ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дефекты осанки
Осанка – это привычное положение тела спокойно стоящего человека, при котором не происходит излишнего напряжения мышц. Осанка человека зависит от положения и формы позвоночника, угла наклона таза, развития мускулатуры.
Позвоночник, если смотреть на него сбоку, не ровный, как столб, а имеет четыре физиологических изгиба: шейный и поясничный изгибы (лордозы) направлены выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый (кифозы) – выпуклостью назад. Изгибы придают позвоночнику рессорные свойства, делая его более устойчивым и подвижным, защищая головной и спинной мозг от сотрясений.
У новорожденных имеется только крестцово-копчиковый кифоз, остальные изгибы формируются в связи с развитием и функционированием мышц, которые прикреплены к остистым отросткам.
В первые месяцы жизни ребенок, лежа на животе, начинает поднимать и удерживать голову, в результате развивается шейный лордоз.
Во второй половине первого года жизни ребенок учится садиться и сидеть в продолжение некоторого времени, что приводит к формированию грудного кифоза.
Поясничный лордоз появляется под влиянием мышц, задействованных в принятии и сохранении вертикального положения тела при стоянии и ходьбе. Когда ребенок встает, его таз поворачивается по оси, образованной головками бедренных костей, переднее полукольцо таза опускается, а заднее приподнимается.
Угол наклона таза определяет выраженность физиологических изгибов позвоночника, который неподвижно сочленен с тазом. При увеличении угла наклона позвоночник сгибается вперед, а так как необходимо сохранять вертикальное положение тела, увеличиваются поясничный лордоз и вышележащие изгибы. Соответственно, при уменьшении угла наклона таза изгибы становятся менее выраженными.
Устойчивость телу при вертикальном положении придают также нижние конечности. Например, когда поясничный лордоз несколько сглажен, ноги бывают слегка согнуты в коленях. Сильно выпрямленные в коленях ноги компенсируют недостаточно выраженный грудной кифоз.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще неустойчива. В подростковый период, когда происходит усиленный рост тела в длину, костный, суставно-связочный и мышечный аппараты развиваются неодновременно. При замедлении темпов роста неодновременность развития сглаживается. К тому моменту, когда рост остановится, осанка полностью сформируется. Неправильная поза детей во время учебных занятий (рис. 5, б) ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, в результате может сформироваться неправильная осанка.
Осанка достаточно сильно зависит и от психического состояния человека. Очень большое влияние на осанку оказывает развитость мышц шеи, спины, живота, нижних конечностей, а также сила этих мышц, которая определяет, насколько долго они могут находиться в статическом напряжении. Кроме того, важным фактором являются эластические свойства межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.
Нормальной считается такая осанка, когда части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Центр тяжести проецируется на уровне III крестцового позвонка и находится над линией, которая соединяет оба тазобедренных сустава. Направляющая сила тяжести при этом проходит через оси движения коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образованной стопами. В результате обеспечивается наибольшая устойчивость тела при вертикальном положении. Ось тела в боковой проекции проходит через ухо, колено и середину стопы.
При нормальной осанке (рис. 6, а) голова расположена вертикально, подбородок слегка приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна, как и линия плеч. Шейно-плечевые углы симметричны. Грудная клетка не имеет ям и бугров, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, брюшная стенка вертикальна, пупок находится в центре. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на равном расстоянии от позвоночника, углы лопаток находятся на одной горизонтальной линии. Треугольники талии симметричны.
При осмотре сбоку нормальная осанка выражается приподнятой грудной клеткой, подтянутым животом, выпрямленными ногами. Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Угол наклона таза от 35 до 55°: у мальчиков и мужчин меньше, у девочек и женщин – больше. Функциональное состояние мышц способно изменить осанку. Неправильное положение тела закрепляется в новом стереотипе движения.
Отклонения от нормальной осанки – это нарушения, или дефекты, вызываемые функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых закрепляется неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Таким образом, дефекты осанки не являются заболеваниями.
В первую очередь искажается осанка у ослабленных детей, которые перенесли туберкулез, рахит, простудные и инфекционные заболевания. Особенно заметно нарушение осанки, если ребенок плохо развит физически.
Отрицательно влияют на осанку перегрузки детей, неправильное сидение за партой и столом, несоответствие мебели росту ребенка, привычное ношение тяжестей в одной руке и т. д.
Нарушения осанки рассматриваются в саггитальной (боковой) и фронтальной (передней) областях. В сагги-тальной области различают несколько видов нарушений осанки:
1. Дефекты осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника: а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза; б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Ноги обычно бывают согнуты в коленях. При сутуловатой и круглой спине наблюдаются запавшая грудь, наклоненные вперед плечи, шея и голова, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, приподнятые в виде крылышек лопатки; в) кругловогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника и угла наклона таза. При таком дефекте осанки голова, шея и плечи наклонены вперед, живот выпячен, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, которые прикреплены к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.
2. Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника: а) плоская спина – уплощение поясничного лордоза и наклона таза. Грудной кифоз слабо выражен, грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки крыловидные; б) плоско-вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза, при этом поясничный лордоз нормальный или слегка увеличен. Грудная клетка узкая, мышцы живота плохо развиты.
Асимметричная осанка – это разновидность нарушения осанки во фронтальной плоскости. Правая и левая половины туловища несимметричны. Позвоночник изогнут дугой вправо или влево. Треугольники талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной руки) неодинаковы. Плечо и лопатка с одной стороны выше, чем плечо и лопатка с другой.
Чтобы не перепутать асимметричную осанку с началом развития сколиоза, делают рентгенографическое исследование позвоночника в положении лежа. При дефекте осанки отклонения от нормы на рентгенограмме не видны.
Нарушения осанки не только некрасивы, но и зачастую приводят к расстройству деятельности внутренних органов. Так, при дефектах осанки отмечены уменьшение экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижение жизненной емкости легких, уменьшение колебаний внутригрудного давления. Эти изменения затрудняют работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уменьшают физиологические приспособительные запасы детского организма, ослабляя его. Плохо развитые мышцы живота неблагоприятно влияют на функционирование желудочно-кишечного тракта. При плоской спине, когда отмечается снижение рессорной функции позвоночника, во время ходьбы, бега и других движений происходят частые микротравмы головного мозга. Как следствие, наблюдается быстрая утомляемость и даже головные боли. Уменьшение физиологических изгибов приводит и к другим неврологическим нарушениям. Кроме того, дефектный позвоночник легче поддается деформации под влиянием внешних факторов.
Почти при всех нарушениях осанки мышцы ослаблены, за исключением круглой спины, при которой они развиты хорошо, однако преобладает развитие мышц-сгибателей.
Из всего сказанного выше ясно, что сами по себе нарушения осанки не являются болезнями, но приводят к различным недомоганиям, особенно часто к заболеваниям позвоночника.
Для предотвращения дефектов осанки необходимо, чтобы высота стола и стула соответствовала росту ребенка. Рабочий стол должен хорошо освещаться.
Нарушения зрения и слуха могут вынуждать ребенка принимать согнутое положение, поэтому требуется своевременно проводить их обследование и при необходимости коррекцию.
Кровать ребенка не должна быть слишком мягкой, а подушка – очень большой (рис. 7).
Необходимо осуществлять общеукрепляющие мероприятия, в частности закаливание.
Для закаливания применяются водные процедуры: обливание, обтирание. Они укрепляют и тонизируют нервную систему, тренируют деятельность сердца и сосудов, способствуют лучшему питанию мышц. К систематическому закаливанию лучше приступать с детства, осторожно и постепенно. Простейший способ закаливания – воздушные ванны. В помещении их можно принимать круглый год, а на свежем воздухе – в теплые дни. Если вы приучите себя и своих детей жить при открытой в любое время года форточке – это уже большой шаг в закаливании.
Приступать к серьезному закаливанию необходимо с обтираний. Несколько дней обнаженное тело обтирают сухим полотенцем, затем переходят к влажным обтираниям, после которых тело необходимо обсушить и энергично растереть. Температура воды для влажных обтираний в первые дни должна быть равна 35—36° С. В дальнейшем она понижается. Когда организм привыкнет к холодным влажным обтираниям, можно приступить к обливаниям. Летом их хорошо проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Очень полезны купания в открытых водоемах, начиная с 3 – 4 минут и заканчивая 10—12. Хорошо закаленные люди (моржи) купаются даже зимой при небольших морозах. После такой процедуры должно ощущаться тепло во всем теле, бодрость, прилив сил. Ни в коем случае нельзя допускать появление озноба, слабости.
Закаленные люди намного реже страдают не только простудными заболеваниями, но и сердечно-сосудистыми, а также болезнями обмена веществ.
Серьезное внимание следует уделять общему физическому воспитанию ребенка, в частности развитию его мышц, особенно мышц спины. Благоприятное воздействие на мышцы оказывают физические упражнения и массаж, в том числе и самомассаж.
Исправить дефекты осанки можно при создании условий для здорового образа жизни и нормального развития ребенка (питание, режим дня, личная гигиена).
Большую помощь может оказать специальное физическое воспитание, в которое входят: 1) улучшение и нормализация течения основных нервных процессов и эмоционального состояния ребенка, активизация работы всех органов и систем, улучшение общего физического развития, повышение внутренних резервов организма; 2) стимуляция общих и местных (в мышцах туловища) процессов обмена веществ, развитие силовой и общей выносливости мышц туловища, улучшение координации движений, формирование двигательных навыков и повышение их качества. Решение первого и второго вопроса создает предпосылки для формирования нормальной осанки; 3) исправление имеющегося нарушения, направленное на формирование правильной осанки.
Если осанка нарушена, на ее исправление потребуется немало времени и еще больше волевых усилий. Даже незначительные дефекты поддаются коррекции только после длительных целенаправленных занятий лечебной физкультурой. Занятия обязательно должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю; лечебный комплекс необходимо выполнять и дома самостоятельно.
Специальные упражнения позволяют нормализовать угол наклона таза, нарушение физиологических изгибов позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, добиться симметрии плечевого пояса, выровнять положение головы, подтянуть живот. Правильное положение частей тела при движении поддерживается созданным для этого естественным мышечным корсетом.
Таким образом, в комплекс лечебной физкультуры входят упражнения, направленные на создание мышечного корсета и исправление имеющихся дефектов.
Для исправления асимметричной осанки рекомендуются симметричные упражнения. Они перераспределяют нагрузку и тем самым способствуют выравниванию мышц спины и ликвидации асимметрии мускульного напряжения. При выполнении таких упражнений для сохранения срединного положения тела более слабые мышцы на стороне отклонения позвоночника выполняют большую работу, чем более крепкие мышцы на другой стороне туловища. Такой эффект принято называть физиологической асимметрией.
Дефекты осанки в саггитальной плоскости корректируются при помощи специальных упражнений.
При увеличении угла наклона таза выполняют упражнения на растягивание мышцы передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы и подвздошно-поясничных мышц, а также на укрепление мышц брюшного пресса и задней поверхности бедер.
При уменьшении угла наклона таза комплекс лечебной физкультуры включает в себя упражнения для укрепления мышц поясницы и передней поверхности бедер.
Специальные упражнения используются и для нормализации физиологических изгибов позвоночника. Эти упражнения нацелены на улучшение подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта, например в грудном отделе при сутуловатой спине.
Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи можно исправить, выполняя статические и динамические упражнения на укрепление трапециевидных и ромбовидных мышц и на растягивание грудных мышц.
Для исправления выступающего живота используют упражнения, укрепляющие брюшной пресс, которые выполняются обычно из положения лежа на спине. Наибольший эффект приносят упражнения с максимальным напряжением прямых и косых мышц живота, которые выполняются одновременно.
Исправленная осанка стойко закрепится лишь в том случае, если в это же время у человека сформируется навык правильной осанки, который появляется на основе мышечно-суставного чувства, т. е. способности ощущать положение определенных частей тела. Предварительно человеку объясняют, какой должна быть правильная осанка, и очень хорошо, если ее демонстрируют на конкретном примере. Затем начинается закрепление необходимых мышечно-суставных ощущений при помощи: 1) тренировки перед зеркалом (т. н. зрительный самоконтроль); 2) взаимного контроля занимающихся в одной группе; 3) принятия правильной осанки с коррекцией имеющихся нарушений у стены (в таком случае к суставно-мышечным ощущениям прибавляются тактильные); 4) исправления нарушений под руководством инструктора.
Умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц особенно необходимо для поддержания правильной осанки. Оно формируется на основе упражнений на расслабление и напряжение, которые чередуются в определенной последовательности. К примеру, сначала принимают правильную осанку у зеркала, затем расслабляют мышцы туловища, после чего быстро стараются снова принять правильную позу.
И конечно же, закрепить правильную осанку помогают общеразвивающие упражнения, в которых необходимо сохранять требуемое положение тела и равновесие, а также упражнения на координацию движений.
Как правило, исправление осанки происходит в детском возрасте. На занятиях можно использовать подвижные игры, в которых необходимо удерживать правильную осанку.
В результате занятий у пациентов должно оформиться представление о правильной осанке, закрепиться навык положения отдельных частей тела, развиться умение самостоятельно принимать и в течение достаточно длительного периода сохранять правильную осанку.
Хороший эффект для исправления осанки может быть получен в результате дифференцированного использования массажа. Воздействию подвергается в первую очередь спина, включая пояснично-крестцовую область и ягодицы, а также по мере необходимости грудная клетка и живот.
В месте грудного кифоза при круглой спине и сутуловатости необходимо применять все энергичные приемы, в том числе растирание и разминание, чтобы добиться большего тонуса мышц.
При значительно выраженном поясничном лордозе используют массажные приемы поглаживания и вибрации, чтобы способствовать расслаблению мышц.
При асимметричной осанке подбирают разные приемы для каждой половины спины. Та половина, в сторону которой ребенок имеет привычку наклоняться, массируется с использованием расслабляющих приемов. Другая стимулируется всеми возможными приемами.
В ходе массажа по мере необходимости применяются корректирующие приемы: надавливание, оттягивание и др., при помощи которых массажист стремится придать телу пациента симметрию.
По тому же принципу массируется передняя часть грудной клетки.
Массаж живота показан в тех случаях, когда наблюдается его выпячивание и мышцы брюшной стенки чересчур слабые.
Хороший эффект для профилактики дефектов осанки имеет самомассаж. Овладев в совершенстве его приемами, можно производить и дифференцированное воздействие в целях коррекции.
Сколиоз
Сколиозом называют тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, которое проявляется в дугообразном искривлении во фронтальной плоскости и скручивании позвонков вокруг вертикальной оси – торсии (рис. 8).
На последней стадии болезни сначала формируется реберное выпячивание, а затем реберный горб – гиббус.
Сколиоз – это не только косметический изъян, это многочисленные дисфункции внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сколиоз – это уже не просто нарушение осанки, а болезнь.
Очень редко сколиоз может быть врожденным и обуславливаться неправильным развитием позвонков. Гораздо чаще сколиотическая болезнь возникает в возрасте от 5 до 15 лет, когда позвоночник растет. Сколиоз чаще встречается у девочек.
Причин возникновения этого заболевания обычно бывает несколько. Не всегда возможно установить, что привело к его развитию.
Факторы возникновения сколиотической болезни принято делить на три группы.
1. Врожденные или приобретенные первично-патологические факторы, которые приводят к нарушению роста и развития позвоночника.
В качестве иллюстрации можно привести пример, когда у ребенка имеется врожденный клиновидный или полуклиновидный позвонок. Его тело растет асимметрично. Позвоночник по мере роста принимает форму дуги, а патологический позвонок находится на вершине сколиоза.
Сколиотическое искривление позвоночника может быть вызвано врожденным отсутствием одного ребра или, напротив, наличием лишнего ребра на какой-либо стороне.
Сколиоз развивается также в результате сращения V поясничного позвонка с крестцом или перехода I крестцового позвонка в область поясницы.
К приобретенным факторам относятся рахит, неправильно леченный компрессионный перелом позвоночника, туберкулезное поражение позвонков.
2. Статодинамические факторы, когда в результате длительного асимметричного положения тела происходит компенсаторное искривление позвоночника.
Длительное асимметричное положение тела наблюдается, например, в тех случаях, когда от рождения одна нога короче другой, или на одной ноге имеется плоскостопие, или наличествует врожденный вывих бедра. Та же ситуация складывается при неправильно сросшемся переломе костей одной из нижних конечностей. Все эти патологии приводят к косому положению таза и возможному последующему развитию сколиоза. Кроме названных причин, косое положение таза и деформацию позвоночника вызывают паралич одной половины тела, крупные ожоги мягких тканей и иногда оперативные вмешательства.
Иногда больной в течение длительного времени принимает искривленное положение, чтобы уменьшить боли, возникающие в результате некоторых заболеваний позвоночника и периферической нервной системы, и как результат развивается сколиоз.
У взрослых сколиоз может возникнуть вследствие длительных асимметричных нагрузок на мышцы спины – т. н. сколиоз скрипачей, швей, носильщиков. В этих случаях при уже законченном росте скелета искривление развивается медленнее и редко достигает такой степени, как у детей.
3. Общепатологические факторы. Сколиоз часто формируется у ослабленных в результате тяжелой болезни детей или, например, в период полового созревания, когда нарушается равновесие желез внутренней секреции.
Лечение сколиоза должно происходить с учетом его этиологии. Первые из перечисленных факторов не всегда приводят к развитию сколиоза или его прогрессированию. Они очень опасны в сочетании с факторами второй группы, однако последние часто поддаются излечению. Наибольшую тревогу должно вызывать сочетание факторов всех трех групп.
Идиопатические сколиозы вызваны неопределенными факторами, когда четких причин возникновения сколиоза установить не удается. Чаще всего в таком случае говорят о нервно-мышечной недостаточности и неполноценности костных тканей. Такие сколиозы протекают очень тяжело и быстро прогрессируют.
Общая физическая культура ребенка также немаловажна. Сколиоз часто возникает у детей, отстающих в физическом развитии или имеющих плохую осанку.
Выделяют 4 степени сколиоза в зависимости от его тяжести. При этом обращают внимание на различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии, по степени выраженности торсионных изменений и по стойкости имеющихся деформаций.
I степень сколиоза. При утомлении мышц спины позвоночник слегка отклоняется вбок. После отдыха искривление исчезает. Дуга искривления простая, в виде русской буквы С. Угол отклонения позвоночника не больше 10°, что видно на рентгенограмме, сделанной в положении лежа. Торсионные изменения при осмотре больного выражены слабо, но на рентгенограмме видны асимметрия корней дужек и небольшое отклонение остистых отростков позвонков от средней линии. Искривление позвоночника заметно в положении стоя. В расслабленном состоянии, например в положении лежа, оно проявляется меньше.
II степень сколиоза. Изменения выражены значительно. При активном выпрямлении усилием воли искривление не исчезает. Только при подвешивании на руках (растягивание позвоночника под весом тела) позвоночник выпрямляется, но не в каждом случае. Часто позвоночник бывает искривлен в виде латинской буквы S в результате появления компенсаторной дуги. Угол отклонения основной дуги искривления – до 30°. Торсионные изменения заметны не только на снимках, но и при осмотре больного: реберное выпячивание, мышечный валик. В положении лежа при небольшом вытяжении искривление почти такое же, как и в положении стоя. Деформации позвоночника становятся более устойчивыми. Подвижность его резко уменьшается. Всякое физическое упражнение утомительно. Часто пациенты жалуются на мышечные и межреберные боли (невралгии).
III степень сколиоза. Позвоночник имеет не меньше двух дуг. При подвешивании на руках искривление не исчезает. В области искривления образуется неподвижность. Угол отклонения основной дуги на рентгенограмме – до 60°. Торсионные изменения: значительная деформация грудной клетки, наличие реберного горба. Деформации позвоночника и грудной клетки устойчивы. Появляются нарушения со стороны внутренних органов и неврологические расстройства.
IV степень сколиоза. Образование кифосколиоза с деформацией позвоночника как в боковом, так и в переднезаднем направлениях, вызванное прогрессирующим боковым отклонением позвоночника и скручиванием его по оси. Наличие переднего и заднего реберного горба, деформация таза и грудной клетки. Угол отклонения позвоночника от вертикальной оси превышает 60°. Общее состояние больного ухудшается. Нарушается деятельность органов дыхания, сердца и нервной системы.
Диагностирование сколиоза по степени важно для подбора наиболее целесообразных лечебных мероприятий и для оценки их эффективности. Установление степени сколиоза происходит при соблюдении тех же условий, что и при дефектах осанки.
Со стороны спины наблюдается реберное выпячивание при II степени и реберный горб при III. В I стадии сколиоза реберное выпячивание обнаруживается при наклоне туловища вперед.
В положении стоя и лежа на животе отмечаются боковое отклонение позвоночника, наличие противо-искривлений, реберное выпячивание или реберный гиббус, мышечный валик и т. п.
При диагностике сколиоза уровень стояния лопаток и их поворот вокруг оси уточняются путем измерения расстояния от остистых отростков до угла лопатки справа и слева и расстояния между горизонтальными линиями, проведенными на уровне углов лопаток.
Кроме того, проводят общие замеры, определяя массу тела, рост, окружность грудной клетки, динамометрию, спирометрию и др. Результаты показывают общее физическое отставание и непропорциональность физического развития больных сколиозом.
Для диагностики сколиоза необходимо рентгенологическое обследование, которое проводят в положении пациента стоя и лежа.
Предупредить сколиоз гораздо легче, чем вылечить. Профилактику детского, в том числе школьного, сколиоза обеспечивают: ровная постель, правильное сидение за партой и столом, хорошее и правильное освещение рабочего места, пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, полноценное питание, достаточный сон, утренняя гимнастика, самомассаж.
Основой профилактики сколиоза и нарушений осанки следует считать правильное физическое воспитание детей в семье и школе, общее укрепление детского организма. Особенно важны занятия физкультурой и спортом в детстве и в период полового созревания.
Профилактика профессиональных сколиозов заключается в соблюдении правильного режима труда и отдыха, наличии физкультурных пауз во время работы. Большую роль играют занятия спортом.
Огромное значение в профилактике детского сколиоза имеет правильное размещение в классе детей, а иногда и парт.
Благоприятно влияют на детский организм физкультминутки – несколько корригирующих упражнений, выполняемых в классе во время наибольшего утомления детей. Такие упражнения необходимо уметь проводить всем педагогам. Инициатором организации таких физкультминуток должен быть школьный врач.
О предупреждении сколиоза нужно говорить и на родительских собраниях. Беседы и лекции на эту тему необходимы и родителям, и учащимся. Возможно привлечение всех средств просвещения (кино, плакаты).
Помимо систематического лечения в поликлинике, больным детям необходимо создать дома условия, способствующие благоприятному ходу излечения.
В течение суток детям как можно больше времени нужно проводить на воздухе. Ночной сон должен быть достаточно продолжительным. Следует приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Постель должна быть ровной и относительно жесткой. Перины и пружинные матрацы для больных сколиозом не годятся. Лучше использовать тонкие тюфячок или ватную подстилку. Подушку необходимо подобрать небольшую и сравнительно плоскую. Засыпать дети должны на спине. Если во сне они повернутся, то будить их, конечно, не стоит.
Очень полезен для детей сон в течение часа в дневное время, после обеда. Днем спать или лежать также необходимо на спине, руки вдоль туловища. Брать в постель книжку или игрушку не следует.
Питание больных детей должно быть своевременным, желательно в одни и те же часы. Пища необходима разнообразная, с достаточным количеством белков и витаминов, особенно витаминов С и D.
Домашнюю корригирующую гимнастику следует проводить 2 раза в день: утром, через час после завтрака (с упитанными детьми – натощак), и во второй половине дня (через 2 часа после еды). Летом заниматься гимнастикой можно на свежем воздухе в тени. Рекомендуются игры с мячом, особенно перебрасывание мяча через голову. Дети постарше могут играть в любительский волейбол.
Полезны занятия плаванием в стиле брасс и греблей двумя веслами. Однако в соревнованиях больным сколиозом лучше не участвовать. Дети младшего возраста могут играть в подвижные игры без резких поворотов и прыжков. Зимой можно совершать неспешные лыжные прогулки и кататься на коньках.
Детям не рекомендуется играть сидя на песке или на земле. Песочница нужна высокая. Для игр в куклы необходимо использовать столик.
Малоподвижные занятия (рисование, лепка и др.) проводятся за партой, высота которой должна быть примерно на 3 см выше локтя опущенной руки.
Летом в малоподвижные игры желательно играть меньше. Их обязательно нужно чередовать с подвижными или физкультминутками через каждые 20 минут. Так же поступают и при подготовке домашних заданий.
Детям, больным сколиозом, нельзя переносить тяжести, прыгать, кататься на велосипеде. Работу по дому, которая требует длительного пребывания в согнутом положении, нужно ограничить.
Летом необходимо как можно больше времени проводить на солнце, чередуя это с пребыванием в тени. Купание в открытых водоемах разрешается не более 2 раз в день по 5, 10, 15 минут (в зависимости от возраста ребенка).
Настольные игры лучше не использовать.
Благоприятные результаты при лечении сколиоза возможны при максимальных усилиях врачей, родителей и самого больного ребенка. Комплексное лечение, которое может быть успешным, включает в себя ортопедические мероприятия, лечебную физическую культуру и массаж, общетерапевтические средства, меры гигиены. Иногда показано ношение корсета. Применение только одного из слагаемых лечения малоэффективно. В тяжелых случаях иногда предпринимается оперативное вмешательство.
Исправление сколиозов I степени необходимо проводить в школах, детских садах и в домашних условиях. Путем комплексных мероприятий возможно не только остановить прогрессирование деформаций, но и добиться их обратного развития.
Важное значение имеет преподавание физкультуры, уроки которой необходимо использовать для коррекции сколиоза и осанки. Важно участие детей в спортивной жизни школы. В начальной стадии сколиоза чрезвычайно полезно плавание на груди как общеукрепляющее и корригирующее средство. Хорошо влияют лыжный и конькобежный спорт, занятия легкой атлетикой, спортивные игры.
Для детей с выраженными предсколиотическими состояниями целесообразно организовать в школе дополнительные занятия типа лечебной гимнастики, особенно это касается сельских школ.
Лечение тяжелых форм сколиоза проводят в специальных ортопедических учреждениях. В настоящее время применяют хирургические методы лечения. Широко используется остеопластическая фиксация позвоночника с помощью ауто– или гомотрансплантата с систематическим комплексным лечением как до хирургического вмешательства, так и после.
После операции фиксация позвоночника обычно осуществляется при помощи специального корсета. Ношение ортопедических корсетов наиболее эффективно в сочетании с активной лечебной гимнастикой.
ЛФК имеет важное значение при лечении сколиоза. Она оказывает влияние на формирование и развитие костно-связочного аппарата позвоночника через функциональное состояние мышечной системы. Достаточное количество физических упражнений оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает обмен веществ, трофику мышц спины и позвоночника. Таким образом создаются условия, при которых прогрессирование болезни замедляется и происходят необходимые исправления.
Развитие мышц спины способствует созданию мышечного корсета, необходимого для поддержки позвоночника и удержания его в максимально выпрямленном состоянии. Если выпрямить позвоночник уже невозможно, хорошо развитый мышечный корсет помогает предупредить прогрессирование заболевания.
Методика ЛФК в каждом конкретном случае зависит от клинических особенностей болезни, степени сколиоза, целей общей терапии. Лечение сколиозов I—II стадии при помощи средств ЛФК длительное, не менее 6 – 8 месяцев. Занятия при этом проводят 3 раза в неделю в кабинете лечебной физкультуры и ежедневно дома самостоятельно.
Лечебная физкультура призвана решить следующие задачи:
1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, а именно развитие и постепенное увеличение силы и выносливости мышц туловища, формирование мышечного корсета.
2. Стабилизация сколиотического процесса. На его начальном этапе возможная коррекция имеющихся нарушений.
3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
4. Нормализация действия других систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и пр.
5. Повышение сопротивляемости организма патологическим факторам.
Комплекс лечебной гимнастики при сколиозе включает в себя упражнения для мышц спины и брюшного пресса, которые выполняются обычно в положении лежа. Такое положение способствует не только наращиванию мышечного корсета, но и закреплению максимальной коррекции, которая отмечается в этой позе.
Создать предпосылки для восстановления нормального положения тела помогает развитие пояснично-подвздошных и ягодичных мышц.
Упражнения, направленные на устранение имеющихся нарушений, бывают двух видов: симметричные и несимметричные.
Во время выполнения симметричных упражнений сохраняется срединное положение позвоночного столба, которое нелегко достигается при сколиозе, так как мышцы получают неодинаковое напряжение: на стороне выпуклости они достаточно сильно напрягаются, а на стороне вогнутости слегка растягиваются. Таким образом с течением времени мышечная тяга с обеих сторон выравнивается, асимметрия сглаживается, частично ослабевает и уменьшается мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.
Специальные исследования показали, что симметричные упражнения не нарушают компенсаторных приспособлений, которые выработались у больного, и не приводят к развитию противоискривлений. Такие упражнения выгодны тем, что их относительно просто подобрать и затем проводить.
Асимметричные упражнения воздействуют локально, на конкретном участке позвоночника. Так, отводя ногу в сторону выпуклости дуги сколиоза, добиваются изменения положения таза и уменьшения угла дуги. Поднимая руку со стороны вогнутости, изменяют положение плечевого пояса, и дуга сколиоза таким образом сглаживается.
Шаблона в выборе асимметричных упражнений при сколиозе не существует. Для каждого ребенка они подбираются индивидуально, при этом строго учитываются локализация процесса и характер воздействия подобранных упражнений на кривизну. Неправильный выбор асимметричных упражнений может усугубить положение и способствовать либо увеличению кривизны дуги позвоночника, либо усилению противоискривления. Назначать асимметричные корригирующие упражнения должен врач.
Симметричные упражнения в этом отношении безопаснее и используются более широко.
Общеразвивающие упражнения, показанные при сколиозе, включают упражнения на равновесие и координацию движений, для мышц грудной клетки, для других мышц. Проводятся они из разных исходных положений, с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
В комплекс ЛФК при сколиозе обязательно включают дыхательные упражнения, статические и динамические. Они способствуют нормализации нарушенной в результате сколиоза функции органов дыхания.
Большое значение придается воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Больному демонстрируют, какой должна быть осанка. Закрепляются полученные во время занятий навыки при помощи само– и взаимоконтроля.
Большое внимание уделяется созданию у ребенка мышечного чувства, которое позволит удерживать правильное положение тела лежа, сидя, стоя и при ходьбе.
Упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника, при сколиозе нужно использовать с большой осторожностью, чтобы не нарушить компенсаторные механизмы, которые препятствуют прогрессированию болезни. Однако такие упражнения могут быть полезны в тех случаях, когда требуется оперативное вмешательство. Более подвижный позвоночник легче выпрямить при операции.
Если же оперативной коррекции не предполагается, мобилизирующие упражнения используются в небольших дозах и только после создания мышечного корсета.
К мобилизирующим упражнениям относятся ползание на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.
Лечебная физкультура и массаж при сколиотической болезни отнюдь не являются единственными способами терапии. Они сочетаются с лечением положением, правильным режимом движений и статических нагрузок, приемом необходимых лекарств и специальными ортопедическими методами.
А. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:
1. Исходное положение (и. п.) – стоя. Принять правильную осанку, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.
2. Принять правильную осанку, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1 – 2 шага, сохраняя положение тела.
3. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
4. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
5. Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носки, удерживаться в этом положении 3 – 4 секунды. Вернуться в и. п.
6. То же упражнение, но без стены.
7. Принять правильную осанку. Присесть, разведя колени в стороны. Голова и позвоночник прямые. Медленно встать. Принять и. п.
8. И. п. – сидя на гимнастической скамье. Принять правильную осанку, касаясь стены затылком, лопатками и ягодицами.
9. И. п. то же, что в упражнении 8. Принять правильную осанку. Последовательно расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, спину. Вернуться в и. п.
10. И. п. – лежа на спине. Голова, туловище и ноги вытянуты в прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и. п.
11. И. п. – лежа на спине в правильном положении. Прижать поясницу к полу. Встать. Принять правильную осанку. Придать пояснице то же положение, которое было первоначально.
12. И. п. – стоя. Принять правильную осанку. Ходьба по залу с остановками (рис. 9). Осанку сохранять.
Конец ознакомительного фрагмента.