1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО (ТОРГОВОГО) ПРАВА
1.1. Понятие международного коммерческого (торгового) права
Термины «международное коммерческое право», «международное торговое право» не являются устоявшимися, кроме того, их используют в различных значениях. В настоящем пособии исходным является синонимичность терминов «коммерция» и «торговля» и соответственно «международное коммерческое право» и «международное торговое право». Для упрощения в дальнейшем будет использоваться термин «международное коммерческое (торговое) право».
Существуют различные точки зрения о понятии международного коммерческого (торгового) права.
Одни авторы признают его частью гражданского права, регулирующей имущественные и личные неимущественные отношения с участием иностранцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность; основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Ряд авторов считает международное коммерческое (торговое) право частью международного частного права, регулирующей отношения коммерческого оборота с участием иностранцев, с учетом того, что международное частное право признается ими самостоятельной отраслью права. Разновидностью данной точки зрения является более узкий подход к международному коммерческому (торговому) праву как к совокупности норм международного частного права, регулирующей порядок заключения, действия и исполнения международных коммерческих контрактов.
Достаточно распространена такая точка зрения на международное коммерческое (торговое) право как на совокупность норм негосударственного регулирования международной коммерческой деятельности, источниками которых являются международные договоры, акты международных организаций, обычаи и обыкновения международной торговли, типовые контракты, унифицированные проформы.
Некоторыми авторами под международным коммерческим (торговым) правом понимается совокупность норм права разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения международного коммерческого оборота, в этом случае в систему международного коммерческого (торгового) права включаются не только частноправовые нормы, но и нормы публичного права (административные, таможенные, финансовые и иные публично-правовые нормы).
В настоящем пособии под международным коммерческим (торговым) правом будет пониматься совокупность правовых норм негосударственного регулирования (международных договоров, актов международных организаций, lex mercatoria), а также норм национального законодательства, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении международной коммерческой деятельности. При этом lex mercatoria – совокупность обычаев и обыкновений международной торговли, типовые контракты, унифицированные проформы.
Международное коммерческое (торговое) право не является какойто самостоятельной правовой системой, отраслью или подотраслью права. Это комплексное правовое образование, включающее нормы разной отраслевой принадлежности и даже разных видов социального регулирования (с учетом включения в него типовых контрактов, унифицированных проформ и т. п.). Кроме того, международное коммерческое (торговое) право является учебной дисциплиной, в рамках которой изучаются нормы, регулирующие отношения, связанные с международной коммерческой (торговой) деятельностью.
Необходимо определить круг отношений, которые регулируются нормами международного коммерческого (торгового) права. Эти отношения носят коммерческий (торговый) и международный характер. Для понимания коммерческого характера отношений можно обратиться к еще одному синонимичному понятию – понятию предпринимательской деятельности, предусмотренному ст. 2 Гражданского кодекса РФ – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке».
Хотелось бы обратить внимание, что предпринимательские (коммерческие, торговые) отношения между субъектами предпринимательской деятельности являются частноправовыми отношениями, которые направлены на реализацию интересов частных лиц, основаны на равенстве, независимости, имущественной самостоятельности участников. Соответственно и частноправовое регулирование таких отношений строится на началах равенства правовых возможностей участников отношений, возможности вступать в эти отношения по своей воле, способности самим регулировать эти отношения, защите их частного интереса, а именно – обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Однако не стоит забывать, что правовое регулирование отношений международного коммерческого оборота имеет сложный, комплексный характер и включает, помимо частноправового, публичноправовое регулирование в связи с необходимостью защиты интересов государства и общества при осуществлении внешнеторговой деятельности; а также в связи с тем, что участники внешнеторговой деятельности при ее осуществлении постоянно взаимодействуют с органами государственной власти, поэтому важное значение имеют публично-правовые аспекты регулирования международной коммерческой деятельности, такие как административно-правовой, таможенноправовой, процессуально-правовой и другие аспекты.
В настоящем пособии будут рассматриваться преимущественно вопросы частноправового регулирования международного коммерческого оборота, однако определенное внимание будет уделено и публично-правовому регулированию, в частности при рассмотрении вопроса о праве ВТО.
Для понимания круга отношений, которые регулируются международным коммерческим (торговым) правом, можно обратиться к легальному понятию внешнеторговой деятельности, которое содержится в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно этому закону, «внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». Обращает на себя внимание юридический аспект этого определения («деятельность по осуществлению сделок»; сделки, согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ, это «действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей»). Кроме того, важна содержательная составляющая деятельности, а именно виды операций, которые относятся к этой деятельности («торговля товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью»), а также на международный характер этой деятельности («область внешней торговли»). Именно к последней характеристике обратимся более подробно.
Нужно напомнить, что, исследуя круг отношений, регулируемых нормами международного коммерческого (торгового) права, можно отметить две главные характеристики этих отношений: коммерческий характер и международный характер. После анализа первой характеристики обратимся к рассмотрению понятия «международный характер» отношений. В этом вопросе стоит обратиться к исследованиям в сфере международного частного права (такая отрасль права, которая регулирует отношения, носящие международный и частный характер).
В теории международного права для объяснения международного характера отношений используется термин «отношения, осложненные иностранным элементом». При этом «иностранный элемент» в отношениях может быть трех видов. Во-первых, он может иметь место «на стороне» субъектов отношений, когда имеются в виду отношения, в которых участвуют лица разной национальной принадлежности (например, физические лица, имеющие гражданство или постоянное место жительство в разных государствах, юридические лица, зарегистрированные или осуществляющие основное место деятельности в разных государствах). Во-вторых, «иностранный элемент» может характеризовать объект отношений, т. е. когда какое-либо благо, по поводу которого возникают отношения (например, имущество), находится за границей. И, наконец, в третьих, «иностранный элемент» может характеризовать юридический факт (конкретное жизненное обстоятельство, действие или событие, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений). В последнем случае речь идет об отношениях, возникших в результате юридического факта, произошедшего за границей. Таким фактом может быть, например, заключение договора, причинение вреда и др.
Для лучшего уяснения понятия «международное коммерческое (торговое) право» следует рассмотреть вопрос о разграничении этого определения с некоторыми смежными категориями, в частности международным экономическим правом и международным частным правом.
Сложность данной проблемы заключается в разных подходах ко всем трем понятиям. Про различное понимание международного коммерческого (торгового) права было сказано выше. Международное экономическое право рассматривается в учебной литературе и научных исследованиях в широком и узком смысле. Такую трактовку можно встретить в работах Д. Карро и П. Жюйар. В широком смысле международное экономическое право регулирует экономические операции любого рода, если они выходят за пределы правовой системы одного государства, т. е. оно охватывает как публичные, так и частные отношения. Если использовать этот подход, то международное коммерческое (торговое) право необходимо рассматривать как часть международного экономического права.
В узком смысле международное экономическое право регулирует организацию международных экономических отношений, то, что можно назвать макроэкономическими отношениями, например, отношения по организации международной торговой системы. В этом смысле международное экономическое право охватывает только публичноправовые отношения, т. е. является частью международного права (международного публичного права), а частные (микроэкономические) отношения, например отношения международной куплипродажи, выходят за пределы его регулирования. При использовании узкого подхода к международному экономическому праву необходимо сделать заключение о том, что международное коммерческое (торговое) право лишь частично по содержанию совпадает с международным экономическим правом, за пределами которого остаются нормы международного коммерческого (торгового) права, регулирующие частно-правовые отношения, связанные с международной коммерческой деятельностью.
Исходя из преимущественно частноправового характера отношений, регулируемых нормами международного коммерческого (торгового) права, необходимо разграничить это понятие с понятием международного частного права. Термин «международное частное право» предложен впервые судьей Верховного Суда США, профессором Гарвардской школы права Дж. Стори, он заменил использование термина «коллизионное право» (conflicts of laws). Вопрос о том, какое место в системе права занимает международное частное право, является дискуссионным. Различные исследователи понимают его место по-разному: это самостоятельная отрасль национального права каждого государства, часть международного права, подотрасль гражданского права, некая третья система права (наряду с национальным правом и международным правом), межсистемное образование, полисистемный комплекс и др.
В рассматриваемом контексте важно то, что международное частное право регулирует частные отношения, осложненные иностранным элементом, к которым относятся не только отношения, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, но и, например, отношения по возмещению вреда, наследственные, брачно-семейные отношения. Все же нормы международного частного права, которые регулируют именно отношения, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, входят в содержание международного коммерческого (торгового) права. Выше уже было сказано, что международное коммерческое (торговое) право включает и некоторые публично-правовые нормы.
Таким образом, международное коммерческое (торговое) право – совокупность публично-правовых и частноправовых норм, регулирующих отношения международного коммерческого (торгового) оборота. Международный оборот – это совокупность межгосударственных отношений и отношений между физическими и юридическими лицами различных государств. Правовые вопросы межгосударственного общения входят в сферу действия международного публичного права. Правовые вопросы отношений между физическими и юридическими лицами относятся к сфере действия международного частного права.
Кроме того, международное коммерческое (торговое) право является учебной дисциплиной, изучающей указанные выше нормы. В систему данного учебного курса будут включены следующие блоки вопросов:
1) общая характеристика международного коммерческого (торгового) права, истоков возникновения и тенденций его развития, источники международного коммерческого (торгового) права, право ВТО, виды норм международного коммерческого (торгового) права, субъекты международной коммерческой деятельности;
2) частноправовые формы, опосредующие международную торговлю (на примере договора международной купли-продажи товаров).
1.2. Источники международного коммерческого (торгового) права
В юридической доктрине под источниками права подразумевают формы, в которых выражены нормы права. Необходимо обратить внимание на двойственный характер источников международного коммерческого (торгового) права: все источники можно объединить в две группы: национальные и международные источники.
К национальным источникам относятся источники права, принимаемые органами государственной власти внутри государства, а также применительно к некоторым видам источников – санкционированные государством (речь идет, например, об обычаях, которые признаются в некоторых государствах источниками национального права). Основными видами таких источников являются нормативноправовые акты, судебные прецеденты, правовые обычаи.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый уполномоченным органом власти в пределах своей компетенции с соблюдением установленной процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативноправовой акт является основным источником российского права.
Соответственно применительно к Российской Федерации национальными источниками международного коммерческого (торгового) права являются Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, связанные с международной коммерческой деятельностью. Например, Гражданский кодекс РФ, раздел VII «Международное частное право», а также нормы Гражданского кодекса, регулирующие сделки, договоры, обязательства, при условии, что к данному виду международных частноправовых коммерческих отношений будет применяться российское право; Кодекс торгового мореплавания, Основы законодательства о нотариате, Федеральные законы «О международном коммерческом арбитраже», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в РФ».
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. В Российской Федерации с формальной точки зрения акты судов не являются источниками российского права, однако акты Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с разъяснениями по вопросам судебной практики (постановления пленумов указанных судов, обзоры судебной практики, утвержденные президиумами), акты Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции являются официально признанными актами и учитываются при разрешении споров. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которыми какие-либо нормативно-правовые акты признаются неконституционными, наиболее близки к понятию источников права.
В этой связи хотелось бы отметить и то, что суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, изложенных в решениях (постановлениях) Европейского Суда по правам человека (согласно ст. 15 Конституции РФ, законам о ратификации положений и протоколов Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Для определения понятия правового обычая обратимся к ст. 5 Гражданского кодекса РФ, согласно которой обычай признан источников российского гражданского права: это «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Важным моментом является то, что обычай имеет вспомогательное значение при регулировании отношений, так как он применяется только при наличии пробела в нормативно-правовых актах и отсутствии регулирования по требуемому вопросу в договоре, заключенном между участниками отношений. Таким образом, договор, хотя и не является источником права, по юридической силе находится выше обычая.
Кроме того, в некоторых странах (в основном англо-саксонской и мусульманской систем права) источником права признается правовая доктрина, т. е. научные положения. Обычно они используются в качестве источника права при наличии пробела в нормативно-правовых актах и отсутствии судебного прецедента. Под правовой доктриной понимают чаще положения из работ известных ученых. Например, в Великобритании при отсутствии закона и судебного прецедента для решения спора прибегают к мнениям наиболее известных ученыхюристов (главным образом прошлого), например, трудам Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765 г.), Коука («Правовые институты Англии», 1628 г.), Фостера («Решения королевских судов», 1763 г.), а также Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др. Гражданский кодекс Швейцарии содержит правило о возможности разрешать спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права в случаях пробела в законодательстве. В России правовая доктрина не признается источником права.
К международным источникам международного частного права относятся международные договоры и международные обычаи.
Международный договор – это соглашение, заключаемое РФ с иностранным государством или международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. В РФ международные договоры являются составной частью правовой системы и имеют прямое действие и приоритет перед национальным законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах» международные договоры подлежат ратификации, если их исполнение требует изменения действующего законодательства, принятия новых федеральных законов или устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.
Россия объявила о своем правопреемстве по всем международным договорам СССР, причем это правопреемство носит особый характер, не исключающий правопреемства в отношении этих договоров других независимых государств, возникших на территории СССР.
Можно выделить следующие виды международных договоров: двусторонние договоры (например, о торговле, правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о международном транспортном сообщении, о взаимной охране авторских прав и др.) и многосторонние договоры (конвенции), которые в свою очередь могут иметь общий или региональный характер.
Международные конвенции разрабатываются в рамках международных организаций. Применительно к сфере международного коммерческого (торгового) права необходимо в этой связи отметить деятельность таких международных организаций, как Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Гаагская конференция по международному частному праву, Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА).
Международный обычай – сложившееся и широко применяемое в сфере международной жизни правило поведения, не обязательно имеющее письменную форму.
Международная торговая палата (МТП) и другие международные организации публикуют результаты обобщения обычаев, сборники обычаев, например, Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо.
Рассматривая источники международного коммерческого (торгового) права, нельзя обойти вниманием такую категорию, как lex mercatoria (в переводе с латинского – торговое право). Несмотря на существующую дискуссию по поводу юридической природы и содержания этого определения, в большинстве случаев под ним понимается совокупность негосударственных регуляторов внешнеэкономических операций, основная идея которых заключается во вненациональном регулировании, а также возможности саморегулирования.
В понятие lex mercatoria включают различные по своей юридической природе категории, такие как общие принципы права, международные договоры, международные торговые обычаи (т. е. то, что было рассмотрено выше как виды источников международного коммерческого (торгового) права), а также типовые контракты на отдельные виды товаров, факультативные общие условия поставок, арбитражные регламенты, кодексы поведения, рекомендательные акты международных организаций. Таким образом, это понятие включает не только элементы системы права (правового регулирования), но и иные элементы, относящиеся к более общей категории – социальному регулированию отношений.
1.3. Унификация как тенденция развития норм международного коммерческого (торгового) права
Унификация («unification») – приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию1. Рассмотрим причины возникновения и развития унификации в сфере международного коммерческого (торгового) права.
Следует выделить несколько групп причин. К первой группе можно отнести общеэкономические и общеполитические причины:
1) наличие мирного сосуществования между нациями, возможность реализации торгово-экономических отношений;
2) развитие сотрудничества непосредственно между хозяйствующими субъектами различных государств, движение капиталов и граждан, рост числа и диверсификация экономических отношений;
3) осознание невозможности находиться в изоляции;
4) противоречия между интернациональным характером отношений, складывающихся в результате сотрудничества, и внутринациональным способом их регулирования.
Во второй группе рассмотрим юридические причины:
1) множественность правовых систем в мире, имеющих серьезные различия;
2) недостаточность имеющихся в современном мире способов и инструментов разрешения спорных вопросов коллизионным методом;
3) неспособность достичь единообразного урегулирования путем использования «внегосударственных источников»;
4) потребность в наличии общего режима в рамках мирохозяйственных связей по наиболее часто встречающимся коммерческим сделкам.
Анализ исторического развития движения к унификации позволяет выделить несколько периодов. Так, К. Шмиттгофф выделяет три стадии развития права международной торговли2:
1 стадия – средние века, период, в течение которого возникла международная торговля и инструмент ее регулирования – law merchant (право купцов, торговцев) как набор торговых обычаев, регламентировавших деятельность купцов;
2 стадия – началась с инкорпорации (лат. incorporatio – включение в свой состав, присоединение)3 торгового права в национальные правовые системы, что осуществлялось в каждой стране отдельно, в разное время и по разным основаниям;
3 стадия – период унификации права международной торговли на международном уровне, означающий, по словам упомянутого исследователя, возникновение нового law merchant, которое отражает международный дух сотрудничества.
Р. Давид строит иную периодизацию развития права международной торговли. Пограничным критерием он избирает XIX век, когда, по его утверждению, завершился процесс национальной унификации и возникло движение за унификацию международную.
В 1873 г. Институт международного права, основанный в Генуе двадцатью учеными-международниками, предусмотрел в программе своей деятельности осуществление международного сотрудничества с целью гармонизации и кодификации международного частного права. Для ее реализации было принято решение о подготовке проектов общего договора и специальных договоров по отдельным вопросам международного права.
Первая Гаагская конференция по международному частному праву открылась 12 сентября 1893 г., в ней приняли участие 13 государств Европы. За более чем 100-летний период деятельности Гаагской конференции по международному частному праву были приняты 32 международные конвенции по широкому кругу вопросов международного частного права. Важным результатом явилось принятие 16 унифицированных актов в сфере коллизионного права. Гаагская конференция сосредоточила внимание на двух группах вопросов, что позволило существенно продвинуться в направлении поиска эффективных форм правового регулирования: определение статуса гражданина в международном частном праве; правовое регулирование международного торгового оборота.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Основные задачи комиссии состояли в подготовке, содействии принятию новых международных конвенций, типовых законов и единообразных законов.
Важным результатом работы ЮНСИТРАЛ следует считать то, что был предложен новый метод унификации, завоевавший признание государств, а именно – метод разработки типовых законов (первым из них является Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г.), таким образом, ЮНСИТРАЛ обогатила практический инструментарий унификации. Подобным примером является принятие модельных законов. Так, 17 февраля 1996 г. на седьмом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ был принят Модельный Гражданский кодекс, тоже пример современной унификации.
ЮНСИТРАЛ была образована по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 году как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций получила бы возможность играть более активную роль в уменьшении или устранении препятствий для развития торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную торговлю4. Комиссия состоит из 36 государств-членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на шесть лет. Членство в Комиссии построено таким образом, чтобы всегда были представлены различные географические регионы и основные экономические и правовые системы современного мира5.
Предметные сферы, в которых Комиссия осуществляла и продолжает осуществлять унификационную работу, включают международную куплю-продажу товаров и связанные с ней сделки, международную перевозку грузов, международный коммерческий арбитраж и примирительные процедуры, государственные закупки, договоры на капитальное строительство, международные расчеты, электронную торговлю, трансграничную несостоятельность.
Одним из первых документов в области правового регулирования отношений по международной купле-продаже ЮНСИТРАЛ была подготовлена Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.). Эта Конвенция была дополнена Протоколом, принятым в 1980 г., в связи с принятием Конвенции ООН по международной купле-продаже. Конвенция по исковой давности вместе с Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г. Несмотря на то что Российская Федерация не является участником данной Конвенции, этот документ имеет определенное правовое значение для российских участников внешнеэкономической деятельности, когда они заключают договоры купли-продажи с предприятиями из стран, которые участвуют в Конвенции и чье право подлежит применению в конкретном случае к таким договорам либо в силу коллизионного права, либо в результате выбора самих сторон. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.), разработанная в рамках ЮНСИТРАЛ, содержит всеобъемлющий свод правовых норм, регулирующих заключение договора международной купли-продажи товаров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при нарушении договора и иные аспекты договорных отношений. Конвенция вступила в силу 1 августа 1988 г. (в отношении Российской Федерации Конвенция действует с 1 сентября 1991 г.).
Конвенция имеет большое практическое значение для сферы международной торговли, поскольку обладает значительным числом участников (более 70), среди которых находятся и государства – основные торговые партнеры Российской Федерации. Конвенция не решает исчерпывающим образом проблем, возникающих при осуществлении операций по международной купле-продаже, однако она существенным образом облегчает процесс заключения и исполнения договоров, уменьшая число коллизий, которые могут возникать из-за различий в национальном регулировании.
В сфере унификации правового регулирования международных перевозок ЮНСИТРАЛ подготовлены два весьма важных для данной области международного экономического сотрудничества акта. Первый из них – это Конвенция ООН о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 г. Эту Конвенцию по традиции, сложившейся в отношении других международных актов и области торгового мореплавания, часто называют также «Гамбургские правила». Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей по договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992 г. Россия не является участником Конвенции. Вместе с тем она имеет немалое значение и для российских участников внешнеэкономической деятельности и морских перевозчиков, поскольку дает представление о современных тенденциях в развитии правового регулирования отношений между грузовладельцами и перевозчиками.
Вторым унифицированным документом, относящимся к области международных грузовых перевозок, является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов, которая была принята в 1991 г. в Вене.
В области международной унификации правового регулирования государственных закупок Комиссией был разработан и принят в 1994 г. Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг. Цель принятия Типового закона – дать возможность государствам, совершенствующим свое национальное законодательство в данной области, учесть уже накопленный опыт международного правового регулирования.
В феврале 1988 г. было опубликовано Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов.
В области международных расчетов наиболее заметным документом, подготовленным Комиссией, является Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (Нью-Йорк, 1988 год). Конвенция применяется, если стороны используют для расчетов особую форму оборотного документа (ценной бумаги), содержащую указание, что этот документ подчиняется правилам указанной Конвенции ЮНСИТРАЛ. Конвенция пока еще не вступила в силу, поскольку отсутствует необходимое для этого число ее участников.
Другим документом, относящимся к сфере международных расчетов, который был разработан ЮНСИТРАЛ, является Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 год). Также как и предыдущая, данная Конвенция в настоящее время еще не вступила в силу и открыта для присоединения.
К области международных расчетов относятся также и два других документа, принятых ЮНСИТРАЛ, но имеющих иной правовой характер. Речь идет о Правовом руководстве по электронному переводу средств (1987 г.) и о Типовом законе о международных кредитовых переводах (1992 г.).
Отвечая потребностям учета современных методов международных коммерческих сделок, в 1996 г. ЮНСИТРАЛ был принят Типовой закон по электронной торговле.
В 1997 г. Комиссия приняла Типовой закон о трансграничной несостоятельности.
К 2001 г. была принята Конвенция о международной уступке дебиторской задолженности.
Принятые ЮНСИТРАЛ Единообразные правила об электронных подписях основное внимание сосредоточивают на вопросах подписей в цифровой форме с учетом складывающейся практики электронной торговли и того нейтрального с точки зрения носителей информации подхода, который взят за основу в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле.
На протяжении более полувека весьма заметное место в области создания единообразного регулирования гражданско-правовых отношений, развитие которых в первую очередь было связано с интенсификацией международного экономического сотрудничества, занимал Международный институт унификации частного права – УНИДРУА. Создание в 1926 г. Института стало результатом признания мировым сообществом того обстоятельства, что различия в правовых нормах, действующих в разных государствах, являются серьезным препятствием для успешного развития международного общения и достижения лучшего взаимопонимания между людьми и государствами.
Институт, будучи межгосударственной организацией, на протяжении многих лет традиционно осуществлял деятельность по правовой унификации путем разработки единообразных норм в виде проектов международных конвенций. Как известно, такие международные инструменты должны применяться приоритетно по отношению к внутригосударственному праву после того, как документ будет принят заинтересованным государством в соответствии с действующим там конституционным порядком.
Вместе с тем наблюдаемое в последнее время отсутствие у государств большой заинтересованности в быстром включении в свое законодательство международных правовых инструментов и связанное с этим увеличение продолжительности периода вступления в силу международно-правовых документов сделало весьма популярными и перспективными иные формы унификации.
Особенно это заметно в тех областях правового регулирования, где наличие международного акта, имеющего юридически обязательный характер, не представляется имеющим существенное значение для создания необходимого единообразного правового режима международных отношений, в частности при регулировании правоотношений, возникающих из международных коммерческих сделок.
За годы своей деятельности Институт подготовил более 70 проектов и исследований в области унификации частного права, многие из которых стали действующими международными инструментами. Среди наиболее актуальных для международного торгового оборота достижений УНИДРУА могут быть названы следующие документы.
В 1983 г. была открыта для подписания Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров (Женевская конвенция).
В 1988 г. в Оттаве были приняты две конвенции УНИДРУА: «О международной финансовой аренде (лизинге)» и «О международном факторинге». Работа над конвенциями велась специально созданной для этого рабочей группой, в которой были представлены юристы из разных стран.
В 1994 г. Институтом была завершена многолетняя работа над проектом документа, получившего название Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА6. Данный документ является сводом норм, которые традиционно составляют общую часть договорного права. Формулирование норм, включенных в этот свод, осуществлялось на основе анализа юридической доктрины и действующего законодательства, включая практику его применения, и выявления наиболее приемлемых общих подходов, имеющихся в различных национальных правовых системах. Важная роль при этом была отведена учету современных потребностей унифицированного регулирования торговых сделок, заключаемых в процессе международного коммерческого оборота.
В соответствии с основным замыслом указанные правовые нормы подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами, и сделали на них соответствующую ссылку в своем договоре. Одновременно предусмотрено, что их применение также возможно, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться общими принципами права, lех теrcatoriа или аналогичными положениями. Такая практика стала довольно частой при заключении международных коммерческих договоров, поскольку контрагенты часто не желают, чтобы их сделка, имеющая международный характер, регулировалась нормами какого-либо отдельного государства. С этой точки зрения, возможность применения Принципов УНИДРУА в такой ситуации значительно повышает правовую определенность и уверенность сторон в части содержания их взаимных обязательств.
Кроме указанных случаев Принципы УНИДРУА могут использоваться для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права, а также для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов.
Проведенный Институтом анализ использования на практике Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА, которые были изданы на нескольких языках, помимо официального текста на английском и французском, показал весьма положительные результаты. Некоторые нормативные решения, содержащиеся в Принципах, нашли свое применение в области разработки нового гражданского законодательства в ряде стран, включая Российскую Федерацию, в научных и образовательных программах.
Они довольно широко используются в качестве справочного материала в процессе переговоров при заключении международных коммерческих договоров, а также как источник норм, подлежащих применению для регулирования взаимных прав и обязанностей по договоренности контрагентов. Отмечены неоднократные случаи ссылок на Принципы УНИДРУА в обоснование решений судебной практике ряда стран, а также в международной арбитражной практике.
Другой публикацией УНИДРУА, направленной на унификацию решения правовых проблем международных коммерческих сделок, стало Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга). Значительный интерес к названному Руководству, отражающему современную практику заключения таких соглашений, расширяющуюся с каждым годом во всем мире, проявляют как юридические круги, так и представители промышленности и торговли в различных странах мира.
Особенно сильная потребность в унификации возникает в период, когда значительно возрастают объем и значение международных экономических связей, происходит процесс экономической и политической интеграции, образуются международные экономические союзы.
Унификация может осуществляться в пределах какого-либо региона. Например, Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия), начиная с конца прошлого века приняли ряд унифицированных законов по многим вопросам торгового права. Региональный характер носят в настоящее время и унификационные мероприятия, проводимые в странах ЕС.
На современном этапе для унификации частного права стало более характерным то, что она выходит далеко за пределы какого-либо одного региона. Стремление достичь единообразного регулирования определенных отношений приобретает различные формы. Наиболее распространенным способом унификации является заключение международной конвенции. Достигнутая в результате использования этого способа унификация права основывается на международных обязательствах государств-участников такой конвенции. Чаще всего создается ситуация, когда нормами конвенции регулируются только отношения, связанные с международным оборотом, в котором участвуют субъекты из стран-участниц соответствующей международной конвенции, и не затрагиваются правовые нормы, касающиеся отношений внутри стран.
В условиях глобализации международных экономических отношений унификация правового регулирования международных торговых сделок продолжает оставаться одной из актуальных проблем международного экономического сотрудничества. Существование в национальных правовых системах различий в регулировании сделок весьма серьезно осложняет процесс заключения и исполнения международных коммерческих договоров. Устранение этих препятствий, создание единообразного правового режима, его унификация должны объективно способствовать эффективному развитию международной торговли.
В конце XX в. начался новый период унификации, который характеризуется снижением роли международно-правовой унификации и развитием автономной системы регулирования отношений из международных коммерческих контрактов7.
В научной литературе появление нового периода унификации объясняется таким экономическим феноменом, который именуется «глобалистика» или «глобализация экономики». В литературе даются различные определения (или называются признаки) такого феномена. Следует согласиться с тем, что основной признак глобализации состоит в приобретении экономикой характера не интернациональной, а глобализированной; в значительном снижении роли государства в осуществлении транснациональной экономической деятельности и ее приспособлении к потребностям мирового экономического взаимодействия.
По утверждению Н. Г. Вилковой, «за государствами сохраняется активная роль в развитии Всемирной торговой организации, основной целью которой является создание единых условий осуществления торговли»8и предоставления услуг во всемирном масштабе.
Данный период находится в начальной фазе развития. В отличие от третьего периода унификации, результатом которого являлось конвенциональное международно-правовое регулирование международных коммерческих контрактов, настоящему (четвертому) периоду соответствует метод разработки неконвенционной унификации, стандартизации, результатом которого является глобализованное право международных контрактов.
Конец ознакомительного фрагмента.