Книга Первая. МАСКАРОН
Вместо предисловия
История случилась долгая, замысловатая и неправдоподобная. Приключения, выпавшие на долю автора, его коллег и малознакомых людей легли в текст незаконченного сценария, повести и романа, но продолжают бередить воображение.
На всякий случай, стоит предупредить читателя: все персонажи и события в повествовании вымышлены, любые совпадения с реальными людьми совершенно случайны.
Действие романа намеренно перенесено в места известные автору по археологическим раскопкам и киноэкспедициям. Не стоит искать в повествовании правдивости и, тем более, достоверности. Всё выдумка от начала до конца. Но с некоторыми реальными эпизодами из жизни вольных раскопщиков и собирателей историй.
В 80-х годах прошлого столетия кинооператор по профессии по прозвищу Роба, назовем его – Роберт Воротов, год за годом свои отпуска проводил в Приазовье, с археологами на раскопках.
Искатели приключений, авантюристы, дикари от археологии под видом туристов шатались в поисках античных захоронений по всему побережью Меотиды1, именовали себя «черными» археологами, смело и без разрешения копались на развалинах древнейших городов Крыма и Кавказа, близ Пантикапеи2 и Фанагории3.
В прошлый сезон неутомимым раскопщикам удалось подрыться в один из нетронутых курганов знаменитой гряды Юз-Оба4 с южной стороны нынешней Керчи, но в тот же день им едва удалось унести ноги от местных, кои грабили залетных «москалей», относя к «москалям» всех без разбора.
Года два назад местная вооруженная банда на «гоп – стоп» взяла непростых ребят на джипах, что приехали с Урала с женами и любовницами отдохнуть на побережье Азова. От безмерной выпивки за пару дней отдыха сибиряки расслабились. По глупости на ночь в палаточном лагере не выставили охрану, и под утро сонными были застигнуты врасплох. Под дулами трех «калашниковых» и уральских трофеев: двух помповых ружей и трех «макаровых», – грабители пинками согнали беспечных туристов толпой в овраг и, повезло, что не расстреляли. Три джипа «паркетника» «чероки», два «крузака» внедорожника исчезли с богатой добычей в пыли приазовской степи бесследно.
Сибиряки оправились от первого шока, отправили перепуганных женщин по домам поездом из Анапы, вызвали с Урала подкрепление. Месяца два бешеная стая бодрых ребят рыла носами степь, овраги, буераки и даже плавни близ Азова. Ни одного отпечатка с протекторами покрышек угнанных со всем скарбом автомобилей не нашли.
Местный керченский любитель-историк, знаток и летописец бандитизма с времен знаменитого одесского Мишки Япончика, старичок лет семидесяти пяти посоветовал «москалям» оставить это безнадежное занятие и убираться восвояси, пояснил, что угнанные «джипари» будут отстаиваться с полгода под землей, в сети разветвленных катакомб, коими славна не только Одесса, но и всё известняковое побережье Меотиды. Сибиряки воспользовались советом мудрого старца, вернулись в порт Кавказ на пароме, затем в Анапе напились от бессильной ярости и разочарования до умопомрачения, утроили дебош на всю округу, откупились от милиции и разлетелись по домам после трех суток гульбы и пьянки. Добро наживать и ума прибавлять.
Однако, неутомимые копатели, а с ними «вечно» второй оператор Роберт Воротов, уже пятый сезон вольной, небезопасной «житухи», по месяцу, а то и по два – по три совмещали приятное с полезным. Купались, валялись в жаркие послеполуденные часы у моря, обустраивались на ночлег в брезентовых палатках на высоких утесах, на вечерних посиделках и выпивонах у костра выли под гитару песни, в общем, играли роли бесшабашных туристов. До восхода солнца, ранёхонько поднимались на промысел. В местах поселений древней Тмутаракани5 по утренней прохладе на три-четыре часа зарывались в шурфы6 пересохшей земли. Порой, но весьма редко, невероятная удача сопутствовала «черным» археологам. И тогда возвращались они домой с ценными находками, за которые «светило» бы им лет по пять, а то и более колонии «строгого режима», в случае, если бы государство накрыло «туристов» при совершении преступления.
Веселым раскопщикам в те времена было лет по тридцать, а их подругам и того меньше, потому в дурные головы искателей приключений и бродяг лишние мысли не лезли. Молодой задор, адреналин, любовные драмы и комедии покрывали робость, страх и совестливость отдельных членов группы. И год за годом неутомимо влекли авантюристов к новым, небезопасным приключениям.
Лет через десять – пятнадцать появятся первые компьютерные виртуальные игрушки, малые дети и переростки окунутся с головой в нереальный мир чужого вымысла, заработают геморрой и психические болезни.
Пока же земные копатели получали нервные потрясения и расстройства в реальном мире. И этот мир преподносил им невероятные сюрпризы.
Сосуд для слез
(короткая повесть о трагической любви)
«Моя грусть», К. Луганская, 2004
Ничего особенного не случилось, вернее, не успело случиться в отношениях Роберта и Лины. Громоздкий, неповоротливый, угрюмый, молчаливый верзила, по прозвищу Роба, привлек внимание подруги одного из «черных» копателей мужской сдержанностью, физической силой, умением держаться с достоинством в любых ситуациях, смешных, трагичных, катастрофических, повседневных. В часы отдыха угрюмец Роба предпочитал молчаливое одиночество. В компании держался особняком, но не вызывал отторжения. Его присутствие как бы усиливало мужской статус археологов. Роба по-пиратски повязывал голову черной банданой с готическим логотипом «Ария»7, ходил вразвалочку, как королевский пингвин, с оплывшим, но до сих пор мускулистым голым торсом. Через неделю раскопок Роба почернел от загара, как мулат, и перестал бояться ожогов жгучего солнца. Слился с дикой природой Азова, сжился с благодатной полевой жизнью искателей удачи. Это было его добровольное угрюмое одиночество, когда прошлые подруги надоели, а новых было лень искать, ублажать, содержать.
Ранним утром, каждый раз перед началом раскопок, для призыва «госпожи удачи» в поисках древностей, Роба совершал шутливый мистический ритуал: выставлял на дно раскопа пластиковую фигурку Пегаса8, становился на колени, бормотал одному ему ведомые заклинания, не обращая внимания на ироничные ухмылки коментарии других копателей.
В первый же день приезда Роберта в экспедицию Лина (полное имя девушки – Элина) приметила могучего увальня, но свой интерес спрятала за долгим изучающим прищуром тающих глаз. Худощавая, симпатичная девица, с живыми взглядом неукротимой искательницы приключений, афёр и надежных партнеров по этим афёрам. Она не была создана для семьи и быта. Она была свободна ото всего, от любых обязательств, что могли сковать или ограничить ее свободу. Одевалась несколько неряшливо, но мило, носила долгополый ситцевый сарафан, стянутый резинкой выше крепкой груди. Ее ключицы обозначали милые впадинки у загорелых плеч. Ходила босиком. Тонким «хайратником» – плетеным ремешком из кожи перехватывала через лоб длинные волосы, выгоревшие до желтизны.
Любила осознанное одиночество, бродила по безлюдному побережью Азова, купалась, загорала, без одежды. Возвращалась в сумерках в лагерь, подновленная свежим загаром под цвет горького шоколада, отрешённая, задумчивая, с загадочным видом, будто снова и снова, день за днем открывала одной ей ведомый смысл жизни. Это было ее вопиющее одиночество. Когда молода, красива, независима. Когда удобно быть одной, но мечтаешь о партнере. Но год за годом и близко не находишь пару, подходящую по образу жизни, идентичную по непреодолимой тяге к культурному бродяжничеству, к абстрактному творчеству, будь то замысловатая графика на акварельной бумаге шариковой ручкой, вылепливание диковиных фигурок из разноцветной глины и запекания сувениров для столичных друзей под южным солнцем, плетение «фенечек», браслетов, украшений из цветного бисера, аппликаций на картоне и фанере из подручных предметов – засушенных цветов, жуков, радужных камешков и даже высохших лягушек.
После совместных с раскопок, обязательных для всей команды «черных» археологов, зарисовок раритетов, найденных в раскопе или шурфе, на долгих своих прогулках в одиночестве Лина легко и непринужденно набрасывала в блокнотик черной шариковой ручкой мимолетные зарисовки с натуры. По ночам, у себя в палатке, при свете фонарика она старательно выписывала на листах планшета странные, замысловатые картинки, снисходительно называла их «сюриками», сворачивала в трубочки и прятала в студенческий походный тубус. Разговаривала всегда негромко, волнительно мягко, с придыханием, проникновенно, будто осторожно приценивалась к выбранному собеседнику для возможности рождения новой, быть может, вечной любви.
Первые дни экспедиции девушка, казалось, не поднимала глаз на верзилу Роберта, хотя на посиделках у костра шутливо называла его бульдозером или благосклонно – Робой. На раскопках держалась отчужденно, на отдыхе или вечерами ее присутствие вовсе не означало участие в беседах или веселье. По настроению иногда ночевала в палатке у своего «бой – фрэнда», хотя для нее была поставлена отдельная оранжевая палаточка с тентом от дождя.
Как-то Роберт помог Лине выбраться из шурфа – ямы по шею глубиной. Угрюмый верзила подал руку и легко вознес девушку на поверхность из могильного провала.
Лина оценила галантность и силу кавалера, но вида не показала, если не считать легкого кивка головой в знак благодарности.
«Моё одиночество», К. Луганская, 2004
В тот же вечер, накануне выходного дня, у костра она смело пересела на бревнышко ближе к Робе. Долго волновала смущенного увальня жарким дыханием, тихим девичьим смехом и черными от загара коленками. Со снисходительной улыбкой выслушала историю его имени, полученным Робой от родителей-романтиков, почитателей советского фильма о роботе в человечьем обличии9. Перед восходом солнца притихшая Лина, с видом смиренной рабыни, отправилась в палатку «бой – фрэнда», атлетичного геолога из Подмосковья. Где ей, до полудня не давали спать, устраивали дикие сцены ревности. Завтракать в обеденное время вместе со всеми Лина не стала, перебралась в оранжевую палатку, чтобы отоспаться. Ревнивый геолог решил доконать строптивую любовницу, сунулся было к ней с требованием любви, но застрял у полога палатки задницей наружу. Девушка не подпускала геолога к себе, пыталась уговорить разойтись с миром. Через некоторое время навязчивого красавца кто-то вытянул из палатки за поясной ремень джинсов. Лина фыркнула от смеха, сообразив, кто взял наглого любовника на буксир, осталась благодарной избавителю, тут же уснула и проспала до полуночи. Взбешенный чьей-то фамильярностью и дерзостью, «подкаченный» железом и фитнесом, статный атлет вскочил было на ноги с бурным чувством собственного достоинства, с видом бешенного уличного бойца, но тут же утратил достоинство и безвольно сник перед грудой прокопченного мяса выше его на полторы головы, которая предстала в образе мрачного Робы. Соперники разошлись, расползлись по палаткам без боя, как змеи разных габаритов, скажем, анаконда и гадюка.
Палаточный лагерь затих, опустел на весь выходной день. Кто провел время на каменистых пляжах Азова, кто валялся у загадочного озера, по слухам, метеоритного происхождения, пресная вода которого была по плотности выше, чем соленая в море, можно было лежать на поверхности теплейшей воды, раскинув руки, и загорать в блаженстве невесомости водного космоса.
«Верительных грамот» от государства, разрешающих раскопки и археологические изыскания, «черные» копатели никогда не имели и не даже не делали попыток оформить нужные документы. По утренней прохладе, часа за два до восхода солнца, начинали грабительские набеги, будто на чужую, вражескую территорию, «точечно» и скрытно, разрывали небольшие ямы – шурфы для поиска артефактов10. К полудню, когда палящее солнце превращалось в прозрачном небе в ослепительную лазерную точку и выжигало все живое в приазовской степи, раскопщики маскировали, прикрывали очередной шурф ветками, сухим дёрном и отправлялись на отдых к морю, изображая шумных, веселых туристов.
Затянутый, утомительный флирт дикарки Лины с Робой мог продолжаться до конца сезона, недели две. Девушка надеялась временно загородиться этой неповоротливой мужской тушей от неприятностей жизни. Но отдаваться угрюмому верзиле не торопилась. Роба терпеливо выжидал ее решения и не собирался брать приступом отстраненную ото всего хрупкую красавицу, кидаться, как бегемот на трясогузку.
Под «занавес» землеройных работ, в тот пыльный, удушливый, жаркий полдень неутомимый Роберт отвалил штыком лопаты пересохший пласт глины и обнаружил глиняный сосуд, размером с флакон «Шипра»11, чем привлек к себе внимание всей экспедиции, в том числе, и недотроги Лины.
Счастливчик Роба, обычно сдержанный, не скрывал радости и гортанным индейским воплем сообщил всем о находке со дна раскопа и торжественно показал на огромной ладони весьма редкий терракотовый сосуд, в научных справочниках называемый «лакримарий» – «сосуд для слез»12. Дилетант от археологии Роберт сообразил, что нашел нечто необычное и уникальное.
Позже у костра знатоки ему поведали прелюбопытную историю. В стародавние времена побережье Кавказа и Крыма завоевывали все, кому не лень: генуэзцы, карфагеняне, турки, римляне, греки. Подтверждение тому – многочисленные захоронения с человечьими останками, и не примитивные ямы. При раскопках встречались уникальные могильники – каменные склепы, подземные пещеры с потайными ходами и норами-лабиринтами.
Когда умирал богатый вельможа, купец или культовый служитель на похороны собирали плакальщиц. Чем богаче и значительней была личность усопшего, тем больше женщин, умеющих стенать и проливать слезы, приглашали на похороны. Порой хоронили почившего вместе с плакальщицами.
Глиняный сосуд, украшенный полудрагоценными камешками, перламутром и золотом, размером с флакон мужского одеколона, найденный Робертом в раскопе, мог содержать слезы двухсот плакальщиц. Для археолога-любителя находка стала поразительным открытием жуткой символики прошлых времен.
У костра в тот поздний вечер много шутили по поводу таинственного содержания сосуда. Две томные, рыхлые дамы из Новороссийска – полевые жены «черных» копателей взывали откупорить сосуд и испить слезы древних плакальщиц.
С загадочным видом милого провокатора Лина подсела к Роберту, доверчиво приткнулась головой к его плечу, чем вызвала вспышку ревности атлета-геолога. Тот отпустил злобную шутку в сторону «борзых» киношников и замолк под суровым взглядом бывшей любовницы. Именно, – бывшей. Роба с приятным томлением в груди понял, что Лина в эту ночь переберется к нему в палатку. Молчаливая схватка самцов закончилась, даже не начавшись. Самка решительно выбрала другого. Геолог был заносчив, красив и холоден, как греческий Аполлон в мраморе. Более других он любил самого себя. Милой, женственной самке захотелось грубого, земного чувства, а не холодного совокупления с атлетом, чтобы на утро с затаенной гордостью красоваться перед подругами от обладания этим шедевром природы. Лина пожелала подчинения животной силе неуклюжего, неукротимого любовника, каковым ей показался Роберт, со скрытыми эмоциями и страстями, которые волнительной дрожью сотрясали уже тела обоих.
Но им не суждено было даже обняться на прощание.
Девушка тихонько спросила счастливого обладателя «сосуда для слез», цена которому на нелегальном рынке в столице, по самым скромным, «полевым» оценкам могла «зашкаливать» тысяч за десять долларов:
– Думаешь, там сохранилась хоть капля слёз?
– Вряд ли…
– Вода, говорят, хранит информацию вечно, – прошептала образованная Лина. – Слезы плакальщиц – уникальное хранилище инфы о прошлых веках.
Роба небрежно встряхнул драгоценный глиняный пузырек, словно бутылку пива, чем вызвал тяжкий вздох возмущения и зависти двух копателей, по профессии археологов.
– Вскрываем? – еще раз переспросил Роба.
– В прошлый сезон Тимка, – Лина неуловимо повела головой в сторону насупленного, мрачного греческого атлета, лежащего на земле близ костра, – поднял римскую амфору со дна моря, – шепотом продолжила Лина, как бы молчаливо поощряя вскрыть и этот древний сосуд. – Вино прекрасно сохранилось. Мы пили терпкое, тягучее, хмельное… пойло, выдержкой в тысячу лет. Представляешь?! И были бесконечно счастливы в ту ночь. Будто плавали, бестелесные, вне времени и пространства, опьяненные дурманом вечности.
Она могла запросто, своеобразно и неожиданно свернуть с романтического бреда на грубое – «пойло». И вернуться обратно в пафосную философию и сентиментальную романтику. Но тем и была она привлекательна, непредсказуема и желанна. Ее темные глаза влажными сливами мерцали и переливались огненными отблесками костра.
– Дурман вечности, говоришь?.. Вскрываем? – в который раз повторил зануда Роба. Лина снисходительно качнула головой, поощряя его на поступок, безрассудный и безответственный для профессионального археолога.
В желто – оранжевых сполохах пламени костра впечатлительный мечтатель Роба на миг живо себе представил корыто, над которым рыдала огромная толпа наёмниц, чьи слезы слили, закупорили в глиняный сосуд и закопали в землю на долгие столетия.
Найденный лакримарий, казалось, таил в себе нечто таинственное и невероятное. Во всяком случае, вскрывать его было опрометчиво, из-за исторической ценности находки. Но сосуд, по негласным законам «черных» археологов, принадлежал нашедшему оный раритет, и владелец волен был делать с ним все, что «черной» душе угодно.
Забавы ради, с подстрекательства друзей – раскопщиков, с молчаливого согласия полевых подруг и Лины, в первую очередь, Роба сковырнул ножом пробку из окаменелой смолы.
Со вскрытием в ту ночь необычного Сосуда ничего загадочного и чудесного не произошло. В прошлом сезоне «черные» копатели так же без меры выпивали коньячный слив местного спиртозаводика, по ночам у костра горланили песни под гитару, буянили, купались в море под луной голые. Случались любовные интрижки, драмы, трагедии и комедии. Бывали драки, потасовки, братания с местными бомжами, урками и «ментами». Но это была из года в год привычная, налаженная полевая жизнь неистовых бродяг, авантюристов, искателей приключений… которая на этот раз забуксовала, сломалась, прервалась событиями последующей ночи.
«Мой крик», К. Луганская, 2004
До полуночи исчезли из лагеря трое «черных» копателей. В полнолуние закоренелые, подвыпившие холостяки на спор решили заранее отметить День археолога на горе местных духов, в народе называемой Куку – оба13. Недели две об авантюристах не было известий. Позже, одного из них, весельчака и забияку Веню Кирьянова, родом из подмосковного Подольска, обнаружили без документов в Керчи в одном из местных отделений все еще милиции. Другой, безбашенный проходимец Митяй Грошев, хулиган чертановский, каким-то непостижимым образом, добрался до Москвы, без паспорта, и, главное, – без копейки денег. Объяснить этот незаурядный феномен родным и близким, друзьям и знакомым, он смог только отключением разума на «горе духов», именуемой Куку – оба. Третий, самый безобидный, доверчивый и ленивый тюлень из Люберец, Серега Фокин, провел больше недели… по горло в трясине в соленом болотце у станицы Голубицкая Таманского полуострова. Принимал грязевые ванны, как он сам пояснил после возвращения в лагерь. Чем он там питался восемь суток в целебной трясине, остается поныне загадкой и для него самого.
В ту роковую ночь на дружеских посиделках у костра, когда Роба раскрошил перочинным ножом окаменелую смоляную пробку, из горлышка сосуда неприятно пахнуло затхлым духом заплесневелой перины вечности. Древний Лакримарий, разумеется, был пуст.
Расстроенные и разочарованные копатели расползлись по палаткам, затаив презрение к чужаку, так бездарно поправшему жуткую тайну варварских обрядов погребения предков. Но Лина, очарованная решительностью нового ухажера, предложила Робе прогуляться под звездами… прежде, чем лечь спать, – добавила она тихо. У Роберта от волнения пересохло горло, прояснился слух.
Таинственно зашумело мощными накатами волн море, будто предостерегало от чего-то фатального, неизбежного. Неистово застрекотали и засвиристели цикады. Далеко у поселка нежно фыркнули лошади.
Синяя подлунная степь была устелена черными колючими шкурками ежей. Чтоб не поранить подошвы ног о щетину пересохшей травы, верблюжью колючку и сорняки, девушка впервые за месяц экспедиции обула изящные кожаные «римские» сандалии. Роба с удовольствием и приятным томлением в груди помогал обвить ее тугие икры кожаными ремешками под самое колено.
Неуклюжим одногорбым верблюдом, роняющим слюни вожделения, он брел следом за ускользающей гибкой черной фигуркой девушки, раздирал кожу у щиколоток о колючие островки растительности, выжженной палящим солнцем Азова, с досадой думал только об одном: почему они сразу не забрались в его уютную брезентовую берлогу? Зачем нужная эта тягостная прогулка под колючими звездами космоса и неприветливой колючей земле?.. Только ли для того, чтобы взорваться на миг невероятными эмоциями, чувствами и похотью в драном шатре беспечных скитальцев?!
Ушат щербатой луны поливал с чернильного неба холодным мертвенным светом.
Липкой, горячей, будто ртутной влагой, заволакивало глаза. Звуки слились в одно неистовое, монотонное шипение моря, ветра, сухих трав бескрайней степи, стрёкота цикад.
Исчезновение девушки для Роберта стало чем-то непостижимым и невероятным.
Мгновение назад ее черный силуэт в синеве призрачного сарафана маячил в десяти шагах впереди. И вдруг ее манящую гибкую фигурку стёрли, смахнули с густой синевы сумерек.
Величавая громада моря тяжеловесно и неподвижно мерцала внизу, заворачивалась у горизонта в свиток и растворялась завернутым краем в чернильных небесах. Звезды внезапно ярко и остро продырявили небосклон и рассыпались пылью Млечного пути. Неимоверной тяжестью вдруг навалилась и придавила Роберта к земле эта грандиозная и величественная пустота Вселенной, где бесчисленные звезды, астероиды, кометы, планеты, туманности показались песчинками в океане чудовищной необъятности.
На пугающей черной щетинистой приазовской степи больше не существовало волнующего силуэта желанной девушки.
Состояние великана Роберта невозможно было описать, хотя позже он рассказывал об этом мгновении множество раз. Он наивно надеялся, что неутомимый романтик, взрослый ребенок Лина решила поиграть в прятки, пригнулась, затаилась в придорожной канаве. Тяжеловесный, неповоротливый Роба, будто раненый безумный мамонт, обегал петлями и кругами всю ближайшую округу. Прошел вдоль и поперек до ближайшего поселка и обратно, вернулся и перемерил шагами дважды пыльный, колючий равнинный участок степи, тысячу триста на тысячу семьсот метров в каждую сторону, – по которому они брели совсем недавно, минут пятнадцать-двадцать назад. Никого не обнаружил, ни единой живой души.
Ни вскрика, ни звука не услышал Роба при внезапном исчезновении девушки.
До рассвета, в отчаянном недоумении и безмыслии, он просидел на кочке, на том самом месте, с которого, как тогда привиделось влюбленному, Лина вознеслась в небеса. Разве можно было как-то иначе объяснить подобное внезапное и бесследное исчезновение человека?
С первыми лучами солнца на помощь Роберту, воющему от горя, сбежались из лагеря копатели. Несчастный ухажер толком не мог объяснить, что случилось. До знойного полудня археологи легкомысленно бродили по степи, развлекались поисками, как всем казалось, сбежавшей Лины. К закату солнца, озадаченные, изумленные, обеспокоенные, поисковики уже тщательно прочёсывали округу, рыли носами землю, обдирали руки – ноги, локти – колени о жесткую щетину пересохшей травы и кустарник, но девушку так и не нашли.
«Моя боль», К. Луганская, 2004
Вынужденное отступление
На этом абзаце стоит, пожалуй, приостановиться и еще раз предупредить недоверчивого читателя: никакой мистики в данном повествовании нет. Это простая история, весьма реалистичная, быть может, хаотичная в изложении, но вполне, уверяю вас, правдивая и достоверная. Хотя жанр этой короткой повести («рассказ» – определение, в данном случае, автору не по нраву!) можно было бы смело назвать «мистическим сюр – реализмом».
В прологе следующих приключенческих историй сборника «НЕВОЛЬНИЦА», в двух книгах, в нескольких частях и разных стилях, на сотнях страницах, в этой цепи жутких по своей иногда простоте, иногда изощренности, – исчезновений других персонажей, не хотелось бы сразу раскрывать интригу о пропаже несчастной Лины.
Однако, «подлому» собирателю историй, скрипя всеми петлями заржавленной души, придется это сделать, чтобы заполучить внимание читателя, не расположенного к новомодному фэнтази, переписанного под копирку с западных образчиков, или читателя, пресыщенного иной многостраничной примитивной белибердой, потоком хлынувшей с издательских прилавков, благодаря целой гвардии «рабов» на «писательских» галерах коммерческих «бестселлеров».
Продолжение
Судьба вольной художницы, одинокой дикарки, отчаянной любовницы и неукротимой аферистки Лины трагична до безумия и финал ее короткой жизни – жуткая и жестокая случайность. Ночью в приазовской степи девушка провалилась в каменную кишку глубокой карстовой пещеры.
Подобные известняковые провалы, ходы, лазы, с входными отверстиями, как приличных размеров – с котлован или карьер, так и совсем крохотных – с дырку от бублика, на подобие запутанных, невероятных лабиринтов огромных и малых протяженностей и разветвлений, что пронизывают весь Крым и Приазовье, будто норы гигантских кротов.
«Лина», М. З. Серб, 2015
По дороге из Симферополя, за несколько километров до шоссейной развилки к Ялте и Алуште притаилась в невысоком горном массиве грандиозная сеть подобных карстовых пещер и провалов. Одна из них, под названием Бездонка14, начинается с гигантской воронки метров в триста, сходится в жерло метров в двадцать в диаметре и обрывается вниз вертикальным провалом метров на двести вглубь земли.
Несчастная Лина, быть может, в самые романтические и счастливые минуты своей жизни, провалилась в малую копию такой «бездонки».
Дыра в известняковом плато, метр на метр в горловине, была затянута плотным, жёстким травяным покровом, переплетенной сетью корневищ кустарника и травы. Девушка рухнула в каменную кишку, пролетела вертикально метров пять вниз, обдираясь об острые уступы, проскользила еще глубже метров семь под уклон и застряла ногами в узкой шипастой ловушке, будто прорытой гигантской сколопендрой, размером с анаконду15.
Можно было стоять на поверхности земли рядом с этим провалом, вновь прикрытым плотным покровом корневищ, будто резиновым клапаном, и не найти эту смертоносную ловушку, буквально, под собственным носом.
Ободранная об острые уступы стенок известнякового провала, окровавленная, растерзанная, со сломанными ногтями на руках несчастная Лина, вероятно, взывала о помощи. Но ее жалобных воплей и криков из жуткого змеиного лаза никто не услышал. Выбраться из каменной западни девушка сама не смогла.
Неделя поисков исчезнувшей Лины ничего не дала. С милицией, с местными добровольцами и помощниками, с собаками и поодиночке, – археологи обошли всю округу по несколько раз. Налаженная бесшабашная, беспечная экспедиционная житуха «черных» копателей развалилась, расстроилась, рухнула окончательно и бесповоротно.
Многие полагали, что недоразумения (внезапное исчезновение девушки еще не считали трагедией!) в экспедиции начали развиваться гораздо раньше: с момента вскрытия в тот роковой вечер «сосуда для слез». С каждым днем кто – то из копателей тихо спивался в одиночестве в палатке, кто загулял в ближнем поселке с отдыхающими девицами, кто перессорился, подрался с местными виноделами и угодил в милицию, кто и вовсе благоразумно убрался по добру – по здорову домой, но в полном душевном расстройстве.
Нашлась, правда, безразличная к общей трагедии, злобная, эгоистичная дама. Звали ее Лера, по паспорту – Валерия. Циничная археологиня из дальнего Подмосковья, подруга одного из пришлых, сезонных копателей. Через пару дней с момента исчезновения Лины циничная Валерия уже откровенно злорадствовала, радовалась, как ей казалось, позорному бегству напыщенной пустышки, поиздевалась над увальнем Робой, откровенно предлагая себя взамен.
Холодная, будто каменное изваяние, вовсе не уродка, Лера с первых же дней экспедиции тихо и злобно приревновала Элину ко всем мужчинам экспедиции.
И воспылала невероятной тайной страстью к красавцу атлету, полагая, что именно ее совершенное, тоже подкаченное железом и гимнастикой «фитнеса» тело более достойно обладания мускулистым, «рельефным», уже не юношей, но еще не мужчиной, но весьма привлекательным геологом. К вечеру следующего дня злобствующая мегера Валерия, не дождалась оживления безумного Робы, рассталась со своим «бой – френдом» – водителем-дальнобойщиком из Рязани и смело перетащила свои вещи в палатку к «греческому» атлету.
«Археологиня», М. З. Серб, 2015
Еще через трое суток безрезультатных поисков, без сна и отдыха, на грустных, «поминальных» посиделках у костра Валерия цинично высказала предположение, что местные «абреки» похитили и принесли своим языческим духам кровавую жертву – «красотку Лину».
Утром, вполне обыденно, будто ничего особенного не случилось, по деловому, зная, что кинооператор Роберт всерьез увлекся археологией, Валерия, профессионал в своем деле, сняла кальку со схемы античного захоронения и с презрительной ухмылкой подарила копию несчастному влюбленному, посоветовав использовать «этот забавный сюжетец в киношке». Впрочем, уже к вечеру, неуемная в своей тайной радости, археологиня искренне пожалела посеревшего от горя и страданий Роберта, попыталась его успокоить, страстно нашептывая ему на ухо на посиделках перед костром, что «его милашка художница», легкомысленная дикарка Лина попросту сбежала в Керчь на «плэнер», на зарисовку своих «шизоидных» «сюриков».
Вольный отпуск кинооператора Воротова бесславно заканчивался. Через неделю намечались киносъемки в Одессе, куда, разбитый морально и физически, обескураженный Роба, в полном отчаянии и горьком одиночестве, отправился на пароме через пролив, затем, минуя древний город Пантикапей, поездом отъехал в Симферополь, где и объединился с запойными киношниками, чтоб как-то унять щемящую тоску по несостоявшейся любви.
Разумеется, Роберт не поверил ни в первую версию «о жертве» злобной Валерии, ни во вторую, что девушка попросту сбежала.
Много позже выяснятся некие подробности: именно подлый греческий атлет, в отместку за свою отставку, надежно перепрятал рюкзак, этюдник и планшеты бывшей любовницы, изобразив дело, как и подсказала его новая пассия Валерия. Но тогда все «черные» копатели, кроме Роберта, молчаливо приняли версию о бегстве Лины. Дознаватель с Анапы легкомысленно отписался в протоколе, что «гражданка Шеметова Элина (без отчества, ведь копатели не знали даже фамилию беглянки), никого не уведомив отплыла паромом в Керчь на рисовальные зарисовки». Именно так: на «рисовальные»…
Поздней осенью, дотошный и неутомимый следопыт, лейтенант из местных участковых все же обнаружил в развалинах ремонтной тракторной станции рюкзак несчастной Лины, заваленный обломками кирпичей, и даже отписался о находке по всем инстанциям и самым разным адресам. Но никто из археологов не ответил. Ни греческий атлет, ни оператор Воротов, ни один из экспедиции «черных» копателей по адресу прописки не проживал. Дело по исчезновению «гражданки Шеметовой Элины Теодоровны» закрыли, вернее, отложили в «долгий» ящик поверх других безнадежных провинциальных уголовных дел: «висяков» и «глухарей».
«Книжка про любовь», Е. Луганская, 1994
К слову сказать, рюкзак, спальник, этюдник Лина вовсе не прятала, а тайком перенесла в кирпичные развалины МТС16. Девушка твердо решила уйти той трагической ночью от нарцисса – геолога и отоспаться, для начала, в палатке заботливого Роберта, угрюмого верзилы, молчаливого, нелюдимого увальня, но, по ее мнению, весьма доброго, терпеливого и надежного малого. Похоже, для романтичной Лины этот тип мужчины показался наиболее пристойным кандидатом в партнеры и временным заслоном от реалий жизни.
Ревнивый, глупец геолог выследил той ночью беглянку, когда она перетаскивала в развалины свои вещи, и от бессильной злости, из мести к бывшей любовнице перепрятал ее «пожитки», завалил кирпичами так надежно, что только осенью «вещдоки» были случайно найдены местным участковым.
Ни через год, ни через два скиталец Воротов так ничего и не узнал о трагической судьбе Лины. Следы милой дикарки затерялись на долгое время, казалось, навсегда.
«Исчезновение», М. З. Серб, 2015
Необъяснимое и невероятное во всей этой короткой, трагической истории с исчезновением Лины еще и то, что перед самым отъездом с Азова местный эрудит поведал Роберту философскую сущность древнего Лакримария. И предложил, казалось бы, верный способ по прекращению действия «мистических» сил, выпущенных из этого таинственного Сосуда.
Выходило, что Лакримарий надо было всего лишь зарыть по-глубже в вечной мерзлоте. Простое ритуальное действо приостановило бы месть «магического» артефакта и катаклизмы, которые с того времени преследовали самого Воротова и его бывших коллег – «черных» археологов.
Однако, прежде, необходимо было выполнить одно, практически, невозможное условие: наполнить Лакримарий слезами потомков семи дочерей Евы.
Фантастическое уточнение ученого старичка повергло Роберта, и без того подавленного бесследной пропажей Лины, в полное уныние. Сомнительно, что это было вообще возможно.
Лет через пятнадцать даже ленивый толстяк Воротов выяснил по интернету, что в 1994 году английский ученый, профессор Брайан Сайкс, признанный во всем мире специалист по ДНК и эволюции человека, выдвинул теорию и подтвердил ее на практике, что все люди на Земле по генетическому коду – потомки семи женщин. Семи дочерей Евы, как условно назвал их ученый.
«Наши генетические корни уходят далеко в палеолит… – писал Сайкс, – условно, можно разделить европейцев на семь генетических групп… Семь женщин… семь родоначальниц кланов… Урсула, Ксения, Елена, Вельда, Тара, Катрин и Жасмин… Урсула, например, родилась 45 тысяч лет назад у подножия горы (Парнас), где позднее возник древнегреческий город Дельфы»17.
В конце 80—х годов ХХ века ни интернета, ни мобильных телефонов в стране Советов не было и в помине. Прозорливость местного азовского ученого, относительно «семи дочерей Евы», удивляет до сих пор. Хотя, как утверждают эрудиты: все человечество «подключено» к единому информационному полю. Не все могут считывать таинственную информацию.
Закопать «сосуд для слез» на Дальнем Севере не представляло для Роберта особой проблемы. Он мог свободно купить билет в плацкартный вагон поезда «Москва – Лабытнанги18», пересечь Северный полярный круг, где бродяга оператор уже побывал однажды на съемках документального фильма о геологах и промысловиках.
Лабытнанги – с хантыйского языка переводится, как семь лиственниц. Семь дочерей Евы по Сайксу, семь лиственниц с хантыйского!.. Вновь и вновь в историю включается даже мистика цифр.
Далее, Роберт мог со знакомым охотником, якутом Гурьяном отправиться на ржавом вездеходе в экспедицию по руслам заполярных рек, на поиски бивней мамонта. На любой стоянке сбросить Сосуд в один из глубоких шурфов, что геологи бурили в пути следования.
Но вот найти мифических «дочерей Евы», да еще заставить их наплакать в Сосуд, это казалось совершенно бредовой, неразрешимой задачей и больной фантазией провинциального ученого, родом из древней Горгиппии19.
Поиски потомков пресловутых «дочерей Евы» превратились для лентяя Роберта в некий условный, но безумный смысл жизни. В конце концов, некоторые его друзья, товарищи, коллеги и знакомые, но, по жестокой справедливости судьбы, не он сам, получили за эти годы в награду верных и преданных подруг.
Трое из которых, по ДНК, оказались потомками «дочерей Евы» по Сайксу, что и установили генетики-ученые из сибирского Академ – городка.
До кошмарной простоты жуткая тайна драмы несчастной Лины раскрылась через несколько лет самым невероятным образом. Милая собачонка одной вальяжной дамы, отдыхавшей в ближайшем поселке у Азова, черно-бело-рыжий терьерчик по кличке Фока как-то на прогулке притащил в пасти подарок для ошеломленной хозяйки – останки человеческой руки с девичьими браслетиками на запястье – «феничками», плетеными из цветной проволоки и бисера. На одном из браслетиков изумрудного цвета было набрано голубым бисером имя «Лина».
У дородной, волевой дамы на мгновение помутилось сознание. Она рухнула задом на колкую щетину пыльной травы, отдышалась, с полчаса приходила в себя от жуткого вида страшной находки. Живчик терьер, полагая, что найденное понравилась хозяйке, уселся метрах в ста от края утеса, посреди пустынной выгоревшей приазовской степи и громким лаем указал место, где под плотным травяным покровом скрывалась горловина карстовой норы, куда провалилась бедная Лина и где мученически закончилась ее короткая, но, по своему, уникальная и неповторимая жизнь.
Послесловие
В короткой повести «Лакримарий или Сосуд для слез» была описана история, которая связана с последующими событиями одним из героев.
Цепь приключений, выпавшая на долю автора, его коллег и малознакомых людей продолжает пополняться новыми сведениями и обрастает новыми подробностями.
Но, опять-таки, на всякий случай, стоит предупредить читателя, что все персонажи и события данного повествования вымышлены, любые совпадения с реальными людьми совершенно случайны.
После злопамятной экспедиции с «черными» копателями, археологами на Азов, кинооператор Роберт Воротов поневоле оказался втянут в долгие и безнадежные поиски пропавшей Элины Шеметовой. Он познакомился с новоявленными контрабандистами и торговцами «живым товаром» Керчи, Судака, Феодосии и Одессы. Но следы милой дикарки Лины затерялись на долгое время, и, казалось, навсегда.
Как выяснилось много лет спустя, негодяй Воротов по-скотски повел себя с младшей сестрой пропавшей Лины. Девушку, по его же просьбе, пригласили в Одессу на съемки фильма, на небольшую роль, на эпизод, но через несколько дней она бесследно исчезла.
«Моя тоска», К. Луганская, 2004
Об этом будет рассказано в повести «ГОРЕ – ЛЬЕФ» сборника в двух книгах под общим названием «НЕВОЛЬНИЦА».
Напомним, что невероятное во всей этой чудовищной трагедии с исчезновением Лины еще и то, что перед самым отъездом Воротова с Азова, местный ученый, старый романтик и фантазёр, то ли в шутку, то ли всерьез, после вскрытия загадочного Сосуда, предупредил «черных» археологов о возможных жизненных катаклизмах.
Старичок и поведал Роберту о мрачной философской сущности древнего Лакримария – хранилища слёз юных дев, несчастных плакальщиц, заживо погребенных в одной могиле с их почившим господином в варварские античные времена.
Ученый порекомендовал Воротову избавиться от Лакримария, как можно быстрее, закопать как можно глубже, например, в вечной мерзлоте, «заморозить зло», как выразился пенсионер от науки. Это бы на время приостановило месть «магического» артефакта, потревожившим покой его, и предотвратило бы неприятности, которые с того самого времени преследовали не только Роберта, но и всех его бывших коллег – «черных» копателей.
В бредни пенсионера Воротов, разумеется, не поверил. Кто же поверит, что пустой глиняный пузырёк может принести столько бед и несчастий?
Но, вспомните, тысячу с лишним лет назад Сосуд был наполнен слезами множества плакальщиц. Неужели слёзы несчастных женщин, погребенных затем заживо вместе с трупом своего господина, высохли внутри Сосуда, впитались в терракотовые стенки и бесследно исчезли?.. А как же информация, которую структура воды или иного вещества может хранить вечно?..
«Символы экспедиции», М. З. Серб, 1994