Вы здесь

Медико-психологическое сопровождение специальных операций. Глава 1. История создания войск специального назначения (О. Г. Сыропятов, 2013)

Глава 1. История создания войск специального назначения

§ 1. История создания спецназа в США

Свою историю американские войска специального назначения ведут с эпохи англо-французских войн середины XVIII в. за обладание французскими территориями в Северной Америке. Именно тогда, как считается, родились отряды хорошо подготовленных профессиональных воинов, способных действовать на сложнейшей местности в лесах и на болотах против опасного, коварного врага. В честь своего командира майора Роберта Роджерса эти отряды именовались рэйнджерами Роджерса. Скрытно и бесшумно рэйнджеры приближались к врагу и наносили ему молниеносный смертельный удар. Роджерс учил своих бойцов: «Двигайтесь быстро и бейте сокрушительно».

Традиции рейнджеров Роджерса были развиты в годы Американской революции (войны за независимость 1775–1783 гг.). История сохранила имя Фрэнсиса Мариона по прозвищу «Болотная лиса», успешно применявшего в боях с британскими войсками партизанскую тактику, действовавшего смело, неожиданно, внезапно.

Партизанские действия широко применялись в годы гражданской войны в США (1861–1865 гг.). Полковник Джон Мосби из Вирджинии сформировал в составе конфедеративных войск специальный отряд рэйнджеров, который сеял ужас и панику в тылу северян. С отрядом в 300 смельчаков-добровольцев Мосби проводил дерзкие рейды по тылам противника, перерезал пути коммуникаций, выводил из строя железнодорожные линии, громил вражеские штабы далеко за линией фронта. За свои успешные действия, неуловимость и военное чутье Мосби получил от современников прозвище «Серый призрак» (серый цвет имела форма солдат войск южан). Как отмечается в истории войск специального назначения США, «действия хорошо обученного и дисциплинированного отряда Мосби явились образцом партизанской войны». Одним из ключей к успеху сам Мосби считал поддержку местного населения, делясь с ним даже своими военными трофеями.

Гражданская война явилась последней войной США на своей территории, и с тех пор американские войска участвовали в войнах и вооруженных конфликтах только за пределами своего отечества. Официальная история войск спецназначения сухопутных войск США обходит молчанием долгие последующие годы вплоть до второй мировой войны.

Во второй мировой войне и в последующие годы фактически и произошло рождение и развитие современных войск специального назначения США. Они получили боевое крещение и организационное оформление. 9 июля 1942 г. в Форт-Харрисоне в Монтане был организован сводный американо-канадский 1-й отряд специального назначения, вошедший в американскую военную историю как «Дьявольская бригада». Он просуществовал два года, отличившись в боях в Италии и во Франции, неоднократно ведя бои с превосходящими силами противника и выходя победителем.

В военных действиях с японцами на Тихоокеанском ТВД в годы второй мировой войны ярко проявили себя бойцы небольшой элитной части; созданной генерал-лейтенантом Уолтером Крюгером и названной им «Скаутами Аламо». Это название не было случайным.

У.Крюгер дал его своим воинам в честь американских защитников крепости Аламо в Сан-Антонио, штат Техас, в годы войны с Мексикой (1846–1848 гг.). Одной из самых успешных операций «Скаутов Аламо» явилась операция, проведенная совместно с американскими рэйнджерами и филиппинскими партизанами по освобождению из концлагеря в Кабантуане 511 союзных военнопленных. «Скауты» принимали участие в 80 операциях и не потеряли в боях ни одного человека.

Помимо вышеперечисленных элитных подразделений и частей специальных операций в годы второй мировой войны действовали и многочисленные партизанские и полупартизанские формирования, созданные с помощью американских «спецназовцев». Полковник Рассел Вольк-ман, сыгравший впоследствии важную роль в создании специальных сил, в годы войны попал в плен, бежал из него и сформировал филиппинский партизанский отряд, который к 1945 г. включал в себя пять более мелких отрядов. Свое собственное партизанское соединение численностью более 20 тыс. бойцов создал на Филиппинах майор Уинделл Фертинг.

В годы второй мировой войны возникли еще одни части и подразделения специального назначения в составе американских войск. Это были небольшие парашютные подразделения, действующие за линией вражеского фронта, создающие агентурную разведывательную сеть, инструктирующие местных бойцов сопротивления и ведущие непосредственную партизанскую борьбу с противником. Эти подразделения были очень специфическими и объединялись в единое Управление стратегических служб (УСС). Отцом-основателем УСС был Уильям Донован – яркая и одаренная личность. Прозванный «Диким Биллом», Донован был удостоен

Медали Почета за героизм, проявленный на Западном фронте в годы первой мировой войны. Он сколотил состояние в 20-30-е годы, занимаясь юридической деятельностью на Уолл-Стрите. С началом второй мировой войны в Европе Донован смог убедить президента США Ф.Рузвельта в необходимости создания новой организации, которая могла бы заниматься сбором разведывательной информации и ведением секретных операций в тылу врага.

В 1941 г. президент Рузвельт поручил Доновану сформировать такую организацию, названную «агентством по координации разведки». Новая организация начала быстро развиваться, появились ее оперативные центры в Англии, Северной Африке, Индии, Бирме и Китае: В 1942 г. «агентство по координации разведки» было переименовано в Управление стратегических служб, а сам Донован стал генерал-майором. Важнейшей задачей УСС в Европе было выполнение так называемой миссии «Джедбург». Ее суть состояла в воздушной заброске в оккупированные европейские страны – Францию, Бельгию, Голландию – малочисленных групп разведчиков-профессионалов, которые занимались подготовкой и обучением партизан и сами проводили партизанские операции в тылу нацистов. Другой успешной операцией УСС явилась деятельность в Бирме «отряда 101». Американские профессионалы организовали на базе племени качин вооруженное формирование численностью 11 тыс. человек, которое уничтожило в общей сложности 10 тыс. японских оккупантов, потеряв при этом всего 206 своих членов.

После войны президент США Г.Трумэн упразднил УСС, однако, на организационной и оперативной основе этого управления родились 18 сентября 1947 г. – ЦРУ.

В 1952 году американцы создали соединение спецвойск численностью 2500 человек. Основная задача: ведение партизанской войны в случае советского вторжения в страны Западной Европы. Это были «тройные» добровольцы, те, кто пошел служить в армию, затем в ВДВ, потом в спецназ. Стажировку офицеры «зеленых беретов» проходили в САС (с середины 60-х годов – база Хефорд в Англии). Естественно, кроме ведения партизанской войны они готовились к борьбе с партизанами в третьих странах. Принципы ведения войны были просты и эффективны: засады, диверсии (в большие сражения не вступать), инфильтрация (тихое «просачивание», но не открытая агрессия), дезорганизация и истощение противника. Среди боевых задач было разрушение инфраструктуры, лишение армии тыла, отвлечение с фронтов и основных мест дислокации частей, техники, вызывание паники и недовольства населения. В 1961 г. «зеленые береты», прибыли во Вьетнам. Их операции сами по себе были эффективны, однако командование США не учло внутреннюю обстановку внутри самого Вьетнама. В Южном Вьетнаме местное население не оказывало помощи американскому спецназу. Отсутствие контактов с местным населением, большие перелеты, отрыв от баз и отсутствие постоянной поддержки, привело к тому, что хотя «зеленые береты» и наносили болезненные удары, но стратегического перелома в войне они не принесли. В середине 60-х гг. силы спецназначения быстро выросли с 1800 человек до 10 000. Понизился средний возраст солдат: от опытных мужчин после тридцати лет – до двадцатилетних юнцов. Можно иметь отряд высококлассных специалистов какого-то профиля, но нельзя довести количество бойцов до масштабов крупного соединения без падения качества. Таким образом, «зеленые береты» превратились в части «коммандос».

Пока сокращались сиециодразделения в США, разразился террористический кризис 70-х годов. В 1977 году начальник штаба генерал Бернард У. Роджерс одобрил план набора и подготовки солдат в «Дельта Форс» (группа «Дельта»). С тех пор группа «Дельта» претерпела многие изменения.

Командование сил специального назначения сухопутных войск США, основной боевой компонент командования специальных операций сухопутных войск США, было официально учреждено 27 ноября 1990 г. В его состав входят пять групп специального назначения регулярной армии и две группы специального назначения национальной гвардии. По мнению американского командования, солдаты сил специального назначения сухопутных войск – «зеленые береты» – являются наиболее подготовленными и обученными военнослужащими, составляющими элиту американской армии.

Основателями нового рода войск в сухопутных войсках США – войск специального назначения – стали сотрудники УСС полковники Аарон Бэнк и Рассел Волькманн, которые заручились поддержкой бригадного генерала Роберта Макклэра, возглавлявшего в Пентагоне аппарат психологической войны. Американские офицеры-разведчики считали, что с окончанием второй мировой войны в некоторых регионах мира сложилась ситуация, исключающая ведение в них обычной войны, но создающая идеальные условия для партизанских действий. Одним из таких регионов они называли Восточную Европу. Маленькая группа высокопрофессиональных военнослужащих, по их мнению, могла бы доставить огромное количество неприятностей врагу, внести в его ряды смятение и гарантировать достижение целей военной операции или войны минимальными силами.

Вскоре идея Бэнка и Волькманна нашла поддержку американского военного командования, процесс создания войск специального назначения начал набирать силу. Весной 1952 г. в качестве главной базы для этих войск был выбран Форт-Брэгг в Северной Каролине. Бэнк получил право набирать в свои части тех, кто наиболее подходил по своим профессиональным и моральным качествам. В основном это были молодые воины в ранге сержанта, владеющие минимум двумя языками, имеющие парашютную подготовку и желающие выполнять свой долг глубоко в тылу противника, если надо, то и в гражданской одежде. Очень большой процент этих военнослужащих составляли выходцы из стран Восточной Европы.

19 июля 1952 г. официально была учреждена 10-я группа специального назначения из 10 человек по главе с Бэнком, которая и начала вскоре набор и подготовку бойцов «спецназа». Им была поставлена задача: готовить специалистов, способных «просачиваться по суше, морю или воздуху в глубь оккупированной противником территории и организовать силы сопротивления «партизанские силы для проведения специальных операций с упором на партизанскую войну». С самых первых дней Бэнк и его помощники ориентировали бойцов «спецназа» на то, что им придется жить месяцами, а то и годами на враждебной территории и полагаться во всем только на себя.

Дальнейшее усиление войск специального назначения связано с именем президента США Дж. Ф. Кеннеди, который был активным их сторонником. Именно он, кстати, ввел 21 сентября 1961 г. в качестве отличительного знака войск специального назначения сухопутных войск США зеленый берет. В специальном меморандуме Белого Дома зеленый берет был назван «символом превосходства, знаком мужества, отличительной меткой в борьбе за свободу».

Идеи избранности, превосходства, уверенности в себе и в правоте своего дела, гордости за свой род войск проходят красной нитью через всю морально-психологическую подготовку «зеленых беретов».

Именно в этих целях в войсках специального назначения армии США уделяют большое внимание изучению истории и традиций "спецназа".

Предмет гордости каждого солдата и офицера из состава частей «зеленых беретов» – нарукавная нашивка и эмблема, являющиеся символами принадлежности к элите американской армии.

Нарукавная нашивка военнослужащих войск специального назначения сухопутных войск представляет собой темно-синее поле в виде наконечника индейской стрелы, что символизирует собой хитрость и скрытность – достоинства американских индейцев. Поднятый вверх золотой кинжал в этом поле символизирует собой нетрадиционные боевые задачи. Три золотые молнии, пронизывающие лезвие кинжала свидетельствуют о быстроте и силе, символизируя три способа инфильтрации: по суше, морю и воздуху.

Эмблемой войск специального назначения является черно-серебряный герб с латинской надписью «De oppresso liber» («За свободу угнетенных»).

Особое значение в морально-психологической подготовке «зеленых беретов» имеет Кодекс поведения солдат специальных войск, своего рода клятва «спецназовца», где сформулированы основные моральные принципы и политические установки бойца: «Я – солдат американских специальных войск! Профессионал! Я буду делать все, что моя нация потребует от меня. Я – доброволец, хорошо осознающий весь риск моей профессии.


Я служу, помня о тех, кто был до меня: рэйнджерах Роджерса; Фрэнсисе Марионе; рэйнджерах Мосби; 1-м отряде специального назначения; воинах, участвовавших в миссии Джедбург; «отряде 101»; солдатах специальных войск эпохи войны во Вьетнаме, которые удостоились 17 медалей Почета и 90 Крестов за выдающуюся службу. Я клянусь всегда и во всем поддерживать их честь и достоинство.

Я – профессиональный солдат. Я буду обучать и сражаться всегда, когда моя нация потребует (от меня) дать свободу угнетенным. Я буду всегда стремиться к отличным результатам в освоении теории и приемов войны.

Я знаю, что от меня потребуют выполнять задачу в одиночку, далеко от знакомых лиц и голосов. С помощью и под водительством моего Бога я преодолею мои страхи и добьюсь успеха.

Я буду поддерживать мой дух и тело чистыми, готовыми к действию, сильными, ибо это – мой долг перед теми, кто полагается на меня.

Я никогда не подведу тех, с кем я служу. Я не принесу позора на себя или на свои войска.

Я буду поддерживать себя, свое оружие и оборудование в безукоризненном состоянии, как то подобает солдату специальных войск.

Моя цель – добиться успеха в любом задании – и жить, чтобы добиться успеха вновь.

Я – член избранного солдатского братства моей нации.

Бог свидетель, что я оправдаю оказанное мне доверие и не нарушу эту мою священную клятву».


Важное место в системе морально-психологической подготовки личного состава войск специального назначения отводится религии. Любые воинские церемонии в американских вооруженных силах не обходятся без выступления священника, который своим напутствием дает военнослужащим моральные силы и веру. Веру в себя, свою армию, свою страну. Большой эмоциональный заряд содержится в Молитве солдата специальных войск:


«Всемогущий Бог, Дарователь свободы и Опора угнетенных, услышь нашу молитву.

Мы, солдаты специальных войск, признаем нашу зависимость от Тебя в деле сохранения свободы человека. Будь с нами в деле защиты беззащитных и освобождения порабощенных.

Пусть же мы всегда будем помнить, что наша нация, чей девиз «В Бога мы верим», ждет от нас, что мы будем вести себя достойно, никогда не опозорим нашей веры, свои семьи и своих собратьев по оружию.

Даруй нам мудрость Твоего разума, мужество Твоего сердца, силу Твоих рук, защиту твоих ладоней. Во имя Тебя мы сражаемся, Тебе принадлежат лавры победителя. Тебе принадлежат Царство, мощь и слава, вечно».


Таковы только некоторые, далеко неполные штрихи к оценке морально-психологического облика американских «зеленых беретов». Опыт прошлого и день сегодняшний показывает, что они – важный специфический компонент военной машины США, способный своими действиями активно влиять на военно-политическую обстановку в различных регионах мира.

За послевоенные десятилетия войска специального назначения американской армии принимали участие во множестве операций, как в войнах, так и в мирное время. Они формировали партизанские отряды в Корее и во Вьетнаме, обучали моджахетдинов Афганистана, выполняли разведывательные и иные задачи в Ираке и Кувейте. Поражает спектр задач, которые, решались за эти годы «зелеными беретами»: от лечения слона в зоопарке Кувейта до свержения неугодных правительств стран «третьего мира» (Цит по И.М.Попов, полковник, канд. ист. Наук, Журнал «Спецназ»).

§ 2. «Спецназ России»

Маврикий Стратег о славянах и антах VI в Н.Э.

«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…»


Первой национальной войной, в которой собственно и зародился такой вид боевых действий как специальные действия, является война между Россией и Швецией в 1700–1721 гг., известная под названием Северная война. Отсюда и нужно вести отсчет первого этапа в развитии специальных действий. «На театре войны в России мы встречаем человека, гений которого не только сознал идею партизанской войны и то громадное значение, которое она может иметь, но который сумел более успешно и применить ее, чем то было на Западе. Мы говорим о Петре /.»– так писал в своем исследовании «Партизанская война» в 1885 году тогда еще начальник Оренбургского казачьего юнкерского училища полковник, впоследствии генерал-лейтенант Ф.К. Гершельман. Отечественная война 1812 года явилась началом второго этапа в развитии специальных действий. Инициатива использования частей регулярной армии в тылу французов для ведения партизанской войны в составе воинских формирований в Отечественной войне 1812 года, бесспорно, принадлежит командиру батальона Ахтырского гусарского полка подполковнику, впоследствии генерал-лейтенанту Денису Васильевичу Давыдову, ставшему командиром первого армейского партизанского отряда.

Основной метод ведения войны был так сформулирован М.И. Кутузовым:

«Поелику ныне осеннее время наступает, чрез что движения большою армиею делаются совершенно затруднительными, наиболее с многочисленною артиллериею, при ней находящеюся, то и решился я, избегая генерального боя, вести малую войну, ибо раздельные силы неприятеля и оплошность его подают мне более способов истреблять его, и для того, находясь ныне в 50 верстах от Москвы с главными силами, отделяю от себя немаловажные части в направлению к Можайску, Вязьме и Смоленску».


Таким образом, при организации боевых действий русской армии был использован метод, сущностью которого являлось не сокрушение армии противника в открытом вооруженном столкновении в форме генерального сражения, и истощение и изнурение противника в форме постоянных нападений на него в его же тылу. Кроме уничтожения транспортов противника, партизанским отрядам ставятся и другие специальные задачи: освобождение военнопленных, поиск награбленных французами ценностей, уничтожение инженерных укреплений, вооружение и привлечение к партизанским действиям крестьян.

Основоположником российской теории применения войск в тылу противника со специальными задачами является генерал-лейтенант Д.В. Давыдов, издавший в 1822 году фундаментальный труд «Опыт теории партизанского действия».

В 1885 году выходит фундаментальный труд Ф.К. Гершельмана «Партизанская война», который применительно к дореволюционному военному искусству и поныне остается наиболее полным исследованием в области специальных действий в тылу противника. Ф.К. Гершельман впервые использует термин «операция» применительно к партизанским действиям и подчеркивает их роль в военных действиях: «Партизанская война, оставаясь сама по себе всегда вспомогательным, второстепенным средством стратегии, может дать решительные результаты и проявить все то значение, которое может принадлежать известному средству стратегии, только, понятно, при условии решительно, энергично веденных главных операций и при непременном условии постоянного и строгого согласования партизанских операций с главными, при полной гармонии тех и других».

В послереволюционный период спецоперации рассматривались в качестве «малой войны» или «партизанской войны» (Фрунзе М.В., Дробов М. А., Каратыгин П.А., Звонарёв К.К. и др.).

Началась интенсивная подготовка специально отобранных военнослужащих и целых подразделений к действиям в тылу противника со специальными задачами. Собственно подготовка кадров к ведению партизанской войны не прекращалась с гражданской войны. К 1932 году существовало три учебных школы, где готовили специалистов по ведению партизанской войны: две школы при IV (разведывательном) Управлении штаба РККА и одна при ОГПУ. Однако в июне 1937 года высшее военные руководители, допускавшие возможность ведения боевых действий на территории СССР, в приказе Наркома обороны Маршала К.Е. Ворошилова о «Раскрытии Наркоматом внутренних дел предательской, контрреволюционной военной фашистской организации в РККА» были обвинены в том, что «пытались подорвать мощь Красной Армии и подготовить ее поражение в случае войны». Боевая практика советско-финской войны в 1939 году заставила Разведывательное управление Ленинградского военного округа предпринять попытку формирования нештатных разведывательно-диверсионных подразделений, предназначенных для действий в тылу противника. Однако вследствие поспешной подготовки, недостаточного вооружения и снаряжения значительная часть диверсионных групп погибла от холода, более трети групп попали в плен. Однако теория и практика советского военного искусства накануне Великой Отечественной войны перестала рассматривать партизанские, диверсионные или иные специальные действия в тылу противника как важную составную часть вооруженной борьбы. Вместе с тем, форма применения немецких сил и средств со специальными задачами в тылу советских войск в первые часы войны имела признаки диверсионного удара по государственным и военным линиям связи и управления. Для ведения диверсионных действий в 1940 году в составе вермахта был сформирован специальный диверсионный полк «Бранденбург» (в документах – 800-й учебный полк особого назначения «Бранденбург»). Организация партизанских действий в тылу немецких войск советским политическим руководством с началом войны рассматривалась в основном не как задача вооруженных сил, а как одна из задач партийных и советских органов. Резко негативное отношение высшего военно-политического руководства страны к судьбе военнослужащих, попавших в плен, нежелание принять эффективные меры к их освобождению позволили немецкому командованию содержать в лагерях на оккупированной советской территории многие сотни тысяч солдат, офицеров и генералов Красной Армии. Задача освобождения своих военнопленных в нарушение традиций русской армии вообще не рассматривалась как задача вооруженных сил. В целом Великая Отечественная война показала огромное значение специальных действий в тылу противника на ход и исход вооруженной борьбы. Анализ развития форм специальных действий различных сил и средств в тылу противника позволяет сделать вывод: специальные действия в тылу противника в стратегическом масштабе советскому военно-политическому руководству удалось организовать лишь к июню 1943 года, т. е. через два года войны. Специальные действия велись в основном партизанскими иррегулярными формированиями. Группировка партизанских сил включала партизанские бригады (соединения) и отдельные партизанские отряды и группы. Специальные действия в тылу противника вели также разведывательные органы фронтов и армий, кавалерийские, воздушно-десантные, инженерные соединения и части, а в завершающем периоде войны и мотоциклетные части. К выполнению некоторых специальных задач привлекались общевойсковые и танковые объединения, соединения и части. Специальные действия велись в основном партизанскими иррегулярными формированиями. Группировка партизанских сил включала партизанские бригады (соединения) и отдельные партизанские отряды и группы. Специальные действия в тылу противника вели также разведывательные органы фронтов и армий, кавалерийские, воздушно-десантные, инженерные соединения и части, а в завершающем периоде войны и мотоциклетные части. К выполнению некоторых специальных задач привлекались общевойсковые и танковые объединения, соединения и части.

За время после второй мировой войны мы проиграли: 45-летнюю глобальную «холодную войну» с Соединенными Штатами Америки; 9-летнюю региональную «необъявленную войну» в Афганистане; военным поражением завершилось «наведение конституционного порядка» в Чечне. Суть войны не изменилась. Война, по-прежнему, как и во времена К. Клаузевица, есть «акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить вашу волю». Изменения произошли в содержании войны и способах достижения цели. В настоящее время из всей совокупности существенных признаков войны именно переход к применению средств вооруженного насилия рассматривается у нас как отличительный единичный признак понятия «война». В результате за пределами отличительных признаков войны остались другие области, или формы насилия – информационное, культурологическое, экономическое, финансовое, идеологическое и другие, используемые для достижения решительных военно-политических и иных целей без применения прямого вооруженного насилия. Знание (информация) заменяет силу в качестве критерия естественного отбора. Направленность знания (информации) определяется нравственностью. Уровень знания (информации) – образованием. Способность к реализации знания (информации) – психическим состоянием. Виды действий по лишению противника способности к ведению борьбы по своей сути разнородны, поскольку имеют объектами своего непосредственного воздействия не только собственно военный, но и политический, экономический, информационный, научно-технический, моральный, культурологический, демографический и экологический потенциалы противника. Совокупность действий по сокращению этих потенциалов относится ко второму методу достижения целей, к области специальных способов ведения войны. При этом под культурологической борьбой понимается насильственное воздействие (противодействие) с регрессивными или прогрессивными целями в области науки, образования, воспитания, искусства, национального языка, традиционного вероисповедания и уклада жизни.

§ 3. Спецназ ГРУ ГШ ВС РФ

Спецназ ГРУ – это отряды спецназа, которые действуют под руководством Главного разведывательного управления. Фактически, спецназ ГРУ – это спецназ Вооруженных сил России, и он состоит из армейского спецназа и спецназа флота. Каждая из этих команд формировалась независимо друг от друга, имеют свою историю и свои задачи при проведении специальных операций. Главными причинами, по которым началось формирование данных соединений в Советском Союзе – это появление на вооружении стран НАТО мобильных средств ядерного нападения. Ну а группы спецназа были наиболее эффективным способом борьбы с ними. В задачи спецназа ГРУ в сто время входило ведение дальней разведки и уничтожение при необходимости выявленных мобильных средств ядерного нападения, выявление сосредоточения войск противника в его тылу, проведение диверсий, а также при необходимости организация в тылу противника партизанских отрядов.


В числе прочих задач было нарушение связи, электроснабжения, разрушение транспортных узлов, внесение хаоса в военное и государственное управление страны. При том, что многие из поставленных задач были невероятны, спецназ ГРУ мог решать их весьма эффективно. Все благодаря тому, что перечень технических средств и вооружений, имевшихся в распоряжении бойцов был весьма широк – вплоть до портативных ядерных мин. Боевая подготовка бойцов спецназа проходила по индивидуальным программам и была очень интенсивной. На трех-четырех солдат приходился как правило один офицер. Под таким присмотром за два года солдат становился практически суперменом. Ну а подготовка самих офицеров порой достигала такого уровня, что они могли самостоятельно решать такие по сложности задачи, которые были бы под силу только общевойсковым подразделениям. В результате подразделения спецназа были строго засекречены, причем даже больше, чем ядерные силы СССР. Также изначально одной из самых важных задач спецназа ГРУ было уничтожение известных политических и военных деятелей стран-противников, но в дальнейшем эта задача была убрана.

Развитие спецназа ГРУ в СССР и России можно разделить на несколько этапов. Первый этап – 1950–1960 года – время непосредственной организации рот и батальонов спецназа ГРУ. Второй этап – 1961–1979 – создание бригад и учебных заведений по подготовке новобранцев. Третий этап – 1979–1989 – участие групп спецназа ГРУ в войне в Афганистане. Четвертый этап – 1989–1994 – переходный период, связанный с развалом СССР и образованием новых государств. Пятый этап – 1994–1996 – Первая чеченская кампания. Шестой этап – операции в Дагестане, вторая чеченская кампания.

Литература

1. Вуич И.В. Малая война. – С.-Петербург, 1850.

2. Гершельман Ф.К. Партизанская война (исследование). – М.-Петербург, 1885.

3. Давыдов Д.В. Опыт теории партизанского действия. – М., 1822.

4. Дробов М.А. Малая война (партизанство и деверсии). – М., 1931.

5. Звонарёв К.К. Агентурная разведка. М., 1929.

6. Квачков В.В. Спецназ России. – М.: Военная литература, 2004.

7. Русский архив. Великая Отечественная.. – М., 1994.

8. Фрунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная армия. – М., 1921.

§ 4 Концепция специальных операций по взглядам командования НАТО

В последнее время концепция специальных операций в США претерпела определенные изменения, вызванные, в первую очередь, прекращением глобального противостояния двух мировых систем. Значительный рост количества вооруженных конфликтов низкой интенсивности привел к определенному смещению акцентов в системе взглядов командования НАТО на боевое применение Сил специальных операций (ССО). По современным взглядам, термин «специальные операции» имеет следующее смысловое наполнение: комплекс мероприятий по боевому применению сил специальных операций и предполагающий развертывание оперативных отрядов в районах боевого предназначения, а также органов обеспечения и управления – до или в ходе ведения вооруженной борьбы. Специальные операции, в зависимости от складывающейся международной обстановки и целевых установок правительств вероятного противника, могут проводиться в виде:

• Разведывательно-диверсионных действий.

• Подрывных действий с использованием специальной тактики.

• Специальных действий.

• Действий по обеспечению внутренней безопасности иностранных государств.

• Обеспечивающих действий.

Разведывательно-диверсионные действия включают: добывание сведений о противнике, диверсии, определение координат целей, наведение авиации и корректирование огня артиллерии и ракетных войск, уничтожение подвижных и стационарных объектов ядерного оружия противника, ведение радиотехнической разведки и РЭБ и другие задачи. Основными способами решения разведывательно-диверсионных задач в тылу противника считаются: наблюдение, подслушивание (в том числе с использованием технических средств), поиск, засады и налеты, рейды, беспокоящие и штурмовые действия, террор, диверсии, саботаж, точное определение координат и целее-указания, шантаж, «снайперский отстрел», разведка боем, ведение радио– и радиотехнической разведки, РЭБ и др.

Подрывные действия с использованием специальной тактики проводятся в мирное и военное время на территории противника или в политически важных районах и, по взглядам руководства НАТО, предусматривают:

• саботаж (насильственные акции с использованием оружия, в том числе специального, с целью снижения оборонных возможностей государства, уничтожение людских, материальных и природных ресурсов);

• диверсии (подрыв внутренней политики государства, власти, экономики, морали, социальной психологии и вооруженных сил);

• действия по деблокированию и выводу войск из окружения;

• боевые действия силами иррегулярных войск.

Подрывные действия основываются на использовании партизанской тактики, заключаются в организации повстанческого и партизанского движения, освобождении военнопленных и заключенных, диверсиях и саботаже. Подрывные действия подразделяются на открытые, скрытые и тайные, осуществляются силами сопротивления и агентуры под руководством формирований специального назначения ССО. Саботаж и диверсии проводятся широкомасштабно и имеют целью нанесение максимального ущерба вероятному противнику и подрыв его военной мощи. Они предусматривают идеологические акции и практические подрывные действия, направленные на свержение существующего правительства (режима) и уничтожение важнейших элементов национальной инфраструктуры. Саботаж и диверсии порождают страх, ослабляют противника, оказывая сильное психологическое воздействие на широкие слои населения, разобщают его.

Действия по деблокированию и выводу войск из окружения развертываются в тылу противника в ходе военной кампании и, в зависимости от обстановки, проводятся силами специальных операций с привлечением агентуры и формирований иррегулярных войск. Эвакуация личного состава частей и соединений может выполняться с использованием морских и воздушных транспортных средств. Те части и соединения, для которых воссоединение становится невозможным, должны стать организационным ядром иррегулярных сил.

Ведение войны силами иррегулярных формирований, развертывание (активизация) потенциала для ее ведения являются важнейшими задачами, решать которые призваны силы специальных операций. Потенциалом сопротивления западные специалисты считают представителей национальных меньшинств, проживающих в приграничных (приморских) с соседними странами или отдельных районах, а также недовольных и т. д.

Личный состав ССО, планируемый к заброске для ведения подрывных действий с использованием специальной тактики (как правило, побывавший в стране), проходит доподготовку, в ходе которой изучает особенности местных условий, инструктируется, сообщаются адреса, явки, пароли, места тайников и встреч, а также другие данные для взаимодействия с агентурой и силами сопротивления. На последние обычно возлагаются обязанности по приему, укрытию и обеспечению прибывающих диверсантов-разведчиков. Места расположения (базы) формирований сил специальных операций (в их составе два и более эмигранта – выходцев из местной среды) конспирируются и известны ограниченному кругу лиц.

Специальные действия включают выполнение разведывательных и диверсионных (на стратегических объектах) задач:

• захват (эвакуацию) образцов оружия, военной техники и документов;

• применение специального оружия (малогабаритные ядерные, химические и биологические боеприпасы, яды и наркотики);

• захват (репатриация) заложников, в том числе видных политических, государственных и военных деятелей;

• освобождение военнопленных и политзаключенных;

• ведение антитеррористической борьбы.

Специальные действия, как правило, предшествуют применению вооруженных сил, когда использование их «нежелательно или невозможно», и проводятся с санкции высшего органа государственной власти. Они выполняются оперативными формированиями сил специальных операций совместно с агентурой и силами сопротивления или только силами ССО.

Отдельные разведывательные задачи обычно выполняются на всю глубину театров военных действий с целью вскрытия (доразведки) намерений противника с последующим поражением целей силами авиации, артиллерии и ракетных войск; диверсионные задачи – на объектах, вывод из строя (уничтожение) которых влияет на ход и исход войны.

Стратегически важные объекты противника (АЭС, пункты управления, пусковые установки ракет стратегического назначения, объекты ПВО и ядерного оружия) предусматривается поражать специальным оружием, силами агентуры, путем ведения боевых действий иррегулярными силами или формированиями сил специальных операций.

Действия по обеспечению внутренней безопасности иностранных государств включают разведывательно-диверсионные мероприятия, подготовку вооруженных сил развивающихся государств, контрпартизанскую борьбу. Они предусматриваются договорами стран об оказании военной помощи. Действия по обеспечению внутренней безопасности иностранных государств, в том числе боевое применение частей и подразделений ССО, обычно осуществляются в полном объеме специально создаваемыми для этих целей смешанными формированиями сил специальных операций численностью 1000–1500 человек, а в ограниченном масштабе – мобильными отрядами (несколько десятков военных советников и специалистов).

Обеспечивающие действия, с которых начинается проведение специальных операций, включают:

• ведение разведки в интересах сил специальных операций – так называемое разведывательное обеспечение специальных операций (развертываются органы разведки и боевого управления, подпольные сети);

• подготовку и формирование отрядов сопротивления (повстанческих, партизанских), создание складских запасов и оборудование тайников;

• добывание документальной информации (фото-, теле– и других материалов);

• инфильтрацию (внедрение на территорию противника или его объект; осуществляется по воздуху, наземным или водным путем, в ряде случаев требует применения самой сложной техники), эксфильтрацию (выход с территории противника, чаще всего с использованием вертолетов);

• боевое (авиационная поддержка боевых действий ССО) и тыловое обеспечение (создаются запасы оружия и средств МТО военного' времени, предусматривается снабжение по воздуху), в том числе и медицинское (эвакуация раненых и больных осуществляется в любой обстановке, развертываются госпитали для партизан и повстанцев);

• психологическое воздействие (пропаганда, в том числе военная, скрытый и прямой террор, допрос пленных в целях формирования определенного стереотипа мышления и поведения);

• меры административного воздействия, включающие военную помощь, в том числе поставки оружия, и все мероприятия невоенного характера: организацию системы здравоохранения, образования и сферы культуры, санитарное обеспечение, помощь в области народного хозяйства, транспорта, местного самоуправления, контроля за населением и ресурсами.

Среди стратегических задач ССО особое внимание уделяется организации сопротивления, которое, по мнению руководства НАТО, окажет непосредственное влияние на развитие международной обстановки, а в конечном итоге – на ход и исход вооруженной борьбы. Согласно уставным положениям, эти действия (с санкции военно-политического руководства) могут осуществляться: в мирное время – на территории потенциального противника с целью дестабилизации внутриполитической обстановки, изменения политической ориентации и политического устройства иностранного государства; в военное время – на территории противника с целью подрыва его военного, экономического и морального потенциалов.

Под движением сопротивления понимаются организованные выступления населения, направленные на противодействие оккупационным войскам (партизанское движение) или существующему режиму (повстанческое движение). Движение сопротивления в странах порождается объективными и субъективными факторами под воздействием определенных условий и может быть активным и пассивным, проявляясь как в невооруженной, так и в вооруженной борьбе.

Невооруженной борьбой (организация антиправительственных выступлений, стачек, диверсий) достигается срыв политических, экономических и военных мероприятий противника.

Вооруженной борьбой, масштабы, формы и способы которой определяются силами специальных операций, достигаются конечные цели.

При полном развертывании движение сопротивления включает центральное руководство, подпольные организации, повстанческие и партизанские формирования, которые, по оценкам специалистов НАТО, находясь в тылу под контролем и руководством оперативных отрядов ССО, будут представлять реальную угрозу противнику.

Руководство НАТО сознает, что развернутому движению сопротивления должна предшествовать кропотливая работа по выполнению обеспечивающих мероприятий (действий, проводимых заблаговременно в мирное время).

Она включает непрерывное ведение разведки, активное решение организационных задач, меры административного и психологического воздействия. Личный состав ССО, перед которым стоит задача по развертыванию движения сопротивления, обычно засылается легально или нелегально на территорию противника или действует с территории третьей страны с целью изучения местных жителей и иностранцев, ведения вербовочной работы, создания агентурной сети и глубоко законспирированных подпольных организаций, осуществления теоретической и практической подготовки отдельных лиц (групп) к овладению способами внедрения (проникновения) на объекты, проведения диверсий, организации сбора разведывательной информации, к действиям в составе вооруженных отрядов, обращению с оружием и т. д.

Реформирование сил специального назначения

В этом разделе приводятся выдержки из доклада Фредерика Мосера (Frederic Moser) из Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC) «Islamism, Jihadism and counter-terrorism. Five years after 9/11», подготовленного к пятилетию 11 сентября 2001 года, касающиеся реформирования сил специального назначения.

Оказывается, только некоторые государства располагают сформулированными доктринами применения сил специального назначения. К ним относятся США, Великобритания, Россия, Франция и Израиль. Но с учетом непубличности этих документов оценивать их приходится по косвенным признакам.

Между тем ни ТТА 106, французский армейский справочник, ни его натовский эквивалент ААР-6 не дают определения специальных сил, хотя они и описывают, что такое специальные операции и силы специальных операций.

Силы специальных операций – это подразделение, состоящее из групп специально набранных агентов, предлагающих НАТО специальные возможности в областях специальной разведки, прямых акций и военной поддержки в выполнении трудных, опасных и иногда политически чувствительных операциях, проводимых на театре военных действий (ТВД).

Специальные операции – это военная деятельность, проводимая специально созданными силами, организованными, тренированными и экипированными для этой цели, использующими оперативную технику и методы, не схожими с конвенциальными, обычными силами. Эта деятельность организуется через военные операции, независимо от обычных сил или координации с ними, для достижения политических, психологических или экономических целей.

Политические или военные условия могут привести к необходимости использования скрытых технических средств или такого уровня физического и политического риска, который несравним с обычными операциями. Эти операции используют маломасштабные или высокоспециальные модули для достижения целей высокой стратегической или оперативной ценности или для изменения соотношения сил.

Несмотря на отсутствие официальных определений, можно синтезировать те элементы, которые характеризуют силы специального назначения:

• скрытное действие;

• способность выполнять операции, которые приводят к

тактическому или стратегическому преимуществу;

• специальное обучение и оборудование;

• высокая степень специализации;

• увеличенный уровень адаптируемости;

• мобильность и способность выполнять операции независимо;

• относительно небольшое количество бойцов;

• способность работать в трех средах (на земле, в воздухе и море).

Традиционные задачи сил специального назначения

Военное руководство США, вместе с несколькими авторами, видит задачи спецназа достаточно широко и полагает, что они должны быть в состоянии выполнить миссии различных типов:

• рейды и своевременные боевые действия;

• психологические операции, или Psy-ops;

• гражданские действия;

• обучение иностранных армий (т. н. «умножение сил»);

• поиск и вывоз пленников;

• медицинская помощь;

• получение разведывательной информации за линией фронта;

• идентификация и обозначение целей;

• антитеррористические операции.

Широкий спектр задач неминуемо влечет за собой увеличение числа бойцов, определяемых как «силы специального назначения». И главное различие концепций между США и Европой заключается в определении численности спецподразделений и миссий, для которых они предназначены.

Разница в концепциях – это результат, по крайней мере, разницы в определении самого терроризма. «Борьба с терроризмом, – говорит исследователь Institute for international and Strategic Relations (IRIS) в Париже – это для США реальная война, которая может привести к конфликту высокой интенсивности, тогда как все больше европейских стран исключают такую возможность. Стратегия безопасности ЕС в 2003 году определила борьбу с терроризмом как «предотвращение (в том числе полицией) возможных атак».

В армии США командование сил спецопераций (USSOCOM) отвечает за так называемые операции малой интенсивности, имея в своем распоряжении около 50 000 человек из трех родов войск – наземных, воздушных и морских. В то время как европейские (главным образом британская и французская) армии располагают намного меньшими по размеру подразделениями – ЗА5, Commando Hubert, 13-м разведывательно-диверсионным полком и другими, предназначенными для более ограниченного спектра задач.

Определяя задачи бригады специальных наземных сил ВР5Т, которая включает также 13-й РДП, 1st RPIMA и подразделение легкой армейской авиации, Центр доктрин применения сил Французской армии, похоже, прекрасно осознал тщетность «утомляющих попыток делать то, что некоторые обычные силы вполне способны сделать на поле».

Между тем американские силы специального назначения включают в себя такие подразделения, как «зеленые береты» и рейнджеры, задачи которых в Европе вполне сравнимы, например, с функциями парашютно-десантных полков Иностранного легиона.

В Европе считается, что спецназу присущ более узкий спектр задач, в частности:

• сбор разведывательной информации за линией фронта;

• рейды по особо важным объектам (целям) и другие военные операции;

• организация и подготовка иностранных контрпартизанских сил и спецподразделений;

• борьба с терроризмом.

Французские военные специалисты в то же время рассматривают как основную задачу спецподразделений «оперативную и стратегическую разведку в глубине вражеской территории. Мобильность вместе с высокоточным оружием требует точной идентификации целей. Ведь техническая разведка дает только приблизительный результат».

Эволюция доктрины использования специальных сил

С 2001 года спецподразделения, направленные на борьбу с терроризмом, представлены в основном на двух театрах военных действий: в Афганистане и Ираке. Многие страны, такие как США, Франция, Великобритания, Канада, Польша, Новая Зеландия, Австралия и другие, послали достаточно крупные контингента специальных сил в Афганистан. Французский спецназ действует в Афганистане в регионе Спин Болдак (Spin Boldak) на границе с Пакистаном. В Ираке британская Специальная авиадесантная служба – Special Air Service (SAS) провела многие операции, как, например, в июле 2005 года, когда 16 бойцов из Task Force Black (TFB) – секретного подразделения американского и британского спецназа, дислоцированного в Багдаде, уничтожило трех террористов, которые готовились к самоподрыву. И таких примеров можно приводить множество.

В США, USSOCOM претерпел «беспрецедентную трансформацию» превратившись за последние годы в воюющее командование с глобальной сферой ответственности в войне с терроризмом. При поддержке Конгресса и Пентагона USSOCOM нарастил мускулы: политическая поддержка позволила увеличить его ресурсы и штат, улучшить подготовку. В России Спецназ видит свою миссию в ориентации на войну с терроризмом, в частности против чеченцев и исламистских движений. Одно сомнительное изменение – это недавно принятое решение использовать их за рубежом.

Есть ли изменения в стратегии? Хотя спецподразделения широко задействованы в афганской кампании, и всеми признано, что они играют в ней главную роль, на этот вопрос приходится ответить отрицательно. «Если мы говорим об изменении доктрины использования спецназа, никто не может сказать, что появилась новая доктрина или хотя бы произошла модификация старых», – заявил Джозеф Хенротин, глава Департамента исследований в Centre for analysis and forecasting of international risks. По его мнению, пока принципы сохраняются прежние, ничего не меняется. Что еще хуже, появилось определенное размывание ролей (по крайней мере, в США) между спецподраз делениями и другими подразделениями. Лучший пример – это все более тесные отношения между корпусом морской пехоты и USSOCOM. В 2003 году был даже создан совместный совет USSOCOM и морской пехоты: «Этот совет является форумом по обмену идеями между Объединенным командованием сил спецопераций (JSOC) и экспедиционными силами морской пехоты, чтобы продолжить диалог между Theater Special Operations Commands (TSOC) и офицерами экспедиционных сил морской пехоты для координации новых идей в области военной науки между USSOCOM и USMC».

Оперативное развитие

В то время, когда нет четкой эволюции в доктрине применения сил специального назначения, специальные характеристики афганского и иракского театра ВД – топография, природа сопротивления и т. п. – заставили американских командиров адаптировать их подразделения и тактику. Два изменения достаточно очевидны. Это наращивание численности сил специального назначения и создание малочисленных подразделений для поиска и задержания лидеров террористических групп.

Наращивание численности

Эти изменения наиболее заметны в американских вооруженных силах. Благодаря давлению администрации Буша, и в частности Дональда Рамсфельда, специальные силы сегодня играют все более важную роль в антитеррористических операциях и вполне могут в ближайшее время переместиться на главную роль в борьбе с терроризмом, продолжая быть поддержкой обычных сил.

Фактически это была настоящая «политическая победа» Дональда Рамсфельда (при президенте Буше), когда был одобрен его план увеличения численности спецназа на 14 тыс. человек, а бюджета до 7 млрд долларов в 2007 году. Некоторые обозреватели отмечают, что американские силы спецназначения сыграли преобладающую роль в свержении режима «Талибан» в Афганистане. В 2003 году Пентагон заявил о большой реформе специальных сил, увеличении бюджета и большей роли в глобальной войне с терроризмом. В последующие годы были предприняты шаги, направленные на передачу USSOCOM лидерства в борьбе с терроризмом.

Эта тенденция была продолжена и в дальнейшем, в том числе в официальных документах. «Силы специальных операций, – читаем мы в Пентагоновском Quadrennial Defense Review 2006, (что-то вроде путеводного справочника для вооруженных сил) – увеличат свои возможности проводить все более сложные и специализированные миссии, более длительные, непрямые и скрытые операции в политически сложном окружении и недоступных местах». Этот документ также предлагает реформы, в результате которых:

• батальоны спецназа будут увеличены на 15 %;

• подразделения психологической войны и гражданских дел получат дополнительно 3500 человек, то есть увеличатся на 33 %;

• возможности сил спецназа по отслеживанию целей высокой важности будут наращены за счет новых разработок технических средств;

• будут также увеличены возможности по проведению глобальных необычных и долговременных военных миссий;

• спецназ США будет способен обучать иностранные специальные силы в десятках стран одновременно, и т. д.

В то же время в Европе британский министр обороны также решил создать два новых подразделения спецназа, чтобы «ответить на вызовы времени». В апреле 2006 года министр обороны Джон Рейд подтвердил палате общин создание Special Forces Support Group (SFSG), элитного подразделения, дислоцированного в St. Athan и включающего в себя бойцов королевской морской пехоты, парашютного полка и полка королевских ВВС. SFSG будет предоставлять дополнительную поддержку антитеррористическим подразделениям. За несколько месяцев до этого было создано еще одно специальное подразделение – Special reconnaissance Regiment. Даже ЗАЗ в начале 2004 года получил приказ увеличить численность на 80 человек и сформировать 5-й эскадрон для борьбы с «Аль-Каидой» и исламским терроризмом. Эта волна реформ, подобных которым не было за предыдущие 50 лет, стала возможной из-за увеличения бюджета спецназа, который достиг 1,5 млрд. фунтов стерлингов.

Во Франции закон о военной программе 2003–2008 гг. также обеспечил рост возможностей спецназа, «включая создание нового подразделения на уровне бригады». Создание нового подразделения в Канаде – Canadian Special Operations Regiment – добавляет новые возможности командованию Canadian Special Operations Command, так как оно дополнит уже существующее подразделение Joint Task Force Two (JTF-2). Последнее имеет опыт реальных боев, особенно в Афганистане. Таким образом, большинство стран, вовлеченных в глобальную войну с терроризмом, начали создавать новые подразделения спецназа.

Создание малых специализированных подразделений

Ощущая трудности в поимке лидеров террористов в Афганистане и Ираке, разыскиваемых обычными силами, разведывательные службы и силы спецназначения стали создавать объединенные малочисленные, секретные и особенно эффективные структуры, так называемые Целевые группы (Task Force). Таким образом были сняты барьеры между гражданскими и военными структурами для уменьшения временных потерь в реализации разведывательной информации до нескольких минут.

Task Force 121, например, была сформирована из сотрудников ЦРУ, отряда «Дельта», «морских котиков» и

ВВС, и именно она нашла и арестовала Саддама Хусейна 13 декабря 2003 года. После такого успеха Пентагон подтвердил, что Task Force 121 была направлена и на другие цели в Афганистане, главные из которых Усама бен Ладен и Мулла Омар. Группа Task Force 145, которая заменила группы Task Force 626 и 121, получила задачу поймать Абу Мусаба аз-Заркауи, который в конце концов был убит 7 июня 2006 года. Для ареста Бен Ладена в ЦРУ еще в 1996 году было создано специальное подразделение Alec Station, но было распущено в 2005 году, после 10 лет существования.

Девальвация спецназа

Очевидный рост ресурсов спецназа, оправданный большим числом ТВД и постоянной природой войны с терроризмом, привел к тому, что может быть названо «растворением превосходства» («dilution of excellence»). Некоторые обозреватели в США и Европе критикуют эти изменения, утверждая, что это не смена доктрины, а потеря курса.

Существует вполне оправданный страх потери эффективности и снижения оперативных возможностей, что заставило SAS, например, отказаться от увеличения своей численности.

В США военное сообщество немонолитно, так как находится под давлением Госдепа и Пентагона. Однако некоторые эксперты, как, например, американский эксперт Филипп Койл, настаивают на «угрожающей» инфляции спецназа: «Американские силы специальных операций стали большими. Они теперь такие же по размеру, как вся канадская армия, – говорит Койл. – Проблема состоит в том, что, когда структуры становятся большими, в них все больше бюрократов и они теряют предпринимательский дух». Эрик Денесэ (Eric Denece), директор Французского центра исследований в области разведки (CF 2R), говорит о том же самом: «Назначая спецназ на миссии, которые могли быть совершенно спокойно выполнены Иностранным легионом, мы просто тратим впустую их высокий уровень специализации». По его оценкам, только несколько тысяч человек из 50 тыс. бойцов американских специальных сил дотягивают до стандарта европейских специальных сил: «Черные подразделения, как Delta Force, «морские котики» и секретные вертолетные подразделения – вот они способны осуществлять опасные, секретные миссии. Огромное число миссий, предназначенных для «зеленых беретов», которые являются частью специальных сил, по природе своей вполне обычны».

После падения «Талибана» в Афганистане, в котором SAS сыграл большую роль, командир SAS жаловался на плохое применение его подразделения, особенно после операции против лагеря, где укрылись члены «Аль-Каиды» и «Талибана». Он даже заявил, что «пехотный полк это сделал бы лучше». В то же время Дональд Рамсфельд страстно желал расширить роль, бюджет и задачи специальных сил, так же как их разведывательные возможности в войне с террором – в ущерб ЦРУ, что привело к некоторой напряженности между двумя ведомствами. Приверженцы большей роли антитерроризма для вооруженных сил указывают на меньшие ресурсы ЦРУ – около 600–700 секретных агентов против 10-тысячной группировки специальных сил в Пентагоне. ЦРУ, с другой стороны, отвечает, что только у агентства есть агентура на местах и сотрудники, знающие языки и местные обычаи. ЦРУ также подчеркивает, что каждая из ее запланированных операций, даже если это является тайной, проходит через различные фильтры и уровни контроля, в пределах Агентства и вплоть до Совета национальной безопасности и даже Белого дома, что вряд ли возможно в случае операций, выполняемых вооруженными силами.

За прошедшие годы специальные силы стали обязательным инструментом не только в руках армейских командиров, но и для политических властей. Последние оценили их эффективность и мобильность: отправка этих войск или увеличение их присутствия на данном ТВД необязательно требует одобрения со стороны законодательных органов, общественного мнения и не становится центром внимания СМИ.

Конец ознакомительного фрагмента.