Вы здесь

Медицинская психология с элементами общей психологии. Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ (А. М. Спринц, 2009)

Глава 4

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Рассмотрим отдельные характеристики, по которым люди отличаются один от другого. В дальнейшем, перечисляя типы личностей, суммируем эти различия; от анализа перейдем к синтезу.

Индивидуальные различия могут быть врожденными, или формироваться внешними воздействиями, или могут складываться из переплетения того и другого.

4.1. Темпераменты

Под темпераментом подразумеваются характеристики индивидуума в отношении скорости протекания отдельных психических процессов, их интенсивности, быстроты возникновения, устойчивости.

Темперамент включает:

А. Особенности эмоциональности человека:

1. Сенситивности, т. е. порога раздражения, при котором возникают эмоциональные проявления.

2. Реактивности, т. е. величины и степени непроизвольных эмоциональных проявлений.

3. Модальности, т. е. преобладающего фона настроения.

4. Стабильности эмоций.

При этом различают эмоциональную стабильность (устойчивость) и эмоциональную лабильность (неустойчивость).

Крайним выражением стабильности является эмоциональное безразличие, а крайним выражением лабильности – аффективность, склонность к развитию малоконтролируемых эмоциональных реакций.

Вспомните невозмутимого Собакевича из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и постоянно находившихся в состоянии надрывного аффекта героев Ф. М. Достоевского, хотя бы Дмитрия Карамазова.

Б. Скорость мышления.

В. Скорость двигательных реакций; выразительность движений, мимики и жеста.

Г. Активность – сила воздействия человека на окружающее.

Важно уяснить, во-первых, что характеристики темперамента того или иного человека постоянны, они не изменяются с раннего детства до глубокой старости. Во-вторых, необходимо понять, что темперамент отражает лишь количественную сторону психической деятельности. Недаром мы оперировали такими понятиями, как «порог», «величина», «скорость» и т. п. В характеристики темперамента не входят устремления человека, его мировоззрение, интересы и другие качественные показатели, отличающие одного индивидуума от другого.

Согласно Г. Олпорту (цит. по: Менделевич В. Д.), темперамент обозначает род сырого материала, на котором закладывается характер.

Учение о темпераменте является наиболее давней разработкой в психологии. Его основателем являлся знаменитый Гиппократ. Согласно его представлениям, в теле человека смешано 4 жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Преобладания той или иной жидкости Гиппократ обозначил как «кризисы», что было переведено на латынь как «темпераменты». При преобладании желтой желчи человек обладает холерическим темпераментом, черной желчи — меланхолическим, слизи — флегматическим. Названия «кризиса» (темперамента) у человека с преобладанием крови Гиппократ не дал; позже он был назван сангвиническим. Вслед за Гиппократом древнегреческий философ Аристотель, древнеримский врач Гален, философ XIX в. Эммануил Кант развили свои учения о темпераменте. Есть и современные классификации, отличающиеся от введенной Гиппократом. Однако 4 типа темперамента, выделенные им, по-прежнему наиболее общеизвестны и общеприняты.

Физиологические основы различия темпераментов были детально разработаны И. П. Павловым. Согласно его учению, эти различия объясняются силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения).

Так, сангвиник является сильным, подвижным и уравновешенным типом; флегматик – сильным, уравновешенным, но малоподвижным; холерик – сильным, подвижным, но неуравновешенным; наконец, меланхолика И. П. Павлов характеризовал как «слабого типа» в аспекте и силы, и подвижности, и уравновешенности нервного возбуждения и торможения.

Сангвиник и флегматик иногда характеризуются как «средние» или «центральные» типы, а холерик и меланхолик как крайние. Согласно О. П. Елисееву, «средние» типы составляют по 34 % общей популяции, а «крайние» по 16 %. Однако это не общепринято.

Описания носителей того или иного темперамента в разных литературных источниках не совпадают. Общие положения следующие:

Холерик – человек, у которого эмоциональные проявления (то ли радость, то ли тревога, то ли злоба) легко возникают при незначительных раздражениях и отличаются значительной силой. Легко возникают состояния аффекта и экстаза. В то же время его эмоции переменчивы; и злобность, например, может быстро смениться смехом, т. е. холерик всегда эмоционально лабилен. Он активен, решителен и настойчив, отличается высокой работоспособностью, но только в благоприятных условиях, когда его усилиям не мешают эмоциональные раздражения. Скорость его двигательных реакций высока, речь быстрая, но неровная; мимика и жесты выразительные, нередко чрезмерно.

Люди с холерическим темпераментом в силу неуравновешенности, вспыльчивости, несдержанности, бурных аффектов, обидчивости и агрессивности больше других склонны к конфликтам. Они относительно слабо приспособлены к требованиям школы или трудового коллектива, причем в своих неудачах они обычно склонны винить окружающих, а не себя (это так называемая «экстрапунктивная направленность») (рис. 4.1, а).

Сангвиник – человек, также живой и эмоциональный, но порог возникновения эмоций у него значительно выше; они возникают лишь от значимых для него раздражений. Крайние эмоциональные реакции – аффект или экстаз для них не характерны. Эмоции сангвиника стабильны, меняются они плавно и для человека безболезненно. Фон настроения несколько повышенный; он оптимист, человек общительный и разговорчивый. Сангвиник отличается наиболее высокой активностью, инициативностью, решительностью; его работоспособность нарушить трудно. Скорость мышления и движений у него высокая, мимика и жесты богатые, выразительные, речь громкая, интонации выраженные. Сангвиник отличается высокой приспособляемостью к условиям школы и рабочего коллектива, в конфликты вступает относительно редко (см. рис. 4.1, г).


Рис. 4.1. Типы темпераментов (по: Бидструп Х.):

а – холерик; б – флегматик; в – меланхолик; г – сангвиник


Примеров холерического темперамента в творчестве Ф. М. Достоевского – множество. Помимо Мити Карамазова, это и Раскольников, и Рогожин, и многие другие. Таким был, судя по воспоминаниям, и сам писатель.

Сангвиником – светлым, эмоциональным, оптимистичным, быстрым был, несомненно, и А. С. Пушкин.

Флегматик – человек мало эмоциональный, реагирует лишь на значительные раздражения. Эмоционально стабилен, нередко безразличен; его нелегко смутить. Хотя мыслительные процессы и двигательные реакции у него замедленны, он отличается высокой работоспособностью, принимает твердые решения, пусть и с замедлением. Как правило, он запоминает, хоть и понемногу, но глубоко. Он без труда приспосабливается и к школе, и к трудовому коллективу и редко оказывается в центре конфликтов; миролюбив и сдержан. Речь флегматика ровная, замедленная, жесты и мимика скупые (см. рис. 4.1, б).

Типичный пример флегматика (помимо упомянутого Собакевича), немногословный и реагирующий на все с замедлением Пьер Безухов – герой романа «Война и мир» Л. Толстого.

Меланхолик – человек, у которого сенситивность, порог возникновения эмоциональных состояний резко снижены; он впечатлителен, переживает даже мелкие раздражения – «уколы» окружающих и «уколы совести» – глубоко и длительно. Чаще эмоциональным ответом являются печаль, тоскливость, слезы, и вообще настроение у него чаще понижено. Он робок, нерешителен. Сильные переживания ему несвойственны, он быстро после них истощается и ощущает усталость и апатию. Также истощаема и его работоспособность, он не способен к инициативным, быстрым решениям. Мышление и двигательные реакции у него замедленны, мимика и жесты вялые и нерешительные. Речь тихая.

Меланхолик чаще всего боится вступать в конфликты, он пытается приспособиться к условиям и требованиям детского и взрослого коллективов, но весьма часто это оказывается для него непосильным. В неудачах он склонен винить себя, а не окружающих (это так называемая «интрапунктивная» направленность) (см. рис. 4.1, в).

Литературные примеры: Акакий Акакиевич из повести Н. В. Гоголя «Шинель»; герои Диккенса.

(!) К возникновению невротических и психосоматических состояний, естественно, более предрасположены носители холерического и меланхолического темпераментов. Оба – в силу повышенной сенситивности к эмоциогенным раздражителям; кроме того, холерики – в силу неуравновешенности, склонности к аффектам, плохой толерантности к окружению, а меланхолики – из-за склонности к депрессии, легкой утомляемости, боязливости.

Методы исследования темперамента. Косвенные суждения о скорости мышления и двигательных реакций можно получить, проводя вышеупомянутый «ассоциативный эксперимент» и исследуя «сенсомоторные реакции».

Существует опросник Стреляу непосредственно для определения темперамента. Он крайне трудоемок (134 вопроса), сложен в обработке результатов и для сестринского процесса совершенно непригоден.

Более прост и более широко употребителен «Круг Айзенка»; при использовании этого метода определяется степень эмоциональной уравновешенности и общительности и, исходя из этого, – тип темперамента. Определяется и степень искренности испытуемого, что крайне важно. Следует заметить, что прямая связь темперамента и общительности наблюдается не всегда (см. с. 425). Опросник Айзенка (часть методики «Круга Айзенка») существует в двух вариантах – подростковом и взрослом (последний представлен в Приложении 4).

4.2. Экстраверты и интроверты. Художественный и мыслительный типы

Экстравертами называют людей, психическая жизнь которых питается внешними впечатлениями; ориентированных вовне, общительных. Экстраверт нуждается в собеседниках, еще больше в слушателях. Он не переносит одиночества, на работе или в процессе учебы нуждается в сотрудничестве. Он открыт, ясен для окружающих и сам не склонен таить свои переживания и размышления – «весь, как на ладони».

Типичными экстравертами среди русских писателей были А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький, сочетающие, кстати, литературную деятельность с организационной. Среди ученых экстравертами были И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, Л. Пастер – основатели научных школ и исследовательских институтов.

Интровертами называют людей, живущих внутренним миром, своими размышлениях, часто длительными и напряженными; ориентированных вовнутрь, малообщительных. Интроверт склонен к одиночеству, нуждается в периодах полного одиночества, хотя оно (если человек душевно здоров) должно прерываться периодами общения. Он для окружающих неясен или не полностью ясен; таит свои переживания, особенно интимные, часто раскрывается людям с неожиданной стороны. К нему подходит поговорка: «чужая душа – потемки». Он часто «сам по себе» в школьном коллективе, а на работе предпочитает исполнять свои обязанности или творить в одиночку.

Типичными интровертами среди русских писателей были Н. В. Гоголь и А. П. Чехов, стремящиеся к самосовершенствованию или не декларирующие свои мысли напрямую. Интровертами среди ученых были Р. Кох и в какой-то степени А. Эйнштейн.

Мы уже упоминали, что термины «экстраверт» и «интроверт» ввел швейцарский ученый К. – Г. Юнг. Часто оперируют исходящими отсюда терминами: «экстраверсия» и «интроверсия»; «экстравертированность» и «интровертированность».

Безусловно, существуют и так называемые «средние типы», однако с тяготением к тому или иному полюсу: экстраили интроверсии.

Степень общительности часто включают в понятие темперамента. Так, пишут, что с интроверсией сочетаются свойства флегматического и меланхолического темпераментов, а с экстраверсией – холерического и сангвинического. Такое отождествление вы можете проследить, просматривая методику «Круга Айзенка» (см. Приложение 4).

Вместе с тем, очевидно, можно говорить лишь о частом сочетании степени общительности и вида темперамента, но не о полном соответствии. Каждый, даже не взирая на возрастную житейскую неопытность, встречал людей, склонных к унынию, печали, слезам, но тем не менее (иногда настойчиво) ищущих собеседников для многословного изложения своих жалоб, – экстравертов. Или же немногословных, кажется, слишком спокойных людей, неожиданно взрывающихся речевым потоком (не всегда связным) – интровертов, о которых говорят: «комок нервов внутри».

Например, Раскольников у Ф. М. Достоевского.

Естественно, и в ситуации болезни интроверт более для медработника неясен и закрыт, и депрессия у него может остаться незамеченной. В то же время «выпытывания» могут только ухудшить контакт между ним и медработником. Нужные сведения последнему лучше получать у такого пациента «исподволь».

Понятия «художественный и мыслительный тип личности» были введены И. П. Павловым.

«Жизнь отчетливо указывает, – писал он, – на две категории людей – художников и мыслителей… Одни, художники во всех своих родах: писателей, музыкантов, живописцев захватывают действительность целиком, сплошь… без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители… дробят действительность, как бы умертвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем… снова собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне все-таки им не удается».

«У одних, художников, деятельность больших полушарий, протекая во всей своей массе, захватывает всего меньше лобные их доли и сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у мыслителей, наоборот, преимущественно в первых…»

И. П. Павлов, таким образом, подразделял людей на индивидуумов с преобладанием 2-й сигнальной системы (мыслительно-речевой деятельности, которую он соотносил с функционированием лобных долей) – мыслителей; и индивидуумов с преобладанием 1-й сигнальной системы (образного мышления, связанного с преимущественным функционированием центральных концов анализаторов органов чувств) – художников.

Люди художественного типа склонны к занятиям, затрагивающим непосредственно органы чувств (это не обязательно живописцы или музыканты; могут быть и квалифицированные столяры-краснодеревщики или слесари-инструментальщики). Люди мыслительного типа склонны к опосредованным занятиям, не затрагивающим органы чувств. Типичные случаи: шахматисты, математики, физики-теоретики.

Естественно, напрашиваются параллели: «экстраверт – художественный тип» и «интроверт – мыслительный тип». Однако опять-таки здесь можно говорить о наиболее частых совпадениях, но не о полных соответствиях. О. П. Елисеев приводит диаграмму, в которой выделяет при экстравертированности около 16 % «мыслителей». Многие художники и композиторы были явными интровертами (Гойя, Шуман), а великие мыслители (И. П. Павлов, З. Фрейд) – экстравертами. Очевидно, нельзя ставить знак равенства между склонностью к непосредственным и опосредованным впечатлениям и выбором тех или иных занятий.

4.3. Самооценка и уровень притязаний

Индивидуальные различия, о которых идет речь в контраст рассматриваемых нами в предыдущих разделах (темперамент, экстра- и интровертированность и пр.), являются в основном не врожденными, а приобретенными.

Самооценка (синонимы или близкие понятия: самоотношение и самоуважение) – одно из основных (базисных) свойств личности; определение ее качества имеет огромное значение, поскольку оно определяет возникновение ряда патологических состояний, реакцию личности на болезнь, может влиять на эффективность терапии. Чрезмерные отклонения в самооценке могут потребовать психокоррекции.

Качество самооценки закладывается в детстве и зависит от взаимоотношений ребенка с родителями. Подчеркивание реальных и мнимых достоинств ведет к чрезмерно завышенной самооценке. Искренние проявления любви и полноценный контакт родителей с ребенком способствуют адекватной самооценке. Отчуждение ребенка, грубое подавление естественного детского негативизма, предъявление ему завышенных требований имеют следствием развитие чрезмерно пониженной самооценки. То же может произойти при неправильной постановке замечаний: вместо частных – общих (например, не «ты меня обманул», а «ты – лгун!»). В подростковые, школьные годы самооценка формируется отношением (мнением) окружающих. Адекватная оценка себя достигается лишь в зрелые годы.

Различают чрезмерно завышенную, повышенную, адекватную, пониженную, чрезмерно заниженную самооценку.

Чрезмерно неадекватно заниженная самооценка ведет к тревожности, боязни собственных поступков, отрицательных отзывов окружающих; ранимости, острой реакции на безобидные насмешки или легкие порицания; к разрушению надежды, ограничению контактов с другими людьми, понижению социальной активности. Реальные успехи при этом расцениваются как случайность. Свои проблемы человек с чрезмерно заниженной самооценкой иногда переносит в область воображения, в создаваемый им фантастический мир, где эти проблемы успешно решаются (вспомните «Белые ночи» Ф. М. Достоевского).

Излишне доказывать, что в ситуации болезни человека с чрезмерно заниженной самооценкой отличает неверие в выздоровление, склонность к депрессии. Тревога и ранимость, порождаемые чрезмерно заниженной самооценкой, предрасполагают к развитию невротических расстройств и психосоматических состояний.

При чрезмерно завышенной самооценке: непоколебимой вере в себя, высокомерии, преувеличении недостатков других, отметании любых критических замечаний в свой адрес – любая неудача нарушает душевное равновесие. При этом ответственность за неудачу перекладывается на других, развивается подозрительность (вплоть до бредовых идей), возникают конфликты и отчуждение от других людей.

Пересмотр самооценки может привести к душевному краху и суициду. В то же время при психокоррекционных вмешательствах легче исправляется пониженная, чем повышенная самооценка.

У человека с чрезмерно завышенной самооценкой в ситуации болезни, естественно, сохраняется наклонность к конфликтам. Он может не доверять медработникам, ставить собственные диагнозы, требовать иного лечения или заниматься самолечением. Частые неудачи у людей с повышенной самооценкой также ведут к невротическим расстройствам и психосоматическим состояниям.

Так, замечено, что к ишемической болезни сердца (ИБС) склонны энергичные, честолюбивые карьеристы с повышенной самооценкой, высоким темпом жизни, не умеющие отдыхать.

Уровень притязаний относится к идеалу, т. е. соответствует задачам, которые человек ставит перед собой, и целям, которые он стремится достичь. Отношения самооценки и уровня притязаний весьма сложны.

Действительно, человек с пониженной самооценкой вряд ли будет ставить перед собой высокие цели и задачи, а индивидуум с повышенной самооценкой скорее всего будет стремиться к карьере, достижению материального достатка, власти и т. п. Однако, с другой стороны, если человек вырабатывает у себя невысокий уровень притязаний и легко достигает требуемого, самооценка у него может быть повышенной.

Например, он направляет все силы на достижение максимального физического благополучия, занимается бегом трусцой, гимнастикой с гантелями даже в пожилом возрасте, похваляется перед другими силой и здоровьем, не замечая, что он выглядит субъектом невысокого кругозора и узкого круга интересов.

С другой стороны, человек с повышенным уровнем притязаний, терпящий неудачу за неудачей, резко снижает уровень самооценки со всеми упомянутыми выше медицинскими и социальными последствиями.

Существует так называемая формула Джемса (цит. по: Ковалев С. В.), иллюстрирующая вышесказанное:

Самооценка = успех / притязания.

Уровень притязаний человека также формируется постепенно. Различают исходный уровень и его динамику, зависящую от результата (успеха). В конце концов устанавливается типичный для личности уровень притязаний, который может и должен корректироваться как самим человеком, так и окружающими, а если он неправомерно высок и сказывается на здоровье, – корректируется медработником.

Методы исследования самооценки и уровня притязаний

Таких методов разработано немало, и некоторые из них достаточно просты как по процедуре проведения, так и обработке результатов (см. Приложение 5).

Весьма проста в использовании «шкала Розенберга»по определению «степени самоуважения». Испытуемому предлагается 10 суждений.

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, что у меня есть ряд высоких качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

При этом каждому ответу присваивают определенные баллы, проставляемые испытуемым.

На вопросы № 1, 3, 4, 6, 7, 8:

4 балла – полностью согласен;

3 балла – согласен;

2 балла – не согласен;

1 балл – абсолютно не согласен.

На вопросы № 2, 5, 9, 10:

4 балла – абсолютно не согласен;

3 балла – не согласен;

2 балла – согласен;

1 балл – полностью согласен.

Итоговое значение показывает степень и направленность самооценки. Логично, что при конечном значении > 25 – самооценка (самоуважение) завышена; при конечном значении < 25 – занижена.

Еще проще процедура исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейн.

На листе бумаги проводят вертикальную линию и испытуемому говорят, что она обозначает «счастье»; верхний полюс – «полное счастье», а нижний – «несчастливость». Испытуемому предлагают указать на линии свое место. Такие же (параллельные с первой) линии проводят для исследования самооценки пациента по показателям здоровья, умственного развития, характера.

Т. М. Габриял использовал для исследования самооценки здоровья шкалу с семью категориями: «самый больной», «весьма больной», «более или менее больной», «средне больной», «более или менее здоровый», «весьма здоровый», «самый здоровый».

После проведения методик Дембо – Рубинштейн или Т. М. Габриял обычно приступают к беседе с пациентом, выясняя причину того или иного ответа, сравнивая самооценку с объективными показателями здоровья.

Для исследования уровня притязаний в московской школе Б. В. Зейгарник был разработан метод Б. И. Бежанишвили, модифицированный и упрощенный В. М. Блейхером (см. Приложение 5).

4.4. Другие индивидуальные различия

В психологии рассматривается еще ряд индивидуальных особенностей людей. Такова «направленность личности» – совокупность мотивов, определяющих поведение. Мотивы эти диктуются доминирующими интересами, существующим идеалом, мировоззрением и убеждениями (если под мировоззрением подразумевается совокупность взглядов, то под убеждениями – та же совокупность плюс готовность к действию).

К индивидуальным различиям относятся особенности отдельных познавательных функций (например, скорости восприятия, объема внимания; медленное или быстрое запоминание, способность к волевому усилию и многое другое), а также черты характера: доброта или злобность; храбрость или трусость; оптимистический или пессимистический фон настроения; лживость или честность и т. д.

Близким к понятию «направленность личности» является «ценностная ориентация», или «иерархия ценностей». Так, одним людям (по Н. Печекшиану) свойственна преимущественная забота о «теле» (самочувствии, сексуальности, питании и сне);

другим – о «достижении» (работе как процессу или результату, престиже, карьере); третьим свойственно погружение в «фантазию»: увлеченность религией или творческие устремления.15

К индивидуальным различиям относится и стремление людей занять в социуме, в больших или малых группах, определенное положение – лидера, близкого к лидеру, тайного лидера – оппортуниста, конформиста (приспосабливающегося) и подчиняющегося. Однако изучение этих различий является прерогативой социальной психологии, хотя касается и медицинской. Известно, что лица, стоящие на крайних полюсах социальной иерархии, – лидеры или подчиняющиеся – наиболее подвержены неврозам и психосоматическим заболеваниям.

При рассмотрении типов личности (включая «акцентуации» и «аномалии») подходим к главной задаче медицинской психологии – изучению человека в ситуации болезни и его реакций на окружающее при этом.

Однако прежде этого необходимо остановиться на достижениях Эрнста Кречмера и его школы. Во-первых, были установлены связи типа телосложения («строения тела») и типа личности. Во-вторых, прослежены закономерности перехода личностного «варианта» в определенные личностные аномалии и болезнь; подверженность лиц с тем или иным типом телосложения к тем или иным соматическим и психическим заболеваниям.

4.5. Связь типов телосложения и типов личности. Закономерности перехода варианта личности в аномалию и болезнь 16

К моменту выхода знаменитой книги «Строение тела и характер» (1921) Эрнст Кречмер провел широкое изучение конституциональных особенностей душевнобольных, лечившихся в его клинике (г. Тюбинген, Шварцвальд); членов их семей, некоторых других категорий пациентов (эпилептики; люди, страдающие некоторыми эндокринными заболеваниями). Кроме того, исследованию были подвергнуты 150 здоровых людей.

Изучались строение тела, форма черепа, особенности волосяного покрова, своеобразие сексуального инстинкта. Все полученные данные сравнивались с характерологическими особенностями исследуемого контингента.

В результате изучения строения тела упомянутого контингента Э. Кречмер выделил четыре типа телосложения:

1. Лептосоматики (астеники) – хрупкие, высокого роста, с узкими плечами, длинными и худыми конечностями.

2. Пикники – тучные, неповоротливые, малого или среднего роста, с круглой головой на короткой шее, короткими конечностями.

3. Атлетики – крепкого телосложения, с чрезвычайно развитой мускулатурой и физически сильные, с широкими плечами и узкими бедрами.

4. Диспластики – непропорционального или бесформенного телосложения (например, с большой головой и слабыми короткими конечностями).

В результате характерологического исследования Э. Кречмер выделил две разновидности так называемых «средних типов»: душевно здоровых людей:

А. Циклотимический тип (циклотимы) – общительные, любознательные, человеколюбивые, реалистичные, часто болтливо-веселые, юмористы, любители жизни, энергичные практики, склонные к примирению с действительностью и другими людьми.

Б. Шизотимический тип (шизотимы) – сдержанные, необщительные, прямолинейные, часто лишенные юмора, чудаковатые, «друзья природы и книги», иногда холодные и властные, с эмоциональностью, проявляющейся внутри, но не вовне.

При этом Э. Кречмер установил четкое соответствие (корреляции) между пикническим телосложением и циклотимическим типом характера и астеническим телосложением (в меньшей степени атлетическим и диспластическим) и шизотимическими чертами характера17.

Более того, если в телосложении прослеживались смешанные черты (например, сочетание тонких конечностей, высокого роста и «пикнической» выраженности подкожно-жирового слоя), то отмечались и смешанные черты характера (например, сочетание деспотизма или идеализма с веселостью и общительностью).

Сам Э. Кречмер сомневался в существовании третьего, «эпилептического» типа характера, считая эпилепсию следствием травм или врожденных повреждений, что впоследствии не подтвердилось. Однако этот тип характера был доказательно выделен его учениками.

В. Эпилептический тип – раздражительные, злобно-гневливые, вязко-мелочные (возможно, в свете современных представлений – с повышенной судорожной готовностью).

При заострении нормальных черт (циклотимических, шизотимических, эпилептических) появляются аномальные проявления, и люди расцениваются как психопатические личности (по современной классификации – люди с расстройством личности). Э. Кречмер выделял два таких аномальных типа – «циклоидов» и «шизоидов». У циклоидов отмечается измененный фон настроения: постоянно повышенная веселость или «вечная скорбь», или колебания настроения от того до другого полюса. У шизоидов ведущим признаком является аутизм (отгороженность от реальности), а крайними полюсами характера являются неадекватная раздраженность или эмоциональное бесчувствие.

Болезни – шизофрению или маниакально-депрессивный психоз (по современной классификации – аффективное расстройство) Э. Кречмер рассматривал «в широком биологическом смысле» как заострение, вернее, накопление черт шизоидных или циклоидных аномалий. Циклоиды, таким образом, расматривались как лица, предрасположенные к маниакально-депрессивному психозу, а шизоиды – к шизофрении.

Э. Кречмера позже упрекали за стирание граней между нормой и болезнью, игнорирование закона «перехода количества в качество», однако он никогда не отрицал нового качества болезни.

Позже была выделена «эпилептоидная психопатия», и люди с таким расстройством оказались предрасположенными также к «своей» болезни – эпилепсии.

Таким образом, при указанном «заострении» или «накоплении» черт шизотим может стать только шизоидом, а не циклоидом, и наоборот. При заострении черт у шизоида он может заболеть только шизофренией, но не маниакально-депрессивным психозом, и наоборот.

В цепочке «циклотим – циклоид – больной маниакальнодепрессивным психозом» одинаково доминировали лица с пикническим типом телосложения. В цепочке «шизотим – шизоид – шизофреник» – лица с астеническим, реже с диспластическим и с атлетическим телосложением. Последним из указанных типов телосложения обладают люди с эпилептическими чертами характера, эпилептоидной психопатией или эпилепсией. Типы телосложения, таким образом, одинаковы как у больных, так и у психопатических личностей, а также при определенных вариантах нормы. Иногда у родственников больных или у здоровых людей (с циклотимическими, шизотимическими, эпилептическими чертами характера) соответствующие черты телосложения представлены более ярко, чем у душевнобольных.

В дальнейшем были выявлены особенности телосложения и у больных с рядом соматических заболеваний и предрасположенность людей с определенными личностными чертами к конкретной соматической патологии.

Э. Кречмер в развитии учения о типологии личности является первооткрывателем. В дальнейшем было выделено еще множество типов личности, однако в их описание были заложены как преимущественный тип телосложения (соответствующий классификации Э. Кречмера), так и предрасположенность к тем или иным заболеваниям (более широкий круг, чем у Э. Кречмера).

4.6. Личности и характеры, акцентуации и аномалии

Понятия «характер» и «личность» нередко отождествляются, однако в большинстве литературных источников (В. Д. Менделевич, А. Е. Личко, Х. Рорахер и др.) различия усматриваются в следующем.

К личности характер относится как генотип к фенотипу. Характер предусматривает наличие наследственно обусловленных индивидуальных черт, задатков, устойчивых особенностей, проявляющихся в типе реагирования на раздражения и впечатления действительности. Формируется характер воспитанием на основе врожденных свойств. Начиная со зрелого возраста, черты характера отличаются устойчивостью.

Личность формируется на основе характера под влиянием социальной среды, т. е. это сочетание социально значимых черт: выработанного мировоззрения, идеалов, иерархии ценностей, того или иного уровня самостоятельности и ответственности.

В зрелом возрасте личностные особенности приобретают относительную устойчивость, однако личность изменяется в большей степени, чем характер, под влиянием окружающей среды. В особенности личности могут включаться дополнительные черты.

Ребенок растет живым, веселым, энергичным, самостоятельным (характер). Достигнув зрелости и соприкоснувшись с общественным окружением, он приобретает импульс к достижениям, карьере, пробует стать лидером большой или малой группы, иногда работает «на износ» (т. е. приобретает определенные личностные черты).

Или: ребенок обладает робким, нерешительным, чувствительным характером. Соприкоснувшись с социумом, он теряет самостоятельность, перекладывает решения на окружающих, уходит в мир фантазий, т. е. тоже приобретает определенные личностные черты.

Различают:

Варианты так называемой нормы (хотя от определения понятия «норма» исследователи обычно уходят).

Акцентуации (акцентуированные характеры и акцентуированные личности), представляющие крайние варианты нормы. Индивид, обладающий теми или другими акцентуированными чертами, не теряет способности адаптироваться к окружающей действительности. В определенных ситуациях человек с акцентуированными чертами, оказывается уязвимым по отношению к типу окружения, но в других случаях те же черты характера ему помогают.

Так, человек с педантичным типом характера, затруднением переключаемости, замедленностью мышления может добиться определенных достижений в ситуациях, когда его трудовая деятельность четко регламентирована инструкциями, и получить нервный срыв, когда от него требуют самостоятельных нестандартных решений или в неопределенной обстановке.

Аномалии (психопатии, расстройства зрелой личности).

Они отличаются от акцентуаций бó льшим постоянством, стабильностью, одинаковым проявлением в любой ситуации. Вследствие уже не заострения, а искажения характерологических и личностных черт человек не в состоянии адаптироваться к общественной среде (семье, месту занятости), даже если она представляется благоприятной.

Виды акцентуаций были выделены в основном К. Леонгардом и А. Е. Личко. Типология расстройств зрелой личности определена «Международной классификацией болезней» (10-й пересмотр). Поражает, насколько названия акцентуаций и аномалий (расстройств зрелой личности) в большинстве случаев совпадают (см. Приложение 7). И в той и в другой классификации есть названия: «шизоидная», «истероидная (демонстративная)», «эпилептоидная», «эмоциональнолабильная или аффективно-лабильная», «тревожная» и др. Это не удивительно, если вспомнить приведенные закономерности переходов при накоплении, «заост рении» черт (см. с. 113).


Рис . 4.2. А. Е. Личко


Для нас существенным является следующий вопрос: можно ли классификацию личностных акцентуаций перенести на варианты нормы? При положительном решении облегчается изложение нашей центральной задачи: описания типологии реакций личности на болезнь, медицинское и иное окружение.

Совершенно очевидно, что классификации акцентуаций и вариантов нормы должны совпадать. О совпадении типов характера (истерического, шизоидного, астенического и др.) с соответствующими акцентуациями пишет В. Д. Менделевич: «…Каждая из вышеперечисленных черт характера может относиться и к условной норме, быть заостренной (акцентуированной. — Авт.) или становиться основой так называемых расстройств личности (психопатий в старом понимании)…».

А. Е. Личко (рис. 4.2) не раз подчеркивал, что в развитых странах акцентуированные личности составляют около 50 % общей популяции. Очевидно, процент становится бó льшим, если учитывать выделенные им же «скрытые акцентуации», проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Распространенность же аномалий – до 5 %.

Наиболее известные тесты для исследования типологии личностей содержат в результатах обработки данных описания тех же черт, что характерны для акцентуаций и аномалий (опросники Кеттела или MMPI).

Наконец, предположить, что сходство классификаций акцентуаций и аномалий не может распространяться на варианты нормы, было бы просто нелогичным или нелепым.

Паранойяльный характер, «застревающая» акцентуация, параноидное расстройство личности 18

Для таких индивидуумов характерны повышенная самооценка, высокомерие, склонность к нравоучениям. Они обладают повышенным уровнем притязаний, а также предъявляют чрезмерный уровень требований к окружающим: «все обязаны с ними считаться». Они обладают острым чувством обиды, чрезмерно чувствительны к неудачам и отказам по службе, могут работать лишь в ситуациях признания, поощрения, следования их примеру, но не в ситуациях сомнений в правильности их работы, их убеждений, тем более при каком-то их уличении.

При более выраженных изменениях их характера и личности они чрезмерно подозрительны, ищут тайный смысл в поступках окружающих, все рассматривают как относящееся к ним. Даже нейтральные или дружеские высказывания могут рассматриваться как враждебные. Такие личности – одни из наиболее конфликтных (и в медицинских условиях), причем при возникновении конфликтов являются активной стороной. Они никогда и ничего не прощают, легко становятся в коллективах «борцами за идею», даже если эта «идея» ничтожна (например, распределение премии). Нередко они пишут многочисленные жалобы, прибегают к судебным разбирательствам (их именуют «сутягами» или «кверулянтами»).

Конец ознакомительного фрагмента.