ЛЕКЦИЯ 1
Тема: Понятие и принципы современного международного права
Цель лекции: Рассмотреть понятие, функции, этапы, систему и принципы современного международного права.
Учебные вопросы:
1.Понятие, функции и основные черты международного права.
2.Этапы развития международного права.
3.Система международного права.
4.Международное публичное право и международное частное право.
5.Принципы современного международного права.
1. Понятие, функции и основные черты международного права
Термин «международное право» сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. Позднее он приобрел более широкое значение «jus inter gente»s в качестве комплекса общепринятых норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право»).
Отсюда можно сделать вывод, что термин «международное право» не вполне адекватен истинному значению понятия. Реально МП создается не народами, а государствами как суверенными политическими организациями, и направлено на регулирование межгосударственных отношений. Наверное, правильнее было бы называть это право межгосударственным.
Согласно общепринятому определению, международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:
* представляют собой совокупность юридических принципов и норм – обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;
* обладают сходной структурой (принципы – отрасли – подотрасли – институты – нормы);
* используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.
В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах.
Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.
Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права – главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).
В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.
В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международноправовые нормы – «горизонтально».
В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.
В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.
Функции МПП – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.
По своим внешним признакам они делятся на две группы:
1. социально-политические функции (их роль заключается в упрочении существующей системы международных отношений):
* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;
* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);
* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;
* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).
2. юридические функции (осуществляют правовую координацию межгосударственных отношений):
* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение;
* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;
* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).
1. Современное МП функционирует в сложной среде, т.к. формирующие его государства имеют значительные различия в общественно – политическом строе и в своих внешнеполитических взглядах. Поэтому МП призвано юридическими средствами обеспечить поддержание международного мира и безопасности и развивать дружеские отношения между государствами.
2. Современное МП носит универсальный характер, в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства (отказ от концепции «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны).
3. Современное МП декларирует запрет захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных конфликтов, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества.
4. Современное МП выработало достаточно действенный механизм решения межгосударственных споров мирными средствами.
5. Современное МП носит нормативный характер, т.к. имеет сложную нормативную структуру, включающую в себя как единые для всех государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенным государствам и именуемые локальными нормами.
6. Современное МП является общим для всех государств, вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку каждое государство создает и свою международно-правовую сферу.
2. Этапы развития международного права
Одной из важнейших проблем истории международного права является проблема его возникновения и периодизации. Долгое время доминирующим было утверждение1, что международное право возникло вместе с возникновением государств, т.е. еще в Древнем мире. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть лишь тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой»2. С этой точки зрения время возникновения международного права следует отнести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедительной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных отношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на новый качественный уровень – уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.
В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве партнеров. На первом месте стояли военные цели, «свое» постоянно противопоставлялось «чужому». Так, например, в древнеиндийских Законах Ману говорилось: «вра – гэто ваш сосед», а грек Демосфен доказывал, что варвары (чужеземцы) предназначены природой быть рабами греков. В древних обществах процветала ненависть к иностранцам (в греческом языке – ксенофобия), а между государствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие государства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того у войны появились различного рода первые моральноэтические и даже философские обоснования. Так, например, римляне были уверены, что римский народ (государство) не может вести несправедливые войны. Им казалось, что все войны, которые они ведут справедливы по причине господствовавшей доктрине, согласно которой все полезное для Рима угодно богам.
Существовало два основных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более формализовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ ).
В такой системе международных отношений договор выступал как второстепенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя примерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга привести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Древнейшим из известных международных договоров является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. В нем, в частности, говорилось: «Впредь и до конца вечности, в соответствии с замыслами великого правителя Египта, равно как великого князя страны хеттов, бог не даст благодаря договору случиться вражде между ними… И вовек не вступит великий князь страны хеттов на землю египетскую, чтобы захватить имущество ее, и вовек не вступит Рамсес II, великий правитель Египта на землю (хеттскую, чтобы захватить имущество) ее.»3 У римлян, если война не оканчивалась дебелляцией (покорением) народа, который считался римлянами варварским но все же римской победой, ее результатом мог стать мирный договор, облеченный форму договора о союзе, а на деле – неравноправный договор о «покровительстве» (побежденная сторона выдавала на безраздельное усмотрение Рима территорию, подданных и богов, но оставался субъектом международных отношений).
Несмотря на то, что древние договоры мало чем отличались внешне от современных договоров, реально они представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. Не случайно, что текст древних договоров содержал высокопарные религиозные клятвы: «…Что же касается слов, которые на этой серебряной таблетке, для земли хеттов и для земли египетской, и кто-нибудь не остережется их – тысяча богов из земли хеттов, равно как тысяча богов земли египетской – уничтожат его дом, его землю, его слуг». 4
В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские отношения. Как правило они не носили постоянного характера, часто организовывались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. В Греции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, которые назывались «дипломами», от чего, собственно, и произошел термин «дипломатия». Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей стороны). Так, например, в древнеиндийской «Панчатантре» сказано: «Пускай мечи обнажены, пусть родичи лежат в крови, пусть речи бранные звучат – нельзя посланца убивать».5 В Риме к II в. до н.э. скрупулезно были разработаны процедуры приема послов и ведения переговоров.
Право силы в международных отношениях, преобладание в них регионализма усилилось в период раннего и развитого средневековья (VI–XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире.
Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в ведении и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д. Источником такого положения вещей было территориальное верховенство на основе иммунитетных привилегий. Так, например, в Золотой булле германского императора Карла Люксембурга 1326 г. содержались положения, которые узаконили внешнеполитическую независимость немецких князей – подданных Священной империи германского народа.
С IX в. в международные отношения включилось Древнерусское государство, свидетельством чего стали заключенные с Византией после военных походов договоры, международные браки киевских князей и княжон и т.д.
В эпоху средневековья мир начал делиться на три части – христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли («закрытые» для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование международного права современности бесспорно оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений (Византия), а также сформировались новые традиции, на которые большое влияние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суверенности собственника в политических вопросах), вовторых, католическая церковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благодаря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католицизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139–1142 гг.) «Согласование несогласованных канонов» затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).
В период средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.
Доктринальная конструкция международного права была впервые выдвинута голландцем Гуго Гроцием (1583— 1645 гг.), которого справедливо называют «отцом» науки международного права. В своем сочинении «О праве войны и мира» (1625 г.) на основе сочетания идей естественного права и изучения действующего позитивного права сформулированы три основных принципа: суверенности, международного сотрудничества и гуманизма. Гроций считал, что источниками естественного права являются соглашения государств посредством договоров или молчаливо выраженные (обычаи), а также природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода «права народов», происхождение которых имеет согласительный характер: «…Известные права могут возникать в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ. Это и есть право, которое называется правом народов, поскольку это название мы отличаем от естественного права».6
Буржуазные революции 17–18 вв. дали толчок формированию качественно новых международных отношений.
Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либеральнодемократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись «Предложение», внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало затем декретом от 22–27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г. В Декларации Грегуара, в частности, содержались положения о том, что: – «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1); – «народы взаимно независимы и суверенны…» (ст. 6); – «народ должен действовать в отношении других так, как он хочет, чтобы другие действовали в отношении него…» (ст. 3); – «народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны – как можно меньше зла» (ст. 4 – цитата из Монтескье); – «народ не имеет права вмешиваться в дела других (народов)» (ст. 7) и др.7
Документы ВФР (вышеупомянутые декларации, Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.) закрепили принцип народного суверенитета. Французская революция провозглашала «неотъемлемое право каждой нации – жить изолированно, если ей это нравится, или соединиться с другими нациями, если они того желают для общего блага. Мы французы, не знаем иных суверенитетов, кроме своих народов»8.
Неоспоримым был вклад ВФР в обоснование таких институтов международного права, как права человека (через 150 лет ряд положений французской Декларации прав человека и гражданина был включен во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную ГА ООН 10 декабря 1948 г.), принципа ведения войны исключительно в оборонительных целях и т.д. Кроме того, в Конституции 1795 г. содержалась формула «Договоры должны соблюдаться», что являлось свидетельством рассмотрения международных договоров как актов юридических. Несмотря на то, что наполеоновский период во многом свел на нет благородные принципы революции, они оказали большое идейное влияние на последующее развитие общего международного права.
Классический период в развитии международного права стал периодом накопления нормативного материала, закладыванием основ международно-правового сознания, однако правовое регулирование медленно выделялось в самостоятельный вид регулирования международных отношений, по-прежнему уступая пальму первенства политическим, религиозным, моральным средствам.
XX век принес колоссальные изменения в практику международного общения, а вместе с ними – и совершенствование международного права. Изменилось соотношение сил в мире, рухнули крупнейшие империи, а первая в истории человечества мировая война унесла 10 млн. человек. Необходим был новый мировой правопорядок, котором присутствовали бы новые механизмы недопущения общечеловеческих катастроф.
В российском послеоктябрьском Декрете о мире 1917 г. были сформулированы общедемократические справедливые принципы международных отношений и международного права. Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества, выдвигалось требование ликвидации колониальных отношений, провозглашалось право наций на самоопределение, как противоправное деяние рассматривалась аннексия, или захват чужих земель, отвергались основные аргументы, при помощи которых обосновывалась законность колониальных захватов (давность владения, уровень развития страны и т.д.), объявлялись безусловно и немедленно отмененным содержание ранее заключенных международных договоров в той мере, в какой они нарушали права и законные интересы других государств. Декрет о мире был революцией в понимании международного правопорядка в той мере в какой были ею события породившие этот документ. Декларативно отвергая старый мир, он тем не менее умалчивал о том видении мира нового, которое сформулировали большевики еще до прихода к власти. Он ничего не говорил идее мировой революции, экспорте революции, который по существу был бы ничем иным как ликвидацией тех международноправовых принципов, которые постепенно формировались в международных отношениях столетиями.
Другой реакцией на изменившиеся условия в мире были 14 пунктов Президента США В. Вильсона 1919 г. Их содержание сводилось к следующему: свобода международной торговли, сокращение вооружений, передел колоний и территориальные проблемы Европы, создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.
Послевоенный мировой порядок нашел свое отражение в Версальской системе договоров 1919 г. Антанты с побежденной Германией и ее союзниками и дополненный впоследствии Вашингтонской системой договоров по морскому праву. В целом возобладал старый подход к регулированию международных вопросов: приоритетным стал принцип удовлетворения внешнеполитических амбиций победителей, максимального ослабления Германии, передел колониальных владений и попытка перелицовки отношений метрополии с колонии под прикрытием санкционированной Лигой Наций мандатной системы. Это означало, что право войны, право сильного оставалось попрежнему не изжитым, а сама ВерсальскоВашингтонская система таила в себе зерна нового мирового военного конфликта. Тем более, что из этой системы было исключено первое социалистическое государство, изоляция которого в условиях существовавших теорий мировой революции, только провоцировало его, как и униженную Германию, либо на эфемерные декларации, либо на активную деструктивную внешнюю политику.
Реализацией послевоенных стремлений народов к созданию справедливого, основанного на праве мирового порядка стало учреждение первой всеобщей политической организации – Лиги Наций. В преамбуле ее Статута говорилось: «…для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов…»9 В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд. Статут Лиги Наций предусматривал также несколько гарантии соблюдения установленных международных правил: «Если Член Лиги прибегает к войне в противность обязательствам, принятым в ст. 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения… В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги» (ст. 16 Статута). 10
Период между двумя мировыми войнами изобиловал интенсивными международными официальными контактами как в двусторонней, так и в многосторонней формах. Многочисленные конференции, переговоры, конвенции, пакты и т. п., заключавшиеся в изобилии в то время, несмотря на преобладавший пацифизм и выработку основных принциповидей международного права современности, так и не привели к созданию четкого обязательного характера международно-правовых норм. Продолжала вестись политика двойных стандартов. Западные державы, провозгласившие приверженность принципам международного права, на деле проводили курс на умиротворение возродившегося агрессора – нацистской Германии, надеясь на то, что он повернет штыки против казавшегося более опасным «коммунистического» Советского Союза. СССР, выступавший за всеобщее и полное разоружение, за четкое определение агрессии, сам вскоре после нападения на Польшу и Финляндию стал агрессором, а его призывы к открытой справедливой политике на международной арене были дезавуированы подписанием секретного протокола к советскогерманскому пакту о ненападении и Договора о дружбе и границах с гитлеровским рейхом.
Важное значение имел Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики 1928 г. (пакт Бриана – Келлога), в котором война допустима лишь в качестве инструмента реализации общей цели государств, запрещалась агрессия и т.д. Однако в тогдашних условиях его правовые последствия были незначительны и он остался декларацией. Характерной чертой тридцатых годов стало нарушение международно-правового принципа «Договоры должны выполняться». Причем в этом смысле последователен был не только агрессор Германия, но и другие государства.
Как результат – потребовалась еще одна мировая война, унесшая уже 50 млн. человеческих жизней, чтобы мировое сообщество смогло понять, что в его интересах является не только декларация международноправовых принципов и правил поведения, но и их неуклонное и обязательное исполнение. Тенденция к осознанию ошибок началось с началом войны, о чем свидетельствовали союзнические конференции 1942– 1945 гг. Итогом поисков выхода из создавшегося положения стало решение о создании Организации Объединенных Наций, Устав которой был принят в июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. С этого момента берет начало современное международное право.
В XX в. на позиции позитивизма в доктрине международного права стали наступать новые или обновленные теории. Позитивизм продолжали развивать сторонники так называемой теории «слияния воль» – Ч.Ч. Хайд, К. Штрупп, Ш. Руссо и, особенно, С. Сефериадес, заявивший: «По нашему мнения, международное право целиком имеет своим основанием не индивидуальную суверенную волю государств…а воли государств как совпадающие воли, которые, будучи объединены, не могут быть разъединены… Это объединение воль создает высшую волю…»11
В первой половине века на международное право начал оказывать серьезное влияние нормативизм, основателем которого в данной правовой дисциплине справедливо считают Г. Кельзена. Он пришел к выводу, что «основой обязательности норм может быть только норма»12, а не «слияние воль». Такой нормой для него применительно к международному праву как и для других сторонников данного направления (Д. Анцилотти, П. Гуггенгейм) стал принцип обязательности соблюдения договоров.
В середине века произошло возрождение естественно-правовой доктрины в его религиозной интерпретации (Л. Лефюр, Р. Лаун, Г. Коинг, А. Фердросс).
Советская наука международного права в рассматриваемый период отличалась, подобно другим наукам в СССР, крайней или умеренной революционностью и довольно жестким следованием идеологическим требованиям марксизма-ленинизма (а впоследствии – и сталинизма). Достаточно привести цитату из наиболее популярных книг по этой правовой отрасли, написанной Е.А. Коровиным: «…относительная ценность международного права переходной эпохи двояка: мост между буржуазной и социалистической половинами человечества не может не рухнуть в тот самый час, когда распадутся последние устои первой. Разросшееся до размеров всемирного «междусоветское право» – таково имя его прижизненного преемника»13.
Советскую доктрину международного права в противопоставлении с «буржуазным» правом разрабатывали в 20–30-е гг. В.Э. Грабарь, Ю.В. Ключников, С.Б. Крылов, А.М. Ладыженский, А.В. Сабанин. Общим для всех них являлась приверженность к теоретическому монизму.
Определенным итогом развития науки международного права в СССР к середине 30-х гг. стали «Очерки по международному праву» (1935 г.), принадлежавшие перу Е. Пашуканиса, одной из основополагающих мыслей которой было: «…Международное право в эпоху общего кризиса капитализма становится одной из форм, в которой протекает борьба двух систем»14.
Такова история международного права. Развитие современного права – проблема, которая раскрывается при анализе отдельных институтов данной правовой системы.
3. Система международного права
Система МП – это целостный комплекс взаимосвязанных юридических норм: общественных принципов, норм международного права (договорных и обычноправовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных органов, а также институтов МП.
Указанные в определении элементы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
1. Международно-правовая норма – установленное государством(и) правило поведения, общеобязательное для всех.
Норма является первичной ячейкой МПП. Взяв за основу некоторые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Международноправовые нормы делятся:
* по содержанию и месту в системе – на цели, принципы и нормы;
* по сфере действия – на универсальные (глобально действующие, имеющие всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональные (обладающие региональной спецификой и служащих источником для выработки глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения);
* по юридической силе – на императивные (недопускающих отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и диспозитивные (допускающие отступления от них по соглашению во взаимоотношениях сторон);
* по функциям в системе – на материальные (содержащие конкретные правила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);
* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – на обычные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы решений международных организаций (вспомогательные).
2. Международно-правовой институт – группа международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. При этом, отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим их вычленить из массы других, «не дотягивают»д о статуса отраслевых. В качестве примера можно привести институт гражданства в гуманитарном праве, институт признания или институт правопреемства, институт территориального моря в международном морском праве т. д.
3. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные отношения в специфической ситуации, либо отношения на стыке двух или нескольких отраслей МПП. Примером могут служить две подотрасли международного гуманитарного права – гуманитарное право в мирный период и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. В данном случае предмет регулирования остается неизменным – обеспечение и защита прав человека, но меняются условия предмета регулирования.
4. Отрасли МПП – это комплексы однородных и сложившихся, согласно предмету правового регулирования норм (право международных договоров).
Это крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные международные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (см. 4 вопрос лекции).
5. Ядро современного МПП образуют его основные принципы – обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой.
Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой (см. 5 вопрос лекции).
4. Международное публичное право и международное частное право
Современное МП делится на две части: публичное МП и частное МП. Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой.
Публичное МП – представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую политические межгосударственные отношения.
Частное МП – представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер (регулирующих имущественные отношения с иностранным элементом).
При единстве общих начал различие между публичным и частным МП могут быть проведены по следующим основаниям:
1. Содержание регулируемых отношений. Регулируемые международным публичным правом в основном носят межгосударственный характер Отличительной особенностью данных отношений является особое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Подобные общественные отношения предполагают наличие хотя бы у одной из сторон властных полномочий.
Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере. Данные правоотношения возникают, например, при заключении браков между иностранцами, заключении внешнеэкономических сделок, осуществлении международных перевозок грузов, пассажиров и багажа, издании автором своего произведения за рубежом, получении наследства, находящегося за границей, и т.д. Отличительным свойством отношений, регулируемых международным частным правом, является отсутствие у их субъектов властных полномочий по отношению друг к другу. Государство или его органы могут выступать участником отношений, составляющих предмет международного частного права, но только при условии, что их контрагентом будет физическое лицо или юридическое лицо, а само отношение будет носить частноправовой (невластный) характер (например, когда государство является наследником имущества, находящегося за границей).
2. По субъектам регулирования. Основными субъектами МПП являются государства, в то время как основными субъектами МЧП выступают физические и юридические лица.
3. По источникам. Источниками МПП являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций. Источниками МЧП являются внутренне законодательство каждого государства и судебные прецеденты.
4. По порядку рассмотрения споров. В МПП споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека). В МЧП, как правило, споры разрешаются между субъектами в международном коммерческом арбитраже или в государственных арбитражных судах.
5. МЧП в отличие от МПП не составляет особую правовую систему. МЧП характеризуется в литературе как по-лисистемный или межсистемный комплекс, состоящий из норм, источник которых находится как в МПП, так и в национальном праве различных государств, и которые направлены на регулирование международных немежгосударственных невластных отношений.
Отграничение МЧП от МПП не носит абсолютного характера. Ряд основных начал МПП имеет определяющее значение и для МЧП.
Система МПП делится на отрасли – крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные международные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП, имеет и свои «собственные» принципы. Например, в космическом праве действует принцип запрещения национального присвоения космического пространства и т. п.
Деление на отрасли МПП до сих пор является предметом научных споров и поэтому выглядит весьма приблизительным:
5. Принципы современного международного права
Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основные принципы – обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МПП соблюдать их (принципы – фундамент международного правопорядка);
* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из общей особенности системы МПП);
* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными принципы мира и сотрудничества);
* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов;
* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или новой сферы сотрудничества (задают «правила игры» или восполняют «пробелы» в международном праве);
* иерархичность (так, например, центральное место занимает принцип неприменения силы).
Комплексу международно-правовых принципов присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений.
Принципы МП находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они обычным и договорным путем.
Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного права.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях – единственных выход – установление правовых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51). В рамках ООН неоднократно принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного государства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. «превентивная оборона»).
На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п. 3, ст. 2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа – «Механизма СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.
Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об экономических, социальных и культурных правах); конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.) и т.д.
Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения принципа уважения прав человека:
* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
* каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН;
* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;
* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку;
* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения международно признанных прав человека;
* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.
Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п. 1 ст. 2 Устава ООН: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
* Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т. п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.
Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения «внутренняя компетенция государства», как это зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство – это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т. п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.
Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим государством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе – Заключительном акте СБСЕ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:
* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;
* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.
Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».
Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают остальные ее структурообразующие элементы.
РФ – одно из немногих государств, конституционно обеспечивших выполнение госорганами международных обязательств. В Законе о международных договорах 1995 г. РФ подтвердила свою приверженность принципу добросовестного выполнения обязательств в рамках МП.
1. Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.
2. Дмитреева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991.
3. Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце 19 и начале 20 вв. М., 1982.
4. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
5. Мазов В.А. Принципы Хельсинки и международное право. М., 1980.
6. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе 6 Российской Федерации. Тюмень, 1998.
7. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Казань, 1999.
8. Пустогаров В.В. Первая конференция мира 1899 г. и международное право // Государство и право. 1998. № 2.
9. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Казань, 1991.
10. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983.
11. Черниченко С.В. Принцип сомоопределения народов (современная интерпретация) // Московский журнал международного права. 1996. № 4.
12. Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.
13. Братановский С.Н., Джамбалаев Я.Р. Епифанов А.Е. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2013.