Развитие иконописи и фрески в период готики
Пьетро Каваллини
(около 1260 – около 1330)
До наших дней сохранилось всего несколько произведений Каваллини, которые тем не менее дают прекрасное представление о его творчестве. Он был талантливым живописцем и сыграл важную роль в развитии итальянской живописи.
Итальянский художник Пьетро Каваллини был одним из мастеров римской школы.
О месте его рождения, родителях и детских годах ничего не известно. Не представляется возможным узнать и точную дату его рождения.
Первое упоминание об этом мастере датируется 1279 годом. Незадолго до этого художник приехал в Рим, где жил и работал до начала XIV века. Вскоре он получил заказ на исполнение цикла фресок под названием «Сцены из Ветхого Завета и жизни апостола Павла» (около 1279 – около 1290, церковь Сан-Паоло Фуори ле Мура, Рим). К сожалению, до наших дней росписи не сохранились. О них можно судить только по зарисовкам других художников, живших несколько столетий спустя. В настоящее время эти рисунки хранятся в библиотеке Ватикана.
Следующей крупной работой мастера стал мозаичный цикл, посвященный Богородице («Жизнь Марии», около 1291, церковь Санта-Мария ин Трастевере, Рим).
Лучшим произведением Каваллини называют фреску «Страшный суд» (около 1293, церковь Санта-Чечилия ин Трастевере, Рим). К сожалению, до наших дней сохранился лишь фрагмент этой росписи. На нем изображены Иисус Христос и апостолы, сидящие рядом с ним. Художник исполнил эти фигуры, руководствуясь правилами позднеримской живописи, с тонкими переходами от света к тени. Композиция фрески отличается сдержанностью, отсутствием лишних деталей. Фигуры исполнены с большим мастерством, согласно правилам пропорций. Позы естественны, в жестах чувствуется плавность и легкость.
П. Каваллини. «Страшный суд». Фрагмент, около 1293 года, церковь Санта-Чечилия ин Трастевере, Рим
В начале XIV столетия Каваллини переехал в Неаполь, где жил и работал в течение почти трех десятилетий. Но ни одна из фресок не сохранилась до наших дней, сведений о его произведениях этого периода также не имеется.
Главная заслуга Каваллини в том, что он первым отказался от византийских живописных традиций. Вместо этого он обратился к раннехристианской культуре, через которую воспринимал и изучал некоторые античные традиции. Впоследствии эти традиции продолжали развивать римские и флорентийские живописцы. Их имена не сохранились, поэтому художников называют по фрескам, которыми они украшали стены базилики Сан-Франческо в Ассизи: Мастер истории Исаака, Мастер святого Франциска. Кроме того, творчество Каваллини оказало значительное влияние на формирование художественной манеры Джотто, реформатора итальянской живописи.
Дуччо ди Буонинсенья
(сведения с 1278 – 1319)
Дуччо был одним из самых выдающихся живописцев своего времени. Популярность этого сиенца была так высока, что флорентийские религиозные братства, охотно заказывали ему произведения для украшения церквей.
Дуччо ди Буонинсенья – один из гениальных итальянских художников, основатель сиенской школы живописи, впоследствии одной из ведущих в живописи Италии. О месте и годе рождения мастера ничего не известно. Подробностей его жизни также немного. О его творческом пути можно судить только по сохранившимся до наших дней произведениям.
Как и другой ведущий художник того времени, Чимабуэ, Дуччо продолжал придерживаться византийских традиций. Кроме того, он интересовался искусством готики, в частности французскими миниатюрами, что также нашло отражение в его живописи. Но господствующим мотивом произведений Дуччо оставалось изображение Италии, царившая здесь атмосфера.
Дуччо. «Мадонна Ручеллаи», 1285 год, Уффици, Флоренция
Византийским иконам была присуща некоторая строгость, холодность. Дуччо наделял персонажей своих произведений более мягкой и одухотворенной красотой. Ему удавалось гармонично сочетать плавные, спокойные линии, тонкость письма и богатую цветовую гамму. Преобладающими тонами его работ являлись теплые, яркие красные и густые синие оттенки, дополненные золотом. Нередко он также использовал бледно-розовые, сиреневые, фисташково-зеленые и серебристо-голубые тона, дающие благородные сочетания.
Большинство сохранившихся до наших дней произведений являются небольшими по размеру иконами. Но наиболее широко талант мастера проявился не в иконах, а в двух монументальных алтарных работах: «Мадонна Ручеллаи» и «Маэста».
Композицию «Мадонна Ручеллаи» (Уффици, Флоренция) Дуччо исполнил в 1285 году. Он изобразил традиционный в то время сюжет: Мадонну, сидящую на троне и держащую на руках младенца. Трон поддерживают шесть ангелов (по трое с каждой стороны). Однако художнику впервые удалось придать образу Марии нежность и одухотворенность, чего не ощущалось в прочих работах подобного плана.
Особое внимание Дуччо, как и прочие художники тех лет, уделял линии и цвету. Фигуру Богородицы он обрисовал плавными, как бы струящимися линиями. Это подчеркивает и золотая кайма, идущая по краю плаща Марии.
Изображая фигуры Мадонны и младенца, художник придерживался строгой, традиционной цветовой гаммы. Одеяние женщины составляет красное платье с золотой каймой на вороте и рукавах, поверх которого накинут плащ. Цвет рубашки ребенка практически сливается с цветом его тела, его ножки наполовину прикрывает кирпично-красный плащ, на котором переливаются золотистые нити. Зато при исполнении одеяний ангелов художник проявил себя как талантливый колорист. Рубашки и плащи ангелов он исполнил густыми синими, сине-серыми, красными, красно-розовыми и другими оттенками.
В конце 1280-х годов Дуччо получил необычный заказ. Ему предложили исполнить витраж для одного из сиенских соборов. В последующие годы мастер написал картины «Мадонна на троне» (около 1288–1300, Художественный музей, Берн), «Мадонна с францисканцами» (около 1300, Национальная пинакотека, Сиена), а также «Мадонна с младенцем» (около 1300, собрание Стокле, Брюссель). Вскоре после завершения последней картины он начал работу над триптихом «Мадонна с младенцем и двое святых» (около 1300–1305, Национальная галерея, Лондон). В то же время он работал над картиной «Мадонна с младенцем» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа).
Дуччо. «Призвание апостолов Петра и Андрея». Фрагмент алтарного образа «Маэста»
Дуччо. «Голова Марии». Фрагмент алтарного образа «Маэста»
В начале XIV столетия Дуччо создал еще более грандиозное произведение: двухсторонний алтарь «Маэста», или «Величание Богородицы» (1309–1311, Музей Опера дель Дуомо, Сиена). Это произведение считается одним из самых выдающихся шедевров того времени. Художник закончил его 3 июня. В этот день, как повествуют документы, в городе были закрыты все лавки и мастерские. В городе раздался колокольный звон, после которого все сиенцы вышли из своих домов и направились к мастерской Дуччо. Там торжественная процессия приняла от мастера «Маэсту» и понесла ее в церковь. Впереди процессии несли саму икону, далее шли наиболее знатные горожане с зажженными свечами в руках, за ними – прочие жители города. Торжественную процессию замыкали женщины и дети. Икону принесли в церковь, после чего до конца дня в городе не прекращались праздничные гулянья.
«Маэста» состоит из большой центральной композиции, 53 небольших картин, знакомящих зрителя с эпизодами жизни Марии и Иисуса Христа, а также 16 композиций, на которых мастер дал изображения апостолов и пророков. Алтарь долгое время включал все картины. Только в XVIII столетии его разделили на составные части, при этом отделили лицевую часть от оборотной, из-за чего было разрушено резное готическое обрамление этой композиции. Впоследствии были предложены различные варианты реконструкции, по которым можно восстановить алтарь.
«Маэста» выделяется из ряда подобных композиций тем, что в ней Дуччо применил новое, не использованное ранее решение. В центральной большой части алтаря он не просто изобразил Богородицу, а показал ее апофеоз. Богородица изображена в окружении прославляющих ее святых и ангелов. Преобладающими являются праздничные золотистые тона.
Сцены, рассказывающие о жизни Марии и Христа, гармонично сочетаются с данной композицией. Как правило, они разворачиваются на фоне скалистых пейзажей, архитектурных сооружений из светлого камня или другого материала, богато и разнообразно украшенных интерьеров. Изображаемые люди и предметы в перспективе уменьшаются.
Дуччо оказал огромное влияние на развитие живописных традиций Сиены. К его творчеству неоднократно обращались многие живописцы последующих лет, например братья Лоренцетти, Симоне Мартини и др.
Симоне Мартини
(около 1284–1344)
Знаменитого итальянского мастера Симоне Мартини очень любил поэт Петрарка, посвящавший художнику свои сонеты и заказавший ему портрет Лауры, не дошедший до наших дней. Произведения Мартини отличаются необыкновенным изяществом и выразительностью, певучие линии и поэтичные образы выделяют их среди работ других живописцев сиенской школы.
Итальянский живописец, крупнейший представитель сиенской школы Симоне Мартини родился в Сиене. Работал мастер у себя на родине, а также в Неаполе, Пизе, Орвьето, Ассизи и Авиньоне. Многочисленные фрески и станковые работы принесли Мартини широкую известность в Италии. Его заказчиками были знатные итальянцы и известные деятели искусства. Художник писал картины для поэта Петрарки, сиенского правительства, короля Роберта Неаполитанского, который в 1317 году возвел Мартини в сан рыцаря. Большую роль в становлении Мартини сыграло искусство Дуччо, от которого художник и воспринял многие традиции сиенской живописи, в том числе спокойную повествовательность, легкую эмоциональность, тонкое чувство цвета и изящество линий. Все это сделало мастера одним из самых известных (наряду с Джотто) итальянских художников первой половины XIV столетия. В то же время его творения говорят о глубочайшем интересе Мартини к только что зарождавшимся в Италии новым, гуманистическим настроениям и его знакомстве с западноевропейской готикой, о чем свидетельствуют великолепные алтарные композиции сиенского живописца с их светоносными, сияющими красками, четкими, отточенными, динамичными линиями. Образы, созданные Мартини, поражают своей одухотворенностью и изысканностью.
С. Мартини. «Благовещение», 1333 год, Уффици, Флоренция
Особенно хорошо заметны эти тенденции во фресковой живописи Мартини. Написанные на религиозные сюжеты росписи проникнуты мирскими настроениями. В одной из ранних работ, грандиозной монументальной росписи «Маэста» («Величание Богоматери», 1313, Палаццо Публико, Сиена), художник представляет триумф Марии в образе небесного видения, сверкающего золотистыми, нежно-голубыми и розовыми красками на синем фоне. Фреска совершенно не похожа на икону: широкая декоративная кайма по ее краям делает ее подобной красочному ковру. В лице Богоматери нет строгости, характерной для иконных ликов Мадонн, святые, окружающие ее, – это полные жизненных сил юноши и девушки. Возможно, в подобной трактовке образов немаловажную роль сыграло и то, что произведение предназначалось не для церкви, а для Большого зала сиенской ратуши (Палаццо Публико).
Светское начало возобладало над религиозным и в цикле фресковых росписей «История святого Мартина Турского» (1320-е, капелла Монтефьоре, базилика Сан-Франческо, Ассизи), где святой напоминает героя рыцарского романа. Мартини стал одним из первых итальянских художников, создавших монументальный портретный образ своего современника. В 1328 году он написал фреску «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно» (Палаццо Публико, Сиена). Мастер изобразил полководца верхом на коне. За его спиной виден пустынный берег и замки, покоренные войском кондотьера. Портрет получился немногословным и величественным.
С. Мартини. «Маэста». Фрагмент, 1313 год, Палаццо Публико, Сиена
В 1333 году Мартини выполнил свою знаменитую алтарную композицию «Благовещение» (Уффици, Флоренция). Он показал тот момент, когда архангел Гавриил, явившийся Марии, предсказывает ей, что вскоре она станет матерью младенца Христа. Слова приветствия, с которыми Гавриил обращается к своей собеседнице, начертаны на золотом фоне. Плащ развевается за его спиной, эта деталь говорит о том, что ангел всего лишь мгновение назад прилетел сюда. Мария выглядит испуганной, охваченной смятением. Подобрав рукой ворот плаща, она слегка отвернулась от вестника. Рядом с Марией стоят лилии в большой вазе, в ее руке – книга. Эти постоянные атрибуты Богоматери художник изображает настолько реалистично, что они ничуть не напоминают традиционные предметы-символы, показанные в религиозных композициях его современников.
Среди других алтарных работ Мартини – «Святой Людовик Тулузский» (1317, Национальные галереи Каподимонте, Неаполь), серия алтарных полиптихов «Мадонна со святыми» (около 1312, Музей Опера дель Дуомо, Орвьето; 1319, Музей Сан-Маттео, Пиза).
В конце 1339 – начале 1340 года Мартини приехал в Авиньон, где расписал фасад церкви Нотр-Дам де Дом.
Чимабуэ
(сведения с 1272 по 1302)
Данте, создавая свою «Божественную комедию», упомянул в ней о Чимабуэ как о самом выдающемся живописце тех времен, превзойти которого удалось только его ученику, Джотто.
Чимабуэ – итальянский живописец, мастер флорентийской школы. О его происхождении ничего не известно. Предполагают, что он родился около 1240 года. Первые сведения о нем относятся к 1272 году. С этого времени он жил и работал в различных городах Италии: во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме.
В XIII столетии итальянские живописцы опирались на греческую манеру, но при этом не переставали искать что-то новое. Наиболее ярким представителем среди них являлся Чимабуэ. Он брал за основу яркую, светлую, радостную живопись Византии, но при этом постоянно стремился к обновлению, изучал новаторские работы художника Каваллини и скульпторов Н. и Дж. Пизано.
Не все работы Чимабуэ сохранились до наших дней. Среди известных его композиций наибольшее впечатление производят алтарные образы колоссальных размеров, иногда до 4 м в высоту.
Один из образов, «Распятие» (около 1274), в настоящее время находится в музее Санта-Кроче во Флоренции. Он исполнен в традиционной манере, с элементами экспрессии. К сожалению, в 1966 году в городе произошло наводнение, в результате которого образ почти полностью был разрушен.
Намного лучше сохранилась другая работа Чимабуэ – алтарный образ «Мадонна с ангелами» (Лувр, Париж). Долгое время авторство художника вызывало сомнения. Исследователи высказывали предположения, что он был выполнен художниками его мастерской. В настоящее время установлено, что мастер работал над ней самостоятельно.
Композиция образа проста и торжественна. Мария сидит на троне и держит на руках Спасителя. Ее поза, поворот головы, выражение лица полны спокойствия и величия. Трон придерживают шесть ангелов. Они располагаются по вертикали друг над другом, обрамляя фигуру Марии. Прямая осанка Марии и линии трона еще более поддерживают вертикаль, тогда как легкий наклон головы Богородицы и склоняющиеся в ее сторону головы ангелов, а также контуры их крыльев делают ритмическую композицию образа менее строгой. Долгое время алтарный образ находился в Италии, в Пизе, в соборе Сан-Франческо. В Лувр он попал в начале XIX столетия.
Над алтарным образом «Мадонна Санта-Тринита» (Уффици, Флоренция) художник работал с 1279 по 1280 год. По окончании композицию поместили в большом алтаре церкви Санта-Тринита во Флоренции, где она служила иконным образом и предназначалась для молитвы.
Чимабуэ. «Мадонна Санта-Тринита», 1279–1280 годы, Уффици, Флоренция
Композиция этого произведения во многом напоминает «Мадонну с ангелами». Художник изобразил Марию с младенцем, сидящую на троне. Правда, трон поддерживают уже не шесть, а восемь ангелов. Заметно и различие в выражении лица Богородицы: на первом образе оно серьезно, сурово, на втором – спокойное, умиротворенное, в нем чувствуется внутренняя радость. Таковы и лица ангелов. Под аркой, на которую опирается трон Богородицы, художник поместил четырех бородатых старцев – пророков, которым открылось это Божественное видение.
Образ имеет четкие, простые контуры. Преобладающим цветом является золотой, что позволяет лучше разглядеть изображение при церковном сумрачном освещении. Манера изображения Богородицы, в частности ее одеяние, поза, выражение лица, указывает, что художник при создании этого образа опирался на византийские традиции. Однако в отличие от мастеров Византии он постарался расположить фигуры в трехмерном пространстве, предвосхищая принципы, которые с таким успехом и блеском будут впоследствии развиты художниками эпохи Возрождения.
В заключение необходимо упомянуть еще об одной работе Чимабуэ: росписях верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи (около 1279–1280). Художник проиллюстрировал различные эпизоды из жизни Девы Марии, апостола Петра, а также изобразил сцены из последней книги Священного Писания – Апокалипсиса. В настоящее время росписи сильно разрушены, но все же можно понять, что художник применил в этой работе новые пространственные эффекты. Действие фрески развертывается на подобии сценической площадки, окруженной архитектурными кулисами.
Джотто
(1266/1267–1337)
Согласно имеющимся сведениям, Джотто, еще будучи мальчиком, однажды повстречался с Чимабуэ, который в то время уже был известным художником. Сам Джотто пас овец и в свободное время развлекался тем, что высекал на плоских камешках их изображения. Чимабуэ, повстречавшись с мальчиком и разговорившись с ним, обратил внимание на то, как Джотто быстро и ловко нацарапал на камне овечку. Мастер разглядел в нем талант и взялся учить его.
Итальянский живописец, скульптур и архитектор Джотто являлся представителем флорентийской школы. Его полное имя – Джотто ди Бондоне. Он родился в Колле ди Веспиньяно, в бедной крестьянской семье. Страсть к рисованию у мальчика проявилась с раннего детства, художником же он, вероятнее всего, стал по чистой случайности. Неизвестно, является история встречи Чимабуэ и Джотто правдивой или нет. Но, как бы то ни было, Чимабуэ действительно являлся учителем мальчика.
На формирование живописной манеры Джотто также оказал влияние Каваллини. С его произведениями молодой художник познакомился около 1300 года, когда жил и работал в Риме.
Нельзя не коснуться и окружающей обстановки, в которой формировалась личность начинающего мастера. Он жил в годы мощного прогресса во всех сферах общественной жизни и в первую очередь – в культуре. Происходило формирование новых нравственных ценностей, представлений о человеке. Джотто был знаком с поэтом Данте, тосканскими скульпторами Никколо и Джованни Пизано, Аонольфо ди Камбио. Он впитал в себя все происходящие изменения и одним из первых выразил их в творчестве. Он «принес новое искусство», как утверждал известный флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти. Тот же Гиберти писал о Джотто следующие строки: «Он отошел от грубости греков. Чрезвычайно возвысился он в Этрурии. Им были созданы выдающиеся произведения, в частности в городе Флоренции и во многих других местах… Видел Джотто в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство и вместе с тем утонченность… Он был весьма опытен во всех видах искусства, он был изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около 600 лет назад».
Джотто. «Приход Иоакима к пастухам». Фрагмент, около 1305–1308 годов, капелла дель Арена, Падуя
Иными словами, по прошествии нескольких веков становится ясно, что Джотто являлся реформатором в живописи. Он отказался от популярных в то время итало-византийских традиций и наметил новые этические идеалы, а также изобразительные правила, которые в последующие годы развивались другими художниками.
Джотто не занимался изучением перспективы. Нередко здания и деревья, расположенные на заднем плане, по своим размерам не соответствуют людским фигурам на переднем. В самих фигурах тоже можно заметить множество недочетов, свидетельствующих о том, что Джотто не изучал анатомии. Ведь и анатомия как наука тогда еще только зарождалась. Кроме того, композиционному построению его произведений не хватает простора. Все эти технические приемы предстояло изучить и освоить мастерам эпохи Возрождения.
Однако именно Джотто, вероятно, первым из итальянских живописцев стал показывать объемы, изображать фигуру трехмерной. Он перестал вносить в свои произведения византийскую символику, многочисленные, порой очень сложные узоры, меньше внимания уделял деталям. Произведения Джотто просты, спокойны и величественны. Композиционное построение, как правило, цельное и ясное.
Не во всем Джотто был новатором. Нередко он использовал и приемы, распространенные в то время. Например, художник не стал отказываться от показа угловых ракурсов архитектурных сооружений, придерживался правил так называемой античной перспективы, без точки схода.
Джотто. «Встреча Иоакима и Анны». Фрагмент, около 1305–1308 годов, капелла дель Арена, Падуя
Обо всем этом можно судить по произведениям Джотто, точнее, по тем работам, авторство которых на сегодняшний день не вызывает сомнений. Что касается жизни Джотто, то сведений о ней имеется очень немного. Из его работ также сохранились далеко не все. Полагают, что именно Джотто трудился над мозаикой «Навичелла», которая украшает фасад римской раннехристианской базилики Святого Петра. Ему же приписывают авторство живописных циклов под названием «Знаменитые люди», которые были исполнены по заказу короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.
Кроме того, многие авторитетные исследователи приписывают Джотто авторство цикла фресок под общим названием «История святого Франциска» (около 1297–1299, базилика Сан-Франческо, верхняя церковь, Ассизи). Однако другая довольно многочисленная группа искусствоведов полагает, что эти фрески создал другой мастер, имя которого осталось неизвестным. Его условно называют Мастером святого Франциска.
Лучше всего до наших дней сохранились фрески капеллы дель Арена в Падуе, над которыми художник работал около 1305–1308 годов. Некоторые полагают, что и сама капелла была построена по проекту Джотто.
Роспись капеллы представляет собой обширный цикл фресок религиозного содержания. Мастер украсил не только стены капеллы, но и ее потолок. На нем он показал небесный свод с золотыми звездами, дополненный медальонами с образами библейских пророков, Девы Марии и Иисуса Христа. На западной стене он изобразил свою интерпретацию одного из сюжетов Нового Завета – Страшный суд.
Джотто. «Поцелуй Иуды». Фрагмент, около 1305–1308 годов, капелла дель Арена, Падуя
Боковые стены украшают 34 сцены, повествующие о жизни Девы Марии и ее родителей, Иоакима и Анны, а также об эпизодах из жизни Иисуса Христа. Они размещены в три ряда и связаны по тематике с главной композицией (сценой Страшного суда). Художник стремился выразить в этих образах свое отношение к религии, к смыслу жизни, стремление к нравственности и одновременно показал простых людей, их жизнь, испытания, которые им приходилось выдерживать. Замечательной находкой Джотто многие исследователи считают облик большинства его персонажей. Это крепкие, коренастые, мускулистые мужчины и женщины с широкими лицами, одетые в просторные платья и плащи, ниспадающие к ногам тяжелыми складками.
На одной из фресок Джотто изобразил эпизод из жизни Иоакима: приход к пастухам. Иоаким – уже глубокий старик с седыми волосами и бородой, одетый в просторный плащ, собирающийся в складки на спине и груди. Поняв, что у него никогда не будет детей, он покинул свой дом, жену Анну и отправился к пастухам, чтобы провести остаток жизни с ними. Пастухи – молодые мужчины в длинных, подпоясанных белых рубахах встречают Иоакима у входа в жилище, которое больше напоминает пещеру.
У ног пастухов художник показал непропорционально маленьких овечек и барашков и собаку, а на скалах – такие же маленькие деревца. Фон он покрыл яркой краской красивого синего оттенка, что, вероятно, символизирует небо.
Согласно тексту Священного Писания, Иоакиму не удалось провести с пастухами последние годы жизни. У него было видение, в котором он получил указание вернуться обратно, в свой дом, к своей жене. На следующей фреске запечатлен момент встречи Иоакима и Анны. Муж и жена повстречались у ворот. Джотто изобразил тот миг, когда супруги, обнявшись, целуются. На Иоакиме тот же просторный плащ с золотой каймой, Анна одета в длинное платье кирпично-красного оттенка с широкой юбкой.
Интересна фреска «Поцелуй Иуды». Джотто сделал Христа и Иуду центральными персонажами многофигурной композиции. Иуда обнял Иисуса руками и укрыл его своим оранжевым плащом. Приблизившись к лицу Христа, Иуда целует его в губы, тем самым давая стражникам знак, по которому они должны узнать и схватить Иисуса.
Джотто. «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти»), около 1310 года, Уффици, Флоренция
Взглянув на обе фигуры – Иуды и Христа, зритель сразу понимает, какие чувства переполняют обоих. Иуда в смятении, в его движениях и выражении лица, несмотря на то что оно повернуто в профиль, чувствуется неуверенность и одновременно коварство. Иисус смотрит на предателя спокойно, но сурово. Стражники с оружием столпились со всех сторон: они нетерпеливо ожидают, когда Иуда отойдет в сторону и даст им схватить Иисуса.
На одной из фресок Джотто изобразил момент оплакивания Христа апостолами и женщинами. Иисуса уже сняли с креста. Его голова и плечи лежат на коленях Марии, которая оплакивает его смерть. Вокруг нее собрались мужчины и женщины, ученики и последователи Иисуса. С неба спустились ангелы, которые также сокрушаются о его гибели.
С 1305 по 1308 год Джотто работал в Падуе, затем вернулся во Флоренцию, где продолжил писать. Одним из самых выдающихся его произведений этих лет считается монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», около 1310, Уффици, Флоренция).
В последующие годы художник неоднократно возвращался к созданию фресок. Он исполнил росписи семейных капелл Барди и Перуцци в хоре церкви Санта-Кроче, которая находится во Флоренции. Над этими росписями Джотто начал работать около 1320 года. Он окончил это произведение в 1325 году.
Росписи капеллы Перуцци посвящены в основном двум персонажам: Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. На стенах капеллы Барди Джотто изобразил эпизоды из жизни святого Франциска Ассизского. Художник украсил каждую капеллу шестью сценами, которые расположил на боковых стенах, по три друг под другом. Эти работы отличает от предыдущих то, что Джотто изобразил на заднем плане композиций более сложные архитектурные постройки, добавил детали.
Кроме того, в этих росписях становится заметным стремление художника к передаче оптических и пространственных эффектов. Например, на одной из росписей капеллы Перуцци он показал архитектурную декорацию в угловом ракурсе, который наиболее приближен к точке зрения зрителя, находящегося рядом с входом в капеллу. Что касается капеллы Барди, то здесь он применил другой прием: показал фронтально развернутую архитектурную декорацию в перспективе, привычной для фресок античности.
Джотто. «Оплакивание Христа». Фрагмент, около 1305–1308 годов, капелла дель Арена, Падуя
Не остановившись на этих опытах, в своих последующих работах Джотто делал попытки применить линейную перспективу с одной точкой схода. Сам художник так и не успел изучить до конца правила перспективы, но впоследствии, уже после смерти Джотто, его ученик применил достижения художника при создании росписей нижней церкви базилики Сан-Франческо в городе Ассизи. Имя ученика Джотто, к сожалению, осталось неизвестным.
Творчество Джотто оказало сильное влияние на формирование творческой манеры не только неизвестного ученика, но и других его последователей и помощников: Таддео Гадди, Мазо ди Банко, а также мастеров, которые работали в нижней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи.
Влияние Джотто чувствуется в работах многих других художников последующих десятилетий. Они увидели в произведениях Джотто новые горизонты, новые пространства, которые ринулись завоевывать.
Орканья
(около 1320–1368)
Прозвище Орканья, полученное художником, на местном диалекте означало «Архангел». Орканья был не только живописцем, но и талантливым скульптором и архитектором. В 1359–1362 годах он принимал участие в возведении соборов в городе Орвьето, а в 1357–1367 годах – во Флоренции. В скульптуре его дарование проявилось при создании в 1352–1359 годах табернакля для флорентийской церкви Орсанмикеле.
Итальянский живописец, архитектор, скульптор Орканья (настоящее имя Андреа ди Чоне) жил и работал главным образом во Флоренции. Первое упоминание о нем относится к 1343 году. Художественная манера Орканьи сформировалась под воздействием Джотто и Андреа Пизано. В живописи мастера нашли выражение пластическая ясность флорентийской школы и орнаментальность, свойственная готическому искусству Италии.
К лучшим живописным работам Орканьи относится фреска «Триумф смерти» (около 1350, церковь Санта-Кроче, Флоренция), а также алтарный образ «Христос во славе, окруженный святыми» (1357, капелла Строцци церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция). Последнее произведение особенно ярко передает художественную манеру Орканьи. Строго симметричное расположение деталей композиции имеет чисто геральдический смысл. Расположенные в фас или профиль персонажи напоминают образы Мазо ди Банко, последователя великого Джотто. Композиция вытянута по вертикали, в ней отсутствует пространственная глубина.
Орканья. «Апостол Матфей с житием», 1367–1368 годов, Уффици, Флоренция
Одна из последних работ художника – икона «Апостол Матфей с житием» (1367–1368, Уффици, Флоренция), созданная в мастерской Орканьи совместно с помощниками. В центре композиции изображена величественная фигура апостола Матфея, считавшегося святым покровителем флорентийских ростовщиков, заказчиков этого произведения. Триптих предназначался для украшения флорентийской церкви Орсанмикеле, для которой ранее был выполнен табернакль Орканьи.
Завершить работу над иконой художник не успел, вместо него это сделал младший брат, Якопо ди Чоне. Живописцем был и другой брат мастера, Нардо ди Чоне, умерший еще в 1366 году.
Джентиле да Фабриано
(около 1370–1427)
Джентиле да Фабриано на протяжении всей жизни пользовался всеобщим почетом. Даже появление Мазаччо, не менее талантливого мастера, не лишило художника авторитета. Итальянцы почитали его с середины XV столетия. Например, гуманист Б. Фацио, давая жизнеописания великих современников, из художников выделил только двоих: Пизанелло и Джентиле да Фабриано.
Джентиле да Фабриано – итальянский живописец, один из крупнейших мастеров итальянской готики. Он родился в городе Фабриано, от которого и произошло его прозвище. Его настоящее имя – Джентиле ди Николо Массио.
На формирование художественной манеры Джентиле да Фабриано оказали влияние малоизвестные художники периода поздней готики, работавшие на территории Северной Италии. Начинающий художник впитал популярные в то время живописные традиции и переосмыслил их. До наших дней сохранились не все работы мастера. В основном известны его картины и алтарные образы. Джентиле де Фабриано создавал и росписи в Венеции, Брешии и Риме, но практически все они погибли. Наиболее выдающимися из ранних его работ считаются «Мадонна со святыми Николаем, Маргаритой и донатором» (около 1395, Государственные музеи, Берлин) и полиптих из Валле Ромита (около 1400, Брера, Милан). Их персонажами являются спокойные, сдержанные и миловидные женщины и мужчины. Фигуры мастер намечал широкими, плавными, лаконичными линиями.
Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов», 1423 год, Уффици, Флоренция
На протяжении следующего десятилетия мастер исполнил картины «Мадонна с младенцем и ангелами» (около 1415, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Мадонна с младенцем» (около 1420, Национальный музей Сан-Матео, Пиза).
Талант мастера наиболее ярко проявился в произведении «Поклонение волхвов» (1423, Уффици, Флоренция). Этот алтарь Джентиле да Фабриано заказал гуманист Палла Строцци для украшения своей капеллы флорентийской церкви Санта-Тринита. Алтарь состоит из главной картины и трех пределл. Судя по произведению, которое удалось исполнить художнику, Строцци был богачом. Человек, стесненный в средствах, не смог бы предоставить художнику такое количество дорогостоящих материалов, например синий пигмент, изготовляемый из ляпис-лазури, а также золотые листы.
Художник изобразил один из эпизодов Евангелия: поклонение восточных волхвов новорожденному Иисусу. В левой части композиции мастер показал Марию в темно-синем плаще, держащую на руках младенца. Рядом с ней стоит Иосиф, за которым видны корова и осел: напоминание о том, что волхвы обнаружили Марию, Иосифа и младенца в хлеву. Три мудреца в богатых парчовых одеяниях, украшенных золотом, только что приблизились к ним. Один из них – старик с седой головой, опустившись на колени, целует ноги будущего Спасителя. Второй волхв, мужчина среднего возраста, преклонив колено, собирается передать Марии дар, третий – молодой юноша, ожидает своей очереди.
Мастер Франке
(работал в первой половине XV века)
Мастер Франке был одним из самых оригинальных представителей немецкой готики. В его работах сочетаются элементы, характерные для книжной миниатюры и позднеготической живописи (золотые фоны, плоскостное построение, условность форм). В то же время произведения Франке говорят о стремлении трактовать религиозные сюжеты как интимно-бытовые сцены.
Немецкий живописец, известный как мастер Франке, работал в Гамбурге около 1410–1425 годов. О его жизни сохранилось мало сведений. Франке был доминиканским монахом, и потому его имя не упоминается ни в одном из муниципальных списков. Вероятно, родился он в 1380-е годы.
Известно, что до 1420 года Франке написал для церкви в Мюнстере два панно, представляющих Богоматерь и Иоанна Крестителя (не сохранились). В 1424 художник начал работу над созданием алтаря для церкви Святого Иоанна в Гамбурге. По стилю этого алтаря, сохранившемуся в прекрасном виде, исследователи смогли определить и другие произведения Франке.
В дальнейшем о художнике узнали в балтийских государствах. В 1429 году мастер выполнил алтарную композицию по заказу братства черноголовых в Ревеле (Эстонии). До наших дней она не сохранилась.
Творческое наследие Франке включает две картины с одинаковыми названиями «Мученик» (1420, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; около 1435–1440, Кунстхалле, Гамбург) и два алтаря. Первый, алтарь Святого Фомы (1424), сохранился лишь частично. От него осталось «Распятие», находившееся в центральной части, и двойные створки, изображавшие четыре сцены Страстей, две сцены детства Христа и две сцены из жизни святого Фомы Кентерберийского.
Мастер Франке. «Христос в терновом венце». Фрагмент алтаря Святого Фомы, 1424 год
Мастер Франке. «Поклонение волхвов». Фрагмент алтаря Святого Фомы, 1424 год
Алтарь Святой Варвары (около 1430–1435, Национальный музей, Хельсинки) был создан для храма ганзейского порта Або (ныне Турку) в Финляндии. Он состоял из скульптурной композиции, сделанной, скорее всего, в мастерской Франка по его рисункам, и двух створок, на которых изображалось восемь сцен из жизни святой Варвары.
В первом алтаре ощущается стремление мастера выразить собственную точку зрения на евангельские сюжеты, во втором заметно влияние французской миниатюры. Интерес к простым формам и сокращенному пространству сближает это произведение Франке с искусством знаменитых французских миниатюристов братьев Лимбург.
Посетив Вестфалию, художник внимательно изучил алтарь церкви в Вильдунгене, выполненный Конрадом из Зёста. Именно из этого произведения Франке и позаимствовал композицию своего «Распятия». О Вильдунгенском алтаре напоминают типы лиц, жесты и движения персонажей, складки одежды. Более ранний алтарь Святого Фомы показывает, что во время его создания художник еще не обладал достаточными анатомическими сведениями и не владел в нужной степени приемами передачи пространства. В дальнейшем он усовершенствовал свое мастерство. В алтаре Святой Варвары и в гамбургском «Мученике» более весомыми и осязаемыми стали складки одежд персонажей, фигуры приобрели пластическую убедительность, а пейзаж развернулся в глубь пространства. Таким образом, можно утверждать, что творчество Франке, отойдя от поздней готики, значительно приблизилось к новому реализму.
Хотя мастер Франке и не создал художественной школы, его творчество не могло не оказать влияния на немецких живописцев. Мотивы, образы и формы творчества Франке можно увидеть во многих алтарях Нижней Германии и ганзейских городов.
Конрад фон Сест
(работал в 1394–1422)
Живший на севере Германии Конрад фон Сест известен как создатель алтарных композиций, пользовавшихся популярностью у заказчиков. Его произведениям свойственны звучные, чистые цвета, сложность композиционного решения.
Немецкий живописец Конрад фон Сест принадлежит к числу наиболее известных художников, живших на рубеже XIV–XV столетий.
Широкую известность он получил как мастер алтарных композиций. В его живописи ощущается влияние разнообразных традиций. Чувствуется, что Сест был знаком с итальянской, французской, фламандской школами, поэтому его творчество стало ярчайшим образцом синтезирующего стиля позднеготического искусства.
К. фон Сест. «Распятие». Центральная часть Вильдунгенского алтаря, начало XIV века
Сведений о жизни Конрада фон Сеста сохранилось немного. Известно, что мастер работал в Дортмунде, где создал роспись Вильдунгенского алтаря. Это произведение поражает своим величием и размахом, разнообразием образов и верностью передачи человеческих типов, а также грандиозностью масштабов. Центральная часть алтаря, «Распятие», размеры которого – 1,6 × 2,7 м, представляет собой многофигурную композицию.
Художник тщательно выписывает расшитые золотом одежды персонажей, яркие краски которых отвлекают зрителя от главного – распятия.