Вы здесь

Маскотерапия-1. Как портрет открывает, развивает и лечит личность. Лица цивилизаций (С. А. Кравченко)

Лица цивилизаций

Чем реалистичнее способен человек изобразить свое лицо, тем совершеннее его восприятие мира и своего Я.

Я пытаюсь исследовать то, что человечество отвергает и не проживает в своей жизни – скульптурный автопортрет, который отсутствует в мировой культуре.

Маски и лица цивилизаций от первобытных времён и до наших дней подсказывают нам основную мысль маскотерапии: чем реалистичнее способен человек изобразить лицо, тем совершеннее и адекватнее его восприятие мира и своего Я.


Скульптурные изображения человека от первобытных времен до нашего времени.


Древние греки превзошли всех в своем умении создавать совершенные лица людей. Их скульптура стала образцом для подражания в эпоху Возрождения.

Современная скульптура бравирует размашистым стилем, замысловатой символикой и еще множеством чего-либо, но за всем этим стоит ни что иное, как неумение создать идеальное лицо человека.

Невольно напрашивается вопрос: а видят ли современные скульпторы лица свои и других людей достаточно хорошо, чтобы создать их совершенные портреты?

Видим ли мы мир, окружающий нас и находящийся внутри нас, достаточно адекватно?

Лицо – код личности, скульптурный портрет в том числе, тогда как рисунок лица, все же – маска. Несколько рисунков одного и того же лица в разных состояниях могут преодолеть социальные маски, если их объединить в одной работе через обобщение и усреднение изображений.


Графические автопортреты из книги С.А.Кравченко «Лицо личности».


Лицо – грань, линия перехода двух миров друг в друга, мира внешнего, проявленного и мира внутреннего, скрытого, непроявленного. Насколько все это близко к потребностям человека в самопознании?


Если выйти за рамки социальных статусов и снять все маски, то есть отказаться от всех ролей, то мы тем самым выходим и за рамки роли художника или скульптора, который может создать свой автопортрет. И рука останавливается? Автопортрет не будет завершен?


На Руси до 17-го века не было портретов, в том числе и автопортретов не только скульптурных, но и графических или живописных. Художники писали иконы – идеальные лики святых и богов. Потом – парсуны. Парсу́на (искажённое лат. persona – «личность», «особа») – ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.


Первые скульптурные портреты относят к древнему Египту, около 5000 лет до нашей эры – 300 лет нашей эры, где считалось, что портрет является двойником умершего в загробной жизни. Египтяне верили, что изображение лица является проводником души из мира мёртвых в наш мир. Чем более портрет походил на модель, тем надежнее была связь между каменным изображением и собственно усопшим.


В Древней Греции первые скульптурные портреты появились только в пятом веке до нашей эры. До этого периода был обычай создавать идеализированные статуи победителей спортивных игр, которые изображались в общих чертах по идеальному канону красоты. Реалистические портреты в Эллинских республиках были запрещены, так как считалось, что они могут развить в гражданах тщеславие и будут противоречить принципу равенства между ними. Создаются только обобщенные, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.


Римские скульптурные портреты создавались веками, начиная с первого века до нашей эры, но ни одного имени римского портретиста не сохранилось, что уж говорить об автопортретах этих скульпторов?


Автопортрет живописный и графический появляется в эпоху Возрождения: Джотто (1267 – 1337), Мазаччо (1401—1428), Боттичелли (1447—1515), Леонардо да Винчи (1452— 1519) и другие. В это же время возникает и получает распространение современное зеркало. Но ни одного автопортрета скульптурного так и не появляется до нашего времени.


При создании скульптурного автопортрета мы выходим за рамки социальных отношений, так как творим образ и подобие своё, становясь невольно первым Творцом-скульптором.

Отождествление человека с Творцом – неминуемо, что в корне меняет наше отношение к себе и к миру, выводит нас за пределы социальных отношений в особый мир самовосприятия и самопознания.

Подобные мысли и состояния способны остановить любого человека, прочно вписанного в социальные отношения и шаблоны самовосприятия, где художник и/или скульптор всегда занимает не высшее положение.

Неужели Бог в процессе создания образа своего и подобия из праха земного впервые конкретизировал Себя в форме и сделал себя осязаемым? Если эту же мысль высказать словами атеистов, то получиться следующее: вселенная сотворила человека, чтобы осознать себя в отдельной форме и взглянуть на себя же.

Этот же путь проходят нехудожники, нескульпторы, создавая образ свой и подобие из глины, пластилина (праха земного).

В нас всегда есть сущностью которая может стать более конкретной и осязаемой в скульптурном автопортрете. Так емко, цельно и узнаваемо эту работу не сделает ни одна технология в мире, ни гуманитарная, ни естественнонаучная.


Рисуночный портрет – имитация объема и пространства, имитация формы с одной точки зрения на лицо.

Скульптурный портрет – истинная форма в пространстве и с бесконечным многообразием точек зрения на неё.

Селфи – примитивный автопортрет, возникший в век цифровых технологий.

В своё время возникновение современного зеркала (тринадцатый век) стимулировало видение себя человеком и возникновение автопортрета.


Постепенно подходя в автопортрете к своей индивидуальности, мы невольно начинаем осознавать, что создаём образ и подобие Божье в отдельной интерпретации, то есть уподобляемся Ему. А это слишком заносчиво? Отразить Его в Себе. Это возносит нас на вершину социальной пирамиды, придавая портретируемому наивысший статус, или отменяет все социальные статусы, выводя нас в Вечность.

Вероятно, что прикосновение к переживанию вечности (безвременья) и останавливает любого от создания или завершения автопортрета скульптурного.

Переход к переживанию вечности неминуемо сталкивает нас с переживанием смерти, историей нашей жизни и жизненных перспектив.

В древнем Египте и в Римской империи создавались скульптурные портреты с целью преодолеть смерть души с помощью увековечивания формы лица личности. Посмертные маски, которые сохранились и в наши дни, и которые иногда создаются великим до сих пор, неминуемо несут на себе эту же функцию – преодолеть смерть души, достичь психического бессмертия.

Из выше приведённых размышлений можно выделить ряд понятий, проследив между которыми взаимосвязи, мы сможем более детально исследовать все уникальное поле смыслов скульптурного автопортрета.

1. Лицо, портрет, автопортрет и маска.

2. Зеркало, зеркальный двойник и двойник истинный.

3. Рисунок, скульптура, живопись и фото.

4. Вечность, смерть и жизнь.

5. История жизни и перспектива.

6. Бог и его подобие.

7. Социальный статус и отношения.

8. Совершенство тела и души.

Если наше Я (лицо) есть отражение тех, кто нас окружает, то наше истинное лицо может быть только наедине с самим собой, что и происходит иногда у зеркала.

В нашем лице появляются он, о ком мы думаем…

Вновь нужно зеркало и автопортрет, чтобы и видеть, и думать о себе.

Маскотерапия – комплекс методов диагностики, познания, развития и психотерапии, объединённых портретом.

Центральным столпом маскотерапии является скульптурный портрет или автопортрет, создаваемый из пластилина и развивающийся от размера сердца до размера головы человека.

Основной терапевтический эффект достигается при завершении портрета.