Вы здесь

Медицина и магия Древнего Востока. IV (Д. М. Зельцер, 1910)

IV

Вообще, характер врачебной науки, оставшийся на протяжении тысячелетий неизменным во всех своих странствованиях по самым различным странам мира, указывает на международную природу всей вообще древней науки, в которой медицина составляет одну часть. Как мы уже видели выше, не только врачебное искусство египтян и китайцев было в основе своей одинаково с вавилонским, но из последнего оказывается заимствованной и наука Гиппократа, взгляды которой господствовали во всю эллино-римскую эпоху, вплоть до позднейших Средних веков; под влиянием же гиппократовых учений, как известно, отчасти находится еще и новейшая наука. Народное же врачебное искусство разных стран еще и в настоящее время есть ничто иное, как незначительно измененная вавилонская медицина.


Нити, связывающие медицину всех времен вплоть до 16-го стол, после Р. Хр. с вавилонской, мы встречаем на самых различных пунктах. Начать с того, что сам человек представляет собою микрокосм, который отражает в своем организме всю Вселенную, – макрокосм. Известным растениям, металлам и камням свойственна врачебная сила, – и этим они обязаны таинственным силам божества или планеты, воздействие которых они представляют. «Mercur», «Aquila» и др. и теперь еще в медицине употребляются, как имена некоторых врачебных средств. Египтяне делили тело на 36 частей, соответствующих их делению зодиака на 36 деканов. На средневековых сосудоуказательных таблицах (так называемых кровопускательных атласах) единичные части тела разделены между двенадцатью созвездиями звериного круга, как его делили вавилоняне и мы. Греки верили, что каждая часть тела имеет свою планету. Все это, как оказывается, представления, принадлежащие первоначально вавилонскому мировоззрению. Больше того, мы даже находим одинаковые лечебные средства в 16 стол, до Рожд. Хр. и 1000 лет после Р. Хр. И, таким образом, если даже будем считать, что с этой древневосточной медициной в новейшей науке совершенно покончено, то и тогда мы должны для её господства отвести период в более чем 5000 лет, во все время которого она, с незначительными уклонениями, властвовала у всех культурных народов, начиная с восточной Азии до крайних пределов западной Африки.

В общности этой систематизированной медицины всем культурным народам древности нас убеждают также некоторые, общие древним, народами анатомические заблуждения, вынесенные из аналогии человеческого тела с телом животного.

Понятиям древнего человека было совершенно чуждо непосредственное изучение человеческого тела, и все свои анатомические сведения он черпал, так сказать, из бойни, где он ежедневно мог изучать устройство органов домашних животных; свои представления же о последних он всецело переносил на человека. To же самое отношение к изучению человеческого организма мы видим и у древних евреев, где только впоследствии Талмуд разрешил, в интересах врачебной науки, оскверняться соприкосновением с человеческим трупом. Так, напр., печень человека вавилонская медицина представляла себе по образцу печени козы. Так же рисовали себе печень и этруски, как мы это видим на их терракотовых изображениях. В египетских иероглифах человеческое легкое пишется изображением симметричного шестидольного легкого млекопитающих, вместо несимметричного, пятидольного человеческого. Интересный пример в этом отношении представляет нам вся система сосудов: повсюду, в медицине древних, артерии, вены, нервы, жилы, связки, дыхательное горло, пищевод, уретра и penis обозначаются единым общим словом, или же обозначение одной из этих частей переходит, при случае, на другие части. Такое неестественное объединение столь разнородных частей тела возможно только при теоретическом увлечении известной системой. Во французском языке сохранилось одно из этих бывших заблуждений древности; здесь для обозначения места тошноты и позыва к рвоте указывается сердце, а не желудок (mal au coeur). Аналогия человеческого организма с телом животного перенесена была и на наружные, видимые части тела, где, казалось бы, никакого заблуждения быть не могло. Так, напр., известно, что у всех животных сосцы находятся около мягких частей, и только у человека и обезьяны они расположены на груди. Но, и в клинописи, и в иероглифах, человеческие мягкие части (inguina), по аналогии с домашними животными, снабжаются сосцами. И если подобные представления, в ошибочности которых так легко было убедиться, все-таки столь долгое время могли существовать у всех народов, то это можно объяснить только тем, что державшая их в плену система настолько извратила и помрачила их ясный взгляд на вещи, что они продолжали пребывать в этих заблуждениях, нисколько не сознавая их.

Такие ложные представления не могут быть народными понятиями, а лишь плодом тысячелетних заблуждений кабинетной ученой системы.

Само собою разумеется, что, вместе с заблуждениями по анатомии, в вавилонской медицине, были связаны ошибки физиологические, которые как и анатомические, не могли быть основательно изучены по той простой причине, что эти искусственные искажения не были известны, и, вместо них всегда подставлялись нынешние понятия.