Вы здесь

Международное право. 2. История международного права (Р. В. Винникова, 2018)

2. История международного права

2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Установить с предельной точностью, когда возникла система международного права, не представляется возможным. Любое общественное явление, такое, например, как возникновение международно-правовой нормы, а тем более института или отрасли, всегда есть процесс, начало которого представляет собой более или менее определенный отрезок. Лишь в начале XIX в. наука от накапливания материала, в том числе и в области международного права, перешла к его более глубокому анализу и обобщению.

Вопрос о возникновении международного права по-разному решается в международно-правовой науке: 1) международное право возникло в межплеменных отношениях еще до появления государств; 2) международное право возникло одновременно с появлением государств и внутригосударственного права; 3) международное право возникло в конце Средних веков.

Наиболее распространена вторая точка зрения (Г. И. Тункин, Г. В. Игнатенко, из дореволюционных авторов – П. Казанский, В. Э. Грабарь), что международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств (конец III – начало II тысячелетия до н. э.). По их мнению, многочисленные исторические памятники наглядно свидетельствуют о существовании международного права в глубокой древности. Несмотря на то что оно было тогда примитивным, региональным, однако это было международное право.

Вместе с тем существует и другой подход к этому вопросу (Ф. Ф. Мартенс, И. И. Лукашук). По мнению И. И. Лукашука, «международное право как юридическое средство регулирования межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков»[20], когда сложилась система суверенных государств. Период с Древних до конца Средних веков, в ходе которого накапливался опыт регулирования межгосударственных отношений и формировались предпосылки международно-правового сознания, И. И. Лукашук рассматривает как предысторию международного права.

2.2. ДРЕВНИЙ МИР (НАЧАЛО II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э. – V В.)

Международное право, прежде чем стать всеобщим, универсальным, развивалось по отдельным регионам. Этот регионализм особенно был характерен для истории международного права с момента своего возникновения вплоть до крушения Римской империи (конец V века н. э.). Такими основными регионами были: Двуречье и Египет; Индия и Китай; Древняя Греция и Древний Рим. В каждом из них развивались свои специфические международно-правовые институты, одновременно им были присущи и некоторые общие черты, несмотря на значительную удаленность регионов друг от друга.

Практически в каждом из регионов возникали такие институты, как международные договоры, посольское право, законы и обычаи войны, которые, значительно трансформировавшись, впоследствии вошли в систему современного международного права.

Первый международный договор, дошедший до наших дней, был заключен в первой половине ХХIII века до н. э. между аккадским царем Нарамсином и мелкими правителями Элима[21]. Также широко известен международный договор, заключенный между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттушилем III в 1278 г. до н. э., предусматривавший военный союз для подавления восстания рабов, выдачу беглых рабов и др.

Гуманизм некоторых законов и обычаев войны, о которых говорится в индийском историческом памятнике – законах Ману, нашел затем свое отражение в конвенциях о защите жертв вооруженных конфликтов.

Неприкосновенность «путешествующих послов», известная в I тысячелетии до н. э. государствам Среднего Китая, трансформировалась впоследствии в известные институты современного дипломатического права.

Религиозно-политические объединения древнегреческих государств – амфиктионии – стали прообразом будущих международных организаций.

Смешанно-согласительные комиссии для рассмотрения споров между Римом и иностранными государствами во многом напоминают некоторые современные мирные способы разрешения споров между государствами.

Уже в древности на общем фоне бесправия иностранцев был известен институт их покровительства. В законах Ману одной из обязанностей браминов признавалось оказание гостеприимства чужеземцам. В Африке у богосов, кумаллов и воллоголасов всякое лицо, не состоявшее в кровном родстве с этими туземными племенами и желавшее остаться среди них, выбирало для защиты туземного патрона.

Особенно широкое распространение получило оказание покровительства иностранцам в Древней Греции и Древнем Риме. Там существовали специальные институты покровительства иностранцам – проксения и патронат, ставшие прообразом современных консулов[22].

2.3. СРЕДНИЕ ВЕКА (VI – ХVI ВВ.)

Это период от падения Римской империи (476) до заключения Вестфальского мира (1648). Развитие международного права в Средние века имело свои особенности по сравнению с Древним миром. Во-первых, возникли новые институты международного права, носившие явно выраженный феодальный характер (так называемое береговое право, репрессалии применительно к иностранцам и др.). Во-вторых, несколько иными стали сами регионы: одни исчезли вовсе, другие появились, третьи видоизменились. Среди главных центров международной жизни той эпохи выделялись Западная Европа, Византия, Киевская, а затем Московская Русь, Юго-Западный Средиземноморский бассейн, Индия, Китай и государственные образования Американского континента. В-третьих, развивались прежние институты международного права, и появились новые институты, особенно в области морского права, права войны, консульской юрисдикции и др. В-четвертых, имелись известные особенности в развитии международного права в зависимости от тех основных этапов, которые прошел феодализм в своем развитии: период образования феодальных государств (V–IX вв.), период феодальной раздробленности (X–XII вв.), период образования крупных феодальных сословных монархий (XIII–XV вв.) и период абсолютизма (XVI–XVIII вв.).

Институты международного права в Средние века отличаются религиозной окраской. Трудно переоценить роль римско-католической церкви как крупного центра всей феодальной системы Западной Европы в ее воздействии на международное право той эпохи, так же как православной религии в Византии и на Руси, а мусульманской – среди арабских государств.

Поскольку бесконечные частные войны наносили урон церковным интересам, церковь стремилась содействовать разрешению споров между феодалами посредством арбитража. Некоторые вопросы международной жизни обсуждались на церковных Вселенских соборах в XII–XV вв., которые известный русский юрист-международник В. Грабарь рассматривал в качестве органов международного общения, называл прообразом современных международных конференций. Еще ранее на Карфагенском соборе 438 г. был подтвержден уже сложившийся принцип «договоры должны соблюдаться».

Все больше стали развиваться экономические отношения, что повлекло за собой возникновение норм и институтов в области морского права, правового положения иностранцев и консульского права. Консульствам были предоставлены обширные права в области судебной и административной юрисдикции.

В различных регионах и в этот период развитие институтов международного права имело свою специфику. Об этом, например, свидетельствуют отношения Киевской Руси. Первые договоры Руси с греками содержали положения, которые с современной точки зрения были значительно «прогрессивнее» институтов и норм международного права, общепринятых в Европе X в. Так, они предусматривали более гуманный режим для иностранцев, отрицали «береговое право»[23]. Наличие передовых институтов международного права в отношениях Киевской Руси с государствами Западной и Восточной Европы нашло свое отражение не только в договорах, но и в летописях, в которых, в частности, встречается указание на уважение к чужой территории: «межи собою в любви и мире живите… и чюжих не желайте, и на чюжиа пределы не прескакайте, но будите своими довольны»[24]. На Руси считалось нормой соблюдение принципа неприкосновенности послов даже вражеских государств.

В эпоху феодализма начинается разработка проектов установления «всеобщего мира», предусматривающая определенные организационные формы в тех областях, где остро ощущалась необходимость сотрудничества государств. Самым известным был проект чешского короля Юрия Подебрада об организации мира и безопасности, предусматривавший создание союза европейских христианских государств для борьбы с турецкой агрессией[25]. Наряду с этим данный проект был направлен на ограничение влияния папства и обеспечение «вечного мира» в Европе.

Своего рода скачок в развитии международного права нашел проявление в знаменитом Вестфальском конгрессе, завершившем Тридцатилетнюю войну (1618–1648). Не случайно некоторые юристы-международники даже само начало возникновения международного права связывают с этим конгрессом и его решениями.

По мнению многих юристов, период с конца Средневековья вплоть до Французской революции был решающим в деле формирования межгосударственного права. Что же касается самого Вестфальского трактата, то он является своего рода освящением нового европейского правопорядка, основанного на отношениях суверенных государств.

Подписанные после завершения конгресса Мюнстерский и Оснабрюкский трактаты касались, прежде всего, территориальных изменений в Европе, явившихся результатом Тридцатилетней войны, предусматривая неприкосновенность границ, установленных в этих трактатах. Связанный с неприкосновенностью границ принцип политического равновесия в течение ряда столетий был одним из основных принципов международных отношений того времени.

Подтвердив прежние постановления, согласно которым религия государя определяла религию его подданных, Вестфальский конгресс стремился ограничить религиозные войны, в частности, войны между католиками и протестантами.

Признав за немецкими князьями право суверенитета, конгресс впервые сформулировал декларативную доктрину признания. По итогам Конгресса была признана независимость Швейцарии и Нидерландов.

Постоянные дипломатические отношения между государствами, которые в Европе берут начало с этого времени, желание решать споры между государствами на международных конгрессах, утверждение независимости светской власти от власти духовной и равенства государств («равный над равным не имеет власти») – все это характеризует Вестфальский конгресс как важный этап в становлении и развитии системы международного права.

Новые границы многих европейских государств стали основой для большинства заключенных впоследствии договоров. Правовые гарантии сохранения политического равновесия имели основываться на использовании мирных средств разрешения международных споров и на возможности применения коллективных санкций против нарушителя. Кроме этого, положения Мюнстерского и Оснабрюкского трактатов оказали влияние на становление и развитие таких институтов международного права, как международно-правовое признание, международно-правовая ответственность и т. д. Трактаты ввели некоторые нормы, касающиеся статуса консулов, режима международных рек. Наконец, решение конгрессов первой половины XVII в. повлияли и на развитие других норм и институтов международного права. В XVII–XVIII веках получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря, возникло понятие территориального моря. Под воздействием принципа суверенного равенства государств происходило развитие дипломатического права (появились постоянные посольства, получили международно-правовое признание дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты). Произошли изменения в сторону смягчения правил и обычаев ведения войны.

2.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Основателем науки международного права считается голландский ученый Гуго Гроций (1583–1642), основная работа которого «Право войны и мира» вышла в свет в 1625 г. (у Гроция более 30 работ).

В 1627 году она была внесена в папский список запрещенных книг и находилась в нем до начала XX в.

Источником международного права Г. Гроций считал естественное право.

Гуго Гроций построил систему международного права и сформулировал его принципы. После него теория международного права разделилась на два направления: естественно-правовое и позитивистское.

Продолжатель взглядов Гроция – швейцарец Э. де Ваттель. Его книга «Право народов» (1758) не утратила своей значимости и в настоящее время. Кроме Э. де Ваттеля представителями естественно-правового направления являются Т. Гоббс, X. Вольф и др. Представителями позитивно-правового направления являются Д. Анцилотти, Г. Еллинек и др.

По мнению позитивистов, государственная воля является единственным источником международного права.

Прогрессивное влияние на развитие доктрины международного права оказали идеи французских просветителей XVIII в. Монтескье и Руссо, особенно их взгляды на войну, на необходимость упорядочения военных действий и гуманизацию законов и обычаев войны.

Наука международного права в России стала интенсивно развиваться только со второй половины XIX в. До этого момента работы по международному праву в основном переводились с иностранных языков. За достаточно короткий период российская наука международного права сумела освоить достижения европейских школ и разработать собственные традиции. Российские ученые мирового уровня конца XIX – начала XX вв. – это Ф. Ф. Мартенс, Н. М. Коркунов, В. А. Незабитовский и др.

Советская школа международного права признавалась во всем мире. Зарубежные юристы-международники отмечали глубину теоретических разработок советских авторов. Основатель советской и российской школы международного права – Григорий Иванович Тункин. Его научные труды переведены на иностранные языки и входят в число наиболее авторитетных работ юристов-международников всего мира.

Советские, а затем российские ученые выступали в Гаагской академии международного права, читали лекции по международному праву в зарубежных университетах, представляли Россию в международных органах и организациях.

Весомый вклад в развитие науки международного права внесли такие ученые, как Игорь Иванович Лукашук, Геннадий Владимирович Игнатенко, Анатолий Лазаревич Колодкин, Станислав Валентинович Черниченко и многие другие.

2.5. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (XVII – НАЧАЛО XX ВВ.)

Этот период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, а также с утверждением новых принципов и норм международного права. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод. Побудительным мотивом для этого явилось принятие Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту[26].

Большое влияние на формирование и дальнейшее развитие международного права оказали Венский (1814–1815), Парижский (1856), Берлинский (1878) конгрессы.

Венский конгресс сыграл важную роль в утверждении в международном праве прогрессивных для того времени институтов. Так, он принял регламент, установивший единое деление на «классы» дипломатических агентов; принял «Декларацию держав об уничтожении торга неграми»; установил правила судоходства по международным рекам; ввел институт постоянного нейтралитета и др. В то же время Венский конгресс закрепил результаты передела Европы и колоний между победителями Наполеона. Там же был образован Священный союз, основным принципом деятельности которого был провозглашен принцип легитимизма, направленный против революционных и национально-освободительных движений в Европе и на других континентах.

К середине XIX в. дальнейшее развитие международного права нашло свое отражение в трактате Парижского конгресса 1856 г., созванного для проведения многосторонних международных переговоров с целью завершения Крымской войны. При ведении морской войны стали запрещены каперство, кабинетная блокада, был закреплен принципа «флаг покрывает груз», что обеспечивало интересы нейтральных государств во время войны. Также Парижским мирным договором была провозглашена свобода судоходства по Дунаю. Договор определил, что не должно быть никаких ограничений кроме тех, которые предусмотрены в приложениях к договору. Был учрежден специальный орган – Европейская дунайская комиссия, в которую вошли представители Австрии, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии, Турции и Франции.

Конгресс рекомендовал государствам, между которыми возникают серьезные разногласия, обращаться к посредничеству «дружественной державы» с целью избежать вооруженного столкновения. Парижский трактат касался и режима черноморских проливов.

Эти и ряд других его постановлений были подтверждены на Берлинском конгрессе 1878 г., который, кроме того, ознаменовался признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. На первой Гаагской конференции 1899 г.

приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906–1907) были приняты 10 новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

Ни первая, ни вторая Гаагская конференция не решили стоявший в их повестке дня вопрос о разоружении. Было лишь высказано намерение об ограничении расходов на военное дело. За исключением акта о мирном разрешении международных споров, все остальные конвенции были посвящены законам и обычаям войны. Предполагалось также созвать третью Гаагскую конференцию мира, однако этому помешала Первая мировая война.

2.6. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Начало становления современного международного права большинство международников связывают с созданием Лиги Наций в 1919 г. Она стала первой универсальной политической организацией, призванной обеспечить мир. Формально просуществовав до 1946 г., Лига Наций прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Следует заметить, что прилагательное «современное» в рассматриваемой категории не означает период времени – «сегодня», а является качественной характеристикой, отражающей новую систему международного права.

Отличия современного международного права от классического международного права

Главное отличие состоит в том, что современное международное право запрещает применение силы и угрозу силой, агрессия является серьезным нарушением обязательств государств, вытекающих из императивных норм общего международного права, а действия физических лиц по планированию войны, подготовке к войне, развязыванию войны квалифицируются как международное преступление.

Классическое международное право признавало войну крайним, но правомерным средством решения политических вопросов.

Современное международное право провозглашает суверенное равенство государств, классическое – устанавливало различную степень зависимости одних государств от других (протектораты, колонии и т. п.), а также исключало из сферы своего действия африканские и азиатские государства.

Субъектами классического международного права были только государства, современное международное право признает правосубъектность международных организаций, народов, борющихся за создание своего государства, индивидов и др.

Научно-технический прогресс, интернационализация жизни общества привели к возникновению в современном международном праве новых отраслей: международное космическое, международное уголовное и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие положения памятников истории и культуры Древней Индии получили развитие в позднейших международных документах в качестве юридических норм?

2. Какие обычаи, складывавшиеся в Древнем Китае, Древней Греции и Древнем Риме, послужили основой для формирования ныне действующих норм международного права?

3. Какое влияние на регулирование международных отношений оказали решения Вестфальского мирного конгресса?

4. В чем заключаются важнейшие из решений Венского мирного конгресса, определившие дальнейшее развитие ряда отраслей международного права?

5. Какие из решений Парижского мирного конгресса можно оценить в качестве базовых для регулирования международных отношений в течение последующих 150 лет?