Вы здесь

Материалы 3-й балтийской конференции «Антихрупкость». 5—8 мая 2017, Калининград. Елена Годо. «Если бы не я, то у меня бы всё получилось» (мастерская) (Татьяна Исакова)

Елена Годо. «Если бы не я, то у меня бы всё получилось» (мастерская)

Елена Годо: Добрый день! Возвращаясь к теме нашей конференции, то эта тема меня очень сильно возбуждает, интересует, у меня здесь много своего личного интереса и мне нравится, что на этой конференции можно эту тему рассмотреть с разных сторон. Я надеюсь, что у вас ещё остались, время то обеденное, силы и интерес для того, чтобы посмотреть на эту проблему ещё с одной стороны, о которой я вам расскажу. Продолжим разговор о том, что же хорошего есть в стрессовых ситуациях. И вообще, возможно ли это увидеть. В последнее время стали говорить о том, что в ошибках и неудачах есть что-то там замечательное и что они нам нужны и полезны. Хотя есть народная мудрость, которая говорит о том, что вообще-то дураки учатся на собственных ошибках. Давайте посмотрим, в чём состоятельность идеи антихрупкости, из чего её можно собрать и как она может помочь.

Много событий с нами происходит ежедневно, которые не всегда на нас влияют положительным образом и оставляют приятные ожидания и результаты. И поэтому мы очень часто стараемся сделать так, чтобы избавиться от того, что нам непонятно, от того, что нам не нравится, что нам кажется разрушающим или болезненным, поэтому мы избегаем ошибок, избавляемся от неудач. Но, я думаю, что отстраняясь от этих ситуаций, мы отстраняемся от очень большой части собственной жизни. Хотя нам представляется, что тогда жизнь наша будет радостная, счастливая и довольная. Но вероятность этого слишком мала.

Я уверена, что у каждого из вас есть хотя бы одна, а может быть даже и не одна, история или ситуация, про которую вы думаете, что лучше бы её не было, потому что она вызывает у вас неположительные эмоции, и вы считаете, что если бы не эта ситуация, то тогда жизнь была бы совсем другой. И думаете, как бы эту ситуацию забыть или что-то с ней сделать так, чтобы её не было. У меня точно такие ситуации были. Из глобальных: мои родители развелись, когда я была маленькая. И я долгое время считала, что если бы мои родители остались вместе, то тогда моя жизнь точно была бы другой, лучше. Если из более мелких, то у меня в молодости была такая история: я не могла ходить в магазины. Даже начиная небольшой разговор с теми «злобными тётками-продавщицами», я выходила из магазина почти что в истерике. И, конечно, я пыталась избавиться от такого события: либо в магазин не ходить вообще, что в принципе невозможно, либо я брала в помощь мужа, который к этому относился так себе.

Может быть, у вас тоже были подобные истории? Поделитесь буквально парой слов: были ли у вас события, от которых вы хотели избавиться, которые принесли вам неприятные ситуации и нежелательные результаты?

Ольга Савельева: Холодные звонки.

Елена Годо: А что они для тебя?

Ольга Савельева: Когда ты сидишь на телефоне и предлагаешь свой продукт сотне человек, которым это совершенно не нужно, и они говорят в лучшем случае «до свидания» и «спасибо», а иногда «не пошли бы вы».

Елена Годо: Эта ситуация как-то повлияла на твою жизнь?

Ольга Савельева: На эффективность моей работы точно влияло. Результат был близок к нулю, а уверенность я точно теряла.

Ольга Кошкина: Если бы в своё время папа отпустил меня учиться на врача, то я бы стала врачом.

Мария Дианова: Я хотела пойти на ветеринара, и папа говорил: «У тебя ничего не получится», и может быть именно поэтому и не получилось, что я это слышала.

Елена Годо: То есть ты испытывала неприятные ощущения, которые повлияли на твой выбор. Сожалеешь?

Мария Дианова: Да, потому что если бы он этого не сказал или я бы его не послушала, то возможно было бы иначе.

Елена Годо: Понятно. Может быть, у кого-то есть еще что-то интересное?

Анна Деянова: А ещё её папа… (смеется)

Зал: (смех)

Елена Годо: Спасибо, что поделились. И очень часто мы смотрим на такие ситуации и видим в них только плохое. Мы вообще не рассматриваем другие варианты. К примеру, родители развелись, и в результате у меня не было полной семьи. Мы видим только плохое и не учитываем, что из этого могли бы вырасти какие-то новые возможности, новые навыки или качества. Мы эти ситуации воспринимаем однозначно: было больно, неприятно, значит это плохо. И тогда от них пытаемся избавиться.

И получается, что многие из этих ситуаций бывают такими, что люди ломаются, они выходят из них без сил, без возможности делать свою жизнь радостной и счастливой: они делаются хрупкими. НО другие, наоборот, выходят с приобретением из этих неожиданных и неприятных ситуаций и находят возможности для самотрансформации, приобретают новые качества и живут дальше уже, если не другой жизнью, то немного более качественной. И в терминах нашей конференции они становятся антихрупкими. Нассим Талеб говорит о том, что всё, чего он добился в своей жизни, как раз связано с тем, что он пережил гражданскую войну в своей родной стране, в Ливане. Именно это стало основой для его антихрупкости.

Поэтому было бы здорово понять и обнаружить, что же нужно для того, чтобы научиться брать выгоду из того, что не очень приятно, но из того, что уже есть. У нас есть какая-то ситуация, мы не достигаем желаемых результатов, но что же мы можем выжать из этого для себя хорошего? Научиться воспринимать такие ситуации не как нанесение ущерба, а как дополнительную возможность для собственного роста и приобретения новых качеств.

Мы сегодня попробуем это в действии: будем не просто говорить об этом, а попробуем на конкретных действиях почувствовать, можно ли что-то сделать с тем, что у тебя есть сейчас на данный момент. И главное – как с этим обходиться, даже когда это приносит неприятные ощущения и неудовлетворяющие результаты. И сейчас мы с вами сделаем одно действие.

Мы сейчас с вами порисуем. Важное условие этого задания: рисовать должны все обязательно. В нашей жизни случаются ситуации, когда есть то, что планируешь и то, что происходит помимо нашей воли, какое-то событие, которые мы не можем контролировать и оно нам неподвластно. И рисование сегодня – это как раз такое событие. Рисовать будем не всё что угодно, а будет конкретное задание. Сейчас возьмите бумагу. И вам нужно будет нарисовать лошадь. Неважно, умеете вы рисовать или нет, вам её надо нарисовать обязательно.

Наталья Малюкевич: А чем? Ручкой?

Елена Годо: Чем – неважно, бумага, карандаши, фломастеры можете взять здесь.

Наталья Малюкевич: А можно в блокнотике?

Елена Годо: Можно

Мария Дикова: Лошадь?

Кирилл Кошкин: Лошадь.

Елена Годо: И давайте на это выделим 5—7 минут.

Зал: (рисуют лошадь)

Елена Годо: Давайте заканчивать. У всех получилось нарисовать лошадь?

Елена Головина: Да

Участница: Нет

Елена Годо: Что получилось, то получилось. У вас есть лошадь, вы нарисовали её. А теперь поднимите, пожалуйста, руки, у кого лошадь получилась?

Участницы: Конечно, получилась! (поднимают руки)

Наталья Малюкевич: Со второго раза.

Елена Годо: А есть те, кто считает, что он старался, но лошадь совершенно не получилась, и вообще это не лошадь?

Мария Дикова: Амбивалентные чувства.

Елена Годо: А каких больше?

Мария Дикова: Она мне нравится, но она не получилась. Я могу лучше.

Елена Годо: Поднимите ещё раз руки те, кто старался, но лошадь не получилась.

Зал: (поднимают руки)

Елена Годо: А можно те, у кого не получилось, буквально 3—5 человек, выйти сюда.

(выходят на сцену Анна Деянова, Мария Дианова, Эля Володина, Антон Кравченко, Елена Горбач, Ольга Кудрявцева, Павел Дорохов, Анна Верезей и Аста Догелите)


Елена Годо: Скажите по паре слов, что именно не получилось.

Антон Кравченко: Это не лошадь у меня.

Елена Годо: То есть вообще? А это что?

Антон Кравченко: Оказалось, что это не очень похоже на лошадь.

Елена Годо: То есть это вообще не лошадь, да?

Антон Кравченко: Да.

Елена Годо: А какие впечатления от того, что результат не получился?

Антон Кравченко: Ну, жалость какая-то.

Елена Годо: К себе?

Антон Кравченко: К лошади.

Елена Годо: А какие переживания свои сейчас?

Антон Кравченко: Переживания? Хотелось, но не удалось передать энергию, которую хотелось.

Елена Годо: А переживания какие от того, что не удалось передать?

Антон Кравченко: Грустно мне, жалко, хотелось.

Елена Годо: Есть сожаление о том, что не получилось?

Антон Кравченко: Да.

Елена Годо: То есть это не лошадь.

Зал: Нам не видно.

Антон Кравченко: (поворачивает рисунок)

Участница: Хорошая лошадь!

Участница: Да не успокаивайте.


Ольга Кудрявцева: У меня не получилось.

Елена Годо: А чувства какие от того, что не получилось?

Ольга Кудрявцева: Неудовлетворенность от того, что не получилось то, что хотелось.

Елена Годо: Жалко, что не получилось то, что хотелось? Сожаление.


Мария Дианова: У меня не то, что я ожидала, но я не закончила.

Елена Годо: Получилось не то, что ты ожидала, то есть ты ожидала совершенно другого?

Мария Дианова: Да.

Елена Годо: А чего ты ожидала?

Мария Дианова: Лошадь.

Зал: (смех)


Елена Годо: У тебя тоже не получилось?

Эля Володина: У меня есть ещё желание что-то с ней сделать (показывает отличный рисунок лошади)

Зал: (возгласы удивления и восхищения в зале) О! Ого!

Эля Володина: Но она не получилась. Она не похожа на настоящую, она игрушечная.

Елена Годо: Что ты чувствуешь сейчас?

Эля Володина: Ну как-то… стыдно

Елена Годо: Стыдно?

Эля Володина: Да, она не похожа на настоящую.


Елена Горбач: У меня лошадь похожа на козу.

Елена Годо: Это не лошадь, а коза?

Елена Горбач: И с ней ничего не сделать. Не получится из неё лошадь.


Анна Верезей: Я не умею рисовать, и даже не знаю, что получилось – гибрид или не гибрид. Я так понимаю, что пони, белая и пушистая, добрая очень, но это не то, что я хотела.

Елена Годо: Хорошо, а чувства какие по этому поводу?

Анна Верезей: Негодование. Лошадь – не лошадь, непонятно что. Отвращение.


Аста Догелите: У меня радость, удовольствие, страх, гнев, грусть.

Елена Годо: Ух ты! Как много разных чувств.


Елена Годо: Аня?

Анна Деянова: Чувства: досада, осмысление того, почему не получилось.

Елена Годо: А досада от чего?

Анна Деянова: Ну что я как-то не так это сделала, небрежно как-то, что я не умею рисовать.

Елена Годо: Что результат твой не соответствует тому, чего ты ожидала?

Анна Деянова: Ну я знала, что я не умею рисовать, но что настолько!

Зал: (смех)


Павел Дорохов: Всем добрый день. У меня два рисунка. Первый был небрежный, для отмазки. А потом я подумал, что всё-таки надо постараться. И постарался. Чувства: разочарование, досада, фрустрация.


Елена Годо: Спасибо! Получается такая ситуация: здесь стоят люди, которые что-то делали, рисовали лошадь, но по каким-то причинам они считают, что у них эта лошадь не получилась, получилась коза, отстой и т. д. И это вызывает много неприятных эмоций. Хотя мы сейчас смеемся, но всё равно остается какой-то осадок. И то, что мы сейчас слышали, – отчего это происходит? Ожидания были какие-то другие, кто-то должен был нарисовать какую-то другую лошадь, более красивую, более живую и так далее. А требования или навыки не соответствуют тому, что есть. То есть у нас есть ожидания, есть требования к себе. И сейчас наши участники обнаружили, что ожидания, которые они выставляли, завышены, и требования к себе тоже.

Анна Деянова: Почему завышенные-то?

Зал: (смех)

Кирилл Кошкин: А ты на себя посмотри-то!

Зал: (смех)


Елена Годо: То есть мы рисовали лошадь, есть неудовлетворяющие чувства от результата и неприятные ощущения. Что же мы можем сделать в такой ситуации? Чтобы результат получился такой, который бы хотелось? У нас ожидания большие. Что мы можем в этой ситуации сделать, чтобы нам стало получше?

Сергей Гордиенко: Снизить ожидания.

Елена Годо: Да, например. Снизить планку и пересмотреть ситуацию. Возьмите ручки и листочки. Сейчас будет новое задание. Вам сейчас надо нарисовать «нелошадь».

Мария Дикова: Кому?

Елена Годо: Тем, кто на сцене.

Мария Дикова: А остальным?

Елена Годо: Вы можете нарисовать тоже. Буквально минуту на это.

Участники: (рисуют)

Елена Годо: Выходите обратно на сцену.


Елена Годо: Маша?

Мария Дианова: Теперь меня устраивает моя лошадь.


Елена Годо: Получилась нелошадь или не получилась?

Антон Кравченко: Да.

Елена Годо: А чувства какие?

Антон Кравченко: Ну, получилась и получилась. Там драйв был какой-то, и злость была, а здесь ну… можно ещё пофантазировать, но…

Елена Годо: Можешь ли ты сказать сейчас, что нелошадь получилась?

Антон Кравченко: Нелошадь получилась.

Елена Годо: И есть некое эмоциональное состояние.

Антон Кравченко: Да есть, как будто с таблицей умножения справился, задачка простая.


Ольга Кудрявцева: Уверенность и радость.

Елена Годо: А можете показать рисунок?

Ольга Кудрявцева: Да. Нелошадь получилась.


Елена Годо: Маша?

Мария Дианова: Нелошадь не получилась.

(смех в зале)

Елена Годо: А как это может быть?

Мария Дианова: Ну я сама не знаю, что я нарисовала. Это слишком.

Елена Годо: Подожди. Это лошадь?

Мария Дианова: Нет. Это нелошадь.

Елена Годо: Это нелошадь. Ну? Результат какой?

Мария Дианова: Лучше лошадь. У меня не было времени, чтобы подумать, что мне нарисовать, я с этим смирилась и начала делать что-то. В первый раз у меня хотя бы какие-то представления были, а сейчас – нарисуй что-нибудь.

Елена Годо: Это для тебя сложнее?

Мария Дианова: Да.

Елена Годо: А по качеству рисунка?

Мария Дианова: Лошадь была лучше. Во-первых, времени было больше, я знала, что рисовать, хотя бы представляла примерно.

Елена Годо: Получается, что у тебя в первом рисунке были какие-то ожидания, которые не оправдались, а во втором рисунке ожидания были?

Мария Дианова: Нет.

Елена Годо: Хорошо.


Анна Верезей: Уверенность, спокойствие и чувство такое, что я что-то могу.

Елена Годо: Результат есть, а также есть спокойствие и приятные ощущения.


Елена Годо: Эля?

Эля Володина: Мне пришлось фантазировать.

Елена Годо: И получилась у тебя нелошадь?

Эля Володина: Да.

Елена Годо: И ощущения у тебя какие?

Эля Володина: Нет задания и нет ожиданий.

Елена Годо: А чувства какие есть?

Эля Володина: Спокойнее, чем в первый раз. Хотя вот эта недоделанность…


Елена Годо: Лена?

Елена Горбач: Когда я рисовала, я думала о том, что лошадь – это лошадь и ничего больше. А тут – простор для фантазии, и было чувство свободы.

Елена Годо: А чувства какие?

Елена Горбач: Радость. Радость от того, что ты можешь делать то, что хочешь. Не надо следовать заданию и выполнять.


Аста Догелите: У меня прямо воодушевление какое-то.

Елена Годо: Отлично.


Анна Деянова: Сначала у меня ещё больше не получилось. Я как-то побыла в этом, а потом я поняла, что картина сегодня не получится.

Елена Годо: Требовалось нарисовать нелошадь. Это нелошадь?

Анна Деянова: Да, когда я дала ей название, мне стало намного легче. Когда я обозначила её как-то для себя.


Павел Дорохов: Без этого задания мне было легко и просто попасть в состояние своей ОК-ности.

Елена Годо: То есть ты застрессовал?

Павел Дорохов: Когда я рисовал лошадь, я должен был чему-то соответствовать, а тут я рисовал от балды, то, что первое пришло на ум. Я в порядке.

Елена Годо: Хорошо. Результат есть и ощущение того, что…

Павел Дорохов: Мне по фигу вообще, результат не результат. Я в порядке – вот главное ощущение.


Елена Годо: То есть у нас есть результат, и есть ощущения, что, во-первых, это не драма, и когда можно делать то, что нравится, и тогда получается результат. Нет ожиданий.

Елена Горбач: Чувство, что никому не должен.

Елена Годо: Да, это некое положительно ощущение, за исключением Маши.

Мария Дианова: У меня по-другому было. Если я хочу делать то, что я хочу, мне надо на это время, а если надо делать то, что мне сказали, то мне надо выдержать какие-то рамки, не надо придумывать тему.

Елена Годо: То есть, когда есть какие-то обстоятельства, которые мы не можем контролировать, это может быть комфортным?

Мария Дианова: Да.


Анна Деянова: У меня есть одно открытие, что как только я наделяю смыслом свои каляки-маляки, я получаю большое облегчение. Для меня это было про смысл. Сначала я начала рисовать себя, а потом психанула.


Елена Годо: То есть получается, что когда ожиданий больших нет, и когда нет рамок и границ, то картинка меняется. В самом начале у нас есть рисунок, на котором не получившаяся лошадь, где есть границы и ожидания.

Анна Деянова: И у неё вроде как заданный смысл.

Елена Годо: Послушайте, ну мы сейчас говорим не про результат, а про чувство результата. И вот тут говорили про рамки, которые ограничивают…

Анна Деянова: Ну, рамки не только ограничивают.


Елена Годо: Есть обстоятельства, которые с нами происходят, и есть то, что делаем мы. И получается, что у нас есть сейчас два рисунка. Один рисунок – не получившаяся лошадь, где ожидания и требования были конкретные, ограниченные. И есть рисунок получившейся нелошади, где ожидания были снижены, рамки и границы были шире. И соответственно, разные ощущения были. Получается, это такой небольшой инструмент, как можно получить больше удовольствия от того, что у нас есть. Например, снизить свои ожидания и требования к тому, что мы делаем.

Но в жизни бывает так, что мы не можем взять другой листочек и перерисовать, нельзя написать в дипломе инженера, что ветеринар. И нам приходится иметь дело с теми результатами, что есть, и мы не можем сказать: «Не было этого». Поэтому сейчас я вам предлагаю ещё одно действие. Нам часто приходится обходиться с тем, что есть, даже если нам это не нравится и приносит неприятные ощущения. И вот как с этим обходиться?

Я вам сейчас предлагаю поиграть немножко и представить себя художниками. Достаньте ваши листочки, первые, где у нас есть не получившаяся лошадь. И это то, что мы отменить не можем. У каждого из вас есть своё направление в рисунке: у некоторых из вас изображены реальные объекты, у некоторых – то, что вы представляете себе, но на картине не то, что есть в реальности.

Поэтому я вам сейчас предлагаю представить себе художником какого-то направления: абстракционизма, кубизма, импрессионизма, а кто-то пойдет дальше и придумает свой стиль, в котором он будет зачинателем. Вам нужно будет презентовать себя как художника, и соответственно презентовать свою картину. Презентовать участникам из зала. У нас будет аукцион. То есть участники в зале будут покупателями. Пожалуйста, внимательно отнеситесь к тому, что вы сейчас будете приобретать, потому что возможно, что вы приобретаете произведение искусства, по крайней мере, в рамках нашего мероприятия – так это точно.

А вам надо презентовать себя и свою картинку таким образом, чтобы её захотели купить. Я обращу ваше внимание на то, что здесь сейчас важен не ваш навык рисования, а то, что у вас есть, и то, что вы с этим можете сделать. Кто-то получил отрицательные чувства и эмоции из-за этого, а можете ли вы на этой картине сейчас найти что-то положительное? Можете ли вы на основании ваших отрицательных эмоций найти в этом что-то хорошее? Как вы можете это переделать и трансформировать? Не переживать от того, что не получилось, а как обойтись с этой картиной по-другому?

Павел Дорохов: Рефрейминг?

Елена Годо: Как я могу сейчас это представить? Найти какие-то аспекты, которые вашу картину сделали бы привлекательнее. Найти в ней что-то хорошее.

Елена Годо: Единственное, что мне понадобится помощник, потому что я человек здесь заинтересованный, поэтому я предлагаю, Наташа Малюкевич, поможешь? Единственное и главное условие, что вы должны заработать настоящие деньги.

Мария Дикова: А карточки принимаете?

Кирилл Кошкин: Нет.

Ольга Кудрявцева: Принимаем!

Елена Годо: Так. Заработать вы должны настоящие деньги.

Наталья Малюкевич: А я что делаю?

Елена Годо: Тебе нужно продать картину на аукционе.

Наталья Малюкевич: Супер! Здравствуйте. Лот №1.

Елена Годо: Маше надо представить картину.

Наталья Малюкевич: Две секундочки буквально. Вам слово.

Мария Дианова: А можно без микрофона?

Наталья Малюкевич: Конечно!

Мария Дианова: Я не могу с микрофоном говорить. Так вот. Я нарисовала совершенно не то, что хотела донести, но сейчас я по-другому посмотрела на свою картину и я увидела, что это…

Наталья Малюкевич: А я что должна делать?

Елена Годо: Маша расскажет про свою картину, а потом ты будешь её продавать.

Мария Дианова: Так вот…

Елена Годо: Минуточку, Маша

Мария Дианова: Да ё-моё!

Елена Годо: Давайте одну минуточку на каждую презентацию, одна минута для того, чтобы себя презентовать, после этого начнётся торг.

Мария Дианова: Я могу говорить?

Елена Годо: Да, минута началась твоя.

Мария Дианова: Я увидела в этой картине совершенно другое, то есть лошадь получилась не по середине, но, тем не менее, она радужная. То есть это как проведение идеи какой-то, когда у тебя пустота внутри, и хоть и неровно посередине, хоть не в центре событий, но есть какой-то радужный момент, какая-то радужная точка, в данном случае это лошадь, и это уже что-то. Это как что-то огромное, хотя она маленькая, как частичка, капелька надежды в этой пустоте, я вижу это теперь так. Я по-другому построила свой рисунок, и мне он нравится.

Наталья Малюкевич: Класс!

(зал аплодирует)

Елена Годо: А первоначальная цена какая?

Мария Дианова: 10 рублей

Наталья Малюкевич: 10 рублей раз. Значит, вы же помните, это свет надежды.

Кирилл Кошкин: 45

Наталья Малюкевич: 45 – раз!

Мария Дикова: 50

Наталья Малюкевич: 50 – раз! Отлично, теперь вы все живые, наконец.

Участник: 100

Наталья Малюкевич: 100 рублей, отлично!

Участница: 200

Наталья Малюкевич: 200 рублей! Ни фига себе! Хорошие ставочки пошли. Напоминаю, что это картина с лучиком надежды, который будет вам светить, где бы вы ни находились.

Зал: Давай

Наталья Малюкевич: 200 рублей?! За лучик надежды?!

(смех в зале)

Наталья Малюкевич: 200 рублей – раз… я всё-таки настаиваю, чтобы вы побеспокоились. Ресурсы приобретаете всего за 200 рублей. 200 рублей – два…

Валентин Кундалевич: 250

Наталья Малюкевич: 250 рублей!

(смех в зале)

Наталья Малюкевич: Так! Значит, есть здесь живые художники, и лучик надежды. 250 рублей – раз, 250 рублей – два…

Участница: 300