Вы здесь

Математика на ходу: Более 100 математических игр для больших и маленьких. Как пользоваться этой книгой (Роб Истуэй, 2016)

Rob Eastaway and Mike Askew

MATHS ON THE GO

101 Fun Ways to Play with Maths

Ages 4–14


Впервые опубликовано на английском языке под названием MATHS ON THE GO by Mike Askew and Rob Eastaway издательством Cornerstone Publishing. Cornerstone Publishing входит в издательскую группу Penguin Random House.


© Rob Eastaway and Mike Askew, 2016

© Del Thorpe, иллюстрации

© Новицкая О., перевод на русский язык, 2016

© Издание на русском языке, оформление.

ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016

КоЛибри®

* * *

Математика – это не скучные домашние задания, а интереснейшее времяпровождение!

Выбирайте то, что вам по силам, а вашему ребенку по сердцу. Он у вас заядлый болельщик? Спорт открывает широчайшие возможности для устного счета (см. «Какой счет?»). А если его не оторвать от планшета или компьютера? Это тоже может стать поводом для математической игры. Пусть сам посчитает, сколько минут ему осталось провести в компании любимого гаджета (см. «Время пошло!»).

Основная цель занятий, которые придумали авторы этой книги, – порадовать вас, так что да здравствует учение с увлечением!

Отличные идеи, которые помогут вам приобщить своих детей к математике. Математические забавы могут стать частью повседневной жизни вашего ребенка и будут иметь огромное значение для его будущего. А как этого добиться, вы узнаете из книги Роба Истуэя и Майка Эскью!

Майк Элликок, National Numeracy

Роб Истуэй и Майк Эскью прославились своими бестселлерами, посвященными популяризации математики. Их написанные в соавторстве книги переведены на многие языки и изданы в разных странах.

Роб Истуэй – руководитель национальной программы лекций по математике для подростков Maths Inspiration, в которой участвуют ведущие британские популяризаторы науки. Часто появляется в эфире радиостанций BBC Radio 4 и BBC Radio 5 Live.

Майк Эскью известен во всем мире как один из ведущих специалистов по начальному математическому образованию. Возглавлял многие исследовательские проекты, послужившие основой для его трудов в этой области.

Как пользоваться этой книгой

В этой книге вы найдете множество разных способов превратить математику в игру, благодаря чему развитие математических способностей у детей легко и естественно станет частью их и вашей повседневной жизни. Игры сгруппированы по разделам, чтобы проще было подобрать нужную, хотя вы скоро увидите, что в некоторые из них можно играть и в машине, и дома за ужином. Чтобы ускорить поиск, в конце книги мы приводим тематический указатель, что позволит вам выбрать игру, отталкиваясь от конкретной темы (например, таблица умножения).

Большинство игр, которые мы предлагаем, рассчитаны на детей от 5 до 11 лет. У детей постарше начинается переходный возраст, и даже если у родителей в активе годы успешных совместных игровых занятий по математике с дошкольником и младшим школьником, то со стороны ученика средней ступени они могут столкнуться со все возрастающим сопротивлением, так что продолжение работы потребует дополнительной ловкости и такта.

Между пятилетним и одиннадцатилетним «дистанция огромного размера». Само собой разумеется, элементарные упражнения на устный счет покажутся большинству подростков «легкотней», зато дошколенок вряд ли справится с таблицей умножения. Однако бóльшая часть игр, которые мы предлагаем, могут быть адаптированы под возраст и способности именно вашего ребенка. Каждая из них снабжена специальным индикатором, позволяющим судить о том, на детей какого возраста она рассчитана в первую очередь, но это не более чем рекомендация.

Как правило, чем ребенок младше, тем легче его заинтересовать и вовлечь в игру. Предложение типа: «А ну-ка, кто скорее найдет нечетное число, ты или я?» даст желаемый результат с пятилетним, но если ребенку уже два раза по пять, есть шанс услышать: «Ма-а-ам, ну хватит уже!»

Чтобы ребенок старше десяти лет захотел принять участие в игре, желательно иметь рядом кого-то помладше. Начните с малышом с чего-нибудь несложного, но постарайтесь сделать так, чтобы старший все слышал (проще всего организовать это за семейным ужином, когда все в сборе). Старший сперва будет воротить нос, но мало-помалу игра его затянет, и в конце концов он тоже захочет поучаствовать, ведь это способ показать, кто у нас тут самый умный.

Никто не говорит, что надо непременно перепробовать все предложенные в книге игры. Что-то вам понравится больше, что-то меньше. Выбирайте то, что вам по силам, а вашему ребенку по сердцу. Он у вас заядлый болельщик? Спорт открывает широчайшие возможности для устного счета (см. «Какой счет?»). А если его не оторвать от планшета или компьютера? Это тоже может стать поводом для математической игры. Пусть сам посчитает, сколько минут ему осталось провести в компании любимого гаджета (см. «Время пошло!»). Но не спешите с ходу отметать игры, если они вас почему-то не заинтересовали. Зачастую то, что кажется скучным взрослому, может увлечь ребенка, и его радость окажется заразительной и передастся вам, хотя в идеале удовольствие от игры сразу должно быть обоюдным.

Основная цель занятий, которые придумали авторы этой книги, – порадовать вас, так что да здравствует учение с увлечением!

Но тут, как в любом деле, главное – не переборщить. Предположим, вам мастерски удается переводить разговор на занятия устным счетом, едва у вас с ребенком выдается свободная минутка, но вдруг он сегодня не в настроении, а уловки ваши при этом видит прекрасно? Не настаивайте. Зачем нам вооруженное сопротивление?

Зачастую все идет куда легче, если не зацикливаться на счете в чистом виде. Чем скорее ребенок научится воспринимать математику как органичную часть повседневной жизни, тем меньше шансов услышать от него в будущем вопрос, от которого у взрослого всегда падает сердце: «А на фига мне вообще это надо?»