Вы здесь

Маскотерапия-1. Как портрет открывает, развивает и лечит личность. Поле смыслов (С. А. Кравченко)

Поле смыслов

В центре смыслового и понятийного поля маскотерапии, несомненно, находится лицо, которое отражается в зеркале, тем самым осознавая само себя.

Личность и душа, предполагается, стоят за лицом и отражаются частично в его состоянии в настоящий момент. Наблюдая зеркальный двойник, мы в какой-то степени наблюдаем самих себя, но не в полной мере.

Диалог, который может строиться между зеркальным двойником и личностью, еще более проникновенно содержит человеческую душу, стоящую за его лицом, за его телом. Таким образом, центральной частью методом маскотерапии является ничто иное, как отражение лица в зеркале, за которым стоит личность и душа, и диалог, который может возникать в результате их взаимодействия.

Но нам сложно представить насколько адекватно наше видение зеркального двойника и собственного лица, пока мы не начнем создавать портрет.

Когда же мы начинаем создавать свой автопортрет, наблюдая себя в зеркале, то у нас появляется возможность продемонстрировать другому наблюдателю то, что видим мы. Конечно, всегда возникает вопрос, насколько адекватно мы отражаем в портрете или в автопортрете то, что видим в зеркале? Потому, взаимодействие вокруг портрета во время создания оного и есть тот первоначальный диалог двух, который является мерилом, корректирующим правильность его творение. Конечно же, первоначально возникает целый ряд масок, которые неминуемо кружат вокруг человеческого лица, так и норовя заменить истинное лицо, но маски возникают неспроста, так как они существуют всегда и их важно осознавать. Множества масок, которые всегда возникают при наблюдении собственного лица, не стоит бояться, так как они являются неотъемлемым элементом социальной жизни.

Двойник в зеркальном отражении – фантом, но этот фантом помогает нам увидеть себя со стороны. Такое видение не совсем точное, так как зеркальный двойник является всегда зеркальным.

Когда портрет развивается правильно, то на определенном этапе он начинает становиться истинным, а не зеркальным. И этот этап говорит нам, что мы начали видеть себя не просто в зеркале, а как-то внутренним взглядом видим себя настоящего, как будто бы взглянули на себя со стороны глазами другого.

Создавать истинный портрет и видеть свое истинное лицо в зеркале нам всегда мешает образ самого себя, который возникает в течение жизни благодаря мнением окружающих людей. Возможно, именно с этим образом самого себя нам и приходится чаще всего сражаться в поиске истинного лица.

Образы самого себя всегда могут отличаться в зависимости от жизненной ситуации и, таким образом, можно сказать, что они как-то связаны с масками.

Маски и образ самого себя пересекаются между собой, но они не идентичны, так как образ самого себя может существовать и в одиночестве, тогда как маска присутствует всегда во взаимодействии с другими людьми.

Стоит ещё упомянуть о 3D восприятие собственного лица. Как оказывается, исследования нам доказывают, что 3D восприятие не всем людям дано, и оно в значительной степени зависит от того образа жизни, который ребёнок имел в раннем детстве. Но плоскостное изображение человеческого лица, которое тоже возможно в маскотерапии с помощью графического портрета или автопортрета, может нам помочь преодолеть эту проблему. Здесь важно подчеркнуть, что портрет не обязательно должен быть скульптурным. Он может быть живописным, графическим, фотопортретом, более того, мы можем заметить, что портрет может быть и словесным.

На этом стоит остановиться немножко и акцентировать внимание, что не все мы можем с помощью слова создать свой автопортрет. Это особенно ярко проявляется, когда мы, например, договариваемся о встрече по телефону и визуально не знакомы друг с другом, и нам только предстоит познакомиться. В больших городах это достаточно распространенная жизненная ситуация, когда договариваются о встрече с незнакомым человеком и визуально его не знаю. Тогда у метро или в каком-то другом общественном месте нам предстоит решить одну из непростых, уверяю вас, задач – распознать в толпе того человека, с кем мы договорились о встрече.

Как вы себя описываете по телефону, чтобы вас узнали другие люди? Можете ли вы описать себя настолько ярко и выразительно, чтобы вас безошибочно узнал другой человек, опираясь только на ваш словесный портрет? Этот вопрос не праздный, и потому важно уметь описывать себя словами достаточно точно.

При создании автопортрета или портрета настоящее лицо личности не проявляется сразу, так как для его проявления нам важно пройти неминуемо ряд пластов психики, которые скрывают истинные душевные состояния личности, скрывают истинное человеческое лицо. Таких пластов семь, и о них мы поговорим более подробно в других статьях, а здесь только хотелось бы упомянуть, что на первом месте стоит животный пласт, когда мы видим только примитивную животную оболочку человеческого лица. Далее идет общечеловеческий пласт, где мы еще не различаемся по пополам, но уже отличаемся от других животных. Другими словами можно сказать, что мы на каком-то этапе начинаем видеть в портрете человека. Удивительно то, что даже во зрелом возрасте не всем легко дается такое видение.

Следующий пласт – это распознавание человека по полу и этносу. Его можно назвать родовым пластом. Следующий, еще более сложный пласт, который можно назвать семейным, раскрывает признаки семейных отношений и семейных черт, чего-то такого, что свойственно семье и роду в ближайшем окружении.

Следующий пласт достаточно сложный, так как он предполагает выявление индивидуальных черт. Далее идет еще один не менее сложный – пласт личности. Это уже за пределами какой-либо патологии, так как мы на индивидуальном уровне обычно решаем все патологические проблемы души. И потому на уровне шестом, который мы называем личностным, можно решать уже вопросы жизненного смысла, вопросы экзистенциального порядка, искать в своем индивидуальном лице что-то более глубокое и ведущие нас по жизни, определяющее наши цели, ценности и душевные состояния высшего порядка. Еще более высокий и менее всего достигаемый уровень – лидерский, который очень редко кто достигает. Более того, к нему редко кто и стремится, потому мы можем его подробно пока и не рассматривать.

Есть еще одна ключевая тема, которую мало кто из психологов-психотерапевтов рассматривает, – это лицо самого психотерапевта. Также как и лицо самого художника, который создает портрет натуры, лицо психотерапевта присутствуют в диалоге во время создания портрета и неминуемо может присутствовать, невольно внедряясь в образ создаваемого портрета. С одной стороны – это хорошо, так как психотерапевт в данной жизненной ситуации обычно выступает, как более сильная и правильная личность. Потому ее присутствие в образе портрета привносит в жизнь портретируемого какую-то более оптимистическую ноту. Но эта нота не прибавляет нам лучшего понимания того, кого мы портретирует.

Здесь очень тонкий и важный момент, о котором никогда не задумываются те психотерапевты, которые портреты не создают. Но мы обязаны задуматься над этим вопросом, так как стараемся с помощью портрета или автопортрета достичь истинного лица в портрете пациента.

Чтобы достичь в портрете истинного, чистого и настоящего лица личности, лицо психотерапевта и его душа должны отойти не просто на второй план куда-то в тень, они должны вообще исчезнуть из диалога и стать невидимыми, оставить портрет и пациента один на один. Когда же создает автопортрет пациент, а маскотерапевт, психотерапевт и психолог вообще отсутствуют, то такая жизненная ситуация является более чистой для выявления лица личности, для выявления чистых душевных качеств и истинного я портретируемого.

Есть еще один очень интересный вопрос, который мы иногда не рассматриваем во время терапевтических сеансов. Это базовые архетипы, которые в психоанализе получили название Эрос и Танатос, Бог жизни и Бог смерти.

При создании портрета несомненно мы идем в русле Эроса, создания жизни, при этом невольно склоняясь к воспоминаниям о смерти, так как скульптура обычно ассоциируется с великими людьми, которые уже ушли от нас и их нет в настоящей жизни. Но здесь очень важно подчеркнуть один момент, обычно в истории скульптура создавалась для личностей, которые преодолели свое время и вошли в вечность. Потому при создании портрета тема времени и тема его измерений, в том числе и вечности, очень важная тема, которая помогает осознать личности вечность своей души.

Очень важным элементом при создании портрета являются и дополнительные наблюдателей, или хотя бы один дополнительный наблюдатель. Почему это так важно? Дополнительный наблюдатель в любом случае помогает более адекватно оценить создаваемый портрет. Мнение постороннего наблюдателя при создании портрета – это бесценный вклад в его создание. При сотворении своего двойника необходимо иметь общественное мнение не только о результатах работы, но и о процессе.

При портретировании всегда возникают ассоциации не только с людьми из прошлого, но и с образами будущего. Обычно пациенты говорят так, что этот портрет – это я, но только лучше, тот, который может быть в будущем. Когда наблюдается такое восприятие портрета, то опыт показывает, что это обычно положительное восприятие себя, так как портрет начинает охватывать не только историю личности, но его перспективы. Другими словами, портрет охватывает все измерения времени, давая нам понять, что он также, как и лицо, способен жить в вечности.

Обращающийся к нам человек обычно находится в сложной жизненной ситуации, которую можно назвать безвременьем, так как время в ощущениях иногда останавливается, уводя человека в состояние дискомфорта, неуверенности, отсутствия целей и смыслов в собственной жизни. Преодолеть это состояние помогает творчество, которое максимально присутствуют в процессе создания портрета.

Создавая портрет, человек уподобляется великому Создателю, который создал человека по образу и подобию своему. Можно признать этот миф, который распространён среди людей и который в глубине души в значительной степени определяет наше отношение к скульпторам.

Есть еще одно уникальное переживание – состояние катарсиса, которое называют ещё душевным очищением во время тяжелых переживаний. Понятие очень древнее, которые ввёл в свое время еще Аристотель, а потом современная психология его подхватила и использует достаточно широко. По нашим наблюдениям катарсис обычно наступает во время завершения портрета, когда человек неминуемо подходит к себе настоящему. Когда рождается новая личность на глазах у портрета и других наблюдателей, тогда и появляется бурный всплеск чувств, который характеризует состояние катарсиса. Другими словами, рождение не может быть безразличным.

Не лишним будет упомянуть здесь и о понятии социального статуса, который неминуемо присутствует при создании портрета или автопортрет. В обществе распространено мнение, устоявшаяся точка зрения, что портреты, особенно скульптурные, создаются только для людей высокого статуса, что обычному человеку не пристало иметь свой скульптурный портрет. И эта точка зрения настолько засела в душах людей, что когда начинаешь создавать скульптурный портрет человеку, то он немножко комплексует, считая себя недостойным иметь скульптурный портрет. Но попадаются и люди, которые считают себя достойными иметь скульптурный портрет, и потому они хорошо относятся к такому процессу и результату.

Особое место в нашем тексте хотелось бы выделить еще одной мысли, которая не всегда присутствуют в жизни тех мастеров, скульпторов которая создает образ человека. Я имею в виду степень совершенства формы, которую мы наблюдаем в скульптуре. С нашей точки зрения, скульптура должна быть совершенной, она должна быть действительно подобна натуре. И потому, если есть время, силы и средства, скульптуру важно делать предельно совершенной, подобную телу, а иногда и более совершенной, подчеркивая, что человеческая душа совершенна. Приучить человека к достижению совершенства, на наш взгляд, есть одно из ключевых и базовых умений, которое может возвысить человека в любой сфере деятельности, и это не обязательно должно быть искусством.

Когда портрет поднимается до высшего уровня своего совершенство, то происходит невольная идентификация с ним. Идентификация со своим портретом помогает человеку отстраниться от масок, ролей, фальши и проникнуть в суть своего я, осознать его природу, что неминуемо связано и с другими людьми, которые окружали или окружают в настоящий момент человека.

При полном одиночестве, которое может перерастать в патологическое одиночество, человеку сложно идентифицировать себя, осознать себя и свое лицо. В большинстве случаев наши я есть ничто иное, как сложная мозаика из памяти, представлений, невольных идентификацией с другими личностями, которые словно клетки, творящие тело и лицо человека.

Очень часто при создании портрета возникают образы, которые можно назвать сопутствующими. Важно вести дневники и записывать эти образы, анализировать, понимать, что они не возникают просто так, что они в значительной степени являются частью портрета, являются частью нашей жизни, влияют на создание портрета, влияют на жизнь вокруг человека.

Развитие портрета и развитие окружающей жизни обычно связаны между собой и их разделить невозможно. По мере развития портрета, развивается и сама жизнь. По мере совершенствования портрета, совершенствуется и социальная жизнь вокруг человека. Человек становится более выразительным, он становится более осознающим самого себя, свои внутренние образы, диалоги; он становится более внимателен к лицам других людей, которые до портрета были менее выразительны для него; он приобретает большую отчётливость в восприятии различий других людей.

Таким образом, в этой главе мы с вами очертили круг основных понятий, которые неминуемо встречаются в процессе маскотерапия и которых важно было упомянуть.