Вы здесь

Мастер-класс для вожатых. 1 (С. В. Симпирович, 2015)

1

Выбираем лагерь

В условиях огромного выбора форм отдыха, который сегодня есть у ребенка и его родителей, вожатому важно понимать и разбираться, что представляет собой детский лагерь, какими бывают лагеря, чем они отличаются друг от друга и как это все влияет на работу вожатого. Поэтому начнем мы нашу книгу с краткого, но весьма полезного ликбеза.

Мы будем называть детским лагерем любую форму организованного отдыха детей и подростков, ограничиваясь нижней возрастной планкой в 7 лет и верхней в 18 лет. Лагеря для дошкольников – это совершенно отдельная огромная тема, так же как и молодежные лагеря, поэтому мы если и будем их касаться, то только в виде исключений. Традиционный детский лагерь – это организованный отдых большой группы детей, разделенных на отряды по возрасту, на загородной базе в период летних каникул. Продолжительность отдыха в детском лагере принято измерять в сменах, которые длятся от 3-х до 4-х недель. Сегодня почти все летние детские лагеря работают по педагогическим программам, в зависимости от которых, лагеря могут быть: творческими, спортивными, языковыми, трудовыми и пр.

Так как пребывание за городом на природе и жизнь по определенному режиму почти всегда приводит к укреплению, а то и к улучшению здоровья ребенка, то зачастую к термину детский лагерь добавляется определение оздоровительный – детский оздоровительный лагерь или сокращенно – ДОЛ. Для администрации важно, что пребывание детей в ДОЛ регулируются определенными нормативными документами, в том числе санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН). А для вожатого нужно знать, что жизнь в ДОЛ летом – это присмотр за детьми и днем и ночью, установленный распорядок дня, в котором неизменным будет время завтрака, обеда, полдника, ужина, подъема и отбоя, одно или два запланированных программой мероприятия в день, много свободного времени, которое придется заполнять именно Вам, теплая погода, спортивные площадки, лес, речка, озеро или море, активность и здоровый образ жизни на открытом воздухе.

Дети отдыхают не только летом, в осенние, зимние и весенние каникулы для них также открывают свои двери загородные лагеря. Основное отличие осеннего, зимнего и весеннего отдыха от отдыха в летней период в его продолжительности, смена в эти каникулярные периоды обычно длится от 5 до 10 дней. Программа организации детского досуга в этот недолгий период обычно очень насыщенна разнообразными играми и творческими мероприятиями. Во-первых, в силу погодных условий, в отличие от летнего периода, дети гораздо больше времени проводят в помещении, и буквально каждая минута их времени должна быть наполнена интересными, не скучными и полезными занятиями. Во-вторых, небольшая продолжительность смены, делает все очень концентрированным по времени и интенсивным по яркости впечатлений. Все то, что летом ребенок прожил и прочувствовал бы месяц, сокращается до нескольких дней. Если в летний период первые три-четыре дня смены ребенок может только адаптироваться и привыкать к условию жизни в лагере, то в каникулярные периоды осени, зимы и весны период адаптации сокращается буквально до пары часов. И, в-третьих, поскольку масштаб лагеря, и по количеству детей, и по количеству работников, в отличие от лета гораздо меньше, то основная деятельность происходит непосредственно в отряде, а почти вся нагрузка ложиться на вожатого.

Не у всех детей, в силу разных причин, есть возможность выезжать летом на природу. Для них в городских условиях открываются лагеря с дневным пребыванием детей. На базах школ, учреждений дополнительного образования, социальных или спортивных учреждений, при наличии определенных условий (возможности пребывания детей в дневное время с обязательным питанием), открываются детские лагеря, в которых дети (в основном до 13–14 лет) находятся с утра и до вечера, и иногда с утра и до обеда. Особенность таких лагерей в том, что, в основном, работают в них учителя, программа занятости предусматривает экскурсии и организованные выезды, работу кружков, организованные спортивные, игровые и творческие мероприятия. Вожатому в таком лагере нужно будет подстраиваться под существующую программу занятости детей, при этом быть готовым занять свой отряд интересным делом или игрой буквально в любую свободную минуту. В лагере дневного пребывания работают все те же правила и законы, что характерны для любого детского коллектива и отряда. Детей нужно будет: перезнакомить, превратить в сплоченный дружный отряд, разделить на микрогруппы, вовлекать в соревнования, конкурсы и игры и т. д.

Формы организации детского отдыха в настоящее время далеко не исчерпываются вышеприведенными примерами. Летом, кроме организованного досуга на стационарной базе, отдых может проходить в палаточном лагере. На загородной базе могут существовать несколько автономных детских лагерей, в этом случае разные организации снимают каждая свой корпус, в которых размещаются обычно немногочисленные (до 30 человек) группы детей. Досуг каждой группы организован по своей авторской программе и общих мероприятий при такой схеме практически нет.

Как бы ни был организован детский лагерь, на каких бы принципах ни строилась жизнь детей, задача вожатого – обеспечить интересную, полезную, комфортную, безопасную и здоровую атмосферу. В нашей книге мы будем в основном вести речь о классическом детском загородном летнем лагере, но основные закономерности и принципы работы с временными детскими коллективами останутся неизменными.

Первая встреча с вашими детьми

Одним прекрасным утром у вас в квартире раздается телефонный звонок. Старший вожатый или администратор детского лагеря приглашает вас, на следующий день, приехать на регистрацию детей. И вы с ужасом понимаете, что вот он и пришел, тот момент, которого вы так давно ждали – вы увидите своих детей.

На следующее утро вы приходите на место сбора и готовитесь к приему детей и их родителей – к регистрации. Регистрация – это первое знакомство с вашим отрядом. Это время, когда вы приглядываетесь к своим детям, а ребята, и также их родители, оценивают вас. Вам придется выдержать напор вопросов о проживании детей, о программе, о питании и о многом другом, и на все эти вопросы у вас должен быть ответ, или, хотя бы информация, к кому направить интересующегося родителя за пояснением. Для вас же, как вожатого, это время выяснения предвари тельной информации о ребенке:

имя и фамилия;

дата рождения;

День рождения в лагере – для ребенка очень важный момент. Он не дома, не с друзьями и неизвестно, приедут к нему родители или не смогут. Поэтому, ни в коем случае, нельзя забыть поздравить ребят, у которых день рождения приходится на один из дней вашей смены.

школа (ее особенности и специфика);

увлечения, хобби, привычки и склонности;

особенности здоровья;

Ребенок может не сказать вам, что, к примеру, у него энурез и будет скрывать свою особенность, по возможности, до конца, ночью, выходя сушить белье, или просто будет днем его менять на другое, украденное с соседней кровати. Поэтому, если вы узнаете об этом от родителей, вы можете поговорить с ребенком, помочь ему, пообещав менять белье, и никому ничего не говорить – держа это в тайне. Этим вы избавите ребенка от ненужного стресса.

особенности характера;

Есть дети, которые не любят, когда к ним прикасаются, и, не зная этого, вы можете спровоцировать нежелательный конфликт, просто взяв его за руку.

контактные телефоны родителей;

родственники, кто может приехать на родительский день.

Родители бывают в разводе и, когда к вам приедет папа вашего ребенка, он даже паспорт покажет, и попросит отпустить с ним сына. Вы, возможно, даже и не задумаетесь, что родителей иногда лишают прав на ребенка, и в таких случаях они не имеют разрешения приближаться к нему.

Вся эта информация поможет вам понять ваших подопечных и избежать возможных проблем, и тогда, в первый день заезда, группа детей, вы валившаяся из автобуса, уже не будет казаться чем-то не понятным и неизвестным. Это будет уже Ваш отряд!

Что делать с детьми в загородном лагере

Давайте поставим себя на место родителей и сформулируем, зачем ребенка отправляют в детский лагерь.

Причина первая – отдых на свежем воздухе с пользой для здоровья. Тут все ясно – на солнышке на природе лучше, чем в городе на асфальте.

Причина вторая – развитие самостоятельности. Без мамы, папы и бабушки с дедушкой навыки самообслуживания развиваются быстрее.

Причина третья – возможность интересно и с пользой провести свободное время. Творчество и спорт, веселые игры и новые яркие впечатления станут отличной альтернативой компьютерным играм и интернету.

И, наконец, новые знакомства и опыт общения со сверстниками. Каждый родитель надеется, что под присмотром опытных внимательных вожатых, в процессе всевозможных интересных дел, ребенок, даже застенчивый и робкий, найдет новых друзей и приобретет хороший опыт общения.

А дети? Что дети хотят от лагеря? Они хотят ярко и интересно проводить время, играть, творить, выдумывать, петь и танцевать, соревноваться, общаться и дружить. Не хотят они только одного – скучать. Детский лагерь и скука – вещи несовместимые.

Для того чтобы удовлетворить запросы родителей и интересы детей, жизнь в лагере должна быть интересной и насыщенной. Во многом, пребывание ребенка в лагере, зависит от уровня организации лагеря в целом, от того, насколько продумана и интересна программа общелагерных мероприятий, какие кружки функционируют в лагере и т. д. Но не меньше, а возможно, и больше, впечатления от отдыха в лагере у ребенка будут складываться из того, какой будет жизнь в отряде.

Качество отрядной жизни будет зависеть исключительно от умения и, главное, желания вожатого наполнять буквально каждую минуту свободного времени ребенка яркими и запоминающимися событиями. И, наоборот, у ребенка не должно быть времени, потраченного на праздное шатание и скучное ничегонеделание. Если вожатый не сумел или не захотел организовать детский досуг, раскрасить жизнь отряда яркими впечатлениями, то, будьте уверены, дети, по крайней мере, часть их, попытаются сделать ее интересной и веселой, ориентируясь на собственные, не всегда одобряемые взрослыми, представления о проведении досуга.

Дети, в попытках занять себя самостоятельно, становятся источником повышенной опасности для себя и окружающих, так как в любой момент могут куда-нибудь залезть, откуда-нибудь свалиться, что-нибудь сломать. Не перечисляя возможные асоциальные и вредные для физического и психического здоровья способы проведения свободного времени, можно сказать что большого выбора вариантов у современных детей не так уж и много. Часть мальчишек, возможно, уйдет играть в футбол, часть отряда, собравшись в беседке, будет играть в карты. А кто-то будет просто лежать на кровати, и слушать музыку в телефоне, гонять в игры на взятом из дома планшете, или читать электронную книгу. У детей, которые подавляющую часть свободного времени проводят с мобильниками и компьютерами, формы доступного им времяпрепровождения, несомненно, будут связаны с привычными для них видами деятельности. А это значит, что время детского лагеря, время активного содержательного творческого досуга, будет потрачено впустую.

И конечно, бесцельно проводимое свободное время может вызвать у ребенка грусть, тоску по дому и слезы. Когда детям скучно, в голову лезут разные мысли: «Зачем я здесь?», «А не лучше ли было бы дома?», «А не попросить ли родителей забрать меня домой?!». Подавляющее большинство звонков родителям с жалобами на лагерь, отряд и вожатого происходят в так называемое свободное, то есть не структурированное вожатым, время.

Насыщенная отрядная жизнь, несомненно, должна быть организованной. Иначе она превратиться в хаотичный калейдоскоп всевозможных игр, мероприятий, событий и впечатлений, от которых дети могут просто устать и потерять интерес к происходящему. Также, все вышесказанное вовсе не означает, что ребенок от рассвета до заката должен, как белка в колесе, постоянно быть активным, в чем-то участвовать, быть чем-то занятым. У каждого ребенка должно быть личное свободное время, так как кому-то нужно отдохнуть, кому-то – пообщаться с друзьями, а кому-то – побыть в одиночестве. Но этого личного времени не должно быть много. С учетом времени тихого часа или послеобеденной сиесты, по 30 минут в первой и второй половине дня вполне достаточно.

А для того чтобы отрядная жизнь и вами, и вашими подопечными воспринималась легче и проще, существуют несколько простых вещей, которых стоит придерживаться:

План на день

Его наличие даст вашему отряду четкое представление о том, что именно и когда будет происходить в течение дня. План должен быть составлен накануне вечером и к подъему детей висеть на отрядном месте. Вожатому желательно придерживаться собственноручно написанного плана, а детям необходимо знать и понимать, что именно проходит или будет проходить в отряде в любой момент времени. Показателем организованной отрядной жизни является то, что ребенок всегда может сказать «А сейчас (через 10 минут, перед ужином) у нас игра (репетиция, сбор) и т. д.». И наоборот, если ребенок на вопрос «А что у вас будет после полдника?» отвечает: «не знаю» или «ничего», то это повод для вожатого пересмотреть план отрядных мероприятий на день.

Утренний отрядный сбор

Проводится обычно либо до завтрака, либо сразу после него. На этом сборе, вы расскажете о том, что ожидает ваш отряд в течение дня. Информация о мероприятиях должна быть конкретной и понятной каждому ребенку: что, где, в какое время. Если в каком-либо мероприятии принимает участие не весь отряд, то необходимо пояснить, что именно будут делать в это время остальные. Вожатый раздает задания и поручения на день отряду в целом или для конкретных команд в отряде. Также, на утреннем сборе проводится подведение итогов прошедшего дня. Если у вас в отряде работает система награждений и поощрений, то утренний сбор – то самое время и место, где озвучиваются имена победителей, призеров и отличившихся ребят

Чередование видов активности

При планировании отрядных мероприятий, старайтесь чередовать виды активности: физическую активность должна сменять творческая, подвижные игры должны чередоваться с интеллектуальными викторинами и т. д. С учетом биоритмов детского организма, первая половина дня идеально подходит для спартакиад, веселых стартов, и просто подвижных игр на свежем воздухе. Вторая половина дня – это время различных творческих мероприятий и командных игр.

Проводите отрядные мероприятия

Независимо от насыщенности общелагерными мероприятиями, соревнованиями, экскурсиями и кружками, старайтесь проводить, как минимум, одно досуговое отрядное мероприятие. Наличие таких мероприятий придает своеобразие и неповторимость вашему отряду.

Играйте с детьми

Вывести свой отряд на футбольное поле и предоставить детей самим себе, несомненно, проще, чем организовать для своего отряда несколько веселых игр. Но именно наличие в багаже большого запаса игр, и главное – готовность их применять в любую свободную минуту, дает вожатому неоценимый инструмент организации детского досуга и сплочения отряда, творческого и физического развития детей.

Занимайте интересным делом каждого ребенка

У детей разный характер и темперамент, разные интересы и склонности, и, если почти весь ваш отряд с удовольствием развлекается на футбольном поле, а две девочки скучают на скамейке у корпуса, то необходимо постараться найти возможность избавить их от скуки. У вожатого в запасе должно быть несколько игр, позволяющих занять одного или нескольких детей, и не требующих от них большой активности. Шахматы, морской бой, нарды, современные настольные игры: скрабл, дженга, свинтус, элиас, а для большой компании – мафия, все эти игры позволяют интересно и с пользой проводить время, развивают навыки общения и творческие способности. Используя готовые игровые наборы, и объединяя несколько игр, вожатый может устраивать в своем отряде вечера игр, которые могут стать интересными отрядными мероприятиями.

Три периода одной смены

В этой главе мы постараемся более подробно разобрать и структурировать основные, наиболее важные, этапы смены. Для удобства, разделим нашу смену на три этапа и выделим наиболее значимые задачи для каждого. Итак, любую смену в детском лагере, кроме, пожалуй, самых коротких – трехдневных смен, мы разделяем на следующие периоды: организационный, основной и заключительный. Каждый из них имеет свои особенности, задачи, трудности и ключевые цели.

Организационный период

Организационный период является на наш взгляд самым важным в работе с детской группой. Именно во время организационного периода закладываются основы работы всей смены. Ошибки оргпериода исправить очень сложно, поэтому важно четко понимать цели и задачи вожатого в работе с группой на протяжении этого времени. Традиционно, оргпериодом называют первые три дня смены. Давайте разберем подробнее, что же должен сделать вожатый за это время…

Формирование временного коллектива

Одна из важнейших задач, стоящих перед вожатым во время орг-периода – создать из группы, чаще всего незнакомых друг с другом ребят, дружный коллектив, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно; создать доброжелательную атмосферу, выявить среди детей лидеров, разделить ребят на микрогруппы (патрули, звездочки, звенья и т. п.), перезнакомить всех, “задать настроение” на всю смену… Короче говоря – создать КОМАНДУ!

Это трудно, но от того, как вожатый справится с этой задачей, зависит едва ли не половина успеха в дальнейшей работе.

Формирование норм и правил

ОЧЕНЬ ВАЖНО! В первый же день! На первом же отрядном сборе! Объяснить детям, что можно, что нельзя и “ ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ……”. Сюда входят и общие правила лагеря, и те правила, которые вы хотите ввести в отряде, и запреты, и правила пользования чем-либо, и общая информация о розетках, ценных вещах, и МНОГО чего еще… Сделать это можно разными способами, но сделать это надо ОБЯЗАТЕЛЬНО.

«Вживание» и снятие напряжения

Ребенок, приехавший в лагерь, не важно впервые или нет, так или иначе, испытывает эмоциональный шок. Незнакомое место, новые люди, какой-то взрослый, вообразивший себя самым главным. …И рядом нет мамы с папой, знакомых и друзей, и непонятно, как еще все сложится… и страшно и интересно одновременно. Задача вожатого, как можно раньше снять это напряжение. Показать ребенку, что вокруг друзья, что будет интересно, что никто не обидит.

Постановка задач на смену

Предварительное планирование – важный подготовительный этап в работе вожатого. И мы надеемся, что Вы, конечно, его провели. Но, как известно, даже самый хороший и подробный план нуждается в корректировках. В первые дни в лагере Вы более близко познакомитесь со своим отрядом и, возможно, поймете, что некоторые запланированные Вами дела “не пойдут”. Может, изменится общелагерная программа или просто погода будет дождливой. И одной из целей оргпериода будет корректировка плана Вашей работы. Так же, более полно оценив Ваш отряд, пообщавшись с ребятами и напарниками, нужно будет наметить задачи смены. Говоря проще – на что будет нацелена Ваша работа с отрядом. Просто отдохнуть и повеселиться, сделать упор на сплочении отряда, затронуть социальные аспекты, акцентировать свою работу на развитии личностных качеств ребят, на групповой работе и так далее.

Основной период

Поддерживание работы временного коллектива

Итак, прошли первые дни смены. Планы скорректированы, созданы микрогруппы, смена “началась”. И целью вожатого становится поддержание работы отряда. Другими словами – вы “ведете” своих ребят по смене согласно Вашему плану, поддерживая по необходимости интерес отряда. Здесь главное – внимательный анализ Вашей работы. Что прошло хорошо, какие мероприятия наиболее интересны, чего не хватает, как ребята реагируют. Важно, также, получение “обратной связи” от ребят и своевременное корректирование работы.

Решение проблем

Какой бы дружной и доброжелательной ни была обстановка в вашем отряде, проблемы будут возникать. Важнейшей задачей основного периода для Вас станет вовремя отслеживать возникающие проблемы и конфликты и решать их. Мы имеем в виду и межличностные отношения ребят в отряде, и групповые отношения, и личные проблемы ребенка, и проблемы бытовые и многое другое.

Ведение смены

У каждой смены есть “идея”, некая общая направленность. Исходя из неё, Вы ведете свою работу, поэтапно продвигаясь по плану смены. Мы не рекомендуем делать “резкие повороты”, кардинально менять идеи смены.

Заключительный период

Логическое завершение работы на смене

В течение смены вы движетесь к какой-то определенной цели – найти клад, спасти принцессу, построить корабль, так вот – не забудьте под конец этот клад все же найти.

Подведение итогов

В процессе работы на смене вы, скорее всего, зарабатывали баллы, побеждали в конкурсах, вели общее соревнование в отряде. По окончании смены подсчитайте все результаты, подготовьте призы и подарки, поздравьте и наградите победителей.

Создание атмосферы “завершения”

Многим ребятам очень трудно расставаться с лагерем. За три недели они привыкли к распорядку дня, у них появились новые друзья, новые интересы и просто новая хорошая компания, которой у них, возможно, не было в городе, поэтому в конце смены у вас в отряде могут возникнуть грусть и слезы. Поддержите таких ребят, сообщите о встрече в городе, которая состоится осенью, предложите ребятам обменяться телефонами.

В противовес этому в отряде может возникнуть кризис «последнего дня» – мы уже уезжаем, поэтому ничего делать не надо и правила можно нарушать, все равно не выгонят. В этот период уделяйте удвоенное внимание дисциплине и проводите игры, которые уже не требуют больших усилий от детей так, как они уже устали играть.

Завершение организационных дел с администрацией и хозяйственными службами

В конце программы вы должны собрать всю канцелярию, спортивный инвентарь и постельные принадлежности, которые вы получили в первый день смены и сдать все в хозяйственный отдел лагеря. Не пугайтесь, скорее всего, многих вещей у вас будет недоставать. Исписанные фломастеры, потерянные ножницы и разорванные и выкинутые детьми наволочки – это известные проблемы. Вопросов со стороны завхоза можно избежать, просто имея хорошие с ним отношения, поскольку многие вещи приобретаются в лагере с учетом естественных для детского коллектива процессов порчи и потери всего, что можно испортить или потерять.

Первые три дня, или оргпериод

Оргпериод – это первые три дня пребывания ребенка в лагере. Это самые напряженные, насыщенные и непростые дни для вожатого. По тому, как прошел в отряде оргпериод, можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, как пройдет вся смена целиком. По этому эти дни требуют от вожатого максимума усилий, а для того, чтобы все прошло без сучка, без задоринки, в этот период свою работу желательно распланировать буквально по минутам. Сделать это лучше всего со своим напарником еще до начала смены. Конечно, вам вероятнее всего придется отойти от заранее намеченного плана, но, в любом случае, предварительно продуманные мероприятия помогут сделать так, чтобы эти дни прошли максимально четко и организованно.

Вот примерный минимум того, что вам нужно будет сделать в оргпериод:

познакомиться с вашими детьми и перезнакомить их друг с другом;

сформировать структуру вашего отряда и заложить отрядные традиции и ритуалы;

создать комфортную обстановку для каждого ребенка в вашем отряде;

показать детям, что в вашем отряде весело, интересно и не скучно;

решить все организационные вопросы;

приучить детей к порядку, которого вы решили придерживаться у себя в отряде;

и многое другое.

Оргпериод, а особенно первый день, обычно сливается в сплошной калейдоскоп сменяющих друг друга событий и маленьких проблем, которые вам придется оперативно решать. Здесь, как нельзя, кстати, будет понимание того, что, когда и как вам необходимо сделать, организовать и провести.

Если у вас еще нет четкого представления, каким может быть ваш первый день, то советуем воспользоваться нашим планом.

План дня

Дети 6–8 лет

12.00 Заезд.

12.30 Расселение.

Маленьким нужно помочь и все показать. Провести их в палату, показать, где находятся туалеты и душ, где чья тумбочка, как правильно застилать кровати, где хранятся чемоданы и многое другое.

13.30 Организационно-хозяйственный час.

14.00 Обед.

14.45 Знакомство с территорией. Игры на знакомство.

Играть можно прямо на улице: у столовой, на стадионе, за медпунктом и т. д.

16.45 Полдник.

17.15 Конкурс на лучшее оформление палаты.

После конкурса обязательно соберите все канцелярские товары, а то малыши тут же все потеряют.

18.00 Игры на свежем воздухе.

19.00 Ужин.

20.00 Отрядный вечер или огонек.

21.30 Отбой.

План дня

Дети 12–14 лет

12.00 Заезд.

12.30 Расселение.

13.00 Организационно-хозяйственный час.

Обратите внимание на режимные моменты и оставьте время на детские вопросы.

14.00 Обед.

14.45 Игры на знакомство, командное сплочение и выявление лидеров.

После этих игр деление на команды пройдет легче.

16.30 Деление на команды.

17.00 Полдник.

17.15 Игра на знакомство с территорией.

18.00 Подготовка к отрядному вечеру и представлению команд.

19.00 Ужин.

20.00 Отрядный вечер.

Его можно провести в виде творческого вечера, где у каждой команды будет возможность проявить себя во всей красе.

21.30 Огонек.

22.30 Отбой.

Надеюсь, вы заметили, что мы распланировали первый день таким образом, чтобы маленькие дети больше времени проводили на воздухе, а у старших он оказался весьма насыщенным разнообразными мероприятиями в помещении. Если у вас возникли вопросы, связанные с тем, почему наш план составлен именно так, загляните в раздел “Возрастные особенности детей”.

Такой план является базой. Это костяк вашего дня, на который надо нарастить еще много «мяса», то есть конкретных игр, которые вы будете проводить.

Надеемся, что в этом месте вы уже готовы задать нам вопросы:

Легко сказать «игры на знакомство», а какие?

Легко сказать «организационно-хозяйственный час», а что это такое?

Легко сказать «огонек», а какой?

Здесь можно сделать небольшую паузу, обдумать все, о чем мы говорили ранее и… мы продолжим знакомиться с законами жизни в детском лагере.

Заселяемся в корпус

Расселение детей по палатам воспринимается ребенком, как начало лагерной жизни, поэтому, чем более организованно все пройдет, тем меньше обид и конфликтов будет у вас в дальнейшем.

Перед распределением детей по палатам вожатому уже желательно знать, сколько детей у него в отряде и иметь под рукой список с количеством мальчиков и девочек. Зайдя вместе с детьми в корпус, проведите их в общий холл или игровую комнату, попросите поставить свои сумки и чемоданы в одном углу и начинайте распределение по палатам, учитывая пожелания детей.

Пусть ребята сами решают, кто с кем поселится в одну палату, но следите, чтобы не было обиженных. Проще всего поступить следующим образом: ”Мне нужно пять (четыре, семь) человек, которые хотят жить вместе. Есть такие?” Как только такая группа набралась, ваш напарник отводит их в комнату, помогает расселиться, а вы, тем временем, комплектуете следующую группу и так до тех пор, пока все ребята не будут расселены.

В те палаты, из которых есть выход на балконы и лестницы, а также в самые дальние палаты постарайтесь поселить самых маленьких или самых спокойных детей.

Обычно расселение по палатам занимает не очень много времени, но только в том случае, если вы заранее все продумали и провели это мероприятие вместе со своим напарником четко и организованно.

У ребят должно быть время на то, чтобы самостоятельно разложить свои вещи и привыкнуть к своей комнате. Вы, пока, можете обойти все палаты, проверить, кто, как устроился, нет ли ссор и конфликтов, например из-за того, что дети не могут поделить тумбочки (которых, кстати, не всегда хватает). Общий сбор назначайте через 15–20 минут в игровом холле для того, чтобы рассказать о правилах, существующих в отряде и в лагере. Этот момент в нашем плане дня называется организационно-хозяйственный час.

Организационно-хозяйственный час

В череде отрядных мероприятий организационно-хозяйственный час, пожалуй, одно из самых важных и первых, так как именно на этом своеобразном организационном собрании вам придется объяснить детям правила пребывания в лагере. Ребята должны знать, что лагерь это не полная свобода и вседозволенность, а интересная, насыщенная, но заключенная в определенные рамки жизнь. Чем старше дети, тем больше времени надо уделить объяснению разных организационных и дисциплинарных моментов, а также ответам на бытовые вопросы, которые обязательно появятся у детей. В младших отрядах сведите свой инструктаж к минимуму, так как маленькие дети все равно не запомнят все с первого раза. Просто проведите маленькую экскурсию и покажите: куда положить чемодан, где мыть ноги, как застилать кровати и т. д. В целом, возможные проблемы с маленькими детьми будут скорее связаны не с нарушением дисциплины, а с незнанием и неумением выполнять элементарные вещи: заплетать длинные волосы, убирать постель и т. п. Вашу по-настоящему первую встречу обязательно начните со слов: ”Ребята, поздравляю вас с тем, что мы, наконец, приехали в лагерь. Все ли помнят, как меня зовут?..”

О чем обычно говорят на орг. встрече?

Три стандартных “Нельзя”:

• употреблять спиртные напитки;

• курить;

выходить одним за территорию.

Расскажите о правилах жизни в лагере так, чтобы дети сами поняли, что их надо выполнять. Можно привести примеры нарушений правил и неизбежных последствий таких нарушений, и иметь в запасе пару вожатских баек, о том, как в одну из прошлых смен, один мальчик ушел с территории лагеря и…

Одним из вариантов проведения этого мероприятия может быть игра по выработке законов лагеря. Ребята делятся на две-три команды. У них есть 15–20 минут, чтобы выработать 7 главных законов жизни в лагере. После этого начинается обсуждение. Каждая команда предлагает свои законы и пытается убедить другие команды в том, что именно этот является самым главным. В конечном счете, нужно выбрать пять самых главных законов.

Далее на основе того, что выбрали ребята, вы расскажете им о законах, действующих в лагере. Чаще всего они будут почти совпадать.

Можно составить свод законов и вывесить его на видном месте в корпусе.

Маленькие отрядные правила:

правило Вежливости – не перебивать говорящего и не разговаривать, когда говорит взрослый;

Можно научить детей правилу правойруки: “Поднятая правая рука – полная тишина”.

правило Джентльменства – молодым людям неприлично находиться в одном помещении с дамами в головном уборе;

правило Точного времени – не опаздывать на отрядные и общелагерные мероприятия;

правило Информации – уходишь гулять по лагерю, скажи об этом вожатому.

Санитарно-гигиенические требования и правила противопожарной безопасности:

где хранить продукты;

где сушить одежду и куда складывать обувь;

где можно зарядить мобильник;

можно ли выходить на балконы и т. д.

Режим дня:

время подъема и отбоя;

тихий час;

время и место сбора в столовую и т. д.

Оставьте время для того, чтобы ответить на детские вопросы. Они обязательно появятся, особенно у старших детей и будут многочисленными и разнообразными: “А есть ли здесь WI-FI?”, “Есть ли в лагере прачечная?”, “А мне родители разрешили курить и что теперь?!”, “Когда пойдем в магазин?” и т. д. Ничего страшного, если вы не сможете сразу ответить на какой-нибудь вопрос. Вернитесь к нему позже, когда у вас будет подробная информация, интересующая ребенка.

Деление на команды

В вожатской практике вы очень часто будете сталкиваться с необходимостью разделить ваш отряд на более маленькие группы или команды. Причины могут быть разными – для проведения разнообразных мероприятий, игр, спортивных соревнований и много другого.

Такие группы могут быть временными, на одну игру, и постоянными, на весь период смены. Мы рассмотрим различные варианты деления, рассчитанные на разное количество и возраст участников. Как правило, они достаточно универсальны и просты. По нашим наблюдениям, практически используется один-два хорошо известных способа. Но, имея в запасе, и применяя в зависимости от ситуации, достаточно разнообразные виды деления, вы добавите участникам заинтересованности в последующих за делением занятиях. Грамотно подобранное и проведённое деление соответствующим образом настраивает группу и помогает ребятам “легче войти ” в то, что будет происходить далее.

Дерево

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора.

Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого уже выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (или легко смывающимся фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Арифметика

Это очень хитрый и, немного нечестный способ. Используйте его тогда, когда вам нужно получить команды с определённым набором игроков. Вы просите участников, по одному конечно, назвать вам любое число. Потом изображаете некоторое время «усиленную ра боту мысли» и определяете человека в нужную вам команду. На самом деле, никакого принципа деления у вас нет, вы делите детей произвольным образам. При некоторой сноровке, создаётся впечатление, что вы используете некую закономерность.

Коллектор

Это способ можно рассматривать и как деление на группы, и как отдельную игру. Для проведения потребуются специальные карточки. Карточки различаются по нескольким признакам

– по цвету

– по форме

– по написанным на них цифрам

– нарисованным символам и т. д.

Таким образом, получается, к примеру, пять синих, пять красных и пять зеленых карточек. Среди них, не учитывая цвет, пять квадратов, пять кругов и пять треугольников. И так далее. Карточки раздаются участникам, и им предлагается, для начала, собраться в команды по цвету карточек. Ребята собираются в несколько команд, после чего проводится маленькая игра, например, всем детям в команде нужно выстроится по цвету глаз, от самых темных до самых светлых. Потом команды объединяются по форме карточек, по четным и нечетным цифрам, нарисованным символам, и так далее. При каждом варианте деления необходимо проводить новую мини-игрушку (построиться по алфавиту имен, по размеру ладошек, по дням рождения от января до декабря и т. д.) Способ хорош для проведения в первые дни – он позволяет всем быстро перезнакомиться, пообщаться в непринужденной форме, в процессе игрового тактильного контакта снять возникающее напряжение.

Моё – не моё

Из всего отряда, для начала, выбираются капитаны команд. Они становятся спиной к группе и закрывают глаза. Вожатый по очереди спрашивает их, указывая на кого-нибудь, «это твоё?». Если капитан отвечает «Да» – тот, на кого указывал ведущий, переходит в соответствующую команду. Если «Нет», то вожатый показывает на другого участника.

Молекулы

Все участники игры свободно и хаотично передвигаются по игровому помещению. Каждый из них представляет собой один атом. По сигналу ведущего атомы (игроки) должны объединиться в молекулы – взяться за руки, образовав круг. Молекулы могут состоять из двух, трёх и более атомов. После того, как молекулы были образованы, игра продолжается, отдельные атомы снова перемещаются до следующего сигнала ведущего. Если вожатый говорит «Температура повышается», то «атомы» двигаются быстрее и наоборот. Соответственно, в конце игры можно создать нужное количество команд.

Талисман

Каждый участник выбирает какую-нибудь маленькую вещь – свой талисман. Это могут быть расчёска, брелок, заколка или часы. Вожатый собирает талисманы и, перемешав, складывает в кучу. Далее, выбирается один из игроков – Оракул. Оракулу завязывают глаза и сажают спиной к талисманам и игрокам. Ведущие, беря по очереди талисманы из общей кучи, спрашивает Оракула, в какую команду определить тот или иной талисман. После того, как все талисманы определены, игроки разбирают их и образуют команды.

Знакомство с территорией

Представления детей о размерах окружающего мира не совсем похожи на наши, взрослые. Если нам лагерь может показаться совсем небольшим, то для ребят, особенно для малышей, это огромная неизведанная страна. И с этой страной детей нужно обязательно познакомить, чтобы ребята как можно скорее узнали, где находится медпункт, клуб и футбольное поле и свободно ориентировались на территории. Такое знакомство лучше всего провести в виде веселой и интересной игры. Такие игры так и называются:

«Игры на знакомство с местностью».

Веселая экскурсия (для самых маленьких)

Это путешествие по лагерю, во время которого у каждого объекта, с которым вы хотите познакомить ребят, можно делать остановки и проводить маленькие веселые игры.

Терра – инкогнита или неизведанная земля

Для этой игры каждой команде выдается лист со своим маршрутом, где нанесены пункты и их очередность (1 – столовая, 2 – административный корпус, 3 – клуб и т. д.). У каждого такого пункта ребят встречают взрослые и проводят с ними маленькие конкурсы и викторины.

Следопыт

Все ребята делятся на команды и каждая команда должна как можно быстрее и точнее ответить на несколько вопросов. Для того чтобы выполнить задание, командам нужно пробежать по территории. Вопросы могут быть такими:

– сколько скамеек у столовой?

– сколько окон в здании медпункта?

– сколько углов у беседки за 2-м корпусом?

– какого цвета баскетбольные щиты? и т. д.

Репортер

Каждой команде дается 1–1,5 часа, для того, чтобы ответить на вопросы, которые вам нужно заранее подготовить и раздать каждой команде. После сбора информации ее можно оформить в виде газеты.

Вопросы могут быть такими:

– какого цвета глаза у вожатой 4-го отряда?

– чего боится главный врач?

– самая страшная тайна директора лагеря? и т. д.

7 чудес света

Команды получают задание – найти на территории лагеря что-то, напоминающее одно из чудес света. Нужно придумать легенду – объяснение, почему мы считаем, что это именно так. Вот семь чудес света:

Египетские пирамиды, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, гробница Мавсола, Александрийский маяка если мы в чем-то и ошиблись, то не судите нас очень строго!

Пропавшая экспедиция

Каждая команда получает в начале игры записку, в которой в зашифрованном виде написано место, где находится следующая записка. Нужно пробежать по маршруту, собрать все записки и расшифровать послание, которое оставила «пропавшая экспедиция».

В послании может быть легенда смены, отрядные традиции, напутствия и т. д.

Волшебные зверушки

На территории, на стенах разных зданий (мед пункт, столовая, жилые корпуса и т. д.) мелками нужно нарисовать контуры небывалых животных. Детям дается задание: найти изображения этих животных, перерисовать их, придумать им названия и легенду. Легенда может быть о том, как они появились, и что их связывает между собой, и что означают эти изображения.

В конце каждая команда показывает и рассказывает то, что у них получилось.




Как привлечь внимание детской аудитории

Много раз за день вожатому приходится собирать свой отряд. Вы будете собирать детей в игровой комнате, в общем зале, на улице для того, чтобы провести с ними игру или обсудить режимные моменты, нарушение дисциплины в отряде, сообщить какую-нибудь информацию и просто для того, чтобы построиться на завтрак. И в том, и в другом случае, чтобы что-то сказать, нужно добиться тишины и привлечь к себе внимание. Конечно, можно и нужно делать это весело и интересно, настраивая детей на игру (особенно с младшим отрядом). Но иногда, важно сразу создать у ребят серьезное и в чем-то деловое настроение. Поэтому существует два подхода к тому, как же привлечь внимание детей. Назовем первый – «Игровой», а второй – «Строгий».

«Игровой» способ

Вожатый может уже находиться в игровой комнате и заниматься своими делами или наоборот, прийти в общий холл или место сбора к началу мероприятия, но, собираясь сказать что-то детям, он должен встать так, чтобы его было хорошо видно и слышно всем. На улице можно встать на крыльцо, на скамейку и т. д.

Между вожатым и детьми должно быть свободное пространство (если дети обступят вас со всех сторон, то объяснять правила игры будет несколько затруднительно).

Попробуйте несколько секунд просто помолчать, давая детям понять: «Я уже здесь». В этот момент дети начнут концентрировать свое внимание на вас и постепенно затихать.

Для того чтобы добиться полной тишины, самое время сыграть в одну из следующих игр:

Громкоговоритель

Вожатый объясняет и показывает: «Моя рука – регулятор громкости, как на магнитофоне или плеере. Когда я раскрываю руку – это значит громко. Когда соединяю пальцы – совсем тихо. Сжимаю в кулак – поем «про себя». Выбираем песню, которую все знают и поем. После первой удачной пробы можно усложнить: мальчики следят за левой рукой, а девочки – за правой.

Раз, два, три

Вожатый объясняет: «Когда я говорю «Раз», вы хлопаете в ладоши один раз. Когда я говорю «Два» – хлопаете два раза, «Три» – три».

Можно применить «Правило правой руки».

Просто громко дунуть в свисток.

Эти игры и приемы лучше разучить в самом начале смены, чтобы дети привыкли к ним, и каждое мероприятие начиналось бы с одной из этих игр.

А теперь, когда внимание ваших подопечных приковано к вам, можно объяснять им, для чего они сейчас здесь собрались.

«Строгий» способ

Встать или сесть там, где детям вас хорошо видно и слышно.

Выдержать паузу, старясь молчать не меньше минуты, при этом очень важно поддерживать с детьми зрительный контакт, т. е. переводить взгляд с одного ребенка на другого.

Попросить детей чуть пересесть, отодвинуться, снять головные уборы и т. д. Просьба вроде бы вполне естественна и легко выполнима, но маленькая уступка со стороны ребят ведет к последующим и сразу показывает, кто здесь «главный».

Помолчать еще несколько секунд. Если какой-то ребенок демонстративно не обращает на вас внимания, посмотрите на него и назовите по имени, чуть повысив голос. Даже если ребенок отвернулся или слушает плеер, его соседи наверняка помогут ему обратить на вас внимание: локтем в бок или строгим шепотом: «На тебя вожатый смотрит!!!».

В полной тишине объясните детям цель сбора, при этом можно говорить ровным, спокойным и тихим голосом – вас все равно услышат.

Как поддерживать чистоту и порядок в корпусе

Самый идеальный порядок в корпусе можно увидеть до того момента, как дети приехали в лагерь: все идеально чисто, вымыто и убрано. Стоит только в палату войти детям, и беспорядок возникает как по волшебству. Отсюда самый эффективный и самый простой метод поддержания чистоты: «Корпус убран – детей в нем нет!!!», т. е. после того, как все палаты будут приведены в порядок, отряд в полном составе отправляется развлекаться на улицу. Корпус, при этом, часто просто запирается. «Нет детей – нет беспорядка» – вот суть этого метода.

Вообще-то, идеальный порядок в детской комнате это что-то противоестественное. Наводить чистоту дети не любят и потому делают это с неохотой. Конечно, вы можете заставить их убираться, пригрозив, например, отменой дискотеки, если в комнатах будет бардак, Но гораздо лучше превратить скучную уборку в игру, в которую втянутся ваши дети. Объявите соревнование на звание образцовой палаты, с обязательным награждением по его итогам, и вам не придется заставлять детей наводить чистоту. Но тогда не забывайте каждый день лично контролировать состояние палат, подводить итоги, оглашать результаты вашему отряду. Лучшую палату необходимо, время от времени, реально поощрять, чтобы дети не потеряли интерес к этому соревнованию.

Есть также специальные «вожатские» способы вызвать у детей чувство вины и в качестве «наказания» заставить делать уборку. Например, ночью раскидать обувь в коридоре, перевернуть стулья и, вообще, устроить беспорядок, а наутро обвинить в этом детей: «Сами набедокурили – сами убирайте» (главное, чтобы дети вас на этом не подловили). Способ конечно, не педагогичный, но, возможно, сработает именно он.

Режимные моменты

Каждый день в лагере не похож на предыдущий, но есть мероприятия, повторяющиеся изо дня в день – это подъем, зарядка, завтрак и т. д. Эти моменты жизни лагеря называются режимными, потому что они определяют правила, по которым живет организованный детский коллектив. Итак, давайте посмотрим на примерный план дня в детском оздоровительном лагере и разберем проблемы, которые могут возникнуть с каждым из пунктов.

Подъем

Предположим, что подъем у вас в лагере будет в 8:30. Поднявшись, в ваше первое утро, вы увидите, что какая-то часть детей уже встала, хотя вы и поднялись пораньше в 8:00, а остальные крепко спят, и совершенно не горят желанием просыпаться. Это происходит оттого, что все дети разные – у каждого свои биоритмы. Кто-то привык вставать в семь утра, а кому-то родители давали поспать до десяти. И за один день они не смогут сменить ритм жизни. Что делать?

Вставайте раньше (как это ни тяжело) и занимайте или просто контролируйте тех, кто уже поднялся. Если вы оставите их утром бездельничать, эти 1–2 часа скуки могут испортить их настрой на день, и они проведут его как сомнамбулы, несмотря на все ваши усилия. Или же наоборот, это будут 1,5 часа стояния на голове и бегания по корпусу, что тоже нравиться далеко не всем.

Тех, кому не хватает 15 минут на подъем, заправку кровати и чистку зубов, будите в первую очередь. Это очень часто относится к девочкам, особенно старшего возраста. Достаточно подойти и разбудить ребенка за полчаса до официального подъема, и к нужному времени он будет бодр и собран.

Зарядка

Первая проблема, которая может возникнуть – это дети, которые в первый же день заявят вам, что они освобождены от физкультуры. Однако достоверной информацией о допуске ребенка к зарядке владеет только медицинский работник лагеря, у которого в первый день собираются все мед. документы на каждого человечка в лагере. Именно он подойдет к вам со списком ребят вашего отряда, освобожденных от физкультуры. Такие дети могут просто выйти вместе со всеми на улицу и сделать комплекс очень легких упражнений. Конечно, к каждому ребенку нужно подходить индивидуально, ведь у него действительно может болеть голова или он просто не очень хорошо себя чувствует. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы иногда освобождать кого-нибудь от утренних упражнений.

И, второе, на зарядку все дети идут неохотно, потому что изо дня в день повторять круговые движения головой и вращения рук по часовой стрелке становится скучно. Это как манная каша, которая, на самом деле вкусная и полезная, но воспринимается детьми как вселенское зло просто потому, что ею их кормят ежедневно, начиная с яслей.

Как сделать манную кашу вкусной? Как сделать зарядку веселой? Просто надо веселиться! Вы можете помочь себе и своим детям, если постараетесь сделать утренние упражнения веселыми и необычными, например, делая из них сказку, где каждому дается определенная роль с соответствующим движением или несколькими. Вы рассказываете сказку, например, «Колобок», и когда ребенок слышит имя своего героя, он делает свое движение. И не забывайте, что ваша задача не провести полный комплекс упражнений по подготовке олимпийских чемпионов, а дать детям утром подвигаться и окончательно проснуться.

Завтрак

Если вы попали в лагерь со строго организованной системой передвижения отрядов по территории, вам надо будет строить свой отряд, а детям это не понравится. У них аллергия на слово «пары» развилась еще в детском саду. Но правила лагеря нельзя изменить. Что у вас остается, чтобы и волки были сыты и овцы целы?

Не хотите идти в парах? Тогда давайте пойдем:

в тройках;

в цепочке;

в замкнутой цепочке – в центре вожатый, который «не хочет есть»;

в шеренге – три шага вперед, два назад;

в колонне, при этом у всех, кроме первого закрыты глаза.

расправив руки и гудя как самолеты;

считая шаги;

и т. д. – вариантов может быть ну очень много.

При таком построении и дети довольны: они не как всегда и не как все, и правила соблюдены. Советуем как-нибудь на досуге до начала смены записать на листочке 22 способа веселого похода в столовую.

Тихий час

Это, конечно же, очень спорный вопрос: нужен тихий час или нет. Дети не любят спать днем, но если это предписано правилами лагеря – тихий час будет. Дневной отдых необходим в медицинских целях, так как биоритмы детского организма это не домыслы.

Если ребенок будет только бегать и прыгать, то произойдет истощение, а не восстановление организма. А ведь лагерь-то оздоровительный.

Тихий час это не обязательно только сон, это 1,5–2 часа, когда мы в корпусе и ведем себя тихо-тихо. Это может быть:

чтение книг;

написание писем домой;

игры в шахматы, шашки;

решение кроссвордов.

Можно сказать, что тихий час это еще время, когда дети дают отдохнуть вожатым.

Тихий час может быть двух видов:

организованный;

неорганизованный.

В чем различие?

Организованный тихий час – это турнир по шахматам на приз «Получасовой отсрочки отбоя», конкурс кроссвордистов на время и т. п. То есть это мероприятия, организованные вами, но не требующие вашего непосредственного участия, и удовлетворяющие требованиям тихого часа: спокойные игры в корпусе.

Неорганизованный тихий час – это просто свободное детское время, не контролируемое вами.

Если вы или ваше начальство решите, что в тихий час надо только спать, то необходимо:

безапелляционно заявить об этом вашему отряду;

потребовать раздеться и занять горизонтальное положение;

периодически проходить по палатам и давать всем понять, что вы «на стреме».

Заметим, что после дальнего похода на озеро или грандиозной спортивной эстафеты «сонный» тихий час может быть оптимальным решением.

Отбой

Если отбой стоит в плане в 23:00, это означает, что в 23:00 все лежат в кроватях, поэтому готовиться надо заранее. Огонек должен закончиться не менее чем за полчаса до отбоя, чтобы у детей было время подготовиться ко сну: помыться, почистить зубы и т. д. В 23:00 они должны лежать в кроватях. Можно дать им полчаса времени по говорить при свете или почитать. После того, как вы пошли на уступки детям, они охотнее идут вам навстречу в ваших желаниях. Если же какая-то палата все никак не успокаивается, вычлените лидера, заводилу, который и не дает всем спать, и отправьте его на полчаса в игровую, пусть просто посидит. Без него вся комната заснет и, когда он вернется, ему ничего не останется, как уснуть самому.

Оформление отрядного места

У вашего отряда обязательно будет отрядное место, где будут проходить самые разные мероприятия. Это может быть холл между этажами или отдельная игровая комната. Это место очень много значит для детского коллектива.

На отрядном месте обычно есть «живой» уголок. В этом уголке живут не звери и птицы, а он сам. Уголок, который живет, меняется каждый день.

Правила содержания «живого» уголка:

Уголок должен быть говорящим, то есть его содержание и рубрики должны меняться.

Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, спорт и т. д.)

В оформлении уголка и обновлении содержания должны принимать участие дети.

В «живом» уголке (или стенгазете) могут быть самые разные рубрики. Ниже мы приводим список рубрик, которые были в нашем «живом» уголке. Вы можете использовать их как базу. Однако обязательно постарайтесь что-то изменить, сделать по-своему и сами или вместе с ребятами, придумать веселые названия рубрик.


Временные рубрики (необходимые только для орг. периода):

краткие данные о лагере.

поздравление с приездом.

законы лагеря.

адрес лагеря.


Рубрики основного периода смены

соревнования.

подготовка к отрядным и лагерным делам, праздникам.

участие в творческих конкурсах, смотрах.

Конец ознакомительного фрагмента.