Вы здесь

Маркетинг Дракулы. Как зарабатывать на человеческих страхах. Д (И. И. Козуля, 2017)

Д

Дисморфофобия

При лунном свете я выгляжу лучше, как и все исторические развалины.

Филлис Диллер

Дисморфофобия – боязнь собственной внешности

Аналогичные страхи:

Аутофобия – боязнь самого себя

Спектрофобия – боязнь отражения в зеркале


Скажите честно, кто нравится себе (если вообще себя узнает) на фотографиях в паспорте? А скольким френды в социальных сетях писали с требованием убрать «эту жуткую фотографию»? «Почему все друзья и подруги получаются лучше, чем в жизни, а мне хоть прячься от объектива?» – не зудела ли у вас в голове такая мысль?

Все это в пределах разумного, но в процессе критического рассмотрения своих изображений можно дойти до фобии. Дисморфофобия – это опасное психическое заболевание, перерастающее в открытую аутоагрессию. Подверженный ей индивид зацикливается на собственных несовершенствах и способен целенаправленно нанести себе увечья и травмы. Неудивительно, что так популярны фоторедакторы, в которых можно подправить внешность на снимке. Если бы кто-нибудь провел исследование, для чего используются различные «фотошопы» и иже с ними дизайнерские компьютерные программы, то пришел бы к впечатляющему выводу – для сказочного улучшения внешности! А сколько таких Дорианов Греев живут на аватарках в «Фейсбуке» – боясь показать себя сегодняшнего без прикрас! Да, что ни говори, а массмедиа и вслед за ними бизнес-школы нам аккуратно втюхивают, что внешность уже превратилась в визитную карточку, предъявляемую миру. И кажется, что любой недостаток внешности может стать помехой в общении и карьере.

Вероятно, фобия зарождается еще в подростковом возрасте, когда тело зримо меняется и обостряется болезненное переживание своей внешности. Известен «симптом зеркала»: человек постоянно смотрится в любые отражающие поверхности, стараясь найти выгодный ракурс или положение, в котором реальный или мнимый дефект не так заметен.

Предполагаем, индустрия красоты по всему миру выживает благодаря этой фобии. И навязывает стандартные образы совершенной внешности. Но стоит ли нам превращаться в клонов Мэрилин Монро или Алена Делона, приведя к единообразию не только тело, но и мысли, и направленность жизни? Дефекты играют роль отличительных свойств, они подчеркивают нашу индивидуальность. И даже украшают людей, как, говорят, шрамы – мужчину.

Свою выгоду от фобии получает и индустрия спорта. Замечательна мода на здоровый образ жизни, только ведь бывает и так, что, возвратясь из спортзала, человек не задумываясь прыгает в автомобиль, чтобы проехать триста метров до ближайшего магазина за баночкой йогурта и килограммом яблок. Цивилизация играет амбивалентную роль в развитии человека: с одной стороны, предоставляет возможности превратить рядового гражданина в супермена, а с другой – предлагая не напрягаться. Разнонаправленные товары и услуги бесконечно конкурируют и нейтрализуют друг друга, и любому бизнесу можно процветать благодаря неистребимому желанию человека потреблять удовольствия жизни, ничем не жертвуя, кроме денег.

И наконец, индустрия одежды и обуви. С давних времен уловки портных могли толстого сделать стройнее, коротышку – повыше, нарастить грудь, заузить талию, развернуть косую сажень плеч. Сейчас с помощью компьютерного моделирования индивидуальные особенности одежды подбираются легко и быстро.

Что можно продавать с помощью УТП утрированной дисморфофобии:

1. Попробуйте самостоятельно составить список товаров и услуг современного рынка рекламы, торговых предложений, где уникальное торговое предложение (УТП) основано на этой фобии.

2. Попробуйте представить, как, акцентируя внимание на этой фобии, можно привлечь внимание покупателей к вашему товару или услуге.

Если в процессе выполнения этих заданий вам вдруг самим стало страшно, то перечитайте вышеприведенный текст и выпишите любезно предложенные авторами разъяснения, почему этого вообще не стоит бояться.

Дисабиллофобия

Когда мужчина раздевается, то в какой-то момент обязательно выглядит глуповато, и ничто в мире тогда не в силах превратить его в романтическую фигуру. Это момент, когда он стоит в нижнем белье и носках.

Робертсон Девис. «Мантикора»

Дисабиллофобия (Dishabillophobia) – боязнь раздеться или появиться в обнаженном виде перед кем-либо

Аналогичные страхи:

Гимнофобия – боязнь наготы


Если в поисковой системе «Яндекс» ввести запрос «боязнь раздеться», вас ошеломит число найденных ответов – два миллиона. И это в наш сексуально раскрепощенный век! Невероятное количество обсуждений на форумах начинается фразой «Боюсь раздеться перед…». Возможно, это просто несколько гипертрофированное чувство стыдливости, а может, уже и начало психического заболевания, связанного с дисабиллофобией, относящейся к разряду сексуальных фобий. Боязнь наготы может проявляться даже у супругов, которые прожили вместе более десятка лет. В большинстве случаев заболевание связано с заниженной самооценкой человека, для которого собственное тело становится объектом ненависти.

В старой комедии «Некоторые любят погорячее» (у нас показанной под более целомудренным названием «В джазе только девушки») секс-символ прошлого столетия Мэрилин Монро стоит на пляже в закрытом купальном костюме, больше напоминающем современную повседневную одежду для лета. А много веков назад дамы носили пышные платья в пол – юбки выше лодыжек позволяли себе только женщины легкого поведения. А уж интимные предметы женского туалета были тайной за семью замками. Именно благодаря таким строгим нравам, говорят, и возник «Орден подвязки»: танцуя с королем Эдуардом III, графиня Солсбери уронила подвязку, чем вызвала смех окружающих, но король со словами: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом», – поднял подвязку и повязал на свою ногу. В зеркале истории подвязка отразилась уже в образи перевязи, которая оставалась единственной одеждой членов общества «Долой стыд», действовавшего в середине двадцатых годов прошлого столетия. Впрочем, в моду такой прикид не вошел – инициатива общества была прихлопнута выступлением Н. Бухарина на XIV съезде ВКП(б) и позже похоронена Наркомом здравоохранения Н. Семашко в его приснопамятной статье в «Известиях» об очень вредных последствиях практики хождения без одежды для здоровья граждан, проживающих в северном городе. Напротив, долгий путь мини-юбки к массовому потребителю увенчался полной победой над стыдом.

Дисабиллофобия не пускает страдающего ею человека на пляжи, не позволяет раздеться перед врачом, тормозит интимные отношения и в итоге может привести к социальной изоляции.

С помощью маркетинговых инструментов данную фобию вылечить, к сожалению, нельзя, но можно облегчить жизнь страдающим, заодно пополнив свой банковский счет. Для начала давайте предложим им возможность искупаться в теплом ласковом море, соорудив целомудренный, но модный купальный костюм (продавать его лучше в Интернете – вряд ли ваши особенные клиенты решатся примерить его в магазине). Можно взять пример с так называемых стран третьего мира и ввести гендерное разделение в учреждениях, транспорте и т. п. А с помощью современных компьютерных технологий исключить очный и тактильный контакт из процедуры диагностики и лечения. И, конечно, не забыть про домашнюю коллекцию одежды, позволяющую клиенту остаться под защитным покровом в самой интимной обстановке. Между прочим, известно, что именно неполнота обнажения будит особенно сильное желание в партнере, стимулируя его фантазию.

Что можно продавать с помощью УТП утрированной дисабиллофобии:

1. Попробуйте самостоятельно составить список товаров и услуг современного рынка рекламы, торговых предложений, где уникальное торговое предложение (УТП) основано на этой фобии.

2. Попробуйте представить, как, акцентируя внимание на этой фобии, можно привлечь внимание покупателей к вашему товару или услуге.

Если в процессе выполнения этих заданий вам вдруг самим стало страшно, то перечитайте вышеприведенный текст и выпишите любезно предложенные авторами разъяснения, почему этого вообще не стоит бояться.

Доксофобия

Я вашу благодарность видела в гробу в белых тапочках!

Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский. «Гараж»

Доксофобия – боязнь благодарности

Аналогичные страхи:

Большинство фобий, связанных с общением и социумом


Замечательно сказал про эту фобию в одном из своих романов автор нашумевших «Дозоров» Сергей Лукьяненко: «Вот уж чего не люблю – когда благодарят. Словно привязывают благодарностью – с одной стороны, приятно, а с другой – и дальше выхода не будет, кроме как помогать». А ведь действительно страшно! Вспомните «лохотроны» девяностых, когда жертву ловили на чувство благодарности за первоначальную пустяковую услугу и потом раскручивали на большие траты, вплоть до расставания с жилплощадью. Этот же прием лежит в основе манипуляций большинства сект, требующих непомерные пожертвования в знак благодарности за милость высших сил. Регулярное внушение, что за все вокруг нужно постоянно благодарить высшие силы, стало просто «золотой жилой» для ряда проходимцев, без зазрения совести переписывающих на себя все имущество доверчивых прихожан. А бесконечная череда «подарков» или «подношений» – это молчаливое «спасибо», которое каждый из нас «говорит» направо и налево: врачам, дэпээсникам, налоговикам, полицейским, чиновникам и далее, далее, далее.

На самом деле в большинстве случаев часто мы даже не замечаем, как нас благодарят за самые обыденные проявления любезности: подсказали прохожему, куда идти, помогли бабульке разобрать дату на упаковке, уступили место в транспорте – вы даже и не заметили, погрузившись в свои мысли, короткого слова «спасибо». Но для человека с выраженной доксофобией эта форма вежливости может стать настоящей травмой. Такие люди стараются раствориться в толпе или, наоборот, ведут себя вызывающе, чтобы их обошли стороной. И в том и в другом случае они вызывают скорее предубеждение, чем сочувствие.

Вы наверняка знаете, что изобретение «смайлика» – это почти детективная история, в которой участвовали и сам художник Харви Белл, получивший 45 долларов от State Mutual Life Assurance Cos. of America за разработку визуального маркера для корпоративных тренингов, и братья-дизайнеры из Испании, придумавшие футболки со слоганом к смайлику «Have a Happy Day», и Почтовая служба США, выпустившая марку с изображением смайлика, и француз Франклин Лоуфрани, умудрившийся зарегистрировать смайлик как описание упрощенного портрета… – но мы остаемся на стороне Харви Белла как первоавтора смайлика. Его изобретение нанесло удар по доксофобии, значительно упростив как способ благодарности, так и его восприятие.

Почему бы не носить смайлик с собой, а точнее, на себе? Рекомендуем запустить провокативную линию футболок, бейсболок, значков со словами «не стоит благодарности», на которую страдающий фобией мог бы молча указать пальцем. А против лохотронщиков помогла бы социальная реклама, благодаря которой всем стали бы очевидны различия честного маркетинга и аферы.

Что можно продавать с помощью УТП утрированной доксофобии:

1. Попробуйте самостоятельно составить список товаров и услуг современного рынка рекламы, торговых предложений, где Уникальное Торговое Предложение (УТП) основано на этой фобии.

2. Попробуйте представить, как, акцентируя внимание на этой фобии, можно привлечь внимание покупателей к вашему товару или услуге.

Если в процессе выполнения этих заданий вам вдруг самим стало страшно, то перечитайте вышеприведенный текст и выпишите любезно предложенные авторами разъяснения, почему этого вообще не стоит бояться.