Вы здесь

Маркетинговые стратегии для начинающих предпринимателей. Стратегические решения для победы в маркетинговых войнах. Глава 1. Фундаментальная стратегия – стратегия дальновидности (В. С. Лавров)

Глава 1. Фундаментальная стратегия – стратегия дальновидности

Что такое фундаментальная стратегия?

Фундаментальная стратегия – это такая стратегия, которая лежит в основе любых других стратегий. В политике, военном искусстве и бизнесе существует множество различных стратегий, но одна из них лежит в основе всех остальных. Это стратегия дальновидности:

Предугадывайте действия конкурентов и планируйте свои действия на 5—7 шагов вперёд, рассматривая минимум 2—3 варианта развития событий и начинайте действовать первыми, – до того, как возникает очевидная необходимость.




Действовать слепо – значит проиграть

Действовать бездумно и нерационально – значит проиграть

Действовать с опозданием – значит проиграть

Побеждает тот, кто заранее просчитывает все возможные ходы и в нужный момент действует молниеносно.

Практика. Включите разум

Поразмышляйте о том, что такое дальновидность. Какое место в вашей жизни занимает это качество? На сколько шагов вперёд вы можете видеть свои действия и их последствия? Насколько далеко вперёд вы хотите продвинуться в своих целях? Есть ли у вас конкуренты? В чём ваше преимущество перед ними? Как вы предполагаете с ними поступать?

Как стратегия дальновидности работает в бизнесе

1. Изучаем рынок: насколько востребован тот или иной товар, услуга? каковы потребности покупателей?

2. Изучаем конкурентов: кто, где, что, как и почему? каковы конкурентные стратегии? в чём причина их успеха?

3. Улучшаем товар/услугу: как существенно снизить стоимость? как значительно улучшить качество? как создать более удобные условия для клиентов?

4. Готовим прорыв: есть ли люди, которые могут помочь? (завязываем деловые отношения, если требуется) где и в каких местах разместить точки распространения? какое количество продукта потребуется?

5. С новым уникальным продуктом выходим на рынок.


Стратегия работы мелких компаний и индивидуальных предпринимателей

Мелкие компании и индивидуальные предприниматели не имеют больших оборотных средств, поэтому их стратегия заключается в том, чтобы спекулировать на рынке с уже проверенными товарами/услугами, конкурируя с крупными, сильными компаниями за небольшой кусок дохода.

Много на этом на заработаешь и по этой причине их обороты так и остаются небольшими.

Либо компания находит прорывную идею, патентует её, молниеносно выбрасывает на рынок абсолютно новый товар и быстро становится крупной компанией с большими оборотами.

Вывод: любая компания должна вкладывать значительные средства в инновации, постоянно улучшая уже существующие на рынке товары или создавая на их базе абсолютно новые. Только инновации приносят большие прибыли за счёт новизны товара и отсутствия конкурентов на рынке.

Стратегия работы крупных компаний

Крупные компании придерживаются иной стратегии, а именно: вкладывают значительные средства в инновации и год за годом модернизируют один и тот же товар, понижая его стоимость до себестоимости производства (демпинг), разоряя этим всех конкурентов, спекулирующих на рынке и забирая всю прибыль себе [их прибыль получается в случае демпинга из скидок на сырьё: большой поток клиентов – большие заказы сырья – скидки на сырьё].

Причём эту прибыль крупные компании получают не только на пиках продаж (первые полгода-год), но и на модернизации и обслуживании.

Вывод: берите любой товар/услугу, улучшайте и дорабатывайте всё, что можно улучшить и доработать и выходите с этим на рынок, одновременно с этим сразу же приступая к новой модернизации товара: как только пик продаж спадёт, у вас будет новый товар, который вы выбросите на безконкурентный рынок. И так бесконечно: новый товар – выход на рынок – одновременно с этим модернизация товара – и новый выход на рынок с модернизированным товаром. Эта схема позволяет постоянно оставаться на пике продаж.

Если у вас товар такой же, как у всех – вы неизбежно потоните в конкуренции.

Стратегическая вилка

При разработке собственной стратегии всегда необходимо помнить о так называемой «Стратегической вилке»:

– с одной стороны, вы должны уметь терпеливо ждать подходящего момента для атаки

– с другой стороны, вы должны уметь в нужный момент неожиданно и молниеносно атаковать




И то, и другое вы должны уметь делать одновременно. Если вы будете только ждать, – вы всю жизнь можете прождать. Если вы будете только атаковать, – рано или поздно вы нарвётесь на засаду и всё потеряете. Учитесь действовать так, словно вы играете в шахматы.

Практика. Игра в шахматы

Купите шахматы и постоянно практикуйтесь в этой игре. Не существует более серьёзного и в то же время простого инструмента для развития дальновидности, чем шахматы (если не считать значительно менее распространённой в нашей стране игры го).

Шахматы учат планировать свои действия на много шагов вперёд, делать только обдуманные шаги, заранее вырабатывать стратегию и молниеносно её применять.

Если есть возможность – изучите шахматные стратегии в специализированной шахматной литературе или у тех, кто хорошо играет – те же самые стратегии вы сможете успешно применять в бизнесе.

36 классических военных стратегий

В восточной традиции существует хорошо разработанная наука о военных стратегиях, – хитростях и уловках, применяемых для победы над противником. Военная стратегия – это просчитанная последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или решение какой-либо задачи с учётом времени, места и обстоятельств. Одна и та же стратегия в разных обстоятельствах может быть осуществлена совершенно по-разному.

Военные стратегии успешно применяются не только в столкновениях с противником, но и в бизнесе, продажах, творчестве, шахматах, семейных отношениях и т. д. В любом деле вы можете придерживаться той или иной стратегии, если научитесь их применять. Хорошим полигоном для отработки тех или иных стратегий является игра в шахматы и семейная жизнь.

В последующих главах будут описаны основные военные стратегии и их применение в разных сферах жизни. В качестве основы будет использоваться древнекитайский военный трактат «Тридцать шесть стратагем» [в индийской культуре были свои аналогичные стратегии, которые нам известны по игре в шахматы и таким трактатам, как «Панчатантра» и «Хитопадеша»].

Итак, 36 классических военных стратегий делятся на шесть групп:

– стратегии победы над слабым противником

– стратегии решения конфликтов с равным противником

– стратегии победы над сильным противником

– стратегии запутывания противника

– стратегии достижения преимущества

– стратегии выхода из безвыходных ситуаций

В каждой группе по 6 стратегий. Такое деление очень условно, поэтому текст трактата начинается с такой фразы: «Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте – гибкость, в гибкости – расчёт. Инь и Ян сменяют друг друга, на этом зиждется военная хитрость. Необходимую уловку нельзя загодя предугадать, в негибком планировании нет победы».

Разумеется, любую стратегию можно применять двояко – и для того, чтобы делать добро, и для того, чтобы множить зло. Это как нож, которым можно резать хлеб и кормиться, а можно резать невинных людей. В любом случае стратегии – это очень сильный инструмент влияния и я вас призываю использовать стратегии только для добропорядочных действий. Не забывайте, что используя стратегии во зло, вы навредите в первую очередь себе.