Вы здесь

Международное право. ЛЕКЦИЯ 2. Тема: Субъекты современного международного права (С. Н. Братановский)

ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Субъекты современного международного права

Цель лекции: Рассмотреть понятие, виды и ответственность субъектов современного международного права.

Учебные вопросы:

1.Понятие и виды субъектов современного международного права.

2.Первичные субъекты международного права.

3.Вторичные субъекты международного права.

4.Международно-правовая ответственность субъектов международного права.

1. Понятие и виды субъектов современного международного права

Понятие субъекта МП непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регулирования.

Прежде чем начать рассмотрение субъектов МП, необходимо вспомнить общетеоретическое определение термина «субъект права».

Субъект права – это социальный субъект – лицо, орган, организация, наделенные способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда происходит понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность (установленная в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права, но не само субъективное право) и дееспособность (установленная в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности).

В МП субъекты занимают одно из центральных положений. Особенность положения субъектов МП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

В теории МП получила распространение концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в международно-правовых отношениях рассматривается как предпосылка, но не главная черта. Основное свойство субъекта – юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, юридическая способность к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов МП, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией и занимают независимое друг от друга положение.

Следует отметить, что такой особый статус длительное время признавался, прежде всего, только за государствами, а необходимым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале 20 века на статус субъекта могли претендовать даже не все государства, а только так называемые цивилизованные государства).

Современная ситуация побудила теорию МП к совершенствованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов МП. Не без усилий международным организациям и особенно борющимся за независимость нациям также удалось получить признание в качестве субъектов МП. Соответственно совершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суверенитетом.

В настоящее время реальное состояние международных правоотношений обуславливают потребности нового подхода к оценке понятия и видов субъектов МП.

Есть все основания для того, чтобы распространить на МП понимание субъекта права, принятое в общей теории права.

Субъект международного права это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения.

Соответственно, международная правосубъектность юридическая способность лица быть субъектом МП.

Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъектов МПП не создаются никем в качестве таковых. Их появление – объективная реальность, результат исторического процесса. Это прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым – национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в качестве носителей международных прав и обязанностей. В МПП не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Производные субъекты МПП создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его – учредительные документы в форме уставов. Производные субъекты имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей. К производным субъектам МПП относятся государственно-подобные образования, межправительственные организации и физические лица (индивиды). Объем прав и свобод вторичных субъектов постоянно меняется и зависит от соглашения первичных субъектов.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Субъект МПП является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство – власть и аппарат управления; борющаяся нация – политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация – постоянно действующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые считают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международноправовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основания «считать то или иное образование полноценным субъектом МП».15

Важной характеристикой субъекта международного права является его дееспособность – способность осуществлять свои права и обязанности по международному праву. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособность.

2. Первичные субъекты международного права

Государства являются первичными субъектами МП (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета они признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей.

В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента:

• суверенную власть,

• население,

• определенную территорию.

Основополагающей чертой государства является его суверенитет – верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не существует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отношений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия государства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как носители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов МПП – принципа суверенного равенства.

Оставаясь по юридической форме равноправными государства на внешней арене тем не менее по своим политическим, экономическим, военным и другим характеристикам распадаются на две группы – великие и малые державы. Статус великой державы не определен до конца. Преобладавший ранее военнополитический критерий уходит в прошлое. Постоянное членство в Совете Безопасности ООН Тае постепенно перестает рассматриваться в качестве критерия по причине утраты этого органа в последнее время былых позиций, а также в связи с возросшей ролью в мировой жизни государств, которые не являются его членами. Тем не менее, статус великой державы тесно связан с возможностью более интенсивно влиять на процесс международного нормотворчества, что в конечном счете расширяет и объем правоспособности.

Конец ознакомительного фрагмента.