Вы здесь

Медведицкая гряда. Лесные разбойники с примерным поведением и… (В. А. Чернобров, 2015)

Лесные разбойники с примерным поведением и…

На джентльменов удачи вывела все та же Ленинка. Путеводитель по Российской империи содержал небольшой отрывок, пересказывающий легенду, бывшую в ходу у здешних жителей (поволжских немцев и казаков). Содержание ее вполне компактно укладывается в одно небольшое предложение: когда-то в местных лесах жили разбойники, которые прятали свои сокровища в двух огромных пещерах.

«Ну и что здесь аномального? – спросит скептически настроенный читатель. – Мало что ли лихих людей промышляло в России по лесам? А уж легенд про всякие кудеяровы заговоренные клады и пещеры с сокровищами и вовсе пруд пруди!» Так-то оно, конечно, так, но привлекла нас эта легенда вовсе не наводкой на чьи-то несметные закрома, а явной «ненормальностью» ее героев. Судите сами. Каждый уважающий себя разбойник живет, пардон за тавтологию, разбоем: грабит, экспроприирует, приватизирует – называйте, как кому нравится, суть все равно не изменится. «Наши» же отличались явной кротостью нрава и если и разбойничали, то как-то уж очень сильно заметая следы: по крайней мере, легенда на этот счет говорит однозначно – никого, мол, разбойники не грабили, местных жителей уважали и божьи заповеди блюли…

Идем дальше. Где, по законам ремесла, должна дислоцироваться всякая уважающая себя робингудовская шайка? В лесу, не очень далеко от торговых путей. Штаб-квартиру, конечно, можно устроить где угодно, но вот полевой лагерь для каких-нибудь летучих отрядов на предмет нечаянного каравана должен быть все же неподалеку. В нашем случае до ближайшего торгового пути – 65 километров по прямой. А «по кривой» и того хлеще!

Полное выпадение из образа продемонстрировали наши герои и по части конспирации. Разбойникам сам бог (или кто там их курирует?) велел вести скрытный образ жизни. Эти тоже вроде как никого к себе не пускали, но местные жители отчего-то оказались осведомлены о самой большой их тайне – пещерах с сокровищами! И даже мало того – знали, что хранилось в пещерах не банальные золото-брильянты, не награбленное у проезжего люда добро, а нечто совсем иное. В общем, странные оказались «разбойнички» – без богатого перечня лихих дел, но с богатым наследством, кажется даже, что и «лесными разбойниками» их назвали только из-за скрытного образа жизни в лесу.

Гора с окнами


Второй раз, в другой книге, те же «разбойники» упоминаются уже мимоходом. Говорят, послал как-то к ним свой отряд аж сам Пугачев: чтоб вступили лесные братья в атаманово войско. В случае же отказа велено было казакам собрать с разбойников богатую поживу. Ни того ни другого, по свидетельству историков, пугачевской банде сделать не удалось. О причинах такой неудачи легенда не сообщает, но простор для выводов открывает вполне конкретный: видно, круче емелькиных архаравцев оказались лесные затворники. Настолько, что ни карательной бригады, ни предложения о новой встрече и выяснении отношений от гордого бунтаря не последовало.

Третья байка и вовсе к нашим сухопутным флибустьерам отношения не имеет. А если и имеет, то явно «додуманное»: мол, вот чем, оказывается, занимались эти разбойники в белых халатах… В байке говорится, что жил севернее этих мест когда-то холоп Яшка. И повстречался ему однажды в лесу странный человек, не в халате, конечно, но «в гладких белых одеждах», что еще заманчивее. И отвез он Яшку «в большом блестящем медном котле» на небо – «в чистую просторную белую избу», где обучал несколько лет разным наукам и всяческим «фокусам», вручил потом тому «монеты чудодейственные» и вернул восвояси…

В старых книгах при упоминании пещер у авторов, как правило, просматривается плохо скрываемый авантюрный интерес к тому, что в этих самых пещерах находилось. Да иначе и быть не могло: черные гулкие лабиринты, таящиеся за поворотом опасности, тайны подземного мира, тени, пляшущие в нервном свете факела или последнего огарка свечи – пещерный антураж просто-таки создан для авантюристов и любителей загадок всех мастей. Вполне возможно, что в прошлом у читателей и слушателей наших разбойничьих легенд не единожды возникало желание лично побродить по лесу в надежде наткнуться на какой-нибудь замурованный вход или углядеть в затянутой мхом каменюке старинный ребус-указатель. А так как ничего особенно таинственного, насколько нам известно, в этом районе за пару веков не находили, всю эту историю вполне можно было списать на устный народный фольклор. По крайней мере, мы сами долгое время относились к ней не слишком серьезно. Пока позже старая история не получила неожиданное продолжение…