Вы здесь

Международный опыт антикризисной политики. Государственная антикризисная политика (Е. В. Худько, 2010)

Государственная антикризисная политика

Выявление общих закономерностей в принимаемых мерах государственной антикризисной политики в различных странах мира и выделение примеров лучшей практики в области проведения антикризисной политики

В период острой фазы мирового финансового кризиса осенью 2008 г. правительства по всему миру активно разрабатывали собственные антикризисные планы. Большинство мероприятий и государственных расходов пришлось на конец 2008 – начало 2009 г.[1]

Несмотря на то что многие меры антикризисной политики оказывали влияние сразу на несколько секторов экономики, укрупненно их можно разделить на следующие группы:

● мероприятия по стабилизации финансового сектора;

● меры денежно-кредитной политики;

● меры поддержки реального сектора экономики;

● мероприятия по повышению социальной защиты населения;

● налоговые меры;

● меры бюджетной политики.


Рассмотрим эти группы более подробно.

Мероприятия по стабилизации финансового сектора

Мероприятия по стабилизации финансовой системы в большинстве стран стали первой серьезной реакцией правительств на кризис. Одновременно для многих государств они оказались наиболее масштабной частью антикризисных планов.

Главное внимание со стороны властей практически всех стран в рамках мероприятий данной группы было уделено выкупу «проблемных активов» (в основном облигаций, обеспеченных кредитами) у банков, ипотечных агентств, пенсионных фондов, страховых компаний. Для рекапитализации финансовых учреждений правительства также выкупали акции (в первую очередь привилегированные), находящиеся на тот момент в собственности компаний или в рамках дополнительной эмиссии. Для реализации программ выкупа активов финансовых учреждений в некоторых странах создавались специальные компании или инвестиционные фонды (США, Великобритания, Германия, Норвегия, Ирландия, Южная Корея). В большинстве случаев источником средств для выкупа проблемных активов становились бюджеты государств или ранее созданные резервы. Однако следует отметить, что, например, согласно антикризисному плану правительства США выкупом «проблемных активов» занимались не только соответствующие государственные ведомства, но и частные инвесторы, стимулируемые потенциально высокой доходностью вложений в случае переноса большей части рисков на государство. А в Южной Корее финансирование выкупа активов осуществлялось не за счет бюджета страны, а за счет выпуска пятилетних облигаций государственной компанией, учредившей на эти средства специальный фонд.

В 2009 г. правительства скупали уже не только неликвидные активы, но и весьма надежные корпоративные ценные бумаги с целью наполнения компаний дополнительной ликвидностью и облегчения финансирования их деятельности, а также выкупали собственные долгосрочные долговые бумаги (например, ФРС США в марте 2009 г. выделила на выкуп долгосрочных казначейских облигаций 300 млрд долл.).

Поскольку в отношении ценных бумаг финансовых учреждений инвесторы проявляли особую осторожность, для повышения надежности вложения средств в ценные бумаги государства предоставляли крупнейшим инвестиционным структурам государственные гарантии по долговым обязательствам, а также государственное страхование. Первоначально государственные гарантии предоставлялись компаниям преимущественно финансовой сферы. Но затем они начали предоставляться и стратегическим предприятиям реального сектора экономики при обращении за кредитом или выпуске облигационных займов (комиссия за предоставленные государственные гарантии составляла в среднем 0,5 % годовых).

Центральные банки в кризисный период активизировали процесс предоставления государственных льготных кредитов коммерческим банкам (в основном на аукционной основе), получивших название стабилизационных, что имело целью увеличение кредитования частных лиц и реального сектора экономики (США, Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Венгрия, Италия, Швеция, Норвегия, Дания, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Казахстан). Льготные кредиты выдавались на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Национальным ипотечным агентствам США, Японии, ряда европейских стран и Латинской Америки выделялись субсидии на снижение платежей заемщиков и рефинансирование ипотечных выплат, выдавались также валютные кредиты коммерческим банкам, испытывавшим нехватку американских долларов (Япония). На фоне роста неплатежей по кредитам со стороны как физических, так и юридических лиц разрабатывалась и вводилась процедура реструктуризации долгов.

Целевую финансовую помощь страховым компаниям и смягчение ряда предъявляемых к ним требований осуществляли США и Китай. В частности, регулятор страхового рынка в Китае разрешил страховым компаниям покупать необеспеченные краткосрочные корпоративные облигации для поддержания долгового рынка. До этого времени страховые компании могли покупать только облигации государственных компаний, обеспеченные гарантиями.

Стоит отметить, что помощь финансовому сектору государство оказывало отнюдь не на безвозмездной основе. Во-первых, в обмен на выкуп «проблемных активов», предоставление государственных льготных кредитов или гарантий финансовые учреждения должны были передать государству определенную долю акций. В большинстве случаев речь шла о покупке крупного пакета акций, однако в отношении некоторых финансовых учреждений фактически проводилась национализация (США, Германия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Португалия, Исландия, Швеция, Ирландия, Казахстан). Например, был частично национализирован второй крупнейший банк Германии Commerzbank, у которого правительство приобрело 25 % акций за счет дополнительного вливания 10 млрд евро. Правительство Великобритании выкупило 43,4 % акций объединенного банка Lloyds TSB-HBOS. На национализацию крупнейшего банка Казахстана – БТА-банка – правительство выделило 1,75 млрд долл. из Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» для покупки 78,14 % акций. В двух других банках Казахстана – Казкоммерцбанке и Халык-банке – правительство выкупило 25 %-ные доли акций, для чего из бюджета в начале года было выделено 300 и 500 млн долл. соответственно.

Во-вторых, правительства требовали от компаний, получающих государственную помощь, ограничения выплаты дивидендов или бонусов сотрудникам в денежном выражении или в виде льготного приобретения акций (США, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Швеция, Дания, Китай). Это требование распространялось либо только на топ-менеджеров (Великобритания, Германия, Нидерланды), либо на всех сотрудников компаний (Франция).

Наконец, в-третьих, требованием властей некоторых стран (например, Германии) стало получение возможности влиять на выработку стратегии обратившегося за поддержкой банка.

Некоторые страны сами активно привлекали финансовые ресурсы посредством размещения дополнительных выпусков государственных ценных бумаг (Норвегия, Греция, Япония, Китай, Индия, Южная Корея, Казахстан и др.). Например, в Греции правительством были выпущены облигации на сумму 8 млрд. евро для поддержания ликвидности в банковской системе с возможностью дальнейшего рефинансирования в Европейском центральном банке. В Норвегии были выпущены государственные облигации на сумму 46 млрд евро. Министерство финансов Китая решило выпустить трехлетние суверенные облигации на общую стоимость 200 млрд юаней (29 млрд долл.), с тем чтобы средства использовались для реализации региональных антикризисных программ (финансирование жилищного строительства, инфраструктурных проектов, строительства автомобильных и железных дорог). Антикризисный план Индии предусматривает возможность выпуска государственных облигаций на общую сумму 6 млрд долл. для осуществления финансирования инфраструктурных проектов и облегчения условий привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Правительство Японии также предполагало увеличить в 2009 финансовом году объем эмиссии госбумаг на 31 %.

После завершения острой фазы кризиса мероприятия по стабилизации финансового сектора заключались уже не столько в денежных вливаниях в финансовые институты, сколько в усовершенствовании законодательства в области регулирования банковской деятельности и финансовых рынков.

С одной стороны, были ужесточены требования к функционированию финансовых рынков. Одними из наиболее распространенных мер во многих странах стали временный запрет со стороны финансовых регуляторов на формирование коротких позиций по акциям, а также усиление контроля за деятельностью финансовых институтов (США, страны Евросоюза, Китай, Австралия). Например, в США под контроль был взят рынок деривативов; в Китае банкам запретили секьюритизировать рисковые активы, был введен временный мораторий на первичное публичное размещение акций национальных компаний на биржах страны, а также реформирован и усовершенствован сам механизм проведения IPO.

С другой стороны, были сделаны и определенные послабления. В частности, в США были смягчены требования к фондам прямых инвестиций при покупке обанкротившихся организаций, что должно было расширить круг покупателей на такие активы и сократить издержки при санации банковской системы. В Китае были смягчены правила кредитования предприятий, испытывающих временные трудности из-за мирового экономического кризиса, с предоставлением кредиторам права реструктуризации задолженности. При этом Комитету по банковскому регулированию было поручено оказывать помощь в секьюритизации и продаже таких долгов, а на фондовых биржах Китая был открыт сектор инновационных и растущих компаний.

Для усиления контроля за деятельностью банков во втором полугодии 2009 г. Базельский комитет по банковскому надзору начал разработку новых правил, касающихся требований к банковскому капиталу, введения соотношения собственных и заемных средств, минимальных стандартов ликвидности, и программы, которая позволит смягчить уязвимость банков в условиях экономических подъемов и спадов. Завершить разработку предложений предполагалось к концу 2009 г.

В качестве примера поддержки финансового сектора можно привести также международное сотрудничество. Например, консорциум из 10 американских и европейских банков в сентябре 2008 г. принял решение создать общий фонд в размере 70 млрд долл. для оказания помощи меньшим по размеру финансовым институтам.

Меры денежно-кредитной политики

Необходимо отметить, что практически все страны в борьбе с мировым финансовым кризисом обратились к использованию такого макроэкономического инструмента, как ставка рефинансирования. Подавляющее большинство центральных банков для стимулирования процесса кредитования реального сектора экономики последовательно снижали уровень базовой ставки, а также выделяли дополнительные средства на программы кредитования с целью опять-таки снизить ставки по кредитам, особенно по ипотеке. В некоторых странах ставка доходила почти до нулевой отметки – в Японии (до 0,1 %), США, Канаде, Швейцарии, Швеции (до 0,25 %), Великобритании (до 0,5 %). Швеция во второй половине 2009 г. первой в мире установила отрицательные процентные ставки по депозитам банков. По пути повышения своих базовых ставок в период разрастания финансового кризиса для предотвращения массового оттока капитала пошли Венгрия, Исландия, Белоруссия, Россия, Бразилия, Аргентина, Индонезия, но и эти страны в первом полугодии 2009 г. на фоне появления первых признаков стабилизации финансовой системы стали активно снижать базовые ставки. Из стран, которые длительное время удерживали учетные ставки национальных банков на предельно низком уровне, Австралия и Норвегия стали первыми, кто уже в октябре 2009 г. вновь начал их повышать (рис. 1).

Для повышения конкурентоспособности своей продукции и стимулирования экспорта некоторые страны (особенно в Восточной Европе и СНГ) снизили курс национальных валют относительно доллара США и евро (рис. 2), хотя впоследствии начался обратный процесс укрепления валют (Венгрия, Польша).

О снижении норм обязательного резервирования объявили органы денежно-кредитного регулирования Болгарии, Китая, Индии, Бразилии, Казахстана. Например, в Индии обязательные нормы резервирования были снижены с 5,5 до 5 %. В Казахстане по внутренним обязательствам минимальные резервные требования были снижены с 2 до 1,5 %, по иным обязательствам – с 3 до 2,5 %. А в Китае произошло разделение процентных ставок: нормы резервирования для пяти крупнейших национальных банков были уменьшены с 16 до 15,5 %, для остальных кредитных учреждений – с 14 до 13,5 %.

В рамках международного сотрудничества страны Восточной Азии (страны АСЕАН, Китай, Япония и Южная Корея) в первой половине 2009 г. сформировали валютный резерв с целью противодействия последствиям мирового финансового кризиса.

Инициативы стран в области денежно-кредитной политики практически не затронули реформирования валютного законодательства. Исключением стал Китай, где власти в период острой фазы кризиса пошли на существенное изменение валютного законодательства. В частности, банкам было разрешено свободно торговать иностранной валютой на китайских спотовых валютных рынках, открывать счета в иностранных валютах для зарубежных организаций. С декабря 2008 г. Народный банк Китая подписал шесть соглашений о валютном свопе с центральными банками Аргентины, Малайзии, Южной Кореи, Гонконга, Белоруссии и Индонезии. Предприятиям при этом было разрешено использовать национальную валюту в качестве международного платежного средства. Китай также осуществил определенные изменения в пропорциях национальных резервов в сторону увеличения доли золота.




Рис. 1. Динамика базовых ставок органов денежно-кредитного регулирования[2] (а – d)




Рис. 2. Динамика обменных курсов национальных валют по отношению к доллару США[3] (a – c)

Поддержка реального сектора экономики

Одной из самых пострадавших отраслей экономики в период мировой рецессии стала автомобильная промышленность. С резким сокращением спроса и финансовыми трудностями столкнулись автопроизводители по всему миру. Поэтому антикризисная программа практически каждой страны включала меры поддержки национальной автомобильной промышленности, и реализовывалась она по следующим направлениям:

● предоставление средств (в виде кредитов или субсидий) напрямую автопроизводителям для разработки новых моделей, особенно для создания экологически чистых автомобилей (США, Великобритания, страны Евросоюза, Швеция, Китай, Южная Корея);

● предоставление льготных кредитов финансовым институтам для стимулирования автокредитования (США, Великобритания, Южная Корея);

● выделение средств непосредственно поставщикам автопроизводителей (США);

● запуск программы по повышению спроса на новые автомобили путем выкупа у граждан старых автомобилей в обмен на покупку новых (США, Великобритания, Япония, Китай, Германия, Нидерланды, Польша);

● государственные заказы на закупку нового парка транспортных средств (преимущественно топливосберегающих) (США);

● создание специального фонда для финансирования слияний и поглощений в автомобильной промышленности (такой фонд объемом 744,5 млн долл. был создан в Южной Корее государственным банком Korea Development Bank с привлечением других инвесторов).

Стоит сказать, что такая мера поддержки автомобильной промышленности, как программа субсидирования покупки новых автомобилей населением, оказалась настолько востребованной (особенно в Европе и Великобритании), что некоторые страны расширили и продлили срок ее действия. В большинстве случаев покупка нового автомобиля осуществлялась после утилизации старого (например, в Германии, Великобритании, Южной Корее срок эксплуатации старого автомобиля должен составлять не менее 9 лет). Косвенной целью такой программы является снижение негативного влияния эксплуатации старых автомобилей на окружающую среду.

В ряде случаев, когда речь шла о крупнейших мировых автопроизводителях (например, General Motors), имеющих по нескольку подразделений в разных странах, обсуждение мер поддержки автомобильной отрасли проводилось на международном уровне.

Государственную поддержку получали и компании в таких секторах экономики, как:

энергетика. В связи с нестабильностью цен на энергоносители особое внимание органов государственной власти уделялось стимулированию производства экологически чистых видов энергии с целью масштабного увеличения выработки альтернативных ее видов и проектам по энергосбережению (США, Франция, Япония, Китай, Швейцария, Норвегия);

высокие технологии (цифровые, телекоммуникационные и др.) (Германия, Греция, Австралия, Япония, Китай, Казахстан). В частности, в Японии более 30 млрд долл. было направлено на создание электронного правительства: вся бумажная документация постепенно переводится на электронные носители, что может привести к экономии более 2 млрд долл. и появлению 400–500 тыс. рабочих мест;

транспорт. Государственные инвестиции направлялись на модернизацию авиационной промышленности, морских и речных портов, поддержку авиаперевозчиков, судоходной индустрии, железнодорожного транспорта (Канада, Франция, Китай, Южная Корея, Гонконг, Аргентина). Например, во Франции правительство объявило о предоставлении средств на модернизацию портов (к 2013 г. капиталовложения составят 445 млн евро), которая должна повысить их конкурентоспособность и производительность, дать возможность компаниям более эффективно использовать их для перевозок. Правительство Южной Кореи через Экспортно-импортный банк Кореи и Корейскую корпорацию страхования экспорта обеспечило финансирование судостроительной отрасли в размере 7,1 млрд долл. в виде займов и гарантий, а также планировало до конца 2009 г. выделить еще столько же средств для предоставления займа национальным и иностранным судоходным компаниям, чтобы помочь финансировать заказы судов. Франция оказала помощь авиаперевозчикам посредством финансирования трех крупных банков страны (Calyon, Societe Generale и BNP Paribas), которым было выделено 5 млрд евро, с тем чтобы они помогли своим клиентам в исполнении обязательств по закупкам новых самолетов Airbus. Правительство Аргентины национализировало крупнейшего авиаперевозчика страны Aerolineas Argentinas и его дочернюю компанию Austral, которые ранее контролировал испанский туристический консорциум Marsans (при этом 10 % акций получили служащие авиакомпаний);

строительство (Великобритания, Япония, Китай, Аргентина). Например, в Великобритании правительством в рамках антикризисной политики было выделено 400 млн ф. ст. (444 млн евро) на поддержку покупателей первого жилья. Средства направлялись 130 специально отобранным девелоперским компаниям, которым надлежит построить до 18 тыс. объектов жилой недвижимости. Кроме того, согласно программе молодым семьям предоставлялась 30 %-ная скидка на жилье. В марте 2009 г. был создан специальный фонд объемом 13 млрд ф. ст. (18 млрд долл.) для финансирования государством 110 уже имеющихся проектов (в том числе на ремонт дорог, школ и больниц) в связи с отсутствием финансирования строительных проектов со стороны частных банков;

инфраструктура (США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Греция, Чехия, Финляндия, Норвегия, Австралия, Китай, Тайвань). На развитие инфраструктуры власти большинства стран активно направляли дополнительные средства, что конечной целью имело повышение качества жизни и создание дополнительных рабочих мест в период затяжной рецессии. Прежде всего это касалось строительства, реконструкции или ремонта объектов инфраструктуры: строительства социального жилья, строительства и ремонта аэропортов, шоссейных и железных дорог, мостов, школ и университетов, модернизации систем электроснабжения, водоснабжения и т. д. К примеру, по оценкам правительства США, развитие инфраструктуры в стране позволит создать около 400 тыс. рабочих мест; в Финляндии в результате реализации инфраструктурных проектов должно быть создано примерно 25 тыс. новых рабочих мест. В Австралии увеличение финансирования строительства жилья, новых школ и других инфраструктурных проектов, а также новых технологий должно сохранить до 90 тыс. рабочих мест и увеличить темпы роста экономики с 0,5 до 1 %;

горнодобывающая отрасль и металлургия (Канада, Китай);

нефтяная и нефтехимическая промышленность (Китай);

легкая промышленность, в том числе лесоперерабатывающая (Канада, Китай);

агропромышленный комплекс. Поддержка сельхозпроизводителей осуществлялась посредством выделения субсидий, содействия экспорту, стимулирования частного кредитования фермеров, повышения закупочных цен, строительства новых ферм, элеваторов, овощехранилищ, мини-заводов по переработке сельхозпродукции, а также инфраструктурных объектов в сельской местности (Канада, Китай, Казахстан);

оборонная промышленность (Франция).

Отдельные антикризисные мероприятия касались поддержки малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит значительную долю валового внутреннего продукта (США, Великобритания, Германия, Италия, Венгрия, Греция, Чехия, Япония, Китай, Южная Корея, Гонконг, Казахстан). Программы поддержки включали:

● увеличение объема прямой помощи малым предприятиям. Например, во Франции малым и средним предприятиям, пострадавшим от экономического кризиса, была выделена помощь в размере 2 млрд евро для увеличения собственного капитала. В Германии 7,5 млрд евро было направлено на займы для малых и средних предприятий. В Японии правительство выделило 54 млрд долл. на кредиты малому бизнесу и пособия увольняемым сотрудникам. В Венгрии был выделен льготный кредит мелким и средним предпринимателям для пополнения оборотных средств в размере около 700 млн долл.;

● увеличение государственных гарантий по займам представителям малого и среднего бизнеса. Например, в США было выделено примерно 10 млрд долл. на снижение величины комиссии при выдаче кредитов и увеличение объема государственных гарантий по займам малому бизнесу; в Южной Корее на кредитные гарантии малому и среднему бизнесу в феврале 2009 г. было зарезервировано 37 млрд долл., в Венгрии на те же цели выделено 3,4 млрд долл.;

● предоставление гарантий финансовым учреждениям, кредитующим малый и средний бизнес (например, немецкому банку IKB Deutsche Industriebank);

● введение временного моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса (в Казахстане действовал с 17 февраля по 1 июля 2009 г.).

Помощь малому и среднему предпринимательству оказывалась и на международном уровне. Например, Европейский инвестиционный банк в первом квартале 2009 г. выделил средства малым и средним компаниям в Центральной и Восточной Европе, а также в ряде Балканских стран.

Власти оказывали поддержку реальному сектору экономики не только напрямую, но и опосредованно, через стимулирование спроса. Например, в Китае населению предоставлялись субсидии на покупку бытовой техники, а местные власти федеральное правительство обязало покупать продукцию отечественных производителей. В США власти оказывали поддержку небанковским организациям, которые работают с потребительскими кредитами и лизингом.

Мероприятия по повышению социальной защиты населения

Антикризисные программы, направленные на повышение социальной защиты населения, включали прежде всего мероприятия по предотвращению роста безработицы и выплате материальной помощи гражданам, потерявшим работу (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Греция, Финляндия, Польша, Япония, Южная Корея). Во Франции программа помощи населению включала выделение ассигнований на нужды безработных и малоимущих до 2,65 млрд евро. В Великобритании на помощь безработным квалифицированным специалистам было выделено 40 млн ф. ст. (56 млн долл.). Во многих странах были существенно повышены пособия по безработице, а большинство мер по повышению уровня занятости населения реализовывалось по следующим направлениям:

● создание новых рабочих мест и привлечение трудоспособного населения к новым видам деятельности (финансирование новых производств за счет государственных инвестиций, стимулирование частного предпринимательства);

● профессиональная переподготовка низкоквалифицированных работников. В ряде случаев создавались специальные государственные фонды для ее финансирования. В качестве примера можно привести учреждение такого фонда во Франции, капитализация которого составила 1,5 млрд евро. Фондом управляют совместно крупнейшие профсоюзы страны, а его руководство назначает правительство. К обязанностям фонда относится не только финансирование переобучения специалистов, но и предоставление денежных пособий (до 500 евро на человека) тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут получать пособие по безработице в полном объеме;

● предоставление предприятиям льготных кредитов или субсидий, чтобы компенсировать работодателям издержки по сохранению рабочих мест в условиях финансового кризиса (например, в Сингапуре стоимость такой программы составила 3 млрд долл.);

● сокращение рабочей недели на предприятиях, переживающих кризис, с компенсацией заработной платы государством (например, в Германии на предприятиях, находящихся в кризисе, с 1 января 2009 г. была укорочена рабочая неделя до 3–4 дней, которые работникам оплачивают работодатели, остальные оплачивает государство).

В некоторых странах была усовершенствована система страхования по безработице (США, Канада, Япония). В Швеции сделаны определенные послабления в области жилищного законодательства. Так, с 1 мая 2009 г. вступили в действие новые правила, позволяющие резидентам страны приобретать квартиры в полную собственность. До этого времени можно было приобретать только долю в жилищном кооперативе, образованном группой людей, которые построили дома на свои средства и совместно ими владеют. Закон, как считают представители властей, может начать активно применяться благодаря иммигрантам. При этом новые правила распространяются только на жилье в новостройках.

На международном уровне был создан Европейский социальный фонд, средства которого направляются на переобучение потерявших работу граждан и поддержку бизнеса в сложившейся экономической ситуации.

В соответствии с бюджетами многих стран в 2009 г. было существенно увеличено государственное финансирование образования (Германия, Франция, Финляндия, Китай), здравоохранения, культуры, защиты окружающей среды (Китай).

К группе социальных мер можно также отнести расширение страхования вкладов физических лиц, вплоть до 100 % возмещения (см. табл.). Данная мера в большинстве стран вводилась как временная в самом начале разрастания кризисных явлений со сроком действия, как правило, не более одного-двух лет. Целью данного шага являлось уменьшение, с одной стороны, риска потери сбережений граждан (следовательно, и снижение социальной напряженности в обществе), с другой – оттока капитала из банков.


Сумма страхового покрытия в рамках государственного страхования вкладов (на одного заемщика)


Важной мерой социального характера стали единоразовые выплаты населению. Например, в Японии подобная мера касается всех граждан страны без исключения (каждый житель страны получит около 120 долл., при этом дети до 18 лет и люди старше 65 лет – по 200 долл.; общая величина программы плана составит около 20 млрд долл.); во Франции единоразовые выплаты предназначены только рабочим с низкой заработной платой (по 200 евро каждому) и безработным (по 400–500 евро каждому). В Польше с мая 2009 г. вступил в силу закон, предусматривающий помощь безработным в оплате ипотечных кредитов (каждому гражданину, имеющему задолженность по ипотечным кредитам, выплачивается помощь в размере около 320 долл. ежемесячно). Данная программа стоимостью 401,5 млн долл. предполагает оказание помощи сроком на 12 месяцев, через два года средства нужно будет возвращать в течение 8 лет без дополнительных оплат или процентов.

В качестве отдельных примеров мероприятий по повышению социальной защиты населения можно назвать следующие:

● национализация частных школ, пострадавших от экономического кризиса (Великобритания). Предполагается, что национализированные школы станут государственными академиями и, чтобы получать государственные дотации, должны будут снизить плату за обучение, а также согласовывать правила поступления и программу обучения с национальными стандартами;

● ввод временного моратория со стороны коммерческих банков на изъятие ипотечного жилья у граждан до начала запуска программы поддержки ипотечного сектора стоимостью 75 млрд долл. (США). Такой мораторий ввели три крупнейших банка страны – Citigroup Inc, JPMorgan Chase & Co и Morgan Stanley, который действовал до начала марта 2009 г. За это время предполагалось рефинансировать ипотечные выплаты 5 млн заемщиков и осуществить компенсирующие выплаты ипотечным агентствам, чтобы помочь 4 млн должников, которым грозило отчуждение собственности за долги.

Налоговые меры

Многие антикризисные программы содержали планы по снижению налогов в 2009 г. и касались как населения, так и юридических лиц.

Программу снижения налогов и обязательных взносов для юридических лиц, а в некоторых случаях и полного освобождения от уплаты налогов (касается в основном малого бизнеса) представили США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Венгрия, Норвегия, Дания, Китай, Индия, Тайвань, Казахстан. Данная мера касалась в первую очередь налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, взносов в фонд социального страхования, акцизных сборов.

В реформировании НДС можно выделить два подхода властей: либо ускоренная замена НДС налогом на потребление (Китай, Индия), либо снижение самой ставки налога (Китай, страны Евросоюза, Великобритания). Например, в Великобритании ставка НДС была временно снижена с 17,5 до 15 % в период до 2010 г. В Индии НДС сначала был снижен на 4 %, но во втором полугодии 2009 г. правительство решило заменить его и ряд других обязательных платежей налогом на товары и услуги. В Китае реформа НДС предусматривает переход со схемы начисления НДС на единицу продукции на схему начисления НДС на единицу потребления, в результате фирмы смогут вычитать из налогооблагаемой базы свои затраты на капитальное оборудование. Импортируемое оборудование больше не будет освобождено от НДС, а компании, финансируемые из-за рубежа, не будут иметь право на возврат сумм НДС, уплаченных с покупок оборудования внутри страны.

Во Франции и Великобритании были предоставлены льготы и налоговые вычеты компаниям, осуществляющим целевые инвестиции и получающим определенные виды дохода. В частности, крупные и средние предприятия Великобритании на 2009 г. были освобождены от уплаты налога на зарубежные дивиденды.

В Казахстане правительство приняло решение в 2009 г. вообще не взимать экспортную пошлину на углеводороды: нулевые ставки на экспорт нефти и газоконденсата установлены для всех нефтяных компаний, работающих в стране. В дополнение к этому правительство снизило тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в пределах СНГ.

В Канаде для компаний была продлена еще на три года ускоренная линейная амортизация, введенная в 2007 г.

Налоговые льготы для граждан предоставили США, Великобритания, Германия, Франция, Дания, Япония, Китай, Южная Корея. Например, в США налоговая льгота в сумме 1 тыс. долл. была предоставлена 95 % американских семей, во Франции налоговые послабления коснулись примерно 4 млн семей. Снижению подлежали в основном подоходный, транспортный налог, налог на недвижимость. Что касается подоходного налога, то его изменение реализовывалось по одному из двух направлений: снижалась либо сама ставка налога (в большинстве антикризисных планов), либо порог налогообложения (например, в Дании). В некоторых странах такие льготы предоставлялись только определенным категориям граждан. Например, в США в программе сокращения налогообложения физических лиц речь шла в основном о гражданах, относящихся к среднему классу, сумму налоговых выплат которых предполагалось сократить на 736 млрд долл.

В США и Канаде было увеличено число сберегательных счетов, освобождаемых от уплаты налогов, уменьшены или отменены штрафы за преждевременное снятие средств с личных пенсионных сберегательных счетов.

Для притока капитала в национальную экономику президент Аргентины объявила о налоговых льготах для граждан страны, которые решат вернуть в Аргентину вывезенные за рубеж капиталы: тот, кто их задекларирует, должен будет заплатить налог в 8 %, переведет в страну – 6 %, а при инвестировании вывезенных ранее капиталов в реальный сектор экономики налог составит всего 1 %.

В Японии снижение налога на недвижимость коснулось как физических, так и юридических лиц.

Учитывая, что в условиях кризиса возросла задолженность по налогам, власти США, Великобритании, Новой Зеландии пошли на смягчение норм погашения задолженности, установленных в отношении сбора неуплаченных налогов, а именно на снижение штрафных санкций (иногда до нулевого уровня), предварительных налоговых платежей, а также пеней, начисляемых на суммы задолженности. Подобное изменение налоговых правил ориентировано в большей степени на малый и средний бизнес, поскольку у крупных компаний есть резервы для уплаты налогов. Так, в США программа снижения налогообложения и изменения правил их уплаты для малого бизнеса в целом должна сберечь этому сектору экономики до 100 млрд долл. Отдельные налоговые льготы, особенно в отношении НДС для малого и среднего бизнеса, ввели и многие другие страны.

Однако можно привести и противоположные примеры – повышения налогов и сборов или отмены существовавших до этого налоговых льгот. Например, в США были отменены налоговые льготы для нефтедобывающих компаний, налоговые преференции при осуществлении международных инвестиций, а также введен запрет на перевод в офшоры прибыли от инвестиций за рубежом. Китай и Венгрия объявили о повышении НДС, хотя в Китае это коснулось только добычи полезных ископаемых (ставка налога на минеральные продукты там повышена с 13 до 17 %).

В ряде стран была временно повышена ставка налога на премии высшему руководству тех компаний, которые получили государственную помощь. Например, в Словении в III квартале 2009 г. был принят Закон об увеличении налога на доходы топ-менеджеров до 90 % в компаниях, получающих госпомощь. Новая ставка налога начала действовать с 1 января 2009 г. и останется в силе до конца 2010 г. или до тех пор, пока компания не прекратит получать помощь государства.

Мировой финансовый кризис заставил страны Евросоюза с начала 2009 г. активизировать процесс формирования единой позиции по борьбе с неуплатой налогов и офшорными зонами. В результате Австрия, Люксембург, а также Швейцария, которая не является членом Евросоюза, приняли стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и поэтому не будут включены в список офшоров. Во Франции в октябре 2009 г. правительство обязало банки страны публиковать в приложении к своим годовым отчетам подробный список вложений капиталов в зоны «налогового рая» с объяснением сущности их деятельности там, а также список их «прямых или косвенных» операций на территориях и в странах, не подписавших с Францией конвенции о помощи в борьбе с уклонением от налогов. Кроме того, в начале октября все французские банки обязались закрыть свои филиалы и отделения на таких территориях.

Можно привести примеры двустороннего сотрудничества в области налогообложения. В июле 2009 г. правительства Австралии и Новой Зеландии подписали новое налоговое соглашение, которое предусматривает дополнительные налоговые льготы для развития торговых отношений. Ставка налога у источника выплаты дивидендов обнуляется, если инвестор владеет долей в компании не менее 80 %. Ставка сокращается с 15 до 5 %, если инвестор владеет не менее чем 10 %-й долей. Также до 5 % была снижена ставка налога у источника выплаты роялти. Данное соглашение упростит возврат полученной прибыли для новых инвестиций. В октябре 2009 г. Евросоюз и Южная Корея заключили соглашение о свободной торговле, согласно которому почти все тарифы на экспорт будут сняты. С начала кризиса двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения подписали правительства Швейцарии и Дании, США и Люксембурга, Швейцарии и США, Великобритании и Франции, Нидерландов и Саудовской Аравии, Гонконга и Китая, Новой Зеландии и Чехии.

Бюджетные меры

Бюджетные меры стран в рамках антикризисной программы предполагали значительное изменение структуры бюджетов. Во-первых, многие страны заложили в бюджет на 2009 г. создание специальных фондов целевого назначения. Так, в бюджете США на 2009 г. были заложены средства в размере 250 млрд долл., которые при необходимости могут пойти на помощь финансовой системе страны в дополнение к программе TARP. В Германии из бюджета было выделено 500 млрд евро на создание специального фонда по стабилизации финансового рынка (SoFFin), средства которого предназначены для оказания помощи банкам по трем направлениям: гарантии на рынке межбанковского кредитования, рекапитализация и приобретение у банков высокорисковых активов. В Италии в начале 2009 г. был учрежден стратегический фонд при Совете министров для поддержки реального сектора экономики объемом 9 млрд евро. В Бразилии тогда же был создан суверенный фонд благосостояния с начальным размером около 6 млрд долл. прежде всего как дополнительный инструмент для смягчения влияния мирового финансового кризиса на экономику страны (в частности, для обеспечения доступа бразильских компаний к инвестициям).

Во-вторых, некоторые страны целенаправленно принимали дефицитный бюджет на 2009 г. Так, для стимулирования экономики в условиях глобального экономического кризиса правительство Канады пошло на формирование в новом финансовом году бюджетного дефицита в результате увеличения расходов на развитие инфраструктуры (главным образом на жилищное строительство), сокращения налогов, повышения государственных ассигнований на программу страхования занятости и на профессиональную переподготовку безработных, а также поддержки ряда секторов экономики. В Японии для покрытия дефицита государственного бюджета на 2009 г. Центральный банк расширил закупки долгосрочных правительственных облигаций с 1,4 до 1,8 трлн иен (около 18,3 млрд долл.) в месяц, что должно также увеличить их ликвидность на рынках и сдержать рост ставок кредита в частном секторе.

В-третьих, на фоне резкого сокращения доходов органы государственного регулирования искали пути пополнения доходной части бюджета. Например, британское правительство приняло решение о распродаже в течение ближайших лет государственных активов с целью привлечения 16 млрд ф. ст. (25 млрд долл.). Власти Южной Кореи также решили пополнить бюджет 2009 г. за счет распродажи пакетов акций компаний, скупленных еще во время азиатского финансового кризиса 1998 г., на общую сумму 12,5 млрд долл. в целях привлечения прямых иностранных инвестиций.

Наконец, были сокращены расходы государственного аппарата и ряда отраслей экономики. Правительство Польши сократило бюджетные расходы более чем на 5,6 млрд долл. в 2009 г., из них одна половина средств будет сэкономлена за счет меньших расходов министерств, а другая – за счет новой процедуры финансирования инфраструктурных проектов. Антикризисный план Венгрии включал сокращение помощи аграрному сектору, в Казахстане власти отказались от строительства магистральных дорог в пользу реконструкции дорог местного значения и обновления социальной инфраструктуры.

В первом полугодии 2009 г. государства стали создавать специальные фонды для стимулирования экономики в условиях кризиса, средства которых не предназначены для финансирования какой-то конкретной программы, а будут использоваться в случае необходимости (Канада, Германия, Франция, Испания, Италия, Швеция, Дания, Япония, Китай, Гонконг, Кувейт, Бразилия). Например, в Канаде общий объем такого фонда составил 3 млрд долл. Этими средствами могут воспользоваться все министерства в случае необходимости, но лишь с согласия Совета казначейства. Для контроля за эффективным расходованием средств в каждом из министерств созданы независимые аудиторские комитеты, назначены финансовые менеджеры. Во Франции на три года был учрежден стратегический инвестиционный фонд для оздоровления реального сектора экономики в размере 175 млрд евро. В Швеции был создан стабилизационный фонд в 1,5 млрд евро, через который осуществляются вливания в банковский сектор для поддержания ликвидности кредитных учреждений. В апреле 2009 г. правительством Японии было решено зарезервировать 37 трлн иен (368,5 млрд долл.) на поддержку компаний в случае, если им понадобится дополнительное финансирование.

В апреле 2009 г. правительство Японии объявило о выделении некоторым азиатским странам в рамках официальной помощи на цели развития 2 трлн иен (более 20 млрд долл.). Данные средства будут направлены на стимулирование внутреннего спроса и экономического роста, в частности в аграрном секторе, а также на реализацию инфраструктурных проектов. Основными получателями станут Индия, Индонезия и Вьетнам. А Китай, в свою очередь, объявил о выделении странам Шанхайской организации сотрудничества на преодоление последствий кризиса и поддержку финансовой стабилизации кредита на 10 млрд долл.

Во втором полугодии 2009 г. правительства стали формировать бюджеты на следующий год, где также предусматривались расходы на восстановление экономики. Во Франции правительство намеревалось в 2010 г. дополнительно направить на поддержание экономики 3,5 млрд евро, сократив при этом бюджеты министерств и ведомств. В октябре правительство Норвегии представило проект бюджета на 2010 г., согласно которому оно намерено потратить на бюджетные нужды из Нефтяного фонда больше средств по сравнению с 2009 г. для восстановления экономики после экономического спада. Кроме того, ожидается, что дефицит бюджета в той его части, которая не касается нефти, вырастет в 2010 г. до 148,5 млрд крон (26,35 млрд долл.). Это означает необходимость дополнительного расходования 44,6 млрд крон из Нефтяного фонда.

Анализ эффективности принятых мер государственной антикризисной политики

Выделение наиболее эффективных инструментов проведения антикризисной политики

Первые признаки стабилизации макроэкономической ситуации появились в первом полугодии 2009 г. Поскольку финансовый сектор первым почувствовал на себе нарастающий мировой кризис, первым стал получать государственную поддержку, то первым он стал и восстанавливаться. О начале стабилизации финансовых систем многих стран говорит тот факт, что со второго квартала 2009 г. стал вновь расти объем выданных кредитов; финансовые учреждения, получившие государственную помощь в конце 2008 г., стали возвращать заимствованные средства; государства начали получать отдачу от реализации масштабных программ выкупа их ценных бумаг в виде дивидендов.

Положительную динамику в реальном секторе первым продемонстрировал Китай, поскольку изначально направлял государственную помощь преимущественно на поддержку производственных компаний, а не в банковские структуры. Однако именно вследствие быстрого проявления позитивных признаков в экономике страны уже начался процесс ужесточения монетарной политики и управления рынком кредитования, так как на фоне высокой активности на кредитном рынке возрастают риски возникновения «пузырей» и повышается количество проблемных долгов. О восстановлении в отраслях экономики можно судить по динамике индексов промышленного производства (рис. 3).

Как показывают приведенные графики, в Китае как такового сокращения объемов производства в целом по стране не было, наблюдалось только снижение темпов роста. Аналогичная ситуация была зафиксирована и в Индии, где промышленное производство только в декабре 2008 г. сократилось на 0,2 %, а затем продолжился устойчивый экономический рост. Наиболее тяжелым для реального сектора экономики всех стран мира стало первое полугодие 2009 г. Рекордное падение объемов промышленного производства отмечалось в Японии, Южной Корее, Германии, Швеции, Италии, Бельгии, Венгрии (сокращение объемов производства в отдельные месяцы превышало 20 %). Первые признаки стабилизации объема производства в отраслях экономики появились только в начале второго полугодия (преимущественно в странах Азии). Однако в Японии, большинстве стран Европы, Латинской Америки объемы реального производства продолжали сокращаться, но темпы этого сокращения значительно уменьшились по сравнению с динамикой в начале года. Среди отраслей реальной экономики следует отдельно сказать об автомобильной промышленности. Несмотря на то что власти многих государств оказали автопроизводителям весьма ощутимую поддержку, динамика продаж автомобилей в 2009 г. была весьма неустойчивой. К примеру, в сентябре продажи компании Ford сократились на 37 % по сравнению с августом, Chrysler – на 33 %. Автомобильный рынок Европы также продолжал сокращаться. Устойчивый рост автомобильных продаж демонстрировали с начала года только Китай и Индия. Например, в Китае в сентябре 2009 г. объем продаж превысил 1 млн шт.

Во втором квартале 2009 г. отмечалось также оживление рынка недвижимости в большинстве стран еврозоны, США, Великобритании, Канаде, Японии, Китае, Индии, Австралии.

Несмотря на позитивные процессы в мировой экономике во втором полугодии 2009 г., большинство стран продолжали выполнять принятые антикризисные программы, поскольку их экономики восстанавливались нестабильно и несбалансированно, экономическая активность была еще весьма слабой, а на балансах банков по-прежнему числились «плохие активы».

К середине 2009 г. основной проблемой по-прежнему оставался высокий уровень безработицы, который в большинстве развитых и развивающихся стран достиг максимального уровня за последние 5–10 лет (рис. 4). Например, в Великобритании безработица к августу 2009 г. возросла на 88 тыс. человек, достигнув самого высокого за последние 14 лет уровня – 2,47 млн человек.




Рис. 3. Динамика изменения объема промышленного производства[4] (a – d)




Рис. 4. Динамика уровня безработицы (a – d)




Рис. 5. Ежемесячная динамика уровня инфляции[5] (a – d)


Определенные оптимистичные тенденции в сфере занятости граждан наблюдаются в Исландии, Бразилии, Южной Корее, но и в этих странах уровень безработицы пока еще высок (свыше 7 %). Ожидать значительного улучшения ситуации в ближайшем будущем не приходится, поскольку во второй половине 2009 г. финансовые и промышленные компании продолжали объявлять о новых планах по сокращению рабочих мест.

Конец ознакомительного фрагмента.