Вы здесь

Международная миграция и устойчивое развитие России. 2. Трудовая миграция и экономическое развитие: опыт стран ОЭСР ( Коллектив авторов, 2015)

2. Трудовая миграция и экономическое развитие: опыт стран ОЭСР

2.1. Демографический аспект

Положительное воздействие иммиграции на экономику в большей мере ощущается в демографическом отношении, чем в отношении непосредственного увеличения доходов населения. Развитые страны не смогли бы поддерживать сложившийся уровень производства без привлечения иностранных работников. В последнее десятилетие доля иммигрантов в приросте рабочей силы составила 70 % в Европе и 47 % в США[33].

Привлечение иностранных работников позволяет компенсировать естественную убыль населения, поскольку иммигранты, как правило, моложе, чем жители принимающей страны, в их семьях выше уровень рождаемости. Так, в Европе в период между 2006 и 2011 гг. 53 % иммиграционного притока приходилось на людей в возрасте от 25 до 39 лет, а еще 22 % – на работников от 25 до 29 лет[34]. В результате трудовые ресурсы принимающих стран возрастают не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

В соответствии с прогнозами Директората по трудоустройству и социальным вопросам ОЭСР без привлечения иностранной рабочей силы трудоспособное население стран ЕС к 2020 г. сократится более чем на 11 млн, а к 2050 г. – на 80 млн[35]. Если исходить из расчета, что нетто-миграция в Германию будет удерживаться на уровне 250 тыс. человек в год, то население ФРГ сократится к 2050 г. с 80,2 млн человек до 66,1 млн, а к 2100 г. – до 50 млн[36].

2.2. Иммиграция и бюджет

В публичном дискурсе европейских стран (равно как и в российском публичном дискурсе) распространено представление, согласно которому иммигранты с низким уровнем образования являются нагрузкой для бюджета. Это представление, однако, не соответствует действительности. Исследования по странам ОЭСР показывают, что у низкоквалифицированных иммигрантов разница между их вкладом в общественное благосостояние и пособием, которое они получают, оказывается большей, чем у местных жителей, занятых в тех же профессиях[37]. Таким образом, чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны.

Временные трудовые мигранты не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, что позволяет государству-реципиенту сэкономить на социальных расходах.

Фискальная прибыль в значительной степени зависит от возрастной структуры новоприбывшего населения – наибольший вклад в бюджет принимающей страны вносят люди в возрасте от 25 до 45 лет[38].

Однако ситуации, когда иммигранты приносят в бюджет меньший доход, зачастую обусловлены не тем, что они зависят от социальных выплат, а тем, что они получают меньшую заработную плату, чем коренное население (и соответственно производят меньшие налоговые отчисления)[39]. Имеют место и ситуации, когда вновь прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет: это связано со сложностями в трудоустройстве или с низкооплачиваемой работой, в силу чего эта категория лиц нуждается в усиленной государственной поддержке. Но по мере увеличения срока пребывания в стране их доходы увеличиваются и, следовательно, выплаты в бюджет растут, а объем получаемых ими пособий сокращается[40].

Исследования, проведенные в странах ОЭСР, демонстрируют, что воздействие «накопленной» за последние 50 лет иммиграции на сферу налогообложения и финансовых расходов колеблется около нулевой отметки, за редким исключением склоняясь к 0,5 % ВВП как в положительную, так и в отрицательную сторону[41].

Наиболее высокая степень положительного влияния наблюдается в таких странах, как Швейцария и Люксембург, где иммигранты обеспечивают чистую прибыль в размере 2 % ВВП. В Бельгии, Франции и Швеции такая прибыль оценивается примерно в 0,5 % ВВП[42], в США – чуть менее 0,5 %[43].

Таким образом, иммиграцию нельзя рассматривать как бремя для налогоплательщиков. Вместе с тем она не является панацеей с точки зрения решения бюджетных проблем.

2.3. Заработная плата и безработица

Другое распространенное мнение заключается в том, что неквалифицированные иммигранты отнимают работу у местных жителей и содействуют падению их зарплаты. Это мнение также представляет собой заблуждение, опровергнутое несколькими специальными исследованиями рынков труда государств ОЭСР[44]. Даже в случае массового притока иммигрантов общий уровень заработной платы в принимающей стране, как правило, не снижается. Это объясняется тем, что большая часть иммигрантов оказывается на рабочих местах, за которые практически отсутствует конкуренция на национальных рынках труда.

Так, по данным исследований, проведенных в Великобритании в последнее десятилетие, увеличение численности иммигрантов на 10 тыс. человек воздействует на заработную плату местных работников в диапазоне от – 2 до + 2 ф. ст. в год[45]. Иммиграция может в некоторых случаях влиять как на относительное уменьшение заработной платы неквалифицированных работников, так и на ее увеличение у высококвалифицированных специалистов[46].

Сходная тенденция была обнаружена в результате исследований рынка труда в США. В соответствии с данными Г. Борджаса в период с 1980 по 2000 г. иммиграция способствовала снижению зарплаты низкоквалифицированных работников (до 8 %) и специалистов среднего звена (до 3 %). Однако это наблюдалось лишь в краткосрочной перспективе, тогда как в долгосрочной негативное воздействие уменьшалось (до 5 %) у людей без высшего образования и сводилось к нулю у работников средней квалификации[47]. Отметим также, что, по мнению других специалистов, изучающих экономику миграционных процессов, приведенные Борджасом показатели, свидетельствующие об относительно негативном воздействии иммиграции, выглядят завышенными[48].

Что касается европейских стран, в частности Германии, то воздействие иммиграции на уровень зарплаты местного населения крайне незначительно, поскольку сферы труда аллохтонных и автохтонных работников практически не пересекаются[49].

Отметим, что новоприбывшее население может оказывать небольшое негативное воздействие в первую очередь на заработную плату других иммигрантов, имеющих вид на жительство в принимающей стране, и в существенно меньшей степени на доходы местного населения[50].

Следующее распространенное в обществе мнение, которое также не подтверждается исследованиями, касается причинно-следственной связи между иммиграцией и сокращением занятости местного населения. Установление корреляции между увеличением иммиграционного притока и ростом безработицы в принимающих странах является методологически неверным, что подтверждается в ряде исследований, проведенных в государствах ОЭСР[51].

Если какое-то воздействие новоприбывших иммигрантов в трудоспособных возрастах на снижение уровня занятости местного населения и может быть выявлено, то оно затрагивает исключительно специалистов средней квалификации и не обнаруживается среди работников, занимающихся высококвалифицированным и низкоквалифицированным трудом[52]. Ниже будет отмечено, что основной спрос на иностранную рабочую силу в странах ОЭСР относится к двум последним уровням профессиональной квалификации (см. п. 2.6).

Использование иностранной рабочей силы позволяет принимающим государствам поддерживать безработицу примерно на одном уровне. Если местные жители теряют рабочие места, то о них должно заботиться государство путем увеличения социальных расходов. С приезжими работниками дело обстоит иначе: если они не находят вакантного места, то вынуждены возвращаться домой в ожидании лучших возможностей. Здесь важно принимать во внимание такой фактор, как возвратная миграция. Согласно недавним исследованиям, каждый четвертый (или даже третий) иммигрант неизменно покидает США по истечении определенного времени[53]. Высокий уровень возвратной миграции наблюдается и в Европе. Так, в 2008 и 2009 гг. более 107 тыс. человек направились из Испании, Германии, Нидерландов и Италии в страны Латинской Америки (в первую очередь в Аргентину и Бразилию) и Карибского бассейна. Число людей, вернувшихся из Испании в африканские страны, возросло с 6 тыс. человек в 2009 г. до 83 тыс. в 2011 г.[54]Это было обусловлено ростом безработицы в ЕС, спровоцированным мировым экономическим кризисом. Примечательно, что исследования, проведенные после 2008–2009 гг. (наиболее острой фазы кризиса), продемонстрировали, что иммиграция по-прежнему не является фактором, оказывающим сколь-либо ощутимое влияние на уровень занятости местного населения[55].

Занятость трудоспособного населения принимающей страны ограничена его численностью, и возникающая проблема нехватки рабочих рук решается с помощью иностранцев. В случае если государство не заботится о восполнении дефицита трудовых ресурсов, оно неминуемо сталкивается с инфляцией зарплат и цен[56].

Более высокий уровень безработицы среди иностранцев объясняется наличием дискриминации в их отношении, а также тем, что они сосредоточены в секторах, наиболее подверженных конъюнктурным колебаниям (строительстве, коммунальном хозяйстве, ресторанном и гостиничном бизнесе). Отметим, что безработица среди новоприбывших иммигрантов носит краткосрочный характер и отмечается главным образом в Западной Европе.

Результаты, полученные в ходе упомянутых исследований, позволяют сделать вывод, что в целом иммиграция не оказывает существенного влияния ни на уровень заработной платы, ни на занятость. Изучая воздействие притока иностранной рабочей силы на отдельные сегменты рынка труда, необходимо отчетливо представлять, в каких именно отраслях задействовано наибольшее число трудовых мигрантов. Так, в последние полтора десятилетия в Германии обнаружился существенный сдвиг в отраслевом распределении иностранных работников – из вторичного сектора в третичный. В последнее десятилетие около 60 % иммигрантов заняты в сфере услуг. Вместе с тем по-прежнему высокой остается доля новоприбывшего населения в строительном секторе. В случае если в третичном секторе возникает дисбаланс в пользу работников с низкой квалификацией, конкуренция за рабочие места между иностранными гражданами и местными работниками может возрасти[57].

Итак, использование иностранной рабочей силы в отдельных случаях может приводить к снижению вознаграждения замещаемых ими работников и доходности других производственных факторов. Важно, однако, понимать, что подобные явления не всегда имеют исключительно негативные последствия. Выгоду здесь могут извлекать не только непосредственно работодатели, но и более широкие слои населения принимающей страны. В частности, в сфере услуг появление на рынке труда нового предложения выгодно потребителям услуг (хотя и невыгодно для местных поставщиков услуг). Например, в случае увеличения числа врачей на рынке труда (вследствие привлечения иностранных специалистов) происходит снижение цен на медицинские услуги, от чего проигрывают местные доктора, но выигрывает население в целом[58].

Кроме того, среди иммигрантов, как правило, широко распространены самостоятельная занятость и предпринимательская деятельность. По данным ОЭСР, во всех странах, входящих в организацию, совокупная самостоятельная занятость иммигрантов оказывается чуть выше, чем у местных жителей, – 12,6 % против 12 %[59]. Однако есть существенные межстрановые различия. Так, в 2009 г. высокие показатели самостоятельной занятости иностранных работников и предпринимателей наблюдались в Австралии – 18,8 %, в Бельгии – 15,5, в Италии – 17,5, в Канаде – 17,5, в Турции —18,2 %. Отметим также особое положение Вышеградской четверки в рассматриваемом контексте: в Венгрии —16,4 %, в Чехии —19,6, в Словакии – 26,4, в Польше – 29,2 %[60].

Во многих странах ОЭСР повышение уровня занятости иммигрантов до уровня местного населения привело к увеличению налоговых поступлений. В частности, в Бельгии, Франции и Швеции подобные меры обеспечили прибыль в бюджет, превышающую 0,5 % ВВП[61]. Стимулирование занятости иммигрантов отвечает их собственным ожиданиям, ведь в большинстве случаев они приезжают в целях трудоустройства (желая улучшить жизнь своей семьи), а не для того, чтобы получать пособие. Отсюда напрашивается вывод, что усилия по интеграции иммигрантов в рынок труда должны рассматриваться принимающими государствами в большей степени в категориях инвестирования, чем в категориях затрат и издержек. Увеличение трудовых (как и любых других) ресурсов создает возможность для расширенного экономического роста.

2.4. Инвестиции, денежные переводы и торговля

Влияние иммиграции на инвестиции прослеживается по двум каналам: (а) капиталовложения непосредственно самих иммигрантов и (б) увеличение прибылей работодателей, использующих более дешевый (по сравнению с местным) труд иммигрантов, что в конечном счете может способствовать росту инвестиционной активности.

Так называемая инвестиционная иммиграция ограничивается главным образом Канадой, Австралией и отчасти США[62]. Для того чтобы получить визу по инвестиционной программе в США, нужно вложить минимум 500 тыс. долл, в экономику этой страны, а в Канаду – минимум 800 тыс. долл. США.

В настоящее время одним из крупнейших поставщиков мигрантов-инвесторов в указанные страны является Китай. По подсчетам консалтинговой компании «Bain», в 2009 г. около 3 тыс. человек эмигрировали из Китая в Соединенные Штаты и Канаду, а общий объем их инвестиций в экономику этих стран составил более 1,3 млрд долл.[63]

Получаемая экономия на издержках на рабочую силу в отраслях и на предприятиях, где широко применяется дешевый труд иностранных рабочих, и сопутствующее ей увеличение доходов работодателей, как правило, способствуют подъему инвестиционной активности. В 1960-1970-е годы в ФРГ и во Франции в отраслях, в которых было задействовано большое число иностранцев, произошло более быстрое замещение труда капиталом, чем в других секторах. Кроме того, содействуя повышению мобильности труда, иммигранты обеспечивают собственникам капитала определенную экономию на издержках, требующихся для передвижения капитала. Однако в некоторых случаях использование дешевого иностранного труда замедляет модернизацию производства[64].

Немаловажным фактором развития международных экономических связей является то, что работающие и живущие за границей регулярно посылают деньги своим родным и близким. В экономике многих стран, причем не только бедных, но и среднеразвитых (Греция, Турция, Португалия), денежные переводы мигрантов выступают существенным дополнением к национальному доходу[65]. Кроме того, денежные переводы мигрантов обеспечивают приток иностранной валюты в развивающиеся государства, а также способствуют стабилизации экономического положения последних. Так, в период с 1990 по 2010 г. общий объем денежных переводов иммигрантов в развивающиеся страны вырос более чем в десять раз и составил 328 млрд долл. США в год – более половины от ожидаемого притока в них прямых иностранных инвестиций (490 млрд долл.) и почти в 3 раза превысил оказываемую им официальную помощь в целях развития (119 млрд долл.)[66]. В 2014 г. денежные переводы от мигрантов в развивающиеся страны достигли 435 млрд долл. США[67]. Причем речь в данном случае идет только об официально учтенных суммах переводов. По мнению экспертов Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, истинный объем средств, пересылаемых как через официальные, так и через неофициальные каналы, может в 1,5 превышать указанную сумму[68]. Основные страны-источники для осуществления денежных переводов иммигрантов на родину – это США (около 123 млрд долл, ежегодно) и Саудовская Аравия (28 млрд долл.)[69]. Значительная часть денежных переводов осуществляется также из Канады, Швейцарии, Германии и России. Основные страны-реципиенты денежных переводов мигрантов – Индия, Китай и Филиппины[70].

Отдельного упоминания заслуживает вклад иммиграции в улучшение торговой конъюнктуры между государствами-импортерами и государствами-экспортерами рабочей силы. Во многих исследованиях отмечается значимость того обстоятельства, что иммигранты привносят специальные знания об особенностях функционирования рынков и социальных институтов стран, откуда они прибывают, что позволяет сократить транзакционные издержки[71]. Такие знания могут быть эффективно использованы в том случае, если социальные и политические институты государств-доноров существенно отличаются от институтов в государствах-реципиентах[72]. По данным Криса Парсонса, иммиграция из стран Центральной и Восточной Европы в западноевропейские страны в последние годы положительно повлияла на рост экспорта из принимающих государств в отдающие – на 1,5 %, а также импорта – на 1,4 %[73]. Небезынтересно также, что на увеличение экспорта из Соединенного королевства благотворное воздействие оказало новоприбывшее население из стран, не входящих в Содружество наций (Commonwealth), в то время как иммиграция из бывших британских доминионов, колоний и протекторатов никак не повлияла ни на экспорт, ни на импорт[74].

Трудовая миграция оказывает ощутимое влияние на двусторонние отношения между государствами, она является предметом международных соглашений. В заключении таких соглашений заинтересованы в первую очередь страны-экспортеры рабочей силы. Договоренности могут принимать форму соглашений о свободной торговле[75], региональных экономических договоров, а также соглашений по совместному обеспечению безопасности (в частности, в области борьбы с нелегальной иммиграцией)[76].

2.5. Культурное разнообразие как фактор экономического развития

В последние годы в литературе, посвященной экономическим эффектам иммиграции, все большее внимание уделяется фактору культурного разнообразия. В условиях современного глобального рынка этот фактор способствует усилению конкурентоспособности экономики. Культурное разнообразие стимулирует спрос на производство новых видов услуг, а также способствует внедрению инноваций[77]. Это касается в первую очередь экономики крупных городов.

Иммигранты привносят на рынок принимающей страны товары и услуги, которые не могут предоставить местные предприниматели, увеличивая тем самым потребительский выбор. По мере увеличения тех или иных иммигрантских сообществ спрос на определенные товары, импортируемые из стран их происхождения, начинает расти. Кроме того, это может косвенным образом оказать положительное влияние и на местных предпринимателей, получающих возможность сосредоточиться на тех видах деятельности, в которых они имеют сравнительное преимущество[78].

Генерирование новых идей в сфере предпринимательства становится возможным благодаря фирмам, объединяющим носителей различных этнокультурных идентичностей[79]. Такие предприятия приобретают определенные преимущества для освоения новых иностранных рынков, что, в свою очередь, способствует обновлению производственных функций и способов поставок.

Развитие предпринимательской деятельности среди иммигрантов также имеет положительный социальный эффект. Будучи владельцами малого и среднего бизнеса, они заинтересованы в процветании и безопасности района, в котором работают, что способствует джентрификации бывших маргинальных и депрессивных городских кварталов[80].

2.6. Диверсификация современного спроса на иностранную рабочую силу

Начиная с 2000 г. иммигранты составляют около 31 % высококвалифицированных специалистов в Канаде, 21 % в США и 14 % в Европе. Североамериканский регион (США и Канада) традиционно является наиболее привлекательным для иммигрантов с высоким уровнем образования.

Роль иммиграции высока в наиболее динамично развивающихся секторах экономики. Доля привлеченных иностранных работников в стремительно прогрессирующих отраслях (медицина, наука, технологии и инженерия) составляет 22 % в США и 15 % в Европе[81]. Отметим также, что иммигранты обладают определенными навыками и умениями, которые способствуют аккумуляции человеческого капитала в принимающей стране. В первую очередь речь идет об иностранных работниках с высоким уровнем образования. Так, в США квалифицированные специалисты из других стран вносят значительный вклад в развитие таких областей, как научные технологии и инновации[82]. В последнее десятилетие в развитых странах наблюдался стремительный рост доли иностранных работников с высшим образованием в общем иммиграционном притоке. В 2010–2011 гг. в государствах ОЭСР их насчитывалось порядка 30 млн, причем 5 млн из них (17 %) прибыли в последние пять лет[83].

В то же время иммигранты занимают около четверти рабочих мест в областях, где наблюдается резкое сокращение спроса на рабочую силу; речь идет о таких профессиях, как механизаторы и сборщики (в Европе – 24 %), а также монтажники, ремонтники и технический обслуживающий персонал (в США —28 %)[84]. Таким образом, потребность в привлечении трудовых иммигрантов наблюдается как в секторах, где существует дефицит высококвалифицированных специалистов, так и на рабочих местах, которые становятся непривлекательными (с точки зрения перспектив карьерного роста) для местного населения. Занимая вакансии, которые становятся непривлекательными даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность в условиях экономического роста перебираться на лучшие места и в более динамичные сектора. Новые иммигранты способствуют увеличению мобильности рабочей силы, сглаживанию межрегиональных дисбалансов в уровнях безработицы[85].

И в Европе, и в США 69 % иммигрантов получили образование за пределами принимающей страны[86]. В большинстве стран ОЭСР[87], за исключением Германии, Испании, США, Финляндии и некоторых других, доля иностранцев, имеющих образование третьей ступени[88], в среднем превышает соответствующий показатель среди коренного населения.

В развитых странах удельный вес иммигрантов с образованием третьей ступени продолжает расти. Так, в европейских странах, входящих в ОЭСР, доля иммигрантов, имеющих образование третьей ступени, выросло с 12,8 % в 2000 г. до 14,4 % в 2010 г. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии суммарный рост в указанные годы был еще большим – от 26,1 до 32,3 %. В США также наблюдалась рассматриваемая тенденция, хотя и в более скромном масштабе – от 12,8 до 14,1 %[89]. В то же время доля лиц, не имеющих среднего образования, среди новоприбывших иностранцев гораздо ниже, чем среди иммигрантов, приехавших давно. Подобная поляризация квалификационной структуры новоприбывшего населения является следствием дихотомии современного спроса на иностранную рабочую силу. Она находит отражение в разработке специальных государственных программ в области привлечения трудовых мигрантов.

Такие программы, с одной стороны, поощряют приток определенных категорий высококвалифицированных специалистов, а с другой – обеспечивают рекрутирование временных, в том числе сезонных, малоквалифицированных работников для тех секторов экономики, в которых наиболее остро ощущается структурная нехватка рабочей силы. В первую очередь это касается низкооплачиваемых, непрестижных, тяжелых и опасных работ, на которые неохотно идут местные жители[90]. Страны ЕС-15 ежегодно рекрутируют извне около 500 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Абсолютное лидерство здесь принадлежит Германии, привлекающей для сезонных работ около 300 тыс. иностранцев в год[91]. В США и Канаде реализуются специальные программы «импорта» сезонных сельскохозяйственных рабочих из Мексики и стран Карибского бассейна.

В Австралии, Канаде и Новой Зеландии действуют так называемые рейтинговые системы приема иммигрантов. На постоянное жительство привлекают только экономически востребованных иммигрантов, в особенности высококвалифицированных, набравших нужное количество баллов. Баллы начисляются по таким показателям, как квалификация, профессиональные навыки, знание языка, возраст, опыт работы и размер зарплаты.

Развитые страны стимулируют иммиграцию бизнесменов, а также высококвалифицированных специалистов дефицитного профиля. За некоторые категории иностранных работников между развитыми странами идет настоящая конкурентная борьба. Так, Канада, США и Австралия конкурируют друг с другом, разрабатывая программы коммерческой и инвестиционной иммиграции на постоянное место жительства, а ФРГ, Великобритания и Франция – реализуя программы привлечения специалистов в сфере информационных технологий, здравоохранения, биотехнологий и т. п[92].

Однако возможности трудоустройства иммигрантов с высоким уровнем образования не следует переоценивать. По статистике ОЭСР, почти во всех государствах, входящих в эту организацию, иммигранты демонстрируют более низкие рейтинги трудоустройства, чем их конкуренты из числа представителей местного населения. Кроме того, 47 % мигрантов находятся на должностях, которые не требуют столь высокого уровня образования. Нередко в рамках программ по найму низкоквалифицированных специалистов рабочие места получают иммигранты с высоким уровнем образования. К примеру, в Южной Корее 13,4 % так называемых непрофессиональных иностранных рабочих – это люди с образованием третьей ступени[93]. Таким образом, нередко потенциал высококвалифицированных специалистов реализуется лишь в незначительной степени и задача политики интеграции заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать их навыки[94][95].

Немаловажное значение имеют возрастная структура новоприбывшего населения, а также сам характер иммиграции, который может быть формализован посредством различных категорий въезда. Так, в странах, где трудовые мигранты составляют большую часть внешнего миграционного притока[96], наблюдается более благоприятная финансовая конъюнктура (в смысле отчислений в бюджет), чем в государствах, где обнаруживается существенный дисбаланс в пользу «гуманитарной» иммиграции[97]. Кроме того, финансовое положение внешних мигрантов в целом является менее удовлетворительным в тех странах, где число долгосрочных иммигрантов значительно превышает новоприобретенную рабочую силу. Отметим, что обеспечение высоких рейтингов интеграции иностранного населения в национальные рынки труда находится в прямой зависимости от степени открытости этих рынков.

2.7. Выводы

Положительный эффект иммиграции на экономику развитых стран заключается в первую очередь в возможности сохранить трудовые ресурсы в условиях естественной убыли населения. Привлечение иностранных работников позволяет компенсировать дефицит, возникающий в отдельных сегментах национального рынка труда. Речь идет не только о накоплении человеческого капитала за счет высококвалифицированных специалистов, но и о восполнении нехватки рабочих рук в тех секторах экономики, которые воспринимаются местным населением как непривлекательные. Без использования иностранной рабочей силы большинство стран ОЭСР не смогли бы поддерживать сложившийся уровень производства, не говоря уже о его повышении.

Благотворное воздействие иммиграции на хозяйственное развитие принимающих стран существует постольку, поскольку иностранные работники производят и потребляют национальную продукцию, выплачивают налоги и социальные взносы, а также делают сбережения.

Негативного воздействия накопленной за последние 50 лет иммиграции на бюджетную сферу практически не ощущается. В редких случаях наблюдаются отклонения, не превышающие 0,5 % ВВП как в положительную, так и в отрицательную сторону. При этом чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с пребыванием в той или иной стране ОЭСР низкоквалифицированных иммигрантов, зачастую имеет позитивный эффект для бюджета.

Результаты исследований свидетельствуют, что иммиграция не оказывает существенного влияния ни на занятость местного населения, ни на уровень заработной платы. В некоторых случаях иммиграция может способствовать созданию новых рабочих мест, поскольку среди новоприбывшего населения, как правило, широко распространены самостоятельная занятость и предпринимательская деятельность.

Важным фактором развития международных экономических связей являются денежные переводы иммигрантов своим родным и близким на родину. Это способствует притоку иностранной валюты в развивающиеся государства и стабилизации их экономического положения. Кроме того, иммигранты привносят специальные знания об особенностях функционирования рынков и социальных институтов стран, откуда они прибывают.

Конец ознакомительного фрагмента.