Вы здесь

Международное банковское право. Часть II. Основные категории международного банковского права (Н. Ю. Ерпылева, 2012)

Часть II

Основные категории международного банковского права

Глава 4

Пруденциальное регулирование как основная категория международного банковского права

§ 1. Пруденциальное регулирование в международном банковском праве

Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы финансовых институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом такой структуры выступают банки, выполняющие на рынке финансовых услуг функцию финансового посредника, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. Правовое регулирование банковской деятельности в разных странах до определенного времени имело существенные отличия, обусловленные несколькими факторами. Во-первых, историческим: различие в уровне и характере экономического развития требовало неодинакового подхода к вопросам регулирования банковской деятельности. Во-вторых, политическим: благоприятный режим банковского регулирования использовался как инструмент привлечения в национальную экономику иностранных банков и, как следствие, увеличения притока иностранных капиталовложений.

Однако усилившаяся интернационализация банковского бизнеса и ускоренная интеграция финансовых рынков как объективные процессы в развитии международных экономических отношений обнаружили тот факт, что различия в правовом регулировании банковской деятельности могут привести рынок финансовых услуг к серьезным потрясениям. Государства стали осознавать, что угроза их финансовой стабильности исходит не только от потенциального краха крупных банков внутри страны, но и от возможного краха иностранных банков, функционирующих за пределами национальной юрисдикции.

Таким образом, можно утверждать, что решающим фактором развития международного сотрудничества государств в области регулирования банковской деятельности стал объективный процесс ее интернационализации. Как подчеркивалось в зарубежной юридической литературе конца прошлого века, «за последние 30 лет в индустрии банковских и финансовых услуг произошла настоящая революция. Традиционная банковская деятельность начала 60-х годов, ориентированная на внутреннее кредитование, к 90-м годам уступила место поистине международному рынку капиталов, в котором крупный заемщик может получить кредит от неограниченного числа банков, функционирующих на территории многих государств, выраженный в любых денежных единицах и использующий любые финансовые инструменты»[143].

Интернационализация банковской деятельности оказала существенное влияние на развитие ее правового регулирования еще и потому, что государства признали невозможность эффективного осуществления банковского надзора в рамках национальной юрисдикции без широкого доступа к информации о деятельности иностранных филиалов национальных банков и их дочерних предприятий за рубежом. Такой доступ может быть обеспечен только путем тесного сотрудничества между органами банковского надзора разных государств. Учитывая вышеизложенное, правомерно утверждать, что именно международная (трансграничная) банковская деятельность обусловила появление в рамках международного банковского права обособленного нормативного комплекса, цель которого – достичь международно согласованных стандартов банковского регулирования.

1. Развитие международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности

Международное сотрудничество в области банковского регулирования предполагает наличие по крайней мере двух механизмов его осуществления: институционного и нормативного. Институционный механизм означает создание структурного образования (органа), в рамках которого идет выработка взаимосогласованных подходов; нормативный механизм предполагает наличие комплекса нормативных инструментов (документов, актов и т. д.), содержащих единообразные стандарты банковского регулирования, достижение которых стало возможным в результате функционирования институционного механизма. Рассмотрим подробнее становление и развитие этих механизмов международного сотрудничества в области банковского регулирования.

Импульсом к началу развития международного сотрудничества послужил крах крупного западногерманского банка Bankhaus Herschtatt в 1974 г., произошедший в результате существенных потерь из-за необдуманно рискованных валютных операций. Закрытие иностранных филиалов банка привлекло внимание индустриально развитых государств к имеющимся пробелам и несовершенствам в банковском регулировании, а также продемонстрировало взаимозависимость национальных банковских систем. Первый международный банковский кризис, вызванный крахом Bankhaus Herschtatt, привел к созданию органа международного сотрудничества государств в области банковского регулирования, широко известного сегодня как Базельский комитет по банковскому надзору (далее – Базельский комитет). Базельский комитет был создан на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы десяти (G-10)[144] от 12 февраля 1975 г., распространенного через Банк для международных расчетов (Базель, Швейцария). В настоящее время Базельский комитет включает представителей центральных банков группы десяти, а также 17 других государств. По мнению Дж. Нортона, с самого начала своего существования в качестве неформального форума международного сотрудничества Базельский комитет поставил цель сформулировать единообразные подходы к существенным вопросам банковского регулирования посредством выработки рекомендаций и обмена информацией между органами банковского надзора государств, в нем представленных[145].

Одним из первых документов, подготовленных Базельским комитетом в 1975 г., был Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, впоследствии получивший название Конкордат 1975 г.[146]В этом документе изложен принцип разграничения полномочий национальных органов банковского надзора в отношении регулирования деятельности банков, функционирующих на территории нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних банков и совместных банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял собой документ рекомендательного характера и базировался на следующих ключевых принципах.

1. Надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания (термин «органы государства происхождения или государства пребывания» здесь и далее обозначает органы банковского надзора[147]).

2. Ни одно иностранное банковское учреждение не должно избежать надзора.

3. Надзор за ликвидностью находится в компетенции органов государства пребывания.

4. Надзор за платежеспособностью находится в компетенции органов государства происхождения, если речь идет об иностранном филиале, и в компетенции органов государства пребывания, если речь идет о дочернем банке.

5. Практическое сотрудничество должно включать обмен информацией между органами государства происхождения и государства пребывания, а также инспекции органов государства происхождения на территории государства пребывания.

Несмотря на то что Конкордат 1975 г. явился значительной вехой в развитии международного сотрудничества, он содержал целый ряд недостатков, ставших очевидными позднее[148]. Наиболее существенный из них – отсутствие общепризнанного определения международной банковской группы, в особенности действующей в форме холдинга. Из-за различий в национальном законодательстве международная банковская группа рассматривалась как банковское учреждение только в государстве происхождения, но не в государстве пребывания и тем самым могла избежать банковского надзора. Это продемонстрировал на практике второй международный банковский кризис, вызванный крахом крупного итальянского банка Banco Ambrosiano в 1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию потерянных вкладов только итальянским вкладчикам и отказались от каких-либо действий в пользу вкладчиков дочернего банка в Люксембурге, основываясь на том, что дочерний банк в Люксембурге был скорее холдингом, чем банком в строгом смысле слова, и имел экстерриториальный характер. В свою очередь компетентные власти Люксембурга сложили с себя всякую ответственность за осуществление должного банковского надзора, принимая во внимание лицензирование дочернего банка Banco Ambrosiano как холдинговой компании.

Второй международный банковский кризис привел к пересмотру Конкордата 1975 г. Его новая редакция «Принципы по надзору за иностранными банковскими учреждениями» была одобрена Базельским комитетом в 1983 г.[149] В основу новой редакции были положены два принципа:

1) ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;

2) надзор должен быть адекватным.

Учитывая печальный опыт Banco Ambrosiano, авторы новой редакции Конкордата 1983 г. признали тот факт, что существование холдинга в структуре международной банковской группы может помешать осуществлению адекватного банковского надзора. С целью устранения этого недостатка в текст Конкордата была включена следующая формулировка: «Если холдинговая компания находится во главе банковской группы, включающей самостоятельно инкорпорированные банки, которые функционируют в разных странах, компетентные органы должны осуществлять надзор за такими банками, принимая во внимание всю структуру банковской группы в целом».

Второй принцип Конкордата 1983 г. включает два компонента: во-первых, взаимодополняющие надзорные функции государства происхождения и государства пребывания и, во-вторых, консолидированный надзор. Первый компонент означает, что если, по мнению органов государства пребывания, надзор со стороны органов государства происхождения за иностранным банковским учреждением, действующим на территории первого, является неадекватным или недостаточным, то они могут запретить деятельность такого учреждения. В свою очередь, если органы государства происхождения обнаружат неадекватный надзор со стороны органов государства пребывания, то они могут потребовать от материнского банка прекращения деятельности его иностранного учреждения. Суть второго компонента состоит в том, чтобы усиливать роль органов государства происхождения в осуществлении банковского надзора и потенциально уменьшать негативный эффект от различия стандартов банковского регулирования, применяемых в разных странах.

Новый импульс развитию международного сотрудничества дал третий международный банковский кризис, вызванный крахом крупнейшего британского банка The Bank of Credit and Commerce International в 1991 г. К моменту закрытия этот банк имел сеть филиалов и дочерних банков по всему миру, его активы превышали 20 млрд долл. США. Закрытие банка последовало в результате выявления многочисленных нарушений в его деятельности, выразившихся в фальсифицировании бухгалтерской отчетности, в использовании подставных лиц для незаконного приобретения банков в США, в сокрытии массивных убытков с помощью финансовых махинаций. Во главе глобальной банковской сети The Bank of Credit and Commerce International стояла холдинговая компания, зарегистрированная в Люксембурге, но большая часть операций холдинга и дочерних банков была сосредоточена в Великобритании. Однако компетентные власти ни Люксембурга, ни Великобритании не были готовы к осуществлению надзора на консолидированной основе.

Крах The Bank of Credit and Commerce International выявил целый ряд недостатков в международно-правовом режиме банковского регулирования, а именно: отсутствие консолидированного надзора, осуществляемого одним компетентным органом; неоправданно широкое использование офшорных центров банковского бизнеса, сочетающих весьма суровые законы о банковской тайне со слабым банковским надзором; неадекватное сотрудничество в области обмена информацией между органами банковского надзора разных государств. Все вышеизложенное обусловило разработку и принятие Базельским комитетом в 1992 г. нового документа о дальнейшем развитии сотрудничества по надзору за банками, осуществляющими международные операции. Этот документ под названием «Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреждениями» содержал четыре основных положения[150]:

1. Все международные банковские группы и международные банки подлежат надзору со стороны органов государства происхождения, которые способны в достаточной степени выполнять функцию консолидированного надзора.

2. Создание трансграничного банковского учреждения должно иметь место с обоюдного согласия органов государства пребывания и государства происхождения.

3. Органы государства происхождения должны обладать правом получения информации от трансграничного банковского учреждения, функционирующего на территории государства пребывания.

4. Если органы государства пребывания обнаружат ненадлежащее выполнение любого из вышеуказанных стандартов, то они могут применить ограничительные меры вплоть до запрещения создания трансграничного банковского учреждения на своей территории.

Анализ «Минимальных стандартов» позволяет утверждать, что этот документ развивает принципы, заложенные в Конкордате 1983 г., придавая им более четкую направленность и расширяя их содержание. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности было определено четвертым международным банковским кризисом, явившимся следствием краха одного из крупнейших британских банков Barings Bank в 1995 г. Этот банк стоял во главе банковской группы (холдинга), объединявшей к моменту закрытия более 100 компаний по всему миру, которые вели банковский бизнес и фондовые операции, носившие трансграничный характер. Специальное расследование, проведенное Банком Англии в отношении причин краха Barings Bank, показало, что коллапс наступил в результате заведомо ошибочных и незаконных операций с производными ценными бумагами на фондовых рынках Сингапура и Японии, совершенных дочерней компанией Barings Bank – Barings Futures Singapore Ltd.

Данная дочерняя компания принадлежала британскому Barings Bank опосредованно, так как была создана и контролировалась финансовой компанией Barings Securities Ltd., которая, в свою очередь, непосредственно принадлежала банку. Такая структура холдинга создала предпосылки для того, чтобы надзорные органы Великобритании сочли возможным применить к банку и финансовой компании принцип «соло консолидации» в целях предоставления ими финансовой отчетности. На практике это означало, что финансовая компания рассматривалась как неотъемлемая составляющая банка, что по замыслу надзорных органов в случае неблагоприятных обстоятельств смогло бы помочь быстрой ликвидации компании и удовлетворению требований вкладчиков.

Однако на деле «соло консолидация» позволила беспрепятственно переводить финансовые потоки из банка в финансовую компанию, которая использовала их для игры на фондовых биржах Сингапура и Японии через посредничество своей дочерней фирмы в Сингапуре. В результате махинаций в торговле производными ценными бумагами совокупные потери банка составили к февралю 1995 г. 827 млн ф. ст. (свыше 1 млрд долл. США). После закрытия банка и продажи его активов были удовлетворены требования всех вкладчиков, но держатели ценных бумаг, эмитированных банком, и участники банка не получили ничего[151].

Крах Barings Bank привлек пристальное внимание не только надзорных органов Великобритании, но и Базельского комитета, дав тем самым новый импульс развитию международного сотрудничества. Учитывая печальный опыт четвертого международного банковского кризиса и подвергнув тщательному анализу ранее принятые документы, Базельский комитет разработал новый обширный документ, который получил название «Надзор за трансграничной банковской деятельностью» и вступил в силу в 1996 г.[152] В документе сформулированы 29 рекомендаций, позволяющих на практике улучшить пруденциальный надзор за наиболее рискованными видами банковской деятельности в целях обеспечения надежного функционирования международных банковских групп и финансовой системы государства в целом. В центре внимания авторов данного документа оказались две насущные проблемы, потребовавшие скорейшего решения в свете применения «Минимальных стандартов»: во-первых, кардинальное улучшение условий доступа органов государства происхождения (home country supervisors) к информации о деятельности трансграничного банковского учреждения, получаемой от органов государства пребывания (host country supervisors); во-вторых, кардинальное улучшение консолидированного надзора за трансграничными банковскими учреждениями как со стороны органов государства происхождения, так и со стороны органов государства пребывания. Остановимся более подробно на первой проблеме.

В документе отмечается, что эффективный консолидированный надзор напрямую обусловлен структурой информационных потоков от трансграничного банковского учреждения к надзорному органу государства происхождения. Такой информационный поток может быть разделен на следующие составляющие:

1) движение информации от дочернего банка или филиала в материнский банк или головной офис;

2) движение информации от материнского банка или головного офиса к органам государства происхождения;

3) движение информации от дочернего банка или филиала к органам государства пребывания;

4) движение информации от органов государства пребывания к органам государства происхождения (п. 1).

В надзорных целях стоит провести четкие границы между следующими видами информации:

предварительной информацией (preliminary information), требуемой для лицензирования деятельности трансграничного банковского учреждения;

регулярной информацией (regular information), требуемой для осуществления текущего надзора за деятельностью трансграничного банковского учреждения;

исключительной информацией (exceptional information), требуемой от трансграничного банковского учреждения в особых, кризисных ситуациях (п. 2).

В надзорных целях документ проводит четкое разграничение между двумя типами информации – количественным и качественным. Под количественной подразумевается информация относительно выполнения трансграничным банковским учреждением таких экономических стандартов деятельности, как достаточность капитала, крупные кредитные риски, степень концентрации депозитов, ликвидность и т. д. Речь идет о тех пруденциальных стандартах, которые позволяют минимизировать рисковую банковскую деятельность, причем риски такой деятельности могут быть присущи как статьям активной части банковского баланса (например, выданные займы), так и его пассивной части (например, принятые депозиты). В последнем случае необходимо обеспечить строгую конфиденциальность информации, получаемой надзорными органами государства происхождения и касающейся депозитных счетов клиентов трансграничного банковского учреждения, открытых ими на территории государства пребывания.

Для обеспечения доступа к такого рода информации необходимо соблюдение ряда условий:

1) информация истребуется исключительно с надзорными целями;

2) информация известна только должностным лицам, выполняющим надзорные функции, и не передается каким-либо третьим лицам без согласия органов государства пребывания[153];

3) полученная органами государства происхождения информация остается строго конфиденциальной в условиях ее получения без предварительного согласия клиента трансграничного банковского учреждения[154];

4) существует обоюдный (двусторонний) путь движения информации между органами государства происхождения и государства пребывания (хотя достижение идеала во взаимном обмене информацией представляется маловероятным);

5) перед принятием каких-либо действий на основе полученной информации органы, получившие ее, предварительно консультируются с органами, ее предоставившими (п. 10).

Для осуществления функции консолидированного надзора органы государства происхождения нуждаются в качественном типе информации о деятельности трансграничных банковских учреждений. Именно такая информация позволяет констатировать, что:

1) банковская группа, в которую входят соответствующие трансграничные банковские учреждения, в целом имеет эффективно функционирующую систему управления рисками (risk management system);

2) банковская группа, в которую входят трансграничные банковские учреждения, в целом обладает эффективно функционирующей системой внутреннего контроля и внутреннего аудита (internal control and internal audit procedures);

3) ведется четкое наблюдение за изменениями в составе собственников (ownership) и в системе участия в капитале дочерних банков (control of partly owned subsidiaries);

4) трансграничное банковское учреждение обладает разветвленной и надежной системой каналов связи, посредством которой органы государства происхождения получают интересующую их информацию (information through the channels);

5) управленческий персонал трансграничного банковского учреждения имеет достаточную квалификацию для обеспечения надлежащего осуществления учреждением банковской деятельности («fit and proper» test);

6) трансграничное банковское учреждение обладает активами надлежащего качества и поддерживает концентрацию рисков на не допускающем превышение соответствующих параметров уровне (levels of concentration are within appropriate parameters);

7) трансграничное банковское учреждение поддерживает достаточный уровень ликвидности, не полагаясь при этом на единственный источник ее поддержания (a single third-party source);

8) трансграничное банковское учреждение соблюдает законодательство и регулятивные требования как органов государства происхождения, так и органов государства пребывания (statutory laws and supervisory regulations) (п. 14).

В целях осуществления эффективного консолидированного надзора органы государства происхождения должны иметь достаточную и достоверную информацию о деятельности трансграничного банковского учреждения. Одним из способов ее получения являются выездные инспекционные проверки органов государства происхождения, проводимые ими на территории государства пребывания банковского учреждения по согласованию с надзорными органами государства пребывания (on-site inspections). В документе определены основные виды выездных инспекционных проверок и различные способы взаимодействия органов государства происхождения и государства пребывания в процессе их осуществления:

1) независимая инспекционная проверка, осуществляемая органом государства происхождения в сотрудничестве с органом государства пребывания по выбору последнего (independent on-site examination);

2) инспекционная проверка, осуществляемая органом государства происхождения совместно с органом государства пребывания, когда часть проверочных функций осуществляет последний с целью обеспечения надлежащей конфиденциальности, а результаты проверки подлежат совместному анализу (on-site examination conducted jointly);

3) инспекционная проверка, осуществляемая органом государства пребывания под руководством органа государства происхождения (onsite examination by a direction of a home supervisor);

4) инспекционная проверка, осуществляемая органом государства пребывания, с направлением копии отчета о результатах проверки органу государства происхождения (on-site examination by a host supervisor with a copy of the report maid available to the home supervisor);

5) инспекционная проверка, осуществляемая внешним аудитором на основе детальных инструкций, полученных последним от органа государства происхождения, при содействии органа государства пребывания, с предоставлением аудиторского заключения обоим надзорным органам (on-site examination undertaken by an approved external auditor)[155];

6) инспекционная проверка, осуществляемая внутренним аудитором головного офиса банка, чье аудиторское заключение представляется обоим надзорным органам (on-site examination undertaken by on internal auditor from the bank’s head office) (n. 18)[156].

Что же касается информации, идущей от органа государства происхождения в адрес органа государства пребывания, то документ делает акцент на трех разновидностях такой информации. Во-первых, это информация относительно состояния дел в трансграничном банковском учреждении, ставшая известной органу государства происхождения в результате проверки деятельности материнского банка или головного офиса. Нет нужды говорить о том, насколько существенной может оказаться такая информация для надзорного органа государства пребывания. Во-вторых, информация относительно всей банковской группы, в состав которой входит трансграничное банковское учреждение, а также о методах консолидированного надзора, применяемых к деятельности банковской группы в целом. Она может помочь органу государства пребывания в улучшении его собственной надзорной практики и способствовать более тщательному анализу состояния дел в трансграничном банковском учреждении. В-третьих, информация об ухудшении состояния дел в материнском банке или в головном офисе, а также в банковской группе в целом, переданная органом государства происхождения в адрес органа государства пребывания. Она позволяет вовремя воздействовать на функционирование трансграничного банковского учреждения с целью обеспечения его устойчивости и надежности в государстве пребывания (п. 27–30).

Вслед за рассмотренным документом в 1997 г. Базельский комитет принял новый документ, целью которого служило создание системы стандартов пруденциального банковского регулирования и надзора, способствующих обеспечению стабильного и надежного функционирования банковской системы каждого отдельно взятого государства и международной банковской системы на глобальной основе, и который получил название «Основополагающие принципы для эффективного банковского надзора». В работе над данным документом приняли участие представители центральных банков не только государств, участвующих в Базельском комитете, но и ряда других, в частности России, Китая, Мексики, Чили, Чехии, Гонконга, Таиланда. По итогам обобщения практики применения «Основополагающих принципов» Базельский комитет в 2006 г. принял их новую редакцию, существенно не изменившую общую идеологию и структуру данного документа, однако внесшую уточнения и дополнения в содержание включенных в него принципов[157]. Документ содержит 25 принципов эффективного банковского надзора, которые сгруппированы следующим образом:

• Цели, полномочия, независимость, прозрачность и сотрудничество (принцип № 1).

• Лицензирование и структура (принципы № 2–5).

• Пруденциальное регулирование и стандарты (принципы № 6—18).

• Методы текущего банковского надзора (принципы № 19–21).

• Бухгалтерский учет и раскрытие информации (принцип № 22).

• Формальные полномочия надзорных органов (принцип № 23).

• Консолидированный и трансграничный банковский надзор (принципы № 24–25).

Остановимся более подробно на содержании отдельных принципов.

Принцип 2 предполагает, что разрешенная деятельность организаций, лицензированных как банки и подлежащих банковскому надзору, должна быть четко определена. Использование слова «банк» в названии таких организаций должно подлежать строгому контролю.

Принцип 4 предусматривает, что органы банковского надзора должны обладать полномочиями рассматривать и отклонять любые предложения по передаче права собственности или контрольного пакета, принадлежащего прямо или косвенно одному лицу, в существующих банках от одних лиц к другим.

Принцип 6 устанавливает, что надзорные органы обязаны четко обозначать пруденциальный стандарт достаточности капитала, касающийся всех банков. Данный стандарт должен содержать требование к различным компонентам капитала, имея в виду его способность покрыть возможные риски и понесенные убытки. При этом прямо указано на необходимость полного соответствия такого пруденциального стандарта документам, разработанным в рамках Базельского комитета, по крайней мере, в отношении банков, осуществляющих международную банковскую деятельность.

Принцип № 18 предполагает, что органам банковского надзора надлежит определять, имеют ли банки адекватные процедуры и политику, включая строгое правило «знай своего клиента», позволяющие достичь высоких профессиональных и этических стандартов в финансовом секторе экономики, которые поставят заслон на пути вовлечения банков в уголовно наказуемую деятельность.

Принцип № 24 четко формулирует положение о том, что важным элементом банковского надзора выступает способность компетентных органов осуществлять надзор за банковскими группами на консолидированной основе, адекватно контролируя их и применяя пруденциальные стандарты в отношении всех аспектов деятельности, осуществляемой банковской группой в глобальном масштабе.

Анализ содержания «Основополагающих принципов» позволяет утверждать, что они явились новым и весьма важным шагом на пути развития международного сотрудничества в области пруденциального регулирования банковской деятельности. Эта новизна заключается в том, что сформулированные Базельским комитетом 25 принципов эффективного банковского надзора могут и должны применяться не только к международным банкам и банковским группам, но и к тем банкам, чья деятельность не выходит за рамки территории государства происхождения. Очевидно, что имеет место тенденция выравнивания, унификации требований, предъявляемых к банковской деятельности в разных государствах, причем это касается как трансграничных банковских учреждений, так и внутригосударственных.

Принимая во внимание тот факт, что Базельский комитет представляет собой неформальное объединение, закономерно поставить вопрос о юридической силе его документов. В западной науке была высказана мысль о том, что документы Базельского комитета, не обладая прямой юридической силой (legal force), имеют, однако, «юридическую значимость» (legal significance). «Юридическая значимость выражается в способности генерировать правовые нормы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на процесс принятия решения компетентными органами банковского надзора»[158]. С этим утверждением трудно не согласиться. Действительно, не будучи формально юридическими актами, документы Базельского комитета содержат вместе с тем элемент юридической обязательности. Он выражается в том, что государства, юридически не обязанные следовать положениям этих документов, тем не менее стараются как можно полнее и шире использовать их при осуществлении внутригосударственного правового регулирования банковской деятельности. Именно стремление государств инкорпорировать выработанные Базельским комитетом принципы в свое внутреннее право придает документам комитета элемент юридической обязательности.

По мнению ученых, такого рода документы следует отнести к категории источников «мягкого права». Как указывает А. С. Линников, обычно выделяются три базовые характеристики понятия «мягкое право»:

1) «мягкое право» всегда связано с определенными правилами поведения и взаимными обязательствами;

2) вышеуказанные правила поведения и обязательства лежат в основе инструментов, которые хоть и не имеют обязательной юридической силы, все же не лишены определенной правовой значимости;

3) в конечном счете целью указанных правил и взаимных обязательств является достижение определенного практического результата или регулирования определенного рода деятельности (поведения участников процесса и т. д.)[159].

2. Консолидированный надзор: международный подход

Ключевым элементом пруденциального регулирования банковской деятельности выступает консолидированный надзор. Сущность принципа консолидированного надзора – центрального принципа Конкордата 1983 г. – заключается в том, что органы государства происхождения банковского учреждения осуществляют надзор за соблюдением экономических нормативов в банковской деятельности (главным образом, нормативов достаточности капитала), принимая во внимание всю структуру банковской группы, в которую входит данное банковское учреждение. В целях практического осуществления консолидированного надзора Конкордат 1983 г. выделяет три типа иностранных (трансграничных) банковских учреждений:

Конец ознакомительного фрагмента.