Вы здесь

Материальные памятники русской культуры в странах Балтии. Наследие русских староверов Литвы: 1710–2010 годы. К 300-летию Древлеправославной церкви Литвы ( Коллектив авторов, 2010)

Наследие русских староверов Литвы: 1710–2010 годы. К 300-летию Древлеправославной церкви Литвы

Поташенко Н. д.г.н., преподаватель исторического факультета Вильнюсского университета, академический директор Центра по изучению негосударственных культур, Литва


В наступающем 2010 году исполняется 300 лет как на территории современной Литвы возник первый староверский храм и следовательно религиозная община. Это послужило началом возникновения новой восточно-христианской Церкви тогда в Великом княжестве Литовском – ныне действующей Древлеправославной Поморской Церкви Литвы. Хотя истоки у современных поморцев Литвы, как и всех поморцев в странах Балтии, – федосевские, а первый старовер поселился на литовской земле в 1679 году. В настоящее время ДПЦ Литвы готовиться отметить свое 300-летия и разрабатывает большую программу мероприятий в течение всего года.

Итак, в русском культурном наследии в Литве можно выделить одну составляющую – это наследие русских староверов. Вообще, русское культурное наследие в Литве многослойно и неоднозначно. Оно охватывает наследие этнических русских, как православных, так и староверов, наследие царской России и СССР, а также наследие других народов или лиц, на которых оказала влияние русская культура.

Сам принцип такого деления русского наследия в стране условный. В нашем случае он выделяется, прежде всего, по религиозному признаку. Но не только. История русского староверия и русского православия в Литве схожая, но все же неодинаковая. Разными были и поныне остаются роль и значение наследия этих Церквей в Литве. В отличие от Православной церкви в Литве, староверие никогда не было государственной религией, тесно связанной в прошлом с правительством Российской империи, СССР (конечно, тогда РПЦ не была господствующей, но, тем не менее, пользовалось иногда особым вниманием) и теперь с правительством Российской Федерации или своим религиозным центром – Московским патриархатом. Это обеспечило РПЦ, прежде всего в XIX веке и уже после 1990 года, возможность создавать и развивать свое богатое материальное и духовное наследие: строить новые большие храмы и ремонтировать старые, открывать монастыри и приходские школы, приобретать роскошную церковную утварь, устраивать иконостасы, обустраивать кладбища и прочее. ДПЦ в Литве всегда было религиозным меньшинством, не пользующимся особым покровительством никакого государства, а в XIX веке к тому же и преследуемым меньшинством. Именно это относительно немногочисленность ДПЦ и ее не доминирующий статус в государстве способствовали тому, что наследие местных русских староверов, по крайней мере, материальное наследие, трудно сопоставимо по своей архитектурной, культурной ценности или мемориальному значению с тем наследием, которое приобрело, создало и хранит Литовская православная епархия.

Надо сказать, что по настоящее время наследие русских староверов Литвы остается недостаточно изученным и малоизвестным как в самой литовском обществе, так и за рубежом. Мне кажется, не достает и должного внимание к проблемам наследия ДПЦ как со стороны общества (включая сюда отчасти и самих староверов), так со стороны правительства Литвы.

Цель настоящей статьи – раскрыть основные пласты наследия русских староверов Литвы, дать краткую характеристику его состояния на современный момент и выявить степень его изученности. Наследие русских староверов Литвы можно подразделить на движимое (иконы, церковная утварь, церковные книги, некоторые исторические или полемические сочинения, этнографические предметы и пр.), недвижимое (храмы, школы, этнографические деревни и их природный ландшафт, кладбища, усадьбы, жилые дома и другие строения и пр.) и духовное (знаменное пение, духовные стихи, фольклор, историческая память и пр.). Часть этого наследия уникально или же имеет особую историческую, культурную, ассоциативную и другую ценность (1). Это, прежде всего, храмы, иконы, церковные книги, знаменное пение и духовные стихи, некоторые исторические сочинения и мемориальные места. Основное внимание в данном докладе будет уделено храмам и иконам.

Храмы

Храмы – самые ценные для староверов памятники наследия. Это не только памятники культурного, материального и недвижимого, наследия. Храмы – если он действующие – являются религиозными центрами местных общин и основными местами проведения богослужений. Поэтому староверческие храмы, особенно сельские, в основном скромные деревянные, – такие, какими их хотят сохранит общины – часто имеют мало чего общего с ценностями (эстетическая и денежная ценность, редкость), о которых заботятся чиновники по ведомству наследия или государственные учреждения. Хотя целью общин является то же, что и вышеупомянутых, – увековечить прошлое, их прежде всего заботит соответствие храма его основному богослужебному предназначению в прошлом и настоящем, а также община верующих. Здания храмов верующие ценят скорее потому, что в них молились и молятся их предки и они сами, в них отпевали их родителей, а в будущем, возможно, будут крестить их детей, а не из-за их архитектурных особенностей.

В настоящее время в Литве зарегистрировано 60 староверческих общин ДПЦ. Еще одна община не входит в состав Церкви. По численности зарегистрированных религиозных общин староверы являются вторым после католиков религиозным объединением в Литве, а по численности прихожан (по официальным данным всеобщей переписи населения 2001 года, в Литве было более 27 тысяч староверов, а, по сведениям ДПЦ, – 40–45 тысяч) – третьим после католиков и православных Московского патриархата. В Литве имеются 52 староверческих храма (вместе с храмовым помещением второй Вильнюсской общины – 53), 41 из которых деревянные и 11 кирпичные (2). Кроме того, Клайпедская община намерена построить свой новый храм (выделен земельный участок, подготовлен проект здания, собрана часть средств), хотя работы пока не начались. Вторая Вильнюсская община тоже планирует иметь свой храм в городе.


Бобришинская старообрядческая церковь


Многие староверческие храмы в Литве были построены в XX веке и лишь некоторые в XIX веке (например, основное здание Вильнюсского храма, сельские деревянные храмы в Бобришках, Данилишках, которые позже были обновлены). Материальное состояние этих 52 храмов очень разное (3): 13 городских и 21 сельский храм находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. Около 18 сельских храмов не действуют или почти не действуют (богослужения проходят очень редко) и находятся в разной степени опасности. Некоторые из них в критическом состоянии или даже разрушаются (напр., в 2008 году рухнула колокольня одного их самых красивых деревянных храмов в Юргелишсках Швенченского района).

Как охраняются эти храмы Литвы? Все староверческие храмы являются собственностью местных общин и включены в регистр общин (вмести с их храмами) ДПЦ Литвы. Лишь немногие староверческие храмы – примерно десятая их часть, т. е. не менее четырех (Бобришкский, Каунасский (2007), Ибянский, Юргелишский) – включены в регистр памятников культуры Литвы местного, но не национального, значения. Это значит, что государство совместно с местной религиозной общиной берет на себя ответственность по его сохранению. Однако и храмы, объявленные памятниками культуры Литвы, рушатся, как это мы видим сейчас на примере Юргелишкского храма. В последние годы, на волне экономического подъема до 2009 году, произошли и положительные сдвиги. Тогда два сельских храма, главным образом по инициативе состоятельных местных прихожан, – в Рустейках Зарасайского района и в Перелазах Йонавского района – были отремонтированы и в них возобновлены нерегулярные богослужения.

Вильнюсский Свято Покровский храм (ул. Науйининку, 20) – один из самых красивых староверческих храмов в Литве. Неоклассический силуэт храма и стройная, устремленная в небо луковичная колокольня напоминает Каунасскую ратушу. Храм является самым известным и ценным памятником наследия староверов Литвы такого типа. Это символ староверия Литвы.

Однако он пока не включен в регистр памятников культуры Литвы, хотя, в 2007 году такие переговоры велись. Основное каменное здание храма (тогда официально богадельни) было построено в 1882–1886 годов. Позже, в 1906 году, была пристроена кирпичная колокольня в западной части храма и объемистый луковичный купол на крыше ближе восточной части здания. Здание имеет прямоугольный план (16 м на 30 м) с двухскатной крышей, а ближе к западной части его пространство разделяет трансепт. В архитектурном облике храма преобладает неоклассицизм с яркими элементами национального (русского) стиля. Кстати, это единственный в Литве, и, видимо, в мире, староверческий поморский храм неоклассицистического стиля (4).

Итак, лишь малая часть староверческих храмов Литвы в настоящее время являются памятники культуры Литвы, находящимися под охранной государства. Почти треть этих храмов не действуют и находятся в разной степени опасности, а значит, требуют незамедлительных мер по их защите от разрушения или полного уничтожения. Это, конечно, задача, прежде всего местных староверческих общин совместно с Высшим Советом ДПЦ Литвы, которые должны были бы обеспечить сохранность храмов (их зданий). Насущный вопрос также и в том, чтобы сами староверы позаботились о включении этих храмов в регистр памятников культуры Литвы, что общими усилиями могло бы обеспечить их лучшую сохранность.

Архитектурные особенности староверческих храмов Литвы и истории храмовых зданий до настоящего времени почти не изучались. Исключением, возможно, являются два храма крупных городских общин – Вильнюсской и Каунасской (5).

Иконы

Иконы – эта еще одна ценнейшая часть культурного, в этом случае движимого, наследия русских староверов Литвы. Известно, что с начала XX в. икона является важным символом русской культуры. В 1916 года в своих известных очерках о русской иконе Евгений Трубецкой писал:

«Совершившееся на наших глазах открытие иконы – одно из самых крупных и вместе с тем – одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходиться говорить именно об открытие, так до самого последнего времени в иконе все оставалось скрытым от нашего взора. И линии, и краски, и в особенности духовный смысл этого единственного в мире искусства» (6).

Однако менее известно то, что староверам принадлежит особая роль в сохранении и развитии традиции поздней, XVIII–XIX веках, русской иконописи в России и за рубежом. В XIX и отчасти в XX вв. староверы считались лучшими знатоками и ценителями старой русской иконописи. Веруя в духовное предназначение иконы, они до наших дней сохранили уважение к иконе и канонической традиции иконописи. Напомню, что знаменитая Государственная Третьяковская галерея в Москве была создана на основе коллекции и дара староверов Павла (1832–1898) и Сергея (1834–1892) Третьяковых, представителей богатого купеческого рода.

Свои традиции иконописания существуют и у староверов Литвы и, шире, в странах Балтии и Польше, где он проживают еще с середины XVII в. Самыми известными иконописцами в XIX–XX вв. здесь были Причудские староверы Гавриил Фролов (1854–1930) и Пимен Софронов (1898–1973) [7], а также житель Вильнюса Иван Михайлов (1893–1993). После Октябрьского переворота в России, начались невиданные гонения на Церковь, когда закрывались и уничтожались и иконописные центры. В то время как 20-30-е годы XX века староверы в странах Балтии и Польше беспрепятственно развивали свою традицию иконописи. Поэтому иконопись местных староверов впервые получила европейское признание, прежде всего, потому что сама была высокого художественного уровня, пользовалось особым вниманием со стороны «великой» русской эмиграции, христиан и любителей искусства в Европе. Недаром в 1939 году именно старовер Пимен Софронов из Эстонии был приглашен на всемирную выставку христианского искусства в Ватикане, где он написал иконы для православного иконостаса. Он единственный церковный художник XX веке, который был награжден высшими орденами как Западной, так и Восточной Церкви, приняв награды из рук папы Римского и Константинопольского патриарха. Его иконы и фрески, написанные по заказам короля Греции и Югославии, папы Римского и бельгийских францисканцев, староверов Эстонии, Латвии и США, украшают десятки городов мира (8).

Икона является неотъемлемой частью старообрядческой, и шире восточнохристианской православной, традиции. Без иконы трудно представить старообрядческий храм и богослужение, дом старовера и его жизнь. В настоящее время в Литве имеются тысячи староверческих икон. В основном это иконы XIX–XX веков. Однако есть немного и более древних работ. Большинство икон принадлежат староверческих общинам. Немалое количество, которое вообще-то трудно поддается учету, находиться у прихожан. Десятки староверческих икон хранятся в государственных музеях Литвы. Например, Художественный музей Литвы в своем собрании имеет около 600 икон (не только староверческих). Еще другие иконы имеются в частных собраниях местных коллекционеров.

К сожалению, в последние десятилетия часть этого богатого наследия местных староверов безвозвратно утрачено. Сотни икон были похищены из храмов, особенно из слабо охраняемых деревенских церквушек. Еще часть икон было продано и вывезено за рубеж. Еще другая часть обветшала и требует неотложной реставрации. А это дорогостоящее удовольствие для относительно небольших староверческих общин.

Какова степень изученности иконописной традиции староверов Литвы? В последние годы появилось немало работ, посвященных иконописным традициям многих старообрядческих центров в России и Беларуси, опубликовано несколько специализированных альбомов, раскрывающих особенности выговской, невьянской, ветковской, сызранской и других школ иконописи и различных коллекций. Однако иконописание в Литве, как и в странах Балтии, до сих пор остается мало изучено (9).

Исследовать историю иконописания Балтии XVIII–XX веках достаточно сложно: нет ни обобщающих работ по данной тематике в регионе, ни исследований по развитию и роли отдельных иконописных центров, ни анализа композиционно-стилистическим особенностям иконописи. Кроме того, далеко не полон список работавших здесь иконописцев, в большинстве случаев не собраны биографические данные и, что особенно важно, не систематизировано творческое наследие отдельных мастеров.

В 2006 году Надежда Морозова и Григорий Поташенко подготовили статью «Старообрядческая иконопись в странах Восточной Балтии и Польше: иконописные центры и мастера» (статья в печати), посвященную истории и современному состоянию старообрядческой иконописи нашего региона. В этой статье впервые делается попытка выделить главные региональные центры иконописания, определить круг мастеров, связанных с этими центрами, и возможное взаимоотношение этих центров. Считаем, что в нашем регионе можно выделить пять более или менее крупных старообрядческих иконописных центров: Рижский, Даугавпилский, Дисненский (10), Причудский (или Резекненско-Причудский) и Вильнюсский. Кроме того, в первой половине XIX веке зафиксированы иконописцы в Польше: в Сувалках, Сейнах, а с 1836 года на Мазурах активно работал иконописец Василь Самулов (Самуелов (Василий Самойлов? 1787–1861), поставлявший иконы во все вновь открывавшиеся на польских землях моленные. Отдельные иконописцы жили и работали в других местах.

Итак, Вильнюс является одним из важных центров староверческого иконописания ХХ веке А во второй половине прошлого столетия был ведущим центром иконописания в балтийском регионе, каким он остается видимо, и до настоящего времени.

Достоверные сведения о появления иконописания в Вильнюсе относятся к началу ХХ веке и связаны с именем Федора Романовича Романова (1870? – около 1951). К сожалению, подписные иконы Ф. Романова пока не обнаружены, поэтому его работы нельзя вычленить из общего иконографического материала.


Перелазская старообрядческая церковь


В 1929 году, на смену Ф. Романову, Вильнюсская старообрядческая община пригласила Ивана Ипатьевича Михайлова (1893–1993) «на постоянное жительство в г. Вильно как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории Польши для исполнения работ по иконописи» (11). Он родился в д. Пенты (Дисненский уезд Виленской губернии; ныне северо-западная Беларусь), с 12 лет начал обучаться иконописи у родного дяди Ивана Васильевича Михайлова. В 1911 году И. Михайлов начал писать иконы самостоятельно, а в 1912 году выполнил первый заказ. В Вильнюсе он продолжил свое творчество, во многом сохраняя и развивая традиции воспитавшего его Дисненского центра. И. Михайлов живо интересовался творчеством Г. Фролова и П. Софронова, что не могло не отразиться на его собственной работе.

И. Михайлов прожил он в Вильнюсе 64 года и написал огромное количество икон для староверов и частных коллекционеров Литвы, Латвии, Белоруссии, России, а также США, Франции, Греции и других стран. Его иконами украшены иконостас и притвор Вильнюсского старообрядческого храма и многих других молитвенных домов Литвы. После окончания Второй мировой войны И. И. Михайлов по приглашению наставника I Д(Н)СО Д. Д. Михайлова, несколько лет работал в Даугавпилсе и написал ряд икон для иконостаса Новостроенского храма и иконописное навершие на переплет первопечатного Апостола Ивана Федорова (1564). Среди написанных Михайловым икон – образ свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, образы протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского и Андрея Денисова.

Иконам письма И. Михайлова характерна традиционная иконография и графическая сдержанность. Поля, как правило, коричневого цвета, фон написан чаще темно-охристый, иногда – зеленый. Мастер практически никогда не подписывал свои работы, но они легко узнаваемы, напр., по ликам, характерным складкам одежды и стилю надписаний. Сохранился богатый архив И. Михайлова, который он унаследовал от своего дяди и учителя И. В. Михайлова и, видимо, других иконописцев, работавших в Дисненском центре. За советом и консультациями к И. Михайлову постоянно обращались многие художники и иконописцы. Он оставил после себя не только большое количество икон, но и нескольких учеников; самые талантливые из них Г. Г. Яковлев (Вильнюс) и Н. В. Портнов (Даугавпилс) в настоящее время активно занимающихся иконописью и продолжающих традиции иконописания в балтийском регионе (12). В настоящее время в Вильнюсе иконы пишет еще одни ученик И. Михайлова Лаврентий Федорович Коваленко (1953), который в основном придерживается михайловской манеры.

После 1990 году в Литве появились и другие иконописцы-самоучки. Они стремятся следовать традиции, исполнить икону предельно правильно иконографически, но художественный уровень работ не всегда соответствует задуманному.

Таким образом, Вильнюсский центр иконописания сформировался в начале ХХ века. В нем также, как и в Рижском центре, представлены две линии: первая, связанная с именем Ф. Р. Романова, видимо, не имела продолжения; вторая линия, условно называемая михайловской, демонстрирует образец непрерывного развития иконописной традиции от учителя к ученику. Эта линия берет свое начало в Дисненском центре (И. И. Михайлов как иконописец сформировался именно там). В этом смысле Вильнюсский центр является в некотором роде преемником Дисненского центра. Впоследствии И. И. Михайлов и особенно его ученик Г. Г. Яковлев начинают ориентироваться на мастеров разных русских иконописных центров, особенно, на образы Г. Е. Фролова и отчасти раннего П. М. Софронова. Однако здесь, в отличие от рижских мастеров, практически не было непосредственного периода ученичества. Исключение составляет Ф. Р. Романов, который в юности некоторое время обучался у местных иконописцев в Резекне.

Итак, в 1980–1990 годах Вильнюс стал одним из самых значимых старообрядческих иконописных центров Восточной Балтии и Польши (И. И. Михайлов, Г. Г. Яковлев, отчасти Л. Ф. Коваленко). Таким он остается и в настоящее время. Собственно михайловское направление продолжает другой ученик И. И. Михайлова – Н. В. Портнов, живущий и работающий в Даугавпилсе.

К указанным центрам необходимо прибавить и несколько небольших очагов старообрядческого иконописания в Литве в XIX–XX веках, не связанных с Вильнюсским центром. Эти центры в основном создавали продукцию, которую условно можно назвать «литовскими письмами». Время их существования обычно ограничивалось периодом деятельности одного иконника, а в случае Тихомировых – это было, вероятно, небольшая семейная мастерская.

Примечания

1. Подробнее о классификации памятников наследия см.: Ashworth G., Howard P. (red.) Europos paveldas. Planavimas ir valdymas. Vilnius, 2008. Они выделяют следующие ценности объектов наследия: старения, сохранности и редкости, художественную и ассоциативную.

2. Старые кирпичные храмы, построенные до 1915 г., находятся в Вильнюсе, Каунасе и Йонаве (Римки). Другие кирпичные храмы были построены или переданы староверам позже: в Юозапавас, Багдоняй, Дукштасе, Клайпеде, Рокишкисе, Зарасай, Лаздияй и Шяуляй.

3. Исследование о материальном состоянии староверческих храмов в Литве на 2001 г. см.: Potašenko G. Historic and Cultural Heritage Sites of the Old Believers in Lithuania / Prepared by G. Potašenko. Washington, United States Commision for the Preservation of America‘s Heritage Abroad, 2006.

4. Поповцы имеют большую Свято-Покровскую церковь неоклассицистического стиля в Москве, на Рогожке, построенную в 1793 г. по первичному проекту М. Казакова (см. Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставой. Москва, 2005, c. 14–16).

5. Об истории храмовых зданий этих двух общин и их краткие архитектурные особенности см.: Барановский В., Поташенко Г. Вильнюсская (Виленская) община // Барановский В., Поташенко Г., Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005, с. 69–75; Поташенко Г. Вильнюсская Свято-Покровская старообрядческая церковь (компьютерный текст); Поташенко Г. История Каунасской старообрядческой общины. Вильнюс, 2008.

6. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991, с. 39.

7. Подробнее и них см.: Куускемаа Ю. Весть Причудской иконы // Вышгород. Литературно-художественный, общественно-публицистический журнал. Таллинн, 1998, № 4, с. 94–100; Шор Т. Софронов Пимен Максимович // Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, Aidai, 2005, с. 353–355.

Конец ознакомительного фрагмента.