3. Субъекты международного права
3.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международная правосубъектность – это способность быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности составляют права и обязанности.
Признаки субъекта международного права. В отечественной науке международного права сложилась два основных подхода к вопросу о том, кто является субъектом международного права.
Долгое время доминирующей была точка зрения, что субъектами являются коллективные образования, не находящиеся ни под чьей юрисдикцией, имеющие права и обязанности по международному праву, способные создавать нормы международного права. Последний признак считается определяющим.
При таком определении признаков субъектами международного права являются государства; нации, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.
Согласно второму подходу[27], субъекты международного права – это носители прав и обязанностей, другими словами, субъектом является лицо, способное иметь права и обязанности по международному праву. Тогда круг субъектов международного права становится значительно шире и в него входят уже названные государства; нации, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, а также индивиды, юридические лица, субъекты федерации, в пределах допускаемых самой федерацией.
Виды субъектов международного права. Авторы, которые придерживаются первого из вышеназванных подходов, делят субъектов международного права на две категории: основные (первичные) и производные (вторичные).
К основным субъектам традиционно относят государства и борющиеся за независимость нации – их никто не наделяет международной правосубъектностью, они являются субъектами, в силу факта своего существования.
К производным субъектам международного права относят международные организации и государственно-подобные образования.
Производные субъекты международного права являются таковыми в силу международного договора, обладают функциональной правосубъектностью, ограниченной учредительными документами.
Согласно второму подходу, субъектов можно разделить на обладающих нормотворческой способностью и не обладающих таковой.
3.2. ГОСУДАРСТВА – ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Благодаря присущему государствам уникальному качеству – суверенитету – они, и только они, способны обеспечить функционирование международного права.
Субъектом международного права является само государство, а не представляющие его органы и должностные лица.
Признаки государства: территория, население, аппарат власти, суверенитет.
В современных условиях существование государства предполагает наличие у него постоянной территории с четкими границами (исключение составляет граница между Йеменом и Саудовской Аравией). Границы древних государств были расплывчаты. Более того, истории известны случаи, когда территория государства передвигалась вслед за перемещением племен, например, перемещение буров в Южной Африке до британского завоевания.
Территория становится государством, если на ней проживает население, объединенное культурными, экономическими, политическими связями, образующее относительно устойчивое общество, народ. Термин «народ» имеет различные значения. Здесь под народом понимается демос, а не этнос. Народ может быть многонациональным, в этом случае культуры национальных групп должны представлять собой некий синтез. И, наоборот, на основе одной нации может сложиться несколько обществ, оформившихся в самостоятельные государства. В качестве примера назовем ГДР и ФРГ или Китай и Тайвань. На Тайване сложилось общество, отличное от континентального, и оно представлено государством. Еще одна часть китайского народа живет в Сингапуре.
Государство порождается социально дифференцированным обществом. Пока сохраняется общество, продолжает существовать и представляющее его государство. В случае полной оккупации территории государства противником государственный механизм разрушается, например, оккупация Ираком Кувейта. При этом население и территория сохраняют свое значение компонентов государства как субъекта международного права, пока сохраняется общество, породившее это государство. Разрушить глубинные экономические связи труднее, чем государственные структуры. Тем не менее военные действия, оккупация, национальные и социальные движения могут сыграть дезинтегрирующую роль и привести к распаду общества на ряд более мелких обществ и, соответственно, ряд более мелких государств. В качестве примера можно привести прекращение существования Австро-Венгерской монархии в результате Первой мировой войны.
Под влиянием различных причин может произойти раскол многонационального народа. Если связи рвутся, а население рассредоточивается или вливается в более крупное общество, понятие страны в отношении данной территории может постепенно исчезнуть.
Государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории и его независимость на международной арене. Это свойство любого государства. Государства различаются по уровню экономического развития и политического влияния в мире, но как носители суверенитета они все юридически равны.
Правосубъектность государства существует независимо от воли других государств и сохраняется до тех пор, пока государство существует. Она универсальна и охватывает все предметы международно-правового регулирования.
Государства как субъекты международного права обладают следующими правами:
– право участвовать в международных отношениях;
– способность быть членом международных организаций;
– право заключать международные договоры;
– право иметь представительства;
– право на самооборону;
– способность участвовать в работе международных конференций и др.
Обязанности государств как субъектов международного права:
– уважать суверенное равенство государств;
– соблюдать принципы и нормы международного права.
Федеративное государство выступает в межгосударственных отношениях как целостный субъект международного права. Представляет интерес вопрос: обладают ли члены федерации международной правосубъектностью, т. е. правом выступать самостоятельно на международной арене?
Ответ на этот вопрос зависит от права федерации, предоставляет ли она своим субъектам такое полномочие.
Субъекты зарубежных федераций являются субъектами международного права: они заключают международные договоры в пределах своей компетенции, имеют представительства (недипломатические) за границей, участвуют в международных организациях (ВОЗ, ЮНЕ-СКО).
В Конституциях Бельгии, ФРГ, Австралии, в законодательстве США, Испании закреплено, что их субъекты являются субъектами международного права.
Международная правосубъектность членов зарубежных федераций предполагает, что договоры, заключаемые ими в пределах своей компетенции, носят публично-правовой характер и к ним применяются нормы права международных договоров.
Международная правосубъектность членов федерации имеет ограниченный характер, она не должна вступать в противоречие с международной правосубъектностью федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г.) «О координации международных и внешнеэкономических связях субъектов РФ», «соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами».
Субъекты РФ не могут заключать международные договоры и, по общему мнению, не являются субъектами международного права.
3.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАРОДОВ, БОРЮЩИХСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Право народов (наций) на самоопределение закреплено в Уставе ООН и других документах как норма антиколониальной направленности.
На сегодняшний день на политической карте мира колоний не осталось, в связи с этим ряд авторов считают, что нет такого субъекта международного права. Однако довольно распространена точка зрения, что право наций на самоопределение надо понимать, прежде всего, как право на развитие, право нации самостоятельно определять свой социально-политический статус.
Признаки народа как субъекта международного права. Потенциально любая нация, не имеющая своей государственности, может стать субъектом международного права, если:
– нация борется на независимость;
– имеет народный фронт;
– имеет органы сопротивления, признаваемые населением, на контролируемой территории;
– соблюдает законы и обычаи войны.
Права наций:
– право участвовать в международных отношениях;
– право заключать международные договоры и соглашения;
– право на международно-правовую защиту и поддержку других субъектов МП;
– право на применение оружия против тех сил, которые препятствуют обретению нацией государственности.
Обязанности наций: соблюдать принципы и нормы международного права, включая нормы международного гуманитарного права.
После завершения формирования нового государства все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные обязательства, рассматриваются как действия нового государства.
3.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Субъектами международного права, согласно академической точке зрения, являются только международные межправительственные организации (далее – ММПО), которые создаются государствами (например, ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ). Международные неправительственные организации, создаваемые физическими и юридическими лицами разных государств, субъектами международного права не являются (например, «Международная амнистия» (Amnesty International), Международный олимпийский комитет, «Врачи без границ», Всемирный фонд дикой природы и др.).
Права ММПО: – право участвовать в международных отношениях;
– право заключать международные договоры;
– право разрешать споры;
– право применять санкции и др.
Обязанности ММПО: соблюдать принципы и нормы международного права.
3.5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВОПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Государствоподобные образования – родовое понятие для особых политико-территориальных образований, создаваемых для снижения остроты территориальных притязаний государств. К числу этих субъектов в прошлом относились вольные города (Краков, Данциг), Западный Берлин.
В соответствии с четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971 г. западные секторы Берлина были объединены в особое политическое образование, имевшее собственные органы власти (Сенат, прокуратура, суд и др.), издававшее законы и т. п. Другими словами, данные образования похожи на мини-государства, в связи с чем и получили такое название. Следует заметить, что государствами, несмотря на внешнее сходство, они не являются, так как у них отсутствует один из важнейших признаков: в их основе нет населения. Они порождены не обществом, как это происходит с государствами, а созданы в соответствии с международными договорами.
В настоящее время государствоподобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский орден. Их административные резиденции находятся в Риме.
Предложение предоставить такой статус городу Иерусалиму не нашло политической поддержки.
Международная правосубъектность Ватикана определена Латеранскими соглашениями 1929 г., подписанными между Италией и Святым престолом, согласно которым Ватикан имеет свою территорию, законодательство, население, состоящее из священнослужителей.
Святой престол участвует в международных отношениях; заключает международные договоры, именуемые конкордатами; имеет дипломатические отношения с более чем 170 государствами, учреждая представительства в государствах, возглавляемые нунциями. Полные дипломатические отношения между Святым престолом и Россией были установлены 9 декабря 2009 г. С 1 апреля 2016 г. новым Апостольским нунцием в Российской Федерации назначен архиепископ Челестино Мильоре.
Святой престол участвует в международных организациях; является постоянным наблюдателем при Организации Объединенных Наций.
Мальтийский орден – старейший в мире рыцарский религиозный орден римско-католической церкви. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера.
По данным Ордена, его членами являются 13,5 тыс. человек, также в структуре Ордена присутствуют 80 тыс. волонтеров и более 25 тыс. медицинских работников. Имеется около 10,5 тыс. подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признается многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны.
Орден имеет дипломатические отношения с 111 государствами, участвует в 23 международных организациях. С 1994 года имеет статус постоянного наблюдателя при ООН. Есть государства, которые не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.
Отношения Мальтийского ордена с Россией. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Однако после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и отсутствовали до конца существования Российской империи. Российские приорства Ордена были ликвидированы в период 1803–1817 гг.
Отношения с Россией были восстановлены в 1992 г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне официальных представителей в ранге послов.
3.6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ИНДИВИДА
В теории международного права сложились две позиции по вопросу международно-правовой правосубъектности индивида.
Первая (академическая) утверждает, что физическое лицо не является субъектом международного права, так как, во-первых, не является независимом лицом и всегда находится под юрисдикцией государства (или даже двух, если это иностранец); и, во-вторых, не способно создавать нормы международного права. Человек является не субъектом международного права, а бенефициарием (пользователем) норм международного права. (И. И. Лукашук, Л. Н. Шестаков, Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, С. В. Черниченко и др.).
Согласно второй точке зрения (Г. В. Игнатенко, М. А. Лихачев, В. А. Карташкин), индивид стал субъектом международного права.
Аргументы в основном сводятся к следующему:
1) наличие прав и обязанностей по международному праву. Примеров международных договоров, установивших права физических лиц, которыми они могут пользоваться самостоятельно, множество: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и др.;
2) право физических лиц обращаться в межгосударственные органы за защитой нарушенных прав;
3) установление нормами международного права уголовной ответственности физических лиц за международные преступления;
4) индивид в статусе международного служащего подчиняется нормам внутреннего права международных организаций.
По мнению В. Л. Толстых, способность индивида инициировать процесс в международных судах по правам человека однозначно свидетельствует «о существовании международной процессуальной правосубъектности индивида, предполагающей возможность приобретения ими процессуальных прав и обязанностей в соответствии с международным правом. Этой процессуальной правосубъектности не сопутствует материальная правосубъектность, поскольку индивид не является стороной рассматриваемых международными судами по правам человека межгосударственных обязательств»[28]. Возможность привлечения индивида к ответственности по решению международных уголовных судов можно расценивать как признание за индивидами качества субъекта международного права. Вывод профессора В. Л. Толстых: «Таким образом, индивиды обладают ограниченной международной правосубъектностью в соответствии с нормами международного права»[29].
Считать индивида субъектом международного права или не относить его к таковым – вопрос, праздный для практики международных отношений. Очевидно, что индивид обладает правами, имеет возможность их защищать и несет ответственность за несоблюдение обязанностей.
Для теории международного права этот вопрос принципиальный, поскольку признание индивида субъектом меняет качественные характеристики того международного права, которое существует со времен Вестфальского конгресса 1648 г., уже «модернизированного» Уставом ООН 1945 г.
3.7. ПОНЯТИЕ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА, ВИДЫ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ
Признание – это акт, выражающий согласие государства с изменениями на международной арене. Акт, противоположный признанию, называется протестом. Институт признания не кодифицирован, его составляют обычные нормы международного права, которые регулируют стадии признания государств и правительств, а также юридические последствия признания.
Теории признания отражают различные подходы к моменту возникновения правосубъектности у государств и отвечают на вопрос, с какого момента государство может пользоваться правами и исполнять обязанности в соответствии с нормами международного права.
В доктрине сложились две противоположные друг другу теории признания: декларативная (прогрессивная) и конститутивная (реакционная).
Декларативная – признание не создает новых субъектов международного права, а только облегчает их вхождение в мировое сообщество.
Конститутивная – без признания не может возникнуть новый субъект международного права.
Наша наука и политические лидеры придерживаются декларативной теории.
Формы признания – de jure и de facto. Обе формы – юридические, только de jure – это полное и окончательное признание, а de facto – временное и неполное.
Не является признанием, влекущим международно-правовые последствия, так называемое признание аd hoc – «на данный случай», – когда государства вступают в разовые отношения при политике официального непризнания (например, для вывоза собственных граждан из непризнаваемого государства).
Способы признания: явно выраженное – государство делает соответствующее заявление о признании данного государства, и молчаливое – совершаются действия, явно свидетельствующие о признании (например, заключение двустороннего договора, установление дипломатических отношений).
Не свидетельствует о признании участие в многостороннем договоре.
Основными видами признания являются признание государств и признание правительств.
Признание государства одновременно означает и признание правительства. Отдельно встает вопрос о признании правительств, пришедших к власти неконституционным путем.
В конце ХХ в. появилось достаточно большое количество самопровозглашенных государств (Турецкая республика Северный Кипр, Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Косово), не признанных всеми или почти всеми государствами.
Возникновение самопровозглашенных государств (далее – СПГ) не является чем-то новым: все государства, добивающиеся независимости, проходят через эту стадию, длящуюся от нескольких дней до нескольких лет (например, независимость Североамериканских штатов была провозглашена в 1776 г., а признаны они были только в 1783 г.).
Отношения с СПГ регулируются международным обычаем.
Оно осуществляет реальную власть на своей территории (имеется система органов государственной власти, включая вооруженные силы).
Органы власти СПГ независимы от центрального правительства и от иностранных государств.
Лидеры СПГ прямо заявляют о своей независимости.
Население поддерживает органы власти (идея независимости пользуется поддержкой населения).
Данное образование не признается государством. Непризнание может быть как полным, так и частичным.
Самопровозглашенное государство – это временное образование: либо правительству СПГ удается добиться признания, либо центральное правительство вернет под свой контроль мятежную территорию.
С самопровозглашенным государством не заключают международные договоры, не устанавливают дипломатические и консульские отношения. Лидеры СПГ имеют статус обычных граждан, не пользуются дипломатическим иммунитетом.
Вооруженные формирования СПГ не имеют статуса вооруженных сил, а лица, которые служат в подобных формированиях, не имеют статуса военнослужащего. Если подобное лицо окажется на территории непризнающего государства, последнее обязано выдать его или судить за незаконное ношение оружия.
Документы, выданные органами СПГ, являются недействительными.
Юридические лица считаются несуществующими, документы на право собственности, о наследстве, права на управление транспортным средством и другие не имеют юридической силы за пределами СПГ.
3.8. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, КОСОВО, ПАЛЕСТИНЫ, ЧЕРНОГОРИИ, ЮЖНОГО СУДАНА
Основанием появления Абхазии, Южной Осетии, Косово, Палестины, Черногории и Южного Судана стала реализация права народа на самоопределение, но, как показывает практика, каждый этнический конфликт – уникальный.
По общему правилу народ может выразить свою волю на отделение путем референдума. Провозглашается независимое государство, которое признается или не признается мировым сообществом. Когда центральное правительство старается восстановить свой контроль над мятежной территорией, начинается вооруженный конфликт.
В 2006 году о своей независимости объявила Черногория. По свидетельству ОБСЕ, референдум в Черногории прошел в соответствии с демократическими нормами. Черногория сразу получила международно-правовое признание и в этом же году стала членом ООН.
Республика Южный Судан провозгласила свою независимость в 2011 г. на основании результатов референдума, в ходе которого все население высказалось за отделение. Большинство государств мира (123), включая Судан, от которого отделился Южный Судан, признали новое государство, в 2012 г. Южный Судан был принят в ООН.
Одностороннее провозглашение независимости Косова произошло 17 февраля 2008 г. Сербия, Россия, а также Китай, Испания, Греция, Румыния и страны бывшего СССР не признали Косово, считая это нарушением территориальной целостности Сербии. В течение года Косово было признано 111 государствами. Международному Суду ООН был направлен запрос – дать консультативное заключение по вопросу: «Является ли одностороннее провозглашение независимости Косова нарушением международного права?». Ответ был отрицательный. По мнению многих исследователей, это стало новым прецедентом в области признания самопровозглашенных государств.
До косовского прецедента Российская Федерация не признавала независимость Абхазии и Южной Осетии, считая их частью Грузии. 26 августа 2008 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об их признании после вооруженного столкновения на границе Грузии с Южной Осетией. Россия встала на сторону независимости Абхазии и Южной Осетии по ряду причин:
– защитить российских граждан, проживающих на этих территориях;
– оказать помощь народам, борющимся за самоопределение, что правомерно согласно Уставу ООН и др.
Кроме России независимость Абхазии и Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату.
Провозглашение независимости государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 г. в Алжире на сессии Палестинского национального совета. При этом декларирование независимости произошло номинально, так как реальным суверенитетом над территорией Палестина не обладала.
Фактически Палестина в настоящее время не имеет реального суверенитета. Сама территория Палестины разделена на два анклава территорией Израиля, и значительная часть территории контролируется его армией.
В 1988 году Генеральная Ассамблея ООН признала провозглашение Государства Палестина. В 1993 году произошло взаимное признание Израиля и Организации Освобождения Палестины как представителя палестинского народа.
В настоящее время Палестина является полноправным членом Лиги арабских государств, Организации Исламского сотрудничества. У Палестины установлены дипломатические отношения с государствами, признавшими ее. В 2011 году Палестина стала членом ЮНЕСКО. Палестина также предпринимала попытки вступить в ООН, но Совет Безопасности ООН отклонил заявление.
С 1 апреля 2015 г. Палестина присоединилась к Статуту Международного уголовного суда.
Большинство государств не признают Палестину, так как считают, что этот вопрос может быть решен только в рамках прямых переговоров между Израилем и Палестиной.
3.9. ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Определение правопреемства, содержащееся в конвенциях, посвященных различным его аспектам (легальное), и определения, выработанные учеными (доктринальное), имеют расхождения, поэтому есть смысл дать оба варианта.
По мнению Г. В. Игнатенко, правопреемство – это переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-правопреемнику.
Согласно положениям конвенций о правопреемстве 1978 и 1983 гг., правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения определенной территории.
Основанием правопреемства является возникновение нового государства, которое может появиться в результате различных событий.
1. Национально-освободительная борьба (деколонизация) (Алжир, Ангола, Египет, Индия, Мозамбик).
2. Цессия (двусторонняя цессия) – уступка территории или обмен территориальными участками (уступка Аляски 1967 г.).
3. Выделение территории (1971 г. – из Пакистана выделился Бангладеш, 1993 г. – из Эфиопии выделилась Эритрея).
4. Объединение государств – ГДР и ФРГ.
5. Разделение государства – Югославия, СССР.
Советская доктрина и некоторые российские ученые долго рассматривали социальную революцию как главный способ появления новых государств (локомотив истории).
Западная и современная отечественная международно-правовая доктрина не считает социальную революцию основанием правопреемства.
Поскольку новые государства не возникают каждый день, практика правопреемства носит эпизодический характер, чаще всего она уникальна.
3.10. ПРАВОПРЕЕМСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Советский Союз распался в декабре 1991 г. Правопреемниками стали 12 новых независимых государств – бывших республик СССР. Россия, будучи одним из правопреемников, также получила статус продолжателя СССР – континуитет России. Российская Федерация продолжила членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других организациях.
Обязательства по международным договорам СССР перешли к государствам-правопреемникам.
Движимая и недвижимая собственность бывшего СССР, которая оказалась на территории нового государства, перешла к этим государствам.
В 1992 году государства СНГ заключили Соглашение о разделе собственности, находящейся за пределами территории СССР. Движимая и недвижимая собственность бывшего СССР была распределена в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика – 1,64; Республика Армения – 0,86; Республика Беларусь – 4,13; Республика Казахстан – 3,86; Республика Кыргызстан – 0,95; Республика Молдова – 1,29; Российская Федерация – 61,34; Республика Таджикистан – 0,82; Туркменистан – 0,70; Республика Узбекистан – 3,27; Украина – 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7. Одновременно было заключено Соглашение о разделе государственного долга СССР в тех же процентах.
В 1993 году Президент РФ предложил государствам СНГ «нулевой вариант»: Российская Федерация выплачивает весь долг СССР, взамен принимает на себя все права на собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом. Соответствующие двусторонние международные договоры были подписаны с каждым государством СНГ и ратифицированы. Только Украина подписала, но не ратифицировала этот договор.
Правопреемство в отношении государственных архивов бывшего СССР также осуществлялось на основе Соглашения СНГ 1992 г., которое предусматривало, что архивы СССР, находящиеся на территории государств, переходят под юрисдикцию этих государств. Каждое государство – член СНГ имеет право доступа к архивам и получения необходимых копий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое государственный суверенитет?
2. В чем особенности правового положения самопровозглашенных государств?
3. Назовите признаки нации, борющейся за независимость, как субъекта международного права.
4. Мотивируйте свою личную точку зрения о том, является ли индивид субъектом международного права.
5. Прокомментируйте известные теории признания, а также формы и виды признания, используя конкретные примеры из международной практики.