Вы здесь

Международное право. 1. Понятие, сущность и особенности международного права (Р. В. Винникова, 2018)

1. Понятие, сущность и особенности международного права

1.1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Термин «международное право» первым использовал И. Бентам – английский правовед, философ, экономист и общественный деятель – в своем главном труде «Введение в принципы нравственности и законодательства», написанном в 1780 г.

Прообразом международного права принято считать сложившийся в римском праве термин jus gentium – дословный перевод «право народов» – свод правил, регулировавший частные отношения между римскими гражданами и негражданами, а также между негражданами, а позднее отношения Рима с другими государствами, приобретя значение «общенародного права». Именно так международное право называлось в России до середины XIX в.

Термин «международное право» является синонимом термина «международное публичное право», что подчеркивает его отличие от международного частного права.

Более точно отражающим содержание данной правовой системы является термин «межгосударственное право», как его всегда называл известный русский юрист-международник В. А. Незабитовский, но общеупотребительным практически на всех языках стал термин «международное право».

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества (И. И. Лукашук)[1].

Каждое государство обладает верховной властью на своей территории и устанавливает общеобязательные правила поведения для регулирования отношений, находящихся в пределах его юрисдикции.

Международное право возникло для регулирования и поддержки отношений между государствами (между «властями»), которые друг другу не подчинены. Предмет регулирования международного права – отношения между субъектами международного права.

Когда лицо, обвиняемое в преступлении, оказывается за границей, оно становится не досягаемым для юрисдикции государства. Привлечь его к уголовной ответственности можно лишь благодаря международному договору о правовой помощи. Межгосударственные отношения являются объектом совместной компетенции двух и более государств, среди них, кроме правовой помощи, можно назвать разоружение, режим открытого моря, дипломатические иммунитеты и др.

Самостоятельные предметы регулирования обусловили отличия международного права от внутригосударственного права, как по способу создания норм, так и по формам их реализации и обеспечения, по источникам и др.

Отличия международного права по способу создания норм. Координационный характер международного права, кроме прочего, выражается в том, что государства сами определяют для себя правила поведения и добровольно принимают на себя обязанность их соблюдения.

Есть правила, обязательные только для двух или нескольких государств. И есть универсальные императивные нормы, обязательные для большинства государств мира, закрепляющие ценности, в защите которых заинтересовано всё международное сообщество.

Нормы внутригосударственного права создаются субординационно, волеизъявлением одного субъекта, обладающего публичной властью. Любые нормы внутригосударственного права имеют общеобязательный характер.

Отличия международного права по способам обеспечения исполнения правовых норм.

Государства сами обеспечивают исполнение норм, ими же созданных. В основном оно обеспечивается принуждением в рамках двусторонних отношений. Другими словами, в случае нарушения норм международного права применить ответные меры может только государство, интересы которого задеты. Но в случае нарушения обязательств, имеющих императивный характер и адресованных всем государствам (запрет применения силы, право народов на самоопределение и др.), любое государство и международное сообщество в целом вправе призвать нарушителя к ответственности.

Отличия международного права по источникам.

Источник права – это форма выражения обязательных правил поведения. Источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, а также резолюции международных организаций и акты международных конференций, но не все, а только те из них, которые содержат норму права.

Следует учитывать, что большинство резолюций международных организаций и актов международных конференций не имеют обязательного характера и, следовательно, не являются источниками международного права.

Подчеркнем, что вопреки довольно распространенному мнению международный договор, обязательный для Российской Федерации, не является источником российского права, он является источником международного права.

Нормы международного и внутригосударственного права имеют свои формы выражения, другими словами, источники международного и внутригосударственного права не совпадают. Нормы российского права содержатся в основном и в частности в нормативно-правовых актах РФ. Норм российского права нет в международных договорах, поскольку в последних выражена согласованная воля нескольких государств относительно правил поведения, на обязательность которых Российская Федерация дала согласие путем ратификации договора либо иным способом.

К субъектам международного права в дополнение к государствам традиционно относят нации, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государствоподобные образования. Все они опосредованы государствами: или созданы ими, или в случае с нацией представляют будущее государство.

Сущность международного права выражается в том, что оно является результатом согласования воль двух, нескольких или многих государств, поэтому содержание нормы международного права – это результат компромисса, учитывающий интересы многих государств, и в основном нормы международного права имеют общедемократический характер.

Социальной основой международного права является потребность государств в международном общении. В современных условиях государства объективно взаимозависимы при решении важных задач в области безопасности, экологии, борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями, использования космоса и в других самых разнообразных сферах жизни.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В НАЧАЛЕ XXI В.

Международное право постоянно меняется. Современное международное право, которое сформировалось к середине XX в[2]., отлично от того международного права, которое ему предшествовало, получившее название «классическое международное право». Трансформации международного права XXI в., возможно, приведут к тому, что в итоге мы можем получить качественно иное международное право. Изменения затронули многие институты международного права и даже принципы международного права, расширяется предмет регулирования, круг источников и субъектов международного права. Состояние современных международных отношений требует по-новому взглянуть на выработанные доктриной положения.

1. Предмет регулирования международного права российская наука традиционно определяет как межгосударственные отношения – отношения между государствами и между другими субъектами международного права, при этом внутригосударственные отношения являются предметом регулирования национального права.

На современном этапе проблемы защиты прав человека, борьба с международной преступностью, помощь в случае ядерной катастрофы и др., объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, находятся в поле действия и международного права тоже.

В связи с этим известным профессором Г. В. Игнатенко выдвинута концепция «совмещенный предмет регулирования», когда «одно и то же (общественное) отношение, ориентированное на то, чтобы стать правоотношением, может быть предназначено для совместного регулирования нормами международного права и нормами внутригосударственного (конституционного, гражданского, трудового и т. д.) права»[3].

Профессор П. Н. Бирюков считает, что предметом регулирования международного права, помимо межгосударственных отношений, являются немежгосударственные отношения, включая отношения с участием физических и юридических лиц[4].

Можно предложить еще один вариант определения предмета регулирования международного права. Международное право регулирует межгосударственные отношения субъектов международного права в международной системе и отношения между субъектами международного права по поводу их внутренних правовых режимов.

2. Постепенно возрастает влияние международных неправительственных организаций (МНПО), которые, по общему мнению, не являются субъектами международного права. По своей природе МНПО – это объединение частных лиц (иногда даже государственных деятелей, но в него не могут входить субъекты международного права), создаваемое на добровольной и некоммерческой основе, имеющее представительства на территории двух и более государств. По данным Ежегодника международных ассоциаций, существует более 17 000 МНПО[5], большинство из них имеют консультативный статус в ООН и специализированных учреждениях ООН. Сотрудничество с МНПО также осуществляют Совет Европы, Организация американских государств, Африканский союз.

Консультативный статус подразумевает права – предлагать вопросы в повестку заседаний, выступать на заседаниях, участвовать в подготовке и реализации решений ММПО, а также обязанности, например, предоставлять ММПО отчеты о проделанной работе.

В Совете Европы консультативный статус МНПО был заменен на статус участника, что усилило позиции МНПО в работе Совета Европы.

«Международная Амнистия», Всемирный альянс за гражданское участие (CIVICUS), Всемирная организация по защите прав потребителей, «Гринпис Интернешнл», «Спасите детей», Transparency International и другие МНПО в 2006 г. подписали Хартию ответственности международных неправительственных организаций, в которой представлены международные межотраслевые стандарты деятельности в неправительственном секторе, своего рода свод этических норм деятельности НПО. Данным документом МНПО гарантируют соблюдение принципов прозрачности и подотчетности в своей деятельности.

Потенциал, которым обладают МНПО в решении мировых проблем, до конца еще неоценен.

3. Продолжается дискуссия[6] о международной правосубъектности индивида[7]; в качестве особых субъектов международного права предлагается рассматривать интеграционные объединения государств. «В международной жизни интеграционные объединения все более утверждают себя как особый субъект международного права, что проявляется в возможности самостоятельно формировать договорную практику интеграционного объединения»[8].

4. Наблюдается тенденция к сужению сферы внутренней юрисдикции государств, в связи с принятием ряда международных договоров, в частности, Римского статута Международного уголовного суда.

5. Изменилось толкование содержания основного принципа международного права – принципа равноправия и самоопределения народов.

С момента принятия Декларации о принципах международного права 1970 г., а затем Хельсинкского акта СБСЕ 1975 г.[9] данный принцип неизменно толковался с учетом принципа территориальной целостности государств.

Право народа на самоопределение понималось как самоопределение внутри границ государства в различных формах культурного обособления или автономии. В Декларации 1970 г. было установлено, что право народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств»[10]. Фактически был объявлен запрет на сецессию, подтвержденный и более поздними документами СБСЕ Венской встречи 1986 г., Копенгагенского совещания 1990 г. и другими международно-правовыми актами.

В 1999 году Венецианская Комиссия – консультативный орган Совета Европы, признанный независимый форум по обмену идеями в правовой сфере, – изучила вопрос о самоопределении и отделении с точки зрения конституционного права европейских государств.

В итоговом докладе[11] Комиссия выразила мнение, что самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее – в рамках существующих границ, а не как внешнее – через отделение.

Пределы права на самоопределение, существовавшие в международном праве, исчезли после того, как Международный Суд ООН вынес Консультативное заключение от 22 июля 2010 г. о «соответствии нормам международного права одностороннего провозглашения независимости Косово»[12].

Суд установил, что отделение Косово не нарушает международного права.

1.3. ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду.

В литературе можно встретить самые разнообразные классификации функций, в основе которых и объективные критерии (объект международно-правового воздействия, уровень регулирования и т. д.), и субъективный взгляд исследователя. Например, один из известнейших представителей российской школы международного права профессор И. И. Лукашук выделял следующие функции международного права[13]:

– правовое регулирование международных отношений как главную юридическую функцию международного права;

– упрочение существующей международной системы как главную социальную функцию международного права, направленную на обеспечение функционирования международной системы;

– предупреждение нежелательного развития событий как главную охранительную функцию международного права, направленную на противодействие появлению новых институтов, противоречащих целям международного права;

– интернационализация – функция международного права, направленная на расширение и углубление связей между государствами;

– информационно-воспитательная функция – передача накопленного опыта рационального поведения государств.

1.4. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное право состоит из отраслей, институтов и норм.

Ядро современного международного права образуют основные принципы международного права – это императивные универсальные нормы международного права, обладающие высшей юридической силой.

Отрасль международного права – совокупность международно-правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного рода. Например, право международных организаций регулирует общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью международных организаций, взаимодействием с другими субъектами международного права.

Критерием выделения отрасли в международном праве выступает наличие сформировавшегося отраслевого принципа. Например, отрасль «международное морское право» – принцип свободы открытого моря; отрасль «право международной безопасности» – принцип равной безопасности для всех и т. д. Другими словами, если из массива норм, регулирующих однородные отношения, можно выделить норму, обладающую характеристиками принципа, то данную совокупность норм можно назвать отраслью, если принцип выделить невозможно, то перед нами – международно-правовой институт.

Относительно числа, названия и содержания отраслей международного права в международно-правовой науке сложились различные точки зрения. Например, существует несколько названий отрасли международного права, регулирующей обеспечение и защиту прав человека: «международная защита прав человека», «право прав человека», «права человека», «международное гуманитарное право» и т. д. По вопросу о содержании международного гуманитарного права имеются две основные точки зрения.

1. Гуманитарное право регламентирует защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов и является подотраслью другой отрасли – «права вооруженных конфликтов» (И. И. Лукашук, В. Л. Толстых).

2. Другие ученые рассматривают гуманитарное право более широко, включая в него защиту прав человека как в военное, так и в мирное время (Г. В. Игнатенко, П. Н. Бирюков).

Международно-правовой институт представляет собой совокупность международных норм, регламентирующих общественные отношения определенного вида.

Примерами могут служить институт правопреемства в праве международной правосубъектности, институт действительности договоров в праве международных договоров и др. Нормы международного права – это обязательные правила поведения, создаваемые самими субъектами международного права и регулирующие отношения между ними.

Создание норм международного права происходит в два этапа: достижение согласия относительно содержания правила поведения; выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

Императивная норма международного права создается в три этапа:

– согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения;

– согласование воль субъектов международного права относительно придания данному правилу поведения высшей юридической силы;

– дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.

В соответствии с этим порядком согласованное правило приобретает юридическую силу, воплотившись в форму обычая или договора, резолюции международной организации или акта международной конференции.

Виды норм международного права. Международно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

По форме нормы международного права делятся на два основных вида: договорные и обычные.

По территориальной сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные, региональные и локальные.

Универсальные нормы – это нормы, регулирующие отношения, затрагивающие интересы всех государств и признанные подавляющим большинством государств. Универсальные нормы охватывает своим действием большинство стран мира. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав Организации Объединенных Наций, Конвенция ООН по морскому праву, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и др.

Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (нормы договоров Совета Европы, СНГ и др.).

Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Как и в общей теории права, материальные нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений по существу, и процессуальные регламентируют организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судов, согласительных комиссий и др.).

По функциям нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, право государств на свободу судоходства в открытом море; обязательства государств – участников договоров о выдаче преступников судить преступника или выдать его иностранному государству).

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

По характеру предписаний, содержащихся в нормах, различают обязывающие нормы, устанавливающие меры должного поведения (например, освободить военнопленных по окончании военных действий); запрещающие нормы, фиксирующие запрет определенных действий (например, не производить химическое оружие), управомочивающие (например, права государства на исследование и использование космического пространства).

По методу регулирования нормы международного права бывают императивные и диспозитивные.

Императивными являются нормы, которые нельзя изменить по соглашению сторон (например, положения о нераспространении ядерного оружия; нормы jus cogens).

Диспозитивные нормы можно изменить по соглашению сторон (например, положение о границе континентального шельфа).

1.5. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Особое место в системе международно-правовых норм занимают основные принципы международного права, которые сначала выступали в форме международно-правовых обычаев. В настоящее время они в большинстве своем закреплены в Уставе ООН[14]. Содержание принципов раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и др.

Основные принципы современного международного права – это нормы общего международного права, имеющие императивный характер и определяющие в концентрированном виде основное содержание международного права. Все другие нормы должны соответствовать положениям основных принципов.

1. Принцип суверенного равенства государств.

Данный принцип предполагает, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств;

2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости других государств. (Два исключения: право на самооборону и право нации на самоопределение. В этих случаях применение силы правомерно). 3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств.

Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела других государств. Ни одно государство не вправе содействовать применению или поощрять такие меры, которые направлены на подчинение одного государства другому государству.

4. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно данному принципу, государства обязаны разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами (переговоры, добрые услуги, посредничество, суд, арбитраж и др.), чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность.

5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6. Принцип международного сотрудничества государств. Государства обязаны независимо от различия в их политических и экономических системах сотрудничать друг с другом в целях поддержания международного мира и безопасности, содействовать экономическому прогрессу в мире.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политической статус, осуществлять свое экономическое и культурное развитие, свободно принимать решения по созданию своего государства.

8. Принцип территориальной целостности государств. Государства должны отказаться от насильственного расчленения территории других государств, отделения каких-либо ее частей, а также право каждого государства свободно распоряжаться своей территорией. 9. Принцип нерушимости государственных границ. Государства должны отказаться от каких-либо территориальных претензий и согласиться с существующим территориальным распределением в мире.

10. Принцип уважения прав и свобод человека.

Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т. д.

Основные принципы:

исторически обусловлены, они способны развиваться в соответствии с потребностями международного сообщества;

они определяют всю систему международного права, представляя собой «ядро» международного права;

принципы обладают высшей юридической силой, все остальные нормы должны соответствовать положениям основных принципов;

принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм.

1.6. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Источник права – это форма выражения обязательных правил поведения. Источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, нормативные резолюции международных организаций, некоторые акты международных конференций.

Решения международных судов и доктрина (мнение ученых) не являются источником международного права (не создают норм), это вспомогательные средства для определения содержания норм международного права.

Основными источниками являются международный договор и международный обычай.

Международный договор – соглашение субъектов международного права в письменной или устной форме, содержащееся в одном или нескольких документах, юридическая сила которого не зависит от наименования.

Международный обычай – такое правило поведения субъектов международного права, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений, например, правило «полярных секторов» или определение воздушной границы государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства, международное экономическое право и др.

Договор и обычай имеют ряд общих черт:

– договор и обычай образуются в результате взаимных действий государств;

– договор и обычай содержат правила поведения, носящие обязательный характер;

– несоблюдение или нарушение как договора, так и обычая влечет международную ответственность;

– общность договора и обычая выражается в том, что одни и те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других – в форме международных обычаев.

Вместе с тем договор и обычай имеют весьма существенные различия:

– договор всегда возникает из активных действий государств.

Обычай может возникнуть из «молчаливых» акций, например, отсутствия протестов против практики государства;

– договор имеет четко выраженный во времени процесс создания. Момент вступления договорной нормы в силу также точно определен во времени. Процесс становления обычая прослеживается с трудом, время его формирования может быть указано лишь приблизительно;

– факт существования конкретного договора может быть подтвержден ссылкой на текст документа. Доказательством существования обычной нормы служит исключительно практика государств;

– договор имеет четкие формулировки;

– договор можно быстро найти и применить;

– в случае несогласия с отдельными положениями договора государство может заявить оговорку;

– обычай всегда идет вслед за практикой, закрепляя сложившиеся нормы поведения, а договорная норма, напротив, в ряде случаев сама создает практику, устанавливая правила обязательного поведения государства в новых областях сотрудничества или внося изменения в предыдущие нормы.

К примеру, пять арктических государств – Россия, Канада, Дания, Норвегия и США – уже не одно столетие осуществляют суверенные права в районе континентального шельфа своих полярных секторов. Согласие, явно выраженное или молчаливое, неарктических государств с такой практикой придает ей в силу обычаев.

Решения международных организаций как источник международного права

В мире насчитывается порядка 200 международных организаций, созданных государствами. Классическая международная организация не обладает наднациональностью, это значит, что решения международных организаций – это акты рекомендательного характера, например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции Международной организации труда и многое другое.

Небольшое число решений международных организаций могут иметь юридическую силу. К обязательным решениям международных организаций относятся:

1) резолюции Совета Безопасности ООН, которые касаются обеспечения мира и устранений угрозы нарушения миру;

2) резолюции – регламенты международных организаций – акты, относящиеся к внутренней жизни организации и касающиеся членства, статуса органов организации, уплаты членских взносов и т. п.

3) акты органов Европейского Союза, так как ЕС – это международная организация, которая обладает наднациональными полномочиями.

Хотя в большинстве своем решения международных организаций не имеют юридической силы, государства соблюдают их добровольно. Теории международного права известна концепция «мягкого права» – soft law. Резолюции международных организаций называют «мягким правом»: «правом», потому что они обладают регулирующим воздействием на международные отношения; «мягким», потому что они не имеют обязательного характера (юридической силы).

Еще одно значение актов международных организаций состоит в том, что резолюции в своем тексте могут констатировать существование международного обычая.

1.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО

Международное нормотворчество (правотворчество) – это процесс создания норм международного права. В основе любой международно-правовой нормы лежит соглашение субъектов. Другими словами, международное правотворчество – это формирование соглашения и его закрепление в правовой форме, происходящее в определенном процессуальном порядке.

Создание норм международного права происходит в два этапа: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

В соответствии с этим порядком согласованное правило приобретает юридическую силу, воплотившись в форму обычая или договора, резолюции международной организации или акта международной конференции.

В зависимости от формы выражения международно-правовой нормы определяются особенности международного нормотворчества (правотворчества).

Обычная и договорная норма, различаются не по сути, не по юридической силе, а по способу достижения соглашения. Обычай создается молчаливым соглашением. Подготовка договоров осуществляется в ходе переговоров, если речь идет о двусторонних договорах. Универсальные многосторонние договоры готовятся в рамках международных организаций.

Обычные нормы составляют ядро всей международно-правовой системы – общее международное право, которое распространяет свое действие на все государства и международные организации. Обычная норма общего международного права может быть изменена или отменена только новой нормой такого же характера. Происходит это таким же путем, как и ее создание.

Рассмотрим процесс формирования обычных норм.

В международном праве существует два вида обычных норм: неписаное правило поведения, сложившееся в практике, и правила, содержащиеся в договорах или неправовых актах, которым в дальнейшем придается юридическая сила нормы общего международного права. Юридически они существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания. Акты международных организаций позволили обычной норме избавиться от ее традиционных недостатков: теперь она создается быстро, а содержание стало более четким и доступным. Обычные нормы при помощи актов международных организаций формируются, фиксируются, толкуются, проводятся в жизнь.

Процесс формирования обычая включает в себя два понятия: практика и opinio juris (признание юридической силы). Практика – это поведение субъектов (действие или воздержание от действий), в результате повторения которого складывается правило поведения. Практика должна быть достаточно определенной, единообразной. В случае большой неопределенности и противоречий обычай становится оспоримым.

Одним из доказательств юридической практики служат договоры. Поскольку многие договоры не вступают в силу долгое время или имеют узкий круг участников, многие государства оказываются юридически ими не связанными. Но если признать, что эти договоры выражают обычные нормы общего международного права, они становятся обязательными для всех государств. Это одна из новелл современного международного права.

Продолжительность практики никогда не имела решающего значения для признания обычая. Многое зависит от конкретных условий. Обычная норма может сложиться в результате одного прецедента. Запуск СССР искусственного спутника и молчание государств означали появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств.

Оpinio juris представляет собой признание государством юридической силы за сложившимся в практике правилом поведения. Без такого признания правило поведения рассматривается как правило международной вежливости или обыкновение.

1.8. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Проблема соотношения международного и внутригосударственного права входит в число наиболее обсуждаемых вопросов теории международного права. Схематично этот вопрос можно представить следующим образом.

Существует две основные теории соотношения международного и внутригосударственного права: дуалистическая и монистическая. Суть монистической концепции: международное и внутригосударственное право не имеют особых различий и должны рассматриваться как единая правовая система. Другими словами, международное и внутригосударственное право являются подсистемами одной правовой системы, находящимися в определенной иерархии по отношению друг к другу. Внутри монистической концепции сложились направления:

а) примата внутреннего права над международным правом (одним из представителей является А. Цорн);

б) примата международного над внутригосударственным правом (представители – Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт).

Дуалистическая теория основывается на том, что международное и национальное право – самостоятельные системы права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования. Наиболее известные представители дуализма конца ХIХ – начала ХХ в. – Х. Триппель и Д. Анцилотти – рассматривали эти две системы права как тесно соприкасающиеся, но никогда не пересекающиеся.

Советские юристы-международники, признавая самостоятельность двух систем права, подчеркивали их активное взаимодействие друг с другом (течение «диалектического дуализма»).

Данное взаимодействие нагляднее всего можно наблюдать, когда нормы международного права действуют во внутригосударственной сфере. И хотя конечный результат один – нормы международных договоров применяются в Российской Федерации – ученые дают этому различное теоретическое обоснование. Г. В. Игнатенко, П. Н. Бирюков, С. Ю. Марочкин настаивают на возможности непосредственного (или прямого) действия норм международного права, И. И. Лукашук, С. В. Черниченко, В. Л. Толстых считают, что необходима «переадресовка» положений международного права субъектам внутригосударственного права, так называемая концепция «трансформации».

В настоящее время проблема соотношения международного и внутригосударственного права переходит в новую плоскость: ученые все больше говорят о соотношении не систем права, а соответствующих правовых систем[15]. Это привело к целому ряду новых тезисов, что «между монистической и дуалистической теориями нет глубокого различия»[16]; что позиции сторонников «трансформации» и «прямого действия» норм международного права «не являются на самом деле столь абсолютно противоположными, более того, имеют ряд точек соприкосновения»[17]; что формируется «всемирный правовой комплекс, который включает наряду с международным правом внутригосударственное (национальное) право взаимодействующих государств»[18], наконец, что «взаимное переплетение внутреннего права и международного права приводит к их качественному единству, которое можно обозначить термином ГПС – «глобальная правовая система» «[19].

При таких подходах на место монистической и дуалистической теорий должна прийти новая теория, адекватная современному состоянию проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Будущие доктринальные тенденции пока только определяются, стройная теория еще не сложилась. Пока же большинство как российских, так и зарубежных юристов-международников являются сторонниками дуалистической концепции.

Взаимодействие двух систем права происходит при реализации норм международного права во внутригосударственной сфере.

К признанным в теории способам реализации (имплементации) норм международного права относят следующие.

Отсылка к нормам международного права, когда именно они применяются вместо норм внутригосударственного права. Примером генеральной отсылки является ст. 15 Конституции РФ, где указано, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Трансформация – принятие внутригосударственного акта во исполнение международного. Разновидность трансформации – рецепция (заимствование), когда внутригосударственный акт «цитирует» международный.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое международное право?

2. Как соотносятся международное право и международные отношения?

3. Какие из приведенных ниже отношений регулируются международным правом:

1) визит Президента РФ в Казахстан;

2) визит делегации Французской социалистической партии на съезд Лейбористской партии Великобритании;

3) конгресс Всемирной федерации профсоюзов;

4) отношения между работодателем и иностранным работником;

5) покупка дипломатическим представительством авиабилетов для собственных граждан с целью возвращения их на родину;

6) совершение гражданином Таджикистана преступления на территории России;

7) заключение договора международной купли-продажи между российской фирмой и иностранной организацией;

8) заключение соглашения между Россией и Китайской Народной Республикой о товарообороте?

9. Чем отличается институт международного права от отрасли?

10. Приведите два – три примера институтов международного права.