Тема 6. Право международных договоров
Для международного права второй половины XX в. характерно возрастание как числа, так и роли международных договоров, заключаемых государствами. Речь идет прежде всего о содержании договорного регулирования, о расширении круга вопросов, регулируемых в договорном порядке. Особенно ярко эта тенденция проявилась на Европейском континенте, а также в странах Латинской Америки.
Специалистам рекомендуется перед применением коллизионных норм внутреннего законодательства проверить, не существует ли какого-либо международного договора, содержащего соответствующее правило по возникшему вопросу применения права. В разработке международных договоров существенную роль играют международные организации.
С точки зрения содержания все международные договоры, а точнее договорные нормы, следует разделить на две группы: к первой относятся договоры (нормы), устанавливающие материально-правовые правила, единообразные унифицированные нормы, регулирующие те или иные отношения с иностранным элементом (с международным фактическим составом); ко второй группе – договоры (нормы) коллизионного характера, т. е. создающие единообразные договорные коллизионные нормы.
Используем мы классификацию международных договоров – по числу участников, деление договоров на двусторонние и многосторонние. В области МПП можно встретиться и со смешанной формой, при которой многосторонние договоры дополняются двусторонними либо вступают в силу на основании двусторонних договоров.
К международным договорам полностью применимы общепринятые принципы международного права, положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и других актов, взгляды международно-правовой доктрины, касающиеся заключения, вступления в силу, толкования и действия международных договоров.
Согласно господствующей точке зрения, международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т. е. преобразования в норму внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта. Однако и после их трансформации нормы международно-правового характера сохраняют автономный характер по отношению ко всей системе права данной страны в целом.
Как у нас решается вопрос о соотношении международного договора и внутреннего закона? Общего, генерального правила на этот счет в советском законодательстве не было, хотя надобность в нем давно назрела. Основы гражданского законодательства 1961 г. и 1991 г. предусматривали, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются травила международного договора (ст. 129 Основ 1961 г., ст. 170 Основ 1991 г.). Такое же правило содержится и в Основах законодательства о браке и семье, в Основах гражданского судопроизводства, ряде других законодательных актов. Это подчеркивает значение международного договора для регулирования соответствующих отношений. Рассматриваемое положение понимается обычно как норма, которая разрешает коллизию между двумя внутригосударственными нормами: каким-либо правилом общего характера, содержащимся в законодательстве страны, и специальным изъятием из нее, вытекающим из заключенного государством международного договора. Именно этой второй норме отдается предпочтение.
Как решаются эти вопросы в других государствах? Во Франции. например, общее положение содержится в Конституции, согласно ст.55 которой, «договоры или соглашения, ратифицированные или одобренные в установленном порядке, после их публикации пользуются приоритетом перед законами, с условием применения каждого соглашения или договора другой договаривающейся стороной».
В ФРГ такого положения о приоритете нормы международного договора перед нормой внутреннего закона нет) а потому применяются общие правила – специальный закон (норма) пользуется преимуществом перед общим законом (нормой), новая по времени норма – перед старой. Что же касается применения норм, установленных международным договором, то германский судья может применять их только как нормы, трансформированные во внутригосударственное право.