Вы здесь

Международные экономические отношения: конспект лекций. Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в (Н. И. Роньшина)

Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в

1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли

Все страны мира постепенно все более втягиваются в международное разделение труда. Об этом свидетельствуют темпы роста международного товарооборота. За последние 150 лет они превышают темпы роста ВВП. На десятки процентов увеличиваются показатели мирового экспорта и импорта.

При подробном рассмотрении в мировой торговле изучают два аспекта:

1) темпы роста мировой торговли в целом;

2) изменения в ее товарной и географической структуре.

Темпы роста рассматривают у импорта и экспорта. Товарная структура подразумевает под собой соотношение между некоторыми группами товаров.

Географическая структура – доля какого-либо региона, страны или группы стран.

Высокие и стабильные темпы роста международного товарооборота свидетельствуют об увеличении в последнее время емкости рынков. Это качественно новые признаки мировой торговли. Растут объемы торговли уже готовыми промышленными изделиями того или иного рода, а в особенности машинами и оборудованием. Еще выше темпы у отраслей, связанных с продажей различных средств связи, электронной и компьютерной техники и т. д. При этом следует заметить, что у транснациональных корпораций в мировой торговле в сфере обмена комплектующими в рамках кооперации производства темпы самые высокие. Кроме того, ускоренно развивается мировая торговля услугами. Большая доля по-прежнему приходится на экономически развитые страны.

В настоящее время существует тенденция к повышению доли готовой продукции. Сейчас на нее приходится более 70 %. Остальные 30 % делят между собой экспорт сельскохозяйственной продукции и добывающие отрасли промышленности.

Современная торговая политика, проводимая каждой страной, характеризуется наличием в ней двух противоположных тенденций – протекционизма и либерализации. Это не значит, что страна обязательно проводит эти две политики одновременно. Просто в разные периоды развития торговли преобладало что-то одно. Например, в 1950 – 60-х гг. проводилась политика, направленная на либерализацию, а уже в 1970 – 80-х гг. – на усиление протекционизма.

Но меры могут быть не так уж однозначны. Уменьшение таможенного регулирования не равно устранению регулирования. При помощи современных гибких методов одновременно можно использовать новейшие средства для защиты национального производителя. Протекционизм предстает в новой форме интеграционных группировок (как уже существующих, так и новых). В результате подобных действий исчезает фактическое равенство участников международного обмена. В рамках определенной группировки страны устанавливают свои «правила» торговли, свои таможенные пошлины или льготные режимы, а по отношению к другим, третьим странам, они осуществляют протекционистскую политику.

Протекционизм может выражаться в таможенных пошлинах. Оговариваются случаи, в ряде которых страны могут их повысить, если иностранный импорт нанес большой вред национальной экономике. Но протекционизм проявляется не только в таможенных мерах. Государство может устанавливать количественные ограничения на ввозимую продукцию, устанавливать стандарты качества, экологические нормы и т. д. При этом они могут носить избирательный характер.

Таким образом, либерализация международной торговли сопровождается возникновением новых гибких протекционистских барьеров. Их появление требует пристального контроля со стороны многочисленных международных организаций за их разработкой и практическим применением.

Усложняется государственная политика не только по отношению к протекционизму. Это относится, к примеру, к стимулированию экспорта. Если раньше в этих целях применялось прямое кредитование, то теперь методы значительно усложнились: они стали более гибкими, действуют менее заметно и применяются по отношению к отдельным видам продукции. Государство может финансировать некоторые отрасли, которые нацелены на экспорт, не напрямую, а косвенно (в первую очередь это наукоемкие отрасли).

В некоторых государствах активно применяется прямое субсидирование экспорта. Это в основном относится к сельскохозяйственной продукции. Но подобные принципы вредят принципам свободной конкуренции и поэтому не приветствуются мировым сообществом. Гораздо спокойнее оно относится к экспортному кредитованию или к такому явлению, как страхование экспортных поставок. Кроме того, государство может помогать фирмам за рубежом, которые рекламируют продукцию данной страны или помогают ее фирмам. Такая помощь выражается в открытии филиалов или исследований иностранных рынков.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время государства предпочитают использовать не прямые меры и схемы экспортного субсидирования, а более скрытые. Они заключаются в осуществлении косвенной поддержки либо некоторых отраслей, либо групп товаров.

При этом существует множество организаций, которые тем или иным образом воздействуют на мировую торговлю или регулируют некоторые ее аспекты. Сперва это было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а затем его функции стала выполнять его преемница – Всемирная торговая организация (ВТО).

2. Международная торговля услугами

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть.

Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:

1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;

2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;

3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;

4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;

5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.

Все вместе это можно назвать выплатами по некоммерческим сделкам, которые осуществляются между гражданами разных стран и отражаются в платежных балансах.

Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:

1) строительство и коммунальные услуги;

2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;

3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;

4) оборона государства и социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;

6) другие коммунальные, социальные и личные услуги.

В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.

В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. В другом случае покупатель какой-либо услуги перемещается в страну, ее предоставляющую. В связи с этим существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:

1) трансграничная торговля;

2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;

3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;

4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги. Среди всех секторов мирового хозяйства торговля услугами – один из наиболее быстро развивающихся. Среди причин – резкое снижение транспортных издержек, так как современные способы связи и передачи информации позволяют совершать сделки без личных встреч продавца и покупателя услуги. Повысился спрос на услуги, ранее принимавшие товарную форму, – услуги финансового характера, банков, страховых компаний.

Очень трудно определить реальные показатели рынка услуг, так как затруднительно точно подсчитать расходы людей различных категорий во время пребывания за границей, а также доходы от трудовой деятельности иностранцев за рубежом, которые они переводят в свою страну.

Трудности расчетов связаны с тем, что услуга предоставляется вместе с товаром и стоимость товара частично состоит из услуги. Кроме того, услуги упоминаются во внутрифирменном обмене. В этом случае стоимость услуги не определяется вообще, так как не существует рынка для этих видов услуг. А иногда (например, в медицине) услугу невозможно отделить от самого товара.

При учете не рассматриваются доходы, полученные по банковским или страховым операциям, если деньги были в обороте этой же страны.

Таким образом, при составлении платежного баланса очень сильно занижен оборот по статье «услуги» (по оценкам экспертов на 40–50 %).

Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые. Это связано с тем, что в развивающихся странах сфера услуг еще не достигла высокого уровня развития. В большинстве из них сальдо по внешней торговле услугами – отрицательное. Но все же некоторые страны могут быть довольно крупными экспортерами услуг, например туристических.

Услуги разнообразны по своему содержанию, и их нельзя объединить в единый рынок, имеющий свои общие черты. Но можно говорить о тенденциях.

Рынок услуг изменило появление на нем транснациональных корпораций (кроме финансового сектора). Раньше в этой сфере действовали мелкие и средние фирмы. ТНК смогли использовать последние технические достижения и создали систему передачи информации. Зачастую предприятия, образующие единую производственную цепочку, но расположенные в разных странах, используют информационные технологии для координации этого процесса. Тогда информация, финансы и технологии, которые передаются внутри фирмы, являются формой межгосударственной продажи услуг. С появлением транснациональных корпораций многие виды услуг стали смешиваться между собой (например, различная по своему характеру деятельность банков).

ТНК применяют наукоемкие технологии, и, следовательно, значительная часть стоимости ТНК – стоимость различных услуг: послепродажное обслуживание техники, программное обеспечение для компьютера и т. д. Таким образом, все возрастающие масштабы деятельности ТНК, а следовательно, более широкое распространение услуг ставят на повестку дня вопрос о регулировании рынка услуг как на отраслевом, государственном, так и на международном уровне.

Сейчас регулирование осуществляется на различных уровнях. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем.

Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами.

На региональном уровне рынок услуг может подвергаться регулированию со стороны интеграционных соглашений.

Если говорить о мировом уровне, то долгое время это было сферой компетенции Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Но по предложению США с 1980-х гг. торговлей услугами стала заниматься ГАТТ. Суть предложений США в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равенство производителей, транспарентность и т. д.). Но с этими вопросами возникает ряд трудностей, которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев потребляется практически одновременно с ее изготовлением. Контроль над производством, следовательно, значит контроль инвестиций.

При инвестировании ГАТТ уравнивает права национальных и иностранных фирм.

Развивающиеся страны проводят политику, направленную на контроль за той деятельностью, которую осуществляют иностранные корпорации на их территории.

В 1986 г. в Пунта дель Эсте страны договорились об обсуждении проблем торговли услугами на международном уровне. В результате приняли специальное соглашение – ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). ГАТС состоит из трех частей:

1) рамочное соглашение, которое определяет общие правила торговли услугами;

2) специальные соглашения. Они применяются по отношению к определенным сервисным отраслям;

3) список обязательств национальных правительств, которые представляют собой меры по снижению и снятию ограничений в сервисных отраслях.

В дальнейшем государства пришли к соглашению о либерализации торговли услугами. Регулированию подвергаются сферы телекоммуникаций, транспорта и финансовой деятельности.

Начиная с 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами стало частью пакета документов при создании Всемирной торговой организации. Сейчас ГАТС функционирует не как самостоятельная организация, а в рамках ВТО.

3. Мировая электронная торговля

Понятие «электронная торговля» появилось сравнительно недавно. Но трактуется оно во многих аспектах. Зачастую под электронной торговлей понимают сделки по купле-продаже, осуществляемые через Интернет. В то же время существует и другая точка зрения: сделки по купле-продаже осуществляются по любым электронным сетям (например, с использованием возможностей интерактивного телевидения). Иногда ее суть пытаются раскрыть с помощью уже знакомых понятий: как дальнейшее развитие посылочной торговли по каталогам или некоторое продолжение развития электронных транспортных, банковских и биржевых систем, с помощью которых осуществлялись расчеты.

«Электронная торговля» – русский перевод английского термина e-commerce, что точнее перевести как «электронная коммерция». Последний перевод предполагает более широкий спектр толкований.

Согласно определению ВТО электронная коммерция – это процесс производства, продажи, рекламы и распространения какой-либо продукции по всем телекоммуникационным сетям. С этим определением согласны практически все крупные организации. Поэтому в русской литературе определения «электронная торговля» и «электронная коммерция» считаются синонимами.

Производственная составляющая электронной торговли проявляется в отношении электронных услуг и электронных товаров (они носят главным образом информационный характер). Электронные услуги несколько отличаются от обычных: они могут быть отделены от производителя, их можно видеть (например, с помощью компьютерного монитора мы можем видеть, как деньги с нашего банковского счета переходят на другой).

Экономические отношения в Интернете являются основой интернет-экономики (или сетевой экономики). Последнее понятие появилось давно, но его значение было несколько другим. Сейчас это все экономические процессы, которые происходят в глобальной сети Интернет.

Суть электронной торговли заключается в том, что осуществляется некоторая коммерческая сделка. Причем стороны приходят к соглашению без непосредственного контакта друг с другом, а через сеть Интернет. В результате происходит смена собственника того объекта, который является предметом купли-продажи.

Электронная коммерция включает в себя не только саму коммерческую сделку, но и интернет-маркетинг, контакты с поставщиками через Интернет, обслуживание клиентов уже после продажи им товара, систему платежей и доставки различными способами (онлайновым или традиционным) и т. д. Но все названные элементы не принадлежат к электронной торговле без коммерческой сделки.

Для более детальной характеристики всех этих процессов используется понятие «электронный бизнес». Под ним понимают любую деятельность той или иной фирмы, которая осуществляется в сети Интернет и приносит ей соответствующий доход. Электронная торговля включается в электронный бизнес, причем последнее понятие гораздо шире. Например, работа в поисковых порталах для бесплатного поиска необходимой информации в Интернете – это не электронная коммерция, но это электронный бизнес. Деятельность же интернет-магазинов – это электронная торговля, так как это предполагает осуществление коммерческой сделки.

Основой электронной торговли являются информационные технологии. Таким образом, электронная торговля – это технологии по управлению информацией электронным образом, которые приводят к заключению торговой сделки в сети Интернет.

Весь процесс осуществления электронной торговли можно подразделить на три стадии:

1) стадия поиска. На этом этапе осуществляется поиск необходимого товара и происходит первое взаимодействие продавца и покупателя;

2) стадия заказа и оплаты. Эта стадия наступает, если обе стороны согласны с условиями совершения этой сделки;

3) стадия поставки.

В отличие от традиционной торговли в электронной сложно выделить международную и внутреннюю, так как во многих странах не ведется такой учет. Кроме того, сложно определить географическое положение фирмы, которая осуществляет трансакции. Каждый адрес в Интернете имеет окончание, обозначающее принадлежность к той или иной стране. Но это окончание не всегда совпадает с географическим положением сервера. При этом международный аспект в этой области очень важен, так как в большинстве своем глобальные рынки еще не сформированы.

Электронная торговля имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной. Она значительно сокращает трансакционные издержки, делает более простым процесс совершения сделок и сокращает его. Информационный товар гораздо легче доставить через Интернет, причем стоит это дешевле. Что касается других видов товаров, то зачастую покупателю понадобится меньшая сумма денег при покупке товара через Интернет.

В большинстве своем виртуальные компании зарегистрированы в определенном месте и, соответственно, платят налоги. У них есть реальные сотрудники, которые занимаются обслуживанием оборудования. Конечно, существуют и нелегальные компании, которые не зарегистрированы и осуществляют криминальную деятельность. С ними ведется борьба, особенно в развитых странах, в которых уже имеется необходимая юридическая база для этого. В то же время существуют и еще не решенные проблемы. Например, легальность функционирования тех компаний, которые не зарегистрированы ни в одной из стран мира, но и законы не нарушают. В этом и проявляется разница в темпах развития гражданского права и электронного бизнеса.

Участниками электронной торговли являются фирмы и домашние хозяйства. Государство принимает в ней участие в меньшей степени, так как несколько отстает в освоении экономического электронного пространства. В некоторых развитых странах проводятся госзакупки с использованием интернет-технологий, но в мировом масштабе подобные действия наблюдаются редко.

Существует два основных вида электронной коммерции: торговая площадка и электронный магазин.

На торговых площадках осуществляются, как правило, сделки между различными фирмами. Создаются они большим количеством участников: покупателями, продавцами и третьими лицами. Такие площадки имеют функциональную или отраслевую направленность. Виртуальные площадки могут создаваться в различных видах: виртуального каталога, биржи или аукциона.

Электронные магазины используют розничную торговлю. Во многом они похожи на традиционные. В электронных магазинах покупатель может оценить внешний вид товара, проконсультироваться, узнать мнения других покупателей и расплатиться в случае совершения покупки.

4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики

В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут помочь стране достичь высоких результатов или, наоборот, ухудшить ее положение. Чтобы последнее не произошло, нужно знать инструменты внешнеэкономического регулирования и умело пользоваться ими.

Существуют основные правила, регулирующие торговлю. Они разработаны соответствующими организациями. Они не приказывают государствам поступать так или иначе, а призваны противостоять протекционизму, способствовать либерализации, т. е. обеспечивать всем равные условия.

Для регулирования внешней деятельности государство использует следующие основные методы:

1) таможенные тарифы;

2) ограничения нетарифного характера;

3) различные формы стимулирования экспорта. Правительство использует те или иные инструменты в зависимости от ситуации.

По отношению к импортной политике применяются таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное таможенное ведомство. При этом цена, по которой данный товар будет продаваться в этой стране, будет выше общемировой. Таможенные пошлины могут взиматься либо из расчета фиксированной суммы с единицы измерения, либо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так как цена возрастает. Но это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае у него есть преимущество – более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать возможные последствия и принять решение об их необходимости.

Существуют тарифы не только на ввозимую, но и на вывозимую продукцию. Они применяются в том случае, если цены на товар, производимый в этой стране, по каким-либо причинам ниже общемировых. Государство в этой ситуации ограничивает экспорт для того, чтобы не допустить падения предложения необходимого товара на внутреннем рынке.

Кроме установления тарифов, существуют и другие методы, с помощью которых государство регулирует внешнеторговую деятельность. К ним относятся квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии, международные картели, экономические санкции, демпинг.

Квотирование представляет собой количественное или стоимостное ограничение продукции, предназначенной для ввоза или вывоза за границу. Квоты, направленные на ограничение импорта, позволяют создать более благоприятные условия для отечественных производителей – снизить конкуренцию на внутреннем рынке.

Также в некоторых случаях государство оставляет за собой право на осуществление какой-либо деятельности.

Оно воздействует на движение капитала. С одной стороны, оно заинтересовано в привлечении инвестиций, т. е. в импорте капитала, а с другой – необходимо защищать свои интересы, например через установление максимально возможной доли иностранного капитала на предприятиях.

Добровольные экспортные ограничения. Действие этого инструмента заключается в том, что страна, импортирующая определенную продукцию, устанавливает определенные ограничения, с которыми соглашается экспортер. Но в большинстве случаев экспортер вынужденно берет на себя обязательства по ограничению.

Происходить это может по разным причинам: из-за политического давления или из-за угрозы в случае отказа применения более жестких мер, носящих протекционистский характер.

Экспортные субсидии – льготы, предоставляемые государством производителям для увеличения вывоза продукции. В результате подобных мер производителям становится выгоднее реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Эти субсидии могут носить прямой или косвенный характер. К ним относятся льготное кредитование экспорта, субсидирование экспорта, предоставление экспортерам налоговых льгот и т. д. Эти меры запрещены к использованию, но некоторые государства их все же используют, что может негативно отразиться на их репутации в мировом сообществе.

Демпинг представляет собой явление, когда экспортер продает на мировом рынке свой товар по такой цене, которая ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Демпинг возникает вследствие государственной политики или из-за монопольного положения фирмы-экспортера.

Международные картели – такие объединения экспортеров, которые с помощью определенных мер ограничивают конкуренцию между производителями для установления цен, выгодных только для этой группы производителей. Добиваются они этого посредством контроля за объемами производства. Это возможно в тех отраслях, где существует ограниченное количество продавцов и спрос по цене неэластичен. Примерами могут служить сельскохозяйственные и сырьевые рынки.

Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.

Эти инструменты являются основными в регулировании внешнеторговой политики, но существует и множество других: административное регулирование, установление стандартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя.

5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей

Лизинг – это своеобразная форма аренды, отличная от других. При этом происходит отделение владения имуществом от пользования им.

Лизинг – особая форма финансирования покупки разнообразного оборудования.

Как правило, лизинговые операции осуществляются с помощью фирм, специализирующихся на этой деятельности. Лизинговая компания – компания, предоставляющая в лизинг какой-либо объект на определенных условиях лизингополучателю.

У лизингодателя возникают определенные обязанности:

1) заключение договора по купле-продаже с поставщиком объекта на согласованных условиях;

2) информирование поставщика о необходимости поставки объекта на уже определенных условиях;

3) подписание протокола приема после того, как объект будет введен в эксплуатацию.

Лизингодатель является собственником объекта, предоставляемого в лизинг. Лизинговая компания занимается приобретением прав собственности на имущество у производителя, а затем она отдает его в лизинг на определенный срок. Предоставление некоторого объекта в лизинг можно представить следующим образом:

1) имущество «движется» от производителя к пользователю;

2) пользователь направляет лизинговой компании лизинговые платежи;

3) лизинговая фирма направляет производителю объекта оплату покупки.

Величина и сроки лизинговых платежей устанавливаются при заключении договора. В случае неисполнения пользователем условий договора лизингодатель имеет право либо расторгнуть заключенный договор, либо использовать предоставленные ему гарантии.

Лизинг широко распространен, особенно в сфере международных связей. Все условия и отношения между участниками определяются в соответствии с договором. У лизингополучателя тоже существуют определенные обязательства:

1) принять объект сделки;

2) проверить целостность поставки и функционирование оборудования и сделать запись об этом в протоколе;

3) при обнаружении неисправностей сообщить об этом лизингодателю, который потребует от поставщика устранения неисправностей или замены данного оборудования;

4) после приемки объекта лизингополучатель должен взять на себя права лизингодателя, которые у него имеются в отношении поставщика.

В 1988 г. в Канаде проходила Международная конференция, касающаяся вопросов лизинга и факторинга. В ходе ее работы были подписаны Конвенция о международном факторинге и Конвенция о международном финансовом лизинге. В последнем документе дается четкое определение лизинга, разрабатываются определенные правила.

Согласно этой Конвенции лизинг – операция передачи пользователю материального имущества предоставляющим лицом, которое предварительно в соответствии с желанием пользователя было выбрано и приобретено, на условиях выплаты определенных взносов (сумма оговорена в договоре, с учетом амортизации имущества). Из этого определения можно выделить некоторые особенности:

1) фирма-пользователь в перспективе получает право на выкуп данного имущества;

2) это имущество должно быть использовано для получения определенной выгоды, но не для личных или семейных нужд пользователя;

3) отношения между участниками этого процесса должны быть урегулированы.

В тех случаях, когда объектом аренды выступают оборудование, приборы, машины и контролирующие устройства, выделяют несколько форм аренды:

1) краткосрочная аренда – рейтинг. Это аренда на срок от нескольких дней до полугода;

2) среднесрочная аренда – хайринг – на срок от года до 3 лет;

3) долгосрочная аренда – лизинг. Это аренда сроком до 20 лет.

Всего существует около 30 видов лизинга. Наиболее часто используются следующие классификации.

По способу использования лизинг подразделяется на производственный и потребительский. Это зависит от того, что финансируется – капиталовложения или потребительские товары, нацеленные на длительное использование.

По предмету лизинг подразделяется на движимый и недвижимый. К движимому относятся станки, оборудование, машины и т. д. А к недвижимому – здания и сооружения.

По методу использования различают индивидуальный и лизинг-бланко. Это зависит от того, какова экономическая цель использования предмета лизинга. Если предприятие собирается использовать объект только для себя, то это индивидуальный лизинг. При лизинге-бланко предприятие заботится не только о себе, но и о предприятиях, которые состоят с ним в отношениях кооперации, так как для обеспечения высокого качества своей продукции фирме нужны качественные комплектующие, для производства которых требуется создание определенных условий.

По характеру взаимодействия лизинг может быть чистым или широким. При чистом продается только сам предмет лизинга. При широком же предоставляются различные сопутствующие услуги. Кроме того, существует «мокрый» лизинг, при котором лизингопользователь имеет возможность получить такие услуги, как техническое обслуживание этого предмета, ремонт, если возникнет в нем необходимость, страхование и т. д.

По сфере предоставления объекта в лизинг – внутренний (предоставляется внутри страны) и внешний (предназначенный для зарубежного лизингополучателя). При международном лизинге выделяют экспортный, импортный лизинг и сублизинг. При импортном лизинге лизинговая фирма покупает предмет лизинга за рубежом, а предоставляет его отечественному производителю. При экспортном лизинге – наоборот.

Особо выделяют финансовый лизинг. При этом виде лизинга лизинговая компания отвечает только по вопросам, связанным с финансами, а ответственность, связанная с использованием предмета, ложится на плечи арендатора. При этом предусматривается длительный срок использования предмета, что означает практически взятие его в кредит, так как повторная сдача в аренду не предусматривается. Кроме того, расторжение договора в течение срока действия контракта невозможно. Соглашение при этом обязательно трехстороннее, т. е. требуется владелец имущества, которое сдается в лизинг.

Существуют следующие разновидности финансового лизинга:

1) лизинг-стандарт. При этом изготовитель продает объект лизинга компании, специализирующейся в этой области, которая продает этот предмет потребителю;

2) лизинг поставщику. При этой форме происходит совмещение ролей продавца и арендатора. Существует вид лизинга, называемый оперативным.

Он предполагает короткие сроки аренды, меньшие периоды службы оборудования, большое количество предоставляемых услуг по ремонту, страхованию и обслуживанию. Для его применения необходимы определенные условия: наличие на рынке такого оборудования, которое уже было использовано и еще пригодно для дальнейшего пользования, потребность повторной сдачи оборудования в аренду за более низкую плату.

Таким образом, предполагается многократное предоставление данного предмета различным лизингополучателям. С помощью этого вида лизинга можно уменьшить сроки аренды, снизить риск потери или порчи имущества, сдавать данный объект неоднократно. Этот вид лизинга используется в том случае, если полученных от использования оборудования денег не достаточно для того, чтобы покрыть всю первоначальную стоимость, при коротких сроках сдачи в аренду и т. д.

В 1980-х гг. стали применять новые виды лизинга: возвратный и бай-бэк.

Схема действия возвратного лизинга такова: фирма, уже использующая оборудование, продает его специализированной лизинговой компании для того, чтобы у нее взять это оборудование в лизинг.

Это позволяет фирме получить средства от продажи части основного капитала, одновременно не прекращая его эксплуатации. Полученные средства компания может вложить в свой же бизнес. Это может быть очень выгодно для этой фирмы в том случае, если доходы, полученные от продажи объектов лизинга, будут выше, чем арендные платежи.

При лизинге бай-бэк оплата производится специфическим образом, а именно поставкой продукции, изготовленной на данном оборудовании.

Лизинг получает все более широкое распространение. Причина этого – выгоды для всех участников данного процесса. Преимущества лизинга можно представить, сгруппировав их.

1. Финансовые преимущества. В некоторых ситуациях для предприятия это наиболее оптимальное решение проблемы нехватки какого-либо объекта при недостаточности средств на его покупку. Становится проще реагировать на изменения в рыночной структуре, лизинговые платежи фиксированы в отличие от уровня цен. Всегда существует возможность прийти к наиболее оптимальному варианту, который устраивал бы все стороны.

2. Инвестиционные преимущества. Для многих компаний лизинг – едва ли не единственный вариант получения какого-либо оборудования, так как при взятии ссуды в банке требуется значительная сумма своих средств, а получение какого-либо имущества в лизинг предполагает наличие залога в виде этого самого имущества. Так как имущество находится в собственности лизингодателя, существенно снижается вероятность невозврата средств. К тому же фирма может инвестировать сэкономленные за счет лизинга средства в свое же дальнейшее развитие. И наконец, согласно существующим налоговым и правовым нормам в большинстве случаев лизинг является более выгодным, чем кредит.

3. Организационно-эксплуатационные преимущества. При отсутствии необходимости немедленной выплаты всей стоимости оборудования можно сразу же приступать к эксплуатации. В результате использования данного объекта фирма получает прибыль, часть которой идет на уплату лизинговых платежей, а часть остается в распоряжении арендатора.

4. Сервисные преимущества. Арендатор получает возможность воспользоваться целым рядом таких услуг, как страхование, гарантия, транспортировка и т. д.

5. Учетно-бухгалтерские преимущества. Расходы, связанные с лизингом, относятся к текущим затратам, что позволяет снизить налогооблагаемую прибыль. Объект, взятый в лизинг, остается на балансе фирмы-лизингодателя, а не на балансе арендатора.

Но у лизинга существуют и определенные недостатки:

1) лизинговые операции достаточно сложны в плане разработки условий заключения договора и документального оформления;

2) фирма-лизингодатель обязательно должна иметь довольно большой начальный капитал или такой источник средств, который обеспечивал бы стабильный доход;

3) по причине инфляции арендатор теряет часть средств из-за повышения остаточной стоимости оборудования;

4) если сравнивать цены на оборудование и на кредит, лизинг обходится дороже, так как риск износа полностью ложится на фирму-лизингодателя.

В связи с быстрым развитием лизинговый бизнес должен подвергаться определенному правовому регулированию, так как участники данного процесса заинтересованы в точном исполнении обязательств.

В настоящее время в мире наблюдается тенденция по уменьшению препятствий развитию лизинговых отношений. Были приняты многочисленные законы и соглашения.

6. Особенности внешнеторговой политики различных стран

Конечно, внешнеторговая политика каждой страны важна для мирового сообщества. Но если говорить об их особенностях, то следует рассмотреть их на примере наиболее влиятельных участников международной торговли.

После Второй мировой войны США укрепили свою экономику и стали сторонниками создания устойчивых правил международной торговли товарами и услугами, которые бы способствовали развитию товарооборота.

В их политике отражались общемировые тенденции. Не обошла стороной и тенденция либерализации. Наиболее ярко это заметно на примере таможенных пошлин.

В 1950-х гг. они составляли около 40 %, если брать в расчет средние цифры. В 1970-х гг. их средняя величина значительно уменьшилась и стала составлять около 7 – 10 %, а сейчас она находится приблизительно в пределах 3–5%.

Правительства субсидируют отрасли, производящие продукцию, направленную на экспорт. Этот метод активно применяется такими странами, как, например, США и Япония.

При создании нового поколения ЭВМ государство финансировало исследовательские проекты и увеличивало процент амортизационных отчислений для оборудования, используемого для этих целей. Это уже не прямые, а косвенные меры.

Но экономически развитые страны в некоторых случаях используют и прямое финансирование. Например, в 1970 – 1980-х гг. США, Великобритания и Япония предоставляли компаниям, которые занимались поставками судов и нефтяных буровых платформ, субсидии до 40 %. Это объясняется тем, что такая деятельность выгодна государству.

Кроме того, ряд таких стран, как Япония, Франция, Великобритания и другие, финансируют деятельность некоторых компаний за рубежом. К примеру, организуют выставки продукции.

Что касается России, то до начала 1990-х гг. деятельность во внешнеторговой области была строго регулируемой. В конце 1980-х гг. ситуация резко ухудшилась: наблюдалось уменьшение темпов роста внешней торговли и ее роль при формировании национального дохода переставала быть значительной.

При осуществлении реформ в 1990-х гг. правительство резко изменило всю систему внешнеторговых связей. Важную роль в этой области стали играть такие средства, как установление таможенных пошлин, лицензирование, квотирование и т. д.

Поскольку Россия активно экспортирует свои минеральные ресурсы, то большое внимание во внешней политике стало уделяться административному регулированию экспорта сырья. Для экспорта ресурсов за пределы СНГ были определены специальные квоты.

Также были определены спецэкспортеры: внешнеторговые организации, ранее являвшиеся единственными, кто осуществлял деятельность во внешней торговле; региональные экспортеры, осуществляющие экспорт продукции, произведенной на территории данного региона; совместные предприятия, экспортирующие также собственную продукцию.

При укреплении рубля пострадали экспортеры продукции, и чтобы смягчить этот удар, правительство снизило налогообложение на товары, предназначенные для экспорта. В дальнейшем система спецэкспортеров показала свою неэффективность и была отменена.

Импортное регулирование не было столь жестким. Применялись только меры по санитарно-ветеринарному контролю, по обеспечению общественной безопасности и здоровья.

Базовым способом регулирования является система таможенных тарифов, действующая с 1992 г. В дальнейшем ставки неоднократно пересматривались.

Ближайшими задачами России в области внешней торговли являются: дальнейшее урегулирование тарифной системы, адаптация к условиям таких организаций, как ВТО. К вопросу установления таможенных пошлин следует подходить гибко и разумно. К примеру, следует снизить пошлины на ввоз продукции, не производимой в нашей стране, но необходимой для нее (прогрессивное и высокотехнологичное оборудование).