Правила Го
В этой главе даются основные правила игры го. Жаль, что эти правила идут без соответствующих диаграмм. С диаграммами они были бы гораздо полезнее читателю. В конце главы приводится довольно пространный экскурс Игоря в его пионерское детство. Хочется заметить, что городские лагеря – это не так уж плохо. И единичный отрицательный опыт автора книги, конечно же, не может служить основанием для того, чтобы считать их опасными для пребывания детей.
Эта глава появилась как результат многих заметок, сделанных в разное время после разговора с Учителем, который произвёл на меня столь глубокое впечатление. У меня накопилось большое количество записей, в том числе на разных носителях. Сначала я просто накапливал, так как не считал их объём и плотность достаточными для обработки. Затем, когда объём превысил необходимый, я начал оттягивать время, поскольку представлял, какой труд нужно в это вложить. Теперь я жалею, что не занялся ими своевременно. Первоначальный анализ позволил бы уточнить многое из того, что теперь уточнить не представляется возможным. Я думаю, что Учитель знал об этой ситуации, и, скорее всего, его план состоял в том, чтобы я на некоторые вопросы отвечал вместо него. Самостоятельно, так сказать. Поэтому не удивляйтесь, что в эту часть вошли не только правила игры, но и то, что имеет к ним лишь косвенное отношение, а также то, что к ним не имеет никакого отношения. Но поскольку мне это теперь уже некуда вставить, то я вынужден был вставить это сюда.
Я пытался дать правила насколько возможно хронологически, но, читая текст, вы почувствуете натяжку. Эти кусочки текста набраны мной из разных разговоров. И теперь они напоминают мне строение, сложенное из кирпичей разных эпох и стилей. Я оставил в этой главе некоторые воспоминания своего детства, а также описание одного из своих сражений. Возможно, я зря это сделал, и мне нужно было поступить с этим так же, как я поступил с некоторыми другими своими воспоминаниями. А именно – разорвать и сжечь на небольшом костерке. Это очень интересное зрелище – смотреть, как горят твои воспоминания. Ты пошевеливаешь их прутиком и понимаешь, что больше никогда не запишешь их.
– Всю свою жизнь я рассказываю правила Го, – вздохнул он и улыбнулся.
– Кому Вы рассказываете их, Учитель?
– Кому? – переспросил он, глядя на меня. – Себе, кому же ещё.
– Ну, например, сейчас Вы рассказываете их мне, – возразил я.
– Сейчас? – он с удивлением посмотрел на меня. – Сейчас я тоже рассказываю их себе. Это ты думаешь, что тебе. Так построена ситуация. В этом игра. Но в этом заключена не только игра, но и сами правила. Если я буду рассказывать их тебе, а не себе, то это будет означать, что я думаю, что знаю правила. А это не так.
– Так ты сам не знаешь правила Го?
– Знаю. Но должен каждый раз рассказывать их самому себе снова и снова. Так, как будто я их не знаю.
– Давай начнем с первого, – попросил я, – я буду записывать.
– Не надо включать записывание, лучше включи понимание. Го начинается с пустой доски, это первое правило. Понимаешь ли ты его?
– Думаю, что да, – ответил я. – Что тут непонятного? Го начинается с пустой доски.
– Хорошо, – улыбнулся он, – тогда я проверю тебя. Можно? Где пустая доска, с которой начинается Го.
– Как где? – удивился я. – Да где угодно! Где стоит доска, там и пустая. Или будет пустая. Если она не пустая – надо просто снять камни, которые на ней стоят.
– Снять камни? Как у тебя всё просто. А почему мы имеем право их снять? Как они там оказались? Значит, доска была не пустая? Значит, мы нарушили первое правило? – его брови воинственно нависали над ясными синими глазами. – Ещё вопрос, если позволишь. Где была доска, когда Го учил тебя видеть?
– Сейчас, сейчас, – заторопился я, – я примерно понимаю, о чём ты. Ты хочешь сказать, что либо пещера была доской, либо я сам. Но тогда, если доской была пещера, то Го не могло начаться, так как доска была не пустая. На ней уже стояло не менее двух камней – ты и я. Так, правильно? А если доска – это я, то тогда вроде бы всё в порядке.
– Не в порядке, – возразил он.
Конец ознакомительного фрагмента.