Вы здесь

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям. О любви к ближним (Иеромонах Арсений Минин, 1876)

О любви к ближним


Подобная первой заповеди о любви к Богу есть любовь к ближним: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. 22, 39), на сих двух заповедях основан весь закон Божий и все пророчества (см. Мф. 22, 40). Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8), а без нее ни посты, ни молитвы и ничто не угодно Богу; святой апостол Павел говорит о сем так: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1–3).

Сколь приятна Богу взаимная наша любовь, это видно из многих евангельских изречений: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Любяй брата своего во свете пребывает, и соблазна в нем несть: а ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет, яко тьма ослепи очи ему (1 Ин. 2, 10–11), а о человеконенавистниках святой евангелист произнес сии страшные слова: Всяк ненавидяй брата своего человекоубица есть (1 Ин. 3, 15).

При происшедшей ссоре с кем-либо всеми мерами должно стараться о скорейшем примирении, памятуя слово апостольское: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). Надежнейшее средство к достижению примирения – смирение и к Богу усердная молитва, коею отгоняется от враждующих дух злобы. Сила молитвы и смирения столь велика, что ей как бы невольно покоряется враждующий и примиряется с ближним, даже самые злобные враги сим побеждаются. Если будем благодушно прощать обидящим нас, то и нам простит Господь согрешения наши, как ежедневно повторяем мы в молитве Господней: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Господь явил нам образ совершенного незлобия в молитве за распинателей Своих, и мы, подражая сему, должны искренно молить Бога о ненавидящих и обидящих нас, хотя вначале таковая молитва бывает очень трудна, но впоследствии она делается утешительною; при всем том должны извинять им, стараться оправдать их, относя это более к свойственной человеку немощи, должны искать примирения с ними, чрез посредство своих услуг оказывая им добро, внимая божественному апостольскому учению: Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12, 21). Не дивно, когда виновный ищет примирения, но то достохвально и Богу приятно, когда оскорбленный первый тщится о сем, на таковом сбывается слово евангельское: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Когда видим больного, то не упрекаем его, а состраждем ему, желаем облегчения, даем добрые советы – так должно поступать в отношении и душевно больных, одержимых раздражительностью или какою иною немощию, не должно за оскорбление оскорблением платить им, а снисходить им, сожалеть о них как о немощных, тогда взаимно и нам в наших немощах будут то же оказывать, и таким образом исполнится на нас слово апостольское: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Господь как Творец наш, зная немощи наши, даровал нам и врачевства надлежащие. Если бы мы послушны были воле Божией, то жили бы не на земле, а в раю, блаженство наше состояло бы во взаимной любви.

Кто не желает ближнему спасения и даже радуется погибели его, такой хуже демона, коему как духу злобы свойственно желание это, но человеку оно непростительно, такой уже не Христов ученик, а предатель Его, ибо Господь всё делаемое человеком человеку вменяет Себе Самому, а потому не желай ближнему, чего себе не желаешь: этим докажешь истинную к нему любовь. Если хочешь одержать победу над врагом своим, окажи ему любовь и возможную благотворительность, тем самым посрамишь духа злобы и послужишь спасению брата, а наипаче своему. Как соль уничтожает гнилость в съестных продуктах или огонь выжигает ржавчину из металлов, так любовь искореняет из сердца человеческого злобу.

Кто любит ближнего своего, тот, несомненно, и Бога любит, а кто мнит, что он любит Бога, а ненавидит ближнего, ложь есть (см. 1 Ин. 4, 20). Истинная любовь состоит в делах милосердия: видишь ты бедного, погибающего от нужды, – помоги ему чем можешь, Господь многого не требует, а чтобы было от искреннего сердца по силе твоей; видишь кого в скорби неутешной, или болезни, или иной беде – утешь его, утешит и тебя Господь; ищи случая быть полезным кому чем и как можешь: отирай слезы плачущих – и твои слезы отрет Господь, упокой странного – и тебя упокоит Господь, молись Ему о страждущих – и твои страдания утолит Он, Всеблагий, не осуждай согрешающих – и тебя не осудит Праведный Судия, насыть алчущего и жаждущего – сподобишься и ты небесной Трапезы в Царствии Божием, посети больного, скорбного – и тебя утешит Господь Святого Духа пришествием.

Где любовь, там и благословение Божие, а где нет ее, там тьма и мрак греховный, там жилище бесов злобных. Любовь – надежнейшее средство к спасению души. Если мы как немощные не можем долго поститься и молиться и совершать иные подвиги добродетелей, то восполним это любовию.

Из всех дел милосердия Господу приятнейшее и нам спасительнейшее, если кто обратит грешника от пути беззакония на путь спасения, такому простит Господь множество согрешений его, в сем удостоверяют нас слова апостольские: Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу свою от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 5, 19–20). Но кто совратит кого на путь нечестия, такого ожидает геенна огненная.

Видим мы из Святого Евангелия, что в великий день всемирного Суда Божия, когда решится участь каждого из нас, особенного благословения Божия сподобятся те только, которые милосердны были к ближним своим, они удостоены будут от Бога высокой чести: в великий тот день пред всеми горними силами, пред всеми святыми и пред всею Вселенною они наречены будут сынами света, благословенными Отца Небесного, наследниками уготованного им Царствия от сложения мира (см. Мф. 25, 34).

Святой Ефрем Сирин так ублажает имеющих неоцененный дар любви. Блажен человек, – говорит он, – в котором есть любовь Божия, потому что нашел он в себе Бога. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего; в ком любовь, тот не боится, потому что совершенная любовь вон изгоняет страх, как говорит святой апостол (1 Ин. 4, 18); в ком любовь, тот никем никогда не гнушается, вся уповает, вся терпит (1 Кор. 13, 7). В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий, ибо сам благий Владыка наш сказал: О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Посему блажен, кто приобрел любовь, а с нею переселился к Богу, потому что Бог знает своих и приимет их на лоно свое. Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится.[4] Есть предание о святом евангелисте Иоанне Богослове, что сей апостол любви, находясь уже в глубокой старости, непрестанно говорил: «Чадца, любите друг друга». Когда его спросили, почему он непрестанно напоминает сию заповедь, то он отвечал: «Если кто исполняет ее, то достаточно одной ее для спасения».

Какое необычайное чудо! Кто имеет нелицемерную любовь, тот исполняет весь закон, потому что исполнение… закона любы есть (Рим. 13, 10). О несравненная сила любви! Ничего нет драгоценнее любви ни на небе, ни на земле.