Глава 2. Международные стандарты аудита в России
2.1. Проблемы внедрения MCA в России
При участии Международного центра реформы системы бухгалтерского учета в октябре 2000 г. был опубликован первый официальный перевод Международных стандартов аудита (MCA) на русский язык. Развитие российского аудита происходит на протяжении многих лет. В течение последних лет ведется разработка отечественных документов, которые названы правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти правила (стандарты) вызывали неоднозначную реакцию у практикующих аудиторов: кто-то однозначно принимал их, кто-то по разным причинам категорически отвергал.
В настоящее время существуют различные мнения о том, каким способом внедрять международные стандарты в России.
Варианты внедрения могут быть постепенным и силовым.
Для более быстрого развития международных стандартов аудита на начальном этапе требуется применять меры принуждения. Российские аудиторы не имеют опыта работы в соответствии с международными стандартами, что приводит к увеличению стоимости аудиторских услуг.
Одной из основных проблем внедрения международных стандартов в России является контроль за деятельностью аудиторской организации в соответствии с MCA.
Многие аудиторы считают, что они давно ведут свою деятельность в соответствии с международными стандартами. По их мнению, показателем применения MCA является то, что проверяемые субъекты довольны результатом проверки и не имеют претензий к работе аудитора.
Другая часть аудиторов придерживается мнения, что у них нет необходимости соблюдать международные стандарты, потому что аудиторская деятельность в Российской Федерации имеет свои особенности.
Таким образом, одной из важнейших проблем внедрения MCA в России является то, что западные аудиторы не знают о существующих стандартах аудита в нашей стране, а российские аудиторы не имеют представления о MCA.
Многие аудиторы Российской Федерации не знакомы даже с отечественными стандартами аудита.
В настоящее время Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации подготовлено 34 правила (стандартов) аудиторской деятельности и методика по аудиторской проверке.
Двадцать шесть российских стандартов являются аналогами MCA. Восемь правил (стандартов) имеют существенные отличия. Это объясняется тем, что российское законодательство имеет свои особенности, заключающиеся в наличии:
1) аудиторского заключения по финансовой отчетности;
2) отчета аудитора по специальным аудиторским заданиям;
3) сопутствующих аудиту услуг.
В будущем при подготовке новой версии стандартов эти разногласия будут устранены.
По состоянию на конец 2000 г. пять российских правил (стандартов) не имеют прямых сходств с документами MCA.
Данные стандарты регламентируют:
1) подготовку письма с замечаниями руководству клиента;
2) требования, которые предъявляются к образованию и подготовке аудиторов;
3) требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций;
4) специальные аудиторские задания.
2.2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита
Работа по международной унификации стандартов учета и отчетности осуществляется на двух уровнях: международном региональном и мировом.
Международные стандарты разрабатывают несколько организаций: Комитет по международным стандартам учета (занимается формированием международных стандартов финансовой отчетности); Международная федерация бухгалтеров; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам и отчетности при ООН, Организация экономического сотрудничества и развития. Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита были приняты за основу реформирования российского учета и аудита. Это связано с тем, что они получили мировое признание, характеризуются относительно меньшей сложностью, требуют меньше затрат, открыты для последующих изменений.
Разработка в России национальных стандартов учета связана с необходимостью формирования системы стандартов учета и отчетности, которая бы обеспечивала полезной информацией пользователей, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Связь между национальными и международными стандартами настолько высока, что в настоящее время многие аудиторы одновременно являются и профессиональными бухгалтерами, что позволяет им работать в области совершенствования отечественного аудита, а также реформирования бухгалтерского учета.
Многие понятия и термины, используемые в международных стандартах аудита, определены в международных стандартах финансовой отчетности. Так, например, международный стандарт аудита MCA 550 «Связанные стороны» отражает рекомендации в отношении обязанностей аудитора и аудиторских процедур, применяемых по отношению к связанным сторонам. Термин «связанные стороны» раскрывается в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».
2.3. Соответствие принципов разработки отечественных стандартов международным
Сравнение международных и российских стандартов позволяет сделать вывод о том, что большинство российских стандартов являются аналогами международных. Однако существует ряд документов, на основе которых пока не подготовлены соответствующие российские стандарты аудиторской деятельности. Основной причиной является то, что многие международные стандарты касаются аудиторских услуг, которые не являются типичными для аудиторской практики.
Например, российский документ, который касается аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций (аналогичный со стандартом MCA 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»), пока не разработан, хотя российским законодательством по бухгалтерскому учету предусмотрена возможность передачи и ведения бухгалтерского счета специализированной организации. Не имеют российских аналогов стандарты MCA 910, и 930, которые касаются двух видов сопутствующих услуг, не нашедшие применения в российском аудите: обзора и подготовки финансовой отчетности.
Отсутствуют среди российских стандартов и документы, которые имеют отношения к аудиту коммерческих банков. Их разработка возложена на Центральный банк Российской Федерации.
Стандарты MCA, как и их аналоги – российские стандарты, не являются постоянными и неизменными. Недавно в международных стандартах появился новый стандарт MCA 100 «Гарантирующие услуги». Согласно этому стандарту все услуги делятся на:
1) гарантирующие услуги, при оказании которых аудиторы что-либо гарантируют сторонним лицам (достоверность отчетности клиента, верность оценок и допущений, результаты официальных экспертиз);
2) прочие услуги, при оказании которых гарантии третьим лицам не выдаются (бухгалтерские, налоговые и консультационные услуги, не связанные с выдачей официальных заключений и справок).
Именно в отношении гарантирующих услуг к аудитору предъявляются повышенные требования по честности, объективности, а особенно независимости. Этот подход приведет к необходимости внесения изменений в другие стандарты.
Основными причинами распространения международных стандартов в аудиторской практике являются постоянно развивающийся процесс гармонизации стандартов финансовой отчетности, рост монополизма в сфере аудита и сопутствующих услуг, а также стремление пользователей финансовой отчетности повысить качество проведения аудита.
2.4. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность
Существует тесная взаимосвязь между международными стандартами и стандартами бухгалтерского учета и аудита. Стандарты бухгалтерского учета и аудита разрабатываются на международном и национальном уровнях. На международном уровне ведущими странами в области стандартов являются США и Великобритания, что определяется ролью этих стран на международных финансовых рынках. Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются каждой страной самостоятельно. Например, в США такие стандарты называются Общепринятыми принципами бухгалтерского учета и разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, Комитетом по стандартам финансового учета, Комитетом по стандартам учета для государственных органов, Комиссией по ценным бумагам и биржам, Американской бухгалтерской ассоциацией, Институтом финансовых директоров, Национальной ассоциацией бухгалтеров. Во Франции разработкой стандартов занимаются такие организации, как Национальный совет по бухгалтерскому чету, Комиссия по операциям с ценными бумагами, Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифицированных бухгалтеров при Министерстве юстиции и Национальный институт аудиторов при Министерстве экономики и аудита.
Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне, международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита были приняты за основу реформирования российского учета и аудита. Это объясняется тем, что они получили международное признание. Они характеризуются относительно меньшей сложностью, и, следовательно, требуют меньше затрат для последующих изменений. Начиная с 1988 г. на развитие бухгалтерского учета в России повлиял ряд важных событий. В первую очередь была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В этой Программе были определены следующие задачи:
1) сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
2) обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
3) оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Таким образом, была поставлена задача в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организации. Для выполнения этой задачи были решены следующие вопросы:
1) переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
2) ограниченное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
3) взвешенное использование международных стандартов финансовой отчетности в национальном регулировании.
Необходимо отметить, что связь между стандартами бухгалтерского учета и международными стандартами является настолько высокой, что в настоящее время многие аудиторы являются одновременно и профессиональными бухгалтерами, что позволяет им успешно трудиться не только в области совершенствования отечественного аудита, но и реформирования бухгалтерского учета. Во многом это предопределено тем, что по многим аспектам к ним предъявляются общие требования. Например, как для аудиторов, так и для бухгалтеров одним из основных требований качества информации является ее полезность для принятия решений различными группами пользователей, для чего информация должна обладать определенными характеристиками, к которым относятся понятность, уместность (правдивость, преобладание экономического содержания информации над юридической формой, нейтральность и осмотрительность).