О любви к Богу
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею… (Мк. 12, 30). Исполнение этой первой и большей за-поведи заключается в сих евангельских словах: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; далее говорит Господь: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Итак, любовь к Богу состоит в исполнении святых Его заповедей, из коих главная – это любовь к ближним, что видим мы из евангельского повествования о дне Страшного всемирного Суда Божия, на коем любовь, оказанную ближним, Господь вменит Себе Самому и за оную сподобит вечного блаженства. Следовательно, тот любит Бога, кто любит ближнего своего; если же кто в этом усомнится, того да уверит святой Иоанн Богослов: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? (1 Ин. 4, 20). Из всех наших добродетелей любовь Господу приятнейшая, потому что в ней заключается исполнение всего закона: Любы долготерпит, – говорит святой апостол Павел, – милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится… не раздражается, не мыслит зла: не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит: любы николиже отпадает… (1 Кор. 13, 4–7). Кто любит Бога более всего, тот всегда помнит о Нем, размышляет о Его совершенствах и делах, старается познавать волю Его, всё делать по заповедям Его; душа, истинно любящая Бога, всегда стремится мыслями и желаниями к Нему: Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Кто истинно любит Бога, тот всегда старается более и более подражать Божеским совершенствам Его. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48).
Диавол, ища погибели человека, угашает в нем чувство любви к Богу, возбуждая вместо него пристрастие к земному, неблагодарность, холодность, неверие, ропот, гордость; он тщится напоить человека тем смертным ядом, которым сам упился.
Любовь к Богу возгорается в сердце человека при размышлении о благодеяниях Божиих, излитых на род человеческий, и как нам не любить Бога, ибо Он сотворил нас невинными и блаженными, напечатлел в нас образ Своего Божества, вдохнул в нас бессмертную душу, украсил ее мудростию, святостию и правдою, соделал человека владыкою всех земных тварей, и когда он за преслушание подверг себя и всё свое потомство, погрязшее в нечестии, вечному осуждению, то Господь извлек нас, падших, из этой бездны, сошел с небес, принял на Себя естество наше, пролил за нас пречистую, святейшую кровь Свою, положил за нас душу Свою и не только избавил нас от вечного осуждения, но соделал нас чадами Божиими, наследниками бесконечного Небесного Царства – как же после всего этого не любить нам Бога! Поистине, кто не любит такого Благодетеля своего, тот хуже язычника, ибо и они любят любящих их; даже и в бессловесных животных видим мы это.
Если мы любим что-либо прекрасное в созданиях Божиих, то не более ли мы должны любить Самого Создателя? Должно усерднее молиться Всесвятому Духу о даровании нам небесного дара любви, изливающейся в сердца наши только Духом Святым (см. Рим. 5, 5).
Кто увлекается грехами, не сопротивляется им, в том нет и признаков любви Божией. Иные, сделав навык к грехам и пребывая в них, мнят иметь любовь к Богу, но суетная их надежда оная не что иное, как самообольщение, ибо кое общение свету ко тьме? Иосиф и Сусанна решились лучше умереть, нежели согрешить пред Богом, а святые мученики, воспламенившись любовию к Богу, шли на лютые муки и смерть как на пир.
Любовь Божия есть вино, веселящее сердце человека (см. Пс. 103, 15); вкусили этого божественного пития невоздержники – и стали подвижниками, вкусили грешники – и стали праведниками, вкусили богатые – и возжелали нищеты, вкусили блудники – и стали целомудренными, вкусили немощные – и стали непобедимы, вкусили невежды – и умудрились, вкусили скорбящие – и возвеселились. Дары Духа Святого, изливающиеся на любящих Бога, бесчисленны.
Любовь, – говорит Лествичник, – есть огненный источник: в какой мере источает питие, в такой же мере распаляет жаждущего. Кто истинно любит Бога, тот предан Его святой воле, и чтоб его ни постигло, он всё приемлет как от руки Божией, с твердою верою, что всё это послужит к его душевной пользе, к испытанию его терпения, чрез что совершается вечное спасение; такому некогда скажет Господь: рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 23). Для души, преданной Богу, несчастия, постигающие ее в сей жизни, служат степенями, возводящими ее к совершенству.
Кто любит Бога всем сердцем своим, тот не разделяет сердца своего между миром и Богом, между удовольствиями мира, какими наслаждался упоминаемый в Евангелии богач, и между служением Богу: ибо не может человек двема господинома работати… Богу… и мамоне, как говорит Евангелие (Мф. 6, 24). Но кто истинно любит Господа Бога от всего сердца своего, тот, предпочитая всему на свете Бога, из любви к Нему оставляет и богатство, и славу, и удовольствия, и все прелести мира – и удаляется даже ближайших своему сердцу, если только они препятствуют спасению души его: Иже любит отца или матерь паче Мене, – говорит Господь, – несть Мене достоин (Мф. 10, 37).
Кто истинно любит Господа всею душою, тот старается исполнять всю волю Его, всю жизнь и всю деятельность свою располагать по закону Его, во всем и всегда старается подражать святому примеру жизни Господа Иисуса Христа, уподобляться Ему в своих мыслях, желаниях и делах, страшась оскорбить Господа не только законопреступным делом, но и греховным словом или помышлением; тот при всяком поползновении ума и сердца своего к злу говорит самому себе: Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом? (Быт. 39, 9).
Кто истинно любит Господа Бога всем помышлением своим, тот любит всегда размышлять о Боге, всегда поставляет себя в святом всеприсутствии Его, поучается в законе Его день и ночь (см. Пс. 1, 2), для того словеса Господня слаще меда и сота, драгоценнее паче злата и камене честна многа (см. Пс. 18, 11), тот любит часто ходить в храм Божий, жаждет общения с Ним в молитве и святых таинствах, тот, и живя на земле, более думает о небесном, предпочитая будущую жизнь всем благам жизни настоящей.
Кто любит Господа Бога своего всею крепостию своею, тот не увлекается соблазнами мира, не страшится угроз его, не преклоняется лестию его, тот ради славы имени Божия готов лишиться всех благ временных, претерпеть все поношения и гонения и даже самую смерть. Кто ны разлучит от любве Божия, – говорит святой апостол, – скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35) – такова истинная, совершенная любовь к Богу!
Объяснив, что значит любить Бога всем сердцем, всею душою и всею мыслию своею, остается показать, как нам узнать, истинно ли любим Господа Иисуса Христа. Всё узнается по признакам: есть признаки и любви к Богу. Обратим на них внимание.
Любящий ни о чем столько не мыслит, как только о любимом: ибо таково свойство нашего сердца, что кого мы любим, тот непрестанно у нас в мыслях. Мы часто бываем удалены пространством от того, кого любим, но в мыслях всегда с ним, смотрим на него, слушаем его и говорим с ним, поутру просыпаемся – и первый предмет нашей мысли тот, кого мы любим, занимаемся ли каким-либо делом для себя или для других – и никакое дело не мешает нам мыслить о том, кого любим. Поэтому любит Бога тот, кто и во храме и вне храма, и днем и нощию, и сидя и лежа имеет мысль о том, что Бог есть, что Он создал небо и землю, Ангелов и людей, что Он везде невидимо присутствует, всё видит, всё слышит, знает наши мысли, наши желания, что Он во всемогущей силе Своей содержит всю Вселенную, всё ведет к предположенной цели, продолжает нашу жизнь, хранит наше здоровье, благосостояние и что мы Им живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). Мы тогда не имеем нужды, чтобы напоминали нам о любимом нами: ибо сама любовь непрестанно приводит нам на память любимый нами предмет. Поэтому обратим внимание на себя и всмотримся: всегда ли Господь у нас в уме и сердце? Или, по крайней мере, часто ли мы воспоминаем о Нем? Если Он, Спаситель наш, приходит нам на мысль часто, то, значит, мы имеем любовь к Нему. Святой царепророк, горячо любивший Господа, взывал к Нему: Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли? …Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 25–26). Седмерицею днем хвалих тя, Господи (Пс. 118, 164), – продолжает святой Давид, и еще в другом месте говорит: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62). Так душа, любящая Бога, любит молиться и усердно и часто, и это оттого, что она непрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем, ищет Его, услаждается Им. Поэтому любящие Бога любят часто посещать храмы Божии, любят часто говеть и приобщаться Святых Животворящих Его Таин, теснейшим образом соединяющих нас с Ним, Искупителем нашим. Анна Пророчица, всем сердцем любя Бога, не отходила от храма Господня, служила постом и молитвами день и ночь. А первые христиане ежедневно были причастниками Пречистого Тела и Крови Христовой. Любовь к Богу обнаруживается также расположением к чтению или слышанию слова Божия. Любящему Бога приятно слышать, что Бог, Создатель его, изрек в Священном Писании, приятно знать Его святую волю, он сладко углубляется в слово Божие, радостно созерцает дела премудрости Божией, внимая глаголам живота вечного. Коль возлюбих закон твой, Господи, весь день поучение мое есть. Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 97, 103) Любовь к Богу обнаруживается благочестивою христианскою жизнию, исполнением воли Божией. Таково свойство нашего сердца: кого мы любим, того и волю усердно тщимся исполнить; в этом уверяет нас Сам Создатель наш: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет… Не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 23–24).
«Как в пещи вавилонской посреди сильного пламени небесная роса прохлаждала блаженных отроков, так и любовь Божия, когда вселится в сердце человека, всякий страстный пламень погашает и неизреченною росою его прохлаждает».[2] «Горящий любовию к Богу человек так обращается на земле, как бы имея жительство свое на небесах, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни сей презирает, поспешая к небесному отечеству своему».[3]
Кто из смертных сподобился высочайшего дара любви Божией, тот только телом пребывает на земле, а блаженная душа его уже воспарила в горние селения и наслаждается блаженнейшим общением с Небесным Утешителем, как невеста с Женихом.