафами не только для тех, кто работает в области PR, но и, вообще, для любого участника рынка. В этой связи один из руководителей американской компании в Сити отметил, что Лондон становится ведущим центром по формированию международной репутации.

В качестве сильной стороны лондонского Сити и его конкурентного преимущества неизменно называется гибкий рынок квалифицированной рабочей силы. В значительной степени реализации этого преимущества способствует формирование в последнее время специализированных компаний, занятых подбором персонала на рынке труда.

Услуги в области формирования персонала (хэдхантерство). Традиционно сотрудники финансовых компаний Сити практически не меняли место работы. Изменения произошли в середине 80‑х XX века с приходом американских банков и их философией «нанимай и увольняй» в зависимости от флуктуаций деловой активности, отражающейся на бизнесе. Эффективность на кратковременном отрезке времени, таким образом, может быть и достигается, но это подорвало такое понятие, как преданность фирме. Энтони Хилтон, главный редактор газеты Сити «Ивнинг Стэндард», дал, в целом, осуждающий комментарий по этому поводу: «Целая индустрия хэдхантерства строится на институциализированном отсутствии преданности компании и желании компании купить немедленный успех, а не кропотливо создавать его».

По оценкам самой отрасли, в ней занято около 2 000 человек, причем, явно доминирует около 5–6 глобальных компаний, тесно связанных с крупнейшими банками, но, также, присутствует и значительное число некрупных «нишевых» игроков. В «спокойные» времена хэдхантерские компании сглаживают работу механизма Сити, поскольку ускоряют функционирование рынка труда, так как позволяют быстро подобрать нужного работника и закрыть проблему, что дает преимущества и работникам и работодателям. Работник, если он отвечает требованиям, не остается безработным, а работодатель решает проблемы с клиентами, поскольку может удовлетворить их спрос на любые услуги в любом объеме.

Если же компании Сити попадают в затруднительное положение, его сложности могут дополнительно усилиться хищным поведением хэдхантеров, которые стремятся пополнить свой банк данных по квалифицированным работникам. Не исключены – и, в реальности, имели место – переводы целой команды сотрудников в другую, более благополучную фирму, сопровождающиеся дискредитацией прежнего места работы. Таким образом, компания, попавшая в сложное положение, не только теряла ключевых сотрудников, но и несла серьезные репутационные риски, что, практически неизбежно, приводило к банкротству.

Крупнейшие компании на этом сегменте рынка – американские, например, Хэйдрик энд Страгглс, Корн/Ферри, Рассел Рейнолдз, Спенсер Стюарт, которые являются и главными игроками в Сити. Наиболее заметная английская компания Уайтхэд Манн, являющаяся подразделением финансовой компании Бэйнз Гуиннер.

Наряду с крупными компаниями действуют и небольшие компании, специализирующиеся на определенном аспекте, в основном, в области обслуживания клиентов, то есть, своего рода «бутики». Среди них можем упомянуть такие компании, как Армстронг Интернэшнл, Блэквуд Груп, Роуз партнершип и другие.

Майкл Пейдж Сити, наиболее активная национальная компания, а в настоящее время и глобальная компания, имеющая штат из 2 300 работников и 107 офисов в 16 странах. Другой специалист в этой области, компания Роберт Уолтерс, имеет 20 офисов во всем мире. Глобальная деятельность, по его оценке, крайне важна для успешной работы, поэтому многие компании развивают свои международные сети.

Газета «Файнэншл Таймс» по четвергам выпускает приложение по рынку труда в финансовом секторе. Газета также ведет базу данных по вакансиям в финансовом секторе «ФТ Кариэр Поинт», с ответами на актуальные вопросы по трудоустройству и профессиональной подготовке.

Профессиональная подготовка, обучение, исследовательская работа. Ежегодно в Англии 300 человек получают дипломы по финансовым специальностям, а многие тысячи оканчивают курсы разного уровня, а также, проходят другие виды обучения и повышения квалификации.

На постоянной основе работают две специализированные бизнес школы: Касс Бизнес Скул – часть «Сити Юниверсити» и «Международной ассоциация рынков ценных бумаг» (ISMA – International Securities Market Association); Центр в Университете Ридинг; имеющие мировую известность «Лондонская школа бизнеса» и «Лондонская школа экономики» также имеют тесные связи с финансовой отраслью Сити.

«Инститьют оф Фанэншл Сервисез» (IFS), подразделение «Чартерд Инститьют оф Бэнкерз», пребывает в статусе «центра обучения». Оно проводит большое число семинаров, курсов по обучению, конференций, оказывает поддержку в разных формах. 60 000 человек, претендующих на работу в финансовом секторе, ежегодно проходят экзамены в этом институте. Также организуются курсы финансовой грамотности в школах и колледжах для 14–19 летних подростков, например, «Чартерд Иншуренс Инститъют» организует курсы, на которых проходят обучение более 100 тысяч кандидатов, а «Секьюритиз Инститъют», как учебное подразделение Фондовой биржи, ежегодно обучает 52 000 человек в форме курсов, семинаров. Этот учебный центр имеет собственные публикации, оказывает консультационные услуги.

Также действует ряд частных курсов и семинаров и центров. Семинары и конференции проводятся под эгидой «Файнэншл Таймс».

Филиалом «Школы финансов» является крупнейший специализированный книжный магазин, который, как Фонд Библиотеки (IFS), насчитывает более 30 000 книг по финансам и банковскому делу, каталог которого, естественно, общедоступен на Веб-сайте.

Сити Бизнес Лайбрэри, исследовательский центр Лондонской корпорации, который открыт для публики бесплатно и располагает обширным фондом монографической литературы и периодических изданий[33].

Консультации по общеэкономическим вопросам. Определенное количество узкоспециализированных, но с высочайшей квалификацией компаний, обслуживают фирмы и другие институты Сити, причем, даже Лондонскую корпорацию, аналитическими материалами и прогнозами по основным тенденциям рынка и рыночной конъюнктуре.

Ломбард Стрит Ризерч специализируется на прогнозах и анализе современного состояния, которые используются для принятия стратегических инвестиционных решений банками и корпорациями. Отличительной характеристикой прогнозов этой компании является определение «поворотных точек» в тенденциях развития, которые позволяют составлять прогнозы стратегического развития компании на «уникальном понимании соотношения и связей между банковским сектором, денежной массой и экономикой».

Конец ознакомительного фрагмента.