СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Актуальной задачей, стоящей перед современной Россией, является повышение конкурентоспособности экономики за счет развития высокотехнологичных секторов экономики. Для решения этой задачи необходимо развитие компетенций создания конкурентоспособной продукции на высокотехнологичных промышленных предприятиях.
Г. Хамелом и К.К. Прахалодом [1] было установлено, что конкурентоспособность предприятия определяется набором ключевых компетенций, представляющих собой результат интеграции различных навыков и технологий. Материальными воплощениями ключевых компетенций являются ключевые продукты – компоненты или продукты промежуточной стадии сборки, которые вносят существенный вклад в стоимость конечных продуктов. Развитие ключевых компетенций позволяет предприятию получить преимущественное положение в цепочки создания конечного продукта, что обеспечивает ему устойчивое конкурентное преимущество.
Развитие компетенций предприятия приобретает особую важность в условиях технологизированного производства, когда воспроизводство конечного продукта на новом месте по его описанию не представляет значительных трудностей [2]. Технологизированное производство на основе CALS – технологий составляют основу промышленного производства экономически развитых стран. Освоение принципов технологизированного производства выступает залогом повышения конкурентоспособности промышленных предприятий России в условиях глобальной экономики.
Отраслью промышленного производства, обладающей высоким конкурентным потенциалом, является вертолетостроение. Российское вертолетостроение занимало лидирующие позиции на мировом рынке. Однако трансформационный кризис привел к потере многих традиционных рынков. В последние годы наблюдается поступательное развитие отрасли: объем производства увеличился с 85 машин в 2004 году до 262 в 2011 году. Но есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. Одним из таких факторов является устаревшая производственная платформа. В настоящий момент производственная платформа российского вертолетостроения представлена пятью серийными предприятиями – ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «УланУдэнский вертолетный завод», ОАО «Ростовский вертолетный завод», ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» и ОАО ААК «Прогресс».
Лидирующие позиции занимает ОАО «Казанский вертолетный завод», обладающий эффективным инжиниринговым центром и системой управления. Нами исследовалась деятельность ОАО ААК «Прогресс». Это предприятие не занимает лидирующих позиций в отрасли: по объему выручки оно отстает от ОАО «КВЗ» в 3,1 раза по размеру чистой прибыли в 2495 раз; зависит от государственной помощи.
Для повышения конкурентоспособности ОАО ААК «Прогресс» необходимо изменение организационно-производственной структуры, её ориентация на развитие компетенций предприятия. В новой организационно-производственной структуры должны быть центры технологической компетенции (ЦТК). Наиболее целесообразно создание ЦТК в механообрабатывающем производстве, литейном производстве и производстве деталей из композитных материалов. В этих областях деятельности предприятие обладает преимуществами, со времен СССР. Также идет техническое перевооружение предприятия, внедряется новое оборудование в механообработке и литейном производстве.
Центр технологической компетенции позволит ОАО ААК «Прогресс» изготовлять необходимые детали для всей вертолетостроительной отрасли, а также для других предприятий авиационного комплекса России. Это обеспечит предприятию устойчивое конкурентное преимущество.
Проведенное нами исследование эффективности создания центра технологической компетенции в механообрабатывающем производстве установило, что создание ЦТК приведет к снижению себестоимости изготовления детали на высокотехнологичном оборудовании на 46,2 %.
Таким образом, создание центров технологической компетенции на предприятиях вертолетостроения позволит получить им устойчивое конкурентное преимущество, повысить эффективность деятельности, что положительно скажется на конкурентоспособности всего российского вертолетостроения.
1. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. – 2003 – № 3 – С.18-47.
2. Реус А., Зинченко С., Крайчинская С., Талянский Д. О методе управления знаниями в процессах интеграции машиностроительной корпорации. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011.