Вы здесь

Маркетинговые стратегии для начинающих предпринимателей. Стратегические решения для победы в маркетинговых войнах. Глава 2. Стратегии победы над слабым противником (В. С. Лавров)

Глава 2. Стратегии победы над слабым противником

Первая группа стратегий: стратегии победы над слабым противником

В первую группу входят шесть стратегий, которые могут использоваться для победы над слабым противником:

– стратегия 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море

– стратегия 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

– стратегия 3. Убить чужим ножом

– стратегия 4. В покое ожидать утомлённого врага

– стратегия 5. Грабить во время пожара

– стратегия 6. Поднять шум на востоке – напасть на западе

Стратегия 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море

Классическое описание стратегии:

Тот, кто старается всё предвидеть, теряет бдительность.

То, что видишь ото дня в день, не вызывает подозрений.

Ясный день скрывает лучше, чем тёмная ночь.

Всё раскрыть – значит всё утаить.




Суть стратегии: Скрыть своё настоящее намерение, путь или цель, открыто провозглашая совсем другие намерения и демонстрируя соответствующее поведение, чтобы противник (конкурент, компаньон, друг, муж, жена, ребёнок и т.д.) потерял бдительность и сделал то, что вам нужно.

Легенда: Император вместе со своими генералами планировал наступательную операцию. Предполагалось использовать флот, но в море разыгралась буря и император, испугавшись непогоды, отменил операцию. Это грозило проигрышем в войне. Тогда генералы замаскировали один из кораблей под великолепный дворец и пригласили туда императора. Император, ничего не подозревая, вошёл в палаты, где ему устроили банкет. Император начал праздновать и когда он обнаружил, что находится на корабле, его корабль вместе со всем флотом был уже в море.

Мораль: Человека можно обмануть ради его же блага. Не лгать, не говорить заведомую неправду – а именно обмануть (схитрить, умолчать о чём-то важном и представить всё в наиболее приглядном свете). Само слово «обман» имеет негативный оттенок, но если вы научитесь грамотно пользоваться этим инструментом ради блага других людей, вы сможете добиться очень многого в жизни. Родители, воспитывающие маленьких детей, постоянно используют эту стратегию, когда подсовывают ребёнку сладкое лекарство или когда утешают плачущего от боли малыша, показывая ему погремушку.

Применение стратегии в бизнесе:

– когда ваш партнёр по бизнесу боится браться за новый перспективный проект из-за его масштабности, помогите ему втянуться: втайне от партнёра пошагово распланируйте весь путь к реализации крупного проекта и выдавайте ему каждый шаг как отдельную задачу на день/неделю/месяц. Когда он втянется, раскройте ему свои карты и объясните, что он уже прошёл половину пути и остаётся совсем немного до полной реализации проекта.

– если что-то болит, – молчите, иначе в случае конфликта ударят именно туда.

– никому [за исключением близких людей] не рассказывайте о своих планах, – просто берите и спокойно делайте запланированные дела; удивляйте людей не планами, а результатами.

Стратегия 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

Классическое описание стратегии:

Лучше врагов разделить,

Чем позволять им быть вместе.

Нападай там, где уступают,

Не нападай там, где дают отпор.




Суть стратегии: Избежать прямого столкновения с основными силами противника и отвлечь его внимание на другие направления. Принудить противника к отказу от первоначальной стратегии и перехватить инициативу.

Легенда: Войска противника напали на город Чжао. Чтобы его спасти, можно выдвинуть войска на помощь осаждённому городу, но это неэффективно. Лучше выдвинуть свои войска к столице противника – городу Вэй. Тогда противник снимет осаду с Чжао и направит свои войска на защиту столицы, оказавшись в невыгодных условиях.

Мораль: Лобовая атака чаще всего неэффективна. Ищите такое место для атаки, чтобы противник (конкурент, друг, союзник, муж, жена, ребёнок и т.д.) не смог сконцентрировать свои силы на опасном для вас направлении или был вынужден перегруппировываться, ослаблять силы на главном направлении своей атаки. Тогда вы легко сможете его победить или даже заключить с ним союз на выгодных для себя условиях.

Применение стратегии в бизнесе:

– возьмите какую-либо насущную проблему и найдите неожиданное решение, лежащее в совершенно неожиданной плоскости. Например, если это проблема возврата тележек в супермаркете, то не обязательно требовать от покупателей, чтобы они сами возвращали тележки (решение проблемы в лоб), достаточно нанять человека, который будет их собирать. Тогда все будут довольны.

Стратегия 3. Убить чужим ножом

Классическое описание стратегии:

С врагом всё ясно,

А насчёт друга нет уверенности.

Используй друга, чтобы убрать врага,

А сам не применяй силы.




Суть стратегии: Решаем свои задачи чужими руками, не афишируя собственных интересов и собственной вовлечённости. Продвигаем собственные интересы посредством других людей.

Легенда: Император готовил нападение на соседнее государство. Первое, что он сделал – составил список наиболее искусных, опытных и преданных генералов и чиновников соседнего государства. Перед началом осады император провозгласил и подписал указ о том, что эти генералы и чиновники не только сохранят свои посты, но и получат награду от императора. Удельный князь вражеского государства посчитал своих лучших генералов и чиновников предателями и казнил их. В результате, оставшись без опытных и искусных военачальников, он проиграл битву.

Мораль: Убирайте с дороги или ослабляйте противника чужими руками, оставляя себе роль миротворца или судьи. Продвигайте свои интересы мягко и осторожно, используя для этого своих же конкурентов. Выясняйте, какими недостатками обладают те или иные люди в ближайшем окружении конкурентов и выстраивайте свои действия в соответствии с ними.

Применение стратегии в бизнесе:

– наиболее частое использование этой стратегии в бизнесе, – когда на соперника собирается компромат и передаётся в правоохранительные органы. И руками правоохранительных органов конкурент устраняется (конечно, это оправдано только в тех случаях, когда тот действительно нарушает закон).

Стратегия 4. В покое ожидать утомлённого врага

Классическое описание стратегии:

Силы, связывающие врага,

Проистекают не из открытого противоборства.




Суть стратегии: Изматываем соперника, поощряем его к растрате ресурсов (денег, времени и сил), сохраняя при этом свои ресурсы.

Легенда: Императору бросило вызов соседнее государство. Войска соседнего государства были уже в полпути от границ, когда император вывел свои войска на защиту своих рубежей. Стояла знойная жара и войска императора в ожидании врага выбрали наиболее удобную позицию на холмах под защитой леса. Когда вражеские войска подошли, они не смогли сразу атаковать укреплённые позиции императора и им пришлось стоять почти целый день на открытом солнцепёке, без воды и пищи. Войска императора в это время отдыхали в тени деревьев. Когда в конце концов началась битва, вражеские войска были уже утомлёнными, уставшими и не могли сопротивляться. В результате император выиграл битву.

Мораль: Если вам кто-то угрожает, не бросайтесь сразу защищаться. Заставьте сначала противника растратить свой потенциал и только потом принимайте вызов. Так вы обезопасите себя.

Конец ознакомительного фрагмента.