Вы здесь

Материалы для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Новая и новейшая история». Раздел I. Западный мир в первой половине XX в. (Л. А. Макеева, 2012)

Раздел I

Западный мир в первой половине XX в.

Рефераты

Реферат представляет собой жанр самостоятельной письменной творческой работы студентов, которая касается одной достаточно узкой темы и содержит основные общепринятые точки зрения на ее содержание.

От студента, обучающегося дисциплине «Новая и новейшая история» (раздел дисциплины «Новейшая история стран Запада») требуется подготовить так называемый продуктивный реферат, содержащий элементы творчества и критики. Основной вид продуктивного реферата – это развернутый реферат-доклад, в котором анализируются несколько единиц источников и литературы, а также оценивается проблема.

Структура реферата включает титульный лист, оглавление (можно назвать «содержание» либо «план»), введение, основную часть из нескольких глав (обычно 2–4), заключение и список использованных источников и литературы. Страницы реферата нумеруются (кроме титульной). Поощряется наличие ссылок (сносок), которые оформляются либо внизу страницы, либо в квадратных скобках указывается страница и номер источника по списку.

Титульный лист оформляется с указанием вуза, факультета, названия темы, ФИО автора, курса, группы, специальности, ФИО руководителя, года и места написания.

В оглавлении перечисляются все структурные части реферата с указанием страниц, например:

Введение …………………………………………………….. 3

Глава I. Ее название ……………………………………………………. 8

§ 1. Его название ………………………………………….… 8

§ 2. Его название ……………………………………………. 10

Заключение …………………………………………………. 15

Список использованных источников и литературы ……… 18

Во введении к реферату (на 1,5–2 страницы) поясняем, какой проблеме он посвящен, пробуем сформулировать актуальность темы, определяем цель работы и задачи, вытекающие из означенной цели, кратко характеризуем источники и литературу, использованные при подготовке реферата.

Основная часть (10–12 страниц) состоит из глав, в каждой из которых решается поставленная во введении задача и делается вывод. Главы или одну из них можно разбить на параграфы, посвященные более дробным вопросам. Главы и параграфы нумеруются. Каждая глава начинается с новой страницы.

В заключении к реферату (1,5–2 страницы) подводятся итоги работы на основании выводов, сформулированных в каждой из глав (можно в виде ответов на поставленные задачи).

В списке использованных источников и литературы в алфавитном порядке приводятся те произведения, фрагменты которых приводились в тексте реферата, с выходными данными.

Оформление реферата: объем – 10–20 страниц, поля – стандартные для Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал – полуторный, центрирование по ширине.

Студентам следует учитывать, что преподаватель проверяет рефераты, используя систему «Антиплагиат» на предмет выявления плагиата либо полного заимствования студентами текстов из ресурсов сети Интернет. В случае обнаружения подобного реферат не засчитывается, и к студентам могут быть применены административные меры.


Темы рефератов по разделу I

1. Первая мировая война 1914–1918 гг.

2. Революция в Германии 1918–1919 гг. Содержание и итоги.

3. Веймарская конституция 1919 г. Содержание, характер, значение.

4. Германия и репарационный вопрос в 1920-е гг. – начале 1930-х гг.

5. Раннее фашистское движение в Германии (1919–1923).

6. Руководящая политическая элита нацистской Германии.

7 Конец Третьей Республики во Франции.

8. Личность и политическая деятельность Уинстона Черчилля.

9. Итальянский фашизм: общее и особенное.

10. Военный крах итальянского фашизма.

11. Интернациональные бригады в гражданской войне в Испании.

12. Американское просперити 1920-х гг.

13. Поиски антикризисной модели развития США на рубеже 1920—1930-х гг.

Оценка рефератов раздела I по шкале рейтинга составляет от 5 до 12 рейтинговых баллов.

В качестве примера подготовки реферата рассмотрим тему 5, связанную непосредственно с зарождением праворадикального движения и диктаторскими политическими режимами.


Тема 5. Раннее фашистское движение в германии (1919–1923 гг.)

Введение – см. выше.

Основная часть может состоять из двух глав, содержание которых раскрывает проблематику заявленной темы. Глава I может быть озаглавлена «Исторические условия появления национал-социалистического движения в Германии». В § 1 кратко характеризуем статьи Версальского мирного договора 1919 г., обрекавшего побежденную Германию на выплату репараций, потерю части собственной территории, всех колоний, сокращение армии и т. д.

В § 2 приводим несколько убедительных данных, доказывающих катастрофическое положение страны в первые послевоенные годы. В § 3 кратко характеризуем политическую ситуацию в Германии, сложившуюся после крушения монархии, революции 1918–1919 гг. и образования Веймарской республики.

В § 4 подчеркиваем, что на фоне бедствий материального характера происходили изменения в общественном сознании и массовой психологии населения Германии: разрушались идеалы, стереотипы довоенного времени, «коррозировал» традиционный менталитет, девальвировались гуманистические идеалы, происходила «переоценка ценностей», распространялись националистические теории. Как результат духовного кризиса и последствий Первой мировой войны появлялись лидеры нового типа, зарождалось фашистское движение.

В конце главы I делаем вывод о причинах, приведших к появлению Немецкой рабочей партии в конкретно-исторических условиях, сложившихся в послевоенной Германии.

Главу II можно озаглавить «Создание Немецкой рабочей партии и ее программа».

В § 1 рассматриваем процесс организации националистического движения в партию в 1919 г.

В § 2 показываем социальный состав партии, постепенное его расширение, приблизительную численность, кратко характеризуем лидеров на примере А. Дрекслера, Э. Рема, А. Гитлера.

В § 3 анализируем программу партии «25 пунктов», пробуем определить демагогические, реакционные и другие ее пункты.

В конце главы II формулируем вывод о том, что представляла собой первая организация националистов «Немецкая рабочая партия», переросшая в короткое время в Немецкую национал-социалистическую рабочую партию (НСДАП), и даем оценку ее программе.

Заключение – см. выше.

Список использованных источников и литературы – см. выше.

Для подготовки к написанию реферата можно использовать нижеприведенные фрагменты источников и литературы.

5 января 1919 г. слесарь железнодорожных мастерских Антон Дрекслер основал Германскую рабочую партию. «Мюнхенский слесарь ощупью набрел на мысль о создании специфической рабочей партии военного времени, партии, начертавшей на своем знамени не только борьбу за победу нации, но также слепое повиновение вождям» (c. 6).

«Сам Дрекслер как человек и товарищ был для Гитлера отчасти тем сырым материалом, из которого он вылепил первоначальный эскиз своей партии. Несомненно, под началом Дрекслера “германская рабочая партия” осталась бы кружком, разглагольствующим за своим постоянным столом в пивной о высоких политических материях, и Гитлеру, обладающему безусловным комбинаторским талантом, пришлось бы искать зацепки для своей созидательной деятельности где-либо в другом месте. На долю Дрекслера выпал обычный удел изобретателя». Уже «…в 1921 г., Гитлер, став хозяином… <…> фактически устранил его от дел» (c. 7).

Большое значение для молодой партии имело вступление в нее солдат и офицеров рейхсвера, в частности, капитана Эрнста Рема из добровольческого отряда. «Политикой он занимается со страстью… <…> Я смотрю на мир со своей солдатской точки зрения – сознательно и односторонне. <…> До 1923 г. костяком движения были почти исключительно солдаты рейхсвера и полиция» (с. 8–9).

Военные опекали партию, привносили материальные средства, организованность, дисциплину, умение повиноваться приказам.

Успеху молодой партии способствовала пропаганда. «Гитлер уже отлично знал, в чем заключается сущность пропаганды: в воздействии на широкие массы, в умении сосредоточить свою пропаганду в немногих пунктах, в постоянном повторении этих пунктов, в нарочитой формулировке их текста в виде раз навсегда данных утверждений, в чрезвычайной настойчивости при их распространении и в таком же долготерпении при выжидании результатов. Все это очень толково доказывалось Гитлером» (с. 15).

Источник: Гейден, Конрад. История германского фашизма / Пер. с нем. Ф. Капелюша и А. Риша; предисл. И. Дворкина. – М.—Л.: Соцэкгиз, 1935. – XXXVI, 394 с.


Программа раннего фашизма – 25 пунктов:

«1. Мы требуем объединения всех немцев в Великую Германию на основе права самоопределения народов.

2. Мы требуем равноправия немецкого народа с другими нациями, отмены Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров.

3. Мы требуем территории и земли (колонии) для пропитания нашего народа и для поселения нашего избыточного населения.

4. Гражданином государства может быть только тот, кто принадлежит к немецкому народу. Принадлежать к немецкому народу может только тот, в чьих жилах течет немецкая кровь, без различия вероисповедания. Поэтому евреи не могут принадлежать к немецкому народу.

5. Кто не является гражданином государства, может жить в Германии только на правах гостя и подлежит законам о чужестранцах.

6. Право участвовать в управлении и законодательстве государства может принадлежать только гражданину государства. Поэтому мы требуем, чтобы каждую общественную должность, безразлично какую и безразлично на службе ли империи, одного из союзных государств или общины, могли занимать только граждане государства.

Мы боремся против развращающей парламентской практики назначения на ту или другую должность исключительно по партийным соображениям, не считаясь с характером и способностями людей.

7. Мы требуем, чтобы государство взяло на себя обязательство в первую очередь заботиться о заработке и пропитании граждан. Если невозможно прокормить все население государства, необходимо выслать из империи представителей других наций (лиц, не являющихся гражданами государства).

8. Необходимо воспрепятствовать всякой дальнейшей иммиграции лиц ненемецкого происхождения. Мы требуем, чтобы всех лиц ненемецкого происхождения, поселившихся в Германии с 2 августа 1914 г., немедленно заставили покинуть страну.

9. Все граждане должны обладать равными правами и нести равные обязанности.

10. Первым долгом каждого гражданина должен быть творческий труд, умственный или физический. Деятельность отдельного лица не должна нарушать интересов общества, она должна протекать в рамках целого и на пользу всех.

Поэтому мы требуем:

11. Отмены нетрудового дохода, уничтожения процентного рабства.

12. Ввиду колоссальных жертв – людьми и имуществом, которых каждая война требует от народа, личное обогащение на войне должно считаться преступлением по отношению к народу. Мы требуем поэтому конфискации всех военных прибылей.

13. Мы требуем огосударствления всех уже (до сих пор) обобществленных производств (трестов).

14. Мы требуем участия в прибылях крупных предприятий.

15. Мы требуем широкого и систематического обеспечения престарелых.

16. Мы требуем создания здорового среднего сословия и его сохранения, немедленной муниципализации больших универсальных магазинов и отдачи их в аренду по дешевой цене мелким торговцам, особого внимания к интересам мелких промышленников и ремесленников при поставках для государства, провинций и общин.

17. Мы требуем земельной реформы, отвечающей национальным потребностям, издания закона о безвозмездной конфискации земли для общеполезных целей, отмены поземельной ренты и запрета всякой спекуляции землей.

18. Мы требуем беспощадной борьбы против нарушителей общественных интересов. Преступники перед народом, ростовщики, спекулянты и т. п. должны караться смертной казнью независимо от своего вероисповедания или расы.

19. Мы требуем замены материалистического римского права немецким народным правом.

20. Для того, чтобы дать возможность каждому способному и прилежному немцу получить высшее образование и таким образом достичь ответственного положения, государство должно провести коренную реформу всего дела нашего народного просвещения. Учебные планы всех учебных учреждений должны быть приспособлены к практическим потребностям. Школа должна внушать детям идею государства уже в самом начале их сознательной жизни (отечествове-дение). Мы требуем обучения за счет государства особенно одаренных детей бедных родителей вне зависимости от сословия и профессии последних.

21. Государство должно заботиться о поднятии народного здравия: путем охраны матери и ребенка, запрещения детского труда, введения в законодательном порядке обязательной гимнастики и спорта в целях поднятия физического уровня и наконец путем самой широкой поддержки всех союзов, занимающихся физическим воспитанием молодежи.

22. Мы требуем упразднения наемного войска и образования народной армии.

23. Мы требуем законодательной борьбы против сознательного политического обмана и распространения его через печать. Чтобы сделать возможным создание действительно немецкой печати, мы требуем:

а) все редакторы и сотрудники газет, выходящих на немецком языке, должны принадлежать к немецкому народу;

б) ненемецкие газеты нуждаются в особом разрешении со стороны государства; они не должны выходить на немецком языке;

в) всякое финансовое участие в немецких газетах или влияние на них должно быть по закону запрещено лицам ненемецкого происхождения; мы требуем, чтобы нарушения этого запрета карались закрытием газеты и немедленной высылкой из Германии провинившихся лиц ненемецкого происхождения.

Газеты, нарушающие интересы общественного блага, подлежат запрещению. Мы требуем законодательной борьбы против направления в искусстве и литературе, вносящего разложение в жизнь нашего народа, и закрытия издательств, которые нарушают вышеприведенные требования.

24. Мы требуем свободы всех вероисповеданий в государстве, поскольку они не угрожают его существованию и не нарушают морального чувства германской расы.

Партия как таковая стоит на почве положительного христианства, не связывая себя с тем или иным определенным вероисповеданием. Она ведет борьбу против еврейско-материалистического духа внутри нас и вне нас и убеждена, что длительное оздоровление нашего народа может последовать только изнутри на основе: общее благо выше личной выгоды.

25. Для проведения всего этого мы требуем: создания сильной центральной государственной власти, неограниченной власти центрального политического парламента над всей империей и над всеми ее организациями, создания сословных и профессиональных палат для проведения общегерманских законов в отдельных союзных государствах Германии.

Вожди партии обещают неукоснительно бороться за осуществление вышеприведенных требований и в случае необходимости пожертвовать за нее собственной жизнью.

Мюнхен, 24 февраля 1920 г.» (с. 16–18).

Источник: Гейден К. История германского фашизма / Пер. с нем. – М.—Л.: Соцэкгиз, 1935.


Для понимания сути предмета реферата прочтите выдержки из материала под названием «Возникновение фашизма»:


«Фашизм или национал-социализм… <…> 1) Тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии. 2) Идеология, теория и практика право-экстремистского политического движения 1920—1990-х гг. в Европе, характерными чертами которого выступают воинственный антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение “низших” народов и рас; оправдание геноцида последних».

Источник: http://www.historicus.ru/140/

Для лучшего представления о геополитическом положении Германии в 1919 г. посмотрите на карте Европы и карте мира территориальные изменения, произошедшие в результате Первой мировой войны с территорией Германии и ее колониями.


Источник: Атлас по новейшей истории.

Просмотрите видеоматериалы в сети Интернет и используйте их содержание для подготовки реферата.

Эссе

Эссе представляет собой самостоятельную письменную творческую работу с целью развития навыков самостоятельного авторского мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе как рассуждение (очерк) – это небольшая по объему работа со свободной композицией, со свободной трактовкой какой-либо проблемы.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендует на исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе может иметь философский, историко-биографи-ческий, литературно-критический и иной характер.

Темы предложенных эссе должны мотивировать на размышление: почему что-то происходит и как происходит.

Эссе – это также попытка студента объяснить свою точку зрения.

Планируя эссе, необходимо определить цель работы, основные идеи, источники информации. Для поиска последних обращаемся к библиотечным фондам, ресурсам сети Интернет, словарям, справочно-энциклопедической литературе.

Жанр эссе не ограничивает студента в объеме его творческой работы. Это может быть и пять, и пятнадцать страниц.

Титульный лист оформляется с указанием вуза, факультета, названия темы, ФИО автора, курса, группы, специальности, ФИО руководителя, года и места написания.

Введение: суть и обоснование выбора данной темы. Формулируем вопрос, на который собираемся ответить в работе.

Цель работы или что предполагается сделать, круг поднимаемых вопросов, пояснение терминов.

Основная часть (развитие темы): аргументированное раскрытие темы на основе собранных материалов (изложение основного вопроса).

Заключение: обобщение и аргументированные выводы по теме, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В заключении кратко излагаем собственные выводы.

Система разбивки на главы может быть заменена системой подзаголовков. Подзаголовки в тексте обозначают ключевые моменты изложения в логической последовательности.

При подготовке к написанию эссе читаем: источники, ключевые статьи, главы из книг, монографии, общие работы.

Источники и литература – своеобразный подтверждать ваши доводы и рассуждения. Главное – понять сущность фактического материала, связанного с поставленными во введении вопросами.

При цитировании используем кавычки и сноску на источник или литературу. При передаче текста своими словами кавычками не пользуемся, но сноску обязательно делаем. На работы, которые не читали сами, не ссылаемся. За исключением двойной ссылки.


Список творческих заданий для подготовки эссе разделу I

1. Тоталитарное искусство нацистской Германии.

2. Лидеры Народного фронта в Испании.

3. Ф. Франко – каудильо Испании (1936–1975).

4. Карл Густав Маннергейм – маршал Финляндии.

5. Юзеф Пилсудский и «санация» Польши.

6. Жорж Клемансо – «железный тигр победы.

7. Эдуар Эррио: личность и политическая карьера.

8. Дэвид Ллойд Джордж и ллойдужоржизм.

9. Ф. Д. Рузвельт – человек и политик.

Оценка эссе раздела I по шкале рейтинга составляет 5—10 рейтинговых баллов.

В качестве примера подготовки эссе рассмотрим тему 3, связанную с ролью личности в истории или портретом на фоне эпохи: «Ф. Франко – каудильо Испании (1936–1975)».

Во введении обосновываем выбор темы и формулируем вопрос, на который собираемся ответить в работе. Например, это может быть вопрос «Почему Ф. Франко удалось победить в гражданской войне?» или вопрос «Каковы причины долгой политической карьеры Ф. Франко на посту главы авторитарного режима?»

В основной части характеризуем исторический фон, на котором в хронологической последовательности освещаем основные этапы жизни и деятельности Ф. Франко, в направлении поиска ответа на поставленный во введении вопрос. Имеем в виду, что жизнь испанского диктатора генералиссимуса Франко, возглавлявшего без малого 40 лет созданное им государство, была непосредственно связана с историей не только его политического режима, но и с исторической драмой, затронувшей судьбу всего народа и каждого испанца – гражданской войной 1936–1939 гг.

В тексте основной части выделяем подзаголовки. Например, «Происхождение, военное образование, первые шаги карьеры Ф. Франко». Здесь с использованием фактического материала подчеркиваем формирование его личных качеств: школа иезуитов – военно-морское училище – Академия пехоты; «средний испанец» и «добрый католик»; бесстрашен, инициативен, организован, напорист и непомерно честолюбив. Колониальная война в Марокко и стремительная военная карьера от лейтенанта до генерала, главы военной академии в Сарагосе, командующий всеми испанскими войсками в Африке. Воинская служба – жизненная школа, сыгравшая главную роль в формировании характера будущего каудильо (вождя): научился командовать, привык к железной дисциплине, строгому порядку и иерархии.

Второй подзаголовок «Революция и гражданская война в Испании (1931–1939)» предполагает краткую характеристику основных событий данного периода, в которых обозначились разногласия между Республиканским правительством и «убежденным монархистом» Франко, готовым, как и высшая военная элита страны, активно вмешиваться в политику в качестве «спасительницы испанского образа жизни». Эта готовность выразилась в политической, а затем и военной консолидации правых консервативных сил, включая зародившееся фашистское движение.

Две противоположные тенденции – радикализм левого лагеря (республики Народного фронта) и консерватизм правых сил, различие их идеологических моделей привели к расколу испанского общества и полномасштабной гражданской войне 1936–1939 гг. Здесь поясняем курс Франко, заявлявшего, что там, где будет он, коммунизма не будет. Отмечаем, что вмешательство нацистской Германии и фашистской Италии в гражданскую войну в Испании по просьбе Франко позволило мятежникам избежать быстрого и полного поражения, стало главным фактором военного превосходства франкистов.

Далее показываем, что на территории, занятой мятежниками, Франко был провозглашен главой государства и генералиссимусом, объявлен главой партии и «каудильо» (вождем) испанского фашизма.

Гражданская война шла с переменным успехом, но осенью 1938 г. обозначился перелом в пользу мятежников. Исход войны определили интервенция фашистских государств, политика «невмешательства», разногласия среди участников Народного фронта. В конце марта 1939 г. в гражданской войне победили франкисты, завершилась их консервативно-реставрационная революция. Вся полнота законодательной, исполнительной и юридической власти сосредоточилась в руках Франко. В Испании установилась право-авторитарная фашистская диктатура.

Завершаем содержание второго подзаголовка обоснованием причин победы франкистов в гражданской войне и пытаемся ответить на вопрос, какую роль в этой победе сыграли способности Франко как военачальника и политика.

Третий подзаголовок основной части можно назвать «Характеристика режима Франко (1939–1975)». Здесь отмечаем, что в монархии без монарха, или «королевстве с незанятым престолом» соединились черты военной диктатуры, католицизма и монархической реставрации. Поясняем, что прочность диктатуры Франко связана не только с ее репрессивно-карательными функциями, но и опорой на высшую бюрократию («бункер»), церковные круги и вооруженные силы. В немалой степени долгая политическая карьера диктатора зависела от его личных качеств, в том числе способностей политического лавирования между различными группами, поддерживавшими его. Показываем также, что тонкое чутье опытного политика и развитая интуиция не подводили Франко – пожизненный каудильо Испании и генералиссимус вооруженных сил умел виртуозно реагировать на перемены в стране и в мире.

Конец ознакомительного фрагмента.