Вы здесь

Международный коммерческий арбитраж. Глава 2 Классификация международных коммерческих арбитражных судов (С. В. Николюкин, 2009)

Глава 2 Классификация международных коммерческих арбитражных судов

§ 1. Виды международных коммерческих арбитражей

Исследование особенностей международного коммерческого арбитража будет неполным, если не рассмотреть существующую классификацию международных коммерческих арбитражных судов.

I. По сроку существования

1. Постоянно действующие (институционные, институциональные) арбитражи.

Постоянно действующий арбитраж представляет собой негосударственную организацию, сформированную с целью осуществления функций избранного суда на основании соглашений о его юрисдикции, заключенных сторонами договорных отношений.

Как правило, постоянно действующие арбитражи создаются при различных торговых палатах, ассоциациях, биржах по торговле определенной продукцией и пр. Они функционируют без перерыва и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела.

Институциональные арбитражи действуют на основании собственных регламентов и правил, которые, как правило, разрабатываются в соответствии с типовыми (модельными) регламентами и правилами, рекомендуемыми Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL).

В институциональных арбитражах имеется канцелярия (аппарат), которая совершает все технические и вспомогательные действия, создавая необходимые условия для рассмотрения дела, в частности осуществляет коммуникацию со сторонами, арбитрами, рассылку процессуальных документов, уведомлений, постановлений арбитража. Кроме того, они являются научно-исследовательскими центрами. Осуществляют изучение и обобщение арбитражной практики, способствуют обмену знаниями и опытом между арбитрами, единообразному применению юридических норм по рассматриваемым делам.

Наиболее авторитетными и известными институциональными международными коммерческими арбитражами в современной мировой коммерческой практике являются следующие.

Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association, ААА) существует с 1992 г., штаб-квартира находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, достаточно высокого размера судебных расходов в государственных судах популярность третейского разбирательства в США велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 споров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет более трех десятков различных регламентов для рассмотрения различных категорий дел с участием их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Например, ААА совместно с Американской ассоциацией адвокатов в 1977 г. разработан Кодекс этики арбитров при разрешении коммерческих споров. Данный Кодекс устанавливает общепринятые нормы для поведения арбитров и сторон в коммерческих спорах в целях содействия сохранению высоких стандартов и дальнейшего доверия в арбитражном процессе, т. е. обеспечивает этическое руководство деятельностью арбитража[45].

Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) в Париже (International Chamber of Commerce (ICC) International Court of Arbitration) создан в 1923 г. и является ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако по более чем 80 % дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств.

Лондонский международный арбитражный суд (London Court of International Arbitration, LCIA) существует как внутренний третейский суд с 1892 г., как международный – функционирует с 1981 г.

Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько регламентов для различных процедур арбитража. Он является органом Торговой палаты, однако управляется независимым Правлением из шести человек, которое назначается на три года Советом директоров палаты. Текущее руководство осуществляет Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

Арбитражный институт является одним из ведущих центров по разрешению международных коммерческих споров, хотя количество дел остается незначительным по сравнению с МТП, ААА или МКАС[46].

В Российской Федерации авторитетным арбитражным учреждением является МКАС и МАК при Торгово-промышленной палате РФ.

2. Временно создаваемые (разовые, «на один раз», изолированные, ad hoc) арбитражи.

Временно создаваемые арбитражи создаются сторонами договора специально для рассмотрения конкретного спора, т. е. бремя определения правил, в соответствии с которыми данный арбитраж должен рассматривать переданный на его разрешение спор, возлагается на спорящие стороны. После вынесения решения по спору такой арбитраж прекращает свое существование, выполнив поставленную перед ним задачу.

Поскольку арбитражи ad hoc создаются в каждом конкретном случае при возникновении спора, то основной является проблема определения правил, в соответствии с которыми данный арбитраж должен рассматривать переданный на его разрешение спор. Одним из оптимальных способов, позволяющих сторонам избегать непростую процедуру самостоятельной регламентации процедуры разрешения спора, является присоединение к одному из следующих типовых регламентов для арбитража:

а) Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г. (далее – Арбитражный регламент ЕЭК);

б) Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. (далее – Правила ЭКАДВ);

в) Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г. (далее – Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ).

Между тем в последнее время получила довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров, которые при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc могут оказывать помощь в назначении и отводе арбитров, организации слушания дела включая предоставление для этой цели помещений, вспомогательного персонала и т. п.

В Российской Федерации в целях активизации роли МКАС в оказании содействия арбитражам ad hoc были подготовлены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (далее – Правила по оказанию содействия)[47].

Так, согласно п. 1 Правил по оказанию содействия МКАС вправе действовать в качестве компетентного органа в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ и оказывать организационное содействие арбитражным разбирательствам на основании указанного регламента, включая выполнение следующих функций:

а) направление документов сторонам и арбитрам;

б) содействие составу арбитража в определении даты, времени и места слушания дела и направление заблаговременного уведомления сторонам о слушании;

в) предоставление помещений для слушания дела и совещаний состава арбитража;

г) осуществление машинописных работ;

д) обеспечение услугами переводчика;

е) удостоверение подписей арбитров на арбитражном решении печатью МКАС и подписью его ответственного секретаря;

ж) получение аванса арбитражных расходов и его дальнейшее перечисление с учетом установленного распределения таких расходов;

з) оказание иного содействия, насколько таковое возможно.

Согласно Рекомендациям в помощь арбитражным учреждениям и другим заинтересованным органам в отношении арбитражных операций согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ рекомендуется, чтобы учреждения при проведении административных процедур четко различали свои услуги как компетентного органа, как они предусмотрены в Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ, и административные услуги технического, секретарского характера.

Различие между этими видами услуг имеет также отношение к вопросу о том, какая сторона может запрашивать эти услуги. С одной стороны, учреждение может действовать в качестве компетентного органа в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, только если оно было назначено сторонами либо в арбитражной оговорке, либо в отдельном соглашении. С другой стороны, административные услуги технического, секретарского характера могут запрашиваться не только сторонами, но и арбитражным судом (п. 1 ст. 15 и п «с» ст. 38 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ).

Следует отметить, что при выступлении МКАС в качестве компетентного органа и оказании организационного содействия арбитражным разбирательствам в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ применяется, если иное не установлено соглашением сторон, следующая типовая арбитражная оговорка.

«Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающееся его либо из его нарушения, прекращения или недействительности, подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Стороны могут пожелать добавить к этому:

а) число арбитров… (один или три);

б) место арбитража… (город или страна);

в) язык (языки) арбитражного разбирательства.».

II. По предметному признаку

1. Арбитражи общей компетенции, которые рассматривают все виды гражданско-правовых споров, связанные с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством. Такие арбитражи созданы практически во всех государствах. К наиболее авторитетным относятся:

Арбитражный суд при МТП в Париже;

МКАС;

Международный третейский суд в Лондоне;

Коммерческий арбитраж в Цюрихе;

Коммерческий арбитраж в Стокгольме;

Коммерческий арбитраж в Базеле и др.

2. Арбитражи специальной компетенции, которые формируются с целью разрешения споров, возникающих из определенных отношений. Особое место среди таких видов арбитражей занимают:

Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ;

Арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерном;

Арбитраж при ассоциации по торговле кофе в Гамбурге;

Арбитраж при Международной ассоциации воздушного транспорта;

Арбитраж Ливерпульской хлопковой ассоциации и др.

III. По субъектному признаку компетенции

1. Арбитражи, рассматривающие только международные споры, т. е. споры с участием иностранных юридических и физических лиц либо организаций с иностранными инвестициями (их участников) или международных организаций.

2. Арбитражи, рассматривающие как внутренние, так и международные споры.

Каждый вид международного коммерческого арбитража обладает своими преимуществами.

В постоянно действующих арбитражах ведутся списки арбитров из числа преподавателей юридических факультетов, адвокатов, хозяйствующих субъектов. Стороны договора путем арбитражного соглашения утверждают арбитраж, которому они доверяют разрешение уже возникшего или возможного спора по договорным отношениям. Кроме того, посредством соглашения они определяют, передать ли разрешение спора (споров) единственному арбитру или арбитражному составу – коллегии арбитров, обычно в составе трех арбитров.

Если арбитражное соглашение предусматривает разрешение спора единственным арбитром, то в этом случае стороны выбирают его из списка арбитров и сообщают о своем решении в арбитраж в письменной форме. Если же арбитражное соглашение предусматривает компетенцию коллегии арбитров, то в этом случае истец вместе с иском должен назвать назначенного им арбитра и представить сведения о нем, а ответчик в отзыве на иск или, в случае его неподачи, в срок, установленный для подачи отзыва на иск, – письменно сообщить имя своего арбитра и сведения о нем. Арбитры, избранные сторонами спора, выбирают из списка арбитров третьего арбитра – председателя коллегии арбитров.

§ 2. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Институт третейского разбирательства был известен в Древней Руси и имел много схожего с аналогичным институтом Римского права. Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты князей XI–XII вв. и Уложение 1649 г., которые содержали упоминания о третейском мирном разбирательстве хозяйственных споров.

В Средние века третейские суды в России не получили такого широкого распространения в сфере урегулирования споров между участниками торгового оборота, как в европейских странах. Тем не менее они существовали в крупных территориальных торговых центрах России: Архангельске, Нижнем Новгороде, позднее в Москве и торговых центрах на р. Волга.

В XVIII–XIX вв. отечественные юристы серьезно обратились к научной разработке проблем деятельности третейских судов в России. Среди них можно назвать А.Ф. Волкова, А.Д. Вицына и др. Среди документальных источников этих времен следует отметить Положение о третейском суде 1831 г.

К 1911 г. был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах в России, где в § 12 раздела «Предметы ведения палаты» предусматривалось, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры, в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона». К сожалению, этот документ принят тогда не был.

В советское время правами третейского суда обладали биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, образованные в 1922 г. Наиболее же ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 г. Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. Соответствующее постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР было принято 17 июня 1932 г.

До создания Внешнеторговой арбитражной комиссии ни законодательство СССР, ни законодательство союзных республик не регулировало арбитражного разбирательства внешнеторговых споров в постоянно действующих арбитражных органах, имеющих негосударственный характер.

Негосударственный характер ВТАК предопределял порядок назначения его состава. ВТАК на первом этапе состояла из 15 членов, назначаемых президиумом Всесоюзной торговой палаты из представителей торговых, промышленных, транспортных и других хозяйственных организаций, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области внешней торговли и внешнеторгового законодательства.

Из членов ВТАК стороны избирали третейских судей, которые, в свою очередь, из того же состава членов комиссии избирали суперарбитра.

Состав комиссии назначался сроком на один год. В последующем происходило, как правило, лишь продление полномочий его состава.

Новые лица в состав ВТАК вводились взамен выбывших ее членов. Такая практика обеспечивала стабильность состава и имела положительное значение для выполнения возложенных на Комиссию задач.

На ежегодных собраниях члены Комиссии избирали председателя ВТАК и двух его заместителей.

Согласно положению о ВТАК и в соответствии с установившейся практикой председатель Комиссии осуществлял распорядительные функции, включая разрешение вопросов, связанных с принятием к производству исковых заявлений и с формированием состава арбитража по конкретным делам.

Первое по времени решение ВТАК датировано 15 ноября 1933 г.

Признанием роли ВТАК уже на начальном этапе ее деятельности стало упоминание о возможности рассмотрения споров из внешнеторговых контрактов постоянно действующим арбитражем в СССР в ряде двусторонних международных торговых договоров, заключенных Советским Союзом в предвоенный период.

С момента своего создания и до начала Великой Отечественной войны ВТАК рассмотрел около 100 споров. В целом за первые двадцать лет своей работы Комиссия рассмотрела дела, в которых принимали участие организации, учреждения и фирмы из нескольких десятков стран Европы, Азии, Америки.

Среди правовых вопросов, возникавших в спорах, разрешение которых говорило о высоком профессионализме арбитров, встречались такие традиционные и одновременно весьма сложные для арбитражного разбирательства темы, как установление собственной компетенции, применимого права. При разрешении споров арбитраж применял по существу не только советское право. Имелись также дела, в которых решение основывалось на применении иностранного права.

Если в послевоенный период до конца 50-х гг. споры между советскими внешнеторговыми организациями и внешнеторговыми организациями из восточно-европейских стран не занимали значительного места, то последующие два десятилетия деятельности ВТАК в основном были связаны с разрешением споров, возникавших в процессе экономического и научно-технического сотрудничества между странами-членами СЭВ. Споры с организациями, фирмами и предприятиями других стран стали в этот период составлять незначительную долю.

Интенсивно развивавшиеся экономические связи между социалистическими странами были объективной предпосылкой значительного увеличения количества ежегодно рассматривавшихся во ВТАК дел, количество которых к концу 80-х гг. достигло трехсот. В основном арбитражная практика была связана с применением унифицированных в рамках СЭВ документов, регулирующих основные виды внешнеэкономических операций между социалистическими странами. Большую роль в расширении деятельности внешнеторгового арбитража, а также в укреплении его роли как важного элемента инфраструктуры международных экономических отношений сыграла также Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Московская конвенция), которая была заключена в 1972 г. между странами, входившими в СЭВ.

Несмотря на незначительность по количеству споров с участием фирм из несоциалистических стран, такие дела довольно часто были сопряжены с большой сложностью с точки зрения решения правовых проблем. И решения ВТАК по делам этой категории также представляли несомненный правовой интерес и говорили о высокой компетентности советских арбитров в сфере регулирования экономических отношений между странами с различными социально-экономическими и правовыми системами.

В список арбитров, рассматривавших споры во ВТАК, входили ведущие отечественные специалисты в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности, среди которых были как представители юридической науки, так и практики. Это были не только высококвалифицированные профессионалы внешнеторговой практики, но и высокообразованные, культурные люди, владевшие, как правило, также несколькими иностранными языками.

На протяжении длительного времени ВТАК возглавлялась широко известными и снискавшими большой авторитет как у нас в стране, так и за рубежом, юристами. Среди них такие выдающиеся специалисты-правоведы, внесшие существенный вклад в развитие отечественной юриспруденции, как Д.Ф. Рамзайцев, Д.М. Генкин, С.Н. Братусь, В.С. Поздняков. Безусловно, они сыграли решающую роль как в развитии внешнеторгового арбитража в целом у нас в стране, так и в укреплении авторитета возглавлявшегося ими постоянно действующего внешнеторгового арбитража[48].

Современный этап деятельности постоянно действующего внешнеэкономического арбитражного органа связан с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 г., согласно которому Внешнеторговая арбитражная комиссия при ТПП СССР была переименована в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР, что практически совпадает с новым этапом жизни всего российского государства, с коренными изменениями в его социально-экономической структуре и правовой системе.

Начальным моментом этого этапа следует считать принятие в 1993 г. Закона об арбитраже.

Данный Закон утвердил также новое положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС). В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 г. МКАС является преемником Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР.

Многолетний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.

МКАС первым в России среди третейских судов стал лауреатом премии «Фемида-99» за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Высокий мировой статус МКАС подтверждает его членство в Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).

Статистика МКАС за 2008 г.

За 2008 г. в МКАС поступило 158 исков (в том числе 4 встречных) от компаний из 38 стран мира.

Спорящими сторонами выступали лица из следующих стран: Украина – 16; Германия – 12; Турция – 12; Белоруссия – 8; Китай – 8; Казахстан – 8; Италия – 7; Австрия – 7; Литва-5; Польша – 5; Канада – 5; Великобритания – 4; Кипр, Сербия, Узбекистан, Чехия, Швейцария – по 3; Азербайджан, Бельгия, Киргизия, острова Гернси, Панама, США, Таджикистан, Финляндия – по 2; Болгария, Бразилия, Британские Виргинские острова, Венгрия, Голландия, Индия, Ирландия, Корея, Лихтенштейн, Малайзия, Монако, Эстония – по 1.

Среди иностранных участников споров за рассматриваемый период преобладали стороны из стран Евросоюза – всего 63 компаний.

В 146 спорах участвовали российские компании. Среди них 20 споров было разрешено между двумя российскими предприятиями с иностранными инвестициями. В МКАС поступило 8 споров, в которых обе стороны являлись иностранными компаниями.

Итог истекшего 2008 г. по предметной разновидности контрактов, из которых возникали споры, показывает, что, как и в прежние годы, продолжают существенно преобладать споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи (поставки) – 90 споров (58 % от общего количества).

Далее следуют: споры из договоров по оказанию услуг и выполнению работ – 17 споров (11 %); споры из договоров аренды – 13 споров (8 %); споры из договоров строительного подряда – 10 споров (6 %); споры из договоров перевозки – 6 споров (3,8 %); споры из договоров коммерческого представительства – 6 споров (3,8 %).

Споры, вытекающие из всех остальных групп внешнеторговых обязательств (кредит, подряд, страхование, лизинг, исключительные права и др.) составили по 0,5–3 % по каждой группе, а вместе взятые около 9,4 %[49].

Статистика МКАС за 2007 г.

За 2007 г. в МКАС поступило 141 исковое заявление от компаний из 40 стран мира.

Принято к производству – 141 дело (в том числе встречных исков – 2).

Завершено производством – 136 дел (в том числе встречных исков – 4), из них дела, поступившие: в 2004 г. – 3; 2005 г. – 15; 2006 г. – 76; 2007 г. – 42.

В 2007 г. с участием иностранных арбитров рассмотрено 15 дел.

По отдельным странам наибольшее число спорящих сторон по поступившим в 2007 г. в МКАС искам: из Украины – 21; Германии – 16; Великобритании и Кубы – по 8; Австрии и Казахстана – по 7; США – 6; Белоруссии, Латвии и Эстонии – по 5; Венгрия, Италия, Канада, Сербия, Швейцария – по 3 участника из каждой страны; Азербайджан, Армения, Кипр, Молдова, Польша, Словакия, Таджикистан, Турция, Финляндия, Югославия – по 2 участника из каждой страны; Болгарии, Британских Виргинских островов, Греции, Индии, Ирака, Китая, Киргизии, Кореи, Литвы, Лихтенштейна, Норвегии, Португалии, Таиланда, Франции, Узбекистана – по 1 компании из каждой страны.

За прошедший год среди иностранных участников споров преобладали стороны из стран СНГ – всего 43 компании.

В течение 2007 г. 128 споров происходили с участием 148 российских компаний, включая 12 споров между двумя российскими предприятиями, одно из которых является предприятием с иностранными инвестициями. 7 споров с участием только иностранных компаний.

За истекший 2007 год преобладали споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи – 87 споров; за ними следуют споры по оказанию услуг и выполнению работ – 19 споров; споры из договоров кредита – 11 споров; аренды – 8 споров; строительного подряда – 5 споров; перевозки – 3 спора; споры, вытекающие из всех остальных групп (подряд, коммерческое представительство, исключительные права, страхование и др.), составили от 2 до 1 спора по каждой группе.

По делам МКАС, завершенным в 2007 г., в основном рассматривались споры, возникшие из контрактов, которые были заключены между сторонами в 2002–2006 гг. Наибольшее количество споров приходилось на контракты, заключенные в 2005 г. – 34 спора (2006 г. – 25 споров; 2004 г. – 19 споров; 2003 г. – 14 споров; 2002 г. – 7 споров, 2007 г. – 1)[50].

Статистика МКАС за 2006 г.

За 2006 год в МКАС поступило 120 исков по спорам компаний из 38 стран мира. По отдельным иностранным государствам участники споров были представлены следующим образом: Украина – 22; Великобритания – 14; Германия – 7; Казахстан – 6; Азербайджан – 5; США – 5; Австрия, Грузия, Молдавия, Польша, Сирия, Таджикистан, Тайвань, Эстония, Финляндия – по 2 участника из страны; Афганистан, Босния и Герцеговина, Египет, Канада, Киргизия, Китай, Монако, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Румыния, Турция, Швеция участвовали по одной компании из каждой страны.

Как и в предыдущие годы, среди иностранных участников споров за рассматриваемый период преобладали стороны из стран СНГ – всего 47 компаний.

В 2006 г. участниками споров явились 114 российских компаний (103 спора, включая 8 споров между двумя российскими предприятиями, одно из которых является предприятием с иностранными инвестициями).

Итоги рассматриваемого периода по предметной разновидности контрактов, из которых возник спор, показывают, что, как и в прежние годы, продолжают существенно преобладать споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи (поставки) – 65 споров (60 % от общего количества споров).

Второе место занимают споры из договоров по оказанию услуг и выполнению работ – 14 (13 %).

Следом идут споры из договоров аренды – 5 споров (4,5 %) и споры из договоров строительного подряда – 4 (3,6 %), а также из договоров перевозки – 4 (3,6 %).

МКАС было рассмотрено по 2 спора, вытекающих из таких групп внешнеторговых обязательств, как кредит и строительный подряд, что составило почти 2 % по каждой группе.

Количество дел, поступивших по разнообразным спорам, отнесенным к числу прочих (например, по договору поручительства или договору займа), составило 9 (8 %) от общего числа дел.

Самое малое количество споров составили споры из отношений коммерческого представительства – 1 (менее 1 %).

По сумме исковых требований дела распределились следующим образом: до 10 000 долл. – 13; от 10 001 до 50 000 долл. – 32; от 50 001 до 100 000 долл. – 13; от 100 001 до 200 000 долл. – 13; от 200 001 до 500 000 долл. – 17; от 500 001 до 1 000 000 долл. – 11; от 1 000 001 до 2 000 000 долл. – 7; от 2 000 001 до 5 000 000 долл. – 4; от 5 000 001 до 10 000 000 долл. – 2; свыше 10 000 000 долл. – 3[51].