12. Порядок разработки и принятия МСУ (фО)
Раскрывая цели, организационную структуру и деятельность КМСФО, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе.
Международная координация учета началась с 1904 г. с момента создания первого Международного конгресса бухгалтеров. Затем конгрессы проводились каждые 5 лет.
На конгрессе в 1972 г. был создан Международный координационный комитет по развитию бухгалтерской профессии. Затем в 1977 г. он был преобразован в Международную федерацию бухгалтеров.
В процессе работы этих организаций в 1973 г. был создан КМСФО, для чего было подписано соглашение между профессиональными организациями бухгалтеров в 10 развитых странах.
В 1984 г. было опубликовано мнение лондонской фондовой биржи. Для всех иностранных корпораций было рекомендовано придерживаться международных стандартов.
В 1987 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между МСФО и международной организацией комиссии по ценным бумагам.
В 1993 г. между этими организациями было подписано соглашение о том, что при котировке акций на фондовых биржах компания должна составлять отчетность в соответствии с международными стандартами.
Традиционно процесс разработки МСФО включает в себя этапы:
1) формирование подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется правлением из специалистов не менее чем из 3 стран и возглавляется представителем правления. В подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в правлении, консультативной группе и эксперты в определенной области;
2) разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в т. ч. различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение;
3) подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около 4 месяцев. Подготовительный комитет готовит проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа – проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов правление может предложить вопрос на обсуждение;
4) утверждение правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение правления;
5) составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от одного до трех месяцев;
6) подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо по меньшей мере 12 голосов членов правления (из 16). В противном случае правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового Проекта МСФО.