Вы здесь

Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена. Глава 2. Роль международных организаций в регулировании международного информационного обмена (В. П. Талимончик, 2011)

Глава 2

Роль международных организаций в регулировании международного информационного обмена

§ 1. Международная институционная система в сфере информации

В информационной сфере действуют различные институционные образования, которые оказывают влияние на сотрудничество в информационной сфере, специфику ее функционирования. В настоящее время на международном уровне формируется новая социальная структура – глобальное информационное общество. Исходя из того, что глобальное информационное общество – определенная система международных отношений, эта система характеризуется взаимосвязанностью, иерархичностью и сложной структурой. В глобальном информационном обществе формируются определенные подсистемы, одной из которых является международная институционная система в сфере информации.

На системность институционных взаимосвязей впервые обратила внимание Л.Н. Галенская,[122] отметив, что в системе современных международных отношений сформировалась определенная подсистема – международная институционная система. «Наличие международной институционной системы характеризуется рядом признаков, присущих международной системе в целом, таких как стабильность, стремление к развитию, иерархичность, многообразие составляющих ее элементов, урегулированность нормами международного права. В то же время эта система обладает и своими специфическими признаками: все ее элементы – искусственные образования; среди этих элементов большинство составляют институции негосударственного характера; государства как основные акторы международной системы не являются элементами данной подсистемы; каждый элемент международной институционной системы обладает способностью к саморегулированию».[123]

В настоящее время отмечается дальнейшая дифференциация международной институционной системы. Поскольку международные отношения в отдельных областях характеризуются качественным своеобразием, международное сотрудничество в отдельных сферах также имеет свою специфику. Не оспаривая единство международной институционной системы, следует отметить, что в отдельных сферах международных отношений формируются ее подсистемы. Одной из таких подсистем международной институционной системы является международная институционная система в сфере информации.

Качественное своеобразие международной институционной системы в сфере информации проявляется в ее целях, задачах и функциях. Существуют определенные особенности институционных образований, входящих в международную институционную систему в сфере информации.

На сегодняшний день целью функционирования международной институционной системы в сфере информации является формирование информационного общества на всех уровнях: универсальном, региональном, национальном. В связи с этим международная институционная система в сфере информации выполняет задачи центра международного сотрудничества по решению вопросов информационного общества. Задачи данной институционной системы конкретизируют цель ее функционирования. Среди таких задач выделяются две основные: обеспечение международного обмена отдельными видами информации и решение общих проблем международного информационного обмена (информационной безопасности, технического регулирования, использования электронных коммуникаций, регулирования вопросов электронной коммерции, иных электронных видов деятельности). Для международной институционной системы в сфере информации характерна единая функция – деятельность в области международных информационных отношений, а также направленность на регулирование этих отношений.

Международная институционная система в сфере информации характеризуется разнообразием институционных образований. Специфика институционных образований обусловлена тем, что все они являются субъектами международных информационных отношений. В свою очередь международные информационные отношения характеризуются разнообразием. К ним нельзя отнести исключительно отношения межгосударственные. Наличие частноправовых проблем международного информационного обмена (например, диффамации, приватности) указывает на то, что международные информационные отношения имеют сложную структуру и охватывают как властные, так и невластные отношения. Своеобразие международных информационных отношений обусловливает участие в международной институционной системе в сфере информации как международных, так и внутригосударственных институционных образований. К первым следует отнести международные организации и органы. В информационной сфере проявляется специфика международных институционных образований. Так, в частности, появились новые институционные образования, не известные иным подсистемам международной институционной системы, – международные сети. Внутригосударственные институционные образования – это ТНК, юридические лица (операторы телекоммуникационных услуг), общественные организации, занимающиеся вопросами информации.

Следует отметить, что в международные информационные отношения вступает широкий круг субъектов. По существу, все субъекты международного публичного и все субъекты международного частного права могут участвовать в международных информационных отношениях. Однако в международную институционную систему в сфере информации входят только институционные образования, чья деятельность оказывает регулирующее воздействие на международные информационные отношения. Например, любое юридическое лицо может отправлять и получать электронную почту. Однако функционирование телекоммуникаций обеспечивают только операторы услуг, которые вступают в контрактные отношения с пользователями и другими операторами. Таким образом, в международную институционную систему в сфере информации входят не любые юридические лица, а только операторы телекоммуникационных услуг.

В международной институционной системе в сфере информации существуют системные взаимосвязи. Различные институционные образования стараются координировать свои усилия по созданию глобального информационного общества. Так, в рамках ООН создан специальный орган – Группа ООН по Информационному обществу (UNGIS, ЮНГИС). ЮНГИС создана в апреле 2006 г. Советом глав исполнительных органов организаций системы ООН (СЕВ). Основной целью деятельности ЮНГИС является координация общественных и политических вопросов, касающихся имплементации организациями системы ООН мер, разработанных в рамках Всемирного саммита по информационному обществу.

Членами ЮНГИС являются не только организации системы ООН, но и отдельные региональные организации, например ОЭСР. В настоящее время Группа провела два заседания – 14 июля 2006 г. в Женеве и 17 июля 2007 г. в Париже. В сферу деятельности ЮНГИС входят: 1) внесение вклада в имплементацию Женевского Плана действий и Тунисской программы для информационного общества, в первую очередь на международном уровне, путем реализации их в деятельности и программах членов СЕВ; 2) создание механизма сотрудничества между организациями системы ООН для активизации совместных усилий, избежания дублирования и достижения целей, поставленных на Всемирном саммите по информационному обществу; 3) обеспечение публичного доступа к информации о процессе имплементации документов Всемирного саммита по информационному обществу в рамках системы ООН.

Осуществляя свою деятельность, ЮНГИС готовит информацию для СЕВ по актуальным вопросам построения информационного общества (например, кибербезопасность), помогает СЕВ в определении ключевых вопросов, касающихся деятельности ООН в сфере использования ИКТ.

Для того чтобы четко определить структуру международной институционной системы в сфере информации, следует рассмотреть те институционные образования, которые входят в эту систему.

Вопросами информации занимаются организации общей компетенции (ООН, ОАГ, Совет Европы, СНГ и др.). Однако включать их в международную институционную систему в области информации было бы не совсем корректным. Данные организации занимаются и иными вопросами, представляющими интерес для международного сообщества. Вопросы информационного обмена составляют один из видов деятельности таких организаций.

В то же время в организациях общей компетенции формируются подсистемы, которые занимаются исключительно вопросами информационного обмена. Речь идет об органах межгосударственных организаций общей компетенции, созданных специально для рассмотрения вопросов информационного обмена. Например, Генеральной Ассамблеей ООН был создан Комитет по информации как вспомогательный орган (резолюция № 33/115 от 18 декабря 1978 г.). В полномочия Комитета по информации входили: 1) изучение политики и деятельности ООН в области информации в свете развития международных отношений и установления нового международного экономического порядка и нового международного информационного порядка; 2) оценка и развитие усилий и прогресса, достигнутых в рамках ООН в области информации и связи; 3) содействие установлению нового международного информационного порядка. С целью содействия развитию новых технологий ЭКОСОС создал такие вспомогательные органы, как Комиссия по науке и технике в целях развития и Специальная рабочая группа открытого состава по информатике. Существуют специальные органы и в других межгосударственных организациях общей компетенции.

Таким образом, в международную институционную систему в сфере информации входит подсистема органов межгосударственных организаций общей компетенции, специально созданных для решения вопросов международного информационного обмена.

Что касается межгосударственных организаций специальной компетенции, то они входят в международную институционную систему в сфере информации. Такие организации существуют как на универсальном, так и на региональном уровнях. Они занимаются определенными вопросами в сфере международного информационного обмена. Среди организаций, занимающихся вопросами международного информационного обмена, наибольшее количество составляют организации в области телекоммуникаций. Характерно, что Международный союз электросвязи (МСЭ) принимает юридически обязательные резолюции, которые касаются технических вопросов функционирования телекоммуникаций. Акты МСЭ по своей юридической силе отличаются от актов иных международных организаций в сфере информационного обмена, принимающих исключительно рекомендации.

Наличие организаций специальной компетенции, в том числе принимающих юридически обязательные акты, позволяет организационно оформить сотрудничество государств в сфере информации как определенное, значимое направление международного сотрудничества. В то же время наличие множества межгосударственных организаций специальной компетенции свидетельствует об определенном уровне развития сотрудничества в сфере международного информационного обмена. Резолюции, принятые межгосударственными организациями специальной компетенции, отличаются большей конкретностью содержания в сравнении с резолюциями межгосударственных организаций общей компетенции. Организации специальной компетенции сосредоточивают свое внимание на отдельных аспектах международного информационного обмена.

Примерами международных органов могут стать органы, созданные по итогам Всемирного саммита по информационному обществу, в рамках которого были разработаны постоянно действующие механизмы для проведения в жизнь документов, принятых на Женевской и Тунисской встречах. В настоящее время Всемирный саммит по информационному обществу еще не приобрел черты международной организации, однако наличие постоянно действующих механизмов отличает его и от международной конференции.

Для имплементации документов Всемирного саммита по информационному обществу проводятся периодические встречи по направлениям деятельности, изложенным в Плане действий от 12 декабря 2003 г. Постоянно работают такие направления, как: С1 «Роль правительств и всех участников для обеспечения использования ИКТ в целях развития»; С2 «Информационная и коммуникационная инфраструктура как необходимая основа информационного общества»; СЗ «Доступ к информации и знаниям» и др. Всего создано 11 направлений. В рамках этих направлений рассматриваются вопросы международного сотрудничества по отдельной тематике, что позволяет уделять пристальное внимание всем аспектам информационного общества. Встречи по направлениям происходят достаточно часто, приблизительно раз в месяц. Иногда по нескольким направлениям проводятся совместные встречи.

Периодически в рамках Всемирного саммита по информационному обществу Исполнительный секретариат готовит сводные отчеты о реализации Плана действий. Так, в отчете от 19 октября 2005 г. были зафиксированы те достижения, которых удалось достичь в процессе имплементации решений Всемирного саммита.

Помимо ЮНГИС, создаются иные совместные органы международных организаций. Международный торговый центр (МТЦ), являющийся совместным органом ЮНКТАД и ВТО, разработал Вводную программу по электронной торговле, основанную на его стратегии по развитию торговли с помощью электронных средств, для оказания помощи малым и средним предприятиям в преодолении цифрового разрыва в сфере международной торговли.

Особенностями международных органов являются отсутствие внутриорганизационной структуры, рекомендательный характер их актов, узкая специализация и соответствующая ей специальная компетенция.

Для деятельности рассмотренных институционных образований, действующих в сфере международного публичного права, характерно общее регулятивное воздействие на международные информационные отношения.

К негосударственным институционным образованиям в сфере информационного обмена можно отнести как международные институции – неправительственные организации, так и внутригосударственные институции – ТНК, операторов телекоммуникационных услуг, общественные организации, занимающиеся вопросами информационного обмена.

Роль неправительственных организаций очень близка к роли межгосударственных организаций – они оказывают содействие международному информационному обмену. Однако в них работают специалисты, которые заинтересованы в формировании основ информационного общества, обладают необходимой квалификацией и знаниями, четко представляют себе технологическую и экономическую стороны возникающих проблем информационного обмена.

Неправительственные организации разрабатывают конкретные программы по определенным проблемам информационного обмена, аккумулируют и распределяют средства на создание новых технологий, их внедрение и распространение, содействуют определенным группам (нетрудоспособным, женщинам, подросткам) в их участии в международном информационном обмене.

Неправительственные организации в сфере информационного обмена применяют иные формы деятельности, чем межгосударственные организации. Они не ограничиваются принятием рекомендаций с достаточно широким содержанием, а проводят в жизнь конкретные мероприятия и программы, непосредственно участвуют в международных информационных отношениях, преобразовывая их и способствуя их развитию.

Что касается ТНК, то в правовой доктрине не выработано единой позиции по вопросам понятия ТНК и их правосубъектности. Так, В.С. Литкевич рассматривает ТНК как «группу юридических лиц».[124] Указывая на экономическое единство, он не рассматривает признаков единства с правовой стороны. С точки зрения Р.А. Куликова, ТНК – это корпорация, состоящая из группы формально самостоятельных юридических лиц, принадлежащих разным национальным правовым системам, реально контролируемым однонациональным, подчиненным lex societatis, капиталом головной компании, созданной путем волеизъявления частных лиц на бессрочной основе, путем держания акций (долей) в уставном капитале последних, управленческим контролем или договором подчинения, и тем самым представляющую собой фактически единое целое.[125] Таким образом, автор придерживается противоречивого подхода к понятию ТНК, рассматривая ТНК и как группу юридических лиц, и как единое целое.

Следует отметить, что ТНК представляют собой новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей и поэтому представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП. Они отличаются от «обычных» юридических лиц сложной организационной структурой, характером взаимоотношений внутри такой структуры, а также возможностью ответственности образования в целом за вред, причиненный дочерними компаниями.

Примером ТНК в информационной сфере является корпорация Майкрософт. Это крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники, как-то: персональных компьютеров, игровых приставок, мобильных телефонов и пр. Также производит некоторые аксессуары для персональных компьютеров (клавиатуры, мыши и т. п.).

Майкрософт основана в 1975 г. Биллом Гейтсом и Полом Алленом – в то время студентами. Название компании – сокращение от английского MICROcomputer SOFTware (программное обеспечение для микрокомпьютеров).

Майкрософт ведет политику активной скупки перспективных компаний – разработчиков ПО. В частности, в результате поглощения компании Navision, Solomon, Great Plains в ассортименте Microsoft появилось новое крупное направление Microsoft Dynamics (ранее называлось Microsoft Business Solutions).

Компания стала ответчицей в исках антимонопольной комиссии ЕС и конкурентов. Майкрософт выплатила по антимонопольным искам компаниям Би Inc. 23 млн долл Интертраст – 440 млн, Иммерсон – 27 млн, Новелл – 536 млн долл., а также другим компаниям, среди которых британская Сендо – производитель сотовых телефонов. Суммы выплат другим компаниям не разглашаются.

Майкрософт в России ведет активную политику против пиратства, рассылая организациям письма с предложением приобрести лицензионное программное обеспечение взамен нелицензионного, обращаясь в правоохранительные органы и суды.

Если рассматривать деятельность ТНК в информационной сфере, то следует выделить проблему институций, производящих массовую информацию. Однако производством массовой информации могут заниматься не только ТНК (Viacom, Baertersmann, News Corporation), но и «обычные» юридические лица (издательства, редакции средств массовой информации). Деятельность средств массовой информации регулируется как универсальными (например, Конвенция о праве опровержения от 16 декабря 1952 г.[126]), так и региональными (например, Конвенция о стагусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства – участника СНГ в других государствах Содружества, от 16 апреля 2004 г.[127]) международными договорами.

Вопросами деятельности СМИ занимается ряд международных организаций (ЮНЕСКО, Совет Европы и др.), которые приняли множество рекомендаций по вопросам функционирования СМИ, распространения ими информации, статуса журналистов. Так, в рамках Совета Европы Комитетом министров Совета Европы 3 мая 1996 г. принята Декларация о защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности[128], на 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (г. Прага, 7–8 декабря 1994 г.) принята Декларация «Журналистские свободы и права человека»[129], 8 марта 2000 г. Комитетом министров Совета Европы принята Рекомендация № R (2000) относительно права журналистов не раскрывать свои источники информации.[130]

Необходимо обратить внимание на то, что в правовой доктрине границы правового регулирования СМИ определяются нечетко, нередко деятельность СМИ отождествляется с международным информационным обменом как таковым.[131] В частности, нельзя согласиться с отнесением Интернета исключительно к средствам массовой информации. Интернет следует рассматривать и как средство коммуникации, объединяющее возможности существующих телекоммуникаций на качественно ином уровне.[132] Кроме того, проблемы реализации права человека на информацию, информационной безопасности характерны для международного информационного обмена в целом, а не только для деятельности СМИ.

В сферу деятельности СМИ входит создание совместных предприятий. В рамках СНГ создана межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (МТРК), что было предусмотрено Соглашением о создании межгосударственной телерадиокомпании от 9 октября 1992 г.[133] Устав МТРК был утвержден Решением о вопросах межгосударственной телерадиокомпании, принятым Советом глав правительств СНГ 22 января 1993 г.

МТРК учреждена в форме акционерного общества закрытого типа. Его участниками являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Государства-учредители являются акционерами Компании через своих представителей. Акционеры Компании имеют право: участвовать в управлении делами Компании; получать информацию о деятельности Компании, в том числе знакомиться с данными аудиторских проверок и бухгалтерского учета и отчетности, а также другой статистической документации; получать часть прибыли пропорционально принадлежащим им пакетам акций и т. п.

Основной целью деятельности МТРК является более полное и качественное удовлетворение потребностей граждан государств-учредителей во всесторонней объективной информации о событиях и процессах, происходящих в государствах-учредителях и на мировой арене, а также обеспечение средствами телевидения и радиовещания их культурных запросов.

Видами деятельности являются: производство и распространение телевизионных и радиопрограмм на территориях государств-учредителей; выход в мировое информационное пространство с учетом национальных особенностей и специфики интересов государств-учредителей при строгом соблюдении обязательств государств-участников по международным договорам; содействие участию в мировом информационном пространстве национальных государственных телерадиоорганизаций государств-учредителей и др.

МТРК является юридическим лицом и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компания действует на территориях государств-учредителей в соответствии с действующим законодательством этих государств.

Таким образом, МТРК – совместное предприятие, созданное на основании международного договора. Оно относится к категории юридических лиц, но с особым правовым положением. Иное наименование данного совместного предприятия – международная хозяйственная организация (МХО).

Следует согласиться с И.М. Ямпольским в том, что МХО – своеобразные образования, не входящие в категории таких известных форм международного сотрудничества, как межгосударственные организации, международные неправительственные организации, частные транснациональные корпорации или обычные СП.[134]

В то же время нельзя разделить позицию данного автора, согласно которой МХО являются субъектами международного публичного права. В данном случае не учитывается то, что МХО регистрируются в определенном государстве, их правовое положение определяется международным договором и уставом, а в части, не урегулированной этими международными документами, – законодательством государства регистрации. Однако не вызывает сомнения, что МХО являются особым субъектом международного частного права, чье правовое положение отличается своеобразием.

На национальном уровне создаются институции, занимающиеся оказанием телекоммуникационных услуг. Их правовое положение определяется национальным законодательством государства регистрации, и только в отдельных директивах ЕС существуют нормы, касающиеся операторов телекоммуникационных услуг.

В Законе о телекоммуникациях Федеративной Республики Германии от 25 июля 1996 г. содержатся общие требования ко всем лицам, оказывающим телекоммуникационные услуги. Данные лица обязаны письменно уведомлять регулирующий орган о начале, изменении и окончании эксплуатации, а по требованию регулирующего органа – предоставлять в его распоряжение отчеты, которые требуются национальному органу регулирования для выполнения своих обязанностей по отчету перед Еврокомиссией на основании директив и рекомендаций, издаваемых согласно ст. 6 Директивы Совета № 90/387/EWG от 28 июня 1990 г. по реализации внутреннего рынка (Open Network Provision – ONP), a также согласно абз. 3 ст. 90 Договора об учреждении Европейского сообщества.

Специальный раздел о правовом статусе операторов и провайдеров услуг содержится в Законе Украины о телекоммуникациях от 18 ноября 2003 г. № 1280-IV.[135] Прежде всего в Законе Украины закреплены понятия оператора телекоммуникаций и провайдера телекоммуникаций. Оператор телекоммуникаций – это субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей. Провайдер телекоммуникаций – субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставления пользования каналов электросвязи.

Следовательно, оператор и провайдер отличаются по объему прав, предоставляемых для эксплуатации телекоммуникаций. Провайдер обладает меньшим объемом прав и, соответственно, меньшими техническими возможностями.

Закон Республики Узбекистан о телекоммуникациях от 20 августа 1999 г. № 822-1 использует иные формулировки, чем Закон Украины, для определения оператора и провайдера услуг. Оператор телекоммуникаций – юридическое или физическое лицо, владеющее сетью телекоммуникаций на праве собственности или других вещных правах, обеспечивающее ее функционирование, развитие и оказывающее услуги телекоммуникаций. Провайдер услуг телекоммуникаций – юридическое или физическое лицо, оказывающее на коммерческой основе услуги телекоммуникаций пользователям через сети операторов.

В данном случае не указывается, кто имеет право на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей, а кто – не имеет. Однако по существу разграничение между операторами и провайдерами такое же, как и в Законе Украины. Провайдеры не могут иметь в собственности или пользовании телекоммуникационные сети.

Государства осуществляют лицензирование деятельности в сфере телекоммуникационных услуг, антимонопольное регулирование, устанавливают технические нормы, включая правила межсетевого взаимодействия.

Таким образом, понятие и правовое положение институций, оказывающих телекоммуникационные услуги, определено преимущественно национальным правом.

В информационной сфере действуют и различные общественные инстигуции, задачами которых являются содействие международному информационному обмену опосредованно, через проведение мероприятий на национальном уровне, и осуществление международного сотрудничества с иными институциями. Примером такой институции может быть Институт развития информационного общества (ИРИО)[136] – общественная организация в России. Это независимая исследовательская и сервисная организация, созданная 7 сентября 1998 г. по инициативе известных специалистов в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и информационной политики, объединенных идеей развития информационного общества в России.

Партнерами Инстигута являются несколько международных организаций, в сотрудничестве с которыми реализован ряд важных проектов и организованы международные мероприятия. Среди партнеров ИРИО необходимо назвать следующие организации: Фонд электронного развития (Development Gateway Foundation, DGF), Европейская экономическая комиссия ООН, Информационный центр ООН в Москве и др.

Институт активно участвует в деятельности ряда международных организаций, содействующей развитию информационного общества. Среди таких организаций: Глобальное партнерство во имя знания (Global Knowledge Partnership, GKP); Ассоциация научно-образовательных сетей Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern European Networking Association, CEENet); Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations and Institutions, IFLA) и др.

Таким образом, общественные организации участвуют в международном сотрудничестве, оставаясь под юрисдикцией определенного государства.

Рассмотрев институционные образования в информационной сфере, можно сделать следующие выводы.

Международная институционная система в сфере информации характеризуется своеобразием субъектов и особенностями системных взаимосвязей. Ее функционирование подчинено определенным целям и задачам, характерным именно для данной системы, первоочередной из которых является создание информационного общества на всех уровнях: универсальном, региональном, национальном.

Структура международной институционной системы в сфере информации определяется особенностями международных информационных отношений, их субъектного состава.

В международном информационном обмене участвуют как институции, характерные для международной институционной системы в целом (международные организации и органы), так и специфические институции (международные сети, операторы и провайдеры телекоммуникационных услуг).

Международная институционная система в сфере информации является комплексной системой, объединяющей разнообразные институционные образования – субъектов международного публичного и международного частного права, вступающих в международные информационные отношения.

§ 2. Деятельность межгосударственных организаций общей компетенции в сфере международного информационного обмена

Международные организации общей компетенции решают комплекс политических, экономических, социальных и иных проблем. Вопросы информации занимают одно из приоритетных мест в международном сотрудничестве, и, несмотря на специальный характер этих вопросов, организации общей компетенции уделяют им внимание.

Среди межгосударственных организаций общей компетенции особая роль в регулировании международного информационного обмена принадлежит ООН. Во-первых, в деятельности ООН находит поддержку реализация общей концепции развития международных информационных отношений. Во-вторых, ООН обращает внимание на наиболее значимые вопросы в сфере международного информационного обмена. Однако, как будет показано далее, для деятельности ООН характерна скорее констатация существующих проблем, чем предложение вариантов их решения.

Исходя из того, что ООН является организацией общей компетенции, она создает подсистему органов, которые специально занимаются вопросами информации, новых технологий в информационном обмене.

Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1978 г. создала Комитет по информации, в задачи которого входило содействие установлению нового, более справедливого международного информационного порядка. Поскольку на тот момент в качестве доминирующей концепции развития международных информационных отношений была принята концепция нового международного информационного порядка, создание специального органа для этой цели соответствовало потребностям международного информационного обмена. Однако на сегодняшний день общая концепция развития международных информационных отношений изменилась, что должно повлечь изменение задач, стоящих перед Комитетом по информации.

В своем решении № 1992/218 от 30 апреля 1992 г. Совет учредил Комиссию по науке и технике в целях развития как функциональную комиссию вместо Межправительственного комитета по науке и технике в целях развития и его вспомогательного органа – Консультативного комитета по науке и технике в целях развития.[137]

В своей резолюции № 2006/46 от 28 июля 2006 г.[138] ЭКОСОС расширил полномочия Комиссии по науке и технике в целях развития, возложив на нее ряд задач по итогам Всемирного саммита по информационному обществу. Так, Комиссии было вменено в задачи: 1) рассматривать и оценивать прогресс на международном и региональном уровнях в деле осуществления направлений деятельности, рекомендаций и обязательств, содержащихся в итоговых документах Всемирного саммита; 2) обмениваться информацией о передовом опыте, эффективной практике и извлеченных уроках и определять возникающие препятствия и трудности, меры и инициативы по их преодолению и важные шаги в целях дальнейшего осуществления рекомендаций Всемирного саммита; 3) содействовать расширению диалога и укреплению партнерства в координации с другими соответствующими фондами, программами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций. Возложение специальных задач на Комиссию было связано с поддержкой в рамках системы ООН новой концепции развития международных информационных отношений – концепции информационного общества. В то же время задачи сформулированы очень широко, что предполагает возможность для Комиссии самой определять конкретные вопросы, которые она будет освещать в своей деятельности.

Комиссия по науке и технике в целях развития должна готовить доклады по вопросам своей деятельности и представлять их ЭКОСОС. Таким образом, какие-либо самостоятельные резолюции Комиссия принимать не вправе.

В резолюции № 1995/61 от 28 июля 1995 г. Совет просил своего Председателя созвать, первоначально на один год, в рамках имеющихся ресурсов специальную рабочую группу открытого состава для выработки соответствующих рекомендаций относительно надлежащего осуществления положений его резолюций по вопросу о необходимости согласования и совершенствования информационных систем Организации Объединенных Наций в целях обеспечения их оптимального использования и доступности для всех государств.[139] Данная Группа занимается исключительно информационными системами ООН и ее специализированных учреждений, не ориентируясь на «внешние» проблемы информатизации.

В рамках Секретариата ООН создан Департамент общественной информации (ДОИ), в функции которого также входит осуществление информационных связей в рамках ООН, а также ООН с государствами, неправительственными организациями, иными субъектами. Таким образом, функции ДОИ ограничены исключительно деятельностью самой ООН в информационной сфере и не затрагивают регулирование обмена информацией как такового.

В 2002 г. была осуществлена реформа ДОИ, и в его составе выделены три подразделения: отдел стратегических коммуникаций, который отвечает за подготовку, распространение и оценку информационных программ ООН по таким приоритетным темам, как мир и безопасность, программы развития, права человека и т. п.; отдел СМИ и новостей; информационно-пропагандистский отдел.[140]

Таким образом, в рамках ООН сформировалась особая подсистема органов ООН, специально занимающихся вопросами информационного обмена. При этом в определении компетенции отдельных органов учтены тенденции в развитии международного информационного обмена, в частности решения Всемирного саммита по информационному обществу. Однако обращает на себя внимание слишком общий характер задач, стоящих перед отдельными органами, их конкретизация происходит только на уровне подразделений ДОИ. Столь широкое формулирование задач не способствует эффективности деятельности отдельных органов, не дает им возможности сконцентрироваться на наиболее значимых проблемах.

Однако интерес представляет не столько внутриорганизационная структура ООН, ориентированная на информационные связи, сколько резолюции органов ООН, которые могут оказывать регулятивное воздействие на международный информационный обмен.

Ряд вопросов информационного обмена является традиционным для резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Генеральная Ассамблея ООН периодически рассматривает определенный круг вопросов в сфере информации и принимает по ним резолюции. К таким вопросам относятся: 1) итоги Всемирного саммита по информационному обществу; 2) использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития; 3) борьба с преступным использованием информационных технологий; 4) вопросы информационной безопасности. Это основной блок вопросов, по которым можно сгруппировать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Что касается резолюций, принятых по итогам Всемирного саммита по информационному обществу[141], то из них четко не следует, как система ООН будет способствовать проведению в жизнь решений, принятых на Всемирном саммите по информационному обществу.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 56/183 от 21 декабря 2001 г. были поддержаны меры по подготовке Всемирного саммита по информационному обществу.

В ходе подготовки Женевской встречи была принята еще одна резолюция Генеральной Ассамблеи ООН – № 57/238 от 20 декабря 2002 г. В соответствии с ней государствам – членам ООН предложено принять активное участие в региональных конференциях, которые будут проводиться под эгидой региональных комиссий, и в самой встрече. В отношении предстоящей встречи рекомендовано, чтобы при решении всего круга соответствующих вопросов, касающихся информационного общества, все вовлеченные стороны выработали координированный подход к удовлетворению потребностей всех стран, включая развивающиеся страны, в частности наименее развитые их них.

По итогам Женевской встречи принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 59/220 от 22 декабря 2004 г. В резолюции одобрены Декларация принципов и План действий, принятые на Всемирном саммите по информационному обществу 12 декабря 2003 г. Указывается, что Генеральная Ассамблея ООН приветствует ярко выраженную в этих документах ориентированность на развитие, предлагает развивающимся и развитым странам в сотрудничестве друг с другом продолжать усилия по выявлению новых путей использования информационных технологий в интересах достижения согласованных на международном уровне целей в области развития.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 60/252 от 27 марта 2006 г., принятой по итогам Тунисской встречи, одобрены итоговые документы тунисского этапа Всемирного саммита по информационному обществу. Кроме того, указано, что Генеральная Ассамблея ООН приветствует: ярко выраженную ориентированность итоговых документов женевского и тунисского этапов Всемирного саммита по информационному обществу на развитие; прогресс, достигнутый саммитом, в выработке подхода, предусматривающего участие многих заинтересованных сторон, к построению ориентированного на интересы людей, открытого для всех и направленного на развитие информационного общества; создание в Женеве Фонда цифровой солидарности в качестве инновационного финансового механизма добровольного характера, открытого для участия заинтересованных сторон.

По существу, основное содержание резолюций сводится к поддержке актов Всемирного саммита по информационному обществу без указания мер по содействию их реализации. Однако только поддержки решений Всемирного саммита по информационному обществу недостаточно для развития международных отношений в направлении формирования информационного общества. Следует констатировать, что в рамках ООН отсутствует системное представление об информационном обществе, задачах его построения, выраженное в ее актах. ООН не приняла на себя координирующую роль в столь важной сфере международного сотрудничества.

Генеральная Ассамблея ООН периодически принимает резолюции по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в целях развития.

Так, была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 57/295 от 20 декабря 2002 г. «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития».[142] Основной ее идеей является выработка всеобъемлющей стратегии в области информационно-коммуникационных технологий для системы Организации Объединенных Наций с учетом следующих элементов:

Конец ознакомительного фрагмента.