Вы здесь

Медицина доктора Хауса. Предисловие от автора (Ричард Фрост, 2010)

Предисловие от автора

Д-р Форман: Вы когда-нибудь слышали про Клятву Гиппократа?

Д-р Хаус: Та, что начинается со слов «не навреди», а затем сообщает нам «никаких абортов, никаких соблазнов и абсолютно никаких разрезаний тех, кто существует под камнем»? Как-то прочитал. Не впечатлило.

Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно.

Так выглядит по Женевской декларации, одобренной Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1948 году, присяга каждого врача, но чаще ее называют «клятвой Гиппократа». По силе и смыслу она равняется присяге для солдата. Если дезертиры частое явление в нашем мире, то как же обстоит дело с выполнением обязательств во врачебной практике?

Уже сейчас найдутся готовые растерзать автора книги (а к концу это будут уже многие, торгующие здоровьем по сходной цене). Правильно, ведь добрый облик Айболита так и стоит перед глазами, и вспоминаются строчки: «Всех излечит, исцелит…» Право слово, какие клятвоотступники, тем более в святая из святых? Более того, каждый из работников медицины возмущенно заявит, вполне возможно даже с экранов телевизоров, со страниц газет, что он спит и видит сны о том, как сделать мир лучше, победить все болезни и возрадоваться (совершенно бескорыстно!) железному здоровью вчерашнего безнадежного больного. Расскажет нам и о достижениях хирургии, травматологии… Вполне возможно, что в большинстве своем именно так и есть. Но…

Когда мы вдруг вынуждены обратиться в лечащее учреждение, мы неожиданно осознаем – гладко было на бумаге, да вот про овраги почему-то помалкивает пресса, помалкивают и сами краснобайцы медицинского поприща.

По словам одного из профессоров московского медвуза, клятва Гиппократа уже давно стала для будущих врачей пустой формальностью, анахронизмом, забавным шоу. А вовсе не этическим каноном, которому надо следовать в своей деятельности. Некоторые студенты, бывает, и вовсе игнорируют это мероприятие. Последствия такого отношения многие из нас могли прочувствовать на собственной шкуре. В результате история жизни у некоторых из нас становится историей болезни.