18. Морская война
Правила ведения морской войны регулируются:
1) Гаагской конвенцией о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;
2) Парижской декларацией о морской войне 1856 г.;
3) Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, 1907 г.;
4) Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г.;
5) Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.;
6) Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.;
7) Конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.
Под театром морской войны необходимо понимать все территориальные и внутренние воды государств, находящихся в конфликте, открытое море и воздушное пространство над ним.
Морские силы конфликтующих сторон – это военный флот, состоящий из:
1) военных кораблей (как подводных, так и надводных);
2) вспомогательных судов;
3) военных самолетов;
4) летательных аппаратов авиации военного флота;
5) торговых судов, переоборудованных в военные корабли.
Во время морской войны стороны, которые находятся в конфликте, используют военно-морскую блокаду – один из основных методов ведения данного рода военных действий.
Военно-морская блокада – система насильственных действий военно-морских сил конфликтующих сторон, не запрещенных современным международным правом.
Противоборствующие сторон преследуют цели, связанные с преграждением доступа с моря к берегу, который находится во власти противника.
Морские власти конфликтующей стороны, планирующие блокаду, обязаны:
1) объявить о ней;
2) указать дату ее начала;
3) указать географические границы побережья, подпадающего под блокаду;
4) указать срок, который дается судам нейтральных государств для выхода из этого района.
Власти блокируемого побережья или порта обязаны уведомить консулов иностранных государств о предстоящей блокаде определенного района. Блокада распространяется на все суда одинаково вне зависимости от их флагов.
Морская блокада прекращает свое действие в момент ее снятия блокирующим государством.
Возможность захвата судна, которое принадлежит нейтральному государству, за нарушение блокады обусловливается реальной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват таких судов может быть осуществлен только в районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Виновное в нарушении блокады судно и находящийся на нем груз подлежат конфискации.
Согласно XI Гаагской конвенции о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г. госпитальные суда, осуществляющие перевозку больных и раненых, суда-картелей, переправляющие парламентеров, обладают абсолютной неприкосновенностью и не подлежат захвату.
Парижской декларацией 1856 г. провозглашено, что неприятельский груз, перевозимый нейтральными судами, не может быть захвачен, только если это не контрабанда.
На основании Лондонского протокола 1936 г. подводные лодки обязаны руководствоваться правилами, касающимися действий подводных лодок в военное время, закрепленными в нем. Например, подводная лодка наравне с любым военным кораблем имеет право как потопить торговое судно, так и лишить его возможности плавания, но только в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место. Исключением являются случаи отказа совершить остановку после сделанного предложения о ней.