Вы здесь

Международное право. 4. Юрисдикция в международном праве (Р. В. Винникова, 2018)

4. Юрисдикция в международном праве

Термин «юрисдикция» означает властные правомочия. Юрисдикцией обладают государства, международные организации, когда государства наделяют их подобными полномочиями, органы международных организаций (например, Совет Безопасности ООН), международные суды (Международный уголовный суд).

Юрисдикция государства охватывает компетенцию государства издавать и применять нормативно-правовые акты, осуществлять правосудие во всех его аспектах и др.

Виды юрисдикции государства следующие.

По характеру власти – законодательная, исполнительная (административная) и судебная.

По действию в пространстве – территориальная и экстратерриториальная.

Юрисдикция государства распространяется на всю его территорию, а в установленных случаях и за пределы его территории, например, на континентальный шельф и исключительную экономическую зону государства. Согласно действующему международному праву юрисдикция государства распространяется на воздушные, морские и речные суда; космические корабли, станции и другие космические объекты; искусственные острова и сооружения в море и на его дне; научные станции в Антарктике; помещения дипломатических и консульских представительств.

По объему – полная и неполная (например, в отношении своих граждан за рубежом);

по кругу лиц – персональная и универсальная.

О юрисдикции в международном праве чаще всего говорят в уголовно-правовом и процессуальном аспектах.

Государства вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на основе следующих принципов:

принцип территориальности – государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на его территории;

принцип национальности – государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных его гражданами;

принцип пассивной национальности (или пассивной правосубъектности) – наиболее спорный принцип, в отношении преступлений, направленных против его граждан или организаций;

защитный принцип – государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, направленных против его интересов;

универсальный принцип – любое государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении пиратства и международных преступлений (геноцид, военные преступления) вне зависимости от того, кем было совершено преступление и где.

В международном праве действует принцип суверенного равенства государств, основанный на общем принципе права «равный над равным власти не имеет», поэтому ни одно государство не может находиться под юрисдикцией другого государства. Это положение нашло свое выражение в теории государственного иммунитета: государство обладает судебным иммунитетом, иммунитетом от предварительного обеспечения иска, иммунитетом от исполнения решения. Также выделяют иммунитет собственности государства.

Судебный иммунитет означает, что государство неподсудно судам другого государства. Оно может быть привлечено к суду другого государства только с его согласия.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке предварительного обеспечения иска нельзя принимать какие-либо принудительные меры в отношении имущества государства без его согласия.

Иммунитет от исполнения решения означает, что без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение вынесенного против него решения.

Если названные три вида иммунитетов имеют процессуально-правовой характер, то иммунитет собственности государства носит более общий характер, так как не все спорные вопросы по поводу собственности государства возникают в связи с рассмотрением иска в суде. Собственность государства пользуется иммунитетом вне зависимости от наличия судебного разбирательства.

Иммунитет собственности государства означает, что в отношении собственности государства установлен особый режим: к нему не могут быть применены меры со стороны другого государства. Заявление государства о принадлежности ему имущества не подлежит рассмотрению в любых органах другого государства и не может быть оспорено.

Есть две основные концепции государственного иммунитета: концепция функционального (относительного, ограниченного) иммунитета и концепция абсолютного иммунитета.

Суть концепции функционального иммунитета состоит в том, что государство обладает иммунитетом только тогда, когда выступает в качестве суверена, т. е. когда совершает действия публично-правового характера, а при совершении частноправовых действий иммунитетом не обладает.

Суть концепции абсолютного иммунитета состоит в том, что государство всегда обладает иммунитетом.

Сейчас наиболее распространена концепция ограниченного иммунитета, закрепленная в законодательстве США, Канады, Великобритании, Австралии, ЮАР и Сингапура.

В таких странах, как Франция, Дания, Норвегия, Греция, Италия, ФРГ концепция ограниченного иммунитета иностранного государства реализуется в судебной практике.

В Советском Союзе и до недавнего времени в Российской Федерации (до принятия закона) действовала концепция абсолютного иммунитета, что не соответствовало ни мировой практике, ни интересам нашего государства, поскольку при предъявлении исков к Российской Федерации в иностранных судах ее согласие на участие в деле не запрашивается[30].

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», закрепивший концепцию ограниченного иммунитета.

На этой же концепции основана Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г.

Конец ознакомительного фрагмента.