Вы здесь

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям. О надежде на Бога и терпении (Иеромонах Арсений Минин, 1876)

О надежде на Бога и терпении


Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения, – взывает святой царепророк (Пс. 145, 3): не надейся ни на друзей, ни на богатство, ни на здоровье свое и ни на что, всё это суетно, исчезает, как сон, рассеивается, как дым.

Надейся на одного Создателя и Спасителя твоего, Он лучше тебя знает все твои нужды духовные и телесные и печется о тебе. Надеющимся не на Бога угрожает страшный приговор Божий: проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его… И благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его: и будет яко древо насажденное при водах, и во влаге пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода (Иер. 17, 5–8).

Надеющийся на что-либо земное никогда не может быть покоен: надеешься ты на богатство, но всегда можешь лишиться его, надеешься на человека, но он изменчив и смертен, надеешься на свое здоровье и способности, но болезнь тела всего этого лишает тебя: одна наша истинная, твердая, несомненная надежда – Иисус Христос, Сын Божий, Бог всемогущий, вечный, по Его велению Ангелы небесные хранят нас во всех путях наших (см. Пс. 90, 11). Враг наш постоянно отвлекает нас от надежды на Бога, но мы, зная его бесовскую хитрость, постоянно должны отражать злые наветы его. Надежда без терпения, как говорит святитель Тихон, быть не может. Где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда. Надежда, как и вера, подвержена многому искушению. В бедственном состояния потребно терпение, чтоб непозволенным образом не искать от бед избавления, но предаться на волю Божию и ожидать от Него милости – или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, якоже весть Сам Он, Спаситель наш. Нет большего искушения надежде, как когда помыслы, восстающие в совести, говорят: несть спасения ему в Бозе его (Пс. 3, 3). От сего человек мраком печали покрыт. В таком тяжком искушении больше всего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, покуда эта сильная непогода пройдет или облегчится. Здесь нужно надеяться сверх надежды и уповать сверх упования, как пишет святой апостол об Аврааме: Иже паче упования во упование верова (Рим. 4, 18). К сему подвигу и терпеливой надежде увещевает святой царепророк: Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14). И милостию Божиею обнадеживает: терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9, 19). И себя в пример представляет: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. 39, 2). При сем должно внимать и сему слову псаломника: Уповай на Господа, и твори благостыню (Пс. 36, 3). Слово это показывает нам, что уповающему на Бога должно творить добро, следовать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который делами своими противится Богу, напрасно ожидает милости от Бога тот, кто непрестанно Его раздражает нераскаянным нравом, руки простирает и очи возводит к Богу, а сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, серебру, нечистоте и прочим греховным страстям. Бог есть Избавитель любящих Его, а не противящихся Ему. Господь крепость людем своим даст (Пс. 28, 11). Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 19). Не боятся Бога те, которые бесстрашно закон Его нарушают, таковых воли не сотворит Он, потому что они воли Его не творят, и молитвы их не услышит, потому что сами они не хотят Его слушать и каяться. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их (Пс. 33, 17). Слушает Господь тех, которые не страсти свои: не злато и серебро – создание Божие, но Создателя почитают и поклоняются Ему, и в искушениях их прохлаждает, утешает и увеселяет Своею благодатию. Слушает и грешников кающихся и перестающих грешить. Грешник до тех пор грешник, пока живет в бесстрашии и грешить не перестает, а когда покается и отстанет от грехов, Божиею благодатию к числу праведных присоединяется. Таким грешникам не должно упования своего отлагать, но без сомнения ожидать милости Божией о Христе Иисусе, Который пришел в мир грешныя спасти.