Глава 3
Так уходили в Вечность
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад…
Был летний солнечный день – воскресенье. Люди планировали семейный отдых, детвора весело проводила время в пионерских лагерях, а выпускники прощались со школой, строили планы, выбирали будущую профессию: куда пойти учиться. Но, в одночасье все планы рухнули.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду —
Одну на всех,
На все четыре года.
Историческая справка
На рассвете 22 июня 1941 года в результате нападения фашистской Германии на Советский Союз, началась Великая Отечественная война советского народа против захватчиков…
Война. Потом её назовут «Великая Отечественная» – самая кровавая, жестокая, страшная и опустошительная война ХХ столетия на планете Земля.
Это было время Великого Страдания, но и Великого Подвига Советского Народа. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершали гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали людей, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков.
Развязав войну, агрессоры стремились захватить территорию нашей страны, уничтожить наше государство, превратить людей в рабов. В то незабываемое время проявилось всё лучшее, самое высокое и благородное, что может быть в людях. Человек предстал перед всем миром в величии высшей справедливости и истинного гуманизма. Решалась судьба не только нашего государства, но и будущее мировой цивилизации.
Москва военная
С первых дней Великой Отечественной Москва становится боевым штабом, мобилизующим все духовные и материальные ресурсы советского народа на священную освободительную борьбу. От стен Кремля Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования направляли многогранную деятельность государства, всего нашего народа и её доблестной Красной Армии на разгром агрессора.
Андрей Серебряков, младший лейтенант госбезопасности в первый же день войны пишет заявление с просьбой отправить его на фронт.
Секретарь парткома прочитал заявление.
– Хорошо, Андрей Михайлович, заявление оставь, но обнадёживать не стану для чекиста и в тылу – фронт.
Можно предположить, что было на душе у этого человека: «Враг топчет родную землю, рвётся к Москве, а Герой Советского Союза, опытный танкист, ему бы в бой, а ты тут сиди, в тылу»…
В первый же день войны вступил в действие план агентурно-оперативных мероприятий УНКГБ и УНКВД Москвы и Московской области по обеспечению госбезопасности столицы и области в связи с нападением фашистского блока на СССР. План предусматривал просмотр агентурных и следственных материалов на лиц, изобличённых в антисоветской и уголовно-преступной деятельности. Интернировались все германские подданные. Прекращалась выдача разрешений иностранцам на передвижение по территории СССР.
Заместителю наркома госбезопасности СССР Б. З. Кобулову представлена докладная записка начальников УНКГБ и УНКВД по Москве и Московской области П. Н. Кубаткина и М. И. Журавлёва о проведённых мероприятиях по обеспечению порядка в Москве и Московской области. В ней отмечалось, что проведены следующие мероприятия:
«1. Весь оперативный состав УНКГБ и УНКВД МО собран, проинструктирован и переведён на казарменное положение. 2. На основании имеющихся агентурно-следственных материалов проводится изъятие активно действующего контрреволюционного элемента. 3. Установлен учащённый приём всей агентурно-осведомительной сети, которая направлена на выявление антисоветской деятельности подучётного элемента и лиц, распространяющих пораженческие и повстанческие настроения. 4. Агентурно-осведомительная сеть ОБХСС направлена на выявление скупщиков и спекулянтов продуктами питания и товарами широкого потребления. 5. Взято под особое оперативное обслуживание 114 оборонных заводов и режимных предприятий, на которые направлено 119 оперативных работников. На этих предприятиях дополнительно установлены милицейские посты».
Органы НКВД осуществляли спецмероприятия по эвакуации части правительственных учреждений, важных объектов, материальных и иных ценностей, контролировали соблюдение режима маскировки различных зданий и сооружений, в том числе Кремля. На НКВД была возложена тяжёлая миссия по минированию и ликвидации сотен объектов столицы в случае прорыва немцев; в январе 1942 года чекисты производили разминирование этих объектов.
На случай вторжения врага в пределы города из работников НКВД были созданы группы сопротивления и подполье для боевой, разведывательной и диверсионной работы.
Трудно сказать, какую именно работу выполнял в это время младший лейтенант госбезопасности А. М. Серебряков. Остаётся только предполагать. Становятся понятными слова секретаря парткома: «Для чекиста и в тылу – фронт».
7 ноября, пятница, 1941 год – 139-й день войны
На Красной площади состоялся традиционный парад войск.
На весь мир в эфире прозвучал знакомый и особо торжественный голос Левитана: «Говорят все радиостанции Советского Союза… Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной Армии, посвящённого 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции».
Незабываемые минуты! Вся страна прильнула к радиоприёмникам. Затаив дыхание, люди вслушивались в знакомые слова команд, громкое «ура!» на приветствия принимавшего парад маршала Семёна Михайловича Будённого, в какое-то особо торжественное звучание фанфар «Слушайте все!» и в слова, проникнутые глубокой верой в силу народную и в нашу победу над врагом, произносимые, Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Торжественный марш частей и прямо с парада – в бой.
В атаку стальными рядами
Мы поступью твёрдой идём.
Родная столица за нами
Рубеж нам назначен вождём.
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, оборонной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
Эти стихи Алексея Суркова были опубликованы в те ноябрьские дни в газете «Вечерняя Москва». Чуть позже Борис Мокроусов положил слова на музыку, получилась «Песня защитников Москвы». Эта песня прошла с нашими бойцами от стен столицы до поверженного рейхстага.
Мне рассказывал Алексей Николаевич Гущин, что в те дни отец передал ему «Вечёрку» со стихотворением Суркова. Ему, человеку военному, (он преподавал на курсах «Выстрел»), были просто необходимы слова поэта, так яростно передавшего дух того времени, готовность на удар врага ответить сокрушительным ударом.
Алексей Николаевич был другом отца, наверное, даже больше чем другом. У них был договор: если кто-то не вернётся с фронта – не оставлять детей, как я понимаю, «без присмотра». И действительно, Алексей Николаевич навещал нас, всегда приносил мне гостинцы, интересовался, как учусь, нужна ли какая помощь.
Всё для фронта, всё для победы!
Война потребовала перестройки на военный лад всей жизни нашей страны. Значительно изменились и функции всех руководящих органов столицы. В центре их деятельности оказались такие задачи, как проведение мобилизации, перевод местной промышленности и всех отраслей городского хозяйства на военные рельсы, создание местной противовоздушной обороны, организация госпиталей и обеспечение их нормальной работы, забота о семьях военнослужащих.
Конец ознакомительного фрагмента.