II
Греческая медицина в своих воззрениях, конечно, ушла далеко вперед, но и здесь были отдельные школы, которые твердо держались чисто-восточных учений. Эти медицинские учения, в бесчисленных рукописях, оставлены нам на языках средне-провансальском, средне-норманском, средненижне-немецком, средне-английском и др. Рукописи эти поэтому могут нам служить некоторым вспомогательным средством для объяснения непонятных клинописных и иероглифических текстов. В изложениях на латинском языке, эта медицина большей частью происходит из салернской школы. Этапы этих учений на пути тысячелетних своих странствований к средним векам, на сколько можно теперь судить, шли из Египта через коптов и арабов к салернской школе, а от времен клинописи к несторианам или к Талмуду, к Византии и к гуманистам.
В этой древневосточной системе медицина, как иероглифическая, так и клинописная, имели одну общую основу с числовым элементом «два» и его потенциалами, 4, 8, 16 и т. д., которые, как четные числа имели в ней важное значение. Эта двойственность, лежащая в основе жизни, есть влага и воздух. Так как артерии у трупп не имеют крови, то эту двойственность видели уже в артериях, с одной стороны, как сосудах наполненных воздухом, и венах, с другой, как кровяных сосудах. Еще средневековая медицина находила эти оба рода сосудов в горле: «дыхательное горло – это артерия», через которую воздух вступает в тело, а «пищевод – это вена» для ввода пищи. Вопрос, какой элемент в этой двойственности занимает первое место, должен был стать предметом спора и разделить эту единую систему на две секты; на сколько можно распознать теперь, клинописная медицина на первом месте ставит жидкость и называется у нас гуморалопатологической, а иероглифы, в большинстве случаев, на первом месте ставят воздух, и мы называсм ее пневматической медициной.
Однако, границы обеих систем разделены далеко не строго, так как они ведь имеют одну общую базу. Да и самые иероглифические тексты, как папирус Эберса и медицинский папирус Британского музея, говорят, что их учения заимствованы из Азии. То же самое нужно сказать о египетских заклинаниях для матери и дочери (изданные Эрманом). Они взяты большей частью из клинописных учений. Характернее всего то, что в греческих школах выводы и клинической, и египетской медицины, несмотря на их значительные контрасты, соединены в один общий сборник, который еще до самого недавнего времени приписывался одному человеку, Гиппократу.
А это, понятно, не может подлежать никакому сомнению, что, раз эти выводы были уже достоянием клинописной и иероглифической медицины, то классическая наука переняла их оттуда готовыми и не имела никакой надобности, при взаимных отношениях, существовавших между Грецией и Востоком, вновь их выдумывать и изобретать, как полагают поклонники эллинизма. Таким образом и эта классическая медицина исходила из той же астрально-числовой системы.