17. Экологические методы. Ведения военных действий
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) определяет природную среду как совокупность всех компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. К компонентам природной среды относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под природными объектами понимаются естественная экологическая система, природный ландшафт и элементы, которые их составляют и сохранили свои природные свойства, а под природно-антропогенным объектом – природный объект, преобразованный в итоге хозяйственной и иной деятельности человека, либо объект, созданный им и обладающий характерными свойствами природного объекта, кроме этого, обладающий рекреационным и защитным значением.
Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, при ведении военных действий должна проявляться особая забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Защита заключается в запрете на использование методов и средств ведения войны, причиняющих такой ущерб природной среде, а соответственно, и наносящих ущерб здоровью или выживанию населения, кроме этого, запрещено причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Помимо этого, указанный запрет распространяется и на установки и сооружения, содержащие опасные силы, к таковым относятся плотины, дамбы и атомные электростанции. Они не должны подвергаться нападению, даже если являются военными объектами. Это объясняется тем, что они могут вызвать высвобождение опасных сил и повлечь тяжелые потери среди гражданского населения. Такая защита прекращает свое действие в том случае, если:
1) плотины и дамбы используются таким способом, который отличен от их нормального функционирования, а также для регулярной поддержки военных операций;
2) атомные электростанции начинают вырабатывать электроэнергию для регулярной существенной поддержки военных операций;
3) иные военные объекты, которые размещены в этих установках либо поблизости, но только если они используются с целью непосредственной поддержки военных операций.
Запрещено делать объектом репрессалий, так же как и природные объекты, любые установки и сооружения, которые содержат опасные силы.
Конфликтующие стороны обязаны избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи или на территории установок или сооружений.
Для облегчения опознавания объектов, пользующихся защитой настоящего Дополнительного протокола, конфликтующие стороны должны обозначать их специальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, которые расположены на одной и той же оси. Если такое обозначение отсутствует, то это все равно не освобождает ни одну из конфликтующих сторон от ее обязательств.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятая Резолюцией 31/72 Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1976 г., гласит, что каждое государство – участник настоящей Конвенции обязано не использовать в военных или любых иных враждебных целях средства воздействия на природную среду, имеющие широкие и (или) серьезные последствия в качестве способов разрушения или причинения вреда любому другому государству-участнику.
Но в то же время Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду не запрещает реализацию средств воздействия на природную среду в мирных целях.