Международно-правовое положение населения
Под населением понимают совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев (не пользующихся иммунитетами и привилегиями) и лиц без гражданства. Существуют промежуточные категории, которые входят в одну из перечисленных основных категорий (лица, имеющие двойное гражданство и т. п.).
Социально-экономические условия приводят к появлению таких устойчивых общностей, как государство, народ, нация, в рамках которых связи между людьми приобретают системный характер, позволяющий рассматривать эти общности в качестве развивающихся и функционирующих в соответствии с определенными закономерностями.
Хотя международное право не оказывает непосредственного регулятивного воздействия на население, нельзя сказать, что оно никак не затрагивает населения. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо и косвенно относящихся к населению (вопросы гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев). Также и нормы международного права, которые прямо не посвящены населению, оказывают воздействие на его правовое положение.
Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство показывает принадлежность лица к государству. Устойчивой правовой связью гражданство является потому, что даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически не прекращается.
Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства.
Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.
Способы приобретения гражданства можно разделить на две группы: приобретение гражданства – 1) в общем порядке; 2) в исключительном порядке. К способам приобретения гражданства в общем порядке относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К ним примыкает пожалование гражданства.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.
Приобретение гражданства в результате рождения – самый обычный способ его приобретения. Законодательство исходит из следующих принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы – что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Любое государство стремится ограничить возможность приобретения гражданства лицами, рожденными от смешанных браков, чтобы избежать приобретения гражданами двойного гражданства.
Индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица называется натурализацией (укоренением) и является добровольным актом. Натурализация предполагает: 1) определенный срок проживания (5, 7, иногда 10 лет); 2) имущественный статус; 3) услуги, оказанные данному государству.
Процедура приема в гражданство определяется внутренним законодательством государств. Известно четыре вида процедур натурализации:
1) осуществляемая высшими органами государственной власти;
2) осуществляемая органами государственного управления;
3) осуществляемая местными органами государственной власти;
4) судебная.
Разновидность натурализации – приобретение гражданства путем регистрации, усыновления, вступления в брак.
Пожалование гражданства осуществляется по инициативе компетентных властей государства и за особые заслуги, а не по просьбе заинтересованного лица.
Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление гражданства переселенцам. Частным случаем является трансферт – переход населения из одного гражданства в другое в связи с передачей территории другому государству.
Оптация (выбор гражданства) чаще влечет не приобретение гражданства, а утрату одного из гражданств.
Упрощенный порядок приобретения гражданства имеет реинтеграция или восстановление в гражданстве.
Существует три формы утраты гражданства: автоматическая утрата гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.
Автоматическая утрата гражданства в РФ не практикуется, она встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В западных странах существует доктрина свободы экспатриации, которая гласит, что лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство.
Выход из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица.
Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.
Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории.
Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.
Двойным гражданством называется наличие у лица гражданства двух или более государств. Двойное гражданство порождено особенностями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови). По устоявшемуся правилу государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.
Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). Но двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить последствия, связанные с:
а) оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;
б) военной службой лиц с двойным гражданством.
Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства. Первый – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Второй вид договоров о двойном гражданстве – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.
С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.
Безгражданством называется правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное безгражданство – безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить.
Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности.
В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев. Однако ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.
Конец ознакомительного фрагмента.