Вы здесь

Медико-социальная реабилитация. Глава 1. Виды профилактики и реабилитации, задачи, принципы (С. В. Шмелева, 2013)

Глава 1

Виды профилактики и реабилитации, задачи, принципы

После изучения главы 1 бакалавр должен

знать:

– виды профилактики заболеваний;

– содержание этапов процесса реабилитации;

– принципы медицинской и физической реабилитации;

уметь:

– выявлять лиц с нарушением физического и психического здоровья;

– отличать реабилитацию от лечения;

– правильно организовать реабилитационные мероприятия;

владеть:

– технологиями социально-медицинской реабилитации;

– необходимыми знаниями о социальных условиях жизнедеятельности инвалида.

1.1. Индивидуальная, общественная, первичная, вторичная профилактика. Концепция лечения и реабилитации

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении людей с особыми нуждами. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов: развитие системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, от исторических и политических обстоятельств, в частности участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов продолжает расти. Особенно их рост значителен за последние годы, и не будет, пожалуй, преувеличением утверждать, что в не столь отдаленной перспективе России грозит «инвалидизация всей страны», прежде всего пенсионеров, которые уже сейчас составляют почти треть населения. Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп в нашей стране. Их общее количество в Российской Федерации на конец 2010 года превышает 13,5 млн человек, т. е. 10 % населения. Кроме того, согласно европейским социальным нормам, почти все пенсионеры России имеют право на инвалидность. Уже получается 39,7 млн человек (28 % населения). Заметим: численность инвалидов в России постоянно увеличивается ежегодно на один миллион человек. А в глобальном масштабе в настоящее время отмечается ежегодный прирост числа инвалидов в мире, более 8 млн, каждый день до 23 тыс. человек с ограничением жизнедеятельности.


Взаимоотношения инвалидов друг с другом повышает их социальную адаптацию и качество жизни


Увеличение частоты заболеваний, роста инвалидности, ухудшение демографической ситуации, снижение продолжительности жизни вызывают необходимость формирования здорового образа жизни у населения, поиска эффективных мер профилактики и реабилитации. Главная цель реабилитации – достижение максимально независимого образа жизни и повышение качества жизни. Потребность в реабилитации с целью предупреждения инвалидности в 8-10 раз больше, чем у инвалидов с целью преодоления последствий инвалидности.

Индивидуальная профилактика – это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами. Включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья самим человеком, соблюдение норм здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены брачных и семейных отношений, рациональному питанию и питьевому режиму, оптимальной двигательной активности, рациональный режим труда и отдыха.

Общественная профилактика – система социальных, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий. Она планомерно проводится государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболевания посредством устранения причин и коррекции факторов риска (в нее входит социальная, факторная профилактика, направленная на сохранение или улучшение среды обитания). Первичная профилактика включает: формирование здорового образа жизни; меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний, несчастных случаев, дорожно-транспортного травматизма, инвалидизации, смертности; проведение иммунопрофилактики; оздоровление лиц, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов; проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга и ежегодных медицинских осмотров.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных и снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность. Включает в себя: проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний; проведение курсов медико-психологической адаптации к изменившейся ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма; санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование; проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.


Здоровье – образ жизни, здравоохранение, генетика человека, внешняя среда (%)

Факторы риска здоровья


Понимание различий концепций лечения и реабилитации конкретизирует цели, задачи, методы каждого из них, что в итоге повышает эффективность реальной конкретной помощи больному человеку, нуждающемуся в реабилитации и лечении. Однако отождествление этих концепций является пагубным как для лечения, так и для реабилитации, мешая определению этих целей, задач, методов. Их смазывание, смешение и размывание приводит к дезориентации в действиях по отношению к больному человеку, к утрате необходимости целого ряда вмешательств, обязательных для него как личности, а в конечном итоге – к снижению объема помощи больному человеку. Так, игнорирование развившейся у больного после лечения депрессии вследствие неуверенности в том, что он сможет вернуться к труду и тем самым по-прежнему обеспечивать экономически семью, может привести к отказу больного от лечения, активизации тренировок, а в итоге замедляет возврат к труду или даже приводит его к инвалидности. В то же время интеграция таких двух близких, но самостоятельных направлений, как реабилитация и лечение, -путь к достижению максимальной помощи больному человеку.

Концепция лечения включает в себя попытку ликвидации этиологического фактора, раскрытие патогенетических механизмов и построение патогенетического лечения, стремление к ликвидации заболевания и его клинических проявлений либо препятствию развития осложнений, прогрессирования заболевания и летального исхода. Учет противопоказаний к тому или иному виду лечения, выявление и ликвидация побочных эффектов, поддержание, сохранение достигнутого позитивного результата – неотъемлемая часть лечения. Конечная цель лечения – достигнуть улучшения состояния, уменьшения проявлений заболевания, его симптомов до той степени, при которой больной человек либо чувствует себя полностью здоровым, либо способным вести образ жизни, не испытывая серьезных болезненных и других непривычных для себя симптомов заболевания. Лечение, следовательно, нацелено на ликвидацию или уменьшение проявлений заболевания.

Концепция реабилитации больных и инвалидов состоит в том, что с помощью системы координирования проводимых мероприятий максимальное количество людей смогло восстановить свой физический, психологический, социальный статус настолько, чтобы, по возможности, избежать инвалидности или иметь наименьшую степень снижения трудоспособности, быть интегрированным в общество с достижением экономической независимости.

Основное, что является общим в реабилитации и лечении, что их объединяет, – это личность больного, учет его личностных особенностей, а различием – «конечная точка». Для лечения – это ликвидация заболевания или уменьшение его проявлений; для реабилитации – восстановление человека как личности, возобновление трудовой деятельности в том или ином объеме, достижение социальной и экономической независимости, интеграция в общество.

Третичная профилактика (реабилитация) – восстановление здоровья. По данным ВОЗ, 20–25 % больных после стационарного лечения и 40–45 % после оказания амбулаторной помощи нуждаются в медицинской реабилитации – комбинированном и координированном применении социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности. Под реабилитацией понимают восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенного болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество, восстановление личностных свойств человека. Согласно ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности. Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему.

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов – реконвалесценции, адаптации (реадаптации), ресоциализации.

Реконвалесценция – этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Лечение направлено на устранение болезненных биологических (физиологических) патологических проявлений. При наличии хронического заболевания патология полностью не устраняется, что влечет за собой дезадаптацию (парциальную или тотальную). При парциальной дезадаптации отмечается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни и деятельности – работу, образование, отношения в семье и обществе. Поэтому целью реабилитации выступает устранение или уменьшение явлений физической и социальной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции. Реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением с адаптацией и реадаптацией.

Реадаптация – приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Человек, имеющий ограничение жизнедеятельности, сталкивается с различными проблемами. Преодоление этих проблем и содействие в их решении – одна из задач реабилитации.

Ресоциализация – этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой.

Основное направление реабилитации (медицинской и физической) – восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения такого результата – развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций). Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, формирование его отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации. Социально-экономическая реабилитация направлена на возможность вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность.

Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней:

а) медико-биологические последствия болезней;

б) снижение трудоспособности или работоспособности;

в) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом (схема 1).


Схема 1


Согласно современным представлениям, медицинская реабилитация относится к восстановительной медицине, для которой характерно восстановительное лечение и вторичная профилактика заболеваний, что приводит к увеличению функциональных резервов, компенсации нарушенных функций, а в некоторых случаях и возвращению дееспособности. Интегрированное в восстановительную медицину, данное профилактическое направление – медицинская реабилитация – дополняется эффективной коррекцией адаптивных возможностей, составляющей суть вторичной профилактики болезней.

1.2. Медицинская модель инвалидности

Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным развитием» и т. д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т. е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении).

Из медицинской модели инвалидности выводится и дефиниция функциональной ограниченностинеполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезными недостатками здоровья, и, как следствие, не учитывает огромное число людей, страдающих более легкими формами недугов. Из модели функциональной ограниченности вытекает и реабилитационная модель – наличие больного, «ненормального», тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, т. е. в устранении или компенсации возникших функциональных расстройств.

Итак, цель медицинской реабилитации заключается в восстановлении функций пораженного органа или системы, физического статуса в целом, психологического состояния настолько, чтобы пациент был в состоянии решать свои социальные проблемы, включая восстановление трудоспособности, а главная задача – в полноценном восстановлении функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду. К медицинской реабилитации относятся все виды вмешательств, направленные на:

восстановление функций органов, систем и организма в целом;

профилактику и ликвидацию осложнений и рецидивов заболеваний;

– улучшение общего физического состояния;

– функционирование нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы;

– функционирование опорно-двигательного аппарата;

– развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных навыков.


В рамках медицинской реабилитации проводится восстановительное лечение и оказывается психотерапевтическая помощь, направленная на адекватное восприятие нарушения здоровья и на адаптацию к социальной ситуации. Восстановительная терапия служит для компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы. Она состоит из лекарственной терапии, диетического питания, лечебной физической культуры, методов физического воздействия, санаторно-курортного лечения. Основной ценностью медицинской реабилитации считается профилактическая направленность, т. е. проведение ее не только при наличии устойчивых и выраженных изменений в организме, но и при реальной угрозе их возникновения с целью предотвращения инвалидности.

К задачам медицинской реабилитации относятся:

приведение в прежнее состояние бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

– восстановление трудоспособности, т. е. утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

– предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, осуществлению мер вторичной профилактики. При этом используют комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и преформированные), различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг.

Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека методами физической культуры, спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Физическая реабилитация – составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации. Ее следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Физические упражнения дают положительный эффект, если они адекватны возможностям больного или инвалида, оказывая тренирующее действие и повышая адаптационные возможности.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность применяемых мероприятий.

3. Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

4. Системность – основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекающей от нескольких месяцев до нескольких лет.

5. Системность воздействия (поочередность) подразумевает последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

6. Цикличность – чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала. Если следующие занятия придутся на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т. е. 10–15 % физических упражнений должны обновляться, а 85–90 % – повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

8. Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть простыми, возможно, более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволяет достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.

Сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации подразумевает общую и специальную тренировку. Общая необходима для основного оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развития и закрепления моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека является фактором функциональной приспособляемости, где значимую роль играет систематическая мышечная деятельность. Специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.

Принципы медицинской и физической реабилитации:

раннее начало проведения реабилитации;

комплексность использования реабилитационных мероприятий;

индивидуализация программы реабилитации;

этапность реабилитации;

непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;

социальная направленность, использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало реабилитации необходимо для профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях. Нельзя начинать реабилитационные мероприятия при тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточности, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов. Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений, независимо – в домашних условиях, в стационаре или учреждении медицинской помощи, в реабилитационном центре, интернате или других социальных учреждениях. К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, лечебная физическая культура (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, мануальное воздействие и др.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия. Пассивными средствами можно считать массаж, мануальную терапию, физиотерапию, естественные и преформированные природные факторы. К психорегулирующим относятся аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Рост интереса к реабилитации как единому из аспектов медицинской и социальной деятельности обусловлен многими факторами, ведущее значение из которых имеют:

– интенсификация темпов научно-технического прогресса, соровождающегося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них с ограниченным применением усилий человека;

– большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны их подготовки;

– изменение демографической ситуации в обществе (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

– ухудшение состояния здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением определенных возможностей жизнепроявления и дееспособности);

– осложнение условий жизни (урбанизация, частые поездки в транспорте, малочисленные семьи и др.), предъявляющих высокие требования к здоровью при само- и взаимообслуживании.

В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации используют специализированный стационар; реабилитационный центр или санаторий; отделение реабилитации поликлиники, при четырехэтапной – специализированная бригада скорой помощи; травматологический стационар; стационарный центр реабилитации; отделение реабилитации поликлиники.

Длительность реабилитационного процесса определяется потребностью в каждом конкретном случае – от нескольких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завершенной только тогда, когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможного и приближенного к доболезненному. Эффективность реабилитации повышается, когда она проводится в коллективе – в реабилитационном центре, общественных организациях, а для детей – в дошкольных и образовательных учреждениях с интегративными формами обучения.


Медицинская реабилитация


Все построение реабилитационных мероприятий должно быть таким, чтобы включать самого пациента в лечебно-восстановительный процесс, вызывать у него стремление к саморазвитию и самостоятельности, максимально привлекать к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей, трудовых, семейных и др.

Итоги реабилитации и оценка степени восстановления могут быть оценены по четырехбалльной шкале: полное, частичное восстановление; без изменения от исходного уровня; ухудшение. Согласно материалам Международного отдела разработана шкала динамики восстановления и возможных исходов заболеваний и оценки функциональных возможностей:

• Восстановление функциональной способности в той или иной степени.

• Полное восстановление.

• Частичное восстановление.

• Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствии восстановления.

• Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления.

• Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни.

• Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности.

• Трудотерапия.

• Вовлечение в трудовой процесс – определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка.

• Диспансерное обслуживание реабилитируемых.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабилитационных мероприятий позволяет планомерно и эффективно вести весь процесс реабилитации, определяя основные задачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адекватных и эффективных средств добиваться благополучного результата.

Пункт 5 этого постановления гласит: «Бюро выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

б) разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации».

Реабилитационно-экспертная диагностика – совокупность диагностических процедур, приемов и методов изучения биомедицинского, личностного, социального статуса и условий жизнедеятельности больных и инвалидов для получения объективных данных для принятия экспертного решения о потребностях инвалидов в мерах реабилитации.

Экспертно-реабилитационная диагностика включает в себя клиническую, психологическую, социальную, профессиональную диагностику и предполагает последовательную экспертную оценку:

– последствий болезни («патологического потенциала») соответственно на биологическом (нарушений в анатомофункциональном со стоянии организма), индивидуально – личностном уровне (ограничений жизнедеятельности индивида) и социальном уровне (социальной недостаточности);

– реабилитационного потенциала;

– реабилитационного прогноза.

При проведении экспертно-реабилитационной диагностики специалисты учреждения МСЭ используют методы опроса, наблюдения, тестирование (метод тестовых испытаний), экспертный (метод экспертных оценок).

По результатам комплексного исследования, наряду с оценкой последствий болезни (нарушения функций, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности), определяются реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз.

Реабилитационный потенциал – это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе. Реабилитационный потенциал – это сложное интегративное понятие, в структуре которого для диагностики (оценки) выделяют три составляющие, отражающие разные уровни реабилитационного воздействия:

– потенциал выздоровления – определяет возможности восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом, психическом состоянии организма, т. е. возможности реабилитации больного на биологическом уровне в основном средствами медицинской реабилитации;

– потенциал социализации (или ресоциализации) – определяется возможностями восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий, т. е. возможностями восстановления или приспособления к выполнению привычных видов деятельности; в качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации могут выступать возможности восстановления у больного или инвалида навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности и работы в быту, способности к обучению, выполнять профессиональную деятельность (трудовой потенциал), адекватному поведению и ориентации, рекреативной и творческой деятельности и др.;

– потенциал социальной интеграции (реинтеграции) – определяет возможности индивида к восстановлению обычного для себя в соответствии с полом, возрастом и прочими социально-личностными характеристиками положения в обществе, а также возможности включения (возвращения) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

Оценка реабилитационного потенциала предусматривает определение сомато-личностных способностей, свойственных данному инвалиду, сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления статуса, а также прогнозирования уровня возможности восстановления или компенсации имеющихся ограничений. Она включает определение уровня физического развития и физической выносливости, уровня психофизической выносливости, уровня психоэмоционального развития и устойчивости, определение социально-психологического статуса с учетом уровня общего развития и запаса знаний, особенностей личности, состояния и устойчивости психических процессов, уровня микросоциальной адаптации; определение социально-трудового статуса с учетом общего и специального образования, профмаршрута, уровня оплаты труда, условий и характера труда, уровня сохранности профессиональных знаний, навыков и умений, уровня толерантности к профессионально-производственным нагрузкам; определение социально-средовой ситуации с учетом семейного положения, жилищно-бытовых условий, материального положения, уровня сохранности социально-бытовых навыков и умений, уровня сохранности микросоциальных связей, уровня социальной активности.

В это понятие заложено огромное количество психофизических показателей, отражающих функциональное состояние различных органов и функциональных систем, личностные особенности инвалида, социально-средовые и профессиональные факторы. При этом реабилитационные возможности восстановления отдельных органов, функциональных систем в сочетании с соответствующими социально-средовыми и профессиональными факторами чрезвычайно вариабельны. К ним относятся внутренние факторы, определяемые на уровне организма, и «условно» внешние факторы (социально-средовые).

Прежде всего, необходимо выделить базовую составляющую «реабилитационного потенциала» (анатомо-физиологическую), основанную на сомато-личностных особенностях, свойственных данному инвалиду и сохранившихся вопреки заболеванию или дефекту и служащих предпосылкой для восстановления определенного социального статуса. Оцениваются:

– анатомические данные (конституционно-анатомические особенности, возрастные и половые различия, уровень физического развития и физической подготовленности – рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносливость, быстрота действий и двигательных реакций, ловкость, жизненная емкость легких, пространственная ориентировка, двигательная координация и др.; особенности нервной деятельности, наличие адаптационных резервов и др.;

– психофизические данные (возможность основных психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления; наличие определенных способностей и уровень сформированности волевых качеств; особенности мотивационной сферы, эмоциональная устойчивость и лабильность, личностные особенности: экстравертивность – интервертивность, невротицизм, уровень притязаний и самооценки, уровень тревожности и др.).

Кроме этого, на уровне индивида представляется необходимость выделять психофизиологическую (клинико-функциональную) составляющую «реабилитационного потенциала» инвалида или хронически больного, которая представляет собой совокупность сохранных функций и личностных особенностей организма, которые необходимо поддерживать и развивать в процессе проведения реабилитационных мероприятий, касающихся восстановления определенных видов жизнедеятельности.

В основе определения реабилитационных возможностей (реабилитационного потенциала) инвалидов относительно конкретных видов жизнедеятельности лежит выявление комплекса психофизиологических показателей, характеризующих их. Методически в основе этого, наряду с общепринятыми методами функциональной экспертной диагностики, направленной на определение степени выраженности функциональных нарушений, должны быть использованы специальные методы тестирования с применением нагрузок, моделирующих различные виды деятельности, фармакологические пробы и др.

Оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней): биомедицинского потенциала, психофизиологического потенциала, личностного потенциала, образовательного потенциала, социально-бытового потенциала, профессионального (трудового) потенциала, социального потенциала и социального-средового потенциала.

Биомедицинский (саногенетический) потенциал – возможность человека к восстановлению (регенерации, репарации, реституции) или компенсации нарушений в анатомо-функциональной целостности органов, тканей, систем и организма в целом.

Психофизиологический потенциал – возможность использования, развития и адаптации сохранившихся функциональных способностей человека для восстановления (компенсации ограничений) социальных навыков и привычных для него видов деятельности.

Личностный потенциал – возможность, способность и направленность личности активно участвовать в реабилитационном процессе и достигать поставленные реабилитационные задачи.

Образовательный потенциал – возможности человека к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, профессиональными (трудовыми) навыками и умениями.

Социально-бытовой потенциал – возможности достижения самообслуживания и самостоятельности проживания и ведения личного хозяйства.

Профессиональный (трудовой) потенциал – возможность восстановления профессионального и социально-трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой деятельности.

Социальный потенциал – возможности восстановления или компенсации социального статуса.

Социально-средовой потенциал – возможности включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни.

Реабилитационный потенциал имеет 4 уровня оценки: высокий, средний (или удовлетворительный), низкий и практически отсутствует. На основании всей совокупности факторов, характеризующих возможности инвалида к реабилитации, реабилитационный потенциал оценивается как:

– высокий – при возможности достижения полного восстановления здоровья, всех обычных для инвалида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация); при данном уровне реабилитационного потенциала можно ожидать возвращения человека к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями либо возможность выполнения работы в полном объеме в другой профессии, равноценной по квалификации прежней профессии инвалида;

– удовлетворительный – в случае неполного выздоровления с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнения основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичного восстановления трудоспособности, при сохранении частичного снижения качества и уровня жизни, потребности в социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I или II группы в III группу инвалидности); при данном реабилитационном потенциале сохраняется возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением квалификации либо выполнения работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации, по сравнению с прежней профессией, или работы в других профессиях с уменьшением объема работы независимо от их квалификации;

– низкий – если имеет место медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительные ограничения в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке и материальной помощи (частичная реабилитация – переход из I группы во II группу инвалидности); при реализации потенциала возможно возвращение или приспособление инвалида к работе в рамках своей профессии или выполнение другой профессиональной деятельности в специально созданных производственных условиях;

– отсутствие реабилитационного потенциала – при прогрессирующем течении заболевания, резко выраженном нарушении функций, невозможности компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкой частичной или полной утрате трудоспособности, потребности в постоянном уходе или надзоре и постоянной материальной помощи (реабилитация невозможна – стабильная инвалидность или ее утяжеление); неспособность выполнять любые виды трудовой деятельности.

Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество – возможный результат реабилитации. Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, но и реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов.

Реабилитационный прогноз определяется на основе комплексной оценки внутренних и внешних факторов, которые могут в той или иной степени оказать положительное или отрицательное влияние на процессы восстановления здоровья (клинический прогноз), трудоспособности (трудовой прогноз), личностного и социального статуса больного или инвалида (социальный прогноз).

При его оценке учитывают следующие факторы:

– особенности болезни и ее последствия (патологический потенциал);

– реабилитационный потенциал;

– социально-психологические особенности личности;

– возможности применения современных реабилитационных технологий в отношении конкретного больного;

– социально-средовые условия – реабилитационная среда и др.

Реабилитационный прогноз имеет три уровня оценки:

– благоприятный – при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе трудовой, интеграции инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

– относительно благоприятный – при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, уменьшении степени их ограничения или стабилизации, расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержке и материальной помощи в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

– сомнительный (неопределенный) – неясный прогноз;

– неблагоприятный – при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений (незначительный результат) в личностном, социальном и социально-средовом статусе инвалида в процессе проведения реабилитационных мероприятий.

Определение показаний к проведению реабилитационных мероприятий предполагает последовательное определение необходимости и целесообразности осуществления мер и средств реабилитационного воздействия в отношении выявленных расстройств по категориям ограничений жизнедеятельности. При этом по каждой категории ограничения жизнедеятельности устанавливают возможный ожидаемый эффект реабилитации: восстановление или компенсация (полная или частичная), либо восстановлению или компенсации не подлежит.

1.3. Структура социальной реабилитации

По форме собственности и масштабам деятельности реабилитационные учреждения подразделяются на:

общегосударственные (учрежденные федеральными органами власти);

областные (краевые) (учрежденные органами власти субъекта РФ);

муниципальные (учрежденные органами местного самоуправления);

негосударственные (учрежденные общественными или религиозными организациями, физическими или юридическими лицами).

По направлению деятельности реабилитационные учреждения можно разделить на:

экспертные, решающие вопросы определения реабилитационного потенциала инвалидов и составления индивидуальных программ реабилитации;

образовательные, занимающиеся оказанием помощи в получении базового или нового образования, переобучении, трудоустройстве;

социальные, деятельность которых направлена на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе;

медицинские, в задачу которых входит частичное восстановление здоровья или замедление тех или иных патологических процессов, профилактика осложнений заболеваний;

производственные, занимающиеся вопросами социальной реабилитации на производстве, трудовой адаптации и др.

Различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни, которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

биологическом, который выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

организменном, вызывающем ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что нередко приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

социальном, приводящем к социальной недостаточности, нарушениям связей с семьей и обществом.

Цели социальной реабилитации:

– реактивная (поощрение индивида, находящегося в пассивном состоянии, физически и социально неактивного к возобновлению активной повседневной жизни в своей среде);

реинтеграция (возвращение человека в общество, занятие посильной полезной деятельностью;

ресоциализация (возобновление контактов индивида во время или после болезни с семьей, соседями, друзьями и выход из состояния изоляции).

Задачи социальной реабилитации:

1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Принципы социальной реабилитации

Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Первый выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, но, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество и обеспечивают им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связаны с материальным фактором.

Изменение политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества – принцип равных социальных нрав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но и как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

Также существует принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время успешно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Формируй свою жизнь» – «Shape your life». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям – через общие социальные связи и чувства, ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей «социальной сети», в значительно меньшей мере – на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Безусловно, сказанное не означает, что всякое общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно. Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важнейшей частью его социальной роли.

Принцип связи индивида и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных.

Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной, социализирующей и реабилитирующей средой. Однако помимо, бесспорно, положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала. Правда, в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение в его жизни негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи. Тем не менее ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой стороны, результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения, сокращение в обществе трудовой мотивации приводят к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей – от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.


Таблица 1

Медицинская и социальная модели инвалидности

1.4. Социальная модель инвалидности

Социальная модель инвалидности рассматривает проблемы людей с ограниченными возможностями как результат отношения общества к их особым потребностям. При этом ограниченные возможности – это не «часть человека», не его вина. Вместо того чтобы обращать больше внимания на людей, частично или полностью утративших трудоспособность, приверженцы социальной модели инвалидности сосредоточиваются на их степени здоровья.

Через социальную модель инвалидность видится более позитивно, в ней более подробно рассматривается ее реальность. Такая модель позволяет лучше понять жизнь людей с нарушением здоровья, позволяет им принимать посильное участие в жизни общества. Если медицинская модель призвана «исправить», оздоровить человека, то социальная – изменить отношение общества к инвалидам. Конечно, социальная модель признает, что люди с ограниченными физическими возможностями нуждаются в медицинской помощи (кстати, как и все остальные), но инвалид – это не объект постоянного медицинского вмешательства, а человек, живущий своими интересами и желаниями.

Проблема инвалидности в социальной модели выведена за рамки индивидуального существования и рассматривается в плоскости взаимоотношений между личностью и элементами общественной системы, акцентируя внимание на социальном давлении, дискриминации и эксклюзии. Данная модель не только популярна во многих цивилизованных странах, но и официально признана на государственном уровне, например, в США, Великобритании, Швеции.

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены, и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она – социальное, а не медицинское понятие (табл. 2).

Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации. Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность.


Таблица 2

Сравнение патерналистской (медицинской) и основанной на теории прав человека (социальной) моделей (аспекты)


Таким образом, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход к социальной модели обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т. п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.


Темы для семинарских занятий

1. Виды реабилитации.

2. Задачи и характеристика профилактики.

3. Медицинская реабилитация.

4. Социальная реабилитация.

5. Реадаптация, ре социализация.


Темы для докладов и рефератов

1. Факторы здорового образа жизни.

2. Факторы нездорового образа жизни.

3. Особенности первичной профилактики.

4. Реабилитация – комплекс мероприятий социальных, медицинских, профессиональных.

5. Приспособление индивида с ограниченными возможностями к условиям жизни с использованием резервных компенсаторных способностей.

6. Восстановление разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой.

7. Этапность процесса реабилитации.

8. Физическая реабилитация.

9. Медицинская реабилитация.

10. Адаптационные резервы организма человека.

11. Реабилитационный потенциал личности.


Вопросы для самоконтроля

1. В чем различия между индивидуальной и общественной профилактикой заболевания?

2. Характеристика первичной, вторичной и третичной профилактики заболевания.

3. Содержание этапов процесса реабилитации.

4. Укажите на основные направления и принципы реабилитации.

5. Какие педагогические принципы реабилитации существуют?

6. Какие существуют исходы реабилитации?

7. Понятие реабилитации инвалидов, цели и средства реабилитации.

8. Чем различается лечение и реабилитация?


Список литературы

1. Бадя Л.В., Холостова Е.И. Программа подготовки по социальной реабилитации в России. – М., 2002.

2. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чегиихина В.В. и др. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб, пособие. – М.: Академия, 2005.

3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Социальная реабилитация: учеб, пособие. – М.: Дашков и Кº, 2011.

4. Новикова К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. – Казань, 1996.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учеб, пособие. – М., 2003.

6. Модель системы восстановительной медицины: методические рекомендации № 518-ПД/629. – М., 2006.